ПОЭЗИ

   

Адæймаг

Аргъау

Æвзаг
Барад
Дзырдуат

Дин

Зарæг
Зонад
Истори
Клуб

Медицинæ
Политикæ
Поэзи

Прозæ

Спорт

Этнографи

Юмор



Дигоронау
Радио

 

 

 

          Одно из лучших стихотворений Симонова «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой – будущей жене поэта. Он находился на фронте в качестве корреспондента «Красной звезды».
          Феномен «Жди меня», вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, феномен стихотворения, написанного в августа 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного конкретной, земной женщине, но такой тогда далекой, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – как заклинание судьбы, в котором предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит. Вот это стихотворение, автор которого за литературные заслуги был отмечен Ленинской премией и 6 раз Государственной (Сталинской), мы представляем вашему вниманию.

 

 

Константин Симонов

(1915 – 1979)

ЖДИ МЕНЯ

 

Хъодзаты Æхсар

 

КÆС ÆНХЪÆЛМÆ


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941


Кæс æнхъæлмæ, кæс мæнмæ,
алы бон дæр кæс,
æмæ сау хæстæй хъæмæ
раздæхдзынæн æз.
Уардзæн бур къæвдатæ, мит,
таудзæн хур йæ зынг,
сисдзæн зынгæуад æхситт, —
кæс æнхъæлмæ тынг.
Кæс æнхъæлмæ æмæ ссар
масты бон фæрæз,
кæд нæ уа мæнæй хабар,
быхс уæддæр, фæраз.

Кæс мæнмæ æнхъæлмæ, кæс,
ме ’рцыдыл æууæнд,
рох кæмæй фæцис йæ хæс,
уый-иу дис кæнæд.
Уадз мæ фырт æмæ мæ мад
ме сæфтыл кæуой,
«Тохы байсæфти, фæмард»,—
ме ’мгæрттæ зæгъой.
Уадз, мæ рухсагæн-иу рæгъ
рауадзой сæнæй,—
ды мæ цæрæнбонæн зæгъ,
баназ æй фæрнæй.

Кæс мæнмæ æнхъæлмæ, кæс,
нæй мæнæн адзал.
Артæй раздæхдзынæн æз,
ссардзынæн мадзал.
Хъуамæ иуафон хъæмæ
фестон: арфæ райс,
ды кæй фæбадтæ мæнмæ,
уымæн дæн æгас.
Мæн дæ фæрцы н’ айста хæст,
дардзынæн дæ хæс,
уый та зондзысты æрмæст
иунæг ды ’мæ æз.

1987

 

* Сæргæндты сыфмæ *