Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лес мертвецов О книге «Лес мертвецов» Жан-Кристоф Гранже
- «Лес мертвецов» Жан-Кристоф Гранже Жан кристоф гранже лес мертвецов
- Доисторическая Русь, Территория заблуждений с И
- «Склероз, рассеянный по жизни» Александр Ширвиндт
- К чему снится ребенок на руках?
- Что означает если снятся дети
- Приснилась расчёска для волос — что скажут об этом сонники
- К чему приснился сахар: значение сна по соннику
- Леонид i, царь спарты. Леонид I Семья и дети
- Откуда пошло выражение "Карл!
Реклама
Виды адаптации персонала. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников Психологическая адаптация новичка в организации |
Когда работодатель принимает на работу нового сотрудника, они оба исполнены надежд. Работник надеется, что ему понравится на новом месте, а работодатель ожидает сразу стопроцентной результативности труда работника. Но прежде чем работа наладится, и работнику, и работодателю, и трудовому коллективу придется пройти не всегда простой этап под названием «адаптация нового сотрудника». Значимость адаптационного периодаАдаптация нового сотрудника – это вид социально-психологической адаптации, представляющий процесс активного вхождения новичка в должность посредством взаимодействия с новой трудовой средой. Успешность адаптации на новом месте – ответственность не только самого сотрудника, но и его нового руководства. Каким бы ответственным, коммуникабельным, стрессоустойчивым, смелым и опытным ни был бы работник, он попадает в новую для себя среду, а значит в стрессовую ситуацию , в ситуацию необходимости приспособиться, адаптироваться, изменяться. Грамотный и мудрый работодатель заботится о том, чтобы адаптация новых сотрудников проходила организовано , он не пускает ее на самотек. Компании, в которых не заботятся о том, чтобы помочь новичку освоится в коллективе, привыкнуть к новому рабочему месту, разобраться в своих должностях обязанностях, почувствовать себя комфортно, обрекают себя на постоянную текучку кадров. Новый сотрудник именно в период адаптации решает для себя будет он работать в данной организации дальше или нет. По статистике 90% людей, уволившихся с места работы, не проработав там и года, принимали решение уйти уже в первые дни–недели , а все остальное время просто терпели и ждали подходящего момента или «последней капли»! Если работнику не нравится его новая должность, у него есть два пути: уволиться или терпеть. Люди, не имея возможности уйти с нелюбимой работы или просто из страха это сделать, терпят годами невыносимые для них условия! А организация при этом терпит убытки. Причин, по которым новый член коллектива может покинуть работу в скором времени после трудоустройства, множество, но неуспешное прохождение адаптации или вовсе дезадаптация на рабочем месте – одна из ведущих причин! Ошибки работодателейРаспространенная ошибка при подборе персонала – поиск «готового», идеального кандидата. Но идеального работника можно только «вырастить» в своей организации. Когда новый сотрудник приходит на работу, он в большей или меньшей степени подходит на должность, сразу идеально подходить он не может! Чтобы стать идеальным работником, ему нужно освоиться, влиться в организацию и проработать в ней какое-то время. Кроме того, кандидат на должность – живой человек, он личность и не может состоять из одних только достоинств. Относиться к человеку как к машине или роботу, который не должен ни болеть, ни иметь личной жизни, ни перечить и ни жаловаться — большая ошибка. Часто работодатели ставят себя выше работников и соискателей, повышают требования к последним до небес, забывая при этом также соответствовать высоким требованиям. Например, неуспешный предприниматель с завышенным самомнением «отсеивает» кандидатов на занятие должности, способных стать прекрасными работниками, только потому, что они без опыта работы или берет их на работу, но относится неуважительно, совершенно не беспокоясь об их психологическом комфорте. При этом такой работодатель не понимает, что его организация и не является той, в которую бы пошли работать опытные специалисты и что нужно ценить имеющихся кандидатов. Неназначение испытательного срока – также частая ошибка работодателей. Испытательный срок необходим чтобы понять, подходит ли кандидат на должность и нравится ли она ему. Это время, когда не только новый сотрудник старается понравиться руководству, но и руководство должно постараться понравиться новичку. Успешная адаптация новых сотрудников определяется как важная цель работодателями, которые понимают, что трудолюбивый, мотивированный, работающий так, как от него ожидает руководство, сотрудник это сотрудник которому помогли адаптироваться и научили работать именно так, как требуется работать на занимаемой им должности. Этапы адаптации нового сотрудникаОт успешности адаптации сотрудников зависит эффективность деятельности компании. Работник, которому коллектив и руководство помогли успешно адаптироваться на новом месте, обязательно ответит благодарностью и высокой продуктивностью труда. В среднем по времени адаптация нового сотрудника длится полгода и разделяется на этапы:
Об окончательном, успешном завершении адаптационного периода свидетельствует чувство уверенности и комфорта нового сотрудника на рабочем месте. Сотрудник успешно адаптируется, когда изменяет свое поведение и сопоставляет его с требованиями компании, когда эти требования и его личные цели становятся совместимыми. Итак, адаптация нового сотрудника – процесс обоюдный: сотрудник должен хотеть и стараться работать, а организация должна ему всячески в этом помогать (обучать и поддерживать). Если работник, подходивший на должность, уволился по собственному желанию до завершения испытательного срока, значит, руководством были допущены ошибки или уделено недостаточное внимание адаптации. Человек может адаптироваться в любых условиях, даже очень тяжелых и психологически сложных. Но будет ли он это делать, когда не находит поддержки, понимания, уважения со стороны руководства и коллектива, но при этом понимает, что есть возможность найти другую работу? Вряд ли. Если Вы хотите более подробно изучить тему адаптации нового сотрудника рекомендуем почитать книги А. Я. Кибанова «Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала» и «Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации» Вы думаете, что проблема адаптации касается только первоклассников и их родителей, вы глубоко ошибаетесь. Будьте готовы к подобным ситуациям: после каникул, при переходе ребенка в пятый класс, новую школу. Как помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения и справиться с трудностями, вы узнаете, прочитав статью. Ребенок пошел в первый класс – радостное, долгожданное и одновременно тревожное событие. Родителям и сердобольным бабушкам до слез жалко малыша, ведь за порогом школы его ждут испытания, а он, такой беззащитный и нет рядом мамы, всегда готовой прийти на помощь. В некоторых случаях процесс привыкания становится сложным этапом в жизни первоклассника и всей семьи. От того, как начнется школьная жизнь малыша, как он вольется в коллектив, зависит весь процесс дальнейшего обучения. Адаптация первоклассника — это умение приспособиться к новым условиям. Трудности адаптации к школеДетсадовские детки привыкли к комфортному режиму дня — занятия, игры, еда и сон по расписанию, а школьная жизнь — более динамичная. Ребенок устает, часто не успевает выполнять задания педагога, расстраивается, капризничает. У домашних деток процесс привыкания проходит еще сложнее. На психику и эмоциональное состояние ребенка оказывают влияния:
Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности:
Как справиться и предупредить проблемы — задача родителей и педагогического коллектива. Уровни адаптации ребенка к школеПосле первого сентября наступает второе, третье и становится ясно — одни дети легко входят в школьную жизнь, у других процесс привыкания проходит болезненно, со слезами и истериками. Детей можно разделить на три группы по способности адаптироваться к требованиям и правилам школы. К сожалению, практически половина первоклашек болезненно проходит начало длинного и сложного пути обучения. Адаптация высокого уровняРебенок без проблем, на позитиве, принимает новые условия, требования и обязанности.
Адаптация среднего уровняРебенок без труда приспосабливается к новым условиям.
Низкий уровень адаптацииРебенок отрицательно относятся к школе, одноклассникам и учителям.
Процесс адаптации к школеАдаптация ребенка занимает определенное время и проходит поэтапно:
Начинается первый этап подготовки ребенка к школе.
Психологи отводят полгода, по прошествии которых делается вывод, как дети адаптировались к школе.
После первого семестра классный руководитель сообщает родителям, какие успехи у детей за полгода обучения и проблемы адаптации отдельных учеников. Работа с трудными детьми планируется на второй семестр, совместно с учителем, психологом и родителями, чтобы к концу года ребенок стал полноценным членом школьного коллектива. При проявлении первых признаков дезадаптации первоклассника:
Условия адаптации к школеЧтобы ребенок легко привык и приспособился к новым условиям, нужно учитывать особенности адаптации к школе организма, нервной системы и поведения в коллективе и обществе. Физиологическая адаптация к школеС началом обучения организм ребенка перестраивается, у каждого этот процесс занимает разное количество времени. В первую четверть у многих малышей наблюдается снижение аппетита и потеря веса. Ребенок жалуется на усталость, головные боли с трудом просыпается по утрам. Часто от переутомления снижается артериальное давление, возникают проблемы с кровеносной системой, которая в этот период претерпевает возрастные изменения. Возникает вопрос — что делать? Руководствуйтесь банальными, хорошо известными, рекомендациями:
Для первоклассника противопоказаны всякого рода продленки, даже если это вынужденная мера и ребенка некому забрать из школы обратитесь к бабушкам, дедушкам, сестрам.
Первоклассник мало двигается, установлено, что на активный отдых у него уходит полчаса, конечно, есть уроки физкультуры, но они не решают проблему.
К сожалению, по статистике родители в большинстве случаев, в силу занятости или халатности, мало или вообще не контролируют ребенка. Он не досыпает, ест что попало, много времени проводит перед компьютером, не бывает на свежем воздухе. О хорошем самочувствии говорить не приходится. Психологическая адаптация к школеПсихологическая готовность к обучению — это когда ребенку нравится ходить в школу, учиться, и у него хорошее настроение. Противоположное состояние в поведении малыша говорит о том, что внутренне, душевно, он не готов к школе. Как ребенок психологически адаптируется к школе, зависит от вас. Несколько простых рекомендаций, которые помогут ребенку:
Не забывайте, что каждый первоклассник уникален, со своим характером, типом темперамента. Согласитесь, что холерику, в силу подвижности нервной системы, сложно усидеть на уроке и за домашней работой, а флегматика — заставить принять быстрое решение. Социальная адаптация к школеЕсли ребенок пришел в школу из детского сада, он имеет первоначальные понятия социализации в обществе, что отличает его от первоклассника, который был до школы с мамой или няней. Пройдет немного времени, и разношерстная группа детей превратится, под руководством учителя, психолога и родителей, в дружный коллектив. Ребенок должен уметь налаживать отношения с детьми и учителями, заводить знакомства, отстаивать свое мнение и дать возможность высказаться другому. При конфликтных или сложных ситуациях ребенок должен научиться достойно выходить из них и самостоятельно принимать решения. Главная задача родителей и педагогов — помочь первокласснику найти свое достойное место в коллективе, не стать изгоем. Готовность и адаптация к школеРодители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.
Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы. На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.
Адаптация пятиклассников к школеГоворя об адаптации ребенка к школе, невозможно оставить без внимания сложный процесс перехода детей из начальной школы в среднюю. Если родители первоклашек, отправляя свое чадо в первый класс, знают, какие трудности приходится преодолевать ребенку, то родители пятиклассников не догадываются о сложностях адаптации своих детей к новым условиям.
Часто адаптация пятиклассника проходит легко и безболезненно:
Если все прямо в поведении ребенка наоборот, значит, возникли трудности адаптации, ему нужно помочь. Старайтесь разговаривать как можно больше с ребенком, ведь только так есть возможность узнать, что его беспокоит и постараться решить с ним все проблемы вместе. Видео: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?»
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с таким процессом, как адаптация на новом рабочем месте. Это просто колоссальный стресс для организма, ведь повышенный уровень тревоги не очень хорошо сказывается на здоровье. Сама адаптация проходит примерно две недели, но порой длится и дольше. Это зависит от ваших внутренних ресурсов и умении приспосабливаться к новым условиям. От этих первых недель зависит ваше будущее, как вы успели показать свою компетентность руководству, какие отношения начали формироваться с коллегами и смогли ли занять и прочувствовать своё место, на котором комфортно и спокойно. Поэтому сегодня я поделюсь рекомендациями, как успешно пройти этот нелёгкий, но необходимый процесс. Периоды
Виды
Причины возникновения моббинга
Подробнее о моббинге, вы можете . Дайте себе возможность вливаться постепенно, вы пришли в новое место, и даже если прекрасно разбираетесь в специфике работы, необходимо внимательно присмотреться к обстановке, в которую попали. А это значит, что изначально требуется признать тот факт, что первое время вам будет тревожно, и возможно некомфортно. И это нормально. Не торопите себя и не ставьте сверхзадач. Изучите свои должностные обязанности, иначе, на правах старожилов, коллеги смогут перекладывать на вас задания, которые вы не обязаны выполнять.
Как снять стресс
ЗаключениеНа этом всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу порекомендовать почитать мою статью « », и тогда, опираясь на внутренние ресурсы и знания, вы с лёгкостью пройдёте адаптационный период и все его виды. Если эта статья была полезна вам, можете добавить её к себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне приятно. Спасибо и до скорых встреч на страницах блога. 5
Михаил Притула Head of HR Preply. Ранее работал в Wargaming, «СТБ», «Альфа-Банке». Более 12 лет в HR. Теме адаптации сотрудников, или, как её называют на Западе, onboarding, посвящено много исследований, статей, рекомендаций и даже книг в стиле «Ваши первые 90 дней на новой работе». Не буду перегружать вас упоминаниями книг, статистикой, ссылками и прочим, а сразу перейду к делу и дам несколько советов из моего 12-летнего опыта работы в HR. Адаптация не происходит сама по себеКакой бы крутой ни был профессионал. Распространено убеждение, что если мы берём на работу суперкрутого профи, то он уж точно сам разберётся, что делать и как адаптироваться. Мол, это чуть ли не признак профессионала. Не адаптировался - значит, не профи. Следующий! На самом деле в лучшем случае адаптация затянется и сотрудник выйдет на полную мощность через 3–6 месяцев (зависит от уровня позиции и сложности должности). С качественной адаптацией этот срок сокращается вдвое. Сколько вы там платите вашему новому маркетинг-директору? 5 000 долларов в месяц? И как вы считаете, стоят ваши усилия 15 000 долларов, которые вы сэкономите компании? Агентствам за поиск кандидатов вам три зарплаты платить жалко, а на адаптации вы их легко теряете? Первый день критиченИтак, вы поняли, что адаптация - крайне полезная штука. Что делать, куда бежать? Нанимать срочно HR-менеджера, который займётся адаптацией ваших сотрудников? Нет, сначала успокоиться. 90% успеха адаптации заложены в первом рабочем дне, и руководителю под силу сделать это качественно самому. Но придётся подготовиться. ДокументыУдостоверьтесь, что к этому времени документы подписаны (сотрудники не любят, когда подписание документов с компанией затягивается на несколько дней). Лучше сделать это заранее, если возможно. В «СТБ» мы, например, высылали анкету кандидата, которую человек заполнял дома и присылал нам. В «1С» у нас были шаблоны всех договоров, куда мы подгружали анкету кандидата и за 5 минут печатали все документы. Сотруднику не придётся ждать, пока ваш кадровик наберёт его данные от руки. В Preply мы вообще подписываем все контракты в DocuSign, у нас даже нет такого понятия, как пойти в отдел кадров. Человек высылает скан паспорта, мы вносим в контракт, загружаем в DocuSign и высылаем на подпись СЕО и сотруднику. Подпись цифровая, можно поставить даже с телефона. Рабочее место и необходимые доступыВсе учётки должны быть заведены: почта, Slack и прочее. Мы это делаем сразу после подписания контракта. Проверьте, что компьютер готов, стол и стул ждут хозяина. Вишенка на торте - пакет новичка: ручка и блокнот с фирменным логотипом, футболка, набор наклеек, ленточка для пропуска, значок компании (бюджет - 10–15 долларов). Знакомство с офисом и сотрудникамиСотрудники должны быть проинформированы. Если в компании работает менее 100 человек - пишем в Slack, кто к нам присоединился, бросаем ссылку на профиль в LinkedIn (в России - на Facebook). Если в компании больше 100 человек - делаем то же самое, но только в пределах департамента (который тоже до 100 человек). В первый день устройте экскурсию по офису: здесь у нас кухня, здесь туалет, тут переговорная (которую мы бронируем вот так), курим мы вот там, здесь бухгалтерия, а тут любимый пони нашего директора. Познакомьте новичка с теми, кто сидит рядом: «Коллеги, минуточку внимания, к нам присоединился (…), прошу любить и жаловать». Как себя вести, если вы…РуководительПоздравляю, вам выпала честь адаптировать нового сотрудника. За вас это никто не сделает, но точно смогут помочь. Итак, что же от вас требуется:
Новый сотрудник
HRМог бы написать целую книгу, но дам несколько наиболее важных советов:
КоллегаКонечно, как коллега вы не имеете никаких обязанностей по адаптации новичков, но определённо можете извлечь пользу для себя. Люди хорошо помнят, кто им помогал в трудные минуты (хотя не всегда говорят об этом публично), поэтому у вас есть все шансы построить хорошие отношения с новичком и потом расчитывать на его помощь. Вот несколько советов:
ЗаключениеАдаптация во многих компаниях либо не осуществляется, либо осуществляется крайне плохо, в результате чего страдает как бизнес, так и сотрудник. Причина - отсутствие понимание процесса с обеих сторон. Простые советы, описанные выше, помогут значительно улучшить процесс адаптации в компании, даже если у вас нет HR-сотрудников. Радость и ощущение, что для счастья нет преград, - это обычно только первый и один из самых коротких этапов, через которые приходится пройти после . Как только эйфория утихает, возникает много проблем - от бытовых вопросов из серии «как оплатить электричество?» и «где починить велосипед?» до более насущных «как найти друзей и не стать изгоем?». Автор научно-популярной книги об эмиграции «Как переехать в другую страну и не умереть от тоски по родине» Оксана Корзун изучила, какие научные исследования были проведены на эту тему за последние 50 лет, и пообщалась с эмигрантами из разных стран. «Теории и практики» публикуют главу о сложностях адаптации на новом месте. В конце XX века ученые особенно заинтересовались процессами адаптации эмигрантов к новым условиям жизни и культурным шоком, поскольку миграция стала обычной частью жизни почти каждой страны. Было разработано несколько теорий, которые смогли описать механизм привыкания к новой стране и адаптацию. Самой известной и самой спорной теорией стала U-кривая адаптации , представленная Калерво Обергом еще в 1954 году, а позднее неоднократно изучаемая и дорабатываемая другими исследователями. Эту теорию неоднократно критиковали за слишком универсальный характер, указывая, что она не может соответствовать всему разнообразию человеческого опыта. Но за последние 50 лет не было разработано другой теории, которая бы стала более подходящей, чем U-кривая. Несмотря на ее недостатки и слишком условный характер, она была подтверждена частично или полностью множественными исследованиями других авторов. […] Стадии и этапы адаптации, согласно U-кривой, не всегда предполагают их обязательное и полное прохождение всеми эмигрантами. Некоторые пропускают часть этапов, кто-то застревает на одном и дальше не двигается. Существует множество факторов, которые влияют на окончание приспособления и стадии, которые может пройти человек, чтобы полностью адаптироваться - например, уровень образования, ожидания от новой страны, культурная разница и многие другие. […] Первый этап адаптации - туристический, человек ощущает эйфорию от переезда, «я здесь, я смог, для меня нет преград». Эта стадия предполагает некоторое снижение критического мышления к действительности, эмигрант сосредоточен на приятных ощущениях, новых местах, разнообразии в магазинах, новых вкусах, окружающей среде, развлечениях. К тому же часто эмиграции предшествовал нервный переезд и период сбора документов - на этом этапе человек расслабляется и выдыхает. Этот этап обычно длится непродолжительное время. Калерво Оберг говорит о нескольких днях и до 6 недель. Стоит отдельно отметить, что речь здесь идет скорее о бытовом ощущении новизны от смены обстановки, и меньше об облегчении от покидания места жительства, которое не нравилось. «Радость была только от того, что, наконец-то, удалось переехать, так как примерно 5 лет до этого я выстраивала план, как переехать семьей из города, где мы жили, чтобы все остались довольны. Остальные ощущения скорее можно оценить, как доброжелательный интерес к тому, что вокруг. Радость от переезда все еще не утихает, т.к. в России с нашей точки зрения, ситуация только ухудшается, интерес к тому, что вокруг, устаканился на относительно невысоком уровне». На втором этапе, этапе постепенного разочарования , проблемы неспешно нарастают. Эмигрант имеет еще свежие воспоминания о старой стране и неизбежно начинает сравнивать и обычно не в пользу новой страны. Чаще всего это происходит через стереотипы, с которыми он жил в стране отъезда - сейчас с ними можно столкнуться в реальности и часто это вызывает необходимость пересматривать собственные взгляды. На фоне этого происходит постепенное снижение настроения, поскольку необходимость встраиваться в окружающую среду предполагает столкновение с бытом и жизнью другой страны и может вызывать негативные ощущения, поскольку навык общения в этой культурной системе еще не выработан или не доведен до автоматизма. На этом этапе присутствует сильное ощущение чужеродности и отсутствие чувства «дома». У некоторых людей могут возникнуть мысли о собственной неполноценности, дискомфорт от общения с окружающим миром из-за невозможности понять людей в новой стране, отчуждение. Часто это выливается в сознательные попытки уменьшить общение с другими людьми, изолироваться, появляется разочарование в выборе страны и вообще в переезде.Человек начинает задавать себе вопросы о правильности его выбора. «Я очень быстро поняла, что бельгийцы в большинстве своем мне не нравятся. Прежде всего, они с большим скрипом впускают людей со стороны, других, иностранцев. Речь не о том, чтобы выпить где-нибудь пиво, а о том, чтобы найти тех, с кем можно было поговорить по душам. Раздражало еще многое, например, вспоминается их какое-то мещанство, что ли, замкнутость на собственном мирке, что-то вроде английского narrow-minded. У кого-то это - семья, у кого-то - город, у кого-то - страна (или только ее северная часть, где говорят на нидерландском). Это совершенно не соответствовало моему мироощущению, где я - это маленькая точка в большом и очень-очень разнообразном мире. И это тормозило многие разговоры, и очень меня раздражало само по себе». На этом этапе мигрант может начать больше общаться с бывшими соотечественниками, как и лично, так и в интернете, иногда выражая там свою возникающую агрессию и раздражение из-за невозможности высказать ее тем людям, которые были причиной гнева. Общение с соотечественниками помогает ощутить себя на короткое время в безопасной среде, отдохнуть от иностранного языка, от напряжения из-за изучения нового социального окружения, хотя и вызывает приступ тоски по старой жизни. «Злость и раздражение - нет, не чувствовала. По большей части, когда заканчиваешь бегать по разным местам, собирать документы и бумажки, находят одиночество, тоска и ностальгия. Но опытный перезжальщик знает, что с этим всем делать =). Для меня самое сложное было - это отсутствие машины и людей, которые могут помочь обустроиться. В первую неделю или две находишься в постоянном стрессе: поиск квартиры, покупка всего самого нужного, наладить платежи за электричество, воду и т.д.». Тамара, Великобритания, 5 лет в другой стране Новая страна может казаться эмигранту неправильной, нелогичной, агрессивной, стереотипной, а страна отъезда, наоборот, вызывает приятные ощущения и кажется разумной, правильной, безопасной. Это ощущается, как будто ты чужой, ты никогда не сможешь их понять, ты воспитывался по другим моделям, книгам, не понимаешь, как они реагируют на те или иные вещи. На этой стадии иногда даже кажется, что местные люди сознательно не хотят общаться и затрудняют жизнь (иногда это не лишено смысла - многие интуитивно чувствуют враждебное отношение эмигранта и отвечают тем же). «Я испытывала большой стресс по поводу вступительных экзаменов и визы, которая была еще в изготовлении. Многое должно было совпасть само, сложиться и от меня напрямую не зависело, это чувство было неприятным. В остальном, ностальгии не было, чувства того, что я чужая - не сильно (в смысле, очевидно, что я не местная, но при этом было ощущение дружелюбности окружающего по отношению ко мне). Чувство одиночества было особенно на первой неделе, а потом стало легче. Я просто старалась сильно не накручивать себя, что я одна». Кира, Вена, 1,4 года в другой стране На этом этапе может возникнуть нежелание учить новый язык и использовать его в быту, раздражение и злость, что вообще приходится его учить - таким образом человек пытается защититься, поскольку оберегает себя от ощущения провала и страха, что над тобой посмеются, например, когда коммуникации не получается, или делаются ошибки в речи, слышен акцент или тебя постоянно переспрашивают. Часто это может быть связано с тем, что человек не принимает новую жизнь, боится коммуникации с местным населением, приписывая ему враждебные качества - отчуждение, высокомерность, закрытость. Незнание языка выступает защитным барьером - я вас не понимаю, значит, и обидеть вы меня не можете. «Я столкнулась с гигантским психологическим языковым барьером. Оказалось, что намертво вбитое в детстве «не смей сделать ошибку» не дает никакой возможности говорить на английском - страшно, стыдно, мучительно сложно. До сих пор язык знаю довольно плохо с моей точки зрения, хотя вокруг полно иммигрантов, которые знают его намного хуже меня и чувствуют себя совершенно свободно при этом. Местами этот барьер преодолен, продолжаю занятия языком с преподавателями». Арина, Канада, 1,5 года в другой стране Иногда в такой ситуации человек может видеть себя, как отрытого, дружелюбного, иногда с искренним недоумением, почему люди вокруг не стремятся общаться с ним. Если же ситуация меняется и человек начинает замечать за собой черты враждебности к местному населению, а с их стороны открытость и дружелюбие, это может вызывать агрессию, попытки самоутверждения за их счет, оборонительное поведение, чтобы не признавать свои ошибки, поскольку на этом этапе это особенно тяжело дается. Вопрос агрессии и раздражения у эмигрантов сам по себе большая тема для исследования. Процесс адаптации требует серьезного пересмотра взглядов на жизнь, меняет человека изнутри как личность. Многие эмигранты в первые месяцы могут реагировать очень болезненно на смену ролевых моделей - в России мы все были кем-то, но в новой стране все придется начать с начала. Изучение нового неизбежно сопровождается ошибками на практике, но для некоторых людей, особенно, склонных к перфекционизму, такая ситуация может вызывать фрустрацию и гнев. Эмигранты, испытывая неприятные эмоции, часто не могут выразить их на источник проблемы - другую страну и жизнь других людей, и копят их в себе. Часто единственный источник для облегчения эмоций - это другие эмигранты или незнакомцы в интернете. Другие переселенцы, пытаясь справиться с нарастающим валом подавляемых эмоций наоборот говорят только об очень положительных вещах в своей жизни, иногда преувеличивая, не желая признаваться самим себе в проблемах. В процессе адаптации эмигранты часто сталкиваются с ощущением потери роли - теперь все придется начать заново, с чистого листа, у некоторых людей может возникать ощущение неполноценности. Для многих именно этот этап занимает наиболее продолжительное время, по сравнению со всеми остальными, поскольку если новая роль не находится, то многие начинают пересматривать свое отношение к переезду или запираются в отрицании. Особенно долго и сложно он может проходить для людей, которые замыкаются в русскоязычной среде - тесно общаются с другими мигрантами, читают русский интернет, русские книги и смотрят русское телевидение, сознательно сокращая общение с местным населением, чтобы иметь возможность вернуться в зону комфорта, поближе к соотечественникам, уменьшить давление. Это помогает быстро повысить самооценку и отдохнуть от напряжения, но серьезно замедляет процесс адаптации, который невозможен без изучения жизни местного населения. «Изредка общаюсь с 2-3 русскими. Самая большая часть русских здесь - так называемые «русские немцы» - рожденные в России потомки немецких переселенцев, за редким исключением неинтересные люди. Человек, который добился чего-то в стране, где вырос, много раз подумает ради чего он бросит все и сорвется со всей семьей в незнакомую страну. Кто ничего не достиг там, приехав сюда, толком не овладевает немецким, полузабывает русский, в результате говорит на дикой смеси, живет на материальную помощь или работает на работах, не требующих образования, смотрит российское телевидение вместо немецкого и становится горячим поклонником Кремля. Они общаются как правило между собой, общаясь с немцами «касательно». Другая группа русских здесь - «русские жены». Это зачастую более интересные люди, но они не примыкают к каким-либо русским сообществам. Русские представители культуры и науки, находящиеся здесь, мне ни разу, к сожалению, не встречались». Елена, Гамбург, 14 лет в другой стране В самое худшее время этого этапа он может ощущаться как период сильного кризиса и предполагать серьезные проблемы с реалистичным восприятием мира. Окружающие люди могут казаться враждебными, эмигрант ощущает сильное чувство одиночества, неприятия его этим миром. У него возникают сомнения в собственной ценности, сильная неудовлетворенность собой и окружающим миром, полностью пропадает ощущение своей роли в новой стране. Естественной реакцией на многие ситуации становится агрессия, отрицание, раздражение. Тоска по дому может стать невыносимой и многие задумываются о возврате, чтобы только не скучать так сильно. Это состояние действительно серьезно и опасно, оно может толкнуть человека на необдуманные поступки, даже на суицид, настолько тяжело это может переживаться. «Первое, что я почувствовала - убожество капиталистической системы - мне казалось все кругом мелочным, жадным, несердечным. Я не скучала по стране, но я скучала по русской культуре и петербургской интеллигенции. Так как переехала я совсем недавно, эти ощущения, хоть и в меньшей степени, мои ежедневные спутники. Пока что я лишь безуспешно с ними борюсь». Анна, Гейдельберг, 3 месяца в другой стране На этом этапе часто возникают психосоматические расстройства, депрессии, различные неврологические проблемы. Могут возникать болезни без видимых на то причин, меняется режим сна, иногда кажется, что сил нет даже чтобы встать с кровати. Возрастает агрессия по отношению не только к местному населению, но и к ближайшему окружению, семье, это обманчиво позволяет защитить свое самолюбие на короткий срок, повысить самооценку. «Я немного чувствовала неприязнь к местному населению. Казалось, что они не одобряют моего слабого английского и мою застенчивость воспринимают как заносчивость». Татьяна, 5 месяцев в другой стране Часто, находясь в серьезном напряжении из-за попыток адаптироваться, эмигрант может испытывать чувство злости и сильного раздражения на местные обычаи и людей, их поведение, он отрицает культуру новой страны, чувствует негодование из-за культурных различий. Именно на этом этапе возникает жгучее и непреодолимое желание вернуться в привычную обстановку и люди, не выдерживающие напряжения, возвращаются в старую страну. Многие забывают из-за чего они уехали, домашняя обстановка кажется островком спокойствия и уюта, местом, где можно наконец отдохнуть, сбросить напряжение и стать самим собой. Гарри Триандис, американский психолог, здесь выделяет отдельный этап - самое «дно» кризиса, обострение всех негативных переживаний и, по его мнению, именно здесь делается выбор - пересилить себя и начать адаптироваться, даже если ничего не получается, или разочароваться в себе и новой стране и уехать обратно. «Я испытывала неприятные чувства. Первый месяц до начала учебы запомнился как нечто ужасное. Раздражало очень многое. Например, не вызывали симпатию бельгийцы; было одиноко вначале; уставала решать бесконечные вопросы и трудности (где достать велосипед, где починить что-то, где купить что-то, магазины, закрывающиеся в 6 вечера, а по воскресеньям вообще многие не работают; какие трудные процессы с документами и оплатой; трудно было в основном потому, что еще не было ни вида на жительство, ни счета банковского местного; язык! бельгийцы говорят на особом варианте нидерландского, и мне было очень сложно привыкнуть вначале, по телефону говорить - так это вообще была пытка). В общем, разведывание ситуации у меня почему-то вызывало только отвращение и не радовало. Хотелось, чтобы все было знакомо и понятно». Анна, Антверпен, 2 года в другой стране На следующем этапе адаптации, этапе приспособления , медленно и постепенно начинают разрешаться накопившиеся проблемы, появляются первые близкие знакомые среди местного населения, отношения с коллегами улучшаются. Бытовые сложности больше не вызывают таких затруднений, появляется возможность попробовать что-то новое, а не только болезненное желание держаться только за знакомое и привычное. У кого-то это проявляется в чувстве юмора - появляются силы пошутить над собой, посмеяться над ситуацией, учитывая, что раньше это вызывало боль и негативные ощущения. Другие обретают способность начинать разговоры с незнакомыми людьми без страха, бывать на городских мероприятиях, одним выходить в город, если раньше это осуществлялось только в случае крайней необходимости. «Ощущение ностальгии не пропадет никогда, также, как и ощущение или боязнь, что тебя не примут или скорее страх, что не так отреагируют, как «наш» бы отреагировал. На работе (сейчас я уже работаю) коллеги, такое ощущение, что боятся со мной иногда заговорить. Обычно начинаю разговор первой я». Нина, Гент, 5 лет в другой стране Эмигрант постепенно находит новые возможности для реализации, мир вокруг больше не кажется таким безысходным и непонятным. Новая страна постепенно начинает казаться все более понятной и доступной, страна отъезда и соотечественники все больше отдаляются, появляется возможность чувствовать себя в безопасности без связи с Россией. Кто-то на этом этапе уже способен помогать другим, например, новым эмигрантам. Кажется, что уже есть силы, чтобы утешить и поддержать не только себя, но и других. «Неприятные ощущения возникли после 6 месяцев пребывания в стране и продолжаются до сих пор (снижаясь), так как борюсь и насильно тащу себя в общество американцев и стараюсь найти друзей. Еще я стараюсь адаптировать свой стиль одежды. В Москве люди более декоративно одеваются, здесь - более спортивно. Пытаюсь научиться поддерживать разговор во что бы то ни стало». Ирина, США, 11 месяцев в другой стране На последнем, четвертом этапе адаптации, этапе бикультурализма , мигрант уже полностью адаптирован к окружающему миру, ему легко взаимодействовать с людьми, бытовые ситуации больше не вызывают неприятных ощущений. Человек чувствуют, что новая страна ему нравится, но при этом он может критически оценивать ее положительные и отрицательные стороны, не сравнивая при этом со страной отъезда, ситуация полностью стабилизирована, негативные эмоции не появляются или появляются очень редко. Эмигрант способен оценить новую страну и местное население как других, отличающихся, не плохих или хороших, несмотря на то, что ранее им могли навешиваться ярлыки, иногда негативные, для облегчения понимания и определения своей собственной роли. Даже если происходит какое-то непонимание при общении с людьми в новой стране, это больше не вызывает страха и раздражения, над этим можно даже посмеяться. Личность человека при этом обогащается, он становится сильнее и выносливее в эмоциональном плане, способен быстрее ориентироваться в стрессовых ситуациях.Фактически, человек впитал в себя две культуры, повышая тем самым свою самооценку, у него появляются силы двигаться дальше и делать больше. «Адаптация в Канаде продлилась года два. В принципе, я почувствовал себя полностью адаптировавшимся после того, как записался на волонтерскую программу помощи вновь приехавшим, и проговорил все что надо с тьютором. На нее можно было бы и сразу записаться». Стас, Канада, 6 лет в другой стране «Потребовалось примерно лет 10 чтобы преодолеть языковые и бытовые трудности и чувствовать себя полностью комфортно и не нуждаться в русской еде, культуре и т.д. Раньше я навещала семью каждые полгода, но уже год не приезжала. В первый приезд стала совершенно по-новому видеть архитектуру города, обращать внимание на редкую красоту. То, что город - большая деревня, что раньше меня раздражало, стало вдруг приносить уют. Одновременно, так как времени было мало, переоценила, что для меня дома действительно важно. Многие близкие отношения постепенно распались». Мария, Нью-Йорк, 22 года в другой стране Описанная схема может быть актуальна для многих людей, но не всегда именно в таком виде - многие могут перескакивать через определенные этапы или остановиться на каком-то одном и не закончить процесс адаптации вообще. У некоторых это может занять пару месяцев, а у других несколько лет. Выбор пути развития основывается на индивидуальных факторах личности конкретных людей, а также на особенностях страны, в которую переезжает такой человек и культурной дистанции. Некоторые исследователи выделяют отдельную стадию - преадаптацию. Речь идет о том периоде, когда эмигранты до отъезда изучают общество, культуру и историю новой страны, учат язык до момента переселения, тем самым начиная свой процесс адаптации задолго до того, как пересечены границы новой страны. |
Читайте: |
---|
Новое
- «Лес мертвецов» Жан-Кристоф Гранже Жан кристоф гранже лес мертвецов
- Доисторическая Русь, Территория заблуждений с И
- «Склероз, рассеянный по жизни» Александр Ширвиндт
- К чему снится ребенок на руках?
- Что означает если снятся дети
- Приснилась расчёска для волос — что скажут об этом сонники
- К чему приснился сахар: значение сна по соннику
- Леонид i, царь спарты. Леонид I Семья и дети
- Откуда пошло выражение "Карл!
- Салтыков, князь николай иванович