Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Как отличить диалог от монолога |
Урок 3. Как отличить диалог от монолога? Цели: познакомить с терминами диалог и монолог", формировать умение оформлять диалог. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения. Ход урока I . Организационный момент II . Актуализация знаний Орфографическая минутка (На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут. - Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.) - Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении. - Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ"пиши с буквой У.) - Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.) - Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму. III . Самоопределение к деятельности - Сравните два вида речи. 1) -Ты чего такой хмурый? Кафтан прожег. - А велика ли дыра? - Один ворот остался. 2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался. - Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.) IV . Работа по теме урока 1. Работа по учебнику - Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека. - На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10-11). - Прочитайте задание. - Как называется сказка? («Терем-теремок»^) - Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.) Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.) Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.) - Кто догадался, для чего используется знак «-»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.) - Прочитайте, на что нужно обратить внимание. - Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму. - В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11). (Работа в парах: вариант I - Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».) - Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно. - Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»? - Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12). - Прочитайте отрывок из сказки. - Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.) - К кому обращен монолог? (Кптичке.) - Спишите первое предложение с проговариванием. 2. Словарная работа - Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.) - Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.) - Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».) - Запишите это слово. - Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.) V . Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.) Закачалось деревцо. (Покачаться вправо и влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.) VI . Закрепление изученного материала Упр. 9 (с. 12). - Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении. - Прочитайте текст. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.) - Что это - диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.) - Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.) - Спишите ее. ---- . VII . Рефлексия Упр. 10 (с. 13). - По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.) - По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.) (Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.) VIII . Подведение итогов урока - Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц - это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.) Выполнить упр. 11 (с. 14). Важнейшая функция языка – служить средством общения. Люди обмениваются приветствиями, спорят и соглашаются, звонят по телефону, произносят речи перед публикой, не подозревая, что вступают в диалоги или используют принцип монологического построения речи. Монолог и диалог – способы речевого обмена информацией, отличающиеся по структуре и содержанию. ОпределениеМонолог – способ построения речи, при котором говорящий в форме размышления, призыва или оценки чьих-либо действий передает свое душевное состояние. Монолог является структурным элементом многих литературных произведений, прежде всего – драматических. Диалог – речевое общение двух или нескольких лиц, структура которого состоит из последовательного чередования реплик, воспринимаемых на слух или записанных в форме прямой речи. Такой способ речевой организации служит для обмена мнениями или полезной информацией. СравнениеМонолог – это произнесенная вслух и обращенная к реальному или воображаемому собеседнику речь, в которой передаются сокровенные мысли и выражаются эмоции говорящего. Речевая ситуация с использованием монолога строится по принципу оратор – слушатель . Монолог произносится одним лицом и непосредственно в процессе речи не предполагает ответа со стороны других участников речевого общения. В диалоге участвуют двое: это беседа, спор, обсуждение, в котором высказываются разные мнения относительно темы общения или содержатся дополнения и подтверждения высказанных мыслей. Диалог состоит из отдельных фраз – реплик, каждая из которых представляет собой структурно завершенное смысловое целое. Диалог – основной речевой компонент межличностного общения. Он четко структурирован, логичен и последователен. Монолог – это всегда самовыражение, в котором не обязательно присутствует смысловая и синтаксическая упорядоченность. Выводы сайт
Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте. Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Структура процесса общения. Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Предполагает использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Кроме того, характеризуется также определенной структурой. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах). 3 – б) Средства коммуникации. Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия, познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Это такое взаимодействие людей, которое предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. Урок 3. Как отличить диалог от монолога ? Цели: познакомить с терминами диалог и монолог", формировать умение оформлять диалог. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний Орфографическая минутка (На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут. Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.) Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении. Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ"пиши с буквой У.) Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.) Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму. III . Самоопределение к деятельности Сравните два вида речи. 1) -Ты чего такой хмурый? Кафтан прожег. А велика ли дыра? Один ворот остался. 2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался. Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.) IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека. На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10-11). Прочитайте задание. Как называется сказка? («Терем-теремок»^) Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.) Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.) Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.) Кто догадался, для чего используется знак «-»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.) Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму. В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11). (Работа в парах: вариант I - Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».) Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно. Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»? Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12). Прочитайте отрывок из сказки. Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.) К кому обращен монолог? (Кптичке.) Спишите первое предложение с проговариванием. 2. Словарная работа Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.) Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.) Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».) Запишите это слово. Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.) V . Физкультминутка Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.) Закачалось деревцо. (Покачаться вправо и влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.) VI . Закрепление изученного материала Упр. 9 (с. 12). Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении. Прочитайте текст. (Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.) Что это - диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.) Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.) Спишите ее. ---- . VII . Рефлексия Упр. 10 (с. 13). По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.) По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.) (Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.) VIII . Подведение итогов урока Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц - это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.) Домашнее задание Выполнить упр. 11 (с. 14). |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги