Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика "развитие речи по программе радуга". Специфика психологической, педагогической и логопедической диагностики |
Анализ полученных данных Вторая младшая группа № ______ Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи Задание № 1 Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка» (Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных) Задание № 2 Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы). 1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу. «Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки). Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его» 2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат». Задание № 3. Что на картинке? Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком». Анализ полученных данных Фамилия, имя, возраст ребёнка ______ Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Диагностика детей средней группы по развитию речи Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л (по любой известной методике) Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р ) Методика обследования Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р. «Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р ? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паук звук р ? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый ». Задание 3. Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? … А любит спать …? Задание 4. Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе д\с. – М.: Просвещение, 1983. - Приложение. Лист 2) «Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами. А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они. Итак, щеночки какие?» Задание 5. «Я слышала от твоих друзей, - начинает разговор воспитатель, - что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его. Анализ результатов. Фамилия, имя ребёнка ______ Задание 1. Звуки, которые ребёнок не произносит ______ Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Анализ результатов Задание 2. Задание 3.
Задание 5. Диагностика детей старшей группы по развитию речи 1. Звуковая культура речи a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие? b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с. «Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!» c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р ? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар . И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр». 2. Понимание речи и активный словарь a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…» b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе д\с. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу. Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… . 3. Художественная литература a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название. c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам. Анализ полученных данных Фамилия, имя ребёнка ______ Задание 1 Задание 2. Задание 3. При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на следующие положения: Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение А также с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации. При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки: Умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.; Умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.; Овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего; Уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; -- соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями). Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга». Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям. 1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие? Были предложены следующие задания: а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с. «Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!» б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр». 2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее. а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…» б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу. Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… . 3. Художественная литература. а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название. в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам. Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом: 9-10 баллов (высокий уровень) - отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно. 5-8 баллов (средний уровень) - на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно. 1-4 баллов (низкий уровень) - на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно. Анализ полученных данных заносили в индивидуальную карту ребенка, где указывались данные о ребенке. Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий (см. таблицу 2). Таблица 2
В результате анализа полученных данных, был получен средний балл, результаты, представлены в таблице № 3 и в виде диаграммы на рисунке № 2. Таблица №3 Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей подготовительной группы Полученные данные представлены в следующей диаграмме: Рис. 2 Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что у 10 детей из 20 высокий уровень развития речи, у 7 детей - средний (удовлетворительный) уровень, а у 3 детей - низкий. Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплексных занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно. Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий. Оглавление
1.Направления и задачи диагностической работы в области
на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи,
4. Связная речь.
1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем
4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой
1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет
срезов по отдельным речевым навыкам педагог может составить
(фиксировать ответы может второй человек записать ручкой или на
При обследовании уровня развития речи очень важно отследить
необходимо срочно обратить внимание. Так же в методиках можно
Список использованной литературы
8. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Диагностика уровня Методическое пособие Диагностика уровня развития детей по речевому развитиюПерова Вера Николаевна, ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи. Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения. Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов. Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики. IIМЛАДШАЯ ГРУППА 1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда». Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.. Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д. 2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./ Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла Допускает 2 и более ошибки - 1 балл 3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи. Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных. Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла Много ошибок - 1 балл 4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку. Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 5.Назови у кого что? Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога. Это хвост кого? - Лисы. Это сумка кого? - Мамы. Это машина кого? - Мальчика. Это уши кого? - Зайца. Материал:картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - …. Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи.. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает две и белее ошибок - 1 балл Инструкция к проведению: 2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает. 3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам. 4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции.. 5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит. 6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково. Итоговая оценка: 14- 18 баллов - высокий уровень 10 - 14 баллов - средний уровень 9 и менее баллов - низкий уровень ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи СРЕДНЯЯ ГРУППА 1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом: Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/ Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/ Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/ Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/ Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/ Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий. Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла 2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом: животные, игрушки, мебель Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий. Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф. Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла Допускает 1-2 ошибки - 2 балла Допускает 3 и более ошибок - 1 балл 3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом. Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла Допускает 1 ошибку - 2 балла Допускает 2 и более ошибок - 1 балл 4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - …… Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла Допускает 3 и более ошибок - 1 балл 5. Скажи правильно: Яблоко. У Тани много ….. Дерево. В лесу много ….. Туфли. У Оли нет ….. Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного Числа. Материал:картинки с изображением названных предметов Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек. Материал: картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …. Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе. Материал: картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина Кофта бабушки - … Газета папы - … Нора лисы - … /Чей? Чья? чьё?/ Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./ Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./ Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./ Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения. Критерии: Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 10.Скажи правильно: У меня есть карандаш. /ручка/ У меня нет … Я рисую … Папа пишет … Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога. Материал: Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их. 2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе. 3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке. 4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного. 5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе. 6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов. 7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета. 8. Предложить назвать, чьи это предметы. Итоговая оценка: 22 - 27 баллов - высокий уровень 15 - 21 баллов - средний уровень 14 и менее баллов - низкий уровень ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи СТАРШАЯ ГРУППА 1.Составление и называние целого предмета из его частей. Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др. Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица. Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье. Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина. Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла 2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д. Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш… Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа Множественного числа. Материал:картинки с изображением названных предметов Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска. Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными Суффиксами. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - … Лапа медведя - … Шерсть волка - … Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных. /Чей? Чья? / Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Закончи предложение: Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро) Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино) Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата. Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен. Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя. Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 9.Расскажи, где находится котенок. Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 10. Закончи предложение: Один дом, два … Одна кукла, две … Один шар, два … Один жук, два … Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит. 3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос. 4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково. 5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части. 6.Предложить ребенку закончить предложение. 7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки. 8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?» 9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок. 10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке. Итоговая оценка: 24 - 30 баллов - высокий уровень 14 - 23 баллов - средний уровень 13 и менее баллов - низкий уровень ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 1. Составление и называние целого предмета из его частей. Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь. Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля. Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло. Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор. Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла Допускает 3 и более ошибки - 1 балл 2. Кто что делает? /с использованием профессии/ Цель: выявить знания детей о труде взрослых. Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - … Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла Много ошибок - 1 балл 4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …, Цель: умение образовывать названия детенышей животных Материал:картинки с изображением животных и их детенышей. Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - … Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/ Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы. Материал: сюжетные картинки Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 7. Что делает мальчик? Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: сюжетные картинки Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому. 2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?» 3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке. 4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его. 5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются. 6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети. 7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик. Итоговая оценка: 17- 21 баллов - высокий уровень 12 - 16 баллов - средний уровень 11 и менее баллов - низкий уровень Методическое пособие Диагностика уровня развития детей по речевому развитиюПерова Вера Николаевна, ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи. Диагностические задания позволят выявить соответствующие возрастным особенностям детей речевые умения. Задания разнообразны по содержанию. К каждому заданию разработаны критерии оценки, что позволит педагогу разработать конкретный план педагогической работы с детьми по совершенствованию данных сторон речи. К диагностическим заданиям сделан подбор наглядности, что позволит сделать процесс диагностики интересным для ребенка и будет способствовать объективности полученных результатов. Данный диагностический материал ориентирован на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду». Предполагается включение этих материалов в оперативный тип диагностики. IIМЛАДШАЯ ГРУППА 1. Покажи картинки на которых нарисованы «Игрушки», «Посуда». Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, предметы; понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.. Материал:картинки с изображением: игрушек - кукла, машина, барабан и т.д. Посуды - чашка, тарелка, кастрюля, и т.д. 2. Что делает девочка? /мама, мальчик и.т.д./ Цель:определить объем глагольного словаря; умение правильно называть действия. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно называет действия - 3 балла Допускает 2 и более ошибки - 1 балл 3.Покажи на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи. Цель:Определение понимания форм единственного и множественного числа существительных. Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла Много ошибок - 1 балл 4.Положи мячик в коробку, на стол, под стол, за коробку. Цель:определение понимания предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 5.Назови у кого что? Цель:Определить умение употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа без предлога. Это хвост кого? - Лисы. Это сумка кого? - Мамы. Это машина кого? - Мальчика. Это уши кого? - Зайца. Материал:картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Назови ласково: дом - …., мяч - …., руки - …., кукла - …. Цель:Определить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и употреблять их в речи.. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает две и белее ошибок - 1 балл Инструкция к проведению: 2. Предложить ребенку назвать по картинкам кто что делает. 3. Ребенку предлагается назвать предмет в единственном и множественном числе по данным картинкам. 4. Предложить ребенку выполнить поручения по речевой инструкции.. 5. Ребенку предлагается определить кому что принадлежит. 6. Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы ласково. Итоговая оценка: 14- 18 баллов - высокий уровень 10 - 14 баллов - средний уровень 9 и менее баллов - низкий уровень ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи СРЕДНЯЯ ГРУППА 1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом: Чайник - блюдце - тарелка - кастрюля … /посуда/ Куртка - шапка - свитер - брюки…/одежда/ Тапочки - сандалии - туфли - ботинки - сапоги…/обувь/ Огурец - помидор - капуста - картофель - морковь …/овощи/ Яблоко - груша - апельсин - банан …/ фрукты/ Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий. Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла 2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом: животные, игрушки, мебель Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий. Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф. Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла Допускает 1-2 ошибки - 2 балла Допускает 3 и более ошибок - 1 балл 3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом. Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Материал:картинки Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла Допускает 1 ошибку - 2 балла Допускает 2 и более ошибок - 1 балл 4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя - ……, у волка - …… Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными - 3 балла Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла Допускает 3 и более ошибок - 1 балл 5. Скажи правильно: Яблоко. У Тани много ….. Дерево. В лесу много ….. Туфли. У Оли нет ….. Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного Числа. Материал:картинки с изображением названных предметов Критерии:ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек. Материал: картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …. Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе. Материал: картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 8.Назови, чьи это предметы. Сумка мамы - мамина Кофта бабушки - … Газета папы - … Нора лисы - … /Чей? Чья? чьё?/ Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 9.Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./ Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./ Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./ Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения. Критерии: Ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 10.Скажи правильно: У меня есть карандаш. /ручка/ У меня нет … Я рисую … Папа пишет … Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога. Материал: Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их. 2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе. 3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке. 4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного. 5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе. 6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов. 7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета. 8. Предложить назвать, чьи это предметы. Итоговая оценка: 22 - 27 баллов - высокий уровень 15 - 21 баллов - средний уровень 14 и менее баллов - низкий уровень ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи СТАРШАЯ ГРУППА 1.Составление и называние целого предмета из его частей. Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др. Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица. Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье. Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина. Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла 2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д. Цель: Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно формы предметов - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 3. Много чего? Шар - шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш… Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа Множественного числа. Материал:картинки с изображением названных предметов Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска. Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными Суффиксами. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно назвал все предметы - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца - … Лапа медведя - … Шерсть волка - … Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных. /Чей? Чья? / Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Закончи предложение: Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро) Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино) Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 7.Найди, покажи и расскажи. Где мама - белка и ее бельчата. Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: картинки Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен. Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя. Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 9.Расскажи, где находится котенок. Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 10. Закончи предложение: Один дом, два … Одна кукла, две … Один шар, два … Один жук, два … Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит. 3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос. 4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково. 5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела, и предлагают назвать чьи это части. 6.Предложить ребенку закончить предложение. 7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки. 8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?» 9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок. 10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке. Итоговая оценка: 24 - 30 баллов - высокий уровень 14 - 23 баллов - средний уровень 13 и менее баллов - низкий уровень ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 1. Составление и называние целого предмета из его частей. Назови по картинкам части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь. Назови по картинкам части одежды: воротник, манжета, петля. Назови по картинкам части предметов окна: рама, подоконник, стекло. Назови по картинкам части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор. Цель: Развитие высших психических функции мышления - внимания, анализ и синтез частей и целого. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого - 3 балла Допускает 1 - 2 ошибки - 2 балла Допускает 3 и более ошибки - 1 балл 2. Кто что делает? /с использованием профессии/ Цель: выявить знания детей о труде взрослых. Материал: картинки с изображением труда взрослых, их профессиональной деятельности Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 3.Закончи предложение: карандаш - два карандаша, пять карандашей, ключ - …., лев - …, озеро - …, дверь - … Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными. Материал: предметные картинки Критерии: ребенок правильно согласовывает существительные с числительными- 3 балла Допускает небольшое количество ошибок - 2 балла Много ошибок - 1 балл 4. Помоги животным найти своих детенышей: у коровы - …, у лошади - …, у собаки - …, Цель: умение образовывать названия детенышей животных Материал:картинки с изображением животных и их детенышей. Критерии:ребенок правильно называет и показывает - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 5. Назови, из чего сделано: Карандаш из дерева - деревянный, поделка из бумаги - …, шляпа из соломы -…, подушка из пуха - …, баба из снега - …, колесо из резины - … Цель: Умение образовывать относительные прилагательные от существительных. Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 6.Назови действия: Что делают дети? /ходит, уходит, входит, выходит, переходит/ Цель: Выявить умение образовывать приставочные глаголы. Материал: сюжетные картинки Критерии: ребенок правильно образовывает приставочные глаголы - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл 7. Что делает мальчик? Цель: Понимание предложно - падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД. Материал: сюжетные картинки Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД - 3 балла Допускает одну ошибку - 2 балла Допускает 2 ошибки - 1 балл Инструкция к проведению: Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому. 2. Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?» 3. Предложить ребенку закончить предложение по картинке. 4.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и их детенышей, предложить ребенку найти детеныша животного и назвать его. 5.Перед ребенком кладут карточки с изображением предметов, предложить ребенку найти и назвать предметы из которых они изготавливаются. 6.Предложить ребенку по картине определить, что делают дети. 7.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, что делает мальчик. Итоговая оценка: 17- 21 баллов - высокий уровень 12 - 16 баллов - средний уровень 11 и менее баллов - низкий уровень |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги