Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
2 правописание приставок пре и. Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка |
Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев. Потому что есть и такие слова, которые нужно просто запомнить или сверять по словарю. Приставки пре- и при- . Их семантика 1. Приставка пре- обозначает: а) Самую высокую степень качества (действия) со значением «весьма» или «очень». Например: премного, преувеличить, престарелый. б) Значение приставки пре- практически такое же, как и у морфемы пере-. Например: преодолеть (пересилить), преградить (перегородить), преобразовать (перестроить). 2. Приставка при- обозначает: а) Прибавление к чему-нибудь. Например: приплата, придача. б) Приближение или нахождение рядом с чем-то. Например: пригород, прибрежный. в) Действие, происходящее в одно время с другим действием. Например: петь и приплясывать. г) Неполноту действия. Например: приоткрыть, присесть. д) Совершенный вид глагола, образованный от несовершенного, если при этом не изменяется его значение. Например: бить-прибить, думать-придумать. Еще примеры Красноречиво свидетельствуют о необходимости (для правильного написания слов) различать, что означают приставки пре- и при-, примеры, приведенные ниже. Призирать (приютить) и презирать (считать ничтожным, недостойным), прибывать (приезжать) и пребывать (находиться где-то), придать (добавить) и предать (изменить), приемник (аппарат, принимающий электрический ток и др.) и преемник (наследник), приступить (начать) и преступить (нарушить), притворить (прикрыть) и претворить (осуществить наяву). Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить. Кроме того, существует группа слов, в которых приставки пре- и при- раньше вычленялись как отдельная морфема, а теперь - нет. К ним относятся: предмет, преимущество, предел, прекословить, преминуть, прельщать, препона, препинания (знаки), пререкаться, препятствие, пресыщаться, пресловутый, преткновение, претить, привередливый, прибор, приказать, пригожий, примитивный, приличный, причащаться, притязание, приязнь, причина. Правописание: приставки пре- и при- Правило зависит опять-таки от семантики этих морфем.
Значение приставок при- и пре- Приставка пре– придает словам:
Приставка при– придает словам следующие значения:
Физкультминутка Покажите с помощью мимики и жестов, что обозначают следующие слова (вся группа, кроме двух человек). Параллельно два ученика записывают на доске слова с приставками при– и пре– и их значения, показываемые учениками (приближение, присоединение, неполнота действия; долгое время находиться где-либо, близкое по значению к пере–).
пр...седание, пр...вращение, пр...писка, пр...говор, пр...имущество, пр...ставала, пр..ступление, пр...вычка, пр...ображение, пр..ближение, пр...сутствие, пр..ход; пр...встать, пр..высить, пр...открыть, пр...шить, пр...поднять; пр...мчаться, пр...смешной, пр...цепить, пр...дорожный, пр...вязывать, пр...озёрный, пр...пугнуть, пр...вокзальный, пр...скакать, пр...морской, пр...клеить, пр...гореть, пр...интересный, пр...поднять, пр...бежать, пр...брежный, пр...плыть, пр...скучный, пр...ехать, пр...городный, пр...быть, пр...дворный, пр...кусить, пр...неприятный, пр...йти, пр...забавный; пр...соединиться к друзьям, пр...сесть на краешек стула, пр...быть вовремя, пр...бежать мгновенно, пр...едет на днях, неожиданно пр...умолк, пр...увеличить значение события, пр...лечь на четверть часа, пр...клеить аппликацию, пр...морский город, пр...подаватель университета, пр...поднять голову, пр...забавное происшествие, пр...мчаться сразу, пр...колоть брошку, пр...городная электричка, пр...мудрый старик, пр...землиться на поле, пр...брежная улица, пр...опасный зверь, пр...держать дверь, оперная пр...мьера, пр...вокзальное кафе, пр...косновение к руке, пр...скакать на коне, пр...неприятное событие, пр...двинуть поближе, пр...седать от боли, пр...бить к стенке, пр...плыть на корабле, пр...скучный рассказ, пр...красный собеседник, пр...близиться незаметно, плотно пр...жать, пр...кусить щеку. Вставьте недостающие буквы Русский человек пр..даёт особое значение слову "семья". Пр...дать семью означает пр...дать самого себя. И подобное пр...дательство не прощается ни людьми, ни Богом. Если русские гости обещают пр...быть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час пр...бывают в недоумении: где же их носит. Пр...ступая к работе, не пр...ступайте закон! Придумайте предложения со словами: презрение – призрение, предел – придел, приёмник – преемник, предание – придание Образуйте имена существительные от глаголов: пребывать – прибывать, предать – придать Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок. Слова для справок:
Интерактивные упражнения Интерактивные тесты онлайн Правописание приставок – важный раздел при изучении русского языка. Гласные в приставках пре- и при- зависят от лексического значения слова. Принципов их правописания немного, и они не являются сложными. Но, несмотря на это, не только дети, но и взрослые путаются в правилах, когда пишется гласная -е или -и. Рассмотрим правило написания пре-/при-. Вконтакте Приставка при-Слова с при- выражают:
Обратите внимание! Что такое неполнота действия? Это , выражающие полудействие лица или предмета, т.е. выполнение чего-либо не до конца. Встать – привстать, сесть – присесть, лечь – прилечь изучаем русский язык Значение приставки пре- может быть выражено :
Важно ! В встречаются слова, в которых пре- и при- входят в корень слова. Объяснить правописание таких слов затруднительно (в большинстве случаев это ), поэтому их лучше запомнить. Примеры: президент, прейскурант, преподаватель, препарат, престол, претендент, преферанс, приватный, привилегия. Путаница в написании может возникать в омофонах – словах, которые звучат одинаково , но имеют разное написание. Претворить – воплотить в жизнь, притворить – закрыть, преходящий – временный, приходящий – являющийся куда-то; презирать – ненавидеть, призирать – заботиться о ком-либо; преклонить – почтительно опустить, приклонить – наклониться; предавать – обманывать, придавать – усиливать роль предмета. Правописание приставок пре-/при- у глаголовПриставки пре-/при- часто употребляются с глаголами, поэтому уделим им особое внимание. Слова с приставкой пре- имеют следующее толкование:
Вы можете воспользоваться сайтом-подсказкой http://bezbukv.ru/mask/%D0%BF%D1%80%D0%B5$/verb, на странице которого представлены глаголы с приставкой, в которой пишется -е-. Обратите внимание! Большинство глаголов с пре- встречаются в художественных произведениях. Приставка при- в написании глаголов употребляется в следующих случаях :
Приставка при- у глаголов может употребляться не только в прямом, но и переносном значении . Под эту категорию попадают глаголы движения. Ознакомимся с примерами, в которых глагол «приходить» стоит в переносном значении:
В отглагольных частях речи написание пре-/при будет сохраняться. Преграждать – преграждение – преграждающий, примеривать – примеривание – примеривающий. В основе написания приставок ПРЕ- и ПРИ- лежит смысловой принцип. т. е. выбор той или иной приставки зависит от того, какое значение она привносит в слово. Приставка ПРЕ- пишется в следующих случаях. Во-первых, когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру. Например, превосходный, превозносить, преувеличивать, прехорошенький, премило . Во-вторых, приставка ПРЕ- будет писаться в тех случаях, когда она близка по значению к приставке ПЕРЕ-. Например, предание , сравните - «передать»; преграда , сравните - «перегородить», преступить черту , сравните - «переступить». Приставка ПРИ- может иметь следующие значения. Во-первых, близости к чему-либо, смежности. Например, пришкольный, приморский, Приамурье . Во-вторых, в значении неполноты действия, т. е. действия, которое совершается в неполном объеме или на какой-то ограниченный срок. Например, прилечь, присесть, прикрыть. В-третьих, приставка ПРИ- может иметь значение присоединения, приближения. Например, пришить, привязать, примерзнуть . В-четвертых, приставка ПРИ- может иметь значение доведения действия до логического конца, до итога, до завершения. Например, приучить, прикончить. Приставка ПРИ- также может иметь значение сопутствующего действия: пританцовывать, присвистывать . И наконец, приставка ПРИ- может обозначать действие, которое совершается в собственных интересах: принарядиться, прислушаться . Необходимо различать написание близких по звучанию, но совершенно разных по значению слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Таких, например, как презирать труса и призирать в значении давать приют , притворить дверь и претворить мечту в жизнь . Пребывать в значении быть, находиться где-то и прибывать в значении приезжать . Преклонить голову или приклонить ветку к земле . Значение таких приставок и этих слов определяется по контексту, т. е. по тем словам, которые находятся рядом с ними. Сложность этого правила в том, что в современном русском языке есть достаточно много слов, в которых трудно или же невозможно вычленить приставку ПРЕ- и ПРИ-. Правописание таких слов нужно проверять по орфографическому словарю. В частности, к таким словам относятся устаревшие слова, использующиеся во фразеологизмах. Например, камень преткновения или устроить светопреставление . Правописание заимствованных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- или слов, просто начинающихся с ПРЕ- и ПРИ-, также нужно проверять по орфографическому словарю. Например, президент, преамбула, препарат, примадонна и т. д. Список литературы
Домашнее задание Задание №1 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой ПРИ-, во вторую - с приставкой ПРЕ-. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. Задание №2 Замените данные обороты словами с приставкой ПРЕ- или ПРИ-. «Усердный, старательный», «находящийся возле школы», «приехать куда-нибудь», «устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение», «склонности, ставшие обычными, постоянными», «перестать что-либо делать», «немного открыть». Тема урока: Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая. Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в приставках пре – и при - ; Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - ; развитие речи учащихся; Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом Скачать:Предварительный просмотр:Конспект урока Тема урока: Правописание приставок пре - при - . Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая. Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в Приставках пре – и при - ; Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками Пре – и при - ; развитие речи учащихся; Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом. Ход урока:
II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради. 1. Слово учителя по теме урока: Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - . 2. Объяснение новой темы: Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило. В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки. Приставка ПРИ- может обозначать: Приставка ПРЕ- может выражать: У этого правила есть два примечания:
Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу. III. Актуализация знаний. 1.Задание по группам: заполнить недостающую графу таблицы. (Таблицы изображены на разных половинах доски). Задание для 1 –ой группы: Задание для 2-ой группы:
IV.
Упражнение на закрепление навыка. Задание для организации работы в группе: 1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу. 2. Затем делится своими мыслями со всей группой. 3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника. 4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками. 1 группа. А. Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок. Не знаем, как правильно писать приставки пре и при! Выполните задание и объясните нам, какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет. Мудрость пр..ходит с годами. Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься. Ласточка пр…летела – скоро гром загремит. Журавль солнце пр..носит. Ехал к обеду, а пр..ехал в среду. Пр..мудрости в щах., а сила в капусте. Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело. Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много. Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит. Организация рефлексии: Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание? Ключ для проверки задания: Мудрость приходит с годами. Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься. Ласточка прилетела – скоро гром загремит. Журавль солнце приносит. Ехал к обеду, а приехал в среду. Премудрости в щах, а сила в капусте. Ни то, ни сё кипело, а то пригорело. Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного. Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает, накормит. 2 группа. Б. Задание: Даны словосочетания , объясните своим одноклассникам их написания Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу. Организация рефлексии:
Проведите со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре и при. Организация рефлексии: Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание? 2.
Упражнение. (М. Булгаков, "Дьяволиада") (А. Толстой, "Хождение по мукам") (И. Тургенев, "Отцы и дети") (А. Толстой, "Хождение по мукам") Проверка выполненного задания. VII. Итог урока. 1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем? Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, Космонавт прилетел из вселенной, В словах придёт, прилетит, приплывёт Пишется при несомненно. О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение) Запись на доске: 1-е значение – приближение. Винт прикрутил, привинтил колесо, Приклеил, пришил умело, - Пишем мы при, говоря обо всём, Что добрые руки приделали. 2-е значение – присоединение. О каких значениях приставки при – не было сказано? 3-е и 4-е значения – близость, неполное действие. В прекрасном замке, на горе, Жила-была приставка пре – Особа преотважная, важная-преважная, Гордая-прегордая, добрая-предобрая Её считали очень мудрой И называли все премудрой. Был у неё прелестный пудель Прехрабрый пёс по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка пере – Она сказала: «На заре Я уезжаю, друг мой, пре – Меня не будет два-три дня Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу, Спокойной ночи, я спешу.» О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении? Запись на доске: пре = очень Пре= пере А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить). 2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - . 3. Рефлексия. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги