Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными с предлогами. Обособление обстоятельств в русском языке |
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди. Первый случай Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи: наречием, например: Дворник встает рано; деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки; инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег; Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд. Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом. Второй и третий случаи По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы: обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город; обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов; обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить; обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих; обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня; обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха; обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно; обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки. В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми . Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари. Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми: если они выражены деепричастным оборотом, если они представляют собой сравнительный оборот, если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА. Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок. Это правило имеет несколько важных примечаний: От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча. Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе. Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым. УпражнениеЧерез две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска. Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену. Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил. Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу. Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение. Ради победы_ они готовы на все. Мокрые ступени оказались скользкими_ как лед. Порт будет закрыт_ в случае усиления ветра. Было темно, только две звездочки_ как два спасательных маяка_ сверкали на темно-синем своде (Лермонтов). – Летит_ сломя голову! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха. На борту пиджака_ как глаз_ торчал драгоценный камень (М. Булгаков). Старуха_ несмотря на преклонный возраст_ отлично видит и слышит (А. Чехов). Пройдя через тяжкие испытания_ он сумел сохранить свое человеческое достоинство (М. Шолохов). В плите гудело_ как на пожаре (М. Булгаков). На вопросы следователя он отвечал_ нехотя. Лодка_ как утка_ ныряла и потом_ взмахнув веслами_ будто крыльями_ выскакивала на поверхности (М. Лермонтов). Прихватив немецкого майора и портфель с документами_ Соколов добирается до своих (М. Шолохов). Пережив сильное потрясение_ он заснул_ как убитый. Везде и во всем он старался подчеркнуть свое превосходство_ считая себя благовоспитанным и гуманным (А. Фадеев). А затем на пожарища посыпали сотни мелких зажигательных бомб_ как зерна на свежевспаханную землю (К. Воннегут). Людей, одиноких по натуре, которые_ как рак-отшельник или улитка_ стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало (А. Чехов). Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и_ несмотря на вьюгу_ учуял краковскую (М. Булгаков). Долгое время он боролся с своею догадкою_ принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения_ но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения (М. Салтыков-Щедрин). Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант. Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья. Что такое обособление?В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты. Примеры одиночных деепричастийЕсли обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон. Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:
Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:
На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:
Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам. Выделение запятыми одиночных деепричастийОбособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:
Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:
Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложенииОбособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:
В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо". Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась"). Как образуется деепричастный оборот?Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом. В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия. Примеры деепричастных оборотовОбособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:
Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:
В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:
Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе. От чего следует отличать деепричастияОбособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги. Выделяют следующие наречия:
Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия. Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении. Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи). Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:
Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении. Как помочь ребенку закрепить изученный материал?После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями. Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых. После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу. Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов. §1. Обособление. Общее понятие Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью. Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:
Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно . §2. Обособленные определенияОбособленные определения делятся на:
Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся. (согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом) Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек. (несогласованное обособленное определение) Согласованное определение Согласованное обособленное определение выражается:
Примечание: Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например: Он, сытый, быстро заснул. Несогласованное определение Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры: Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла? Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша. Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом. Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался. Структура определения Структура определения может быть различной. Различаются:
1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением: Она, взволнованная, не могла заснуть. (одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением) Взволнованная, она не могла заснуть. (одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением) 2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным: Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть. Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом: Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть. (обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением) 3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него: Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть. (обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным) Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова: Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть. Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть. Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения. Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу. (добавочное значение причины) Даже заболевшая, мать ходила на работу. (добавочное значение уступки) Таким образом, для обособления важны различные факторы: 1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово, §3. Обособленные приложенияПриложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть: 1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех; 2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех. Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова: Он, отличный врач, очень помог мне. Отличный врач, он очень помог мне. Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным: Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью. Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами: Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался. Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного: Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец. Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения: А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец. Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение. Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор. (почему? по какой причине?) Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины: В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других. Примечание: Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним: В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа. Примечание: Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой. Скоро Новый год - любимый праздник детворы. §4. Обособленные дополненияОбособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например: Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя. «ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн
|
Обособляются |
Не обособляются |
1. До и после главного слова - глагола-сказуемого |
|
а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами б) выраженные существительными с предлогом в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении |
а) представляющие собой устойчивые обороты 2. После глагола-сказуемого а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия б) тесно связанные со сказуемым в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием |
Различайте! |
|
однородные члены - обособленные обстоятельства |
однородные члены - сказуемое Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.) |
Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.
- Почему перед союзом и стоит запятая?
- Почему ее нет во втором примере?
6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.
- Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
(Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка). - Какими предлогами? (производными).
- Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
- Примеры (Кто быстрее приведет?).
- В чем разница в написании: в течение
- в течении; навстречу - на встречу;
насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.
7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.
Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?
Выполняется упр. №333, с. 147.
8.
Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными
существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:
- вариант - (в)следствии...
- вариант - благодаря.
9 . Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.
Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.
10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.
Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).
11 . После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»
Каковы условия необособления данных обстоятельств?
а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.
Находим примеры предложений и читаем их.
Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.
б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.
Обратим внимание на их место в предложении.
(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).
в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).
Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.
Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.
г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).
Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:
- в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
- в. Туча медленно надвигалась (не спеша).
12. Викторина.
Задание №1.
Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.
а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.
Задание №2.
Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:
1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.
Задание №3.
Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:
Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. (по рядам по одному примеру).
Задание №4.
Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
13 . Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.
Тест.
1. Укажите неверные утверждения.
- Обособленные члены предложения выделяются по смыслу при помощи интонации в уст-
ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи. - Всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.
- Всегда обособляются приложения с союзом как.
- Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
- Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
- Уточняющими могут быть только второстепенные члены предложения.
2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
- В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
- Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
- Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
- Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
- Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
- Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.
3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?
- Незримый ты мне был уж мил.
- За синими морями забытый он угасал один.
- Облетевший тополь серебрист и светел.
- Плачет бедная без устали она.
4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.
- Остров затянулся туманом - серой неподвижной мглой.
- Из-за угла вышел Федька, наш молодой режиссер.
- Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
- Юрию, как уроженцу юга, было трудно привыкнуть к климату Арктики.
5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.
- Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
- Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
- Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
- В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
- Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
- Прощаясь молодые люди раскланивались.
- Отец не оборачиваясь кивнул головой.
- Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
- Мальчик вздрогнув уронил ложку.
7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять выделенное обстоятельство.
- Там на шахте угольной паренька приметили.
- На той стороне за рекой запевал соловей.
- Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне .
- Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы.
14 . Словарная работа.
Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.
15. Мини-диктант (распределить по столбикам) .
Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.
16 . Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.
1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.
17 . Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.
Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).
18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.
Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.
19. Это интересно.
1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.
2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.
3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.
20 . Подводится итог урока.
- Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
- Что вызвало затруднения?
На последующих уроках мы продолжим данную тему.
Цели урока:
- отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;
- правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогами;
- правильно использовать в речи деепричастные обороты.
I. Сообщение темы урока
Тема нашего сегодняшнего урока – обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и существительными с предлогами.
II. Повторение правописания предлогов
1. Работа с таблицей.
Но сначала посмотрите на доску и скажите, какие части речи написаны на доске?
Можете ли вы вне контекста ответить на этот вопрос? (Нет)
Доска:
Таблица №1
Конечно, вы не можете ответить на этот вопрос вне контекста. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги.
Впишите эти слова в таблицу №1.
Как называются такие предлоги? (Производные)
Почему? (Так как произведены от самостоятельных частей речи).
Впишите в вашу таблицу, от каких частей речи образованны данные производные предлоги.
В чем особенность написания предлогов в первом столбике? (На конце пишется е, в отличие от синонимичных существительных, у которых в форме род., дат., предл. падежей пишется в окончании и)
В чем особенность написания предлогов во втором столбике? (Пишутся слитно, также как предлоги несмотря на и невзирая на)
Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи? (Производные предлоги можно заменить другим предлогом, между предлогом и существительным можно вставить прилагательное или поставить вопрос, например:
Выйти навстречу гостям
выйти на (дружескую) встречу с друзьями
Выйти (навстречу кому?) навстречу гостям
выйти (куда?) навстречу
Выйти навстречу (долгожданным) гостям
Выйти навстречу (к) гостям
Производные предлоги, образованные от |
||
---|---|---|
существительных с предлогами |
деепричастий |
|
раздельно |
||
В течение всего года (когда?) | Вследствие ошибки = из-за | Несмотря на привилегии (= хотя) вопреки чему? |
В продолжение месяца (когда? | Ввиду дождя = из-за | Невзирая на ливень (= хотя) вопреки чему? |
В заключение статьи = под конец, в итоге | Вроде плота (наподобие) | Благодаря труду (= из-за) чему? |
В отличие от других | Насчет экскурсии (= об) | |
Навстречу другу (= к) |
II. Анализ предложений с использованием таблицы №2
Внимательно изучите таблицу №2
Найдите в предложениях обстоятельства и объясните пунктуацию при них, пользуясь таблицей. Выделите грамматические основы предложений, составьте схемы предложений
Обособление обстоятельств, выраженных |
|||
---|---|---|---|
деепричастиями |
Существительными с предлогами |
||
Обособляются |
Не обособляются |
Обособляются |
Не обособляются |
1.Деепричастия с зависимыми словами
,
а также два или несколько деепричастий, относящихся
к одному глаголу.
От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. |
3.Деепричастия в зависимыми словами, превратившиеся
в устойчивые обороты речи, ставшие цельными
выражениями (обычно они стоят после глагола, к
которому относятся:
спустя рукава, засучив
рукава, сломя голову, не переводя дыхания и т. п.):
Будем работать засучив рукава (дружно, упорно) Но: Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки. |
10.Существительные с предлогом несмотря
на
:
На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать. |
14.Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами не является обязательным. |
2.Одиночные деепричастия, если они не
имеют значения наречия (обычно они стоят впереди
глагола):
Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега. |
4.Одиночные деепричастия, имеющие
значение простого наречия, выступающие в роли
обстоятельства образа действия (обычно стоят
после глагола:
Яков шел не торопясь. (медленно) |
11.Чаще всего обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др. | |
5.Деепричастия в зависимыми словами, тесно
по смыслу сливающиеся с глаголом
:
Старик сидел опустив голову. |
12.Обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др. | ||
6.Группы однородных членов, состоящие
из наречия и деепричастия:
Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь. |
13.Обстоятельства уступки с предлогом вопреки | ||
7.Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения : Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену. | |||
8.Оборот со словами исходя из (в значении на основании), смотря по (в значении “в соответствии с чем-либо”): Будем действовать смотря по обстоятельствам. | |||
9.Если перед деепричастным оборотом
стоит усилительная частица и:
Можно уйти и не дожидаясь ответа. |
1. Один из монахов оставил мальчика в монастыре
и, вылечив, стал готовить к принятию монашества.
Комментарий: одиночное деепричастие
обособляется, т.к. имеет значение
дополнительного действия и стоит впереди
глагола.
2. Он начал приносить книги и старался читать их
незаметно, а прочитав, куда-то прятал.
Комментарий: деепричастную конструкцию
невозможно оторвать от союза, изъять из
предложения или переставить с другое место без
разрушения структуры предложения.
3. Возникает впечатление, что, описывая в статье
жанр малой эпопеи, Гоголь во многом анализировал
главное произведение своей жизни.
Комментарий: деепричастный оборот, стоящий
после подчинительного союза отделяется от него
запятой.
4. Герой не задумываясь принимает решение
устроиться работать не строительстве плотины,
из-за которой и будет затоплен остров.
Комментарий: одиночное деепричастие тесно
сливается по смыслу с глаголом, можем заменить
наречием “быстро”
5. Солдаты слушали Василия Теркина затаив
дыхание. [- =]
Комментарий: деепричастный оборот превратился
в устойчивое словосочетание.
6. Обломов, по причине воспитания с мамушками и нянюшками, превратился в безвольного, неспособного к труду человека.
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги