Главная - Ванная комната
Эссе по произведению искандера мальчик и война. Афоризмы и цитаты из произведений восточной литературы

Тема постсоветских (т. е. возникших на территории бывшего Советского Союза после его распада) войн – самая молодая, но и, как нам представляется, наиболее «перспективная» ветвь «военной прозы» ближайшего будущего. Существует известное противоречие между литературой и действительностью: ужасающая действительность, умножающееся мировое зло могут служить стимулами для литературного процесса. Вполне возможно, что уже есть основания для выделения в особую рубрику темы российско-чеченской войны.

В 1990-х гг. эта война ярко представлена рассказом Владимира Маканина «Кавказский пленный», написанным после пушкинского, лермонтовского, толстовского «Кавказских пленников», после кинематографической «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая и непосредственно перед фильмом Сергея Бодрова-младшего «Кавказский пленник» (тоже о Чечне).

Почему у Маканина – «пленный»? Что это – вызов традиции внутри традиции? Нет, скорее игра смыслами: «пленник» – состояние временное, «пленный» – постоянное, устойчивое. Второе столетие Россия на Кавказе, и второе столетие ей не под силу замирить тамошние народы.

Недаром главный герой рассказа Рубахин (рубаха-парень, последнюю рубашку отдаст, свой, как та рубашка, которая ближе к телу, – собирательный образ русского солдата на Кавказе), оставшийся на сверхсрочную службу, в финале рассуждает как бы и не только о себе: «И что здесь такого особенного? Горы?..» – проговорил он вслух, с озленностью не на кого-то, а на себя. – «Что интересного в стылой солдатской казарме - да и что интересного в самих горах?» – думал он с досадой. Он хотел добавить: мол, уже который год! Но вместо этого сказал: «Уже который век!» – он словно бы проговорился; слова выпрыгнули из тени, и удивленный солдат додумывал теперь эту тихую, залежавшуюся в глубине сознания мысль».

Чечня стала пленом для воюющих там русских. Подполковник Гуров в поисках пропитания для солдат и офицеров своей части меняет оружие на провиант, поставляемый чеченцем Алибековым (затем это оружие будет стрелять по бойцам российской армии). Переговоры с Алибековым ведутся на веранде гуровского дома:

– И чего ты упрямишься, Алибек! Ты ж, если со стороны глянуть, пленный. Все ж таки не забывай, где ты находишься. Ты у меня сидишь.

– Это почему я у тебя?

– Да хоть бы потому, что долины здесь наши.

– Долины ваши – горы наши. Алибеков смеется: – Шутишь, Петрович. Какой я пленный... Это ты здесь пленный! – Смеясь он показывает на Рубахина, катящего тачку: – Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат пленный!».

Между тем в рассказе в плен попадает юный чеченец, которого при подходе боевиков, боясь, что он закричит и выдаст, задушил Рубахин. Разоружение боевиков, убийство русского ефрейтора, перестрелки и переговоры – атрибуты военных действий налицо, хотя рассказ был окончен в сентябре 1994 г., до официального начала военной кампании. Тем не менее «Кавказский пленный» прочитывается и воспринимается как произведение об этой войне, ведь она фактически шла, не дожидаясь дня официального объявления.



В рассказе Анатолия Кима «Потомок князей» (1997 г.) главный герой является французским журналистом с русскими корнями. Его далеким предком был генерал Ермолов, замирявший Чечню в ХІХ веке. Российско-чеченская война в рассказе Кима изображается глазами разных персонажей: французского журналиста, чеченского мальчика и его дяди-боевика. Не представлена лишь точка зрения бойцов российской армии. Зато в соответствии с идеологическими установками автора показана их жестокость, помогающая изобличить бессмысленность этой войны.

С противоположных идеологических позиций написана книга Александра Проханова «Чеченский блюз» (1998 г.). Как и положено произведению крупного жанра, этот роман рассматривает российско-чеченскую войну в широком аспекте, включающем в себя историческую, геополитическую, национальную, экономическую и другие составляющие. Действие постоянно переносится с места боевых столкновений противоборствующих сторон в мир московского бомонда «лихих девяностых». Автор показывает, как судьбы многих тысяч российских солдат и офицеров решаются в закулисных интригах олигархов и политиков.

Под иным углом зрения подходит к теме Фазиль Искандер в рассказе «Мальчик и война» (1996 г.), посвященном теме грузино-абхазского военного противостояния. Сюжет произведения таков. К отцу мальчика приезжают гости из Абхазии: друг Аслан и его двадцатипятилетний сын Валико. Валико участвовал в грузино-абхазской войне, штурмовал Гагры, взял в плен двух грузинских гвардейцев и расстрелял их, когда те попытались бежать, бросив гранату.

Видел Валико не только смерть, но и мародерство: двое мужчин, перешагивая через трупы, тащили на себе огромные тюки с добром. Он их остановил, однако ему посоветовали заниматься своим делом, и он, разозлившись, выстрелил по ногам одного из них. Через две недели к Валико приехали разбираться родственники раненого. Он вышел с гранатами в карманах, что вызвало их уважение: с автоматом начинают бойню, гранаты же означают готовность к смерти, без шансов на спасение.

Впечатляют изображенные в рассказе Ф. Искандера сцены разорения родины этого писателя. Ужасно выглядят улицы Гагр: трупы людей не успевают хоронить и закапывают в ямы на окраине города.

Мальчик с удивлением и страхом слушает эти рассказы. Ему двенадцать лет, он уже прочел «Хаджи-Мурата», и смерть предводителя мусульман-горцев, не желавшего служить ни Шамилю, ни русским (и здесь опыт Льва Толстого пригодился автору), мальчик сравнивает со смертью знакомого – дяди Георгия, который был убит за то, что ругал воюющих независимо от их национальности: и грузин, и абхазов. Главная тема рассказа – война в восприятии ребенка – разрешается неутешительным выводом: «В сознании мальчика внезапно рухнуло представление о разумности мира взрослых». И юному герою остается лишь надеяться, скорее верить, что добро сильнее зла, и эта хрупкая вера держится на детски наивных размышлениях, разговорах с отцом и чтении.

Так в коротком рассказе Ф. Искандер утверждает: из всех человеческих достоинств на войне в первую очередь проявляется мужество, а кардинальные ценности бытия – добро и справедливость – переходят в разряд излишеств, они попраны, они неосуществимы в ситуации повсеместного зла.

Роман Тимура Зульфикарова о гражданской войне 1992 г. в Таджикистане называется по-восточному витиевато: «Стоящий и рыдающий среди бегущих вод». Жанр произведения обозначен автором как «роман о любви в гражданскую войну». Военную тему писатель представляет, ориентируясь на традиции средневековой персидской прозы – цветистой, метафорической, очень поэтичной, несмотря на жестокость изображаемого, и, кажется, вопреки этой жестокости:

«В гражданскую войну люди иль убивают иль умирают иль бездонно пьют вино от страха умереть быть убитым иль курят анашу чтоб уйти от земли где убивают где кишат убийцы

А любовь в гражданскую войну в братскую бойню а кто любит в резню средь избыточных пуль вспыльчивых?»

Поток сознания сопряжен с потоком событий, объединяемых лейтмотивной фигурой дервиша Ходжи Зульфикара (романный двойник автора). Ужас и противоестественность войны оттеняются картинами цветущей таджикской природы, сценами любовных свиданий, одно из которых прерывается шальной пулей. Необычный стиль романа - Т. Зульфикаров пишет почти без знаков препинания, часто использует инверсию, сочетает русскую, восточную и западную традиции, – еще одна краска на необъятном полотне «военной прозы».

Таково в общих чертах (картина далеко не полна и не претендует на безупречную объективность) состояние «военной прозы» второй половины XX века. Исследование актуальных тенденций ее развития убеждает в том, что ее тематическое разнообразие влечет за собой изменения в содержании и форме произведений. Варьируются идеологические позиции авторов, различны художественные системы, представленные в их романах, повестях и рассказах, неповторимыми чертами характеризуется стиль «военной прозы». Возникает контекст сопоставления разных точек зрения на события Великой Отечественной и других войн, что создает предпосылки для более глубокого постижения истории прошедшего века. Все это свидетельствует о результативности творческого поиска, предпринятого авторами «военной прозы», и о наличии сделанных ими художественных открытий в литературном процессе, которые пополнили сокровищницу русской литературы ХХ столетия.

Литература

1. Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.

2. Бочаров А. Василий Гроссман: Жизнь. Творчество. Судьба. М., 1990.

3. Быков В. О правде войны и правде мира // Дружба народов, 1996, № 11.

4. Быков В. Правда войны // Новый мир, 1975, № 4.

5. Дедков И. О судьбе и чести поколения // Новый мир, 1983, № 5.

6. Дементьев А. Статьи о советской литературе. М., 1983.

7. Ершов Л. Ф. История русской советской литературы. М., 1988.

8. «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана: С разных точек зрения. М., 1991.

9. Жуков И. И. Фадеев. М., 1989.

10. Золотусский И. Очная ставка с памятью. М., 1983.

11. Идашкин Ю. В. Юрий Бондарев. М., 1987.

12. История русской советской литературы: В 2 т. М., 1983.

13. История русской советской литературы: В 4 т. М., 1968 – 1975.

14. История русской советской литературы. М., 1979.

15. История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы). М., 1998.

16. Книпович Е. Романы А. Фадеева: «Разгром» и «Молодая гвардия». М., 1973.

17. Кузьмичев И. Заметки о современном военном романе // Октябрь, 1965, № 3.

18. Лазарев Л. И. Военная проза Константина Симонова. М., 1974.

19. Лазарев Л. И. Это наша судьба. М., 1983.

20. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: В 2 т. М., 2003.

21. Македонов А. Литература великого подвига. М., 1986.

22. Овчаренко А. И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы: В 3 кн. М., 1985 – 1988.

23. Оскоцкий В. Д., Кулиш В. М. Эпос войны народной. М., 1989.

24. Русская литература ХХ века: В 2 т. Т. 2 (1940 – 1990-е). М., 2002.

25. Русская литература ХХ века: В 2 ч. М., 1998.

26. Современная русская советская литература: В 2 ч. М., 1987.

27. Твардовский А. Т. В. Некрасов: «В окопах Сталинграда» // Вопросы литературы, 1988, № 10.

28. Федь Н. М. Художественные открытия Бондарева. М., 1988.

29. Чалмаев В. На войне остаться человеком: Фронтовые страницы русской прозы 1960 – 1990. М., 1998.

30. Янская И., Кардин В. Пределы достоверности: Очерки документальной литературы. М., 1987.

Искандер Фазиль

Мальчик и война

Фазиль Искандер

Мальчик и война

Мальчик был уже в постели, когда друг отца вместе со своим взрослым сыном пришел к ним в гости. Звали его дядя Аслан, а сына звали Валико.

Это были гости из Абхазии. Мальчик три года подряд вместе с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди. Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от Москвы там люди жили совсем по-другому. Все соседи-абхазцы, грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякие праздники.

Если кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или готовил еще что-нибудь вкусное, он обязательно угощал соседей. Так у них было принято. В доме все друг друга знали, а на крыше была устроена особая площадка, каких не бывает в московских домах, где соседи собирались на праздничные вечера.

И вот сейчас в Абхазии идет страшная война и люди друг друга убивают. Чего они не поделили, мальчик никак не мог понять. Сейчас возбужденные голоса родителей и гостей раздавались из кухни.

Ты, кажется, воевал? - спросил отец мальчика у Валико. Валико было лет двадцать пять, он был лихим таксистом.

Да, - охотно согласился Валико. - Вот что со мной случилось. Когда мы ворвались в Гагры, я взял в плен двух грузинских гвардейцев. Отобрал оружие, веду на базу. А со мной рядом казак. Я вижу - эти гвардейцы сильно приуныли. Я им говорю:

Ребята, с вами ничего не будет, вы пленные.

И вдруг один из них нагибается и вырывает из голенища сапога гранату. Я не успел опомниться, а автоматы у нас за плечами. Видно, отчаянный парень был, вроде меня. Одним словом, кидает гранату в меня, и они бегут. Граната ударила мне в грудь и отскочила. Слава Богу, на таком близком расстоянии она не взрывается сразу. Ей надо шесть секунд. Я прыгнул на казака, и мы вместе повалились на землю. Взрыв, но нам повезло. Осколки в нас не попали. Мне чуть-чуть царапнуло ногу. Вскакиваю и бегу за этими гвардейцами. Они, конечно, далеко убежать не успели. Забежал за угол, куда они повернули, и достал обоих автоматной очередью. Иду в их сторону и думаю, как это нам повезло, что гранатой нас не шарахнуло.

И вдруг вижу - двое, старик и молодой парень, выходят из дому, как раз в том месте, где лежат убитые гвардейцы. А на спине у них вот такие тюки. Перешагивают через мертвых гвардейцев и идут дальше. Я сразу понял, что это мародеры. Мы берем город, значит, наши мародеры.

Бросьте тюки! - кричу им по-абхазски.

Бросьте тюки, а то стрелять буду! - кричу им еще раз.

Молодой оборачивается в мою сторону. А тюк за его спиной больше, чем он сам.

Занимайся своим делом, - говорит он, и они идут дальше.

Я психанул. Мы здесь умираем, а они барахло собирают. Скинул свой автомат и дал им по ногам очередь. В старика не попал, а молодой упал. Я даже не стал к ним подходить. Надо было в бой идти. Одним словом, Гагры мы отбили.

Проходит дней пятнадцать. Я вообще забыл про этот случай. Живу в гостинице. Все наши бойцы жили в гостинице. В тот день мы отдыхали. Вдруг вбегает ко мне сосед с нижнего этажа и говорит:

Приехали за тобой вооруженные ребята. Все с автоматами. Духовитый вид у них. Может, помощь нужна?

Не надо, - говорю, - никакой помощи.

Я вспомнил того, молодого, которого я в ногу ранил. Что делать? А на мне вот эта же тужурка была, что сейчас. Взял в оба кармана по гранате и выхожу. Руки в карманах. Гранат не видно. Готов ко всему.

Вижу, метрах в двадцати от гостиницы стоит машина. А здесь у гостиницы четыре человека. Все с автоматами.

Я подхожу к ним не вынимая рук из карманов.

Что надо?

Ты стрелял в нашего брата? Вот он здесь в машине сидит.

Да, стрелял, - говорю и рассказываю все, как было. Рассказываю, как нас чуть не взорвали гвардейцы и как их брат вместе со стариком тюки тащил из дома. Рассказываю, а сам внимательно слежу за ними. Чуть кто за автомат, взорву всех и сам взорвусь.

И они немного растерялись. Никак не могут понять, почему я, невооруженный, не боюсь их. Стою, руки в карманах, а они с автоматами за плечами. И тогда старший из них говорит, кивая на машину:

Подойдем туда. Можешь при нем повторить все, что ты здесь сказал?

Конечно, - говорю, - пошли.

Я иду рядом с ним, но руки держу в карманах. Подошли к машине. Тот, кого я ранил в ногу, сидит в ней. Я его узнал. И я повторяю все, как было, а этот в машине морщится от злости и стыда. Окна в машине открыты.

Искандер Фазиль

Мальчик и война

Фазиль Искандер

Мальчик и война

Мальчик был уже в постели, когда друг отца вместе со своим взрослым сыном пришел к ним в гости. Звали его дядя Аслан, а сына звали Валико.

Это были гости из Абхазии. Мальчик три года подряд вместе с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди. Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от Москвы там люди жили совсем по-другому. Все соседи-абхазцы, грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякие праздники.

Если кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или готовил еще что-нибудь вкусное, он обязательно угощал соседей. Так у них было принято. В доме все друг друга знали, а на крыше была устроена особая площадка, каких не бывает в московских домах, где соседи собирались на праздничные вечера.

И вот сейчас в Абхазии идет страшная война и люди друг друга убивают. Чего они не поделили, мальчик никак не мог понять. Сейчас возбужденные голоса родителей и гостей раздавались из кухни.

Ты, кажется, воевал? - спросил отец мальчика у Валико. Валико было лет двадцать пять, он был лихим таксистом.

Да, - охотно согласился Валико. - Вот что со мной случилось. Когда мы ворвались в Гагры, я взял в плен двух грузинских гвардейцев. Отобрал оружие, веду на базу. А со мной рядом казак. Я вижу - эти гвардейцы сильно приуныли. Я им говорю:

Ребята, с вами ничего не будет, вы пленные.

И вдруг один из них нагибается и вырывает из голенища сапога гранату. Я не успел опомниться, а автоматы у нас за плечами. Видно, отчаянный парень был, вроде меня. Одним словом, кидает гранату в меня, и они бегут. Граната ударила мне в грудь и отскочила. Слава Богу, на таком близком расстоянии она не взрывается сразу. Ей надо шесть секунд. Я прыгнул на казака, и мы вместе повалились на землю. Взрыв, но нам повезло. Осколки в нас не попали. Мне чуть-чуть царапнуло ногу. Вскакиваю и бегу за этими гвардейцами. Они, конечно, далеко убежать не успели. Забежал за угол, куда они повернули, и достал обоих автоматной очередью. Иду в их сторону и думаю, как это нам повезло, что гранатой нас не шарахнуло.

И вдруг вижу - двое, старик и молодой парень, выходят из дому, как раз в том месте, где лежат убитые гвардейцы. А на спине у них вот такие тюки. Перешагивают через мертвых гвардейцев и идут дальше. Я сразу понял, что это мародеры. Мы берем город, значит, наши мародеры.

Бросьте тюки! - кричу им по-абхазски.

Бросьте тюки, а то стрелять буду! - кричу им еще раз.

Молодой оборачивается в мою сторону. А тюк за его спиной больше, чем он сам.

Занимайся своим делом, - говорит он, и они идут дальше.

Я психанул. Мы здесь умираем, а они барахло собирают. Скинул свой автомат и дал им по ногам очередь. В старика не попал, а молодой упал. Я даже не стал к ним подходить. Надо было в бой идти. Одним словом, Гагры мы отбили.

Проходит дней пятнадцать. Я вообще забыл про этот случай. Живу в гостинице. Все наши бойцы жили в гостинице. В тот день мы отдыхали. Вдруг вбегает ко мне сосед с нижнего этажа и говорит:

Приехали за тобой вооруженные ребята. Все с автоматами. Духовитый вид у них. Может, помощь нужна?

Не надо, - говорю, - никакой помощи.

Я вспомнил того, молодого, которого я в ногу ранил. Что делать? А на мне вот эта же тужурка была, что сейчас. Взял в оба кармана по гранате и выхожу. Руки в карманах. Гранат не видно. Готов ко всему.

Вижу, метрах в двадцати от гостиницы стоит машина. А здесь у гостиницы четыре человека. Все с автоматами.

Я подхожу к ним не вынимая рук из карманов.

Что надо?

Ты стрелял в нашего брата? Вот он здесь в машине сидит.

Да, стрелял, - говорю и рассказываю все, как было. Рассказываю, как нас чуть не взорвали гвардейцы и как их брат вместе со стариком тюки тащил из дома. Рассказываю, а сам внимательно слежу за ними. Чуть кто за автомат, взорву всех и сам взорвусь.

И они немного растерялись. Никак не могут понять, почему я, невооруженный, не боюсь их. Стою, руки в карманах, а они с автоматами за плечами. И тогда старший из них говорит, кивая на машину:

Подойдем туда. Можешь при нем повторить все, что ты здесь сказал?

Конечно, - говорю, - пошли.

Я иду рядом с ним, но руки держу в карманах. Подошли к машине. Тот, кого я ранил в ногу, сидит в ней. Я его узнал. И я повторяю все, как было, а этот в машине морщится от злости и стыда. Окна в машине открыты.

Правду он сказал? - спрашивает тот, что привел.

Да, - соглашается тот, что в машине, и ругает в Бога, в душу мать своих родственников за то, что они его привезли сюда.

А у меня руки все еще в карманах.

Что это у тебя в карманах? - наконец спрашивает тот, что привел меня к машине. Уже догадывается о чем-то, слишком близко стоит.

Гранаты, - говорю, - не деньги же. Я воюю, а не граблю.

Ты настоящий мужик, - говорит он, - мы к тебе больше ничего не имеем.

Я к вам тоже ничего не имею, - отвечаю ему и иду вместе с ним назад, но руки все-таки держу в карманах.

Так мы и разошлись. Война.

Бывают ужасные жестокости с обеих сторон. Но я, клянусь мамой, ни разу не выстрелил в безоружного человека. Эти двое не в счет. Я же психанул. Гранатой шарахнули в двух шагах.

А почему ты не с автоматом вышел, а с гранатами? спросил отец мальчика.

Если бы я вышел с автоматом, - ответил Валико, получилась бы бойня. А так они растерялись, не поняли, почему я их не боюсь. Я правильно рассчитал. Я был готов взорваться вместе с ними. И потому твердо и спокойно себя держал. Если бы они почувствовали мой мандраж, кто-нибудь скинул бы автомат. А так они растерялись, а потом было уже поздно.

Ладно тебе хвастаться, - перебил его отец, - счастливая случайность тебя спасла и от гранаты гвардейца, и от родственников этого раненого. По теории вероятности, если два раза подряд повезло, очень мало шансов, что повезет в третий раз... Учти!.. А ты знаешь, что доктора Георгия убили?

Он явно обратился к отцу мальчика. У мальчика екнуло сердце. Он так хорошо помнил доктора Георгия. Тот жил в доме друга отца. После работы он выходил во двор и играл с соседями в нарды. Вокруг всегда толпились мужчины. Доктор Георгий громко шутил, и все покатывались от хохота.

Однажды доктор Георгий рассказал:

Сегодня еду из больницы в автобусе. Вдруг одна пассажирка кричит: Доктор Георгий, вас грабят! Тут я почувствовал, что парень, стоявший рядом со мной, шарит у меня в кармане. Я поймал его руку и говорю: Это не грабеж, это медицинское обследование. Автобус хохочет. Многие меня знают. Парень покраснел, как перец. Тут как раз остановка, и я разжал его руку. Он выпрыгнул из автобуса. Если вор способен краснеть, он еще может стать человеком.

Габараева Иза Малакиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Владикавказ
Наименование материала: конспект урока литературы
Тема: "Мир взрослых глазами ребенка в рассказе Ф.Искандера "Мальчик и война"
Дата публикации: 28.02.2018
Раздел: среднее образование

Конспект урока литературы

в 5 «Б» классе МБОУ СОШ №17 от 28

апреля 2017г.

«Мир взрослых глазами

ребенка» по рассказу

Ф. Искандера

«Мальчик и война»

Провела учитель высшей квалификационной

Цели урока:

1.Образовательная: формировать умение воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать

художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,

на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального

осмысления.

Развивющая: развивать умение определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной

литературой, в том числе и на электронных носителях.

Воспитательная: воспитывать умениерешать моральные проблемы на

основе личностного выбора.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: выставка книг Фазиля Искандера, портрет писателя,

проектор, компьютер.

Ход урока:

1.Слово учителя: Доброе утро, дорогие пятиклассники! В этот замечательный

солнечный день хочется вам напомнить, что все будет хорошо, если вы будете

внимательны друг к другу и к окружающим, будете стараться понять все. что

происходит в мире, окружающем нас. Как вы знаете, в этом году мы изучаем

произведения, героями которых являются ваши ровесники. Мы наблюдали

детей в самых разных случаях – и в семейном кругу, и среди сверстников, в

опасных ситуациях и в веселые моменты. Вспомните, кто из героев вам

особенно запомнился и чем?

А теперь послушаем монолог одного вашего сверстника.

Ученик читает стихотворение «Воспоминание о школьном уроке»

Я спросил у учителя робко:

Что такое черепная коробка?

Черепная?! - воскликнул учитель

И одернул мучительно китель.-

Что за странный вопрос? Черепная...

Это в общем коробка такая,

Где хранится наш разум и опыт,

Что веками учения добыт.

Потому в историческом плане

Мы рассмотрим вопрос...

Перед нами

Среднерусская наша равнина,

А на ней Святослав и дружина.

Что мы видим? Картина знакома.

Пир горою. Все пьют из шелома.

Но, обычай народный поправ,

Пьет из черепа князь Святослав.

И, конечно, он в этом неправ,

Ибо череп - священный сосуд,

Из которого, к счастью, не пьют.

Так вино и отрыв от дружины

Разлагали устои общины.

Вывод, думаю, всем будет ясен:

Алкоголь для здоровья опасен.

Вновь спросил я смущенно и робко:

Что такое черепная коробка?

О, тупица! - воскликнул учитель,

Раскрывая зловеще журнал,-

Назови мне такую обитель,

Где бы твой педагог не стонал.

Вот указка. Вот карта. К доске!

Я проснулся в ужасной тоске.

Как вы думаете, кто мог бы написать такие стихи? Каким вы представляете

себе этого поэта? Это поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер.

2- Кто же такой Фазиль Искандер? Презентация на компьютере,

подготовленная учениками.. Сообщения учащихся о писателе, его

разностороннем творчестве.

«Я русский писатель, но певец Абхазии».

Ребята, а кто-нибудь из вас бывал в Абхазии? Тогда, возможно, вы слышали

легенду, которую абхазцы рассказывают всем гостям республики. В ней

говорится о том, как Бог распределял земли разным народам. Представитель

Абхазии пришел позже всех, когда уже вся земля была разделена. Он опоздал,

так как принимал гостя. Узнав об этом, Бог сказал: «Осталась у меня одна

часть земли, которую я оставил для себя, но так и быть, отдам ее абхазам, раз

они выше всего ценят гостеприимство». Так достался абхазам чудесный край

с голубым морем, величественными горами и теплым климатом. Именно

оттуда родом писатель, с чьим творчеством мы познакомимся на этом уроке.

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что

дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля

Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его

прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на

лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с

видами Абхазии).

Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь

восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда.

Высланный в Иран, отец умер на чужбине.

Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя

она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной

книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем

нравственных заповедей гор.

Самое заметное свойство Ф.Искандера - юмор. Смешное у него рождается

словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от

того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его

творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где

между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы

почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.

3.- Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера», которую населяют в

основном ваши сверстники. (Выставка книг).

4. В прочитанном стихотворении учитель предлагал ученику пойти к доске с

картой. Последуем же его совету и найдем на карте Москву , Абхазию, Гагры.

Произведение, с которым мы будем работать, называется «Мальчик и

война» Не правда ли, несколько необычное название? Почему? Потому, что

дети и война – понятия несовместимые. Докажем это путем подбора

эпитетов к каждому из слов. Мальчик – маленький, милый, веселый,

озорной, любознательный, увлекающийся, счастливый и др.

Война – жестокая, кровопролитная, бессмысленная, страшная, безжалостная,

братоубийственная. Можно сказать, что эти понятия противопоставлены

друг другу. Но о какой войне идет речь в данном рассказе? Кстати, давайте

уточним жанровые особенности рассказа.

5. Сообщение заранее подготовленного ученика о грузино- абхазской войне

6. А теперь обратимся к тексту. На сколько смысловых частей можно

разделить рассказ?.Как жили народы Абхазии до войны? Чем их жизнь

отличалась от столичной?

жизни народов Абхазии?

Нравилась ли мальчику эта жизнь?

Какие вопросы он задаёт себе, узнав о войне в Абхазии?

Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный

7. Иначе изображены жители Абхазии в военное время…

Рассказ Валико о пленных грузинских гвардейцах.

Какими качествами характера обладает этот герой рассказа?

Почему он «достал обоих автоматной очередью»?

Каким вы увидели Валико, нарисуйте его словесный портрет.

8. В рассказе есть ряд слов и выражений, значение которых нуждается в

уточнении. Заранее подготовившиеся ученики двют толкование

слов лихой

таксист, шарахнуло, гвардейцы, мародёры, тюки, националисты.)

Почему Валико, ни разу не стрелявший по безоружным людям, пустил

очередь по своим, да ещё и мирным гражданам? Что возмутило его?

Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня?

Почему выходит с гранатами, а не с автоматом?

Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста.

Представим себе, что мы очевидцы этих событий. Придумайте диалог,

который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками

после общения с Валико.(Работа в группах)

Как вы понимаете смысл фразы

счастливая случайность?

9. Война – испытание на человечность для многих людей. Одни, как

мародеры, теряют в погоне за наживой человеческие качества, другие же

остаются людьми в любых ситуациях. Таким героем в рассказе был доктор

Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия?

Каким человеком был доктор Георгий?

Чем примечателен случай с вором в автобусе? Какая фраза, сказанная

доктором по этому поводу, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку?

Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки,

экскаваторщика, Аслана. Как ведут себя эти люди?

(они ведут себя по-

разному: соседка переживает, ей жаль доктора, понимает, что он обречен и

она беспомощна предотвратить это; экскаваторщик – корыстный человек;

дядя Аслан отдаёт все деньги, чтобы предать земле тело хорошего человека).

А почему не названа национальность людей, убивших доктора?(Он был

одинаково неугоден всем националистам, разжигавшим войну, и его могли

убить и абхазские, и грузинские националисты. Искандер также не называет

настоящим человеком.)

Какое впечатление произвёл на мальчика рассказ о гибели доктора Георгия?

Каким предстал перед ним мир взрослых?

10. Под влиянием каких событий мы взрослеем?Как изменился мальчик

после ночи, потрясшей его, ошеломившей его? Найдите и зачитайте портрет

мальчика. Что значит

космическая тоска?

В чём видит отец причины такой перемены в сыне?

Какие вопросы волнуют мальчика?

Пользуясь словарем, узнайте значение слова

пессимист.

Какую мысль

мальчика отец считает пессимистичной? 5.Как отец пытается развеять мысли

сына: «Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют».

6. На примере чьих жизней и отец, и сын приходят к выводу, что «добро

сильней»?

Что вы поняли о человеке

: меняется ли он, что меняет его и каждый ли

способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как?

Какой великий русский писатель упоминается в рассказе? Думаю, именно

Л. Н. Толстого могут стать ответом на вопрос, мучивший мальчика:

«Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей

добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть

возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот»

Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего

человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла

произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего

перемена мысли.

Домашнее задание

Ответьте на вопрос: «Почему в рассказе Ф. у мальчика нет имени?

Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней».

Придумайте историю женщины-нищенки.

Временной период, который описывается в данном произведение является Абхазской войной, которая происходила в 1992 году. В то время, человек повествующий читателям эту историю проживал вместе со своим дядей в Гаграх. Однажды к дяде автора в гости пришел человек по имени Валико, ему было двадцать пять лет. Как оказалось, он участвовал в Абхазской войне. Он начал рассказывать о том, как во времена войны ему удалось взять в плен двух солдат гвардии и то, как он говорил с близкими людьми человека, которого ему пришлось подстрелить, по причине того, что он крал у людей вещи во времена войны.

После того, как Валико рассказал эти две истории, дядя автора, которого звали Аслан рассказал свою историю о докторе, звали его Георгий. Все любили и уважали доктора Георгия. Аслан говорил о том, что ему было не понятно почему и за, что такого доброго и хорошего человека смогли убить.

Автор рассказа, тогда был еще молодым и поэтому сидел в своей собственной спальне и слушал диалог двух бывалых людей оттуда. Прослушав все это, он серьезно начал думать о нравственном развитие человека. Тогда его сильно волновали те истории, и он начал думать о том способен ли все-таки человек, на то, чтобы измениться и быть лучше и добрее со временем.

Картинка или рисунок Мальчик и война

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев

    Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.

  • Краткое содержание Андерсен Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS