Главная - Трубы
Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки

Синтаксис - центральная лингвистическая единица.

Синтаксис - 1. наука, изучающая правила построения, образования и функционирования синтаксических единиц; 2. определённая область грамматического строя языка

Основное отличие синтаксиса от других лингвистических наук в том, что его объект дуалистичен: он состоит из единиц (конструкций) и связей между компонентами конструкций.

Иными словами, объект синтаксиса - это единицы и совокупность правил, определяющих их построение. Из этого можно сделать вывод, что синтаксический объект конструктивен.

Понимание синтаксиса как науки зависит от объёма понимания термина «синтаксическая единица»:

α. Ф. И. Буслаев и А.А. Потебня - предложение как логическое или психологическое суждение;

β. Ф. Ф. Фортунатов: словосочетание (законченное словосочетание суть предложение).

γ. А. А. Шахматов: предложение, включающее словосочетание как конструктивную единицу.

δ. В. В. Виноградов: словосочетание, простое предложение, сложное предложение.

ε. Г. А. Золотова: словоформа = синтаксема.

ζ. В. В. Бабайцева: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

η. М.И. Черемисина: элементарное простое предложение.

~Синтаксис как знаковая система~

Ex.: План выражения – ясное утро – материально представлены слова, между ними связь согласование, выраженная соответствующими окончаниями ср.р. ед.ч. Им.п.

Синтаксис – это знаковаясистема.

Как система синтаксис предполагает:

– наличие элементарных языковых единиц (синтаксических единиц, субстанций);

– наличие системных отношений между ними (синтаксических связей).

М.И. Черемисина, Т.А. Колосова: «Синтаксическими субстанциями называются все те «единицы», «синтаксические формы», «синтаксические конструкции», «синтаксические построения», которые в речи бывают представлены большими или меньшими «отрезками звучания», а в тексте – графическими отрезками».

– предикативные единицы;

– словосочетания;

– cочиненные группы;

– вводные конструкции и вставочные единицы;

– полупредикативные конструкции;

– союзная конструкция;

– сравнительная конструкция.

Синтаксическиесвязи – это формальное выражение синтаксических отношений, их формальные показатели:

поднятьсянапалубу – показатели синтаксической связи предлог на и флексия =у. При их помощи между компонентами данного словосочетания устанавливаются пространственные отношения.

ПВ «синтаксическая субстанция»

_____________________________

ПС «синтаксическая семантика»

Семантика предложения – диктум (объективное содержание предложения) + модус (субъективная интерпретация диктумного события).

Элементарная единица диктума – пропозиция.

NB: Время не обязательно

Ex.: Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

1) он зашел ко мне;

2) он опоздал;

Модус: я рад.

Определённым связям свойственны определённые отношения

ПВ «синтаксические связи»

_____________________________

ПС «синтаксические отношения»

Я рад, что он, хотя и опоздал, зашел ко мне сегодня.

Зашел, хотя и опоздал – уступительные отношения;

Я рад, что… – изъяснительные отношения.

Для сочинительной связи свойственны отношения соединения, противопоставления, разделения.

Для подчинения: атрибутивные, актантные, сирконстантные

NB: атрибутивные отношения не всегда выражаются через согласование (письмо матери, юбка плиссе)

~Синтаксические единицы в концепции В.В. Виноградова~

1. М.В. Ломоносов: словосочетание и простоепредложение.

2. А.А. Шахматов: словосочетание и простоепредложение.

3. В.В. Виноградов: словосочетание,простоепредложение,сложноепредложение.

Словосочетание – это соединение двух знаменательных слов или слова с формой другого слова на основе подчинительной связи.

– не соотнесено с ситуацией речи, обозначает расчлененное понятие;

– выполняет номинативную, а не коммуникативную функцию.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е.

Неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Простое предложение - это монопредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

Сложноепредложение– это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные части (предикативные единицы), каждая из которых по форме напоминает простое предложение и обладает собственной предикативностью. Сложное предложение - это полипредикативная и коммуникативная единица – используется в качестве средства общения.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЗЮМЕ:

НО! Классификацию ВВВ критикуют с позиций общих принципов классификации любых языковых единиц и общелингвистических представлений о ярусах языка и языковых единицах. То есть, в рамках любой классификации должны противопоставляться друг другу разные виды одного общего рода, а в основании деления должны лежать однотипные признаки.

Видами какого общего рода являются СС – ПП – СП?

Каков единый различительный признак, лежащий в основе этого деления?

«предложение–непредложение»

«синтаксическоецелое–частьэтогоцелого».

ПП и СП - предикативные коммуникативные единицы, их нельзя чётко разграничить

Если делим по принципу «предложение - не предложение», то остаётся одна единица - словосочетание, которая, по-хорошему, должна противопоставляться сочетаниям знаменательных слов со служебными и полузнаменательными.

Критика на основании ярусности языка:

Каждый ярус языка представлен одной языковой единицей. Если признать существование трех синтаксических единиц, то надо признать существование и трех синтаксических ярусов à разрушение общепризнанной системы языка.

Как вариант - элементарноепростоепредложение – двусторонняя синтаксическая единица, планом содержания которой является пропозиция (некоторое положение дел в действительности), а планом выражения – структурная схема, которая записывается с использованием морфологических символов.

ктоестькто? или чтоестьчто?

Моиродителиинженеры / былиинженерами.

Этодерево–сосна.

Осложненное и сложное предложения являются развитием ЭПП по определенным правилам.

~Связь синтаксиса с другими ярусами языка~

α. Фонетика – через интонацию. Предложение всегда интонационно оформлено.

Ех.: Принес.?!

Определенный тип предложения характеризуется и соответствующими типами интонации.

β. Лексика

Гр-80: синтаксис весь пронизан лексикой: названия деревьев могут сочетаться с глаголами состояния, но не с глаголами движения (дубподпрыгивает). Правила сочетаемости слов опираются на лексико-семантические свойства слов.

В. В. Бабайцева: Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же подчиняющем слове нередко определяют их синтаксическую функцию (смотреть с удовольствием – смотреть с другом).

γ. Морфология

Признаки слов как частей речи определяют их синтаксические свойства: прилагательное сочетается с существительным; переходные глаголы требуют постановки имени существительного в форме винительного падежа.

Морфологические свойства слова реализуются в синтаксисе. Морфологические категории также наполняются смыслом только в предложении. Синтаксис – морфология в динамике, движении, действии. Здесь проявляются взаимоотношения классов слов. Морфология – синтаксис в статике, застывший, кристаллизованный. Это реализованные синтаксические потенции слов.

В каждом языке есть множество слов, но без правильного оформления они мало что значат. Слово - это всего лишь Особенно богат ими русский язык. Синтаксис родного языка - главный помощник в оформлении грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях. Знание основных правил этой части лингвистики помогает людям строить как письменную, так и устную речь.

Понятие

Синтаксис в русском языке - это особо важный раздел, изучающий конструкцию предложений и словосочетаний и, кроме этого, соотношение в них частей речи. Данный отдел языкознания является частью грамматики и неотступно связан с морфологией.

Лингвисты выделяют несколько видов синтаксиса:

  1. Коммуникативный. Показывает соотношение сочетаний слов в предложении, исследует разные способы членения предложений, рассматривает типологию высказываний и так далее.
  2. Статический. Рассматривает отдельные и предложений, не связанных между собой. Объект исследования данного вида раздела грамматики - синтаксические нормы соотношений частей речи в предложении или словосочетании.
  3. Синтаксис текста. Исследует простые и построения сочетаний Его цель - лингвистический анализ текста.

Все перечисленные виды изучает современный русский язык. Синтаксис подробно рассматривает следующие единицы лингвистики: предложение, словосочетание, текст.

Словосочетание

Словосочетание является минимальной синтаксической единицей. Это несколько слов, соединенных между собой смысловой, грамматической и интонационной нагрузкой. В данной единице одно слово будет главным, а другие - зависимыми. К зависимым словам можно задать вопрос от главного.

В словосочетаниях встречается три типа связи:

  1. Примыкание (лежать дрожа, петь красиво ).
  2. Согласование (о грустном рассказе, красивое платье ).
  3. Управление (читать книгу, ненависть к врагу ).

Морфологические свойства главного слова - основная классификация словосочетаний, которую предлагает русский язык. Синтаксис в данном случае делит словосочетания на:

  • наречные (незадолго до концерта) ;
  • именные (деревья в лесу) ;
  • глагольные (читать книгу) .

Простые предложения

Очень разнообразен русский язык. Синтаксис как особый раздел имеет главную единицу - простое предложение.

Предложение называется простым, если оно имеет одну грамматическую основу и состоит из одного или нескольких слов, выражающих завершенную мысль.

Простое предложение может быть односоставным или двусоставным. Этот факт выявляет грамматическая основа. Односоставное предложение представлено одним из главных членов предложения. Двусоставное, соответственно, подлежащим и сказуемым. Если предложение односоставное, то оно может делиться на:

  1. Определенно-личное. (Желаю тебе любви!)
  2. Неопределенно-личное. (Утром принесли цветы.)
  3. Обобщенно-личное. (С ними каши не сварить.)
  4. Безличное. (Вечереет!)
  5. Назывное. (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.)

Двусоставное может быть:

  1. Распространенным или нераспространенным. За эту характеристику в ответе второстепенные члены предложения. Если их нет, то (Птицы поют .) Если есть - распространенное (Кошкам нравится резкий аромат валерианы .)
  2. Полным или неполным. Полными называют предложения, где присутствуют все члены предложения. (Солнце клонилось к горизонту .) Неполными - где пропущена хотя бы одна синтаксическая единица. В основе своей они характерны для устной речи, где смысл нельзя понять без предыдущих высказываний. (Кушать будешь? - Буду!)
  3. Осложненным. Простое предложение может быть осложнено обособленными и второстепенными членами, однородными конструкциями, вводными словами, обращениями. (Зимой в нашем городе, особенно в феврале, бывает очень холодно.)

Сложные предложения

Сложными называют предложения, построенные из нескольких грамматических основ.

Русский язык, синтаксис которого трудно представить без сложных предложений, предлагает несколько их видов:

  1. Сложносочиненное. Части такого предложения связаны сочинительными союзами и сочинительной связью. Такая связь придает простым предложениям в составе сложного некоторую самостоятельность. (Родители уехали отдыхать, а дети остались с бабушкой.)
  2. Сложноподчиненное. Части предложения связаны подчинительными союзами и подчинительной связью. Здесь одно простое предложение - придаточное, а другое - главное. (Она сказала, что придет домой поздно.)
  3. Бессоюзное. Части такого предложения связаны по смыслу, порядком расположения и интонацией. (Он пошел в кино, она - домой.)

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол. Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг. Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли. В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Синтаксис как раздел грамматики:

  1. 16. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе словосочетания. Предложно-падежное управление.
  2. 19 Синтаксис как раздел языкознания. Синтаксические единицы языка.
  3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  4. Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
  5. Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки.
  6. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
  7. Словосочетание как единица синтаксиса. Широкое и узкое понимание словосочетания. В.В. Виноградов о словосочетании как единице синтаксиса.
  8. 30. В русскую грамматику учение о частях речи пришло через грамматику Смотрицкого (1648).
  9. 34. Синтаксема как единица синтаксиса. Словосочетание как непредикативная еди-ница. История вопроса.
  10. 21. Синтаксис, его предмет и основные понятия. Единицы синтаксиса.
  11. 18. Экспрессивный синтаксис как стилистическое средство.
  12. 15. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Варианты падежных окончаний имен существительных. Особенности употребления некоторых форм степеней сравнения прилагательных. Употреблени
  13. 12. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость. Контаминация. Типология лексических ошибок. Ошибки, связанные с неправильным употреблением многозначных слов
  14. 13. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Типология лексических ошибок. Логические ошибки в речи (алогизмы). Речевая избыточность (плеоназм, тавтология). Речевая недостаточность.
  15. 11. Лексико-фразеологические нормы современного русского литературного языка. Лексикология как раздел языкознания. Основные категории раздела. Лексическая сочетаемость слов. Точность словоупотребления. Контаминация. Специфика толковых словарей русского языка.

Лекция 1 Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса

План лекции:

1) предмет изучения синтаксиса современного русского языка;

2) из истории синтаксической теории;

3) способы выражения синтаксических отношений.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи. В нем изучаются те законы связи слов, которые дают возможность языку осуществлять коммуникативную функцию. В отличие от других ярусов /уровней/ языка, синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом общения. Единицы других уровней /фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии/ участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис.

В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта, этим определяется его роль как «организационного центра грамматики» /акад. В. В. Виноградов/.

Синтаксис взаимосвязан с другими разделами языка, так, например, его связь с фонетикой проявляется в том, что все единицы синтаксиса имеют звуковую оболочку, предложение как единица синтаксиса равно, по сути, такой единице фонетики, как фраза, синтагма = словосочетанию.

Самое тесное взаимодействие существует между синтаксисом и морфологией: члены предложения как синтаксические категории выражаются частями речи - категориями морфологии.

В истории синтаксической теории сложилось несколько точек зрения на предмет синтаксиса:

1) в качестве предмета синтаксиса рассматривается предложение, так как только предложение выполняет коммуникативную функцию. Сторонники этой концепции - акад. Буслаев Федор Иванович, Шахматов Алексей Александрович, школьные учебники до 1967 г.;

2) в качестве предмета синтаксиса рассматривается только словосочетание. Сторонники этой точки зрения на предмет синтаксиса - Фортунатов Филипп Федорович, Петерсон Михаил Николаевич, Пешковский Александр Матвеевич /первый из них акад. Петербургской академии 19 в., два последующих ученых – профессора МГУ;

3) в качестве предмета синтаксиса изучаются словосочетания и предложения. Этой точки зрения придерживаются акад. Виноградов Виктор Владимирович, Шанский Н. М., Шведова Н. Ю., авторы современных школьных учебников.

На наш взгляд, первая и вторая точки зрения на предмет синтаксиса являются слишком категоричными:

б) в русском языке очень много однословных предложений: Зима. Светает. Читаю, и т.п. С другой стороны, мы не можем осуществлять общение без законченных высказываний- предложений, люди не могут общаться с помощью словосочетаний.

Таким образом, все вышесказанное приводит к логическому выводу о том, что целесообразнее понимать и изучать в качестве предмета синтаксиса две единицы: словосочетание и предложение.

Отсюда следует следующее понимание синтаксиса: синтаксис- это раздел грамматики, изучающий строение словосочетания и строение предложения.

При изучении любой единицы языка большое значение имеет ее семантика. В пределах изучаемого раздела слова определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя словосочетания, а затем и предложения. Существует 4 способа выражения синтаксических отношений:

1) формы слов;

2) служебные слова;

3) порядок слов;

4) интонация.

В русском языке /языке флективном/ основным средством выражения синтаксических отношений являются формы слов, создаваемые окончаниями: обычный набор слов не дает нам никакой информации- цветок, капля, ночной, дно, круглый, блестит, раскрытый, роса.

Слова, формально выраженные и организованные определенным образом, создают законченную мысль: Круглая капля ночной росы блестела на дне раскрытого цветка.

Среди служебных слов синтаксические отношения выявляются с помощью предлогов и союзов:

а) предлогов: Подошел к площади - к чему? - объектное отношение. Нахожусь на площади - где? локальное значение. Положи в стол - куда? Значение места /локальное/. Вижу стол /отсутствие предлога/- объектное отношение.

б) в сложноподчиненных предложениях синтаксические отношения определяются с помощью союзов: когда - временные отношения, потому что - причины, если - условия и т. д. и т. п.

Порядок слов в предложении в русском языке свободный. В большинстве случаев синтаксическое членение предложения не зависит от порядка слов: Брат едет в Астану. В_ Астану едет брат. Едет брат в Астану.

Однако имеют место и случаи, когда порядок слов в предложении влияет на характер синтаксических отношений: Дождливая осень. Осень дождливая. Усталая, мать прилегла. Мать пришла усталая. Я расспросил обо всем брата товарища. Я расспросил обо всем товарища брата. Мать любит дочь. Дочь, любит мать.

Интонация в предложении играет очень важную роль. Она служит средством выражения различной целевой и эмоциональной установки предложения: Он уехал! Он уехал?

Дома улицы залиты светом. Он посещал читальные залы, библиотеки. Он посещал читальные залы библиотеки.

Лекция 2 Словосочетание как единица синтаксиса

План лекции:

1) понятие о словосочетании. Признаки словосочетания;

2) словосочетание и слово. Словосочетание и предложение;

3) словосочетание и сочетание слов.

Предложение редко состоит из одного слова. Для структуры предложения характерно, что входящие в его состав слова образуют цепь элементов, связанных между собой смысловыми и грамматическими отношениями. В учении о словосочетании до сих пор остается много нерешенных вопросов.

Дискуссионными являются такие вопросы, как само понятие словосочетание, вопрос о месте словосочетания в системе синтаксических единиц. Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, М.Н.Петерсон широко понимали словосочетание и называли словосочетанием любую грамматически оформленную единицу, таким образом, грань между словосочетанием и предложением стиралась: по их мнению, такой пример, как «Наступила осень» является словосочетанием, так как между двумя компонентами есть взаимозависимость и взаимообусловленность (ср.: Наступил вечер. Наступило утро).

По вопросу о том, что первично - предложение или словосочетание- выступил акад. А. А. Шахматов, вслед за ним акад. В. В. Виноградов, утверждая, что первично предложение, так как мы общаемся с помощью предложений, а не с помощью словосочетаний.

Словосочетание- это синтаксическая единица, подчиненная предложению, словосочетания выделяются в составе предложений. Традиционно словосочетанием называют сочетание двух или более знаменательных слов, которые выражают единое, но расчлененное понятие и связаны между собой грамматически или по смыслу: письменный стол, человек высокого роста.

Словосочетание обозначает какое-либо понятие или представление о явлении действительности, и в этом оно сходно со словом, т. е. словосочетание, так же, как и слово является номинативной единицей; но, в отличие от слова, словосочетание, во-первых, дает сложное наименование или представление, и, во-вторых, словосочетание - проницаемая единица, в то время как слово - непроницаемая единица: спросить о здоровье, спросить о его здоровье; увидеть брата, увидеть старшего брата.

Из определения словосочетания следует, что словосочетание образует только сочетание знаменательных слов, которые находятся в отношениях особой зависимости. Следовательно, не являются словосочетаниями:

1) сочетание служебного и знаменательного слова: у окна, с сестрой;

2) сложные формы частей речи: самый красивый, буду читать;

3) сочетание подлежащего и сказуемого: Приятна мне твоя прощальная краса;

4) сочинительные ряды слов (однородные члены предложения): брат и сестра; не правда, а ложь;

5) определяемое слово и обособленный член предложения: Привлеченные светом, бабочки кружились вокруг лампочки. Оглядываясь по сторонам, охотники пробирались дальше. Обособленные члены предложения и определяемые слова не представляют интонационного единства и, кроме того, между ними возникают полупредикативные отношения, похожие на отношения между главными членами в двусоставном предложении (ср. Бабочки были привлечены; охотники оглядывались);

6) не являются словосочетаниями вводные слова /вводные слова не вступают в грамматическую связь ни с одним словом в предложении: Вы, вероятно, не знали об этом. Таким образом, компонентами словосочетания является главное (или стержневое) слово, оно является независимым, и
зависимое слово, которое подчинено требованиям
господствующего, слова: Читать книгу; заботиться о матери; платье в горошек. Между главным и зависимым словами в словосочетании устанавливаются особые субординативные отношения.

Лекция 3 Структурные типы словосочетаний

План лекции:

1) структурные модели словосочетаний;

2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;

3) синтаксические связи в словосочетаниях

По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.

Непростые словосочетания бывают двух видов:

а) сложные;

б) комбинированные.

В сложном словосочетании 1 главное слово и
несколько зависимых компонентов, причем вид связи между главным и зависимыми словами - параллельное подчинение. Алый свет зари, глубоко изучить материал, последний лов рыбы на озере. Слово «свет» является главным для двух единиц: «алый» и «зари». Свет какой? – алый, свет чего? – зари. Так же обстоит дело в других рядом приведенных словосочетаниях с главными компонентами «изучить» и «лов».

В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.

Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных.

Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:

Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.

В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.

Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний.

Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:


Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений:

1) атрибутивные;

2) объектные;

3) субъектные;

4) комплетивные;

5) обстоятельственные.

Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.

Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.

Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.

Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.

Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.

Типы связи слов в словосочетании и в предложении.

Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.

Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.

Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.

Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы,

Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных.

Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.

Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.

Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса

План лекции:

1) понятие о предложении как единице синтаксиса;

2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация;

3) синтаксические связи между главными членами предложения

Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли.

Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью : Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).

Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью . Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло.

Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Я пойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Я пошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра » синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее).

Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.

Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм:

Реальный план: Ирреальный план:

Сын учится в университете. Сын учился бы в университете.

Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете.

Сын будет учиться в университете.

Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца : Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

Типы связи слов в предложении.

Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией : Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /.

Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение , при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету.

Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение . При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого « тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /.

Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы - гордость).

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS