Главная - Лотки водоотводные
Успенский пост — когда начинается, что можно и нельзя есть в пост. Успенский пост. Рекомендации по питанию

Чтобы период Успенского поста стал временем духовного очищения, очень важно соблюдать все установленные правила. Одно из самых важных - постный рацион питания, ведь воздержание от физических излишеств не только оздоравливает организм, но и укрепляет дух.

Успенский пост имеет фиксированную протяженность: он каждый год начинается 14 августа и завершается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы , либо, если праздник отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В 2017 году Успение не входит в число постных дней, так как выпадает на понедельник.

Августовский пост был учрежден в качестве компенсации за сокращение Петрова поста. Изначально последний захватывал и июль, но немногие люди могли выдержать настолько длительный период аскезы, потому и было решено разделить пост на две части. По прошествии многих лет вторая часть Петрова поста трансформировалась в самостоятельный пост, получивший название по завершающему его великому православному торжеству.

Успенский пост является одним из самых строгих. Однако то, что он выпадает на период сбора урожая, является облегчающим его фактором: появляется возможность разнообразить постный рацион. Более того — в это время празднуется сразу два Спаса, Медовый и Яблочный , что дает еще больше возможностей придумать интересные блюда с традиционными для этих праздников лакомствами.

Календарь питания на Успенский пост

Во все дни Успенского поста запрещаются яйца, мясная и молочная продукция, а также любые блюда, где есть хотя бы один из таких ингредиентов. Три дня в неделю положено сухоядение, то есть церковный устав запрещает пищу, прошедшую термическую обработку. По великим церковным торжествам дозволяются блюда из рыбы и минимальное количество вина.

14 августа, понедельник: праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста и Медовый Спас . Так как на этот день выпадает начало поста, блюда из рыбы, дозволяющиеся в церковные праздники, запрещаются. Положено сухоядение, однако можно разнообразить меню медом или медовой и маковой выпечкой из постного теста.

21 августа, понедельник: согласно церковному уставу, в эти день необходимо соблюдать сухоядение. Дозволяется употребление сухофруктов, свежих фруктовых плодов и овощей, орехов. Можно делать холодные овощные супы и салаты, но нельзя заправлять их маслом.

15 и 22 августа, вторник: дозволяется употреблять вареную пищу, но нельзя добавлять в блюда растительное масло.

16 и 23 августа, среда: строгие дни. По средам необходимо придерживаться сухоядения. Заменить горячие блюда можно цукатами, орехами, квашеными или свежими овощами, холодными супами или пюре из овощей.

17 и 24 августа, четверг: монастырский устав позволяет вкушать горячую пищу, приготовленную без добавления растительного масла.

18 и 25 августа, пятница: нельзя подвергать пищу термической обработке. Можно есть хлеб, овощи, фрукты, домашние заготовки. Заправлять салаты растительным маслом категорически запрещено.

19 августа, суббота: великий праздник Преображения Господня . Разрешаются рыбные блюда и немного красного или белого вина. В эту дату празднуется Яблочный Спас , поэтому можно приготовить различные блюда с добавлением этих фруктов: запечь яблоки с медом, сделать яблочный пирог из постного теста, приготовить яблочный мусс или, смешав с другими плодами, сделать фруктовый салат.

26 августа, суббота: позволяется жарить на растительном масле, добавлять его в вареные блюда и салаты.

20 августа и 27 августа, воскресенье: дозволяется приготовленная на растительном масле пища. Также его можно использовать в качестве заправки к салатам.

28 августа , праздник Успения Пресвятой Богородицы — не постный день в 2017 году. В эту дату нужно разговляться, то есть плавно переходить на обычный режим питания, понемногу вводя в рацион мясную и молочную пищу.

Послабление поста дозволяется всем, кто в силу разных обстоятельств не может соблюдать всех ограничений: детям, пожилым людям, беременным женщинам, людям, испытывающим проблемы со здоровьем. Не следует также забывать о том, что пост — это не диета, а период духовной работы. Ежедневные молитвы , помощь ближним, благие поступки — все это куда более важно, чем поддержание постного меню.

Соблюдая традиции и правила Успенского поста , вы поспособствуете своему духовному росту и сможете изменить свою жизнь к лучшему. Мы желаем вам здоровья, благополучия и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2017 05:10

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...

Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа, по строгости приближается к Великому посту. Представляем календарь питания на каждый день Успенского поста.

Успенский пост в 2018 году: что можно есть

Успенский пост приурочен к Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который празднуется 28 августа. Успенским постом церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, которая перед своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

По строгости Успенский пост практически не уступает Великому посту:

  • Понедельник, среда, пятница – сухоядение (кроме , 19 августа, когда разрешается рыба, также рыбный день установлен и в , если праздник придется на среду или пятницу).
  • Вторник, четверг – горячая пища без масла;
  • В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Но зато пост этот называют самым сладким. Держать его не сложно, ведь в этот период созревает множество фруктов, ягод и овощей. Все эти дары природы можно и нужно кушать.

Начинается Успенский пост с освящения меда во время , потом будет , а на следующий день после его окончания христиан ждет третий — .

Но главное в любом посте не диета, а забота о душе. Надо понимать, что Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери.

Успенский пост в 2018 году: календарь питания по дням

14 августа 2018 года, вторник. Начало Успенского поста. Монастырский устав: горячая пища без масла.

В церковном календаре августа есть большое разнообразие праздников, которые составляют основу традиционной Православной культуры. Отгуляв Маковей (Первый Спас) и в преддверии Яблочного Спаса, публикуем актуальную информацию про то, как провести трапезы Успенского Поста и календарь Успенского Поста, обрамляющего три Спаса.

С 14 августа наступает Успенский пост. Продолжается он по 27 августа, то есть до праздника Успения Пресвятой Богородицы. В связи с августовскими праздниками многие наши читатели интересуются, как правильно соблюдать Успенский Пост, что есть в Успенский Пост по дням, поэтому мы решили уделить внимание тому, как соблюдать Успенский Пост.

Успенский Пост: что можно есть

Из четырех многодневных постов Успенский Пост считается самым лёгким и приятным, так как меню в Успенский Пост составляют молодой картофель, грибы, созревающие в эту пору овощи и фрукты, есть много свежего мёда, доступна различная сладкая медовая выпечка. Для тех, кто интересовался, что можно кушать в Успенский Пост, отвечаем: согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост. Что нельзя есть в успенский Пост, так это мясные, молочные продукты и яйца, а рыба разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной.

Для тех, кто будет поститься впервые, мы решили опубликовать Успенский Пост питание по дням.
Согласно монастырским уставам, предписывается:

в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.

Понедельник: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
Вторник: приготовленная без масла еда растительного происхождения.
Среда: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
Четверг: приготовленная без масла еда растительного происхождения.
Пятница: сырые овощи и фрукты, хлеб, вода.
Суббота и воскресенье: приготовленная пища растительного происхождения с растительным маслом.

Сухоядением называют употребление пищи без растительного масла и сладкого. Согласно церковным канонам, к таким продуктам относятся: хлеб, вода, соль, овощи сырые и квашенные, мед, зелень, не обработанные термически.

В первый день поста, в праздник Маковея или Медовый Спас 14 августа по традиции совершается освящение мёда нового сбора, и с этого дня благословляется его употребление в пищу. С этого дня в Успенский Пост меню входит медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Рецепты в Успенский пост. Салат с морковкой и медом на Маковея

нам понадобится:
4 морковки
2 ч. ложки меда
соль
¼ лимона
Как готовить салат на Маковея
Морковь измельчить на мелкой терке, посолить по вкусу и слегка помять руками. Сбрызнуть лимонным соком, добавить мед, соль и перемешать.

В праздник Преображения Господня 19 августа для тех, кто интересовался, можно ли есть рыбу в Успенский Пост, хорошие новости. В этот день (исключительно в этот день) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая, которые освящают в этот день в церквях, ведь приходит и праздник Яблочный Спас.

Теперь вы знаете, что можно есть в Успенский Пост. Но считаем нужным напомнить, что пост духовный тесно соединяется с постом телесным. Поэтому рекомендуется уделять внимание не только меню на Успенский Пост по дням, но и душе. В посте духовном рекомендуют воздержание от страстных греховных движений, играющие на руку чувственным наклонностям и порокам.

Успенский пост — это один из четырёх многодневных годовых постов, который приходится на 14-27 августа (1-14-августа по старому стилю) включительно и завершается праздником . В числе прочих многодневных постов является самым кратким по продолжительности, но по строгости воздержания соответствует Великопостному уставному порядку. Церковный устав предписывает здесь следующие правила:

  • понедельник, среду, пяток — сухоядение (хлеб, невареная растительная пища без масла);
  • во вторник и четверток — горячая пища без масла;
  • в субботу и воскресенье — пища с маслом («дважды днем»);
  • если случится празднество (полиелеос или бдение) — пища с маслом;
  • в предпразднества Преображения и Успения во вторник и четверг пища с маслом, а в понедельник, среду и пятницу — горячая пища без масла;
  • разрешение на рыбу только в праздник Преображения Господня.

О духовном значении Успенского Поста можно прочитать у преподобного Симеона Солунского :

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и молилась за нас, хотя, будучи Святой и Непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она за нас молилась, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и соединиться с Сыном Своим. А посему и мы должны поститься и воспевать Ее и побуждать Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, одного, как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (ст. ст.). Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Устав о молитве в Успенский пост имеет некоторые отличительные особенности, так как на это время выпадают три великих Господских праздника , которые, по издавна укоренившейся народной традиции, в просторечье именуют «Спасами» (именно отсюда на Руси Успенский пост также называли «Спасовка»).

14 августа (1 августа ст. ст.) — происхождение Честного и Животворящего Креста Господня (1-ый «Медовый» Спас).

По преданию, не позднее чем с VIII века в Константинополе был принят обычай выносить Честное Древо Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и на врачевание болезней. С 1 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы творили литии по всему городу и предлагали Крест народу для поклонения. В Русской церкви этот праздник соединился с воспоминанием крещения Руси 1 августа 988 года: «Крестися князь Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (хронограф 16-го века). В составленном в 1627 году по указу патриарха Филарета уставе Успенского собора Московского Кремля говорится о традициях настоящего праздника: «А на происхождение, в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям».

По церковному Уставу в этот день, на Великом Славословии, творим поклонение Кресту Господню по тому же чину, что и на Воздвижение Животворящего Креста и в Крестопоклонную неделю Великого поста. На утрени, во время чтения канона, первый раз поется клиросами годовая катавасия «Креста начертав Моисей…», которую, за редким исключением, положено петь теперь до Отдания праздника Воздвижения (21 сентября ст. ст.). Согласно церковному Уставу, по окончании литургии здесь совершается малый чин освящения воды. По общепринятому обычаю в этот день христиане приносят на благословение в церковь свежий мед нового годового сбора.

На праздничной службе, по заамвонной молитве, совершается чин освящения плодов вновь созревшего урожая: читается особое прошение на освящение «гроздий», т.е. винограда. В русской традиции, в соответствии с климатическими условиями, виноград обычно заменяют яблоки. Приносят также и груши и прочие плоды, на деревенских приходах здесь может быть очень широкий ассортимент различных овощей и фруктов. По русским народным поговоркам, несмотря на указное послабление в уставе, Петров пост именуют «голодовкой», Успенский же, напротив, считается «сытым». Так, на практике (особенно это заметно в деревне) именно в августе месяце можно уже без труда составить самое разнообразное постное меню, благодаря домашнему земледелию и прочим «дарам природы», которые находим в настоящее время.

29 августа (16 августа ст. ст.) — перенесение Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Исуса Христа , иже есть Убрус, от Эдеса в Царьград (3-ий «Хлебный» или «Ореховый» Спас).

В этот день принято освящать орехи и поспевшую пшеницу, а также выпекать первый хлеб из новой муки. Сам праздник находится уже вне Успенского поста, но нередко бывает, что именно в этот день Устав разрешает на последующее за постом разговение, если само празднование Успения Богородицы выпадает на постные дни — среду или пятницу.

Торжественное преставление Божьей Матери мы называем не «смертью», но именно «Успением», преставлением к лучшей и нескончаемой жизни, и здесь можем подводить для себя итоги уходящего церковного года, как в житейском, так и в духовном смысле. Ведь, собирая плоды для поддержания телесного, следует задуматься, обрели ли что полезное и для души, положили что-то или нет в нетленную «сокровищницу будущего века». Если же еще и ничего пока не имеем, тем паче будем прибегать к Скорой Помощнице и Первой Заступнице рода христианского, ибо, как известно, Она никогда не оставляет нас в наших нуждах и печалях, но всегда с великим дерзновением молится и печется о нас. Как поем и в день памяти Ея Успения, когда Сам Господь, спустившись в окружении великих ангельских полков, принял на Свои руки пречистую Ее душу:

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениих известное упование, гроб и смерть не удержаста. Но яко животу Матерь на живот престави, иже во утробу вселивыйся Приснодевственную (кондак празднику).

(22 голоса : 4.77 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS