Главная - Септики
Православные проповеди о любви. Любовь к богу. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны условия для вступления в брак

Священник Иоанн Павлов

30. О любви к Богу и к ближнему

Господь наш Иисус Христос на вопрос одного законоучителя, какая заповедь есть самая главная в Законе Божием, отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Из этих слов Спасителя видно, что тот, кто исполнит заповедь о любви, то есть научится любить Бога и ближнего, тот исполнит весь Закон Божий. Поэтому все хотящие угодить Богу должны постоянно задавать себе вопрос: исполняю ли я эти две главнейшие заповеди - то есть люблю ли я Бога и люблю ли я ближних?

Как определить, любим ли мы Бога? Святые отцы указывают признаки такой любви. Если мы кого-то любим, говорит преподобный Силуан Афонский, то хочется о том думать, о том говорить, с тем быть. Если, например, девушка влюбилась в какого-то юношу, то она непрерывно о нем думает, и все ее мысли бывают им заняты, так что даже во время работы, учебы, еды или сна она не может его забыть. Попробуем применить это к себе: вот мы, христиане, которые должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами, - часто ли мы вспоминаем о Боге? Думаем ли мы о Нем во время работы, еды или сна? Увы, ответ на этот вопрос будет неутешительный - о Боге мы вспоминаем не особенно часто, или даже, можно сказать, редко. Наши мысли почти всегда бывают заняты чем угодно, только не Богом. Ум наш прилепился к земле, к земным заботам, земной суете. Даже когда мы молимся или присутствуем на богослужении, ум наш часто бродит неизвестно где, - по распутьям мира сего, так что присутствуем мы в храме только телом, тогда как наша душа, и ум, и сердце пребывают где-то далеко за его пределами. И если дело обстоит так, то это верный признак, что мало мы любим Бога.

Как еще проверить, исполняем ли мы первую заповедь, то есть любим ли мы Бога? Для этого нужно обратить внимание на то, как мы исполняем вторую заповедь - о любви к ближнему. Дело в том, что эти заповеди неразрывно связаны между собой, и невозможно исполнить первую без соблюдения второй. Если кто говорит: «Я люблю Бога», но при этом не любит ближнего, то такой человек, по слову апостола, является лжецом. Вот и мы, если думаем, что любим Бога, но при этом не любим ближнего, то есть ссоримся, не прощаем обид, имеем неприязнь, то обманываем самих себя, ибо любить Бога, не любя ближнего, невозможно.

Следует также внести ясность в вопрос о том, кто является нашим ближним. Конечно, в широком смысле наши ближние - это вообще все люди, без исключения. Однако в более узком и важном для нас смысле ближние - это те, кто к нам постоянно близок, кто нас каждодневно окружает: члены нашей семьи, ближайшие родственники, друзья и сослуживцы на работе. На первом месте, конечно, следует поставить наших домашних. Именно их нам в первую очередь нужно учиться любить, как самих себя. Покажи свою любовь прежде всего в своем доме и в своей семье, говорят святые отцы.

Есть люди, которые громко заявляют о своей любви к человеку и человечеству, но при этом находятся в состоянии непонимания, неприязни, а то и открытой вражды с ближайшими родственниками. Такое состояние, конечно же, является самообманом, при котором желаемое принимается за действительное. Ведь прежде чем говорить о любви к человечеству, нужно научиться любить ближайших к нам людей - родственников, друзей, соседей и сослуживцев. И это непременно нужно научиться делать, иначе не исполним мы второй из двух главнейших заповедей, а если не исполним второй, то не исполним и первой, ибо невозможно любить Бога без того, чтобы любить ближнего.

Итак, прежде всего мы должны учиться любить своих ближних, как бы трудно нам это ни казалось. И подчас это, действительно, бывает очень трудно, ибо наши ближние далеко не всегда бывают ангелами. Многие, например, могут сказать: соседи хотят сжить меня со света - как могу я их любить? Или: начальник на работе меня съедает, постоянно ко всему придирается - как я могу его любить? Или даже и про домашних многие скажут: у меня муж пьяница, и житья от него нет… дочь хочет от меня избавиться, отправить в дом престарелых… я воспитываю внука-наркомана, и никакого сладу с ним нет. Возможно ли нам любить таких людей?

Однако, если мы хотим быть истинными христианами, если хотим подражать Христу и святым, мы должны научиться любить этих людей. Конечно, это трудно. Но ведь христианство и не является какой-нибудь легкой, простой и удобной вещью. Христианство требует подвига. Шутка ли сказать: ведь путь христианина делает человека сыном Божиим, обладателем Его неизреченных благ, бессмертным небожителем, наследником вечной славы святых. Ведь это совсем не малое дело. В книге Апокалипсис Господь обещает посадить истинных христиан на Своем престоле рядом с Собой. Подумаем только: сесть рядом с Богом на Его престоле - разве это малое дело? Разве не превосходит это по своему величию все, что можно себе представить? А если столь велика награда, обещанная Небесным Отцом, то стоит ли удивляться, что и заповеди Его нам не всегда бывает легко исполнять? Ведь и в обычной земной жизни победа не дается без труда, без упорной борьбы, без крайнего напряжения сил.

Господь, давший заповедь о любви к ближним, конечно, знает, что эти ближние бывают разные, что нередко они нас не любят и относятся к нам плохо, а иногда и откровенно враждебно. И потому Господь как бы подкрепляет заповедь о любви тем, что заповедует любить и относящихся к нам враждебно, любить врагов. Он говорит: если вы любите только тех, кто вас любит и хорошо к вам относится, - то какая вам награда? За что вас тогда награждать - ведь и язычники, и чуждые истинной веры любящих их любят.

Легко любить тех людей из круга наших знакомых, которые богаты, сильны, вежливы, остроумны и хорошо к нам расположены. Легко это потому, что общение с ними приятно и доставляет удовольствие, а часто и какие-нибудь практические выгоды. Но такая любовь, если посмотреть глубоко, является любовью ненастоящей, неискренней и неистинной, ибо настоящая любовь всегда бескорыстна, она, по слову апостола, не ищет своего и любит не за какие-то приятные и выгодные качества, но бескорыстно - когда таких качеств нет и даже есть качества противоположные. Только такая любовь является христианской и истинной, только она является признаком того, что мы идем по пути Христа. Так любит Бог - ведь Он любит нас не за какие-то великие достоинства и добродетели, которых нет, и не за выгоды, которые мы Ему доставляем, ибо что мы можем Ему дать? - а любит нас такими, какие есть - падших, непотребных и грешных. Такая любовь есть любовь совершенная, и она есть удел и признак совершенных.

К такому совершенству Господь призывает и нас: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, говорит Он. И еще: будьте святы, потому что Я свят. По словам преподобного Силуана, главным признаком истинности пути для христианина является его любовь к врагам, - к тем людям, которые его не любят, ему досаждают, от которых он страдает. И нередко такими людьми являются наши близкие родственники. Ведь если от мужа-пьяницы нет житья, или распутная дочь выгоняет из дома, или внук-наркоман распродал все вещи, то это как раз и есть те люди, на которых распространяется заповедь о любви к врагам. Ибо в некотором смысле можно говорить, что своим поведением они стали больше похожи на врагов, чем на родственников. И вот в силу этой заповеди мы должны их любить, - если хотим быть истинными христианами и достичь совершенства. Да, эти родственники ведут себя, как враги, но ведь мы получили заповедь любить не только родственников, но и врагов, и быть совершенными, как совершен наш Небесный Отец. Христос молился на Кресте за Своих распинателей, а потому даже если наши ближние начнут нас распинать, то и тогда, подражая Христу, мы должны их любить и за них молиться.

Конечно, это нелегко, и такое испытание является поистине огненным испытанием нашей веры, терпения и христианской любви. Человеку своими силами невозможно это исполнить, но Богу все возможно, и если мы, несмотря ни на что, будем стараться любить этих близких нам людей, терпеливо переносить причиняемые ими скорби, если будем понуждать себя молиться за них, жалеть и относиться к ним по-доброму, то явимся подражателями Самого Господа Бога в Его совершенствах, и Господь тогда, видя нашу борьбу и терпение, Сам поможет нам в несении креста и уже в этой жизни даст Свою Благодать и духовные дары. Что же касается награды в Будущем веке, то она будет настолько велика, что мы совершенно не вспомним о тех скорбях, которые претерпели на земле от людей, а если вспомним, то будем благодарить за них Бога, ибо увидим, что именно за наше терпение сподобились мы вечной славы на небесах.

Конечно, примеры, о которых идет речь, являются крайними, однако даже и в таких случаях мы должны любить тех, кто причиняет нам много горя. Тем более мы должны любить и всех остальных людей. Ведь очень часто мы не умеем любить даже и тех из наших ближних, которые ничего плохого нам не сделали. Мы и к ним относимся с неприязнью, не любим их, осуждаем и злословим. И таким поведением мы, несомненно, служим бесам и уподобляемся им. Святой Силуан прямо говорит, что если ты зло думаешь о людях или относишься к кому-нибудь с неприязнью, то это означает, что злой дух живет в тебе, и если ты не покаешься и не исправишься, то после смерти пойдешь туда, где пребывают злые духи, то есть в ад.

И нужно сказать, что такая опасность угрожает некоторым из нас, людям как будто бы церковным, исповедующимся и причащающимся. Представьте себе, братия и сестры, какой будет кошмар, и ужас, и позор, если мы, люди крещеные, посещающие храм, знающие заповеди Божии, - одним словом, имеющие все, что нужно для спасения, - если мы при этом попадем в ад! Ведь те, кто там находятся, - атеисты, богоборцы, сатанисты, развратники, злодеи, - будут над нами смеяться, они скажут: ну ладно, мы-то ничего не знали, в храм не ходили, Евангелие не читали, жили без Бога и без Церкви, - потому и попали сюда, а вы-то что же? Как же вы-то здесь оказались? Ведь вам было все дано, чтобы исполнить в своей жизни волю Божию, а вы, несмотря на это, попали в ад?..

Священное Писание открывает людям, что Бог, Творец вселенной, есть любовь. И нас оно призывает к тому, чтобы мы уподобились Богу нашему, стали похожими на Него. Раз Бог есть любовь, то и мы, если хотим прийти к Нему, должны научиться любить. Христианское совершенство - это любовь, любовь бескорыстная, - не за что-то доброе, что нам делают люди, а любовь ко всем, даже к врагам. Преподобный Исаак Сирский говорит, что достигших христианского совершенства признак такой: если и десятикратно в день они будут преданы на сожжение за любовь к людям, то не удовлетворяются этим и не успокаиваются, но хотели бы еще сто или тысячу раз быть сожженными ради любви. В качестве примера Святой Исаак указывал на авву Агафона, который, увидев однажды прокаженного, сказал, что желал бы взять себе его разлагающееся тело, а свое отдать ему. И не нужно думать, что этот прокаженный был идеальным каким-нибудь страдающим лебедем. Нет, скорее всего, это был обычный бродяга, может быть, и очень грешный, может быть, пьяница или вор - и вот такому человеку авва Агафон хотел отдать свое святое тело! И несомненно, отдал бы, если бы только мог.

Такая любовь и является христианским совершенством, такой любовью любит Бог, Творец вселенной. Путем такой любви прошел в нашем мире Христос - ведь именно это Он сделал с падшим и растленным родом человеческим: соединился с его природой, взял Себе его прокаженное смертью тело, а ему, падшему и грешному, отдал Себя - Свою природу, Свое Божество, Свою славу и бессмертие. И мы, христиане, должны подражать в этом Христу, должны учиться у Него совершенной Божественной любви, стремиться к ней, достигать ее. «Достигайте любви», - говорит святой апостол Павел. И не будем смущаться от того, что идеал этот кажется нам бесконечно далеким, что мы не ощущаем в себе такой любви и не имеем сил для нее. Господь не дал бы нам заповеди о любви, если бы ее невозможно было исполнить. Да, наш эгоизм, наша гордость, наша неспособность и нежелание любить, наша постоянная и глубокая склонность к неприязни - все это, как неподъемные горы, тяготит нас, и часто кажется, что никакими силами невозможно сдвинуть эти горы из души. Однако нужно помнить, что именно к нам обращены слова Христа о том, что невозможное человекам возможно Богу. И потому не обленимся, братия и сестры, но будем стараться пусть и в малую меру, но все же делать дела любви, будем стремиться к ней, будем, по слову старца Паисия Афонского, пытаться сдвинуть из души горы страстей, мешающих нам любить, - сколь бы огромными они ни казались. И тогда, видя наши усилия и веру, Господь Сам сдвинет их, а на их месте зажжет пламя совершенной любви, которая делает человека новым творением, освящает, возводит на небо и уподобляет Самому Господу Богу, ибо Бог, наш Небесный Отец, есть любовь. Аминь.

Ин. 5:12 «Но знаю вас, вы не имеете любви к Богу»

Вступление.

Мы часто слышим проповеди о любви Бога к нам и любим такие проповеди. Но очень редко мы слышим о нашей любви к Богу, да и все ли любят Его? Божественное проникновение и всеведение видело тех людей, которым Он сказал: «Вы не имеет любви к Богу ». Горе нам, если Господь скажет нам, как Он сказал тем, кто слушал Его в тот момент. Нам надо непредвзято взглянуть на своё серце и искренне ответить на вопрос: “а мы любим Господа? А если любим, то КАК?” Ведь книжники и фарисеи, которые слушали Христа, говорили, что они любят Бога и упрекали простой народ, что те нарушают заповеди Божии и не любят Господа. Если кто-то спросил бы нас: «Вы любите Бога или не любите?» Думаю, что мы все сказали бы, что да,любим.

Будем рассуждать о нашей любви к Богу.

Почему Бог требует от человека любить Его?

Сам Бог есть любовь – 1 Ин. 4:16 – «…Бог есть любовь …». Любовь есть одно из качеств Божиих. Любовь Божия открылась к нам не на словах, а на деле.

Рим. 5:8 – «Иисус Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками »,

Ин. 3:16 – «Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного …».

1 Ин. 4:19 – «Будем любить Его потому, что Он прежде возлюбил нас ». И многие другие места Священного Писания говорят нам, что любовь Божия открылась к нам на деле. Человек сотворен Богом, но по образу и подобию Божьему, поэтому душа человека должна любить Бога. Ничто так не делает человека прекрасным, как любовь.

В Кол. 3:14 мы читаем – «Любовь есть совокупность совершенства », а в 1 Ин. 4:16 – «Бог есть любовь и пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем ».

Проявляя любовь, мы пребываем в Боге и Сам Бог находится в нас, а это значит, что мы есть дети Божии и Он с нами во всем и везде. И еще, почему мы должны любить Бога? Любовь к Богу — это первая и главная заповедь Божия как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подтверждаем это Писанием: Вт. 6:5 –« и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими …».

В Новом Завете :

Мф. 22:37,38 – «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; »

Мр. 12:29,30 – «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! …».

Лк. 10:27 – «Возлюби Господа Бога твоего…».

Из многих мест Писания мы видим, что любовь к Богу – это первая наибольшая заповедь.

В чем и как должна проявиться наша любовь к Богу?

В мире есть много людей, внешне верующих в Бога, но живущих в основном для себя. А у настоящих, искренне верующих в Бога, как должна любовь проявляться?

Первое, что мы должны сделать, это есть отдать себя самих на служение Богу во всей полноте. Все наше сердце и всю сущность!

1 Пет. 4:19 – «Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному создателю, души свои ».

Рим. 12:1 – «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную для разумного служения …».

Бог желает, чтобы мы отдали себя всецело, не часть, а полностью. Дух Святой часто говорит: «Сын Мой или дочь моя, отдай Мне сердце ». А мы думаем: “что Господи? Я и так ведь отдал Тебе свое сердце!” А на самом деле мы отдали только часть, а не все сердце. Отдавши себя Богу, мы должны пересмотреть и наш приоритеты в жизни, в том числе и в отношении с нашими близкими. Это подтвердит, что наша любовь к Богу выше всего земного, даже к своим близким.

Мф. 10:37 – «Кто любит Отца или мать более, нежели меня, не достоин меня …». Это не означает, что мы не должны любить своих близких. Мы должны их любить, но любовь к Богу, прежде всего, а затем к ближнему.

У всех нас есть таланты и дарования и мы должны ими служить Богу и близким нашим. Таланты нельзя закапывать, а наоборот надо умножать – 1.Пет. 4:10; Мф. 25:14-30 и другие места.

Время.

Мы живем короткую жизнь на земле и Бог дал нам это время для служения Ему и близким. И это время не для развлечений, а для служения Господу. Ценность нашей жизни не в том, сколько мы проживем на этой земле 70, 80, 100 лет или более, а что мы сделаем для Господа? Господь Иисус Христос прожил 33 года и сделал более всех для народа и принес людям спасение.

Наши финансы.

Мы имеем здоровье, профессии, таланты и Бог дает нам возможность заработать финансы. Как мы их употребляем и тратим? Есть требование Божие: 10 часть или так называемую десятину, из того, что Бог дает нам, отдать Господу. И если мы это делаем с искренним сердцем, мы этим подтверждаем, что мы любим Бога.

Любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближним нашим.

Не может быть любви к Богу, если мы ненавидим ближних. И если мы равнодушны к ним, если мы не любим людей, то это будет означать, что мы не любим и Бога. Сейчас, к сожалению, люди больше любят кошек, собак и других животных, чем “образ и подобие Божие”.

Что может показать нам, что мы не имеем любви к Богу?

1 Ин. 2:4 – «Не любите мира. Кто любит мир, в том нет любви Отчей ». Я думаю, что мы понимаем, что речь не идет о людях, их мы должны любить. Но ценности этого мира и его идеология должны быть чуждыми для нас. У христиан свои ценности.

1 Ин. 3:17 – «Кто имеет достаток, но видя брата в нужде, затворяет сердце, как пребывает любовь Божия? ».

1 Ин. 4:20 – «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? ».

1 Ин. 4:18 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; боящийся несовершенен в любви ».

Эти тексты не нужно комментировать, они говорят сами за себя.

Охлаждение в молитве, потеря усердия, оставление собрания, равнодушие к жизни церкви, плотские помыслы и непостоянное чтение слова Божия – все это говорит о потере первой любви к Богу. И в этом случае Господь говорит: «Имею против тебя, что ты оставил первую любовь твою » — Откр. 2:4.

Заключение.

Господь Бог видит всех нас, знает всех нас больше, мы знаем себя. Не уподобимся к книжникам и фарисеям, которым Он сказал: «Знаю вас, вы не имеет любви к Богу ».

Аминь!

Пастор Александр Мелюхов.

Жанна Захарова 2012

Умеющий любить - творец


Отрывок из Писания: Послание к Колоссянам, 3:14

Сегодня, воспользовавшись данной мне Богом возможностью и честью встать за эту кафедру, я буду утверждать, что умеющий любить становится творцом. Он может сотворить все новое в себе и вокруг себя.

Есть кто-нибудь в этом зале, кто нуждается в слове о любви? Кто-то может быть не чувствует, что он любим, кто ощущает дефицит любви в своей жизни.

Я рассчитываю на ваше самое активное участие в сегодняшнем собрании. Если ваше сердце будет откликаться на то, что я говорю – скажите вслух «Аминь», поднимите руку, кивните головой.

Мы будем сегодня не просто разбирать слово, мы будем вместе работать над собой. Это то, для чего мы сюда приходим. Славить Бога и меняться по слову Его А если будут вопросы, запишите себе, обсудим после служения.

Я знаю, что некоторые верующие, мягко говоря, смущаются, видя на месте проповедника женщину. Кто-то, может быть, подумает сейчас: «Ну, женщина, по весне на романтику потянуло, собирается говорить о любви». Тех, кто так думает, ждет сюрприз.

А между тем любовь – это одна из трех христианских добродетелей. Причем – главная. Какие две другие? Есть какие-то идеи?

1-КОРИНФЯНАМ, 13

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6 не радуется неправде, а сорадуется истине;

7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но ЛЮБОВЬ из них больше.


У Бога во всем и всегда порядок. Лишь бы мы знали и понимали этот порядок. Он говорит нам о трех христианских добродетелях: вере, надежде и любви. Они взаимосвязаны, но все-таки они не одно и тоже.

У каждой есть своя особенность. Вера отличается от надежды. Надежда, например, – не исцеляет. Если вы будете говорить, я надеюсь, что я выздоровею, то ждать придется долго. Может быть, до конца своих дней. Если вы говорите, я надеюсь, что Бог есть, то о вас сказано, что сомневающийся подобен морской волне и пусть он не надеется получить что-либо от Бога.

Другое дело, когда мы говорим: «Я верю, что я спасен жертвою Иисуса Христа», «Я верю, что ранами Его я исцелился», «Я верю, что мое имя записано в Книге Жизни на Небесах». Надеждой Богу нельзя угодить. Угодить Богу можно только – верой.

Но – это не значит, что надежда – это бесполезные вещи, к этому надо относиться пренебрежительно. Нет. Она тоже от Бога. В каких случаях надо надеяться и на что? Это пусть будет вашим домашним заданием.

Несмотря на то, что про любовь верующими, неверующими, романтиками, скептиками, поэтами, писателями написаны тома о любви. А на вопрос, что такое любовь однозначного ответа так и нет. Верующие, уже так, привычно, где-то даже обыденно говорят Бог – это любовь. Ну, самые подкованные приведет кучу цитат из Библии про любовь, благо их там много. Кто-то подсчитал, вроде бы 76. Я не считала.

Люди умудряются любовью оправдать свои ошибки, свои глупости, любовью пытаются оправдать блуд и прелюбодеяния. Ведь кто-то же додумался до такого, сказать: «Любовь зла, полюбишь и….» Мне даже продолжать не надо, все ведь итак знают. Любовь зла... Да. Любовь ли зла? Всемирная организация здоровья внесла любовь в реестр заболеваний под названием «расстройство привычек и влечений». Некоторые задаются вопросом, а есть ли вообще эта любовь? Это примерно как спросить, а есть ли Бог?

Один философ мудро подметил: «Гораздо легче полюбить все человечество, чем своего ближайшего соседа». Посмотрите на своего ближайшего соседа. Спросите себя, люблю ли я его? Только честно. Вслух ничего не надо говорить. Это так для себя. Пригодиться чуть позже.

Многие хотят ходить в любви, хотят любить людей, знают, что христианин должен любить, должен покрывать все любовью. А как это сделать? Не получается. Не могу я его любить? Ну, за что мне его любить? Что мне заставлять себя, не идет… Ну не чувствую я к нему любви. Вот и правильно, что не чувствуешь. Потому что, самое большое заблуждение принимать за любовь свои собственные чувства. Потому что чувства могут нахлынуть, а потому пройти, часто мы не можем их контролировать.

«Любовью служите друг другу» сказано в послании к Галатам (5:13), а в послании к Римлянам (12:9) предупреждает нас: «Любовь, да будет непритворна».

Нравится или не очень тот, кто сидит сзади, сбоку, спереди. Вот и хорошо, оставь его в покое, и займись собой.

Сейчас давайте сделаем прорыв в понимании, почему не получается любить. Заставлять себя бесполезно. Любовь ваша, как сказано, да будет непритворна.

Бог доказал нам свою любовь тем, что он отдал за нас Своего Единственного и Единородного Сына Иисуса Христа. Господь Иисус доказал нам Свою любовь тем, что Он отдал за нас Свою жизнь.

НО МЫ МОЖЕМ ОТДАТЬ ДРУГИМ ТОЛЬКО ТО, ЧТО У НАС У САМИХ ЕСТЬ.

Мы раздражаемся, обижаемся, разговариваем с другими, как контролеры в поезде, обижаем кого-то, потом каемся, расстраиваемся, чувствуем себя виноватыми, просим прощения, жалеем других, в конце концов ужасно жалко себя. Помолились, пострадали, восстановились …. И пошли по новому кругу. А все потому, что нет в сердце любви. Должна быть, а ее нет. Почему у одно есть, а у другого нет?

Прорыв в моем понимании вопроса о том, почему у одних есть любовь, а у других нет, произошел тогда, когда я поняла, Я САМА ПО-НАСТОЯЩЕМУ НЕ ПОВЕРИЛА В ТО, ЧТО БОГ ЛЮБИТ МЕНЯ САМУ. ПОТОМУ ЧТО Я НИКОГДА ВСЕРЬЕЗ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ НЕ ПРИНИМАЛИ ЕГО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ . Я тысячи раз слышала, Бог тебя любит, Бог любовь. Но это слово не стало моей плотью, я в него не облекалась. Вот почему я выбрала из многих Библейских цитат о любви – именно этот: «Более же всего облекитесь в ЛЮБОВЬ, которая есть совокупность совершенства». Она призывает к действию. Облекись, оденься.

Если ты сегодня не можешь принять человека таким, как он есть, значит, ты не осознал до конца и не принял то, что Бог любит тебя самого, несмотря на то, что ты сделал. Бог не всегда любит то, что мы делаем, но он всегда любит нас.

Если ты не можешь простить человеку его несовершенство, значит ты не осознал еще, что Бог принял и простил тебя самого, не за твои достоинства, а потому Он не может не любить. Если ты этого не принял, то тебе нечего дать. Ты ничего не получил, поэтому ничего не имеешь, и потому …. Давайте еще раз посмотрим 13 главу Послания к Коринфянам,

То, как ты относишься к людям, показывает, как ты считаешь, Бог к тебе относится. Не то, как Он на самом деле относится, а как ты думаешь, что он к тебе относится. А мы должны видеть себя глазами Бога, тогда по другому будем смотреть на других.

Поверив в то, что Бог действительно любит тебя лично, ты, как Бог, будешь ненавидеть грех, но любить грешников. И пытаться сделать для него то, что Бог сделал для тебя. Он своей любовью покрыл твой грех, Он поставил любовь выше суда.

Мы читаем в 13 главе к Коринфянам, 2 стих: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».

Вы можете себе представить, какой это уровень веры, которая может переставлять горы. 4-й, 5-й… А Бог говорит, все равно я без любви – ничто… Скажите себе громко – я без любви – ничто. Если человек подойдет и скажет тебе: «Ты – ничто», это обидно. А вот, когда Бог говорит – ты – ничто, то это надо принимать, как проявление Его любви и желание, чтобы ты стал – всем. Может ли человек, у который возрастает в вере, оставаться ничем. Может. Это очень хорошо показано в серии проповедей «Духовная любовь» пастора Джей Рока Ли.

Вера возрастает от слышания, она укрепляется от того, когда мы видим чудеса и знамения. Помните, они не поверят, пока не увидят. А духовную любовь может возрасти тогда, когда мы прикладываем к этому усилия. Слово Божье говорит, что вера действует любовью. Любовь – должна трудиться. Смотрите сколько работы – милосердствовать, долготерпеть…

Задайте себе сейчас вопрос, в какой ситуации вы больше всего раздражаетесь? Кричите, ссоритесь? А в какой ситуации нам бывает страшно? Я расскажу вам короткую притчу. Страх постучал в дверь, любовь спросила: «Кто там?». Но никто не ответил. Тогда она открыла дверь, и увидела, что там никого не было.

Совершенная любовь изгоняет страх.

Проблема страха, депрессии, конфликтов в семье – кроется в отсутствия в нас любви. Мы можем идти верою, утверждать спасешься ты и твой дом, провозглашать, верить, что муж будет священником в доме, и каждое колено в роду преклонится перед Господом.

А скажите честно, разве не бывает так, что мы просто доводим своих неспасенных родственников, друзей навязчивыми, назидательными разговорами. Они же от нас шарахаются уже, лишний раз общаться с нами не хотят, в гости не зовут. Нас не слушают, а если и слушают из вежливости, то не слышат. А Бывает и хуже - оскорбляют, угрожают, выгоняют. Знаете почему, нас не слушают? Почему они до сих не здесь, с вами, хотя вы верите, что они придут, и надетесь. Если мы не действуем в любви, то и наша вера бесплодна!

ЕСЛИ МЫ НЕ ПРИНЯЛИ В СЕБЯ БОЖЬЮ ЛЮБОВЬ, ТО В НАШИХ СЛОВАХ НЕТ ВЛАСТИ ТВОРЦА.

Перед тем, как вознестись на небо, воскресший Иисус Христос сказал своим ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18)

Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что в его власти распять его или отпустить, Иисус ответил ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».

Какая связь спрашивается между властью и любовью? Очень просто. БОГУ ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЯ ВЛАСТЬ, А БОГ – ЭТО ЛЮБОВЬ, значит, если ты облекаешься в Божью любовь, принимаешь ее, то она входит в тебя вместе с властью. Одним из критериев власти является - ответственность.

Бог ведь Он не просто царствует, сидит на Престоле. Бог – не свадебный генерал. Он – работает. Он движется среди нас. Он совершает чудеса, исцеляет, меняет людей, спасает. Посмотрите, как ответственно Бог подошел к сотворению. Он сначала все необходимое подготовил для человека, и даже больше того, а потом уж сотворил самого человека. Он не создал его тогда, когда на земле еще была тьма. Блуждай себе в потемках как хочешь.

Легче всего поверить в то, что Бог тебя любит, посмотрев вокруг себя. Любовь Бога к нам проявляется на каждом шагу. Мог ведь Бог создать один тип деревьев, один тип цветка, одну разновидность бабочки. Для биологического равновесия планеты и этого бы хватило. Ведь он нас хотел порадовать. Он украшал эту планету, как родители украшают комнату для своего малыша, заботясь о том, чтобы она была не только безопасной, но и веселой, красивой.

БОГ НЕ МОЖЕТ НЕ ЛЮБИТЬ, ПОТОМУ ЧТО ТАКОВА ЕГО ПРИРОДА ТВОРЦА.

Посмотрите, как творчески Он подошел к созданию нашего дома, нашей вселенной. Умеющий любить тоже творец. Он созидает, преображает все вокруг себя, как бог. Он человек творческий. Например, когда мы приводим людей к Богу, то мы участвуем в Божьем деле сотворения нового человека – был неверующим, а родился Свыше заново, из ветхий, грешный человек становится праведным. Новый человек рождается. Кто сейчас не такой, как был раньше?

Бог, любя нас применил свою власть, и изменил нас. Он сказал, «Любящий меня, соблюдает мои заповеди» . Если мы сами не хотим быть подвластными Божьим заповедям, не удивляйтесь, если нас не слушаются другие.

Иисусу дана была вся власть. Люди вокруг замечали, что Он учит не так, как фарисеи, а как власть имеющий. Просто он делал это с любовь. Отец знал, что главным мотивом Сына была любовь к людям. Если мотивом ваших слов, действий – является любовь, тогда говорите, действуйте. Тогда в ваших словах будет власть, и они принесут плоды. Если нет, лучше ничего не говорить. Те, кто не умеют любить, открывают в свою жизнь двери для дьявола. Облекись сначала в любовь, которая есть совокупность совершенства. Созидайте свои дома любовью, стройте свои отношение на любви дома, в церкви, на работе. Потому что у нас есть ответственность за это перед Богом и перед людьми.

Иоанна 13:35 "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".

Приняли ли вы сегодня это слово о любви, вместилось ли оно в вас? Тогда

Сейте любовь, и вы пожнете еще большую любовью. Посейте прямо сейчас, вы можете встать, подойти к кому-то или повернуться к своему соседу и сказать ему с любовью, что вы сами бы хотели услышать. Передайте то, что вы получили. У вас есть пару минут, и потом мы будем вместе молиться.

Любите друг друга так, как Я вас возлюбил… Эти слова доходят до нашего сердца, радуют нашу душу, а вместе с этим выполнить их, воплотить в жизнь нам кажется таким трудным подвигом. О любви можно сказать на разных плоскостях; есть простой, обычный опыт любви, как друг друга любят члены одной семьи, как отец и мать любят своих детей, как дети ответно отзываются на эту любовь, как любовь, радостная, светлая любовь соединяет жениха и невесту; это лю­бовь, которая является радостью, светом, которая пронизывает всю тьму обычной жизни. Но и в ней есть хрупкость и несовершенство. Вы наверное знаете о том, как дети бывает любимы родителями, но отозваться на эту любовь сами бессильны; мгновениями - да, но не постоянно. Вы знаете, как между братьями и сестрами естьв основном любовь, а вместе с этим она не охватывает их до конца. И поэтому говорить о том, что такая простая, естественная человеческая любовь является исполнением заповеди Христо­вой, что она является уже на земле Царствием Божиим, пришедшим в силе, еще нельзя.

О чем же речь идет? Христос говорит нам о том, что мы дол­жны любить друг друга; Он не делает никаких различий; что Он этим хочет сказать? Мне кажется, Он хочет сказать, что мы должны каждого челове­ка, каждого встречного и поперечного, знакомого и незнакомого, чужого, привлекательного или нет, оценить: это человек с вечной судьбой, это человек, которого Бог из небытия призвал к жизни с тем, чтобы он сде­лал свой неповторимый вклад в жизнь человечества. Этот человек может нам по-человечески не нравиться, он может быть нам чужд, он может нам быть непонятен, - но он Богом был вызван и поставлен в мир, чтобы внести в этот мир что-то, чего мы не в состоянии внести. И больше то­го: он поставлен на пути моей жизни для того, чтобы мне открылось нечто. Открылась мне, во-первых, моя неспособность видеть всякого человека как икону; умеем ли мы друг на друга так смотреть? - Я боюсь, что не умеем, что есть люди, которые нам близки, дороги, а другие в лучшем случае просто чужды.

И вот на этих “чужих” людей нам надо обратить осо­бенное внимание, потому что они перед нами ставят вопрос: ты со Христом или без Него? Потому что этого человека, которого Христос возлюбил до смерти крестной, ты знать не хочешь, он тебе чужд, он тебе непонятен, тебе нет дела до него; если бы его не было на свете, тебе было бы так же просто и хорошо. Разве это христианская любовь? Мы должны научиться на каж­дого человека, который встречается нам, посмотреть и сказать: это - икона Христова, это образ Божий, этот человек - посланник Божий. Он послан для того, чтобы чему-то меня научить, чтобы мне принести неч­то, чтобы передо мной поставить вопрос, требование Божие. Иногда мы это умеем делать через некоторое время; а иногда не умеем - до момента, когда уже как будто и поздно.

Мне вспоминается разговор с одним русским священником ранней эмиграции, который был воином в Белой армии, который все годы своей эмигрантской жизни посвятил борьбе с большевизмом, который всей душой отвергал Сталина. И в какой-то момент он узнал, что Сталин умер. И в тот момент с ним случилось что-то, чего он не ожидал; он подумал: а вдруг Бог судит Сталина так, как я его судил и до сих пор не могу перестать судить?! Я его ненавидел; неужели Бог, когда он станет перед Ним, его встретит ненавистью, отвер­жением, и это не на время, а на вечность!? И я помню, как он мне ска­зал, что он пришел в такой ужас о себе, что он бросился в алтарь, бросился на колени, и сказал: Господи, прости за ненависть, кото­рую я имел к этому человеку! он теперь перед страшным судом; Господи, не прими мое осуждение против него… Это - крайность; это такое по­ложение, в котором никто из нас не находится, и, дай Бог, не попадет; а кто знает? Сколько есть людей, которых мы не любим, не принимаем, отвергаем, хотя не в такой мере…

И вот подумаем о том, на каком уров­не любви мы находимся. Находимся ли мы на уровне любви детей к роди­телям, невесты и жениха друг ко другу, неразлучных друзей, которым никогда не пришлось столкнуться с болью и с отрицательными свойства­ми любимого? Или мы находимся в положении тех людей, который ок­ружены чужими, для которых мой ближний не существует, я его люб­лю, поскольку он мне не мешает жить, но отвергаю его в тот момент, когда он становится на моем пути… Если мы так можем думать о ком бы то ни было (и я уверен, что мы можем думать так о многих людях вокруг нас), то мы еще не научились тому, что значат Христовы слова: любите друг друга, как Я вас возлюбил. Он каждого из нас возлюбил не за его добродетель, не за его красоту, не за то, что тот так хорош, а за то, что ему так нужна любовь для того, чтобы стать человеком, для того, чтобы опомниться, для того, чтобы стать новой тварью, чтобы жизнь в него вошла.

И вот, посмотрим друг на друга, - хотя бы в нашем храме, хотя бы среди наших знакомых, - и поставим вопрос: люблю ли я этого человека такой любовью? А если нет, то я еще не начал любить любовью Христовой. И как это страшно! Как страш­но подумать, что когда-то я встану перед Богом, вокруг меня будут лю­ди, которых я знал всю жизнь, и я скажу: этих людей - никогда не лю­бил, и не люблю, и знать не хочу. Я хочу войти в Твой рай, Господи, там им места нет, так же как нет места им в моем сердце на земле!.. Подумаем, потому что эта заповедь Христова: любите друг друга, как Я вас возлюбил - не простая заповедь; она требует от нас совершенно нового оборота в жизни. Подумаем, подумаем даже просто о том че­ловеке, который сейчас стоит рядом с нами: он нам свой или он нам чужой? Он существует для меня или просто не существует? А если существует, то в какой мере? Как?..

Подумаем об этом. Потому что рано или поздно мы станем перед Христом, Который скажет нам: Я для этого человека пришел в мир, Я для этого человека умер на Кресте. И если ты его отвергаешь, то ты весь Мой подвиг любви отвергаешь; ты делаешься чужим Мне по собственному выбору. Аминь.

* * *

<29 сентября 2002>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы все призваны к тому, чтобы быть храмами Святого Духа, чтобы тело наше так приобщилось к телесно­сти, обожествленной телесности Христа, чтобы мы были действительно продолжением Его воплощенного присутствия на земле. Это не мои слова, я не дерзнул бы что бы то ни было такое сказать…

Апостол Павел был гонителем, но когда он встретил Христа лицом к лицу, он был весь пронизан таким внутренним опытом, что никогда его не потерял. Можем ли мы сказать нечто подобное о себе? В такой мере - нет; но в какой-то мере - да. Да, каждый из нас, кто уверовал, это человек, до сердца которого дошел Христос, сердце которого дрогнуло, согрелось, засияло Его присутствием. Это не значит, что мы способны всю жизнь жить в этом сиянии; но это значит, что наше сердце - как сосуд драгоценный, в котором содержитсяэта тайна Боговоплощения.

Выразить это невозможно; но мы все нечто об этом знаем. Мы знаем, что бывает с нами, когда мы кого-нибудь так полюбим, что никогда в течение всей нашей жизни не можем утратить сознание этой любви и мыслиоб этом человеке. Это бывает, когда мы так поймем нашу Родину и ее возлюбим, что как бы ни были мы отделены от нее, она живет в нас: мы русские до конца, - до конца жизни и до самих глубин нашего существа.

Когда-то отец Георгий Флоровский сказал мне, что когда мы крестимся, Христос вселяется в нас, мы делаемся как бы храмом Его воплощенного присутствия и храмом Святого Духа, Он входит в наши глубины. Это не значит, что каждый день, каждый час мы это умеем ощутить, но Он есть в нас. И по сравнению отца Георгия, Христос в нас живет, как семя, которое бросили в землю и которое постепенно и постоянно вырастает, и рано или поздно станет несокрушимым по своей величине, величию и силе дре­вом.

Вот так будем о себе думать: что мы - земля, в которую вложено плодотворное семя, и что это семя растет и растет под силой и благо­датью Святого Духа. Мы не всегда достойны этого, но оно живет в нас. Мы не можем этого сказать в полной мере, как сказал это апостол Павел, но мы можем знать, что Христос во мне живет, и я - в Нем, и что рано или поздно это чудо приобщенности к Нему полностью раскроется передо мной. Дай это Бог каждому из нас, но и дай каждому из нас верить, что это семя заложено и что оно растет, и что надо его защитить против всего того, что может его затоптать и уничтожить. Аминь.

* * *

О молитве12 августа 2001

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Меня часто спрашивают люди, каким образом им научиться молиться с простотой, не повторяя чужих слов, не борясь даже с собственными колеблющимися мыслями, а молиться прямо, как мы разговариваем с дорогим, близким человеком, - так и с Богом. И мне хочется вспомнить с вами урок, который я получил мно­го-много лет тому назад. Я тогда старался молиться уставными мо­литвами; молился много, молился усердно. Но вместе с этим иногда не хватало сосредоточенности; еще чаще бывало так, что слова молит­вы были сверх меня; они были так велики, опыт, который в них поко­ился, был таков, что я не мог их повторять от себя самого. А иногда бывали молитвы, которые я никак не мог сам сказать, потому что ни­каким образом не мог произнести такие слова; они противоречили тому, что во мне тогда еще было незрелым. И я спросил об этом своего духовного отца; и он мне дал совет, который я хочу вам передать, потому что думаю, что многие из вас находятся в том же положении, в ко­тором я тогда находился.

Он мне сказал: на год я тебе запрещаю мо­литься уставными молитвами. Перед тем, как лечь спать, перекрес­тись, положи земной поклон, и скажи: Господи, молитвами тех, кто меня любит, спаси меня! И когда ты ляжешь, поставь перед со­бой вопрос - кто же вокруг тебя есть, и живые, и усопшие, и святые и грешники, которые тебя так любят, что они перед Богом стоят тво­ими заступниками, молясь о тебе, о том, чтобы тебе когда-нибудь на­учиться истинному покаянию, научиться быть поистине учеником Хрис­товым… Я стал так делать; и тогда начали передо мной подыматься образы, име­на тех людей, которые меня несомненно любили: моя мать, мой отец, моя бабушка, мои друзья. И затем все шире и шире раскрывался го­ризонт тех людей, которые прошли через мою жизнь и доказали свою любовь ко мне. Все больше имен, все больше лиц подымалось. И каждый раз, когда подымалось лицо или имя, я останавли­вался и говорил: Господи, благослови этого человека за его любовь ко мне! О, благослови его, благослови eе!.. И затем, в этой молит­ве я засыпал.

Я и вам хочу это посоветовать: научитесь так молиться. Научи­тесь лечь спать и поставить перед собой вопрос о том, что не ваши уставные молитвы вас защитят от зла в течение ночи, а любовь тех многих, многих людей, о которых вы, может быть, даже забыли, но которые вас помнят и на земле, и в вечности. И тогда сердце ваше растает; тогда вы сможете начать молиться, обращаясь к Богу с та­кой же искренностью, потому что в какой-то момент вы обнаружите, что вы любимы не только теми людьми, которые вокруг вас были, но Матерью Божьей, Христом Спасителем, Отцом нашим небесным, ангелом нашим хранителем - и мир так расширится, так углубится.

Но на этом все не кончается, потому что если мы так можем на­деяться на любовь других людей, то неужели они не могут надеяться на нашу любовь? И тогда живите так, собирая в своем сердце, в сво­ей памяти всех людей, кому нужна любовь; людей брошенных, людей одиноких, людей, которые считаются злыми, чуждыми - вспоминайте их, потому что они тоже, может быть, в это время молятся Богу и гово­рят: молитвами тех, кто меня любит… - и останавливаются: а может быть, никто, никто меня не любит за то, что я таков?.. Будьте, может быть, единственным человеком, который и этого человека вспомнит перед Богом и скажет: Господи! Ему нужна Твоя любовь; мою я не умею дать, у меня ее слишком мало - дай ему Твою любовь.

И если вы начнете так молиться о себе и молиться о других, то молитва станет чем-то не только живым, но живительным, сильным, творческим. Аминь.

* * *

<15октября 2000 г.>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова, которые для нас так обычны, так привычны, что они больше не вызывают в нас бури внутренней: Поступайте по отношению один к другому так, как Я поступаю; поступайте по отношению к людям так, как вы хотите, мечтаете, чтобы они поступали по отношению к вам.

Мы мечтаем о том, чтобы к нам относились с пониманием, с жалостью, с лаской, с любовью, чтобы нас постоянно не осуждали, чтобы не требовали постоянно от нас того, чего мы сейчас не можем дать, потому что мы устали, потому что жизнь слишком тяжело легла на наши плечи, потому что мы еще не доросли до понимания, которое от нас ожидается. И будем так же думать и о других. Другие тоже нуждаются в нашем понимании, в нашей жалости, в нашей нежности и нашем милосердии, и в нашей поддержке, в той силе, которая есть в каждом из нас - не обязательно духовной, а самой простой силе жизни. Подумаем об этом, потому что когда мы станем на суд перед Богом, Господь нам скажет: С чем вы ко Мне пришли?.. И что мы сможем ответить? Он же нам сказал в Евангелии: Многие Мне скажут: Да разве я не бывал в Твоих церквах? Разве я не совершал те или другие обряды?.. А Христос нам ответит: А скажи - как ты отнесся ксамым близким твоим людям: к матери, к отцу, к братьям и сестрам, к товарищам, к сотрудникам, ко всем людям, которые оказались у тебя на пути? Можешь ли ты сказать, что ты к ним отнесся так, как ты мечтаешь - и мечтал - чтобы к тебе отнеслись? И увы, кто из нас может сказать: “Я так отнесся к каждому человеку, который оказался моим встречным, как я мечтал, чтоб ко мне отнеслись люди: с пониманием, с жалостью, с готовностью поддержать, с готовностью отдать время и душевную силу”.

Подумаем об этом; потому что когда мы станем перед Богом, Он не будет нас спрашивать о том богословствовании, которым мы занимались или которым даже и не занимались; не будет спрашивать нас о великих вещах, а о вещах простых, житейских, человеческих. И как грустно будет тогда увидеть, что, как сказано в притче о Страшном Суде, мы даже не были человечны; как же мы можем мечтать о другом, большем, высшем. Подумайте об этом, потому что это в нашей власти; каждый из нас окружен людьми, от которых он ожидает любви, понимания, поддержки - а кто из нас может сказать, что нет такого человека, мимо которого он не прошел. Аминь.

* * *

<26 ноября 2000>

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы призваны любить друг друга. Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке неч­то такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно. Это не обязательно только обыкновенная, земная радость, это может быть нечто большее. В отношении к Богу, например, если мы говорим, что мы Его любим, мы должны поставить перед собой вопрос: является ли Он самой великой ценностью в моей жизни? Готов ли я так прожить, чтобы Он мог на меня радоваться? Способен ли я отвер­нуться от себя для того, чтобы только о Нем думать? Это не значит не думать ни о чем другом, но думать так, чтобы Ему радость была от дум моих и от последующих действий.

По отношению к человеку о том же говорит Евангелие: так любить человека, чтобы всю жизнь отдать за него. На войне это ясно: ты выходишь в бой, и тебя могут убить для того, чтобы другого спасти. Я вспоминаю од­ного своего друга, который был очень высокого роста и широкоплеч, и всегда жало­вался на это, потому что это обращало на него внимание людей. А во время войны, с одного уголка фронта на другой, он мне послал запис­ку: “я теперь только понял, для чего Бог меня создал таким высокорос­лым и широкоплечим: когда бывают обстрелы, то двое могут спрятать­ся за моей спиной”. Это было сказано как бы с улыбкой, но сколько любви надо для того, чтобы стать между пулями и человеком, которого ты, может быть, даже и не знаешь, но у которого есть мать, жена, де­ти, которых ты можешь спасти…

И в жизни мы можем так же становить­ся между бедой и человеком, даже не знаемым нам человеком, даже че­ловеком, о котором мы не знаем ничего, - только что он есть и что ему нужна помощь; жить так, чтобы быть защитой для другого, чтобы никогда другого не ранить, чтобы для другого быть вдохновением, чтобы для другого быть радостью… Попробуем так прожить, в просто­те, не усложняя вещей; подумаем о всех тех, которые нас окружают, о самых близких сначала, которые так часто являются жертвами наше­го себялюбия, эгоизма, сосредоточенности на себе. А потом расширим свой кругозор и посмотрим на других людей, которые вокруг нас есть. Я помню, была у нас прихожанка, которая для всех была камнем преткновения, трудным человеком; ее многие не понимали, потому что не знали. Четырнадцати лет она была взята в концентрационный лагерь, вышла из него четыре года спустя, и в ней остался, если так можно выра­зиться, животный страх. Если кто-нибудь приближался к ней сзади, она реагировала с ужасом и криком. И я помню, как мне одна благочестивая женщина сказала: “Сколько времени нам ее терпеть?” - И я ей ответил: “Первые 25 лет будет трудно, а потом это будет радостью”. И оно так и случилось. До того, как она скончалась, все ее полюбили.

Подумаем об этом и научимся любить ценой, открытым сердцем, радостью о том, что можно любому человеку принести радость и кре­пость, когда есть слабость, и вдохновение, когда нет ничего в жизни, ради чего можно жить. Аминь.

Публикация Е. Майданович

Раздел сайта: Проповеди митрополита Антония Сурожского.

Проповедь о любви к Богу и ближнему.

Мы призваны любить друг друга. Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке нечто такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя, и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно. Это не обязательно только обыкновенная, земная радость, это может быть нечто большее. В отношении к Богу, например, если мы говорим, что мы Его любим, мы должны поставить перед собой вопрос: является ли Он самой великой ценностью в моей жизни?

Готов ли я так прожить, чтобы Он мог на меня радоваться? Способен ли я на то, чтобы отвернуться от себя для того, чтобы только о Нем думать? Это не значит не думать ни о чем другом, но думать так, чтобы Ему радость была от дум моих и от последующих действий…

По отношению к человеку, о том же говорит Евангелие: так любить человека, чтобы всю жизнь отдать за него. На войне это ясно: ты выходишь в бой, и тебя могут убить для того, чтобы другого спасти. Я вспоминаю друга своего одного, который был очень высокого роста и широкоплеч, и всегда жаловался на это, потому что это обращало внимание людей на него. А во время войны, с одного уголка фронта на другой, он мне послал записку: я теперь только понял для чего Бог меня создал таким высокорослым и широкоплечим: когда бывают обстрелы, то двое могут спрятаться за моей спиной… Это было сказано как бы с улыбкой, но сколько любви надо для того, чтобы стать между пулями и человеком, которого может быть ты даже и не знаешь, но у которого есть мать, жена, дети, которых ты можешь спасти…

И в жизни мы можем также становиться между бедой и человеком, даже не знаемым нам человеком, даже человеком, о котором мы не знаем ничего, - только что он есть и что ему нужна помощь; жить так, чтобы быть защитой для другого, чтобы никогда другого не ранить, чтобы для другого быть вдохновением, чтобы для другого быть радостью… Попробуем так прожить, в простоте, не усложняя вещей; подумаем о всех тех, которые нас окружают, о самых близких сначала, которые являются так часто жертвами нашего себялюбия, эгоизма, сосредоточенности на себе. А потом расширим свой кругозор, посмотрим на других людей, которые вокруг нас есть.

Я помню, была у нас прихожанка, которая для всех была камнем преткновения, трудным человеком; её многие не понимали, потому что не знали. Четырнадцати лет она была взята в концентрационный лагерь, вышла из него четыре года спустя, и в ней остался, если так можно выразиться, животный страх. Если кто-нибудь приближался к ней сзади, она реагировала с ужасом и криком. И я помню как мне одна благочестивая женщина сказала: Сколько времени нам ее терпеть? - И я ей ответил: Первые 25 лет будет трудно, а потом это будет радостью… И оно так и случилось. До того, как она скончалась, все ее полюбили.

Подумаем об этом, и научимся любить ценой, открытым сердцем, радостью о том, что можно любому человеку принести радость и крепость, когда есть слабость, и вдохновение, когда нет ничего в жизни ради чего можно жить. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS