Главная - Душевые кабины
Правила оформления интерьера в стиле бидермейер и современные тенденции. Ограниченный натурализм в искусстве бидермейера

Редко, кто слышал о стиле бидермейер в интерьере с немецкими корнями. Стал популярным в Европе в начале XIX века, сначала в двух странах: Германии и Австрии.

Новое направление моды в домах сохранялось до 1848 г., времени революций демократии.

Стиль бидермейер соответствовал взглядам общества, где среднее сословие стремилось к спокойной мирной жизни после войн с Наполеоном.

Немного истории

В переводе с немецкого языка «bieder» — дословно «обывательский» или «простодушный», чаще использовали с подтекстом сатиры.

Такой псевдоним взял себе поэт «Готлиб Бидермейер». Считаясь «мещанским вкусом», впервые появился, как название стиля только в 1894 г.


Точное название подчеркивает суть этого стиля, так как главным критерием являются комфорт и максимальное удобство для хозяев.

Берет свое начало бидермейер из оформлений замков и дворцов аристократии (ампир, а также классицизм). Взяв за основу те же формы, они стали мягче, максимально приблизив их к домашнему уюту.

Дизайнеры порой называют бидермейер романтическим ампиром. Смесь двух стилей быстро распространялся, даже во дворцах стали им оформлять интерьеры, что придало мягкость и нежность дизайну.

Как создать обстановку в стиле бидермейер?

С этим стилем прочно входит в дом удобная простота и практичный комфорт. Он стал первым стилем в Европе, где стали ценить не показную пышность и помпезность, а целесообразность и функциональность вещей. Стали ценится семейный домашний уют и простота.

Дизайн в стиле бидермейер всегда выделяет общая пропорциональность, законченный образ. Такой интерьер покоряет умиротворенным спокойствием, удобством и уютом, отсутствием вычурности в оформлении. Здесь обязательными условиями становятся: строгая геометрия всех форм и палитра светлых красок.

На стенах часто можем видеть цветочные мотивы или светлые полоски, а также сводчатые потолки. Глубокие проемы больших окон украшали воздушными гардинами из красивого муслина.

В углу зала, где собиралась вся семья, и принимали гостей, в нише округлых форм была элегантная белая печь. Стены украшали светлыми миниатюрными картинами.

Именно с этим стилем пришло понятие «чистой комнаты», где отражено подражание аристократическим салонам, где принимали знатных гостей. Общий зал (гостиная) оформлялся с большой любовью и старанием, он был визитной карточкой вкуса и достатка владельцев дома.

Меблировка бидермейера

По традиции необходим небольшой сервант, где под стеклом выставляли дорогостоящий фарфор и безделушки, модные в то время. Обязательно присутствие сувениров, рукоделие, большие часы на полу или стене с музыкой. Для живописных картин выбирали сценки на бытовые темы со множеством деталей.

Вся мебель в стиле бидермейер сразу выделяется своей практичностью, а только потом красотой форм. Использовалась техника фанерования в изготовлении мебели. Применяли лишь светлую древесину фруктовых деревьев для меблировки: клен, а также ясень и береза, нежный цвет груши и вишни, сосна.

В XIX в. мастерство краснодеревщиков достигает небывалых высот, ни умело подчеркивают природную красоту любого дерева, почти без декора. В это время была принята свобода от форм в меблировке, что применяют до сих пор.

Признаки мебели бидермейер:

  • Красиво выгнутые спинки диванов (кресел), подлокотников, выточенные изогнутые ножки мебели.
  • На спинках, ножках и подлокотниках часто был необычный декор в форме лебедей, мистических грифонов, а также растительные мотивы.
  • Репсом в полоску или ситца обтягивали диваны в стиле бидермейер и кресла. Фиксация обивки была цветными гвоздиками со шляпками из фарфора.

Кровати были более простыми по форме с гладкими ножками без украшений. Обязательный атрибут – эффектные балдахины со временем почти исчезли из интерьера спален.

Также стилю характерны круглые изящные столы с изогнутыми ножками. В интерьере было изобилие шкафчиков, ажурных этажерок, где хранили книги, трюмо, миниатюрные клавесины для музицирования.

На подставках или этажерках располагали декоративные растения, вазы с цветами (свежими или высушенными), которыми украшали зал.

Декором служили пестрые покрывала, столовые скатерти. Завершали общий образ бидермейер в интерьере шторы с драпировками, накидки с красивыми вышивками.

Зная интересные нюансы бидермейера, можно создать нежный образ гостиной, такой удобный и комфортный для счастливой и спокойной жизни.

Фото стиля бидермейера в интерьере

В 30-40 годах 19 века законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Именно из Германии и был заимствован стиль бидермейер в одежде. Он обеспечил, в первую очередь, то, чего так не хватало модницам того времени. Речь идет о комфорте, безопасности, простоте и функциональности в одежде одновременно.

Бидермейер в одежде

Стиль бидермейер в одежде в большей степени коснулся женского платья. Во времена особенно популярным было платье без талии. Конечно, такая модель была практичной и удобной, но при всех этих достоинствах она не подчеркивала женскую фигуру. Именно поэтому примерно в 1820 году платье подверглось кардинальным изменениям. Лиф стал приталенным, юбка несколько укорочена, ну а талия спущена чуть ниже, что и придавало фигуре большую женственность. И снова модницы стали прибегать к помощи корсетов.

С течением времени талия на таких платьях опускалась все ниже и ниже. Для того чтобы визуально сделать ее еще уже, в моду вошли широкие рукава с говорящим названием «бараний окорок» или «ветчинообразные». Рукава были настолько широкие, что для поддержания их формы использовался китовый ус.

Стоит отметить, что стили бидермейер и романтизм тесно перекликаются между собой. Чтобы образ приобрел особую романтичность, девушки были вынуждены сильно белить свои лица. Именно это считалось аристократической красотой.

Мода на бидермейер исключала женские пальто. Альтернативой им стали теплые шерстяные платья, только напоминающие пальто. Снова актуальными стали украшения из жемчуга, броши, длинные серьги, диадемы, декоративные иголки и гребни.

Внедрение стиля бидермейер позволило многим дамам вести активную жизнь. Некоторые из них вышли за пределы своих будуаров и начали появляться на биржах, другие увлеклись спортом.

Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название Бидермейер , буквально бравый господин Майер (нем. - игра слов от Bidermann - бравый и Meier ). Термин Бидермейер впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бёттихером в статье Будущее орнамента на примере развития обойного дела, а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге Живопись Бидермейера.

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана, а другой поэт - Л. Айхродт - стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier . Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером - скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера, мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Начало Бидермейера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермейер , прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату, предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Популярный ещё в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль Бидермейер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Комнаты постепенно заполняются гарнитурами, состоящими из широких, мягких диванов, соф, пуфов, дополненных стульями, креслами и столами, модными ширмами, сувенирами и украшениями в виде миниатюр, гравюр и акварелей на стенах, цветами на окнах, музыкальными часами, дешевым фарфором, вышивкой и т.д. Меблировку дополняют шкафы-витрины, угловые шкафчики, комоды, этажерки, шкафы, секретеры, трюмо, рабочие столики и т.д. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т.ч. и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.

Приблизительно к 1830 г. в последней стадии развития стиля Бидермейер наблюдается увеличение количества декора, в т.ч. и на мебели, и увлечение восточной обстановкой. Появляются т.н. турецкие, японские, китайские комнаты, персидские курительные комнаты и гостиные и соответствующим образом стилизованная обстановка.

Стиль Бидермейер - как буржуазный вариант классицизма и ампира - был широко распространен, особенно после падения Наполеона, во всех странах Европы, в первую очередь, в Германии, Австрии, Дании, Англии и России. Во Франции этот стиль получил название стиля Карла X . Бидермейер продержался в Европе до середины XIX в. Но уже во второй трети этого века наблюдается усложнение и большее разнообразие предметных форм в соединении с некоторыми элементами декора, позаимствованными от стиля рококо. Это второе рококо, которое зародилось в период реставрации Бурбонов во Франции после падения Наполеона, держалось и в период июльской монархии под названием стиль Луи-Филиппа. В Англии этот стиль называется ранним стилем королевы Виктории или ранним викторианским стилем.

Западноевропейская мебель Бидермейера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, Бидермейер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурное её формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов. В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения - своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д. На мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Письменный стол эрцгерцогини Софии. Дерево (вишня), маркетри. 1825 г. Вена

Бюро-кабинет. Дерево (красное и лимонное), бронзовые накладки, золочение, резьба. Ок. 1815 г. Вена

Главное достоинство стиля Бидермейер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля Бидермейер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермейер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита. В периодическом издании Repository of Arts Р.А. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю Бидермейер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, её поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

Мягкая древесина и твёрдая древесина, облицованная с грецким орехом, частично цельным грецким орехом. Австро-Венгрия, около 1830 г., 85x45x50 см

Мягкая древесина, облицованная с белым грецким орехом, инкрустирована клёном, французский лак. Австро-Венгрия, около 1830 г., 90x43x50 см

Стол из библиотеки. Грецкий орех с инкрустацией клёна. Чехия, Северная Богемия, около 1830 г.

В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Спинки слегка изгибаются и имеют характерную форму пространственной рамы, в которую вставлены продольные и поперечные планки различной конфигурации. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Характерное для Бидермейера стремление к комфорту привело к появлению большого количества типов диванов с изогнутыми спинками и локотниками. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос. Обивочные ткани иногда прибиваются к деревянной основе гвоздями, украшенными белыми фарфоровыми шляпками. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Например, видный представитель венского Бидермейера художник-живописец Дангаузер проектировал мебель, которая выпускалась мебельной фабрикой, принадлежащей его отцу. Помимо мебели для сидения наиболее распространенными объектами бытовой мебели были разнообразные типы шкафов, в т.ч. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т.д. Простые формы корпусов таких предметов позволяли выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Боковые стенки корпусной мебели выполнялись в виде сплошного гладкого щита или щита рамочно-филёночной конструкции, где сами рамки почти не профилировались и делались прямоугольными или трапециевидными в сечении. Тем не менее в такой мебели подчас встречаются некоторые архитектурные классические шаблоны: карнизы, колонки, пилястры, тимпаны, массивные цоколи и т.д. Типичной формой корпусной мебели немецкого или австрийского Бидермейера являются однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью и маркетри ящичками, в т.ч. потайными. Формы таких шкафов варьируются в широких пределах - от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм.

Кровати делаются с одинаковыми по высоте головными и ножными спинками с гладкими малорасчлененными поверхностями. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления. В это время выросло количество различных типов столов. Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Иногда опоры делаются в виде прямых, не суживающихся книзу пилонов или в виде центральной опоры, многоугольной в сечении, установленной, в свою очередь, на массивной широкой доске-подставке. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Продолжают существовать столики под стенными зеркалами в виде весьма упрощенных вариантов ранее применявшихся роскошных столов-консолей. Распространение получают различные складные и раздвижные столы. Обстановку бюргерского дома дополняют также шкафы-витрины, этажерки, трюмо, комнатные растения в корзинах и вазах, установленные на жардиньерках и, непременно, клавесины небольших размеров - т.н. спинеты. Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания, инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Основную декоративную нагрузку в интерьере несут обои, как правило, с растительным орнаментом или в полоску, различные драпировки, занавеси, цветастые покрывала и скатерти. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). Целям декора служат также различные тематические коллекции, фарфор, стоящий на столах или в горках, картины и гравюры на стенах и др.

Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России - это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер - живопись

К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.

К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.

Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.

Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы - глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер - это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825- 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. - почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20-30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007

Стиль бидермейер популярен у тех, кто ценит в интерьере сочетание домашнего уюта и комфорта.

В оформлении жилища придерживаются практичности, не выставляя на показ предметы роскоши. При этом важное значение имеют семейные ценности. Хотите оформить дом или квартиру в этом актуальном направлении? Тогда изучите требования к отделке, мебели, освещению и декору. Узнайте, какие шторы выбрать для окон, где расставить цветы и как продемонстрировать гостям свой достаток, оставаясь в тени.

История и интересные факты

Стиль бидермейер появился в Германии в начале XIX века и пользовался популярностью до середины столетия. Он был распространен среди представителей немецкой и австрийской буржуазии не только как интерьерное и ландшафтное решение. Бидермейер проявил себя в живописи, архитектуре и даже в нарядах.

Во времена расцвета этого стиля Европа пережила несколько переломных моментов. Позади была война с Наполеоном, прошла Первая мировая война, готовилась Вторая, близились демократические революции.

Обычные граждане тогда особенно хотели простого домашнего уюта и погружения в круг маленьких семейных радостей. Как раз в эту пору и появился стиль бидермейер, соединивший практичность буржуазного сознания, выдержанность пропорций имперского стиля ампир и поэтическую умиротворенность атмосферы, в которой так нуждался бюргер.

Название стиля имеет идеологические корни. Bieder значит простодушный, а Мeier – это распространенная немецкая фамилия. Слово было взято от псевдонима известного в Германии поэта Людвига Айхрода, писавшего в ироническом духе о школьном учителе-филистере.

Герой его эпиграмм – типичный представитель среднего класса. Людвиг подписывался как «Готлиб Бидермейер». Фамилия-псевдоним стала нарицательной, характеризуя обывателей с их «земными» интересами.

В России об этом направлении узнали в эпоху Пушкина. Бидермейер пришелся по вкусу дворянскому сословию и утвердился в господских домах, усадьбах и дачах. Что интересно, он не изжил себя до сих пор и прекрасно подойдет для современной квартиры. Даже в оформлении отелей люксового класса и дорогих ресторанов дизайнеры нередко используют этот стиль, потому что он создает домашнюю обстановку.

Требования к оформлению интерьера

Оформляя интерьер в стиле бидермейер, важно двигаться к цели – наполнить обстановку изысканным уютом, спокойствием и ощущением материального благополучия.

Бидермейеру в интерьере свойственны :

  • стремление к минимализму и высвобождению пространства;
  • комфорт и функциональность во всем;
  • консерватизм и любовь к традициям;
  • единство духовного и предметного мира.

Стены, потолок и пол

Чтобы воссоздать стиль немецкого сентиментализма, следует обратить внимание на теплые и спокойные цвета для отделки стен. Идеальны:

  • нежно-голубой,
  • розовый,
  • кремовый,
  • песочно-желтый,
  • фисташковый,
  • персиковый,
  • все оттенки коричневого.

Стены можно красить вододисперсионной краской (обязательно одним цветом), которая не боится воды и солнца. Также для этой цели подойдут классические бумажные обои без рисунка, тисненные с ненавязчивым цветочным рисунком или обои в полоску.

Традиционно потолки в этом интерьере выкрашивают светлыми тонами и отделяют карнизом или лепниной. Допустимо заменить этот вариант натяжным потолком простой формы.

Для пола в квартире, оформленной стиле бидермейер, подойдет штучный паркет . Приверженцам современных материалов дизайнеры советуют уложить на пол ламинат или линолеум, приближенные по расцветке к натуральному дереву. Для тех, кто любит ковры на полу, тоже нет ограничений в этом стиле. Главное – гармония цветов и фактур, отсутствие излишеств.

Тенденции бидермейера в мебели

Мебель должна быть сделана из массива светлого дерева . Подойдут груша, акация, ясень, береза, клен и орех. Также в изготовлении мебели для стиля бидермейер применяют фанеровку светлыми породами дерева. Иногда встречается инкрустация, в том числе интарсия небольшими вставками из дерева разных пород.

Можно остановить выбор на красном и розовом дереве (это махагони и цезальпиния). Допускаются лакирование с сохранением естественного вида мебели.

Бидермейер приветствует круглые формы в интерьере. Обладать плавной изогнутой формой могут, например, спинки и ножки стульев, подлокотники кресел. Первостепенное значение имеют прочность и красота самого дерева, практичность предметов мебели.

Одобряется трансформирующаяся функциональная мебель, которая экономит пространство. Например, раздвижные столы, диваны с механизмом «книжка» или «дельфин», которые можно раскладывать, столешницы и бюро с откидным столиком.

На мебели бидермейера сегодня актуален резной декор, позаимствованный у помпезного ампира. Правда, в умеренном количестве. Украсить мебель могут лебеди с вытянутыми шеями, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки. Все эти резные украшения покрываются по желанию позолотой или лаком черного цвета.

В центре комнаты следует поставить большой стол, желательно круглый. Вообще, бидермейер тяготеет к столам. В эпоху этого стиля широко использовали разнообразные рабочие столы – читальные, кофейные, карточные, курительные, для рукоделия.

Вдоль стен комнаты уместно расставить практичные и красивые шкафы или секретеры, комоды, этажерки, трюмо и бюро с большим количеством ящиков.

Также к интерьеру подойдут угловые шкафчики и серванты-витрины, в которые можно выставлять предметы коллекций, сувениры из разных стран и прочие интересные вещицы.

Для отдыха оптимальны низкие мягкие кресла с широкими подлокотниками и удобными спинками, кресла-качалки, пуфы. Чтобы было комфортнее, рядом с ними стоит установить скамеечки для ног.

Особенности выбора текстиля

Уют в квартире создается во многом благодаря правильно подобранным предметам из текстиля. В его выборе бидермейер не ограничивает.

Можно смело использовать покрывала, пледы, кружевные салфетки и вышитые узором скатерти. Ткани могут быть совершенно разные. А вот узор для этого стиля важен определенный. Рекомендованы цветочные принты , рисунок с птицами или фруктами, полоска.

На окна следует повесить воздушные занавески из шелка, органзы или муслина и бархатные шторы с кисточками. Их цвет или узор должен гармонировать с мебельной обивкой.

Дизайнеры интерьеров предлагают драпировать шторы с помощью шторной ленты или держателей-клипс на магнитах, что дополнительно подчеркивает стилистику.

Постеленный в центре комнаты ковер тоже украсит помещение. Идеален мягкий ковер с длинным ворсом (шагги). Материал для него лучше подбирать натуральный, тогда ковер будет смотреться более презентабельно и прослужит долгие годы.

Какой декор уместен для интерьера

Главные декоративные элементы в интерьере бидермейер – живые цветы и комнатные растения. Их допустимо размещать где душа пожелает:

  • на стенах;
  • на подоконниках;
  • на столиках;
  • на полу,
  • в специальных подставках – жардиньерках.

Из или засушенных цветов делают композиции и гербарии. В том числе для декора активно используют акварельные картины, гравюры, расписные тарелки, старинные часы.

Впишутся в обстановку и семейные фотографии в деревянных рамках. На полки этажерок и столики можно поставить изящные статуэтки, фарфоровую посуду, шкатулки, свечи в канделябрах.

Популярный еще в ампире прием драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, уместен и в бидермейере. Это преображает комнату.

Стиль бидермейер унаследовал от ампира панорамные обои и пейзажные изображения на отдельных предметах. Особенно органично в интерьере смотрятся изображения сцен охоты.

В декоре нельзя забывать о главном принципе бидермейера – сохранении милой сентиментальности и практичной скромности интерьера.

Виды и варианты освещения

Освещение важно для расслабляющей и теплой обстановки в помещении, поэтому к выбору источников света тоже нужно отнестись внимательно.

Классические люстры с лампочками, похожими на свечи, или многорожковые светильники подойдут к интерьеру как нельзя лучше. Пригодятся настенные бра, аккуратные торшеры около дивана и кресел, настольные лампы с тканевыми абажурами, свечи.

Как источник света уместен будет камин. Если нет возможности установить дровяной, можно использовать или электрическую имитацию очага. Он согреет в холодное время года, перенесет хозяев жилища в эпоху бидермейера и, разумеется, создаст дополнительный уют. Большое количество разнообразных источников света поможет визуально расширить пространство.

В современных интерьерах, которые, по сравнению с прежними временами стали проще, прослеживается стремление добиться максимального уюта и целесообразности, а отнюдь не только одного визуального эффекта стиля бидермейер. Это дизайнерское направление подойдет всем людям, ценящим комфорт и практичность, и тем, кто не любит излишеств.

Бидермейер (Бидермайер) - это художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815-1848 годах. Этот стиль был назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом. Бидермейер-стиль преуспевающего буржуа. За образец был взят аристократический ампир и приспособлен его для повседневной домашней жизни.

Появление стиля бидермейер

Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах. Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи. Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.

Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире.

Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.

В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.

Бидермейер в интерьере

Интерьеры в стиле бидермейер существенно отличаются от интерьеров прошлого периода – теперь им свойственны интимность, соблюдение пропорций, простые формы и светлые цвета. Помещения были просторными и хорошо освещёнными, отчего они становились комфортными и приятными для пребывания. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще в полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир, только фон чаще выбирался другой, например, фиолетовый.

На смену строгости классицизма пришли естественные формы и более плавные линии. Некоторые конструкции отличались оригинальностью и практичностью. Было положено начало многофункциональной, комбинированной мебели – трансфформирующейся и раздвижной.

Критерием предметов быта стали считаться, прежде всего, высокое качество и надёжность. Предпочтение отдавалось простым формам, не было излишка декоративных элементов. Предметы мебели оживлялись яркими расцветками обивки, в комнатах вешали занавески насыщенных цветов.

В период расцвета стиля бидермейер появилось такое явление как «чистая комната». Чаще всего это понятие относилось к гостиным, в котором находилось довольно много мебели. Как правило, она группировалась в центре комнаты так, что оставалось минимум пустого пространства.

Неотъемлемой частью интерьера в стиле бидермейер были всевозможные шкафы и комоды. Благодаря простым формам цвета и текстуры дерева стали более заметными. Большая часть появившихся в ту эпоху типов мебели по-прежнему актуальна и используется для оформления классического интерьера.

От ампира бидермейер унаследовал простоту и лаконичность. Также стиль позаимствовал некоторые элементы архитектуры ампира: колонки, пилястры, карнизы, элементы «античного» декора.

От английской традиции бидермейер перенял стремление к практичности. Стены комнат украшались обоями, рисунок которых повторял узор обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов.

Стулья, кресла, диваны всё чаще стали с изогнутыми спинками и подлокотниками. Вернулась мода и на гнутые ножки мебели, поэтому бидермейер нередко сравнивали с рококо.

Типичным предметом обстановки-небольшой шкаф с фанерной дверцей. Двери и стенки корпусной мебели покрывались тонкими листами, которые не деформировались со временем, что стало ещё одним показателем практичности.

Центром внимания становится гостиная – она копировала аристократический салон, но она являлась не только показателем благосостояния, но и нормальной жилой комнатой.

Ещё одним характерным атрибутом интерьера в стиле бидермайер стало кресло - массивное, но солидное и удобное, чаще всего обтянутое гобеленом.

Формы типичного для эпохи бидермайера дивана напоминают ампирные, только они предельно упрощены, и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели.

Что касается тканей, то они могли быть разными - сатин, шёлк, шерсть, гобелен. Главное - спокойные цвета и характерные мотивы: сочетание полоски и пальметт с розетками или разбросанные по плоскости отдельные цветочки.

Настенные часы с маятником в «футляре» простой формы - типичный элемент эпохи бидермайер.

Вообще можно сказать, что стилю бидермейер присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.

Характерные черты стиля бидермейер

Особенности:

  • нежелание воспринимать действительность, тяга к романтическим, сентиментальным образам и сюжетам;
  • стремление существовать в замкнутом мире вещей, в уютном интерьере;
  • пропорции становятся более сбалансированными, выбор делался в пользу простых форм и светлых цветов;
  • помещения светлые и просторные, стремление сделать интерьер не только красивым, но и комфортным.

Орнаменты:

  • обилие цветных элементов и рисунков с изображением цветов;
  • рисунок на оконных занавесках должен быть одинаковым (или по крайней мере сочетаться) с мебельной обивкой.

Элементы интерьера:

  • округлые формы, плавные, изогнутые силуэты, балки, плоские стены;
  • мебель светлых естественных тонов дерева;
  • довольно пёстрая обивка;
  • полы застилаются однотонными коврами;
  • дверь чаще всего разделена надвое по центру (горизонтально);
  • использование витрин, этажерок, угловых шкафчиков и трюмо;
  • стены обязательно оклеены обоями с ненавязчивым, но характерным рисунком;
  • очень желательно наличие камина, каминная полка чаще всего широкая и мраморная;
  • занавески, сшитые из бархата или муслина;
  • предметы искусства: картины, миниатюры и пр.
  • В связи с наличием ностальгических мотивов для оформления интерьера в стиле Бидермейер также свойственно наличие фотографий. Чаще всего они размещались в тяжелых деревянных рамках и располагались в случайном порядке.
  • Как и во многих других стилях, в интерьере бидермейера старались располагать зелёные растения и предметы рукоделия.

Мебель в стиле бидермейер

Популярнейшим предметом обстановки становится стол, за которым читают, пишут, играют – на стол можно также поставить цветы. Практически для каждого случая существует стол определённого вида. Становятся популярными секретеры с потайными ящичками. Большим спросом пользуются конструкции с раздвижными столешницами, а также с откидными крышками.

Мебель тёплых тонов, написанные акварелью картины, различные гравюры, а также большое количество декора, украшений и сувениров характерны для интерьеров того периода. При этом бидермейер можно назвать практичным: он допускает наличие только тех предметов мебели, которые являются функциональными и комфортными. Мебель наконец стала в первую очередь удобной, и только потом красивой – у ампира бидермейер позаимствовал идею лаконичности и практичности.

Примеры работ в стиле Бидермейер

Одним из наиболее ярких примеров стиля бидермайер можно считать замок Тегель, построенный в Берлине К.Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Внутри можно заметить элементы эллинской архитектуры: дорические колонны, античные рельефы и скульптуры, характерные ещё для стиля ампир. Но при этом немало внимания уделено комфорту. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. При этом главным критерием в интерьерах такого стиля стала не красота и роскошь, а функциональность всех предметов.

Производство бытовых предметов стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение, а производство упрощалось. Декоративная живопись сменялась обоями, которые были гораздо дешевле. Преобладали рисунки в полоску, горошек, арабесковый орнамент.

После эпохи бидермайера наступает период стилевой неопределённости. В архитектуре и искусстве в целом наблюдается смешение различных стилей и эпох, начинается господство эклектизма, или эклектики.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS