Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Луций анней сенека биография и труды. Луций Анней Сенека. Биография и труды. Подложные письма Сенеки к апостолу Павлу |
БиографияВ раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния. Около 33 года , при императоре Тиберии , становится квестором . - ко времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт. - в первый год правления Клавдия за причастность к дворцовой интриге попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике. - жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына - будущего императора Нерона. - после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники - Сенека и Секст Афраний Бурр - становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки. - получает высшую в империи должность консула. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций . - Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми. - после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору. - раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Во время молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан . Смерть СенекиПокончил жизнь самоубийством по приказу Нерона , чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты - с большею славой» . После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это - возлияние Юпитеру Освободителю » . ПроизведенияФилософские диалогиВ разных переводах книги могут иметь и разные названия.
Художественные
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила , Софокла , Еврипида и их римских подражателей. Эпиграммы
Другие
ПриписываемыеНекоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.
Внешность СенекиСуществует два изображения Сенеки; одно - средневековая прорисовка с несохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе - дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос состоит в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке. Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину ( -), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода . Споры на данный предмет уже утихли - решение принято, но своеобразный компромисс, в виде ироничной дани былой полемике, нашёл монетный двор Испании, выпустивший монеты с «гибридным» портретом философа. ПереводыПьесы :
Трактаты :
«Письма к Луцилию»
Эпиграммы :
Сатира (принадлежность Сенеке спорна):
Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:
Издание в серии «Collection Budé» в 18 томах: Sénèque .
Память
ПримечанияЛитература
Ссылки
Lucius Annaeus Seneca minor Страна: Рим Годы жизни - 4 год до н. э. - 65 год нашей эры. Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников. Папиния. Настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако Одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что Слабый здоровьем философ и так скоро умрёт. Проводит восемь лет на Корсике. Предлагает ему стать наставником её сына - будущего императора Нерона. И Секст Афраний Бурр - становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период Влияние Сенеки. В 300 млн сестерций. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его Отношения с императором становятся всё более натянутыми. Огромное состояние императору. Только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда Воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал Своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с Правом выбора способа самоубийства. Молодости императора Нерона он был фактическим правителем Рима, однако позднее был оттеснён от Власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан. Развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических Воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). В отличие от Классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует четкий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему Приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в Поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял. Возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, Чтобы её пронзили мечом. Не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты - с большею славой». Медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело Его уже похолодело и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой Окружавших его рабов, сказал: «Это - возлияние Юпитеру Освободителю». Изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе - дошедший до нашего времени Бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, Разных людей, и вопрос в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему По ошибке. Своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529-1600), с лёгкой Руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате Была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако Представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на Групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось Наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода. Справедливо - в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением - Сократа и Сенеки (на груди Последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого Мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме - подделка, и что он не мог быть таким Полным, каким изображен, - ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (предполагается, что Портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был известным государственным Деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь Значительном количестве. Своеобразный компромисс, а в виде ироничной дани былой полемике монетный двор Испании выпустил монету с «гибридным» портретом философа. лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor ; Сенека Младший или просто Сенека римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма Луций Сенека Краткая биографияСенека Луций Анней (его называют просто Сенекой Младшим в отличие от его отца, известного философа Сенеки Старшего) - римский философ, государственный деятель, один из известнейших представителей стоицизма, поэт. Родился в г. Кордуба (в настоящее время - испанская Кордова) примерно в 4 г. до н. э. Его отец был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны, чем практическая деятельность, поэтому стремился помочь сыновьям сделать в будущем политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший постигал азы наук, в частности, был учеником стоиков Секстия, Аттала, пифагорейца Сотиона. В годы правления императора Тиберия, примерно в 33 г. стал квестором. Являясь членом сената, возглавил оппозицию, страстно и последовательно обличал деспотизм действующих императоров. Когда в 37 г. престол занял Калигула, Сенека был настолько прославленным сенатором, оратором и писателем, что император принял решение его умертвить, и только вмешательство одной из наложниц помогло избежать столь незавидной участи: было решено, что Сенека, не отличавшийся крепким здоровьем, быстро умрет естественной смертью. В 41 г., при императоре Клавдии I, его отправляют на 8 лет в ссылку на безлюдную Корсику из-за обвинения в причастности к заговору. Перевернуть эту печальную страницу в биографии Сенеки помогла супруга Клавдия I Агриппина, которая вернула его из изгнания и пригласила ко двору в качестве наставника сына, тогда еще юного Нерона. С 49 г. по 54 г. он являлся воспитателем будущего императора, а после того, как 16-летний Нерон занял престол после отравления Клавдия, превратился в одного из первых лиц государства, советника, влияющего на решения в области как внешней, так и внутренней политики. В 57 г. он стал консулом, т.е. получил наивысшую из возможных должностей. Высокий социальный статус принес ему и огромное богатство. Однако отношения между Сенекой и его бывшим воспитанником постепенно становились все хуже и хуже. В 59 г. Сенеке пришлось написать для императора текст, оправдывающий убийство его матери Агриппины, для выступления в сенате. Этот поступок ухудшил репутацию в глазах общественности и увеличил пропасть между философом и императором. В 62 г. Сенека уходит в отставку, оставив Нерону все приобретенное за долгие годы состояние. С точки зрения философских взглядов Сенека был наиболее близок к стоикам. Его идеалом являлся духовно независимый мудрец, который мог бы служить образцом для всеобщего подражания и был свободен в том числе и от человеческих страстей. Всю сознательную жизнь боровшийся с деспотизмом Сенека в 65 г. примкнул к дворцовому заговору, возглавленному сенатором Пизоном. Интрига была раскрыта, и Нерон, для которого Сенека всегда являлся олицетворением запрета, ограничения в действиях, не мог упустить случая убрать его со своего пути. Император лично приказал философу, бывшему учителю, покончить с собой, оставляя вид смерти на собственное его усмотрение. Сенека вскрыл себе вены, а чтобы ускорить смерть, медленно наступавшую из-за его преклонного возраста, прибегнул к использованию яда. Вместе с ним покончила с собой его супруга. Литературное наследие Сенеки составляет 12 небольших по объему трактатов, наибольшее значение из которых имеют «О гневе», «О провидении», «О спокойствии духа». Оставил он после себя и три крупные работы - «Естественноисторические вопросы», «О благодеяниях», « О милосердии». Также он является автором 9 трагедий с сюжетами, почерпнутыми из мифологии. Мировую известность получили его «Медея», «Эдип», «Агамемнон», «Федра»; европейская драматургия XVI-XVIII вв. испытала на себе значительное влияние этих пьес. Биография из ВикипедииЛу́ций А́нней Се́не́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба - 65, Рим) - римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников. Родился в Кордубе (Кордова) в семье римского всадника и ритора Луция Аннея Сенеки Старшего. В раннем возрасте был привезён отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия Нигера, Папирия Фабиана. Философией увлёкся в юности, хотя из-за влияния отца он чуть не начал государственную карьеру, которая прервалась из-за внезапной болезни. В результате Сенека чуть не покончил с собой, а затем надолго уехал для лечения в Египет, где много лет занимался написанием естественно-научных трактатов. Около 33 года, при императоре Тиберии, становится квестором. 37 - ко времени восшествия на престол Калигулы Сенека входит в Сенат, быстро став популярным оратором. Слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт. 41 - в первый год правления Клавдия в результате интриги жены Клавдия Мессалины он попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике. 49 - жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына - будущего императора Нерона. 54 - после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники - Сенека и Секст Афраний Бурр - становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки, он практически определяет всю римскую политику. 55 - получает должность консула-суффекта. Богатство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерциев. 59 - Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми. 62 - после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору. 65 - раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни» : 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом . Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура , однако его установок не разделял. Смерть СенекиПокончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты - с большею славой» . После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия.Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это - возлияние Юпитеру Освободителю» . ПроизведенияФилософские диалогиВ разных переводах книги могут иметь и разные названия.
Художественные
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила , Софокла, Еврипида и их римских подражателей. Эпиграммы
Другие
ПриписываемыеНекоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.
Внешность СенекиСуществует два изображения Сенеки; одно - средневековая прорисовка с несохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения; второе - дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке. Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529-1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода . В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо - в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением - Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме - подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен, - ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (предполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был известным государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном количестве. Споры по данному вопросу давно утихли, решение, к которому пришли исследователи, представляет собой своеобразный компромисс, а в виде ироничной дани былой полемике монетный двор Испании выпустил монету с «гибридным» портретом философа. ПереводыПьесы :
Трактаты :
«Письма к Луцилию»
Эпиграммы :
Сатира (принадлежность Сенеке спорна):
Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:
Издание в серии «Collection Budé» в 18 томах: Sénèque .
Память
(ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) Римский философ, поэт, государственный деятель. В 49-54 гг. был воспитателем будущего императора Нерона, который приобрел в истории дурную славу чрезвычайно жестокого и морально распущенного правителя; в первые годы пребывания Нерона на престоле Л. Сенека оказывал решающее влияние на государственную деятельность, но затем был обвинен в заговоре и покончил с собой. Философские взгляды Л. Сенеки известны из собраний его писем и касаются в основном морали и нравственности; свои идеи он также излагал в форме диалогов. О мировоззрении Л. Сенеки можно судить и по написанным им трагедиям. Философия для Л. Сенеки - это прежде всего размышления о нравственном идеале и пути обретения счастья . Л. Сенеке принадлежит и очень редкая для античности мысль о безграничном прогрессе человеческого знания. Л. Сенека разделял людей на нравственных мудрецов и всех прочих - безнравственных безумцев, но все-таки в своих рассуждениях пытался преодолеть явную пропасть, обнаруживающуюся между этими двумя типами. Так, он утверждал, что деятельные попытки обычных людей приблизиться к идеалу небесполезны, ибо ведут к нравственному росту. Л. Сенека признавал принципиальное равенство всех людей, включая рабов, и в то же время с глубоким презрением относился к производительному и даже творческому труду, если его результаты направлены на удовлетворение материальных потребностей. СОКРАТ (469-399 гг. до н. э) Древнегреческий философ. Сын скульптора Софрониска и повитухи Финереты. Письменных сочинений не оставил, проповедовал на улицах и площадях Афин. Считал себя не мудрым, а лишь «любящим мудрость» (греч. фило + софия). Ему принадлежит известное изречение: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». Своим главным призванием считал воспитание людей через систематические беседы. На рубеже V и IV вв. до н. э., когда к власти в Афинах пришла демократическая партия, Сократ был обвинен в том, что не чтит традиционных богов, вводит новые божества и тем самым развращает юношество. Несмотря на возможность избежать суда и казни, Сократ мужественно принял смертный приговор и выпил чашу с ядом цикуты, продемонстрировав ученикам, что истина сильнее страха смерти. В центр своей философии Сократ поставил проблему человека. Познание природы - дело богов, человек, же должен познать самого себя. Философ призывал прислушиваться к «внутреннему голосу», который называл «даймонионом» (демоном). «Даймонион» несет в себе высший смысл, благодаря ему боги сообщают человеку о его предназначении. Главное в беседах Сократа - постижение сути добродетели. Основные добродетели - сдержанность (умение укрощать страсти), мужество (способность преодолевать опасности) и справедливость (стремление соблюдать божественные и человеческие законы). Истинная нравственность, по Сократу,- это знание подлинного блага. Инструмент достижения такого знания - сократический метод, который состоит из иронии (выяснение несостоятельности и непоследовательности во взглядах собеседника через умело подобранные вопросы) и «майевтики» («повивального искусства», помогающего родиться истине). СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1853-1900) Русский философ и поэт. По отцу, знаменитому историку С. М. Соловьеву, принадлежал к духовному званию (дед был священником в Москве). Многочисленная семья Соловьевых жила дружной жизнью, но в ней царила «суровая и набожная атмосфера». С детства В. С. Соловьев отличался мистическим складом души. В 16 лет познакомился с системой Б. Спинозы, который стал его «первой философской любовью». В 1869-1874 гг. учился сначала на естественном, а затем на историко-филологическом факультете Московского университета. Закончил образование в Духовной академии. Пережил короткое увлечение материализмом и атеизмом, но вскоре вернулся к вере. В 1874 г. защитил магистерскую, а в 1880 г.-докторскую диссертацию («Критика отвлеченных начал»). Академическая карьера В. С. Соловьева закончилась в 1881 г., когда он во время публичной лекции (28 марта) воззвал к Александру III не допустить смертной казни народовольцев. Началась полная лишений творческая жизнь и литературная работа, создание философской системы «всеединства». Отличаясь хрупким здоровьем, умер рано и неожиданно. Главная идея В. С. Соловьева заключалась в признании причастности человека одновременно двум мирам - миру чувственных конкретно воспринимаемых вещей и миру идей, умозрительно постигаемого бытия. Исходная точка исторического времени - «первородный грех», завязавший первоначальный узел человеческой судьбы, финальная - грядущий «Страшный суд» над злом и конец мировой истории. Философ видел причину драматизма человеческого существования в том, что человек погружен в бурный поток наполненного несовершенством и страданиями земного бытия. «Цельная жизнь» возможна потому, что человеческая природа по сути своей причастна Абсолюту, надо только освободить сознание от внешнего давления, подготовить его к свободному восприятию христианских ценностей. Реализацию этих ценностей В. С. Соловьев видел во «вселенской церкви» как всеобщем способе становления «богочеловече-ства». Центральная идея философии В.Соловьева есть идея всеединства -представление о целостности мира, вбирающей в себя и весь его материально-идеальный состав, и основные способы его постижения (знание и вера). Изначальным творческим компонентом действительности признается абсолютнае идея, а в личностном плане выступает как София, Божественная премудрость. СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (Барух) (1632-1677) Нидерландский философ. Родился в Амстердаме, в семье купца. После смерти отца завязал дружеские связи с оппозиционными господствовавшей церкви кругами, в которых было много представителей религиозного вольномыслия. За это еврейская община Амстердама, членом которой он был, подвергла его «великому отлучению». Спасаясь от преследований, Б. Спиноза жил в деревне, зарабатывая шлифовкой оптических стекол, в чем достиг высокого совершенства. Оказавшись вне всякого вероисповедания, вел замкнутую жизнь гордого одиночки, полностью посвятив себя философии. Отклонил предложение о приеме в члены Королевского научного общества. Стержнем всего его существования был интенсивный духовный поиск, создание оригинальной философской системы. Умер от туберкулеза легких. Центральная идея Б. Спинозы - тождество Бога и природы, которую он понимал как вечную, бесконечную, не имеющую никаких внешних оснований, т. е. как причину самой себя («единая субстанция»). Философ был убежден, что мир представляет собой математическую систему и может быть познан геометрическим способом. Единичные вещи Б. Спиноза, в согласии со средневековой традицией, называл модусами. Конечные модусы связаны с атрибутами через бесконечные. Например, ограниченный разум человека имеет свой прообраз в разуме бесконечном. Знание о мире Б. Спиноза разделил на три рода: чувственное (источник «смутных идей»), «понимание», соединяющее рассудок и разум, и интуитивное. Интуиция - высшая ступень познания, она обеспечивает постижение вещей «с точки зрения вечности», не как случайных и разрозненных, а как необходимых, причастных универсальному единству. Человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга , они «параллельны». В то же время душа есть совокупность идей, объектом которых всегда является тело. Кроме того, душа - это еще и частица «бесконечного разума Бога». Б. Спиноза отвергал свободу воли. ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910) Русский писатель и мыслитель. Принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Прожил долгую, богатую событиями жизнь, большую часть которой провел в Ясной Поляне. В 1844-1847 гг. учился в Казанском университете. В 1851-1855 гг. служил в армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя. В 1859 г. организовал собственную школу, был в ней учителем, разрабатывал принципы гуманистической педагогики. В художественных произведениях Л. Н. Толстой создал универсальный мир с его основными проблемами человеческого бытия. В романе «Война и мир» идеалы самопожертвования и самоотречения он противопоставил культу личного блага и наслаждения. Писатель показал ту пиковость духовного «пути личности, возомнившей себя сверхчеловеком» (Наполеон, Андрей Болконский), и, наоборот, воспевал слияние с общим, следование природному или историческому закону (Пьер Безухов, Кутузов, Наташа Ростова). Как свершившийся факт всякое событие причинно обусловлено, но в качестве результата сознательного выбора оно несет на себе печать свободы. В романе «Анна Каренина» остро и трагично звучит тема семьи, предназначение женщины. Писатель переосмысливал идеи о чуждости общества человеку, об отторжении его изначальной природы ложной моралью и потерявшей свою истину церковью. Он подверг острой критике государственный строй, учреждения и официальную культуру России той эпохи. Делая упор на патриархальных традициях жизни российского крестьянства, Л. Н. Толстой оценивал его с точки зрения вечных и изначальных понятий нравственного и религиозного сознания. В конце 70-х годов писатель пережил глубокий духовный кризис, связанный с разочарованием в «прогрессе» и всех политических рецептах выхода из кризиса. Он болезненно осознавал, что плоды культуры недоступны народу, воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Из этих размышлений неизбежно проистекал вывод, что искусство и наука утратили свое главное жизненное назначение - отвечать на вопрос о смысле жизни, о том, каким быть человеку. Главную задачу личности Л. Н. Толстой видел в изживании греховности (поразительная по беспощадности к самому себе «Исповедь») и в приобщении к подлинной нравственной и религиозной мудрости. Настоящую религиозность Л. Н. Толстой понимает как этику любви и «непротивления злу насилием», этику реального, а не мнимого усвоения высших духовных истин. Главный грех церкви - ее участие в общественном порядке, основанном на насилии, что делает официальную религию вольным или невольным пособником зла. Возможность преодоления зла и насилия писатель видел только на путях нравственного самосовершенствования, полного отказа от каких-либо насильственных действий. Всякая власть, всякое государство есть зло, его преобразование способно только заменить одну форму рабства на другую. Упразднение господства должно произойти путем воздержания каждого человека от любого участия в политической деятельности. В искусстве Л. Н. Толстой видел специфический способ общения между людьми, передачу чувств, испытываемых художником, зрителю, слушателю, читателю. В трактате «Что такое искусство» он пришел к выводу о ненужности народу «изощренного» искусства «господствующих классов» и даже произведений У. Шекспира и Л. Бетховена. В качестве идеала он провозгласил притчу-короткое нравоучительное повествование. Л. Н. Толстой был страстной, мятущейся, постоянно и мучительно ищущей личностью. ФАЛЕС ИЗ МИЛЕТА (ок. 625 -ок. 547 гг. до н. э.) Родоначальник наиболее ранней Милетской школы древнегреческой философии, давший импульс к развитию европейской философской мысли. Кроме того, считается основателем греческой астрономии и геометрии. После Фалеса не осталось сочинений, науке известны лишь отдельные его изречения, в том числе призыв «познай самого себя». Фалес полагал, что исходное вещество, из которого произошла вся живая и неживая природа,- это вода. Землю он считал плоской, покоящейся на водах. Наблюдая действие «магнесийского камня» (магнита) на железо, философ пришел к выводу, что магнит обладает душой. Милетский мыслитель утверждал, что «все полно богов», т. е. все существующее своеобразно одушевлено , в силу чего подвержено изменению. Данные положения весьма кратки и трудно поддаются развернутому толкованию, поэтому для ученых всегда существовала опасность привнести в идеи Фалеса иной смысл. Вообще для Милетской школы древнегреческой мысли были характерны пристальное внимание к природным явлениям и первые попытки их осмысления . ФАРАБИ, АЛЬ ФАРАБИ (870-950)- ученый-энциклопедист, философ, один из последователей Аристотеля в арабоязычной философской традиции; был прозван «Вторым учителем» (т. е. вторым после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Мироздание, согласно учению Фараби о бытии, представляет собой девять заключенных друг в друге сфер-небосводов, которые обладают душами, являющимися источником их движения вокруг Земли. Фараби представлял Вселенную машиной, заведенной Богом, т. е. порожденной божественным «первотолчком». Тела , согласно Фараби, имеют форму и состоят из первичной материи (первопричины бытия), человек же есть соединение «материи» (тела) с «формой» (душой). Процесс познания имеет две ступени:ощущение (восприятие изменчивых свойств предметов) и мышление (постижение существа предметов). И то и другое есть свойства души: «разумная душа» постигает природу вещей благодаря органам чувств. Учение об интеллекте (разуме) Фараби создал под влиянием идей Аристотеля. Центральные понятия учения: 1) «потенциальный» интеллект (реализуется через познавательную деятельность индивида путем абстрагирования форм конкретных вещей от их «материи»); 2) «благоприобретенный» интеллект (активизируется извне «деятельным» интеллектом); 3) «деятельный» интеллект-«божественная форма» {«мышление о мышлении» Аристотеля). Представления Фараби об обществе основываются на двух главных положениях: 1) на рассмотрении общества по аналогии со Вселенной; 2) на положении о коллективистской сущности человека и о сотрудничестве как необходимом условии существования человека разумного (Homo sapiens). Идеальной целью человеческих объединений Фараби считал достижение счастья. Реализацию данного идеала он связывал с организацией гармоничного общества, лишенного войн, насилия и порабощения и управляемого добродетельным монархом. Сословное иерархическое соподчинение представлялось ему необходимым условием для достижения социальной гармонии. Учение Фараби об идеальном общественном устройстве известно под названием учения о «добродетельном городе». ФЕДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1828-1903) Русский философ. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея в Одессе, который оставил из-за несогласия с одним из преподавателей. Долгое время скитался, преподавая историю и географию в школе в различных провинциальных городах России. Став библиотекарем Румянцевского музея в Москве, потрясал читателей громадной эрудицией во всех областях знания и феноменальной памятью-знал на память все имеющиеся в библиотеке книги и их место. Жил напряженнейшей духовной жизнью, буквально аскетически, упорно отказываясь от повышения жалованья, но при этом щедро помогая молодым талантам-своим «стипендиатам». Н. Ф. Федоров считал славу и популярность проявлениями бесстыдства. При жизни почти ничего не публиковал, если печатался, то анонимно. В соответствии с духом своего учения собственные сочинения писал не для продажи. Выдающиеся люди его времени - Л. Н. Толстой, Ф. М. Дотоевский, В. С. Соловьев, как и все, знавшие его, питали к нему величайшее уважение и проявляли большой интерес к идеям философа. Современники воспринимали Н. Ф. Федорова как праведника и почти неканонизированного святого. Н.Ф.Федоров положил начало новому направлению философской мысли, которое получило название «философия русского космизма» . В учении Федорова и трудах его последователей космизм как национальная черта русского мировидения нашел концентрированное выражение. Это направление сформировалось как перспективная альтернатива механистической концепции мироздания. Сборник трудов Н. Ф. Федорова был издан только после его смерти учениками под названием «Философия общего дела». Упрекая предшествующую философию в «отделении мысли от дела», Н. Ф. Федоров хотел отыскать цель существования человека для того, чтобы «устроить общественную жизнь сообразно с ней». Считая основным злом для человека смерть, порабощение его слепой силой природы, философ разработал своеобразную социальную утопию, одну из самых оригинальных в русском философском космизме. Он мыслил как представитель Земли и считал, что перед лицом космической силы должны умолкнуть все прочие (личные, сословные и народные) интересы. Космос нуждается в человеческом разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом. Природа ищет в человеке своего хозяина. Философ мучительно переживал «небратское» состояние мира, людскую разобщенность, превалирование в обществе дурной «свободы исполнять свои прихоти», «завистливое искание равенства». В этой связи он резко выступал против современной цивилизации. Идеалом общественного устройства Н. Ф. Федоров считал жизнь патриархальной общины. Кроме «страшной силы небратства» над современным обществом, по его мнению, довлеет «неродственное отношение природы к людям». Трагизм этой «неродственности» он видел в нечувствии людьми «неправды смерти». Решительная непримиримость к смерти была выражена им в идее «воскрешения Отцов». Смерть - это «вершина безнравственности», торжество слепой силы. Человек лишь в том случае вполне станет человеком, если победит смерть. Путь к этому - регуляция естественных сил природы с помощью науки и техники. Н. Ф. Федоров мечтал о спасении безграничной Вселенной благодаря одухотворению человеком всех «громадных небесных миров», а также об управлении «всемирной силой тяготения», собирании в целое «всех молекул и атомов мира». Осуществление этой задачи, считал Н. Ф. Федоров, может быть достигнуто только трудовым соучастием всех людей, «общим делом». Он верил, что, объединившись в общем деле воскрешения усопших, люди внутренне преобразятся, достигнут полноты жизни «умственной, нравственной и художественной», в результате чего все «мерзости» социальной жизни станут просто невозможными. ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС (1804-1872) Немецкий философ. Сын известного юриста. Изучал теологию в Гейдельберге, слушал лекции Г. Гегеля в Берлине. Преподавал историю философии в Эрлангене. За издание работы «Мысли о смерти и бессмертии», содержавшей отрицание идеи бессмертия души, был лишен права преподавания и жил на средства от небольшой фарфоровой фабрики, которая принадлежала его жене. Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Ядро философской концепции Л. Фейербаха - критика религии . В своей знаменитой работе «Сущность христианства» он попытался рассмотреть религию по отношению к природе человека и условиям его жизни. Л. Фейербах понимал религию как «сон человеческого духа», возникающий из бессилия человека перед силами природы и социальной несправедливостью. Л. Фейербах отвергал религию, которая, как он полагал, парализует стремление человека к лучшей жизни в земных условиях и переносит ее на небеса. Он противопоставил ей «культ человека» и выдвинул девиз «человек человеку Бог». Принцип рассмотрения всего сущего сквозь призму человека получил название «антропологический материализм». В теории познания Л. Фейербах подчеркивал взаимную связь чувственного созерцания и мышления в познающем субъекте. Центральный вывод философии Л. Фейербаха в том, что упразднение веры в лучшую жизнь на небесах заставляет человека искать ее в земном мире и с этой целью изменять сами обстоятельства. ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1943?) Русский ученый и религиозный философ. Окончил математическое отделение Московского университета и Московскую Духовную академию, где впоследствии преподавал историю философии. С 1911 г.- священник (отец Павел). После Октябрьской революции работал в области техники в Институте физики. Пережил несколько ссылок, закончил свой жизненный путь на Соловках. Был человеком редкой, многосторонней одаренности, позволившей друзьям сравнивать его с Леонардо да Винчи. Отец Павел был автором религиозно-философских статей, превосходным поэтом, математиком, астрономом, считался крупнейшим авторитетом в области изучения электрических полей и диэлектриков (был участником разработки плана ГОЭЛРО), художник, музыкант, в совершенстве владел большинством современных языков. В своем основном труде «Столп и утверждение истины» П. А. Флоренский помимо чисто философских положений обратился к данным филологии, математики, медицины, фольклора и в особенности лингвистики. В основе философской концепции П. А. Флоренского лежит признание «религиозного опыта», духовного переживания «полноты бытия» единственным способом достижения истины. Человеческий разум «раздроблен» и «расколот», полон дробных противоречивых истин, в то время как истиной может быть только нечто полное, которое все содержит в себе, является «цельным знанием». Вера, по Флоренскому, освобождает от предельного отчаяния. Познание Бога на основании веры есть истина, любовь и красота в их единстве. Присутствие в нашей жизни божественной любви-условие существования всякой истинной любви, поскольку любовь связана с преодолением себялюбия и несет на себе печать абсолютной красоты. Она есть добро в наиболее концентрированном виде. Эгоистическое погружение в свою собственную «самость» приводит к разрушению личности, без любви она теряет свое телесное и душевное единство. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) Средневековый философ и богослов. Сын графа Ландольфа. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В 17 лет вступил в доминиканский орден. Во время пребывания в Италии познакомился с трудами Аристотеля. В 1268-1272 гг. жил в Париже, стал известным теологом. Умер по пути на Лионский собор. За мягкость характера получил имя «ангельского доктора». В 1323 г. причислен к лику святых. Ф. Аквинский четко определил область науки и веры . Задача науки - объяснение закономерностей мира. Науке под силу достижение объективного знания, поскольку разум правильно сориентирован на объект. Но охватить всё наука не может. Над царством научного и философского познания находится царство богословия. Область существенных таинств христианской веры (триединство, воскресение и т. д.) остается вне возможностей разума. Однако между наукой и верой нет противоречия: истина откровения выше разума, но не противостоит ему. Бытие Бога тоже может быть доказано разумом. Следуя за Аристотелем Ф. Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего , «чистой формой». Земной же мир - это единство «формы» и «материи». Человек представлялся Ф. Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Всякое пренебрежение к телесному вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом. Предпосылкой нравственного поведения Ф. Аквинский считал свободу воли. ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939) Австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа. Родился в Чехии. С 1902 г.- профессор Венского университета. Умер в Англии. При создании своей концепции З. Фрейд использовал разработанный им вместе с И. Брейером метод лечения неврозов. Этот метод заключается в обнаружении бессознательной психической травмы, лежащей в основе невроза. Ученый истолковал невроз как порождение неразрешенных внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму. Энергия влечений (либидо), для которой оказываются заблокированными нормальные выходы, реализуется в патологических (отклоняющихся от нормы) формах. Основной конфликт личности З. Фрейд видел в конфликте психики между сознанием и бессознательным . Особое значение З. Фрейд придавал сновидениям , которые открывают ход в потаенные слои человеческой личности. Такова же, по мнению психолога, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. Специфическую роль З. Фрейд отводил сексуальности, которая существует с рождения и представляет собой «энергетический фонд» личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т. е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. В работе «Тотем и табу» первым актом истории З. Фрейд считал убийство сородичами отца первобытной орды и его поедание, за которыми следовали вина и раскаяние, положившие начало подавлению первичных влечений и сублимации (творчеству культуры). Агрессивные импульсы ребенка, полагал З.Фрейд, также являются повторением судьбы древних влечений. З.Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. В конце концов З.Фрейд мифологизировал свое учение, сведя влечения человека к борьбе Эроса и Танатоса (стремление к жизни или смерти). ФРОММ ЭРИХ (1900-1980) Немецко-американский социальный философ, психолог, социолог, публицист. Занимался проблемами не «невротической личности», как 3. Фрейд, а «невротического общества», рассматривая открытые 3. Фрейдом механизмы бессознательной мотивации поведения в сферах политической, экономической и культурной жизни. Учился на философском факультете в Гейдельберге, Мюнхене, увлекся психоанализом, сотрудничал с учеными Франкфуртского института социальных исследований. В 1932 г. эмигрировал в США. Член Нью-Йоркской Академии наук, профессор, лечащий врач-психоаналитик, один из лидеров социалистической партии и автор ряда ее документов. Э. Фромм пытался построить новую гуманистическую теорию общества. Человек, считал он,- драматическое существо, для которого собственное существование является проблемой. В ходе истории личность освобождается от власти стада и стадных родовых инстинктов, от традиции и авторитета, но вместе с чувством свободы растет ее страх, усиливается чувство хрупкости, конечности бытия и одиночества. Результатом обострения невыносимого бремени ответственности являются периодически повторяющиеся движения «бегства от свободы», попытки воссоздания утраченного первобытного родства и близости к природе. Эти движения, побуждаемые глубокими бессознательными влечениями, вырабатывают свои символы и идеологии. Для них характерны чувства классовой или национальной исключительности, культ вождя, ненависть к угнетению и растворение личности в массе. Э. Фромм утверждает, что именно коллективный невроз, имеющий корни в драматических событиях истории и обостряющийся в моменты кризисов и распада старой общественной системы, способен породить тоталитарную идеологию. «Природа человека» характеризуется, по мнению Э. Фромма, пятью основными потребностями: в общении, «укорененности», «идентичности», самообновлении и системе ориентации. Человек может вырабатывать как «здоровый», так и «патологический» вариант (способ) удовлетворения каждой из своих потребностей. Например, потребность в общении он может удовлетворить, с одной стороны, благодаря любви, взаимности, а с другой - отношениями, в которых преобладает господство-подчинение. Потребность в самообновлении реализуется либо в творчестве, либо в агрессивно-разрушительных действиях. С коллективным бессознательным , утверждает Э. Фромм, тесно связан «социальный характер» как комплекс ценностных ориентации, которые как бы заменяют человеку естественные инстинкты. Этот комплекс, по мнению Э. Фромма, помогает человеку адаптироваться к господствующей идеологии. Среди «больных» («отчужденных») типов человека ученый выделил авторитарный, накопительский, рыночный характеры. Научно-технический прогресс Э. Фромм считал в значительной мере враждебным личности, поскольку он способствует превращению человека в робота. ФУКО МИШЕЛЬ (1926-1984) французский теоретик культуры и философ. Изучал философию под руководством философа-марксиста Луи Альтюссера. Уже на студенческой скамье заинтересовался феноменом культуры, с анализом которой связаны все работы Фуко. С 1970 году Фуко получил должность профессора в Коллеж-де-Франс и эту должность занимал до самой смерти. Читал курсы лекций также в различных университетах Франции, США, Бразилии, Японии, Канаде Философская позиция Мишель Фуко формировалась под влиянием Маркса, Ницше и Фрейда. Основным объектом исследований Фуко стало изучение бессознательного различных исторических эпох. В 60-ые годы Фуко разрабатывает концепцию европейской науки на основе «археологии знания», имеющей своим ядром «знание-язык». В 70-е годы на первый план в работах Фуко выходит тема «знания-насилия», «знания-власти». Он обратился к роли властных отношений в формировании различных типов знания. Его исследования концентрируются на тех властных отношениях, которые игнорирует классический марксизм: например, на отношениях между врачом и пациентом, учителем и учеником, родителями и детьми, администрацией тюрьмы и заключенными. В 80-х в творчестве философа появляется понятие «субъекта» и рассматривается тема сексуальности, а вместе с ней - вопросы этики, морали и свободы. В 60-ые годы были изданы книги "История безумия в средние века", "Порядок вещей: археология человеческих наук", "Археология познания", в 70-ых годы "Дисциплина и наказание: рождение тюрьмы" и "История сексуальности". М.Фуко имел высокий статус пишущего интеллектуала, не ограниченного одной только областью социально-гуманитарного знания: он обращался к проблемам психологии и культурологии, политологии и истории. В качестве лектора читал оригинальные курсы в разных университетах, был открыт новациям и педагогическим экспериментам. Исследования Мишеля Фуко, посвященные различным гуманитарным и социальным наукам, медицине, тюрьмам, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мировых мыслителей конца ХХ –начала XXI вв. ХАЙДЕГГЕР МАРТИН (1889-1976) Немецкий философ. Родился в семье небогатого ремесленника. Учился в лицеях иезуитов в Констанце и Фрейбурге, слушал лекции по теологии, философии, естественным наукам в университете Фрейбурга. В 1933-1934 гг., в условиях нацизма, был ректором Фрейбургского университета, некоторое время сотрудничал с режимом, но вскоре отошел от него. Со второй половины 30-х годов целиком посвятил себя преподаванию и разработке собственного учения. Полное собрание сочинений М. Хайдеггера может составить около 100 томов. В главном произведении М. Хайдеггера «Бытие и время» (1927), принесшем ему мировую славу, ставится вопрос о смысле бытия , который оказался «забытым» традиционной европейской философией. Смысл этот видится философу в человеческом существовании , ибо только человеку бытие «открывается», выявляет свою тайну. Человеческое существование имеет временной, конечный характер. Человек «заброшен» в поток времени, которое и составляет сущность его бытия. М. Хайдеггер постепенно переносил центр своего внимания с человека на бытие в целом, пытаясь понять, как сам тип европейского мировоззрения приводит к «неподлинному существованию», предавшему забвению свои собственные основы, как он порождает усредненность, безличность, всеобщее господство технического. Преодоление такого состояния требует, по мнению философа, возвращения к истокам культуры. ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ Русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье. Рано лишившись родителей, вместе с братом воспитывался теткой, княжной А. М. Щербатовой, дочерью известного русского историка М. М. Щербатова. Учился в Московском университете на словесном отделении. Участник войны с Наполеоном (1812), гусар. Сделал блестящую военную карьеру, его прочили в адъютанты Александра I. Однако неожиданно для всех ушел в отставку. Близкий друг А. С. Пушкина, он дружил со многими видными декабристами. Во время декабрьского восстания находился за границей, что и спасло его от возможного ареста. Как философ П. Я. Чаадаев заявил о себе в 1836 г. публикацией в журнале «Телескоп» первого из своих знаменитых «Философических писем». Письмо это произвело впечатление разорвавшейся бомбы - так много было в нем суровых суждений о России, ее исторической судьбе, пессимизма в оценке русской действительности. Журнал был закрыт, редактор выслан из Москвы, цензор отставлен от должности, а сам П. Я. Чаадаев по высочайшему изволению объявлен сумасшедшим. П. Я. Чаадаев высоко оценивал западное христианство , католицизм, сыгравшие значительную социально-политическую роль в «воспитании» народов Европы. Считая, что «все на Западе создано христианством», и настаивая на том, что признаком близости осуществления божественных целей человечества является высокий уровень развития цивилизации и духовной культуры, он обратился к критике России. Страстные и гневные обличения П. Я. Чаадаевым России как страны без собственного прошлого, с убогим настоящим и неясным будущим буквально потрясли русскую общественность, но в то же время заставили многих тогда иначе взглянуть на самые сложные проблемы страны и смело взяться за поиски их решения. Позднее П. Я. Чаадаев пришел к мысли, что сама русская отсталость тоже является частью промысла Божьего. Мы находимся вне интересов отдельных национальностей, но в поле интересов человечества. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ Русский общественный деятель, писатель, критик, экономист, философ. Был сыном священника, окончил духовную семинарию, затем историко-филологическое отделение Петербургского университета. Философские взгляды Н. Г. Чернышевского сформировались под влиянием «культа научности», характерного для XIX в. Выступал против крепостного права. В период работы в журнале «Современник» он стал по существу лидером демократических сил тогдашнего российского общества, пропагандировал социалистические идеи. Сторонник революционного преобразования действительности, он полагал, что народ вправе сам решать свои проблемы. В 1862 г. по недоказанному обвинению в составлении прокламации к крестьянам был заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к 7 годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Проведя 20 лет в Якутской ссылке, вернулся в родной Саратов больным и вскоре умер. По своим философским воззрениям Н. Г. Чернышевский стоял на позициях наивного материализма и биологизма, хотя и полагал, что природа человека обусловлена не только биологическими, но и социальными факторами («Антропологический принцип в философии»). Оставаясь в целом в рамках антропологической философии с ее основным вопросом «что есть человек?», Н. Г. Чернышевский дополнил ее не менее важным вопросом о том, при каких условиях (социальных, экономических, политических) человек может удовлетворить свою потребность в счастье. Н. Г. Чернышевский был натурой глубоко нравственной. В области социальной философии его характеризовала вера в изменение общественного строя в России, он был последовательным пропагандистом идей эмансипации женщин, воспитания «нового человека», ратовал за освобождение труда и социальную справедливость. ЧЖУАН-ЦЗЫ («учитель Чжуан») (ок. 369-286 гг. до н. э.) древнекитайский философ, один из основателей даосизма (другой основатель - Лао-цзы), критик идей Конфуция. Занимал мелкий чиновничий пост в родном уезде. Когда ему предложили стать первым министром в государстве Чу, резко выступил против чиновничьей карьеры, утверждая, что лучше проводить жизнь в беззаботных развлечениях, даже «валяясь в грязной канаве», нежели пребывать в ярме у правителя. Такая позиция резко расходилась с учением Конфуция о благородном государственном муже, стремящемся проявлять сыновнюю почтительность к старшим, справедливо и гуманно управлять народом, развивая в себе благопристойность. Подобные идеи Чжуан-цзы считал второстепенными, не затрагивающими основного - самопроизвольного - закона возникновения, развития и исчезновения Вселенной. Этот закон есть путь (дао), согласно которому проходит свой цикл не только Вселенная, но и человек. Если человек сообразуется со своей природой, с принципом естественности и не тратит впустую силы на совершение активных действий, противоречащих дао, то он обретает свободу и процветание. Нельзя упорядочить Вселенную и человеческую природу насильственно, ибо великий порядок учреждается самопроизвольно, благодаря естественному проявлению прирожденных качеств. ШВЕЙЦЕР АЛЬБЕРТ (1875-1965) Немецко-французский мыслитель-гуманист, философ, богослов, врач, музыкант-органист, музыковед. В 1913 г. на собственные средства основал больницу для африканцев в Ламбарене, в которой самоотверженно трудился до конца своей жизни. Лауреат Нобелевской премии мира (1952). Много и напряженно размышляя о причинах мирового кризиса (кризиса культуры), А. Швейцер пришел к выводу, что причиной его является кризис мировоззрения людей, которое утратило нравственные ориентиры. Разрабатываяэтическое учение, основанное на благоговении перед жизнью, А. Швейцер считал, что связь человека с миром достигается не путем познания мира, а путем переживания его. Исходный принцип своей концепции (принцип благоговения перед жизнью): ко всякой жизни относись как к своей. Основным условием существования и развития жизни А. Швейцер считал соблюдение норм нравственности . Он был убежден, что именно принцип благоговения перед жизнью должен стать основой морального обновления человечества и выработки норм универсальной космической этики. Дополняя этот принцип утверждением о божественном происхождении человеческого духа, А. Швейцер призывал к замене старого рационализма новым, согретым верой в святость жизни. Его этика благоговения перед жизнью заряжена огромной культуротворящей энергией. ШЕЛЛИНГ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (1775-1854) Немецкий философ. Сын протестантского пастора. В 1790-1795 гг. учился в Вюртембергском училище в Тюбингене. В 1798-1803 гг.- профессор Йенского, в 1820-1826 гг.-Эрлангенского, с 1827 г.-Мюнхенского, с 1840 г.- Берлинского университетов. К концу жизни все более удалялся от собственных свободолюбивых идей молодости. Первоначальную философскую программу Ф. Шеллинг изложил во введении к работе «Идеи философии природы». Он считал, в частности, что природу нужно раскрыть как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, стремящуюся породить сознание. Вся природа, согласно Ф. Шеллингу, пронизана единым принципом «от низшего к высшему». Принцип целесообразности способствует ее одухотворению. Если исходить из природы, то кажется, что природа автономна по отношению к нашему «Я», ибо не включает в себя «интеллекта». Однако размышление приводит нас к выводу, что необходимой направленностью природы является одухотворение, все более полное включение «идеальности». Если, наоборот, исходить из «Я», то самодостаточным кажется «Я», но размышление обнаруживает тенденцию «Я» к «объективации», которая проявляется в практике человека, в истории и искусстве. Природа «стремится» к разуму, а разум - к природе. В художественной деятельности и в произведении искусства достигается полное слияние «реального» и «идеального». Художник, по Ф. Шеллингу,- это «гений», действующий как «природа». Позже, в сочинении «Философия и религия» (1804), Ф. Шеллинг шел дальше, ставя вопрос: почему нарушается первоначальное равновесие идеального и реального, в результате которого происходит рождение наличного («раздвоенного») состояния мира? И он пришел к выводу, что возникновение мира не может быть объяснено с помощью разума, ибо этот первичный акт глубоко мистичен и коренится в «воле» Бога. Цель человека Ф. Шеллинг видел в постижении «абсолютной воли» через миф и религию. (рис. Б.Григорьева) ШЕСТОВ ЛЕВ ИСААКОВИЧ (наст. фамилия Шварцман) (1866-1938) Русский философ, родился в Киеве в семье богатого коммерсанта. Юрист по образованию. В 1895-1914 гг. жил главным образом в Швейцарии, в 1914-1918 гг.-в Москве, в 1918-1920 гг.-в Киеве, с 1920 г.- в Париже. Мастер философских эссе, философ-литератор. Философия Л. И. Шестова была делом жизни и смерти. Истоки такого подхода в открытии им трагичности индивидуального человеческого существования. Личная жизнь и духовный путь философа всегда были связаны с мучительными внутренними терзаниями, с трудной борьбой с самим собой, требованием постоянных жертв. В развиваемой им «философии трагедии», полемически противопоставленной «философии обыденности», философ восстает против диктата разума, его безличного гнета над единичным индивидуальным миром. Современное человечество, помешавшееся на идее разумного понимания, не хочет замечать, что автономия разума, его вечное стремление настаивать на «необходимости и общеобязательности» своих принципов превратились в тиранию разума, уничтожающую свободу человека, заглушающую его неповторимые чувства и переживания. Борьба «со страшной силой чистого разума» привела Л. И. Шестова и к отрицанию «вечных» начал этики, которую он трактовал как господство «знания» над «жизнью», т. е. «сковывание» личностного жизненного творчества и «придавливание» индивидуальной свободы. Отсюда шестовский идеал «хаоса», отрицающий всякий «порядок», отношение к жизни как к «дерзновению». Он отстаивал «новое измерение мышления» - веру в Бога как творческую силу, которая всегда остается откровением и не может, не хочет превращаться в «знание». ШОПЕНГАУЭР АРТУР Немецкий философ. Родился в семье коммерсанта. Его мать была довольно популярной в те годы писательницей. Изучал в Геттингене философию и естественные науки. Слушал лекции в Берлинском университете. В 1818 г. опубликовал свое первое и главное философское произведение «Мир как воля и представление», остававшееся незамеченным в течение тридцати с лишним лет. В своей философской концепции А. Шопенгауэр пытался дать, как он считал, истинное философское воззрение на мир. Он утверждал, что тот мир, который развернут перед нами, есть только мировой феномен, наше представление, а представления наш мозг выделяет так же, как печень - желчь. Думая, что вне нас существуют предметы и вещи, мы верим видимости. Для нас мир - это всего лишь наше представление о нем, он существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциями,- от последнего червя до человека. Если уничтожить способность сознания, то и весь мир, представляемый им, исчезнет. Подлинной, глубоко скрытой сущностью мира является воля как непознаваемая «вещь в себе», она безусловна, абсолютно свободна и не зависит от времени и пространства. Человек, как и все живое, есть объективация (осуществление, реализация) его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека неустанно проявляет себя в нем как воля к жизни, как постоянное универсальное стремление к жизни, желание жить во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни. Воля первична по отношению к интеллекту , она - госпожа, а он - ее орудие. Интеллект - это фонарь, который освещает воле путь, но сам его не прокладывает. Воля слепа и нуждается в поводыре, который сам по себе бессилен сделать хоть один шаг. Отношение воли к интеллекту можно уподобить слепому, который несет хромого на своих плечах. Человек-вершина объективации воли, через его самосознание воля осознает себя. ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820-1895) Немецкий ученый, философ, революционный деятель, один из основоположников марксистской теории социализма. Родился в г. Бармене, в семье текстильного фабриканта. Формирование взглядов Ф. Энгельса шло в атмосфере революционного романтизма и атеизма. Вначале находился под влиянием абсолютного идеализма Г. Гегеля. Мировоззренческий переворот и переход Ф. Энгельса на позиции материализма произошел под влиянием работы Л. Фейербаха «Сущность христианства». Встреча с К. Марксом. (1844), выявившая совпадение взглядов, определила его дальнейший жизненный путь. Ф. Энгельс стал ближайшим другом К. Маркса, его теоретическим и политическим соратником. Ф. Энгельс был широко образованным ученым, знал около 20 языков, занимался военным делом. После смерти К.. Маркса, отложив собственные дела, доработал и издал второй и третий тома «Капитала». Основные философские труды Ф. Энгельса - «Анти-Дюринг» (1876-1878) и «Диалектика природы» (1873- 1883). Исходное положение Ф. Энгельса: сознание - продукт человеческого мозга, сам же человек - результат развития природы, поэтому законы мышления, с одной стороны, и природы - с другой, не могут в конечном счете не совпадать. Единство мира заключается в его материальности, мир бесконечен в пространстве и времени. Материю нельзя мыслить без движения - способа ее существования. Познание действительности осуществляется в мышлении, высшая ступень которого-диалектическое мышление. Далее Ф. Энгельс изложил экономические и социальные части марксизма, дал очерк эволюции социалистических идей, стремясь предвосхитить некоторые черты и элементы будущего общественного строя (превращение труда в первую жизненную потребность, отмирание государства, изменение формы семьи, исчезновение религий). В «Диалектике природы» Ф. Энгельс как бы подытоживал свои занятия по философии естествознания, применяя диалектический метод к изучению природы. Важнейшая идея «Диалектики природы»-дифференциация форм движения материи и классификация наук, изучающих их. Ф. Энгельс занимался также вопросами истории культуры. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) прослежен процесс эволюции первобытной общины и возникновения классового общества. ЭПИКУР (341-270 гг. до н. э.)-древнегреческий философ. В 306 г. до н. э. основал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура». Разделял свое учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе («физика») и этика. Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха смерти и природных влечений. Основу знания, полагал Эпикур, составляют чувственные восприятия, заблуждения же есть результат ошибок человеческой мысли. Разделяя основные положения атомистического учения Демокрита, Эпикур ввел в атомистические представления идею о случайных отклонениях -атомов от своей траектории. Эпикур считал, что душа тоже состоит из атомов, поэтому допущение о случайных отклонениях объясняло возможность свободного волевого действия. Душа, поскольку она, как и тело, атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, полагал философ, нет смысла бояться смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Богов, согласно Эпикуру, тоже не следует бояться и не следует ждать от них помощи, ибо боги предаются наслаждению, пребывая между множественными вселенскими мирами, и не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека - наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Для обретения такого наслаждения следует устраниться от всех тревог, государственной деятельности и опасностей. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ ДЕЗИДЕРИЙ (1469- 1536) (псевдоним Герхарда Герхардса) Писатель, богослов, ученый-гуманист эпохи Возрождения. Его называют «христианским гуманистом», потому что он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Призывал к такому образу духовной жизни человека, в котором сочетались бы свобода и ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Эразм Роттердамский считал неприемлемыми чертами духовного облика человека грубый фанатизм, невежество, готовность к насилию, лицемерие. Много сил он уделял исследованию Нового завета (Евангелия), выполнил новый его перевод на латинский язык и осуществил первопечатное издание (1517), которое сопроводил обширным комментарием. Эта работа была связана со стремлением Эразма Роттердамского вернуться к первоистокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. В своем мировоззрении он опирался на основную идею о том, что для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерна двойственность , проявление в них противоположных свойств, поэтому пагубна любая односторонность, а еще более - ослепляющая фанатическая страстность, туманящая разум. В области социально-политической жизни Эразм Роттердамский был сторонником сильной монархии, но всемерно подчеркивал, что такая монархическая власть должна быть гуманной и просвещенной. ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ Швейцарский психолог, психиатр, культуролог, автор одного из самых известных направлений в психоаналитическом движении, которое он назвал «аналитической психологией». Учился в медицинском институте, исследовал шизофрению, работал в психиатрическом госпитале, занимался частной практикой как психиатр, изучал культуру дописьменных народов в полевых условиях. К. Юнг был доктором медицины и философии, почетным членом многих научных обществ и академий, автором более 200 научных работ. Ученый разработал типологию характеров, согласно которой люди делятся на экстравертов и интровертов. Первые ориентированы больше вовне, они общительны, экспрессивны, деятельны. Вторые ориентированы вовнутрь, замкнуты, застенчивы, сосредоточены в себе. Согласно К. Юнгу, западные культуры, ориентированные на научно-технический прогресс и овладение силами природы, экстравертны, а восточные, совершенствующие и развивающие психические силы человека, интровертны. К. Юнг трактовал психику человека как автономную замкнутую систему , одной стороной обращенную к материальному миру, который он воспринимает с помощью органов чувств, а другой - к мировому духовному универсуму (целому), из которого человек получает сигналы в форме сновидений, откровений, интуитивных прозрений. Психика включает в себя несколько слоев, отличающихся разной степенью осознанности, «просветленности». Поверхностный слой, обращенный к внешнему миру,-это сознание. Под ним находится «личное бессознательное», глубже - групповое, национальное, расовое бессознательное. Еще глубже - бессознательные структуры, общие человеку и животным. Структура коллективного бессознательного включает в себя образы-схемы предельной степени общности (архетипы). Они являются результатом суммарного опыта сотен поколений людей и служат организующими элементами всех психических процессов. Согласованная деятельность всех архетипов, способностей, функций, слоев бессознательного и сознания является глубинным желанием человека и условием его самореализации, душевного здоровья личности. И наоборот, ослабление каких-то слоев, подавление каких-то архетипов - это угроза целостности личности и источник ее душевных недугов. Подавление религиозной и мифопоэтической сферы коллективного бессознательного в результате экспансии науки и техники К. Юнг считал основной причиной кризиса европейской культуры, находящейся в поисках нового мифа. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги