Главная - Лотки перфорированные
Образ души поэта в лирике М.И. Цветаевой. Образ "крылатой души" в лирике цветаевой

Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколе-ниями читателей. Серебряный век русской поэзии немыс-лим без голоса этой поэтессы. Творческий путь она начала рано, первые стихотворения написаны в возрасте шести лет, первый сборник стихов «Вечерний альбом» — в во-семнадцать. Судьба не баловала эту женщину, и стихи ее часто проникнуты печалью и одиночеством. Но любовь к человеку и всему человеческому присуща Цветаевой на всех этапах ее творчества.

Бесконечный интерес Цветаевой к человеку, к его душе творит глубокие поэтические образы любви и со-страдания, а некоторые ее стихи — это размышления о месте и роли поэта в мире.

Человеческая душа — священная обитель духа, «не шутит брашнами» (т. е. хлебами), возвышенные чувства рождаются в душе, и главная задача человека — выпус-тить на свободу самое лучшее из своей души. Цветаева пишет: «Я одна с моей большой любовью к собственной моей душе» («Солнцем жилки налиты — не кровью...»). И чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека и в философском смысле. Такое одиночество уже не связано с присут-ствием или отсутствием кого-либо рядом, это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Откол индивидуальной души автора от расхожих убеждений общества как раз и вызывает го-речь сожаления, ноты которой слышны сквозь строки:

И тщетны все слова.

Я знаю, что ни перед кем

Не буду я права.

Назначение поэта — искать красоту в мире и раскры-вать ее перед людьми. Но поэту уготована злая участь — как нет пророка в своем отечестве, так и красота, ко-торую поэт отыскивает своим трудом, оказывается «не-нужная семье». Озарения приходят как бы из ниоткуда: «Певцом — во сне — открыты закон звезды и формула цветка» («Стихи растут, как звезды и как розы...»). Поэт настраивает свою душу, как инструмент, чтобы она была созвучна со всей Вселенной, мир сам принимает душу по-эта за свои таинственные кулисы, вознаграждая его та-ким способом за верность и преданность человеческому духу:

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез...

— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

(«Знаю, умру на заре! На кото-рой из двух...»)

Однако поэту суждено быть одиноким и непонятым современниками. Настоящий художник слова осозна-ет свою направленность против злободневности, против рутины. Взгляд в будущее характерен и для Цветаевой, еще в начальном своем творчестве усматривавшей черты конфликта с действительностью и со своим временем. На-зывая свои стихи «брызгами из фонтана» и «искрами из ракет» поэтесса указывает на их ценность именно спустя года, для последующих поколений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(«Моим стихам, написанным

так рано...»)

Поэзия Цветаевой — великое наследие русской лите-ратуры XX века, ценность которого с годами будет неиз-менно расти. Неповторимое обаяние ее стихов раскроет еще немало тайн перед каждой лирической душой.

Главная тема, "святая святых" лирики Цветаевой в наши дни - высокое предназначение поэта, которое достигается отречением от пригибающих душу к земле страстей:

Умирая, не скажу: была.

И не жаль, и не ищу виновных

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных

Ты - крылом стучавший в эту грудь,

Молодой виновник вдохновенья -

Я тебе повелеваю: - будь!

Я - не выйду из повиновенья.

(Умирая, не скажу: была, 1918)

Так в лирику Цветаевой вошел образ парящего над поэтом крылатого гения вдохновения, знаменательно, что это - не Муза, а мужское его воплощение:

Рыцарь ангелоподобный -

Долг! - Небесный часовой!…

Единственный господин и повелитель, священный Логос, голос выше, во власти которого целиком находится поэт.

Цветаевой всегда было свойственно романтическое представление о творчестве как о бурном порыве, захватывающем художника: "К искусству подхода нет, ибо оно захватывает", "Состояние творчества есть состояние наваждения", "Поэта - далеко заводит речь". Поэт и дело поэта воплощались для нее сперва в образах "легкого огня" и несгорающей птицы Феникс, позже - в образе "не предугаданной календарем" беззаконной кометы, в католических понятиях "взрыва" и "взлома". Писать стихи - по Цветаевой - это все равно что вскрыть жилы, из которых «неостановимо и невосстановимо хлещут и "жизнь", и "стих"».

Но вихревая исступленность сочеталась у Цветаевой с упорной работой над поэтическим словом. Гениальность поэта, в ее представлении, - это одновременно и "высшая степень подверженности наитию", и "управа с этим наитием". Таким образом, дело поэта предполагает не только согласие со свободной стихией творчества, но и овладение ремеслом. Цветаева не гнушалась этого слова:

Я знаю, что Венера - дело рук,

Ремесленник, - и знаю ремесло!

Поэтому наряду с буйством и хмелем в Цветаевой жила железная дисциплина художника, умеющего работать "до седьмого пота". "Творческая воля есть терпение", - заметила она как-то, и многие ее черновики свидетельствуют об этом с полной убедительностью (например, варианты к стихотворению "Писала я на аспидной доске…"). Об упорном творческом труде говорит она и в стихах, составивших цикл "Стол", и в стихах, обращенных к Пушкину:

Прадеду - товарка:

В той же мастерской!

Каждая помарка -

Как своей рукой…

Пелось как - поется

И поныне - так.

Знаем, как "дается"!

Над тобой, "пустяк",

Знаем - как потелось!.

(Станок, 1931)

При всем том, будучи опытным мастером изощренной формы, Цветаева видела в ней лишь средства, а не цель поэзии. Доказывая, что в поэзии важна суть и что только новая суть диктует поэту новую форму, она спорила с формалистами: "Точно слова из слов, рифмы из рифм, стихи из стихов, рождаются! ". Бориса Пастернака она считала лучшим русским поэтом современности - потому что он "дал не новую форму, а новую сущность, следовательно - и новую форму".

Продолжают ее жизнь стихи, проза, в нашем сознании как замечательное явление духа поэзии Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.

По известному рассказу Пушкина, вдохновение "есть расположение души к живейшему восприятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что способствует объяснению оных".

Это теоретический аспект. А в "Осени" Пушкин образно воссоздал то состояние, когда "душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет, как во сне, излиться наконец свободным проявлением…".

В одном случае - рассудок, в другом - поэзия. Они не противоречат друг другу.

А вот Цветаева:

На черном небе - слова начертаны -

И ослепили глаза прекрасные…

И не страшно нам ложе смертное,

И не сладко нам ложе страстное.

В поэте - пишущий, в поэте - пашущий!

Нам знакомо иное рвение:

Легкий огонь, над кудрями машущий, -

Дуновение - вдохновения!

(Вдохновение, 1931)

Трудно себе представить другого поэта, который бы с такою фантастической убежденностью возвысил надо всем творческое одушевление, как это сделала Марина Цветаева. Цветаевский образ вдохновения по главной сути близок к пушкинскому, хотя Пушкин и не считал вдохновение привилегией поэтов. "Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии", - утверждал он. Но здесь обращает на себя внимание не столько близкий пушкинскому взгляду на вдохновение, сколько его резкое возвышение над всеми страстями человеческими. Ни страх смерти, ни сладость любви - ничто не может стать вровень с вдохновением. В какие-то счастливые моменты жизни оно возвышает все духовные, нравственные, психические и физические возможности человека и с необыкновенной силой проявляет в нем творческое начало, талант.

Вдохновение - та внутренняя сила, которая и нас, читателей, заражает волнением художника, заставляет сопереживать ему, воспринимать стихи с безоглядным довершением. Это пик творческого самочувствия и самоотдачи поэта.

Но не только, конечно, преданность поэзии давала Цветаевой силу преодолевать тяжкие обстоятельства жизни, и внушало веру в будущее. Она в какой-то мере воплотила в себе многие черты русского национального характера, те его черты, которые прежде всего сказались и в Аввакуме с его гордыней и полным презрением к бедам и напастям, преследовавшим огнепального протопопа, и уже в литературном образе Ярославны, всю страсть души отдавшей любви…

Осмысливая свое положение в русской поэзии, Цветаева отнюдь не принижает собственных заслуг. Так, она естественно считает себя "правнучкой" и "товаркой" Пушкина, если не равновеликой ему, то стоящей в том же поэтическом ряду:

Вся его наука, -

Мощь. Светло - гляжу:

Пушкинскую руку

Жму, а не лижу.

(Станок, 1931)

В стихотворении "Встреча с Пушкиным" она воображает встречу с великим поэтом. По-человечески она ощущает его таким же, вполне реальным существом, как и она сама; ему можно распахнуть свою душу, что она и делает: "Встреча с Пушкиным" - стихотворение - исповедь, оно не о Пушкине, а о себе.

Пушкин! - Ты знал бы по первому взору,

Кто у тебя на пути.

И просиял бы, и под гору в гору

Не предложил мне идти.

(Стихи к Пушкину, 1931)

Она бы шла рядом, "не опираясь на смуглую руку". Почему "не опираясь"? Потому, что ее лирическая героиня - поэт, а не поэтесса; она Пушкину - товарищ, собрат. Неровня, но "коллега" по ремеслу.

В творчестве Цветаевой есть интересная черта: часто крупные темы вливаются в стихотворения - миниатюры, представляющие собой своеобразную квинтэссенцию ее чувств и лирических размышлений. Таким стихотворением можно назвать "Вскрыла жилы: неостановимо" (1934), в котором слились и сравнение творческого акта с самоубийством, и мотив вечного конфликта художника с непонимающим его "плоским" миром. В этой же миниатюре - осознание вечного круговорота бытия - смерть, питающая землю, - из которой растет тростник, - питает будущую жизнь, подобно тому, как каждый "пролитый" стих питает творчество настоящего и будущего. Кроме того миниатюра раскрывает также цветаевскую идею "сосуществования" времен (прошлого и будущего) - в настоящем, идею творения во имя будущего, часто - мимо настоящего, вопреки сегодняшнему непониманию ("через край - и мимо").

Даже цветаевская страстность передана здесь, но не через дробление фразы, а с помощью повторов, придающих эмоциональный накал действию - "выхлесту" жизни и стиха ("неостановимо", "невосстановимо" и т.д.). Причем одни и те же слова, относящиеся и к жизни, и к стиху, подчеркивают неразрывность жизни, творчества и смерти художника, всегда живущего на последнем вздохе. Эмоциональное напряжение достигается и графическими средствами - выделением ключевых слов с помощью знаков препинания:

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.

Через край - и мимо -

В землю чугунную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

(Вскрыла жилы: неостановимо, 1934)

Одно из наиболее характерных состояний Цветаевой-поэта - состояние абсолютного одиночества. Оно вызвано постоянным противостоянием с миром, а также характерным для Цветаевой внутренним конфликтом между бытом и бытием.

Этот конфликт пронизывает все ее творчество и приобретает самые разные оттенки: это несовместимость небесного и земного, ада и рая, демонического и ангельского начал в человеке; высокого избранничества поэта с его мирским существованием. И в центре этого конфликта сама Марина Цветаева, совмещающая в себе и демонизм, и ангельское начало. Порой она видит разрешение конфликта в собственной смерти: у "новопреставленной болярыни Марины" сквозь повседневное лицо "проступит лик". Цветаева считала творчество поэта работой, которую необходимо выполнять идеально, доводя до совершенства. Но эта работа не могла продвигаться без повелений голоса свыше, некой Музы, во власти которой целиком находится поэт. Именно этот голос свыше приносит вдохновение, которое выше всех страстей человеческих и без которого не появилось бы на свет ни одно стихотворение Марины Цветаевой.

Урок литературы в 9-м классе (по программе Кутузова А.Г.).

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой;

  • показать особенности их творчества (связь с биографией);
  • подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста.
  • Форма урока: усвоение нового материала.

    Тип урока: беседа

    Наглядность:

    • портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой;
    • иллюстрации к их стихотворениям;
    • музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой;
    • картины художников Серебряного века;
    • карта анализа урока.

    Эпиграф :

    Всё понять и за всех пережить.

    М.Цветаева.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

    2.Подготовка к восприятию.

    Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”

    Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.

    Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.

    3.Сообщение темы, целей и задач урока.

    Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена любовной лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой “Если душа родилась крылатой”.

    Назвать цели урока.

    Звучит симфония №8 Ф.Шуберта.

    Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

    Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

    Читает ученица:

    В то время я гостила на земле:
    Мне дали имя при крещенье – Анна,
    Сладчайшее для губ людских и слуха.
    Так дивно знала я земную радость
    И праздников считала не двенадцать,
    А столько, сколько было дней в году…

    Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…

    Я к розам хочу в тот единственный сад,
    Где лучшая в мире стоит из оград.
    Где статуи помнят меня молодой,
    А я их под невскою помню водой.

    Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.

    Через полгода после женитьбы Н.С.Гумилёв отправился в Абиссинию.

    А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

    И когда друг друга проклинали
    В страсти, раскалённой до бела,
    Оба мы ещё не понимали,
    Как земля для двух людей мала.

    Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

    Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

    Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

    Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.

    В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

    В июне 1965 г.(за год до смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

    "И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"

    Основными мотивами в лирике Ахматовой являются темы творчества, Родины, одиночества и конечно же любви…

    Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.

    О чём это стихотворение?

    (В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)

    Отметим тончайший психологизм стихотворения. Эта целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении

    А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?

    (В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)

    Каким стихотворным размером написано стихотворение?

    (Трёхсложный размер – дактиль)

    Охарактеризуйте рифму в данном тексте.

    (Мужская – последний слог ударный, точная)

    Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?

    (Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)

    Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?

    (Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)

    В каких строчках выражена кульминация стихотворения?

    Да, а что мы называем кульминацией?

    (Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).

    А итог стихотворения?

    (Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

    Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

    Вспомним тезис Гегеля:

    “В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

    В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет:

    “Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”

    Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.

    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я – поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти,
    - Нечитанным стихам! –

    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берёт!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черёд.

    И, действительно, наступило это время…

    Читает ученица:

    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.

    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.
    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

    “Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?”

    Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета Иван Владимирович. Ближайшим его сотрудником была жена – Мария Александровна, урождённая Мейн. Когда Марине исполнилось 11 лет – скончалась мать, а через 11 лет умер и отец.

    Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы…”. Муз. М.Таривердиева, сл. М.Цветаевой “Хочу у зеркала, где муть…”.

    На фоне “Лунной сонаты” Бетховена звучат слова.

    В 1910 г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Его заметили. 5 мая 1911 года Макс Волошин знакомит Марину с её будущим мужем.

    Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 г., и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья”.

    “Я назвала её Ариадной,-вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. …Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.

    “Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”.

    О Муза плача, прекраснейшая из муз!
    О ты, шальное исчадие ночи белой!
    Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

    И мы шарахаемся, и глухое: ох!-
    Стотысячное – тебе присягает.- Анна
    Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
    И вглубь он падает, которая безымянна.

    В певучем граде моём купола горят,
    И Спаса светлого славит слепец бродячий…
    - И я дарю тебе свой колокольный град,
    Ахматова! - и сердце своё в придачу.

    “Я сначала её хотела назвать … Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!”

    “Наиболее трудным для меня оказался 1919-й, самый чёрный, самый чумной, самый смертный. Живу с Алей и Ириной в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля … весь запас.”

    Весной 1921 года Марина вместе с дочерью отправляется в Прагу к своему мужу.

    В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

    Захлёбываясь от тоски,
    Иду одна, без всякой мысли,
    И опустились и повисли
    Две тоненьких моих руки.

    Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её “одиночества верховный час”.

    Звучит Прелюдия № 1 до-мажор Скрябина.

    Кто создан из камня, кто создан из глины,-
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело – измена, мне имя – Марина,
    Я – бренная пена морская.

    Несмотря на все невзгоды красной нитью проходит через творчество Цветаевой тема любви.

    Рассмотрим стихотворение “С.Э.”, написанное в 1914 г.

    О чём это стихотворение?

    (О любви женщины.)

    Какова лирическая героиня в этом стихотворении?

    (Она воспевает своего героя, но в то же время декларирует свою неуловимость и непокорность. Задана ситуация вызова, бега, что в стихотворениях Цветаевой означает жизнь).

    Такой внутренний конфликт в любовной поэзии Цветаева называла “поединком своеволий”

    Существуют ли символы в данном стихотворении?

    (Он – символ рыцарства, её идеал, которому она будет всегда верна)

    Для любовной лирики Цветаевой характерна, как мы помним, трагическая ситуация “разрозненной пары”

    Определите рифму в данном тексте.

    (Рифма – женская и мужская (ударение на предпоследнем и на последнем слогах); перекрёстная (абаб)

    Какие тропы использует Цветаева в своём стихотворении?

    (Аксюморон – брови мучительно-великолепны, глаза прекрасно-бесполезны;
    сравнения – лицо подобно шпаге;
    метафора – под крыльями раскинутых бровей;
    метонимия + сравнение – глаза –две бездны – гипертроп;
    метафорическое сравнение – он тонок первой тонкостью ветвей)

    Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни.

    Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной …”

    4.Обобщение.

    Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.

    Вам понравились их стихи?

    А кто из вас ранее уже встречался с их стихотворениями?

    А теперь небольшое задание по группам:

    1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”, используя портретный ряд.

    2 группа - составить сиквейн на тему любви.

    3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”, используя портретный ряд.

    Звучит музыка.

    Заслушать 3-4 сиквейна.

    5.Подведение итогов .

    Понравился вам сегодняшний урок? Насколько уютно вы чувствовали себя на нём? (показать карточки) – рефлексия.

    Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о любви, о женщинах…

    Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

    На фоне музыки звучат слова :

    О вы, служительницы Музы,
    Связав с поэзией все узы,
    Вы ей отдались до конца,
    Крепив, порой, перо борца.
    Любовь и верность воспевали,
    В уныние вы не впадали,
    Святое свято берегли –
    Иначе жить вы не могли.
    Пусть тьма всегда огня боится,
    Пусть всё прекрасное струится!
    Да будут жить стихи вовек,
    Пусть не умолкнет строчек бег!
    Пусть рифма слов не иссякает,
    Пусть быт восторг не заедает,
    Пусть радость душу теребит!
    Поэта сердце не сгорит!

    Если душа родилась крылатой 8230. По лирике Цветаевой

    М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «серебряного века». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.

    Поэзия М.И. Цветаевой отличается внутренней цельностью и особой, неповторимой, экспрессивной стилистической манерой. О чем бы ни писала эта талантливая дочь российской музы, она делала это с такой пронзительной искренностью, с такой по истине неземной силой, что всем было очевидно, что у нее талант от бога.

    М.И. Цветаева так рано осознала свое поэтическое дарование, что ей казалось, что она уже родилась вместе с ним.

    Небольшое по объему стихотворение «Если душа родилась крылатой…» содержит всего шесть строк, но оно выражает весь менталитет цветаевской лирической героини.

    Первые строки произведения подчеркивают первостепенность темы творчества для ее личности и судьбы. Духовный план существования противопоставлен материальному. Поэтическое сознание решает эту проблему выбора однозначно: никакие бытовые проблемы его не пугают. Поэт существует лишь в мире идей, в бесконечной борьбе за истину и справедливость.

    Стихотворение написано в 1918 г. Для России это время глобальных исторических потрясений: за плечами три революции, кровопролитная гражданская война.

    Цветаева лаконично, но в то же время объемно передает общественное противостояние того времени:

    Два близнеца - неразрывно-слитых:

    Голод голодных - и сытость сытых!

    Ощущая внутреннюю непримиримость этих двух образов, одновременно Цветаева видит и их сходство, даже называет их близнецами, ибо вооруженный протест и тех, и других одинаково страшен и беспощаден, жесток и дик для тонкого поэтического мировоззрения.

    Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» родилось из противоречий, недоговоренностей. Знаменитые цветаевские тире подчеркивают эту фрагментарность. Многочисленные восклицания раскрывают ранимую душу лирической героини. Как ни хотела бы ее крылатая поэтическая душа спрятаться от страшных, несущих зло мировых событий, на деле это все-таки невозможно. В возгласе «что Чингисхан ей и что - орда!» больше боли, чем бравады.

    Реальный мир, диктующий человеку определенные законы бытия, приходит в столкновение с тонким миром души художественного склада. Цветаевская лирическая героиня не просто говорит, она кричит об этом.

    Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» написано М.И.Цветаевой еще в довольно юном возрасте. Оно как бы предвосхищает череду испытаний, которые в последствии выпадут на долю поэта.

    М. Цветаева верила, что умрет на заре. Тема полета души в ее творчестве тесно связана с образом птицы, в которую воплощается эта душа после смерти:

    На заре - наимедленнейшая кровь,

    На заре - наиявственнейшая тишь.

    Дух от плоти косной берет развод,

    Птица клетке костной дает развод

    («На заре…»).

    В тридцатые годы М.И. Цветаева все чаще думает о смерти. Однако если в юности эти мысли воспринимались как закономерный жизненный этап, то теперь в лирике Цветаевой слышится неприятие жизни как таковой, звериная сущность которой предстала перед ней во всей неприглядной сути.

    Отказываюсь - быть.

    В Бедламе нелюдей

    Отказываюсь - жить

    С волками площадей, -

    Восклицает ее лирическая героиня.

    Крылатая душа поэта воспарила в небо раньше срока, но поэтические творения Марины Ивановны - птицы высокого полета, образцы тонкого художественного вкуса и неординарного дарования. Экспрессивность ее произведений, когда стих порой существует на грани плача и крика, не может никого оставить, безучастным, равнодушным. Ее творчество породило целую литературную традицию, в русле которой пишут прекрасные стихотворения Б.Ахмадулина, В.Долина и другие прекрасные современные поэтессы.

     


    Читайте:



    Завершился вывод войск ссср из афганистана

    Завершился вывод войск ссср из афганистана

    В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

    Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

    Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

    Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

    К чему снится племянница

    К чему снится племянница

    Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

    Репейник: толкование сновидения

    Репейник: толкование сновидения

    Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

    feed-image RSS