Главная - Железобетонные лотки
Кем приходилась наталья савишна мальчику. Люди срочно! Описание Натальи Савишны из повести Л.Н.Толстого. Детсво. Портрет Поведение Характер Отношение героя к людям

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы.

Ход урока

I. Викторина “Узнай героя по портрету”.

1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец Николеньки).

2) “…человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть голову, но и согнуться всем телом. На нем было надето что-то изорванное, похожее на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох ”. (Юродивый Гриша).

3) “Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика, на котором стоит кружок с парикмахером, бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке кресел…” (Карл Иванович).

4) “… женщина лет сорока пяти, маленькая, тщедушная, сухая и желчная, с серо-зелеными неприятными глазками, выражение которых явно противоречило неестественно-умильно сложенному ротику. Из-под бархатной шляпки с страусовым пером виднелись светло-рыжеватые волосы; брови и ресницы казались еще светлее и рыжеватее на нездоровом цвете ее лица. Несмотря на это, благодаря ее непринужденным движениям, крошечным рукам и особенной сухости во всех чертах, общий вид ее имел что-то благородное и энергическое”. (Княгиня Корнакова).

5) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман).

А о ком эти слова?

“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.)

– Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика? Итак, тема урока: “История жизни и смерти Натальи Савишны”. (Приложение.)

II. Беседа по тексту главы XIII “Наталья Савишна”.

– Кто же такая Наталья Савишна?

  • простая крепостная женщина,
  • дворовая прислуга,
  • крепостная крестьянка,
  • няня матушки Николеньки,
  • экономка.

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства.)

– Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени. Запишем:

– Почему меняется имя? (Растет уважение.)

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”.)

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.)

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”.)

– А Наталья Савишна? (Портрета нет.)

– Какой вы ее себе представляете? (В вечном чепце и фартуке.)

– Какая из репродукций соотносится с образом Натальи Савишны? Почему? (Приложение ) .

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.)

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.)

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.)

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.)

Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.)

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.)

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.)

– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную.)

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать.)

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– Обратимся к рисунку художника Костина в учебнике. Почему так лаконичен рисунок? Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана лаконично: “наполнена” сундуками.)

– А вот как представили комнату Натальи Савишны наши “художники” (рисунки учащихся ) и художник А.Вестфален (Приложение ) .

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.)

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.)

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны? (Приложение ) .

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Присядем на краешек сундука в комнате Натальи Савишны и помечтаем…(1-2 учащихся)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.)

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

– Случай со скатертью: чтение по ролям .

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына.)

– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживания?

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”. (Приложение).

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.)

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.)

– За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной.)

– Снисходителен или беспощаден к себе Николенька?

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка.)

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне.)

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью.)

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему после смерти матери Николенька потянулся к Наталье Савишне? Как она готовилась к смерти? (Рассказ учащегося по главе ХХVIII “Последние грустные воспоминания”.)

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте.)

– Какие слова из главы “Наталья Савишна” можно вынести в эпиграф к сегодняшнему уроку?

Подготовительная работа для написания сочинения-характеристики литературного героя ученика 7 кл.___________________

Тема «Вся жизнь её была любовь и самопожертвование» (Характеристика Натальи Савишны, героини повести Льва Николаевича Толстого «Детство»). Этапы работы:

    Чтение повести.

    Перечитывание глав с описанием жизни Натальи Савишны, выделение в ходе чтения информации, связанной с характеристикой героини, запись наиболее важных цитат.

    Сбор материалов к сочинению: отбор цитат, запись информации о литературной героине.

    Составление плана сочинения.

    Написание сочинения.

На данном вам рабочем листе нужно выполнить 3-й и 4-й этапы работы. В таблице в первой колонке даны цитаты и информация о героине. Вам необходимо заполнить 2-ю колонку: записать, как выбранная из текста повести информация (из 1-й колонки) характеризует Наталью Савишну. Следующее задание – составление плана для написания сочинения – характеристики героини повести Л.Н.Толстого.

«бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка »

«Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием.»

Наталья стала няней новорожденной девочки (будущей мамы Николеньки). « И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже.»

Наталья решилась сама просить дедушку Николеньки выдать её замуж за любимого, но тот за «неблагодарность» сослал её на скотный двор. Замены ей не нашли и вернули в няньки. Наталья смиренно вернулась и обещала хозяевам и впредь служить верно.

« С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.»

Наталья Савишна стала экономкой в доме хозяев. « Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать.»

Наталье Савишне подписали вольную.

Взгляд Николеньки и рассказчика на героиню: « С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, -- тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование.»

Наталья Савишна хранила табак, привезенный с войны еще дедушкой Николеньки, сберегла в полной целости его военный мундир.

Всего один раз Николенька обиделся на Наталью Савишну, когда она утерла его испачканным им полотенцем. Если очень внимательно прочитаешь эпизод, то найдешь скрытое указание на то, что она сделала это не по своей воле! После Наталья Савишна повинилась перед мальчиком (но не раскрыла, что исполняла просьбу его мамы) – то есть взяла не свою вину на себя – и принесла ему угощение.

«…она ни с кем не имела дружбы и гордилась этим. Она полагала, что в ее положении - экономки, пользующейся доверенностью своих господ и имеющей на руках столько сундуков со всяким добром, дружба с кем-нибудь непременно повела бы ее к лицеприятию и преступной снисходительности».

На похоронах мамы Николеньки. « Соединив руки и подняв глаза к небу, она не плакала, но молилась. Душа ее стремилась к Богу, она просила его соединить ее с тою, кого она любила больше всего на свете, и твердо надеялась, что это будет скоро.

"Вот кто истинно любил ее!" -- подумал я….»

Перед похоронами мамы Николеньки Наталья Савишна не спала 3-е суток. После похорон, когда она смогла прилечь на свою кровать, её разбудил Николенька. Она тут же встала, предложил ему своё место (поспать там было детской привычкой мальчика), долго-долго говорила с ним о его маме, после чего мальчик почувствовал утешение.

Наталья Савишна о своей умершей воспитаннице: «…Это не человек был, а ангел небесный. Когда ее душа будет в царствии небесном, она и там будет вас любить и там будет на вас радоваться.»

Наталья Савишна находилась в непрестанной молитве, о Боге « говорила с такою простотою и уверенностью, как будто рассказывала вещи самые обыкновенные, которые сама видала и насчет которых никому в голову не могло прийти ни малейшего сомнения »

Слова Натальи Савишны после похорон: «Для кого жить? Кого любить?»

Наталья Савишна через год после похорон сильно заболела и уже знала, что скоро умрёт. Она передала свои хозяйственные дела другой горничной, распорядилась о своих похоронах, потратив на это специально накопленные деньги, завещала свои вещи детям своей умершей воспитанницы, велела отдать свои скромные сбережения её «распутному» брату, которого с детства не видела.

«Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала Бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом.

У всех домашних она просила прощенья за обиды, которые могла причинить им, и просила духовника своего, отца Василья, передать всем нам, что не знает, как благодарить нас за наши милости…»

В последних строках повести рассказчик вновь вспоминает о героине и почти в точности повторяет слова, уже написанные о ней ранее. « Наталья Савишна могла не бояться смерти, потому что она умирала с непоколебимою верою и исполнив закон Евангелия. Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение.»

План сочинения-характеристики (не забудьте о вступлении и заключении, в сочинении отметьте, главной или второстепенной героиней была Наталья Савишна);

«Детство». Горничная, затем нянька матери главного героя, затем экономка. На момент действия героине уже 75-80 лет, и всю жизнь та провела в услужении в доме Иртеньевых. Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава повести. Героиня появляется также в главе двадцать пятой - «Письмо».

История создания

Повесть «Детство» - часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».

Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть. Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги - на случай, если рукопись решат вернуть. Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.

Повесть «Детство»


Наталья Савишна - старуха 75-80 лет, которая трудится служанкой в доме главного героя, . В этой должности персонаж состоит уже шестьдесят лет, с тех пор как Наталью еще девкой взяли в число женской прислуги, которая обхаживала бабушку героя. В юности героиня пыталась выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, однако хозяин этот Натальин порыв не оценил и сослал девушку на скотный двор.

Через полгода героиню вернули назад в богатый хозяйский дом. Наталья выучила урок и с тех пор неизменно была в доме, смирно прислуживала господам и «весь запас любви перенесла на барышню». Замуж героиня так и не вышла, и вся биография Натальи Савишны оказалась тесно связана с семейством Иртеньевых.


Когда родилась мать Николеньки, Наталья Савишна из горничных «переквалифицировалась» в няню. Героиня заботится о девочке с младенчества и продолжает испытывать сильную привязанность к той всю жизнь. Мать Николеньки отвечала няне взаимностью, как и остальные члены семьи, к которым Наталья Савишна тоже испытывала любовь. Героиня - простодушная и искренняя женщина, которая с готовностью выслушивает чужие жалобы, ей можно «поплакаться».

Наталья - маленькая сгорбленная старушка с впалыми глазами, в чепце, из-под которого виднеются седые волосы. У героини добрый и кроткий характер. Николенька с детства привык к тому, что Наталья Савишна бескорыстно и нежно о нем заботится и не говорит о себе. Всю жизнь героиня усердно трудится на семью Николеньки и даже в старости постоянно занята делами - то вяжет чулки, то «записывает белье».


Героиня - честная женщина и, живя в богатом доме, ни разу не украла ничего у хозяев. Со временем Наталья стала экономкой и отвечала в доме за белье и продукты. Героиня получила ключи от кладовой и доступ к сундукам с барским добром, однако женщина честно бережет хозяйское имущество и не дает другой прислуге поблажки, если что-то пропадает или портится. Наталья всеми силами старается уберечь хозяйское добро и противодействует растратам и попыткам что-то украсть.

Наталья также следит за тем, чтобы одежда была в идеальном порядке, свежа и не тронута молью. Героиня гордится, что за всю жизнь «барской ниткой не поживилась», а господа ей доверяют. В доме к Наталье Савишне относятся с уважением, однако старая женщина ни с кем не сошлась близко и на завела дружбы, что тоже было предметом гордости для героини.


Иллюстрация к повести "Детство"

Из близких у Натальи Савишны есть только собачка-моська. В минуты слабости героиня брала собачку в постель, гладила ту, разговаривала с ней и плакала. У героини также есть брат, который давно получил вольную и уехал в некую «далекую губернию». Однако Наталья с братом не общается из-за того, что тот «ведет распутную жизнь». Героиня завещает брату собственное имущество и тот приезжает, чтобы забрать наследство, после смерти героини.

В качестве благодарности за многолетние труды мать Николеньки после замужества попыталась освободить Наталью Савишну от крепостной зависимости, но та отказалась брать вольную, изорвала бумагу в клочки и осталась служить в доме. Через год после смерти матери Николеньки, своей любимицы, Наталья Савишна тоже заболевает и умирает. Старушку по ее собственному желанию хоронят недалеко от часовни, где похоронена мать Николеньки.

Цитаты

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее в верх- находиться в числе женской прислуги бабушки».
«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, - тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».
«Один раз я на нее рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.
- Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.
Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла».
«Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом».

(1 вариант)

В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней.

Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них.

Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз. Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика. «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS