Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Правила по русскому что такое. Все правила по русскому языку в помощь превокласснику |
За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело? Русский как иностранныйДавайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых. В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа? Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим. Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова. Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова. Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ. Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти. Страшная грамматикаСудя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова. Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»). Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме? Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе: Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка). Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена. А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта: написание слова не вызывает сомнений; написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?); человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку. Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант? Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова. Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать. Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно. Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь. Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание. Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику». Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться). Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили! Развитие речи? Нет, не слышали!Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо. Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал: «Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно». Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте! Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью. Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи. Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы. Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения. Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет. А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»). Основные правила и понятия по русскому языку за 1 и 2 классы ЛЕНТА БУКВ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ Э О У А Ы Б В Г Д З Ж М Л Р Н Й ЗВОНКИЕ Ъ Е Ё Ю Я И П Ф К Т С Ш Х Ц Ч Щ ГЛУХИЕ Ь АЛФАВИТ В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков. А Б В Г Д Е Ё а бэ вэ гэ дэ е ё Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое Н О П Р С Т У эн о пэ эр эс тэ у Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ эф ха цэ че ша ща твёрдый знак Ы Ь Э Ю Я ы мягкий э ю я знак Гласные звуки [а], [о], [э], шума нет безударный [и], [ы], [у] ВЫВОД: Сколько гласных звуков, столько и слогов: У – гол (2 гласных – 2 слога) В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно , а в безударной позиции подвергаются изменениям : безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако] ; безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак]; после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина] Гласные «Хитрые»буквы – звуки гласные буквыа – а е – й΄ я – й ΄ я – а - э а э – э ё – й ΄ ю – й΄ е – э - о у о – о 1. в начале слова – я корь ё – о - 2. в середине слова после у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю ю – у - 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я , и – и по ё м ы – ы 10 – 6 Транскрипция – запись звучания речи. Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков: [й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош]; [΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл]. Возьмите на заметку! 1. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄]. 2. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄]. БУКВА [ ЗВУК ] ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ Буквы ъ, ь не обозначают звука!!! Ударение всегда падает на гласный звук! Слог, в котором гласный звук находится под ударением, называется ударным. Остальные слоги – безударные. Значения слов СОСТАВ СЛОВА КОРЕНЬ – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова. опоздать - поздний, опоздание книга – книжный, книголюб Однокоренными или родственными словами называются все слова с одинаковым корнем и схожим значением. ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки. вы ход – в ход, у ход, при ход, ходит СУФФИКС – это часть слова, которая находится после корня (между корнем и окончанием) и служит для образования новых слов. Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок. ОКОНЧАНИЕ – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. друг – другу, друга, другом, о друге Умный – умная, умную, умные, умное Пришёл – пришла, пришло, пришли Орфограммы 1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. сн е жинка - снег ст о р о на - ст о роны, стор о нка СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Тр а ва –тр а выЗв е зда – зв ё зды 2. Много – один Ш
а
ги – ш
а
г 3. Что делал? Что делать? - Что делает? См
о
трел, см
о
треть - см
о
трит 1. Слово – предмет (имя существительное) Тр
е
щит – тр
е
ск 2. Слово – признак (имя прилагательное) Т
е
мнота – т
ё
мный 3. Слово – действие (глагол) К
о
рмушка -к
о
рмит 4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением. К
о
вёр – к
о
врик
2. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА 3. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА, НА КОНЦЕ СЛОВА Правило : чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р, в . 4. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко. сер д це - сер д ечный радос т ный - радос т ь со л нце - со л нышко 5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ 6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН 7. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ (Ь – показатель мягкости согласного звука) согласный - Ь тетрад ь согласный - Ь - согласный т ь ма 8. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК Е (учен ь е ) - Ё (бел ь ё ) согласный - Ь - Ю (в ь юга ) Я (лис ь я ) И (вороб ь и ) 9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ ЗНАК Е (под ъ езд ) Ё (с ъ ёжился ) согласный - Ъ - Я (об ъ явление ) Ю (пред ъ юбилейный ) 10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ Написание удвоенных согласных в словах проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре. пе рр он жу жж ать а и обозначает предмет (явления, чувства …). Имена существительные изменяются по числам. Словосочетание – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание не содержит законченную мысль! ПредложениеЗнак в конце предложения по цели высказывания по интонации Повествовательное (рассказ, повествование) Невосклицательное Восклицательное ! Вопросительное (вопрос) Невосклицательное ? Восклицательное ? ! Побудительное (приказ, просьба) Невосклицательное Восклицательное ! это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. – отвечает на вопросы кто? или что? – отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? – подчёркивается одной чертой – подчёркивается двумя чертами – может быть одно подлежащее Ночь . Поздняя осень . – может быть одно сказуемое Морозит . Запиши в тетрадь. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются! Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет главную мысль (что хотел передать читателям автор) и тему (о чем говорится в тексте). Типы текстовТекст – повествование:говорится о действиях предметов, о последовательных событиях; действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе; можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце? Текст – описание:говорится о признаках предмета или явления; все признаки можно увидеть одновременно; можно поставить вопрос: какой предмет? Текст – рассуждение:говорится о причинах явлений; их нельзя увидеть, но можно понять; можно поставить вопрос: почему это так? 58. Принципы русской орфографии, орфограмма ОРФОГРАФИЯ - система правил правописания. Основные разделы орфографии:
Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии - морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний. Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива. Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный - беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть). Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц - жить, шить). Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии. Орфографическое правило - это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий. 59. Употребление прописной и строчной буквы .
60. Правила переноса слов
61. Правописание гласных в корне. Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.
Гар- гор: под ударением пишется а (зага"р, разга"р), без ударения - о (загоре"лый, пригора?ть), исключения: вы"гарки, и"згарь, при"гарь; Зар- зор: без ударения пишется а (зарни"ца, озари"ть), под ударением - что слышится (зо"рька, за"рево), исключение: зорева"ть; Клан- клон: без ударения пишется о (пре-клоне"ние, локлони"ться), под ударением - что слышится (кла"няться, покло"н); Твар- твор: без ударения пишется о (твори"ть, творе"ние), под ударением - что слышится (тво"рчество, тва"рь), исключение: у"тварь;
Кас- кос: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну"ться, прикоснове"ние), в остальных случаях пишется а (каса"тельная, каса"ться); Лаг- лож: перед г пишется а (прилагать, прилагательное), перед ж пишется о (приложение, предложить), исключения: по"лог; Раст- (-ращ-) - рос: перед ст и щ пишется а (расти", нара"щивагь), перед с пишется о (за"росль, вы"росший), исключения: о"трасль, росто"к, вы"рос-ток, ростовщи"к. Росто"в; Скак- скоч: перед к пишется а (скака"ть), перед ч пишется о (вы"скочить), исключения: скачо"к, скачу";
Вер- вир-, -дер- дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест- блист, -жег- жиг, -стел- стал, -чет- чит: перед суффиксом -а-пишется и (собира"ть, зажига"ть, настила"тъ), в остальных случаях пишется е (блеете"ть, заже"чь), исключения; сочета"ть, сочета"ние; Корни с чередованием а (я) - им (ин): перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина"ть, зажима"ть), в остальных случаях пишется а(я) (замя"ь, зажа"ть);
Мак- мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака"ть хлеб в молоко), -мок - в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока"ют); Равн- ровн: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня"ться), -ровн - в значении «ровный, прямой, гладкий» (у"ро-вень, заровня"ть);
62. Правописание гласных после шипящих и Ц.
Правописание гласных после ц.
Выбор гласных; и или э.
Буква и пишется в начале иноязычных слов (йод, йога). 63. Правописание согласных в корне.
64. Правописание приставок.
Приставка пре- используется в значении:
Приставка при- используется в значении:
В некоторых словах приставки пре- и при- не выделяются и правописание таких слов надо запомнить: пребывать (в знач. "быть в каком-то месте или состоянии"), презирать (в знач. "ненавидеть"), пренебрегать, президент (слово иноязычного происхождения); прибор, приказ, призрение (в знач. "забота") и т.д. 4. Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной и, то вместо и пишется ы (предыюньский, разыграть); исключения:
65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака). 1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:
2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли. Правописание разделительного ь (мягкого знака). Разделительный ь (мягкий знак) пишется:
Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. 1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения - е (ножо"м, большо"го, книжо"нка, концо"м, окольцо"вы-вать; НО экила"жем, п"ищей, ры"жего, торго"вцев, окольцева"ть). 2. После шипящих под ударением пишется ё:
66. Правописание имён существительных. Правописание оканчаний в существительных:
Правописание суффиксов имен существительных: 1. Если в существительном пишется суффикс -ик-(-чик-), то и сохраняется и в косвенных падежах, а если пишется суффикс -ек- (-чек-), то в косвенных падежах е чередуется с нулем звука (ср.: кусочек — кусочка, пальчик - пальчика); примечание: если существительные на -на, -ня имеют в родительном падеже множественного числа на конце ь (мягкий знак), то тогда пишется сочетание -еньк- (кухня - кухонь - кухонька); 5. В ласкательных суффиксах -оные- (пишется после твёрдых согласных) и -еньк- (пишется после мягких согласных, реже - после твердых) после н пишется ь (мягкий знак) (например, кисонька, Наденька), примечание: в современном русском языке суффиксов -ыные-, -иные-, -аньк- не существует, слова с такими суффиксами встречаются только в художественных произведениях до XIX века включительно и в фольклоре (непример, лолосынька, Надинька; ср. современные полосонька, Наденька), Исключения: паинька, заинька, баиньки (суффикс -иные-); 6. Суффикс -ышк пишется в существитвль«ых среднего рода (солнце-солнышко, перо-перышко); суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (сосед - соседушка, голова -головушка); суффикс-юшк-пишется в существительных всех родов, образованных от существительных сосновой на мягкий согласный (поле - полюшко, дядя - дядюшка); некоторые существительного мужского рода образуются при помощи суффиксов -ышек-, ешек-, ушек-(клинышек, колышек, катышек, пупырышек, воробышек; камешек, краешек; слова воробушек, камешек используются в народной, разговорной речи); примечание 1: в некоторых словах иноязычного происхождения после т пишется суффикс -щик-(флейтщик, асфальтщик), примечание 2: ь (мягкий знак) пишется перед суффиксом -щик- только после согласной л (кровельщик), примечание 3: если основа заканчивается на согласные к, ц, ч, то перед суффиксом -чик- они заменяются согласной т (раздача - раздатчик); 8. Во многих женский отчествах слышится [ишна], но пишется -ична (Ильинична, Фоминична). 67. Правописание имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. склонение качественных и относительных прилагательных; склонение притяжательных прилагательных с основой на j (например, лисий, медвежий); склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, (-ый-), -ов- (-ев-): Лисицын, мамин. Во множественном числе окончания всех родов совпадают.
Примечание: винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, - если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения.
Правописание суффиксов имвн прилагательных: 1. Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - суффикс -ев- (ср.: краси"вый - боево"й), Исключения: ми"лостивый, юро"дивый;
примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский):
Исключения: баскский, оскский;
Исключения: ь (мягкий знак) пишется - в прилагательных, образованных от названий месяцев (июль - июльский), Правописание н и нн в суффиксах прилагательных:
Примечание 1: Пишутся н в прилагательных: пряный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный, свиной. Примечание 2: Пишется ветреный, но безветренный. Примечание 3. Надо различать прилагательные масляный (для масла, на масле) и масленый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляное пятно - масленые руки. Примечание 4. Надо различать прилагательные ветреный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа). 68. Правописание сложных слов. 1. Сложные слова могут быть образованы при помощи двух простых основ, соединенных соединительной гласной о (пишется после основы на твердую согласную) или е (пишется после основы на мягкую согласную, на шипящую или ц): водоворот, птицелов. 2. Правописание сложных слов без соединительной гласной:
3. Правописание сложных существительных: а) пишутся слитно:
Исключение: перекати-поле;
б) через дефис пишутся
4. Правописание сложных прилагательных: а) пишутся слитно:
б) пишутся через дефис:
69. Правописание числительных.
Примечание: числительное полу- в составе сложных слов всегда пишется слитно: полукровка, полураздетый. Правописание окончаний числительных. 1. Склонение количественных числительных: Числительное один склоняется так же, как прилагательное в единственном числе: У числительных два, три, четыре - особые падежные окончания: Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и числительные на -дцать и -двеят склоняются так же, как существительные третьего склонения:
Числительные сорок, девяносто, сто имеют особое склонение (винительный падеж совпадает с именительным, в остальных падежах - окончание-а): У количественных составных числительных склоняется каждое слово: Особое склонение у числительных полтора, полторы, полтораста: 3. Собирательные числительные склоняются так же, как и прилагательные во множественном числе: 4. Склонение порядковых числительных: Порядковые числительные склоняются так же, как и прилагательные первого типа: У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово: 70. Правописание местоимений. 1. Правописание отрицательных местоимений:
2. Правописание неопределенных местоимений:
71. Правописание глаголов. Правописание окончаний глаголов. 1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений. Ко II спряжению относятся:
Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени: 2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.
3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому). 4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.) Ь (мягкий знак) а глагольных формах. 1. Ь (мягкий знак) пишется:
2. Ь (мягкий знак) не пишется:
Правописание суффиксов глаголов 1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал); если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал). 2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать). Исключение: если прилагательное начинается с гласной, то предлог в пишется отдельно (в открытую),
примечание: если в предложении есть пояснение к существительному, то тогда такие слова уже не наречия, а сочетания существительного с предлогом и пишутся раздельно (с начала книги),
4. Наречия пишутся через дефис:
5. Наречные сочетания пишутся раздельно:
74. Правописание предлогов. Правописание предлогов надо запомнить или проверять по орфографическому словарю. Иногда для правильного написания слова очень важно определить, предлог это или нет.
75. Правописание союзов. 1. Пишутся слитно:
примечание: запомните! во что бы то ни стало,
Правописание частиц НЕ с разными частями речи
Правописание частиц НЕ и НИ Довольно часто бывает, что нужно найти какое-нибудь правило по русскому языку. Но поиск желаемого в учебнике оказывается не таким-то уж и простым делом. Надеюсь, данная страничка поможет найти необходимое Вам правило русского языка гораздо быстрее. Пока здесь размещены только правила 1го класса школы, но со временем будут добавленны и остальные правила русского языка. Приятного обучения! Правила русского языка 1 класс01.
02.
03.
04.
05.
06.
07.
08.
09.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Читайте и смотрите также: Изучение истории правилУченики лучше поймут, а значит, и запомнят правило, если покопаются в его истории, узнают, кто и как его впервые сформулировал, как писались слова до появления правила орфографии, почему вообще правило потребовалось в системе правописания. Для такой работы потребуются старые издания книг по русской грамматике, начиная с сочинений Ломоносова. Такие издания несложно найти в интернете. Также можно использовать для анализа на лабораторных работах копии книг 18 века. В справочнике сайта "Могу писать" есть история некоторых правил орфографии. Например, правила правописания приставок . Подбор слов на одно правилоИногда люди помнят правило русского языка всю жизнь и не подозревают, что в языке существует лишь несколько слов на это правило. Или несколько десятков. Например, наречий с шипящим на конце всего 12: 9 с мягким знаком и 3 без мягкого знака на конце. 3 наречия считаются исключениями (подробнее о правиле правописания Ь после шипящих). И запомнить правописание этих конкретных слов иногда проще, чем запомнить правило. Но интересно не это, а то, что после составления полного списка слов на правило орфографии учащийся запоминает это правило навсегда. При составлении таких списков помогают обратные словари и поиск буквосочетаний в электронных словарях. Также можно методично выписывать слова из упражнений в разных учебниках. Учащимся можно предлагать готовые списки слов на различные правила. В группе 10 - 15 человек легко проводить игры для заучивания списков. Например, в игре "аукцион" побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Такие методы прекрасно работают на тренингах грамотности. Для класса в обычной школе можно дать домашнее задание составить рассказ из слов. Рассказы можно распечатать и сделать яркую стенгазету. Каждый после долгих творческих мук прочтет то, что написали другие и таким образом многократно повторит слова. Ну, и конечно, никто не отменял традиционные диктанты с комментированием и опросы. Они должны идти фоном постоянно. Учите правила русского языка весело! |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги