Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
1. Ануфриева Наталья Ивановна, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры социологии и философии культуры, директор института Высшей школы музыки им. А. Шнитке (институт), и.о. декана факультета искусств и социокультурной деятельности, РГСУ / Anufrieva Natalia Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department of sociology and philosophy of culture, director Higher school of music n.a. A. Schnittke (institute), acting dean of the faculty of arts and socio-cultural activity, RSSU. 2. Бабосов Евгений Михайлович, академик Национальной академии наук Беларуси / Babosov Evgeniy Mikhailovich, academician of the National Academy of Sciences of Belarus. 3. Басимов Михаил Михайлович, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры психологии труда и специальной психологии факультета психологии, РГСУ / Basimov Mikhail Mikhailovich, doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of labour psychology and special psychology of the faculty of psychology, RSSU. 4. Виткова Мари, д-р филос. наук, профессор кафедры специальной педагогики университета им. Масарика (Чешская Республика, г. Брно) / Vitkova Mari, doctor of philosophical sciences, professor of the department of special pedagogy of Masaryk University (Czech Republic, Brno). 5. Денисенко Сергей Иванович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, РГСУ / Denisenko Sergey Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of social, general and clinical psychology of the faculty of psychology, RSSU. 6. Карпов Владимир Юрьевич, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта факультета физической культуры, РГСУ / Karpov Vladimir Yurievich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of theory and methods of physical culture and sports of the faculty of physical culture, RSSU. 7. Кисляков Павел Александрович, д-р психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии факультета психологии, РГСУ / Kislyakov Pavel Alexandrovich, doctor of psychological sciences, associate professor, head of the department of labour psychology and special psychology of the faculty of psychology, RSSU. 8. Крылов Александр Николаевич, д-р философии, профессор Берлинского Вест-Ост института, директор, вице-президент Бременской школы экономики (Германия, Берлин) / Krylov Alexander Nikolaevich, doctor of philosophy, professor of Berlin West-OST Institute, director, vice-president of the Bremen School of Economics (Germany, Berlin). 9. Лукович Эржебет, профессор Института кондуктивной педагогики (Венгрия, Будапешт) / Lukovich Erzsebet, professor of the Institute of Conductive Pedagogy (Hungary, Budapest). 10. Миронова Оксана Ивановна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, РГСУ / Mironova Oksana Ivanovna, doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of social, general and clinical psychology of the faculty of psychology, RSSU. 11. Сесёлкин Алексей Иванович, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры адаптивной физической культуры и рекреации факультета физической культуры, РГСУ / Sesyolkin Alexey Ivanovich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of adaptive physical education and recreation of the faculty of physical culture, RSSU. 12. Сизикова Валерия Викторовна, д-р пед. наук, профессор, декан факультета социальной работы, РГСУ / Sizikova Valeria Viktorovna, doctor of pedagogical sciences, professor, dean of the faculty of social work, RSSU. 13. Стрелков Владимир Иванович, д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и специальной психологии факультета психологии, РГСУ / Strelkov Vladimir Ivanovich, doctor of psychological sciences, professor, professor of the department of labour psychology and special psychology of the faculty of psychology, RSSU. 14. Цветкова Надежда Александровна, д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии факультета психологии, РГСУ / Tsvetkova Nadezhda Alexandrovna, doctor of psychological sciences, associate professor, professor of the department of social, general and clinical psychology of the faculty of psychology, RSSU. 15. Янчук Владимир Александрович, д-р психол. наук, профессор (Республика Беларусь, Минск) / Yanchuk Vladimir Alexandrovich, doctor of psychological sciences, professor (Belarus, Minsk). с. 1 УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Шлыков В. М., кандидат философских наук, профессор. Бахтин М. В., кандидат философских наук, доцент. Прохоров В. Л., доктор исторических наук, профессор
Ключевые слова:
постмодернизм, постмодернистская модель, история, социальная история, герменевтика, парадигма, конфигурации, конструкция, философские новации.
Леонардо да Винчи Цель истории – знание движения человечества Л. Толстой Ни шороха полночных далей. Ни песен, что певала мать, Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. Н. Гумилев
Постмодернизм представляет собой сложный, неоднородный социокультурный феномен, который утвердился в западном обществе и стал особенно популярен в 80-е гг. XX века. Постмодернизм хорошо вписывается в антисциентистские традиции философии, представители которой противопоставляли свои взгляды науке, научному мышлению, рационализму вообще. По словам М. Фуко, постмодернизм как раз и объявил «право на восстание против разума». Постмодернизм, по мнению некоторых авторов, возник вследствие глобального социального кризиса современного западного общества, охватившего политику, экономику, культуру, духовную сферу. Например, И. А. Гобозов полагает, что «...истоки философии постмодернизма следует искать в кризисе социума и в иррационалистических философских течениях, особенно в философии Ницше». Постмодернистская эпоха характеризуется им как «...эпоха без идеалов, без моральных принципов и норм, без будущего, без социального прогресса и без социальной ответственности, эпоха без геройства, эпоха равнодушного отношения к чужой боли» . Постмодернизм - это индивидуализм и неолиберализм, свобода от всего и вся: в том числе оттрадиционной морали, сексуальных запретов и тону подобное. Это - эпоха гипертрофии средств и атрофии целей (П. Рикер). Другие исследователи дают более мягкую характеристику новой эпохе. Современный американский философ социальной истории А. Мегилл пишет: «Состояние постмодерна» - манифест в классной комнате, населенной консерваторами университетского городка и либералами, членами бисексуального, гомосексуального и лесбийского союзов, несколькими вариантами христианской активности, азиатами, европейцами и афро-американцами и множеством их смешений; людьми, чьи родные языки испанский, китайский, немецкий и английский, не забывая людей, чьи вкусы находятся в широком диапазоне музыкальных пристрастий - от панк-культуры до классики» . Здесь мы имеем дело с границами, которые невозможно убрать. Возникновение постмодернизма в этом случае связывается с вступлением западного общества в эпоху постиндустриализма, информационной цивилизации и культуры, которые служат социальной онтологией постмодерна. Один из лидеров постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар определяет его как недоверие к старому знанию, функционирующему в форме больших (мета) рассказов . Речь идет не столько о «недоверии» сколько о критике классического рационализма, фундаментализма, объективизма, истинности, системности, теоретичности. Провозглашается переход к лингвистической парадигме философии, основанной на релятивизме, плюрализме, субъективизме, антитеоретизме. Ведь любое знание, по Лиотару, - это всего лишь языковая игра. Ученый, по Лиотару, - это прежде всего тот, кто «рассказывает истории», которые потом он должен проверить . Однако последнее вовсе необязательно. Ведь большинство постмодернистов считают устаревшим вопрос о соответствии научного знания социально-историческим фактам. Научное знание, по их мнению, получает свою легитимность в языковых играх. Традиция постмодерна породила сомнение в возможности общего объяснения хода социальной истории, вызвала недоверие к глобальным историческим концепциям, «...настороженное или даже презрительное отношение к теории вообще и теории истории в частности» . Постмодернистская философия науки настаивает на приоритете социальной нестабильности, локальности, случайности, многообразии возможностей, вместо устойчивости, тотальности, необходимости, достоверности событий и так далее. Конструкция (системность, структурность, целостность, теоретичность и тому подобное) понимается как устоявшийся и поэтому устаревший способ философствования. Постмодернизм же - это деконструкция традиционного, рассеивание устоявшегося. Акцент делается на различии, а не на тождестве, на неопределенности, беспорядке, множественности, а не на единстве, на прерывистости, а не на социальном прогрессе. Например, неопределенность - основа мышления одного из «пророков» (Мегилл) постмодерна Ж. Деррида. Именно с точки зрения социальной неопределенности Деррида прочитывает мир. В. А. Канке в связи с этим отмечает: «Особенно грешит околонаучными фантазмами Деррида... Деконструкция, как известно, ничего не щадит, в том числе и соотносительность теории и фактов, от которой после деконструктивного дробления ничего не остается, кроме фикции, едва ли различимых следов от слов и вещей. Научный смысл переводится в бессмысленность» . Если, к примеру, Гегель пытался синтезировать, соединять социальные противоположности, то Деррида их разрушает, дробит. Логика в таком случае есть отсутствие логики. Точно также постмодернистская теория - это отсутствие теории. Подводя итоги философского проекта постмодернизма, можно согласиться с Канке, который констатирует следующее: «В кратчайшем обобщении доминанты философского постмодернизма - это агонистика (противоборство - Ш. В.) языковых игр, дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), множественность (а не единство), нестабильность (а не стабильность), локальность (а не пространственная всеобщность), фрагментарность (а не целостность), случайность (а не системность), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), апофатика (негативность - Ш. В.) (а не позитивность), движение на поверхности слов и вещей (а не в глубь их), след (а не означаемое и обозначаемое), симулякр (а не образ)..., лабиринт (а не линейность), неопределенность (а не определенность...» . Как оценивать философские новации постмодернизма? В нашей и зарубежной литературе есть прямо противоположные мнения. Одни философы высказываются резко отрицательно в адрес постмодернизма, другие, наоборот, приветствуют его и даже восхищаются. «Не берусь судить относительно других областей культуры, - пишет, уже упоминавшийся нами, философ, Гобозов, - но по поводу постмодернистской философии могу сказать, что это шаг назад в философской рефлексии. Сочинения постмодернистов порой бессмысленны и бессодержательны» . Некоторые высказывания постмодернистов, например, Делеза, Гватттари и др. он называет «тарабарщиной» , «бессмыслицей» , казуистикой, эквилибристикой. Как известно, большинство представителей постмодернизма были филологами по образованию. Это обстоятельство сыграло немаловажную роль в том, что лингвистическая составляющая в постмодерне является самой весомой. Слова, знаки, символы, симулякры (виртуальная информационная конструкция, не имеющая референтов), тексты замещают предметы, вещи, социальную реальность, в том числе историческую. Подобные идеи уже встречались в прошлом. Понимание мира как текста можно найти у средневековых авторов. В Средневековье текст считался словом, произнесенным Богом, поэтому он обладал первенством по отношению к социально-исторической реальности и к читателю. Текст и язык предшествуют реальности, поскольку реальность сотворило Слово Божье. Реальность есть репрезентация текста, а не текст есть репрезентация реальности. Следовательно, средневековому сознанию неизвестна практика интерпретации текстов, их индивидуального прочтения. Все изменилось, начиная с картезианства XVII в.: познающий субъект ушел от прежнего прямого контакта с реальностью в самого себя, превратившись в трансцендентальный субъект. Теперь уже социальный субъект не мог слиться с текстом, что требовалось, например, для средневекового читателя. Между субъектом и объектом был возведен эпистемологический барьер. «Картезианство вызвало отчуждение повседневной реальности от познающего субъекта (отчуждение, которое было на самом деле условием возможности современной науки), и точно так же тексты приобрели теперь, вместе со «значением», ауру «ноуменальной» таинственности, какой прежде никогда не обладали... Перед герменевтикой встала задача разъяснить, как, тем или иным образом, мы могли бы вернуть себе понимание значения текста...» . Неудивительно, что герменевтика явилась одним из философских истоков постмодернизма, а М. Хайдеггера относят к одному из его «пророков» (Мегилл). Философская герменевтика, как известно, исходила из того, что язык есть дом бытия, что он также является границей сознания. Герменевты XX века любили повторять слова Хайдеггера, что это не мы говорим языком, а язык говорит нами. Неудивительно появление идеи о влиянии, «переносе» структуры языка, на котором мы описываем реальность, на саму социальную реальность. Короче говоря, внешний мир был заменен языком, языковой реальностью, истина - значением. Слова не только отражают социальную действительность, но создают ее. Ф. Р. Анкерсмит в этой связи критически замечает, что «...для Гадамера нет ничего помимо... историй интерпретации, помимо языка интерпретации, в котором, как в капсуле, содержатся эти истории. Мы можем постичь прошлое лишь постольку, поскольку оно сводится к «языку» этих историй интерпретации, тогда как само прошлое (которому эти истории обязаны своим существованием) уже не играет никакой роли в повествовании Гадамера. Вся история, вся ее драма, ее трагедии, триумфы и величие, таким образом, загоняется в тесные рамки того, как она интерпретировалась на протяжении веков на языке историков. Нам остается теперь только язык, только язык историков - вот мир, в котором мы действуем, и вне его ничего нет. Очевидным следствием является то, что... мы можем понять прошлое лишь постольку, поскольку оно услужливо принимает облик языка» . Западная философия XX века была главным образом философией языка. Язык стал интеллектуальным полем, на котором были начаты и воспроизведены все движения, известные в истории философии. Идея постмодернизма проста - язык детерминирует социальные типы и образ мышления, особенности культуры той или ной эпохи. А мысли индивида контролируются «законами и образцами языка, которые он не осознает». «Р. Барт утверждал, что подавление неотъемлемо от самой фундаментальной из всех репрезентационных систем, являющейся нашим главнейшим средством построения мира и взаимодействия с другим, а именно - от языка. Предикативные структуры и операции языка насаждают атрибуты и идентичности, которые не были выбраны нами самими... язык - фашист, заточающий нас в границах собственных терминов: синтаксис предложения подобен приговору в юридическом смысле, заключению, как сказал Ницше, в тюрьму языка» . Понимание языка постмодернистами опирается на традиции, идущие от Ф. де Соссюра, который считается основоположником структурной лингвистики. Лингвистика, по Соссюру, есть наука, изучающая «жизнь знаков в рамках жизни общества», а язык трактуется как система знаков, выражающих понятия . «Жизнь знаков», согласно такому подходу, существует сама по себе, внутри себя. Язык, являясь абстрактной знаковой системой, есть нечто, находящееся вне конкретных индивидов и функционирующий как некий инвариант на бессознательном уровне. Этот инвариант проявляет себя в ряде вариантов языковых конструкций, что, собственно, и есть структура языка, которая рассматривается Соссюром синхронически, «горизонтально», отвлекаясь от истории развития языка. Последнее позволяет выделить элементы структуры и определенную сеть отношений между ними. Языковые элементы и их значения, по Соссюру, зависят от всей системы языка, места данного элемента по отношению к другим. Утверждается примат отношений между элементами, а не самих элементов языка. Например, значение слов конституируется их отношением к другим словам, а не задается обозначаемыми ими объектами, поскольку связь между словом и социальным объектом является произвольной и нельзя указать двух языков, в которых слова и объекты сочетались бы одинаково. Следовательно, язык рассматривается Соссюром не как субстанция, а как форма, что послужило в дальнейшем основанием абсолютизации понятия структуры, фактической подмены им понятия объекта, предмета. Соссюр, конечно, не отрицал того, что элементы языка могут обозначать и обозначают предметы, вещи, но он считал эту связь условной и незначительной, поскольку «если бы язык использовался только для наименования предметов, различные его члены не были бы связаны между собой, они существовали бы по отдельности, как и сами предметы» . Языковый знак почти не «задевает» предметы, не «зацепляет» окружающий человека мир, поскольку он (языковый знак), по мнению Соссюра, связан в первую очередь не с предметами, а с их понятиями. Мир таков, какова структура языка, которым описывается мир. Проблема социальной истины есть проблема значения слов, понятий, способа, формы описания. Понятия конструируют социальную реальность в той же степени, в какой они ее выражают. Отсюда недалеко до вывода, что язык не репрезентирует реальность, что он не есть «окно» во внешний мир. Наоборот, язык является чем-то вроде «лингвистической тюрьмы», решетки-структуры которой ограничивают, определяют наш доступ к нему. Постмодернистская эпистема, по сути, приходит к подобному выводу, когда утверждает, что языковые выражения не могут быть соотнесены с внешним миром, а только с другими языковыми выражениями, поскольку социальная реальность находится за пределами языка. Более того, язык в постмодернизме трактуется как главный смыслообразующий фактор, определяющий мышление и поведение людей. Если Соссюр признавал наличие в тексте означающего и означаемого, то Деррида полностью отрицал наличие внетекстуальной реальности. Теперь посмотрим, как постмодернистские идеи отразились в философии истории и в исторической науке. В историографии постмодернизм отчетливо проявился в 90-е гг. XX в. В постмодернистской философии истории речь идет в основном о специфике исторического текста как особого лингвистического явления. К историческому тексту стали применять литературоведческие критерии. «При написании истории язык предлагает историку уже готовые конструкции, куда тот «вписывает» исторические события. Таким образом, деятельность историка сродни литературной. Порядок, который историк приписывает событиям, и их интерпретация являются чем-то сродни литературному сюжету» . В 1973 г. появилась работа X. Уайта «Метаистория» с характерным подзаголовком: «Историческое воображение в Европе XIX века». Хотя сам автор и относит ее к структуралистскому этапу развития западной гуманитарной мысли, ее поворот в сторону постмодернизма очевиден. Уайт исследовал то, как логически и лингвистически были выстроены социальные концепции некоторых историков XIX века. Им была разработана так называемая тропологическая теория истории, которую иногда называют также «эстетическим историзмом» или литаратуризацией истории . Уайт приходит к выводу, что история есть специфический вид литературы, «операция по созданию фикции». Вымысел является имманентным свойством исторических текстов, считает Уайт, работу историка он характеризует как «вербальный артефакт, нарративный прозаический дискурс, содержание которого настолько же изобретено или выдумано, насколько обнаружено или открыто» . Историческое произведение, согласно Уайту, является соединением определенного набора исследовательских и нарративных операций. Первый тип операций отвечает на вопрос: почему событие произошло так, а не иначе. Вторая операция - это социальное описание, рассказ о событиях, интеллектуальный акт организации фактического материала. И вот тут, по Уайту, начинает действовать набор представлений и предпочтений исследователя, главным образом литературно-исторического жанра. Объяснение - основной механизм, который становится связующей нитью повествования. Объяснения реализуются через использование фабулы (романтическая, сатирическая, комическая и трагическая) и системы тропов - основных стилистических форм организации текста, таких, как метафора, метонимия, синекдоха и ирония. Последние решающим образом влияли на результаты работы историков. Историографический стиль подчиняется тропологической модели, выбор которой обусловлен индивидуальной языковой практикой историка. Когда выбор осуществлен, воображение готово к составлению нарратива. Историческое понимание может быть только тропологическим, считает Уайт. Историк выбирает определенные тропы, а потом уже идут теоретические понятия. Нарратив, по Уайту, есть инструмент для обозначения социального смысла того мира, в котором мы живем, он придает целостность и непрерывность историческому повествованию. В нарративе важны не сами события, а то, что люди говорят о них, сущность событий. Короче, нарратив - это возможность «производства» смысла, осмысления событий. Как оценивать влияние философии истории Уайта и постмодернизма в целом на историческую науку? Надо сказать, что мнения и здесь разделились. Например, В. Н. Кравцов считает, что Уайт создал новую теорию историографического анализа, нового историографического языка . Что же касается исторической науки, то, по мнению того же автора, «...интеллектуальная «агрессия» постмодернизма была направлена, прежде всего, против тех оснований «научности», которые вызывали критику и в самой профессиональной историографии: отношение к источникам, противоречия между объяснением и пониманием исторического текста, несовершенство профессионального языка и так далее. Постмодернизм придал этой неудовлетворенности старыми основаниями научности новое качество и усилил критическое воздействие на профессиональную историческую науку» . Однако один из крупнейших современных философов истории Ф.Р.Анкерсмит считает, что ценность теорий, подобных теории Уайта, незначительна, «поскольку они были не более чем кодификацией уникального опыта чтения». Именно в новых прочтениях историков прошлого и надо усматривать оригинальность и силу «Метаистории»; введение и заключение к этой книге Уайта содержат лишь кодификацию этих результатов. И представленные там теории были бы совершенно неубедительными, если бы не эти новые прочтения. Хорошие интерпретации не являются побочным продуктом хорошей герменевтики, однако хорошая герменевтика является просто побочным продуктом хороших интерпретаций» Анкерсмит призывает «проститься» с герменевтикой, деконструктивизмом, семиотикой, тропологией и так далее и основываться на понятии исторического опыта. . «Должны быть отброшены, - пишет он, - только те теории, которые предписывают историку, какой должен интерпретировать тексты прошлого. Теоретик истории не должен вмешиваться в деятельность историка, но должен принимать такой, какова она есть, и ограничиваться размышлением о ней» . Вместо этого теоретики конструировали «абстрактные и претенциозные миражи», указывающие историкам, как они должны читать свои тексты . Здесь нет возможности рассматривать социальную интерпретацию Анкерсмитом так называемого «возвышенного» исторического опыта», но сам призыв одного из лидеров, близких к рассматриваемым течениям философско-исторической мысли, сдать в «лавку древностей» деконструктивизм, герменевтику, семиотику и тому подобное симптоматичен. Более того, Анкерсмит даже называет герменевтику «бесцельным сомнамбулизмом», а деконструктивизм - «дерзкими нелепостями» , Совет же известного современного постмодерниста Р. Рорти заменить Декарта и Канта Гадамером и Деррида - советом заменить Дьявола Вельзевулом» . Необходимо отметить, что X. Уайт, X. Келлнер, Г. Иггерс, Ю. Топольски и другие известные мыслители полагают, что перенос акцентов на проблему исторического опыта является фундаментальной точкой зрения для будущего истории, ее социальных аспектов и философии истории. Л. П. Репина, в свою очередь, критикует постмодернизм за то, что он подверг сомнению: «...1) само понятие об исторической реальности, а с ним и собственную идентичность историка, его профессиональный суверенитет (стерев казавшуюся нерушимой грань между историей и литературой);
Итак, как было отмечено, постмодернизм предпочитает различие тождеству, утверждая тем самым плюрализм социально-исторических описаний. «Не преемственность и эволюция, не сопоставимость и трансформация, но прерывность и неповторимая инаковость каждого из исследуемых феноменов все чаще заполняют интеллектуальное поле историка» . Под влиянием таких установок некоторые историки стали мыслить прошлое как нечто прерывное и фрагментарное, его осмысление отождествляется, прежде всего, с анализом социальных различий и разграничений. Например, американские историки-медиевисты в таком случае не рассматривают средние века как закономерный предшественник будущего европейского мира, не ищут того, что вело к этому результату. Наоборот, как было сказано, они ищут различия, отбрасывают идеи преемственности и прогресса в развитии общества . Такие же тенденции есть во Франции (Ж. Ле Гофф, Ж.-К. Шмит и другие). «Нетрудно заметить, пишет Ю. Л. Бессмертный, - что исторический анализ понимается здесь по-иному, чем во французской истории 25-30-летней давности. Под таким анализом подразумевается теперь не столько изучение последовательных изменений, пережитых феноменами прошлого, сколько понимание своеобразия каждого из них в отдельности, так же как и наполнение нашей сегодняшней памяти об этих феноменах. Речь идет о наполнении, основывающемся конечно же на тщательнейшем изучении исторических памятников и предполагающем напряженнейший диалог с ними. Но конечная цель этого диалога с историческими памятниками - не столько реконструкция реальных пертурбаций прошлого (то есть воспроизведение того, «как это было на самом деле») сколько наше собственное осмысление этих пертурбаций и отдельных их составных элементов, то есть наше смыслополагание» . Историк, говорят постмодернисты, имеет дело не с социальной реальностью, а с текстами, не являющимися чем-то вроде прозрачных стекол, через которые ясно видна эта реальность. Единственно мыслимой реальностью является сам текст, его написание, чтение, интерпретация. Историк-исследователь своей деятельностью (концепцией, языком и тому подобное) формирует историческую реальность. Классическая же позитивистско-натуралистическая модель познания исходила из первичности социального объекта и максимальной элиминации субъекта. Подобные идеи могут оказывать серьезное влияние на исследовательскую деятельность людей, имеющих дело с текстами, документами и тому подобное. Например, историки часто ставят задачу выявить авторский смысл какого-либо письменного источника. А как это сделать, если полагать, что смысл задается в большей степени формальной структурой языка, чем намерением автора? Получается, что «свой», личный смысл автор текста передать не может. Происходит то, что было названо Бартом «смертью автора». Но «смерть автора» предполагает также и «смерть читателя», поскольку он тоже не свободен в смысловой деятельности, находясь в плену «языковой тюрьмы». Между тем реальная практика того же историка свидетельствует, что:
Ясно, что такие выводы целиком принять нельзя. По нашему мнению, их можно с полным правом назвать «лингвистическим берклианством» XX в. Большинство историков относятся к ним или резко отрицательно или, по меньшей мере, настороженно. По образному выражению Л. Стоуна, тексты предстали залом из зеркал, отражающих только друг друга, а места «правде» тут не нашлось. Слова - «игрушки человека» и они не могут играть между собой. Замкнутость на текстовой реальности, невозможность выбраться из нее приводит к тому, что постмодернизм «практически совершенно игнорирует широкие подспудные течения исторической причинности, поскольку они не просматриваются явно в текстах» . Причинную связь между событиями в таком случае подменяют «дискурсивными» связями между текстами, вследствие чего социально-историческое объяснение объявляется химерой. Постмодернистская история рисуется как бессвязная последовательность социальных ситуаций, периодов, миров и тому подобное. В итоге историки не открывают прошлое, они его выдумывают, а история есть то, что пишут историки. С этой точки зрения, нет никакой разницы между фактом и вымыслом, истиной и заблуждением. Получается, что исторические тексты разных эпох равны. Нельзя говорить, что поздний текст более адекватно воспроизводит реальность, чем предыдущий. Это - разные способы концептуализации прошлого. «С точки зрения постмодернистов, тексты древнегреческих историков вполне стоят текстов, написанных историками XX в. Они отличаются тем, как они написаны. В них по-разному представляется реальность. Они не ближе и не дальше по отношению к истине. Ведь истина исторического исследования не отделена от языковой репрезентапции. Как все жанры литературы по-своему хороши и должны существовать в культурной памяти человечества, так и различные жанры историко-описания образуют целостный образ истории» . Вместе с тем нельзя не отметить, что так называемый лингвистический «поворот» дал возможность начаться (пусть частично) эпистемологическому «повороту» в исторической науке, который позволил историкам обратить внимание на самих себя, на рефлексию своей языковой и познавательной деятельности. Чуть ли не впервые осуществлен переход к эмпирическому исследованию самого исторического разума, к тому, как думают историки, какое влияние оказывает язык на работу историка. Природа социально-исторического исследования вновь оказалась в центре внимания. Именно в этом мы видим значение всевозможных «поворотов» и их революционизирующего влияния на гносеологию социально- гуманитарных наук. Постмодернисты обратили внимание историков на то, что тексты есть не только хранители информации, «окно в прошлое», но то, что они (источники) были созданы в определенных системах социальных значений и притом редко однозначных, бесспорных. Прошлое, его порядок, согласно постмодерну (и не только ему) создают сами историки. Постмодернистская парадигма заставила многих историков перенести акцент на анализ так называемой «периферии дискурса», связанный с толкованием неочевидных смыслов, неосознанных мотивов и тому подобное. Расширялось понятие исторического источника, то есть в него включались «вещи», которые «говорят», но не являются текстом (сны, болезни и тому подобное). Можно сказать, что в некоторой степени постмодернизм подтолкнул историков сравнивать события из разных временных слоев, изучать то, что не произошло, а могло бы произойти, не говоря уже о том, что экспликация литературных условностей, заложенных в социально-историческом повествовании сыграла особенно важную роль в осознании исторического труда как формы литературного творчества с присущими ему риторическими приемами и правилами, которые задают дискурсивную стратегию текста. «С приходом в историю понятия «деконструкции» изменяется не только и не столько методология исследовательской работы, сколько образ мышления историка. Сама деконструкция направлена на выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых и незамеченных не только неискушенным читателем, но и самим автором «спящих» остаточных смыслов. Эти остаточные смыслы достались нам в наследие от речевых практик прошлого, закрепленных в языке неосознаваемых стереотипов, которые тоже, в свою очередь, бессознательно и независимо от автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи» Можно сказать, что под прямым воздействием деконструктивизма возникли женская и тендерная история, а также их теоретические обоснования, феминизм и постфеминизм с самого начала своего развития шли по пути деконструкции «традиционных» мужских дискурсивных практик. Итак, постмодернизм отрицает идею истории, ее социальных аспектов как единого движения от одной стадии к другой, отрицает идеи социального прогресса, свободы, демократии, классовой борьбы, ставит под сомнение любые генерализирующие схемы, попытки увязать историческое повествование в стройную концепцию. Постмодернизм смешивает историю как науку с литературой. Однако:
Литература:
Список научных академических журналах по специальности 22.00.00 - Социологические науки с описанием и сведениями и по городам России и зарубежья в алфавитном порядке. Санкт-Петербург. 12 Архангельск. 14 Барнаул. 14 Белгород. 15 Волгоград. 15 Воронеж.. 16 Екатеринбург. 17 Иваново. 18 Казань. 19 Калининград. 19 Краснодар. 20 Красноярск. 21 Майкоп. 21 Находка. 22 Нижний Новгород. 22 Новосибирск. 23 Новочеркасск. 24 Пятигорск. 27 Ростов-на-Дону. 27 Самара. 28 Саранск. 29 Саратов. 29 Смоленск. 30 Ставрополь. 31 Сургут. 31 Тамбов. 31 Тюмень. 33 Улан-Удэ. 33 Хабаровск. 35 Челябинск. 35 Ярославль. 36 МоскваМир России (ВАК-журнал) Журнал "Мир России" включен в Перечень ВАК.
Выпускается ежеквартально. Особенностью журнала является периодическая подготовка тематических выпусков: социальная структура российского общества, социальные институты и процессы, демография, социальная политика, этнография. www: http://www. / Ученые записки Российского государственного социального университета (ВАК-журнал) Журнал "Ученые записки Российского государственного социального университета" включен в Перечень ВАК по философии, социологии, культурологии, истории, политологии, филологии, педагогике, психологии, экономике. г. Москва, РГСУ www: http:///science/magazine/ Научно-теоретический и аналитический журнал «Управление мегаполисом» (ВАК-журнал) Журнал "Управление мегаполисом" включен в Перечень ВАК.
Выходит 6 раз в год. Предпочтение отдается статьям и материалам концептуального, проблемного характера, высокого качества, поднимающим социально значимые вопросы управления в различных предметных областях – политика, экономика, культура, социальная сфера, геополитика, история и т. п. применительно к таким социальным феноменам, как мегаполисы. Вестник Университета (Государственный университет управления) (ВАК-журнал) В ВАК-журнале "Вестник Университета
" публикуются теоретические и научно-методические разработки по следующим направлениям: Государственная служба (ВАК-журнал) В ВАК-журнале "Государственная служба
" рассматриваются теоретические и практические проблемы государственной службы, кадровой политики, взаимодействия федеральных и региональных органов власти, формирования положительного имиджа государственного служащего. II учебный корпус, к. 3117 E-mail: *****@*** Высшее образование в России (ВАК-журнал) Журнал "Высшее образование в России
" входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: Высшее образование сегодня (ВАК-журнал) Ежемесячный научный и профессиональный журнал "Высшее образование сегодня
" - рецензируемое издание Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России в области педагогики, психологии и социологии. Психология. Социология. Педагогика Редакция журнала «Психология. Социология. Педагогика
» принимает публикации по социологическим, психологическим и педагогическим наукам. Человеческий капитал (ВАК-журнал) Многопрофильный научно-практический ВАК-журнал "Человеческий капитал
" учрежден для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по истории
, культурологии
, педагогике
, психологии
, политологии
, социологии
, филологии
, философии
, экономике
и юридическим наукам
. Труд и социальные отношения (ВАК-журнал) "Труд и социальные отношения
" - научный ВАК-журнал Академии труда и социальных отношений. Социология: методология, методы, математическое моделирование (ВАК-журнал) Направленность журнала "Социология: методология, методы, математическое моделирование
" делает его уникальным специализированным изданием, посвященным проблемам методологии и методов социологических исследований , вопросам сбора, измерения и анализа социологических данных, построению математических моделей социальных процессов. Социология (ВАК-журнал) "Социология
" - ВАК-журнал Российской социологической ассоциации. Современная Европа (ВАК-журнал) ВАК-журнал "Современная Европа
" знакомит читателей с политикой, экономикой, социальными проблемами, культурой и религиозной жизнью европейских стран. Россия и современный мир (ВАК-журнал) Профиль ВАК-журнала "Россия и современный мир
" - анализ проблем настоящего, прошлого и будущего России в их взаимосвязи с современными глобальными и региональными проблемами. Социология образования (ВАК-журнал) Журнал "Социология образования
" включен ВАК Минобразования и науки РФ в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Рекомендован экспертным советом по социологии
и философии
. Проблемы управления/Control Sciences (ВАК-журнал) Журнал "Проблемы управления/Control Sciences
" входит в список ВАК ("Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук"). Социально-политические науки В журнале «Социально-политические науки
» рассматриваются актуальные вопросы политической социализации в современной России и в мире; формирования национально-государственной идентичности в России; истории социально-политических учений; политической психологии. Одиссей: Человек в истории (ВАК-журнал) Научный ВАК-альманах "Одиссей
" издаётся Центром исторической и культурной антропологии Института всеобщей истории РАН. Общество и экономика (ВАК-журнал) Международный научный и общественно-политический ВАК-журнал «Общество и экономика
». Обсерватория культуры (ВАК-журнал) Журнал «Обсерватория культуры
» включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук». Социальная психология и общество Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and Society
» публикует наиболее актуальные социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии. Научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» (ВАК-журнал) Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом
" включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК России. Научный и общественно-политический журнал "Социология власти" (ВАК-журнал) Решением Президиума ВАКа Министерства образования и науки России журнал "Социология власти
" включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по социологии, политологии, философии, культурологии, праву, психологии. Научное обозрение (ВАК-журнал) ВАК-журнал "Научное обозрение
". Личность. Культура. Общество (ВАК-журнал) Журнал "Личность. Культура. Общество
" входит в список рецензируемых журналов, рекомендуемых ВАК РФ для публикации работ соискателей ученой степени кандидата и доктора наук. Век глобализации Журнал "Век глобализации
" призван выполнить интегрирующую роль в области глобальных исследований. Журнал Экономическая социология (электронный журнал) (ВАК-журнал) "Экономическая социология
" - электронный ВАК-журнал. Журнал выпускается один раз в два месяца (кроме "мертвого сезона", приходящегося на июль-август). Номера выходят в январе, марте, мае, сентябре и ноябре. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология (ВАК-журнал) Интернет-страница
серии: "Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология
": /?pagec=616 Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (ВАК-журнал) ВАК-журнал «Вестник российского государственного торгово-экономического университета
» Вестник РГГУ (ВАК-журнал) Серии ВАКовского «Вестника РГГУ
» соответствуют основным направлениям научной деятельности университета: исторические науки; документалистика, документоведение, архивоведение; экономические науки; управление; юридические науки; информатика, защита информации , математика; философия и социология; филологические науки; языкознание ; журналистика, литературная критика; культурология, искусствоведение, музеология; психологические науки; политология, социально-коммуникативные науки; международные отношения , регионоведение. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (ВАК-журнал) Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств
» включен ВАК РФ в перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по педагогике и психологии; искусствоведению; по философии, социологии и культурологии; по экономике
. Социальная политика и социальное партнерство (ВАК-журнал) Журнал включён в Перечень ВАК.
Рубрики журнала "Социальная политика и социальное партнерство": E-mail: *****@*** www: http:///journals/sptripartizm/ Знание. Понимание. Умение (ВАК-журнал) Журнал «Знание. Понимание. Умение» включен в Перечень ВАК
по специальностям педагогика, психология, филология, искусствоведение, философия, социология и культурология. www: http://www. /zpu/ Социальная политика и социология (ВАК-журнал) Журнал включен в Перечень ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по философии, социологии, культурологии, педагогике, психологии, экономике и политологии. www: http://www. /science/magazine/ Журнал включен в Перечень ВАК.
Периодичность - 11 выпусков в год. На страницах журнала "Alma mater (Вестник высшей школы)
" публикуются оригинальные и переводные научные статьи по философии, социологии, теории, истории и современным проблемам образования в России и в мире. www: http://www. / Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. (ВАК-журнал) Журнал
"ПОИСК" включен в Перечень ВАК.
Периодичность: 5 номеров в год. Особое предпочтение отдается тем работам, где освещается специфика культурной жизни крупнейшего мегаполиса - города Москвы. www: http://www. Мир и политика (ВАК-журнал) Журнал
"Мир и политика" включен в Перечень ВАК
. Публикуются статьи по направлению политические науки, социология государства, права и политики. Человек и труд (ВАК-журнал) Журнал "
Человек и труд
" включен в
Перечень ВАК.
Научное направление: экономика, социальная политика, социология, философия. www: http:///new/ Ценности и смыслы (ВАК-журнал) Издание "Ценности и смыслы" носит междисциплинарный характер и освещает вопросы философии, культурологии, социологии, политологии и образования. www: http://www. litera. /cen. php Национальная безопасность/Nota bene (ВАК-журнал) Журнал "Национальная безопасность/Nota bene" включен в Перечень ВАК.
Журнал о национальной безопасности России и зарубежных государств. Рассматриваются доктрины, стратегии, системы взаимодействия и противодействия в области управления и экономики, прогнозирования и планирования, кадровой политики, права, психологии, информатики и статистики. www: http://www. /nbmag/ Политика и общество (ВАК-журнал) Журнал "Политика и общество" включен в Перечень ВАК
. Рассчитан на юристов, политологов, социологов, демографов, культурологов и философов. Среди основных рублик журнала: государственные институты и гражданское общество, общественная безопасность, конфликт и консенсус, местное самоуправление, общины и землячества, человек и труд, миграция и адаптация, человек и окружающая среда, культурное наследие и трансформация законодательства, мораль и политика, демография и статистика, социальные исследования и мониторинг. www: http://www. /psmag/ Политические исследования (ПОЛИС) (ВАК-журнал) Выходит 6 раз в год. "ПОЛИС" - ведущий российский научный и культурно-просветительский журнал в области политологии и политической социологии. www: http://www. / Социологический журнал (ВАК-журнал) "Социологический журнал" выходит 4 раза в год. Профессиональное издание для социологов. www: http://www. /Sociologicalmagazine. html Социологические исследования (СоцИс) (ВАК-журнал) Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. Журнал "СоцИс" публикует статьи по теории и истории социологии, результаты социологических исследований и экспериментов в сфере экономической, социальной, политической и духовной жизни общества как в России, так и за рубежом; учебно-методические материалы для преподавателей социологии; библиографические обзоры и рецензии, а также информацию о научных конференциях. www: http://www. /socis. html Этносоциум и межнациональная культура (ВАК-журнал) Журнал "
Этносоциум и межнациональная культура
" входит в перечень ВАК.
Многогранность издания позволяет объединять в одном номере рассмотрение различных этносоциальных феноменов, имеющихся в многонациональном обществе, и сопоставление различных авторских позиций по актуальным проблемам межнациональной культуры. www: http://www. / Санкт-ПетербургВестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 - психология, социология, педагогика (ВАК-журнал) "Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 - психология, социология, педагогика" включен в Перечень ВАК. Отв. редактор (психология, педагогика): , д-р психол. наук, профессор www: http://vestnik. /index. html Управленческое консультирование (ВАК-журнал) Журнал «Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления» включен в Перечень ВАК.
Для публикации принимаются научные материалы, соответствующие основной научной направленности издания, преимущественно связанной с исследованием процессов управления сложными социально-экономическими и политическими системами, актуальных проблем государственного и муниципального управления. www: http://www. /index. phtml? id_page=394 Мир политики и социологии Федеральный научно-практический журнал «Мир политики и социологии
» публикует научные статьи и материалы различной политической и социологической тематики. Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например: Можно искать по нескольким полям одновременно: Логически операторыПо умолчанию используется оператор AND
. исследование разработка Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка Тип поискаПри написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
$ исследование $ развития Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса: исследование* Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки: " исследование и разработка" Поиск по синонимамДля включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
# исследование ГруппировкаДля того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Приблизительный поиск словаДля приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например: бром~ При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
бром~1 По умолчанию допускается 2 правки. Критерий близостиДля поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: " исследование разработка"~2 Релевантность выраженийДля изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. исследование^4 разработка По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервалеДля указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
. Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
|
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги