Главная - Выгребная яма
Как изготавливают фанеру на заводе. Производство фанеры как частный бизнес Как делают фанеру из березы

Применение разного рода материалов в строительстве обеспечивается их свойствами и экономической целесообразность. Часть материалов по-прежнему добывается из природных источников, но большинство современных строительных материалов в той или иной степени подвергаются обработке.

Чаще всего обработанный строительный материал наделяется новыми свойствами, которые дают ему определенные преимущества. Но основным преимуществом искусственных материалов на основе природных можно считать выгодность их применения. Ярким примером может служить фанера.

Первые упоминания о фанере можно отнести к Древнему Египту, хотя назвать полноценной фанерой соединенные в несколько слоев полоски древесины с большой натяжкой, но фанерой обозвать можно. В любом случае первые идеи создания такого материала идут именно оттуда.

В современных условиях производство фанеры отличается значительным разнообразием по различным параметрам. Для производства используются преимущественно береза и хвойные породы, но фанера может быть изготовлена практически из любых пород. Технология приготовления листов фанеры практически не отличается, но в процессе могут применяться различные клеевые компоненты. Собственно, применение основных современных компонентов клеевой смеси и отражается в маркировке.

Популярными марками фанеры можно назвать ФСФ и ФК. Если с первой литерой маркировки все понятно (Ф – собственно и обозначает фанеру), то маркирование второй литерой обозначает клеевой компонент, применяемый в данном типе фанеры.

Из чего состоит фанера?

Фанера ФСФ – это тонкие полосы древесины, соединенные в листы с перекрестным послойным направлением волокон, с помощью клеевого компонента, в основе которого фенолформальдегидные смолы. Высокая стойкость и достаточная упругость фенолформальдегидных соединений позволяют обеспечить высокие технические свойства материала, а также достаточную влагостойкость. Применение формальдегида в составе клеевой смеси обеспечивает устойчивость материала грибковым поражениям и разрушению под действием других биологических факторов.

Раньше применяли фанеру ФСФ только для наружных работ или в условиях производства, считая, что вредными могут оказаться испарения формальдегида при деструкции клеевого состава, или испарений фенола. Однако использование современных смесей практически исключает какие бы то ни было вредные испарения даже при высоких температурах. Таким образом, современная фанера ФСФ полностью безопасна для использования, как в наружной отделке зданий, так и для применения внутри помещений.

Применение фанеры в строительстве

Клеевой создан на основе карбомидных смол, обеспечивающих высокую адгезию слоев древесины. Материал обладает достаточно высокой влагостойкостью. Фанера ФК применялась ранее и применяется сегодня преимущественно для внутренней отделки. По некоторым параметрам фанера ФК уступает ФСФ, но считается нетоксичной.

Применение этих материалов, особенно имеющих покрытие (ламинированная фанера), практически не имеет ограничений, поскольку они обладают схожими характеристиками. Развитие химической промышленности, возможно, приведет к появлению новых клеящих компонентов, обладающих преимуществами перед современными материалами и компонентами.

Технологический процесс, применяемый на современных фабриках, позволяет создать максимально эффективное производство фанеры высокого качества. В результате получают строительный материал, который используется в изготовлении мебели, разнообразных конструкций и для иных целей.

Сфера применения

Фанера – это строительный материал в форме многослойной плиты, созданный через склеивание слоями лущеного шпона с использованием дополнительных фиксирующих компонентов. Для производства конструкций применяют плиту с разным количеством слоев, склеенных по определенному принципу.

Фанера применяется:

  • Для конструирования больших и маленьких летательных аппаратов.
  • Для строительства конструкций разных размеров.
  • Во всех направлениях производства мебели.
  • В производстве облицовочных материалов.
  • В производстве строительных материалов.
  • В создании музыкальных инструментов.
  • Как основу рекламных щитов.
  • Для установки опалубки.
  • В производстве тары.
  • И в других сферах.

Разновидности фанеры

Сегодня на фабриках производят продукцию, отличающуюся по технологическим и конструктивным признакам в зависимости от сферы применения. Она имеет разную внутреннюю структуру, которая определяет ее эксплуатационные качества.

Виды фанеры:

  • Шлифованная и не шлифованная.
  • Профилированная фанера.
  • Общего назначения.
  • Бакелизированная.
  • Ламинированная.
  • Армированная.
  • Облицовочная.
  • Строительная.
  • Авиационная.
  • Водостойкая.

В зависимости от качества шпона наружного слоя, фанера делиться на 5 сортов: А/АВ, АВ/В, В/ВВ, ВВ/С, С/С.

Стадии производства фанеры

Фабричное производство фанеры разных видов, на некоторых этапах немного отличается, но основной технологический процесс ее изготовления остаётся все тем же.

Существуют следующие этапы производства:

  • Подготовка древесины.
  • Заготовка шпона.
  • Склеивание шпона в листы.
  • Нанесение защитного и облицовочного покрытия.

Заготовка древесины для получения фанеры

Для производства фанеры используется шпон из лиственных пород и хвойной древесины. Для наружных слоев предпочитают березу, реже граб, тополь, бук и ольху. Цена березового шпона в закупке материала, является самой дешевой, потому она и обрела такую популярность среди производителей. Граб, тополь, бук и ольху считают дорогостоящими материалами, потому их используют для производства шпона по индивидуальным заказам. С хвойных пород деревьев, часто изготавливают внутренний слой, из-за хорошей прочности и небольшой стоимости этой древесины в закупке.

Привезенный материал в первую очередь проходит калибровку на специальном станке. Снимаются все излишки, сучки и кора в результате достигается ровный круг на срезе в соотношении с центром древесины. Длинные бревна разрезаются на одинаковые чурки и направляются на этап варки.

Древесина должна иметь одинаковую влажность. Это необходимо для сохранения целостности структуры будущей плиты и избегания проблем на этапе производства. Перед лущением, все заготовки на продолжительное время замачивают в теплой воде, тем самым выравнивают их общую влажность.

Размягчённое в воде бревно легче поддается лезвиям станков, это в несколько раз ускоряет процесс нарезания и сохраняет длительное время податливость материала.

В воду могут добавлять вещества, придающие будущим изделиям дополнительные свойства. Как только древесина равномерно пропитываться влагой, ее отправляют на этап изготовления шпона.

Процедура изготовления и отделки шпона

Подготовленные бревна загружают в специальные установки, фиксируя их между тремя валиками и, с помощью лезвий срезают листы или ленту шпона. Валики одновременно фиксируют и вращают бревна с заданной скоростью. Размеры определяют в зависимости от технических характеристик лущильного станка и размеров готовой продукции. Листы складывают в стопки, а ленту сматывают в рулон.

Проводится в специальных закрытых помещениях, с автоматическим контролем температуры. Горячий воздух стараются распределять неравномерно, чтобы разделить сушку на несколько последовательных этапов. Рулоны или листы в подвешенном состоянии перемещают по многоэтажной роликовой системе. Это позволяет провести процесс сушки максимально эффективно с соблюдением всех временных ограничений. Влажность шпона должна быть – от 4 до 6%.

После сушки, шпон проходит ОТК. Контролеры и рабочие удаляют все дефектные участки, листы сортируют согласно требуемым размерам и влажности. Готовый элемент отправляют в цех производства фанеры.

Технологический процесс производства

Технологический процесс изготовления фанеры происходит в несколько этапов.

Склеивание

На специально оборудованных столах располагают листы шпона одинакового размера. Их поверхность очищают от древесной пыли и мелкого мусора, чтобы при склеивании не создавалось лишних бугорков. Далее, собирают и группируют по размерам в стопки для будущей склейки каждой плиты.

Вначале изготавливается хвойная фанера, как внутренний слой и будущий каркас. На первый лист наноситься влагостойкий клей, бакелитовая пленка или смола. Сверху его прижимают следующим листом шпона в результате получается своеобразный бутерброд. Процесс могут повторять до получения 3 и более слоев. Вся работа проводиться в хорошо проветриваемых помещениях из-за повышенной токсичности некоторых веществ в составе клея.

Часто, количество слоев увеличивают для повышения прочности. Например, такой способ применяют во время производства строительной фанеры.

При склеивании волокна древесины каждого нового слоя стараются располагать перпендикулярно предыдущему, что в несколько раз увеличивает прочность будущей конструкции. Если слоев в плите четное количество, это значит, что направление внутренних волокон древесины расположено параллельно друг к другу. Для получения широких полноформатных листов используют способ ребросклеивания по продольным кромкам.

В случае обнаружения поврежденных участков на листах, их вырезают и заменяют специальными заранее подготовленными заплатками. Поврежденный шпон, стараются использовать для создания внутренних слоев фанеры.

Иногда на спиле листа можно увидеть резкие изменения цвета волокон с черными включениями. Это говорит о том, что производитель экономил на закупке качественной древесины, использовал подгнившее второсортное сырье или нарушил технологический процесс изготовления продукции. Такая плита редко когда выдерживает требуемые нагрузки и через непродолжительное время может разрушиться.

Холодное склеивание или термическая обработка под давлением

Первый способ – при холодном склеивании лист фанеры помещают в пресс и оставляют его там при комнатной температуре на 6 часов. После застывания, его отправляют на этап просушки.

Второй способ – готовые тщательно склеенные листы направляют под термопресс, где с давлением и высокой температурой соединения набирают окончательную прочность.

Нанесение покрытия

В отдельном цеху поверхность шлифуют и наносят разнообразные покрытия. Для этого используют всевозможные лаки, краски или готовые наклейки с изображениями.

В зависимости от покрытия фанеру разделяют:

  • На облицовочную – состоит из нескольких слоев лущеного шпона. Имеет облицовочное покрытие с одной или с двух сторон.
  • Ламинированную фанеру – покрытие чаще всего имитирует древесную структуру.
  • Шлифованную и не шлифованную – на поверхности создаётся специфическая текстура.

Особенности производства разных видов фанеры

Бакелизированная фанера – имеет увеличенную прочность структуры. Эффект достигается пропитыванием листов шпона бакелитовой смолой с дальнейшим спрессовыванием, под высоким давлением с температурой 270 °C.

Водостойкая – для производства используется водостойкий фенолоформальдегидный или карбамидоформальдегидный клей.

Профилированная – имеет сложную волнообразную структуру волокон для увеличения продольной прочности.

Армированная – внутри размещают слой, который придает дополнительную прочность будущей плиты, вставка может быть металлопластиковой, стекловолоконной или в форме металлической сетки.

Авиационная фанера – производиться из березового шпона (один из самых легких материалов). Ее могут применять в авиастроении и создании легких конструкций.

Производство фанеры не требует больших денежных вложений на закупку оборудования и запуск процесса производства. Принцип технологического процесса простой и малозатратный, потому начать свой бизнес по силе каждому предпринимателю.

Видео: Производство фанеры

Знаете ли вы, что российская фанера применяется в производстве немецких автомобилей? Да, в «Мерседесах» и «Фольксвагенах» используется наша березовая фанера. А еще она используется при производстве мебели, детских городков и даже газовых супертанкеров. Я побывал на одном из крупнейших фанерных комбинатов России в Вологодской области, продукция которого поставляется на экспорт в 70 стран мира. Здесь выпускают высококачественную фанеру различного назначения. Сейчас я расскажу, как делают лучшую в России фанеру.

Фанерный комбинат «СВЕЗА Новатор» находится в поселке Новатор Вологодской области недалего от Великого Устюга. Основан он еще до революции, в 1910 году. Сейчас это огромное современное предприятие.

В поселке живет около 3000 человек, большинство работает на фанерном комбинате, многие уже в нескольких поколениях.

На проходной завода каждый в обязательном порядке дует в трубочку. Это касается абсолютно всех, даже блогеров. У нас все в порядке, можно идти.

По доске объявлений видно, что жизнь на производстве кипит. Краткий пересказ того, что здесь написано: продукция компании теперь поставляется в Аргентину, борьба за качество, награждение передовиков, компенсация на питание в ночные смены, перспективы для молодежи, социальный пакет, включающий в себя добровольное медицинское страхование, путевки в санатории и детские лагеря, бесплатный трансфер до места и работы и обратно, дрова по льготной цене и материальную помощь.

Прежде чем отправиться по территории завода проходим инструктаж по технике безопасности и расписываемся в специальном журнале. Производство — зона повышенной опасности, фанерное — особенно.

Также приходится переодеться — на голову каскетку, на ноги — специальные ботинки, на глаза — защитные очки, в уши — беруши, а еще яркий жилет. Теперь можно идти на производство, конечно, с сопровождением.

По пути на производство заходим в заводской музей. Хранительница музея Светлана Николаевна Белых очень подробно и увлеченно рассказывает о прошлом, настоящем и будущем завода. Завод был основан Иваном Яковлевичем Львовым. Место для постройки было выбрано идеально: рядом дешевый лес и река, по которой сплавом доставляли бревна, рядом изготовлялся кирпич, рядом в деревнях мужики с руками и головой. Название «Новатор» в полной мере отражало суть производства — в этих краях это был первый завод по производству клееной фанеры.

После революции завод национализируют, однако это не идет на пользу общему делу. Завод прекращает работу в то время, как стране очень нужна фанера. Власти обращаются к учредителю завода. Основатель Иван Яковлевич становится директором завода и возобновляет его работу. Позже Львов работает в лесной промышленности СССР, «Новатор» продолжает работу уже без него.
Чтобы вы не думали, что фанера — это несерьезный материал, напомню, что из фанеры строились самолеты. Авиационная фанера клеилась из особо тонкого шпона на спиртосодержащих клеях. Также многие детали кузовов машин в условиях недостатка металла. делали из фанеры.

При грамотном использовании фанера — уникальный конструкционный материал. Сейчас на предприятии помимо обычной влагостойкой фанеры выпускают и специальные виды фанеры, например, облицованные алюминием или противоскользящим абразивным материалом. Кстати, опалубку для монолитного строительства тоже делают из ламинированной фанеры.

Есть и экзотические варианты фанеры, которые производят из нашей фанеры за рубежом. Берут нашу березовую фанеру, сверху приклеивают тонкий слой ценных пород дерева — готова дорогая фанера для мебели или напольных покрытий.

После вводного экскурса отправляемся на производство. Начинается оно с лесобиржи — здесь осуществляется приемка и хранение сырья. Фанеру сейчас выпускают исключительно из березы. Поставки осуществляются автотранспортом. Для того, чтобы сырье не портилось, на северных производствах активно используется снегование — древесину хранят засыпанную снегом и щепой, в таком виде она не портится и не рассыхается до середины лета. Отмечу, что береза, растущая на севере более плотная и твердая, чем в центральной части России, поэтому качество сырья здесь очень высокое.

С лесобиржи бревна при помощи кранов опускают в бассейны с горячей водой. Это нужно для того, чтобы древесина стала более пластичной.

Из бассейна бревна подаются на окорку и раскряжовку — с них снимают кору и распиливают на определенную длину.

Все эти операции осуществляются в автоматическом режиме. На этом участке шумно, бревна катаются как карандаши.

Далее начинается самое интересное: очищенные от коры бревна подаются на линию лущения.

Бревна закрепляются в лущильном станке, раскручиваются до большой скорости, а затем с них ножом срезается тонкий слой шпона. Процесс очень поход на заточку карандашей в точилке, только нож гораздо больше и во всю длину бревна. Из станка выходит длинное полотно шпона.

Шпон нарубается на одинаковые куски и укладывается в стопки.

Не забываем, шпон у нас сырой, влажность его может быть более ста процентов. Поэтому следующая операция — сушка. В роликовую сушилку поступает сырой шпон, а на выходе влажность его составляет порядка 6%.

Пачки шпона перемещают с места на места погрузчики.

Обратите внимание на ярко-синие фонари на погрузчике — их лучи служат для указания траектории движения. Безопасность — превыше всего.

Высушенный шпон нужно отсортировать. Часть пойдет в наружные слои, часть во внутренние, часть — на сращивание и починку.

На линии сращивания из небольших кусков шпона делают форматный. Сращивают их проклейкой специальной тонкой нити.

Еще одна интересная тема — шпонопочинка. Дерево — материал натуральный, в нем есть сучки, которые отрицательно сказываются на прочности и внешнем виде фанеры, а могут и вовсе выпадать. Поэтому придумали сучки вырезать, а вместо них ставить заплатки из здорового шпона. Заплатки могут быть овальными или в форме бабочки, чтобы лучше держались.

Процесс этот автоматический. Оборудование финское, но при этом полностью русифицировано.

Выглядит очень эффектно и позволяет очень сильно повысить качество и сортность выпускаемой продукции.

Дальше листы шпона нужно намазать клеем. В качестве клея используются смолы — карбамидная при производстве влагостойкой фанеры марки ФК и фенолформальдегидная при производстве фанеры повышенной влагостойкости марки ФСФ.

«Бутерброды» из нескольких слоев шпона подаются в гигантский многопролетный пресс, где под воздействием давления и температуры клеится фанера.

Если на поверхность фанеры приклеить специальную пленку, получтся ламинированная фанера. Такая фанера широко применяется в строительной индустрии и при производстве транспортных средств.

По качеству фанера производства фанерного комбината «СВЕЗА Новатор» высоко котируется не только в России, но на мировом рынке.

В ближайшее время мощность комбината вырастет, сейчас ведутся работы по модернизации и расширению производства.

Фанерный комбинат мы посетили в рамках экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье». Мне очень нравится бывать на различных заводах и комбинатах. Это реальное производство и реальная экономика. Желаю процветания предприятию и всем его сотрудникам!

Большое спасибо пресс-службе компании «Свеза» и туристско-информационному центру Вологодской области.

Фанера ламинированная – широко востребованный отделочный и строительный материал, его часто применяют в самых разных областях.

Из чего изготавливают фанеру

Обычно фанеру изготавливают из березового шпона, который отличается такими нужными в строительстве свойствами как:

  • прочность,
  • легкость,
  • гладкость поверхности и
  • высокая устойчивость к воздействию воды.

Сосновый или еловый шпон используется для изготовления фанеры значительно реже.

Из чего состоит фанера

Фанера состоит из склеенных между собой листов шпона, для прочности их накладывают друг на друга перпендикулярно предыдущему слою и склеивают специальными клеевыми составами.

Ламинирование фанеры выполняется с одной или с двух сторон специальным пленочным покрытием – бумагой пропитанной синтетическими смолами. Такая технология дает возможность фанере приобрести водоотталкивающие свойства.

Виды фанеры

Виды фанеры отличаются по свойствам, стоимости и назначению.

Фанера ФК

Фанера ФК – самый ходовой и недорогой вид фанеры. Его склеивают с помощью безвредных карбамидоформальдегидных смол, которые растворяются в воде, поэтому фанера ФК совсем не водостойка и боится лишней влаги.

Из этой фанеры изготавливают мебель, используют в качестве подложки под , обшивку , перегородок и т. п. Ее нельзя применять для наружных работ, так как она коробится и теряет свою форму.

Фанера ФСФ

Для изготовления этой фанеры используют фенолформальдегидные смолы. Такая фанера достаточно водостойка, но смолы, склеивающие ее, выделяют вредные для здоровья вещества. По этой причине такая фанера не должна использоваться для внутренних работ. Зато ее можно использовать для опалубки, настилов под в нежилых зданиях, беседок, изготовления садовой мебели и т. д.

Текстура, цвет, защитная пленка

В зависимости от области применения фанера имеет разнообразную текстуру поверхности. Также как и текстура, фанеры может быть в широком диапазоне цветовой гаммы – от светлого — до темно-коричневого, желтого, красного, зеленого, черного.

Для защитного покрытия могут использоваться различной плотности ламинирующие пленки, которые наклеиваются на фанеру. Торцы фанерных листов обрабатывают акриловой , которая дополнительно защищает ее от влаги.

Характеристики фанеры

Отличные физико-механические параметры, большая сопротивляемость к воздействию атмосферных осадков и агрессивных сред, стабильность формы фанерного листа дает возможность широко применять ламинированную фанеру.

В строительстве современных частных домов фанера используется повсеместно. Строительно-монтажные компании, ведущие сооружение , в том числе осуществляющие и прочих коммуникаций, составляют сметную документацию, где учтены все пожелания заказчика в отношении внешней и нового дома. Фанера, как надежный, недорогой и долговечный материал обязательно найдет себе применение в строительстве как незаменимый материал для многих внутренних и внешних работ.

Фанера — это лущеный шпон, листы которого плотно склеены между. Название взято от французского слова, которое обозначает накладывать. Таким образом, 3-5 слоев шпона в специальных условиях накладываются друг на друга, создавая довольно практичный строительный материал, применение которому возможно также и в мебельном производстве. Примечательно, что меньше зависит от шпона, а больше от клея, которым он склеивается.

Минимальное количество шпонированных листов в фанере 3. Слои шпона располагаются так, чтобы в смежных рядах волокна были перпендикулярны. Такой способ размещения склеенных опилок гарантирует не только определенную стабильность формы, но и необходимую прочность.

Последнее достигается и путем использования новых технологий, к которым можно отнести:

  • ламинирование;
  • шпонирование строганным материалом;
  • окрашивание;
  • покрытие лаком.

Фанера весит гораздо меньше натуральной древесины. ставит её на ряду с другими современными материалами. При этом она имеет высокие теплопроводные качества. Также большинство её видов сертифицировано относительно экологической безопасности.

Производители выпускают несколько видов и типов фанеры. И каждый в своей имеет обозначение относительно того, где наиболее удачным будет .

Несколько слов о том какая бывает фанера:

Деление фанеры по типу древесины

Помимо стандартной маркировки фанеру принято классифицировать по таким основным признакам:

  • Применение материала.
  • Степень водостойкости фанеры.
  • Состав шпона, имеется ввиду порода древесины.
  • Толщина фанеры.
  • Принадлежность к сорту, которая зависит от внешних материалов обработки фанеры.
  • Шлифованная или нет. В маркировке такие обозначения: НШ – не шлифованная, Ш1 – шлифованная одна из сторон, Ш2 – шлифованные обе стороны.
  • Размеры листа.
  • Эмиссионный класс. Его уровень зависит от наличия в составе материала формальдегидных смол.
  • Листовая конструкция.

А основной состав фанеры – древесина позволяет разделять её по следующим типам:

  • березовая;
  • хвойная;
  • комбинированная.

Для изготовления внутренних листов фанеры используются чаще всего хвойные породы деревьев, а вот для наружных лиственные. При этом толщина шпона, используемого внутри, не превышает 4 миллиметров. А вот для наружных листов она обычно составляет 3,5 миллиметра. Сама же фанера бывает минимум 3, максимум 30 миллиметров. Большеформатная фанера имеет длину одной из сторон 1 830 миллиметров.

Березовая

Фанера, в составе которой на 90% присутствуют стружки и опилки березы называется березовой. Её применение возможно там, где необходим прочный содержащий остатки древесины материал. Такая фанера имеет высокие физико-механические показатели. Во многом они обусловлены многослойностью структуры.

Именно поэтому фанеру из березы используют:

  • в строительстве;
  • автомобилестроении;
  • для внутренней облицовки вагонов;
  • при изготовлении прочных упаковок и другой тары.

Березовая фанера может быть использована даже для облицовки интерьера. В основе такой фанеры находятся опилки и стружки от березовой древесины светлого цвета.

Физические параметры ее следующие:

  • 650 кг/м3 – плотность материала.
  • Высокая прочность на разрыв, которая на 20% выше, чем у хвойной фанеры.
  • Однородная текстура.
  • Полное отсутствие смолистости.

Такие качества дают право ставить березовую фанеру первой в рейтинге этих материалов.

Фото фанеры из березы

Хвойная

Этот вид фанеры производится из хвойных деревьев. Свойства древесины обеспечивают прочность, плотность и некоторую твердость производимой фанеры. При этом хвойная фанера устойчива к гниению и появлению грибков. Во многом это достигается за счет того, что сама природа пропитала древесину смолами, позволяющими защищать материалы, в состав которых и входят производные дерева.

Хвойная фанера используется в гражданском строительстве. С её помощью:

  • обшивают стены;
  • выполняют межкомнатные перегородки;
  • делают основу под кровлю;
  • ограждают строительные площадки;
  • выполняют настилы и опалубки;
  • изготавливают поддоны, тару, упаковки.

Фото хвойной фанеры

Комбинированная

Материал, который позиционируется не только как дорогой, но и максимально крепкий и абсолютно безвредный, лишь частично может состоять из ценных пород древесины. Как правило, листы шпона из привычных сортов древесины являются основой фанеры, а вот для облицовки может быть использован и более дорогой, а значит прочный и красивый шпон.

Шпон бывает трех видов:

  • пиленый,
  • строганный,
  • лущенный.

Лущенный может придать облицовке фанеры интересную, дорогую текстуру. Самый дорогой виды фанеры – . Верхнее покрытие, которое выполнено в виде защитной пленки, позволяет относить этот сорт фанеры к самым твердым. Но, как правило, использование фанеры в разных отраслях подразумевается уже на стадии изготовления и производитель указывает для чего была сделана фанера в маркировке.

Фото комбинированной фанеры

Разделение фанеры по её предназначению

Оказалось, что слоистая конструкция фанеры может быть настолько разнообразной, что возможно применение готового материала в разных отраслях.

Именно поэтому по эксплуатационному назначению фанеру делят на:

  • строительную;
  • общего назначения;
  • мебельную;
  • ламинированную;
  • опалубочную;
  • мебельную;
  • декоративную и ;
  • корабельную;
  • авиационную.

Многие виды фанеры близки между собой. Самая дорогая – это фанера, использование которой возможно в самолетостроении.

Авиационная

Основное отличие такой фанеры в том, что для её изготовления применяются максимально тонкие листы – 0,4 миллиметра. Смола СФЖ-3011 или бакелитовая пленка служат связующим компонентом между слоями (их максимально количество 10).

Для авиационной фанеры отбираются только высококачественные компоненты. Благодаря этому, а также четкому выполнению установленной ГОСТами технологии, удается получить материал, который обладает максимальной прочностью. И при этом авиационная фанера обладает минимальной массой при максимальной плотности.

Авиационная фанера широко используется в:

  • самолетостроении
  • авиамоделировании;
  • приборостроении;
  • строительстве судов;
  • создании некоторых музыкальных инструментов.

В продаже этот материал встретить невозможно. Он выпускается ограниченными партиями, далеко не каждым заводом, и строго по заказу. Авиационная фанера самая крепкая, прочная и максимально долго эксплуатируемая.

Благодаря уникальности изготовления и точной подборке всех компонентов, этот материал можно отнести к разряду элитных. Оценка всем его техническим характеристикам, внешнему виду и срокам эксплуатации 5.

Фото авиационной фанеры

Корабельная

Для того чтобы быть в составе плавающего устройства, части фанеры не только склеиваются специальным средством, но и предварительно проходят пропитку влагостойкими средствами. Корабельная – морская фанера может быть изготовлена только из высокопрочной древесины, такой как Acuomea Kleinea. Это дерево растет в тропических лесах бассейна реки Конго.

Шпон окуме или габуна может быть изготовлен только на заводах стран Европейского Союза, США и Израиля. Изготовленный там материал носит название «Луан» или «Моранти». Производители предлагают разновидности своего материала, где отличие по толщине листов, размерам и весу.

Стоит корабельная фанера дороже элитной древесины, но её качественная обработка, возможность еще на стадии изготовления заказать лист нужной конфигурации позволяет выставить этому материалу твердую 5+.

Фото корабельной фанеры

Мебельная

Для изготовления мебели может быть использован материал, которому не нужны повышенные физико-технологические свойства. Как правило, для производства мебели может быть использован любая фанера. Но если все-таки следовать ГОСТам, то лучше отдать предпочтение тем, что промаркированы как ФК или ФСФ.

Фанера ФК используется для производства любой мебели, а также в качестве основы под паркетный пол. ФСФ обладает повышенными свойствами влагостойкости, механической прочности и износоустойчивости.

Этот вид фанеры максимально востребован. Из него изготавливают любую мебель, в том числе для кухонь и ванн. Учитывая доступность цены и возможность легкой обработки, материал заслуживает твердой 5.

Фото мебельной фанеры

Опалубочная

Без подготовительных работ не может быть настоящей стройки. Опалубка нужна на многих этапах возведения. Учитывая, что для опалубки не нужна красота подручных материалов, а только их относительная прочность, тем не менее, здесь не может быть использована любая фанера.

Лучше всего для опалубки применять влагостойкую ламинированную фанеру марок ФБА, ФБ, ФК. Благодаря её использованию можно удешевить процесс строительства, а также значительно уменьшить временные затраты.

В советские времена у нас не делали ламинированную фанеру. Её привозили из Финляндии, поэтому она называется финская. В любом случае, после использования для опалубки фанера уже не может нигде применяться.

Простая ламинированная фанера стала родоначальником таких важных видов этого материала, как строительная и транспортная фанера.

Фото опалубочной фанеры

Строительная

ГОСТ 3916-69 указывает, что фанера клееная может быть использована в строительстве.

Для применения в подготовительных работах может применяться фанера следующей маркировки:

  • ФБСВ.

При использовании фанеры строго по назначению можно получить качественный материал, который способен служить не один год. Тем не менее в сравнении с некоторыми современными видами стройматериалов, фанера все-таки несколько им уступает по долговечности, простоте обработке, внешнему виду и качеству.

Фото строительной фанеры

Транспортная

Для автомобильного и речного транспорта возможно использование фанеры ламинированной, у которой есть сетчатый слой. Именно он отвечает за тот факт, что при своей прочности и влагостойкости, такая фанера обладает антискользящими свойствами.

Для удобства транспортировки самых разных товаров в грузовых автомобилях и малых суднах может быть применена фанера следующей толщины:

  • 24 и 27 миллиметров. Ламинированной фанерой отделывают кузов и двери автомобиля, а сетчатой покрывают пол.
  • От 15 до 21 миллиметра. Такая фанера используется для полуприцепов и полугрузовых автомобилей.
  • 9,5 и 12 миллиметров. Несмотря на маленькую толщину такая фанера может применяться даже для внутреннего обустройства катеров и лодок.
  • 6,5 миллиметров. Такая фанера может быть применена для внутренней облицовки стен фургонов, а также промышленных рефрижераторов.

Транспортная фанера не используется в быту, её применение в автомобилях и возможности, которые она им дает, нивелирует высокую стоимость. Такой материал заслуживает оценки 5.

Фото транспортной фанеры

Декоративная

То, что производители делают фанеру крепкой и красивой позволяет использовать её для облицовочных работ.

Интерьерная фанера обладает многими положительными характеристиками:

  • она отлично выглядит, неплохо имитирует натуральное дерево;
  • обладает высокими звукоизоляционными характеристиками;
  • имеет хорошую теплопроводность;
  • легко и быстро монтируется;
  • стоит относительно недорого.

Фото декоративной фанеры

Достоинства и недостатки фанеры

Этот материал ни коем случае не способен заменить натуральную древесину.

Тем не менее, у него есть преимущества, которые могут поставить её даже выше дерева:

  • Стоимость. Цена фанеры в несколько раз дешевле дерева.
  • Легкость. Материал весит намного меньше древесины.
  • Простота монтажа. Для создания каких-то строительных конструкций не нужны дорогие инструменты.
  • Высокие параметры звукоизоляции и теплопроводности. Эти показатели значительно выше, чем у натурального дерева.
  • Устойчивость к грибкам, плесени и другим микроорганизмам.

При правильных условиях эксплуатации фанера способна в качестве облицовочного материала прослужить ни одно десятилетие. Её широко применяют в концертных, спортивных залах, больницах, офисах, реже в квартирах.

Вместе с тем у фанеры ряд весомых недостатков. Среди них можно выделить:

  • Низкие эксплуатационные качества относительно дерева.
  • Боязнь влаги.
  • При повреждении любой из сторон фанеры возможно её «рассыпание».

В целом, нужно учитывать, что фанера – это одна из разновидностей строительного и мебельного материала, произведенного на основе отходов древесины. Именно поэтому рассчитывать, что приобретение фанеры позволит иметь универсальный материал, при помощи которого можно создать современную, прочную, красивую конструкцию, не уступающую по качеству ливанскому кедру не стоит. Если же использовать фанеру согласно рекомендациям производителя, можно из этого материала успешно сделать то, на что он предназначен.

 


Читайте:



Амортизационные группы основных средств и что к ним относится

Амортизационные группы основных средств и что к ним относится

Амортизационные группы ОС в 2017 году определяются по новым правилам. Рассмотрим, какой нужно использовать классификатор основных средств по...

Дополнительные сопроводительные документы

Дополнительные сопроводительные документы

20.03.2019, Сашка Букашка С 18 февраля 2018 года вступил в силу приказ ФНС России от 25.10.2017 N ММВ-7-11/822@, которым внесены изменения в...

Приметы, связанные с кофе — чему верить

Приметы, связанные с кофе — чему верить

Приятно порой начать утро с притягательного аромата кофе и свежей сдобы. Кажется, после такого завтрака ничто не сможет испортить день. Некоторые...

Крокодил: интересные факты, фото и краткое описание

Крокодил: интересные факты, фото и краткое описание

Их современные виды появились ещё около 83 миллиона лет назад, а их предки - четверть миллиарда лет назад.2. Крокодил - одна из самых древнейших...

feed-image RSS