Главная - Лотки водоотводные
Картины из шпона своими руками. Мастер-класс по изготовлению декоративного панно в технике маркетри. Мозаика из дерева своими руками

Дерево в интерьере в качестве декора может использоваться повсеместно. Дуб, можжевельник, орех, ясень, вишня, красное дерево - цветовая гамма настолько разнообразна, что даже незатейливый рисунок смотрится потрясающе. И пусть не всегда есть возможность приобрести мебель из дорогой древесины, техника маркетри по дереву позволяет украсить интерьер, существенно сократив затраты. Даже если используются сравнительно недорогие материалы, мебель выглядит изысканно и оригинально.

Что значит «маркетри»

Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: "Маркетри - что это такое?" Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика».

Принцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.

Историческая справка

По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели.

В эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.

В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры.

Попутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.

Сегодня техника маркетри не менее популярна. используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.

Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием.

Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники - закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.

Освещение

Неправильное освещение губительно для будущей работы. При тусклом или, наоборот, слишком ярком легко ошибиться в выборе цвета. Лучше естественный рассеянный свет или максимально приближенное к нему искусственное освещение.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия - от 1 до 1,5 мм, ширина - от 10 до 15 мм, длина - от 15 до 20 мм, угол скоса - 30-45 градусов.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный смоченный водой. Заточка - процесс деликатный. Не рекомендуется применять так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Преимущества гуммированной ленты

Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант - это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.

Создание маркетри пошагово

1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы - это основа всей работы.На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них. Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги.

Новичкам рекомендуется использовать миллиметровую бумагу. Если вы только приступаете к работе в этой технике, полезно посетить несколько мастер-классов по маркетри по дереву для начинающих для того, чтобы понять основные требования и секреты технологии.

2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон. В этом случае главным является оттенок, а не сорт дерева и его стоимость.

3. На деревянную основу при помощи копировальной бумаги наносится готовый макет.

4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.

5. В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.

6. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.

7. Сверху будущая мозаика промазывается клеем и прессуется на основу. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.

8. Когда клей подсохнет, удаляется.

9. Картину шлифуют и покрывают лаком. При необходимости вставляют в раму.

Вот и все. В принципе, ничего сложного, если следовать данным рекомендациям. Для начала хорошо брать более простые композиции, постепенно переходя к более сложным. Опыт - лучший друг и показатель мастерства.

Маркетри
Маркетри (от франц. Marquer – размечать, расчерчивать) – разновидность инкрустации по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном. Закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.
Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства строганого шпона. С этого времени стали широко применять облицовывание мебели, изготовленной из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины.
В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся до тех пор интарсию. Комод английской работы. XVIII в.

В маркетри объединены два процесса: интарсия – врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другого цвета и облицовывание – наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри.

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Применение тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские поверхности, но и криволинейные. На рисунке показан комод английской работы XVIII в., украшенный маркетри из ореха, платана, самшита и других пород.

Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 – 1732 гг.), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.

Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливались лобзиком или разрезались ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, и наоборот, Буль получал изящные переплетающиеся узоры (главным образом растительные).

Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель – крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.

Интарсии Буля.
Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан-Анри Ризенер и Жан Франсуа Эбен, которые использовали в наборах Экзотические породы древесины – красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т.д.

Жан Анри Ризенер. Секретер.
В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами.

В XVIII веке техника маркетри приходит в Россию. Во время царствования Екатерины II. Императрица, ревностно следившая за всеми новыми художественными веяниями в европейской культуре, уделяла огромное внимание строительству и отделке своей главной резиденции - Зимнего дворца. Значительная часть мебели его интерьеров была декорирована в технике маркетри.

В конце XVIII в. маркетри стали широко применять для украшения мебели. Из наборной мебели были распространены так называемые столики-бобики, с крышкой в форме боба. Их столешницы обычно украшали набором в виде ваз с цветами или букетов цветов, иногда с гирляндами.

Мозаикой украшали также бюро, шкафы, комоды. Русские мастера, многие из которых были выходцами из крепостных, создали немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников. Из работ Н.Васильева сохранился дубовый стол для нот, на крышке которого выполнен набор, изображающий усадьбу графа Шереметева в Кускове. В наборе применены: карельская береза, явор и мореный клен, груша, красное дерево, палисандр, черное дерево. Набор дополнен тонкой гравировкой.

Н.Васильев. Бюро XVIII века
В Государственном Историческом музее хранятся два ломберных столика работы М.Веретенникова. Столики сделаны из сосны и облицованы шпоном различных пород. На крышках столиков искусно выполнены наборы архитектурных пейзажей из древесины ореха, палисандра, мореной березы, клена, груши, мореного дуба и черного дерева.

В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла), и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля модерн. В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике. Наборное дерево обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета древесины, богатейшим природным рисунком, мягкими, благородными тонами оно приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Наибольшее применение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала. Благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально.

Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции, которыми украшают интерьеры помещений.

Материалы и инструменты
Основным поделочным материалом в маркетри является шпон. Шпон - древесный материал, представляющий собой тончайшие (менее 3 мм) листы древесины. Шпон – переводится с немецкого языка как щепа (Späne m pl). В производстве мебели шпон - тонкие древесные пластины, которые наклеивают на какую-либо поверхность из другого материала.

Наиболее полное представление о строении древесины дают основные разрезы ствола дерева - поперечный 1, радиальный 2 и тангентальный 3, показанные на рис. 8. На поперечном разрезе видны концентрические окружности - годичные слои, имеющие вид продольных полос на радиальном разрезе и вид извилистых конусообразных линий на тангетальном. На разрезах ствола часто видны светлые, блестящие, направленные от сердцевины к коре линии - сердцевинные лучи. У одних пород, таких как бук, дуб, они выражены ярко, у других - слабо (сосна, липа, тик). В мозаике из дерева особенно ценятся породы с ярко выраженными сердцевинными лучами. На радиальном разрезе это узкие короткие черточки, на тангентальном - линии в виде вытянутой фасоли млн. различных пятен. Так, на древесине бука часто можно увидеть рисунок, изображение которого напоминает падающий снег. Древесина некоторых пород деревьев имеет светлый цвет по всей толщине ствола, а некоторых темную середину. Темную часть ствола принято называть ядром, а светлую - заболонью). Следовательно, породы с ярко выраженным ядром напивают ядровыми, а с бледным заболонными. У Молодых деревьев ядро выделено не очень четко, у старых - четко. Оно образуется за счет отмирания клеток древесины, отложения дубильных веществ, смолы (у хвойных пород). Важной характеристикой древесины является переход от заболони к ядру. Он может быть плавным или резким, вследствие чего и текстура при строгании или лущении шпона получается различной. Все породы деревьев разделяют на хвойные и лиственные. К хвойным породам относят: лиственницу, сосну, кедр, ель, пихту. Особенно широко распространена сосна. Из лиственных пород используют древесину березы, дуба, бука, ясеня, клена, ореха грецкого. По своей макроструктуре лиственные породы бывают рассеяннососудистыми и кольцесосудистыми. К рассеяннососудистым породам относят бук, граб, клен, березу, грушу, осину, липу, грецкий орех. К кольцесосудистым породам относят дуб, ясень, ильм, вяз

Помещение для мозаичных работ должно быть просторным, светлым и хорошо проветриваемым. В помещении должны поддерживаться нормальные температура и влажность воздуха.

Рабочим местом мозаичника служит небольшой верстак или устойчивый стол. Поверхность стола должна быть хорошо освещена равномерным, неслепящим светом. В вечерние часы кроме общего освещения необходимо применять местное - лампы мощностью 40-60 Вт на расстоянии 30-40 см от поверхности стола.

Шпон режут на специальных щитах-подкладышах, которые предохраняют крышку стола или верстака от повреждений. Лучшим является торцевой щит из брусков, склеенных так, что их торцы выходят на пласти щита. Такой щит, изготовленный из мягких пород древесины (липы, ольхи), обеспечивает качественное резание шпона, небольшие затраты усилий и сохраняет остроту ножа. В качестве подкладного щита можно использовать чертежные доски или листы 8-10-миллиметровой фанеры, изготовленной из березы или ольхи.

Рабочее место мозаичника необходимо оборудовать шкафами или полками для хранения материалов и инструментов.

Во время работы на столе не должно быть ничего лишнего. Каждый инструмент должен иметь определенное место. Шпон, рассортированный по породам и цвету, хранят в отдельных папках.

В мозаичной мастерской или рядом с ней необходимо оборудовать место для заточки и правки инструмента, место для наклеивания наборов па основу, а также место для крашения шпона и отделки наборов, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией и противопожарными средствами.

Нож-резак. Основным инструментом для выполнения мозаичных работ служит плоский нож-резак с лезвием в виде косячка. На конце ручки ножа плоский косой срез, которым притирают полоски клеевой ленты при склеивании частей набора.

Нож-резак изготовляют из высококачественной быстрорежущей стали марок Р9 или Р18. Толщина лезвия - 1-1,5 мм. ширина- 10-15 мм, длина - 15-20 мм, угол скоса - 30-45°. Следует иметь несколько ножей разных размеров.

Для мозаичных работ используют также хирургический скальпель среднего размера. Во избежание порезов рук нижнюю кромку лезвия скальпеля нужно затупить на точильном круге по всей ее длине. Чтобы скальпелем удобно было пользоваться, к нему следует приделать деревянную ручку.

Нож-резак из стальной пластины

Скальпель
Нож-резак можно сделать из лезвия опасной бритвы (рис. 11), придав ей на точильном круге нужную форму и приделав деревянную ручку.

Кроме ножа-резака для резания шпона вручную используют нож-пилку, представляющую собой тонкую стальную пластинку с мелкими зубьями, пилка с круглой ручкой менее устойчива в руке и применяется главным образом для предварительного раскроя шпона.

Нож из лезвия опасной бритвы

Ножи-пилки
Пилку с ручкой-колодкой используют для раскроя шпона на полоски вдоль волокон по прижимной линейке.

Заточка и правка ножа-резака. Острота инструмента - основное условие быстрой и качественной работы мозаичника.

Для правки лезвия ножа-резака применяют бруски, изготовленные из естественных или искусственных материалов, например электрокорунда. Лучшими по качеству являются бруски из естественного материала, например мелкозернистого кремнезема, связанного кристаллическим кальцитом. При правке лезвия его фаску плотно прижимают к бруску и плавными движениями водят им наискосок или вдоль по бруску вперед и назад. Руки должны двигаться на одной высоте, чтобы фаска получилась плоской. После нескольких движений нож переворачивают и правят фаску с другой стороны до тех пор, пока заусенец не отпадет.

Когда лезвие инструмента достаточно заострится, его окончательно доводят на мелкозернистом бруске из естественного абразивного материала. Для этой цели можно применять бруски для правки опасной бритвы. В результате доводки остатки заусенца на лезвии быстро снимаются и оно становится абсолютно гладким. Более тонкую доводку лезвия выполняют на кожаном ремне, закрепленном на деревянном бруске, с применением пасты ГОИ.

После окончания заточки лезвие ножа аккуратно протирают и проверяют его остроту. Острый нож дает чистый срез без смятия волокон древесины.

Виды шпона

Изготовление мозаичного панно в технике маркетри "ОКНО"
Автор Мастер-класса Студия "Махагони-Арт" г.Уфа, Асеев Вячеслав. Сайт: http://www.mahagoni-art.com

Источник мастер-класса http://www.mahagoni-art.com/masterklass2.html

Инструменты и материалы:

Нож-резец маленький (длина лезвия 155 мм, ширина – 12 мм.); нож-резец большой; брусок для заточки режущей кромки; брусок для правки режущей кромки – правило (небольшой брусок с наклеенным сверху кусочком кожи); гуммированная лента; калька; ватман, бумага для рисования; простой карандаш; гелиевая ручка черного цвета; ластик; линейки; шпон различных пород дерева (шпон с изъянами в производстве считается браком, но для нас это рабочий материал); нитролак; клей на основе ПВА; фанера (либо другой материал) для основы; пресс; стол для маркетри с полистирольной основой; губка, смоченная водой, для гуммированной ленты; дрель с насадкой для ошкуривания; шкурка шлифовальная разной зернистости; грузы; станок наждак; кнопки.

Размер данного панно 50х40 см. Работа выполнялась зеркальным набором. При таком способе лицевая сторона склеивается гуммированной лентой, а изнаночная (та, которую мы видим во время работы) в последствии приклеивается на основу. Детали между собой соединяются гуммированной лентой (это бумага, с одной стороны покрытая клеем; при смачивании водой верхняя сторона также становится клейкой).

Если лента слишком широкая, она разрезается вдоль на тонкие полоски. Главный инструмент маркетриста – нож-резец.

Основная работа ведётся на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, то можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом и поместить её на обычном столе.

Работу мы будем выполнять по частям, разбив рисунок на несколько фрагментов, что бы было легче выполнять набор на столе. Важную роль играет освещение: при неправильном (не достаточном или слишком ярком) можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего – рассеянный дневной свет или максимально приближенный к нему искусственный. Для начинающих заниматься маркетри хорошей помощью в работе будет «палитра» из имеющегося в наличии шпона, небольшие пластинки которого следует расположить по кругу (или в ряд) от более тёмных оттенков к более светлым. Это позволит правильно подобрать древесину. Ведь одним из основных законов техники маркетри является закон контрастов. Одну половину пластинок шпона нужно покрыть лаком, чтобы видеть, как изменится цвет после обработки.

Шаг 1. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА. Эскиз выполняем на небольшом формате бумаги простым карандашом, разбиваем по тону (штрихуем в соответствии со светлотой деталей). Эскиз является основной частью работы. В дальнейшем мы будем ориентироваться на эскиз при наборе «рубашки» («рубашка» – разные кусочки шпона, которые составляют рисунок, склеенные воедино. Впоследствии «рубашка» наклеивается на основу).

Шаг 2. КАРТОН. Переносим эскиз на ватман, увеличивая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 50х40 см). Рисунок делаем точным и чётким, так как с него изображение переносится на кальку. Разрабатываем рисунок под наборную мозаику. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, ваза состоит из разных по тону (светлоте) сегментов: стебли цветов, вода, блики на вазе, рефлексы, отражение стола на ножке вазы и т. д.)

Шаг 3. КАЛЬКА. С рисунка на ватмане переносим изображение на кальку подетально (у нас три основные детали: фон, ваза с цветами, книга). Для этого на ватман накладываем кальку, углы фиксируем кнопками (или грузами). Переносим изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гелиевой ручкой чёрного цвета, т. к. линия от карандаша не контрастна). Каждую деталь переносим на отдельный лист кальки: фон – на один лист (без вазы с цветами и книги), вазу с цветами – на второй, книгу – на третий. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не получилось искажений рисунка.

Шаг 4. ЗАТОЧКА НОЖА. Работу со шпоном начинаем с заточки ножа! Нож должен быть очень острым и отполированным. Желательно затачивать нож не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку ножа. Полируется лезвие на войлочном круге. В процессе работы как можно чаще правьте лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не «мучает» дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее состыковать детали между собой.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ. Для работы готовим шпон из разных пород дерева по тону. В первую очередь набираем фон, т. к. мы будем ориентироваться на него в дальнейшей работе: при наборе основных деталей будет нагляднее подбирать шпон, что позволяет гармонично вписывать детали в фон. Во время подбора материала нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее. Ножом аккуратно вырезаем сегмент детали на кальке. Под вырезанный сегмент подкладываем нужный кусок шпона (предварительно пробуем разные виды древесины, выбираем более подходящий по тону, подбираем нужное нам направление волокон) и по вырезанному краю кальки режем шпон: в начале, намечаем ножом контур, а потом, в несколько приёмов вырезаем деталь. Переворачиваем кальку и аккуратно приклеиваем вырезанный кусочек шпона к краям кальки гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачиваем клеевую сторону гуммированной ленты о губку). Далее вырезаем следующий сегмент на кальке, примыкающий к только что сделанной детали, подкладываем под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезаем шпон по контуру, переворачиваем кальку и гуммированной лентой приклеиваем шпон к уже вклеенному кусочку шпона с одной стороны и кальке с другой. Так постепенно набираем весь фон. Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, поставьте на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождите не которое время.

Шаг 6. НАБОР ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ. Дальше набираем основные детали аналогично набору фона. Затем ножом аккуратно вырезаем их из кальки.

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР «РУБАШКИ». После того, как основные детали будут набраны, приступаем к сбору «рубашки»: основные детали накладываем на фон и компонуем рисунок. Детали фиксируем на фоне грузилами и поочередно врезаем: аккуратно по контуру детали прорезаем фон ножом, убираем вырезанную часть фона и вставляем деталь, с обратной стороны в нескольких местах приклеиваем её гуммированной лентой.

Шаг 8. Дальше врезаем следующую деталь. Процесс врезки аналогичен: деталь фиксируем на фоне грузилами, аккуратно, по контуру прорезаем фон, убираем вырезанную часть шпона и вставляем деталь, с обратной стороны приклеиваем гуммированной лентой.

Шаг 9. ВЫРАВНИВАНИЕ. После того, как «рубашка» будет набрана, выравниваем её края при помощи линейки, грузил и ножа. Углы «рубашки» должны быть 90 градусов.

Шаг 10. ПАСПАРТУ. Приступаем к завершающему этапу сбора «рубашки», при помощи линейки, грузил и ножа нарезаем тонкие полоски тёмного и светлого шпона для паспарту. Приклеиваем их к рубашке с обратной стороны гуммированной лентой.

Шаг 11. «Рубашка» готова. Ещё раз проверьте работу, мелкие детали могут выпасть, восстановите их.

Шаг 12. КЛЕИМ «РУБАШКУ» НА ОСНОВУ. В нашем случае основой является фанера толщиной 8 мм. Готовим основу – выпиливаем фанеру под размер рубашки. Первый слой клея наносим на основу, выдерживаем 10-15 минут, затем на основу наносим второй слой клея. Дальше наносим клей на «рубашку», на ту сторону, где нет гуммированной ленты; хорошо промазываем поверхность, что бы заполнить все неровности и пустоты. Накладываем «рубашку» на основу. Внимательно проверьте: углы «рубашки» и основы должны совпасть.

Шаг 13. ЗАПРЕССОВКА. Для запрессовки работы мы используем типографский пресс. Помещаем работу под пресс. Между «рубашкой» и прижимной поверхностью прокладываем лавсановую плёнку, чтобы не произошло отслоение «рубашки» от основы. Под прессом работу выдерживаем сутки.

Шаг 14. ЦИКЛЁВКА. После того как работу достали из-под пресса, начинаем сразу циклевать, т.к. в это время гуммированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюем работу большим ножом. Участки, на которых гуммированная лента отходит плохо, очистим на следующем этапе (шлифовка).

Шаг 15. ШЛИФОВКА. Для шлифовки мы используем обыкновенную дрель с насадкой для шлифовки. Главное не переусердствовать и не сошлифовать шпон до фанеры.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ. Для покрытия работы используем матовый нитролак, т.к. он не даёт бликов и не мешает восприятию. Лак наносят с помощью кисти или краскопульта.

Работу следует покрывать 5–6 слоями лака, постепенно разбавляя его растворителем. Первый слой наносят неразбавленным лаком. Каждый последующий слой наносимого лака разбавляем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатываем наждачной шкуркой (нулёвкой). Последний слой нанесённого лака не шкурим. Работа готова. Обрамляем её рамой.

РАБОТА ГОТОВА.

Примеры работ в технике маркетри

Кузнецов Максим "Тигрица с тигренком"


Газизов Марат Радифович "Царская охота (по мотивам произведений В. Горбатова)

Газизов Марат Радифович "Кижи"

Газизов Марат Радифович "Материнство" (по мотивам произведений Н. Самокиш)

Украсьте крышку шкатулки или мебель плетёным узором, придав ей уникальность и элегантный вид. Как и многие другие столярные методы, этот лишь на первый взгляд кажется чересчур сложным. Однако, поняв основные принципы работы, показанные в нашей статье шаг за шагом, вы увидите, что это делается очень просто.

Разметка узора

Для создания плетёного узора я использую квадратики из кленового шпона , окрашенные в чёрный цвет, и светлые прямоугольники из вишни.

Главный секрет построения узора заключается в соотношении размеров квадратов и прямоугольников. Прямоугольники должны быть в два раза шире и в четыре раза длиннее квадратов. С помощью пропорции 1:2:4 вы можете построить плетёный узор любого размера.

В показанном здесь примере прямоугольники размерами 20×40 мм соответствуют 10-миллиметровым квадратам. Чёрная полоска шириной 5 мм и ореховая кайма шириной 25 мм окружают плетёный узор. После склейки края набора обрезаются вровень с краями крышки размерами 216×280 мм.

Нарезка полос шпона

Для этого узора требуется 63 квадрата и 62 прямоугольника, но не помешает иметь несколько лишних деталей. Чтобы вырезать детали, потребуется острый нож, металлическая линейка и рабочая лоска. Рабочую доску можно сделать из куска фанеры или ламинированной древесно-стружечной плиты, добавив деревянную рейку-упор, к которой прижимается край шпона. Сначала изготовьте 10-миллиметровый шаблон из обрезка толщиной не менее 12 мм.

Прижмите кусок чёрного шпона к рейке-упору и с помощью шаблона расположите линейку параллельно упору с отступом 10 мм (фото А). Отрежьте несколько полосок обшей длиной не менее 60 см для изготовления квадратов (фото В). Затем отрежьте ещё две полоски длиной 300 мм и отложите в сторону. Состыкуйте кромки отрезанных ранее полос, скрепите полосы скотчем и разрежьте на квадраты (фото С).

Чтобы сделать шаблон для светлых прямоугольников, скрепите скотчем две отложенные чёрные полоски, состыковав их кромки.

Отрежьте несколько 20-миллиметровых светлых полос обшей длиной не менее 2400 мм. Как и ранее, состыкуйте кромки этих полос, скрепите скотчем, обрежьте один конец под прямым углом и прижмите этот конец к рейке-упору. Соединив скотчем две 20-миллиметровые полоски, используйте их как шаблон для установки линейки, чтобы разрезать полосы на прямоугольники.

Быстрый обжиг изменит цвет шпона

С помощью горячего песка сделайте концы прямоугольников более тёмными, как бы уходящими в тень, чтобы создать иллюзию переплетения полос.

Установите регулятор нагрева электрической плитки в среднее положение и поставьте на плитку небольшую чугунную сковороду, на 2/3 наполненную мелким песком. Потренируйтесь с обрезками шпона и определите оптимальное время выдержки светлых прямоугольников в песке до получения желаемого цвета. Затемните оба конца каждого прямоугольника (фото D).

Соберите узор

Чтобы летали узора оставались на месте и вы могли продолжать сборку, положите лист так называемой контактной бумаги липкой стороной вверх, подложив снизу кусок картона (фото Е). Разметьте на контактной бумаге две перпендикулярные линии, пересекающиеся в центре листа. Эти линии помогут аккуратно

расположить летали, чтобы готовый узор получился прямоугольным. Укладывайте квадраты и прямоугольники лицевой стороной вниз (фото F и G).

Если некоторые детали сдвигаются или слабо держатся на липком слое контактной бумаги, временно закрепите их прозрачным скотчем. Собрав узор полностью, обрежьте его края (фото Н, I, J).

Добавьте красивую кайму

Вырежьте 5-миллиметровые полоски из чёрного шпона, а из орехового шпона - полосы шириной 25 мм таким же способом, как ранее. Прикрепите эти полоски к краям узора (фото К) с перехлёстом на углах. Разрежьте места перехлёста наискось от внутреннего угла к внешнему (фото L). Сделав косые стыки на всех четырёх углах, переверните набор и наклейте на кайму полосы малярного скотча. Удалите прозрачную плёнку с лицевой поверхности.

Краткий совет! Наклейте прозрачный скотч диагонально на все углы с обеих сторон, чтобы избежать появления трещин при разрезании шпона.

Наклейте гуммированную ленту

Прежде чем приклеить готовый набор к основе, малярный скотч необходимо удалить. Для этого сначала увлажните полоски гуммированной ленты и оклейте ими всю лицевую сторону набора (фото М). Сырая бумажная лента при высыхании стягивает шпон, и набор может покоробиться. Не паникуйте! Он снова станет плоским после приклеивания к основе. Когда лента высохнет, осторожно отделите малярный скотч, отрывая его под углом 45° к направлению волокон. Тяните скотч вдоль поверхности набора, чтобы случайно не оторвать одну из деталей.

Краткий совет! Если при удалении скотча один из кусочков шпона выпадут из набора, вставьте его на место и закрепите каплей клея, втирая его пальцем в швы

Слегка увлажните гуммированную ленту с помощью мокрой губки и наклейте её на лицевую сторону набора. Высыхая, эта лента плотнее стянет стыки деталей из шпона.

Наклейте набор на основу

Для приклеивания набора к основе вы можете использовать вакуумный пресс, фанеровочный пресс или просто зажать работу струбцинами между двух толстых пластин, выпиленных из 19-миллиметровой фанеры или МДФ-плиты. Я обычно применяю традиционный костный клей, так как он позволяет переносить набор даже после того, как клей высохнет, просто нагревая его утюгом, но можно взять любой клей для столярных работ. Выпилите по размерам набора основу из прочного и стабильного материала, например, МДФ или фанеры. Затем вырежьте кусок шпона таких же размеров для наклеивания на обратную сторону основы. Выберите шпон, который будет хорошо выглядеть внутри шкатулки. Он приклеивается к нижней стороне основы, чтобы готовая панель не покоробилась.

Равномерно нанесите клей на основу и наклейте лист шпона. Затем переверните основу, нанесите клей и аккуратно наклейте набор с плетёным узором (фото N). Клей следует наносить только на основу, а не на шпон. Положите панель в пресс и плотно сожмите (фото О). Оставьте панель под давлением на несколько часов, затем выньте и подождите ещё сутки, чтобы дать клею высохнуть окончательно.

Шпон в виде мозаики своими руками – пошаговое описание и фото

Параллельность без измерений и разметки. Примитивный шаблон поможет быстро и аккуратно расположить линейку.

Нарежьте полоски. Удерживая линейку на месте, ведите нож вдоль её края. Сделайте несколько надрезов с небольшим нажимом, чтобы отделить поломку шпона.

Соединить и отрезать. Скрепите скотчем несколько чёрных полос шпона и обрежьте один конец под прямым углом. С помощью шаблона установите линейку, затем разрежьте полосы поперёк, чтобы получить квадраты.

Затемните концы прямоугольников. Опытным путём установите время выдержки вишнёвого шпона в горячем песке, погружая конец детали примерно на 3 мм. Старайтесь, чтобы все они выглядели одинаково, и не допускайте обугливания.

Для сборки узора подготовьте липкую поверхность. Скотчем закрепите на столе контактную бумагу липкой стороной вверх.

Начните с центра. Выровняйте первый прямоугольник вдоль одной из направляющих линий и положите вплотную к нему чёрный квадратик, также выровняв его по линии. Добавьте второй прямоугольник, расположив его поперёк первого и выровняв по центру, чтобы получилась буква Т. Добавьте ещё один чёрный квадратик с другой стороны.

От середины к краям. Продолжайте составлять Т-образные формы из светлых прямоугольников, заполняя свободные промежутки квадратиками.

В ходе работы регулярно контролируйте прямоугольность узора с помощью направляющих линий.

Наклейте малярный скотч. Закончив сборку узора, полностью удалите прозрачный скотч и заклейте всю заднюю сторону малярным скотчем.

Обрежьте края набора. Острым ножом по линейке вырежьте прямоугольник размерами 180×240 мм. Не беспокойтесь за точность этих размеров. Вы сможете изменить окончательные размеры, добавив кайму из полос шпона.

Удалите бумагу. Обрезав края набора, осторожно отделите контактную бумагу, но оставьте на месте малярный скотч.

Обведите узор каймой. Скрепите прозрачным скотчем чёрную и ореховую полосы окантовки. Затем прикрепите эту кайму к краю набора.

Идеальная заусовка. Несколькими лёгкими надрезами по диагонали разрежьте полосы окантовки на каждом углу.

Наклеить и закрепить. Сначала приклейте шпон на заднюю сторону основы, а затем наборный узор, не забудьте скрепить скотчем все части, чтобы они не сдвинулись под прессом.

Положите вощёную бумагу между панелью и прижимными пластинами, чтобы избежать их склеивания. Тонкий слой картона между вощёной бумагой и пластинами компенсирует небольшие отличия толщины шпона, создавая равномерное давление на все части набора.


(от франц. marquer — размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумажной лентой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

инструменты и материалы:
  • нож-резец маленький (длина лезвия 155 мм, ширина –
    12 мм.);
  • нож-резец большой;
  • брусок для заточки режущей кромки;
  • брусок для правки режущей кромки– правило (небольшой брусок с наклеенным сверху кусочком кожи);
  • гуммированная лента;
  • калька;
  • ватман, бумага для рисования;
  • простой карандаш;
  • гелиевая ручка черного цвета;
  • ластик;
  • линейки;
  • шпон различных пород дерева (шпон с изъянами в производстве считается браком, но для нас это рабочий материал);
  • нитролак;
  • клей на основе ПВА;
  • фанера (либо другой материал) для основы;
  • пресс;
  • стол для маркетри с полистирольной основой;
  • губка, смоченная водой,для гуммированной ленты;
  • дрель с насадкой для ошкуривания;
  • шкурка шлифовальная разной зернистости;
  • грузы;
  • станок наждак;
  • кнопки.

Размер данного панно 50х40 см. Работа выполнялась зеркальным набором. При таком способе лицевая сторона склеивается гуммированной лентой, а изнаночная (та, которую мы видим во время работы) в последствии приклеивается на основу. Детали между собой соединяются гуммированной лентой (это бумага, с одной стороны покрытая клеем; при смачивании водой верхняя сторона также становится клейкой).
Если лента слишком широкая, она разрезается вдоль на тонкие полоски. Главный инструмент маркетриста – нож-резец.
Основная работа ведётся на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, то можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом и поместить её на обычном столе.

Работу мы будем выполнять по частям, разбив рисунок на несколько фрагментов, что бы было легче выполнять набор на столе. Важную роль играет освещение: при неправильном (не достаточном или слишком ярком) можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего – рассеянный дневной свет или максималь но приближенный к нему искусственный.
Для начинающих заниматься маркетри хорошей помощью в работе будет «палитра» из имеющегося в наличии шпона, небольшие пластинки которого следует расположить по кругу (или в ряд) от более тёмных оттенков к более светлым. Это позволит правильно подобрать древесину. Ведь одним из основных законов техники маркетри является закон контрастов.
Одну половину пластинок шпона нужно покрыть лаком, чтобы видеть, как изменится цвет после обработки.
Шаг 1. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА. Эскиз выполняем на не большом формате бумаги простым карандашом, разбиваем по тону (штрихуем в соответствии со светлотой деталей). Эскиз яв ляется основной частью работы. В дальнейшем мы будем ориен тироваться на эскиз при наборе «рубашки» («рубашка» – разные кусочки шпона, которые составляют рисунок, склеенные воеди но. Впоследствии «рубашка» наклеивается на основу).

Шаг 2. КАРТОН. Переносим эскиз на ватман, увеличивая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 50х40 см). Рисунок делаем точным и чётким, так как с него изображение перено сится на кальку.
Разрабатываем рисунок под наборную мозаику. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, ваза состоит из разных по тону (светлоте) сегментов: стебли цветов, вода, блики на вазе, рефлексы, отражение стола на ножке вазы и т. д.)

Шаг 3. КАЛЬКА. С рисунка на ватмане переносим изо бражение на кальку подетально (у нас три основные детали: фон, ваза с цветами, книга). Для этого на ватман накладываем кальку, углы фиксируем кнопками (или грузами). Переносим изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гели евой ручкой чёрного цвета, т. к. линия от карандаша не кон трастна). Каждую деталь переносим на отдельный лист кальки: фон – на один лист (без вазы с цветами и книги), вазу с цветами – на второй, книгу – на третий. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не получи лось искажений рисунка.

Шаг 4. Заточка ножа. Работу со шпоном начинаем с заточки ножа! Нож должен быть очень острым и отполированным. Желательно затачивать нож не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку ножа. Полируется лезвие на войлочном круге. В процессе работы как можно чаще правьте лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не «мучает» дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее состыковать детали между собой.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ. Для работы готовим шпон из разных пород дерева по тону. В первую очередь набираем фон, т. к. мы будем ориентироваться на него в дальнейшей работе: при наборе основных деталей будет нагляднее подбирать шпон, что позволяет гармонично вписывать детали в фон. Во время подбора материала нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее.
Ножом аккуратно вырезаем сегмент детали на кальке. Под вырезанный сегмент подкладываем нужный кусок шпона (предварительно пробуем разные виды древесины, выбираем более
подходящий по тону, подбираем нужное нам направление волокон) и по вырезанному краю кальки режем шпон: в начале, намечаем ножом контур, а потом, в несколько приёмов вырезаем деталь. Переворачиваем кальку и аккуратно приклеиваем вырезанный кусочек шпона к краям кальки гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачиваем клеевую сторону гуммированной ленты о губку). Далее вырезаем следующий сегмент на кальке, примыкающий к только что сделанной детали, подкладываем под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезаем шпон по контуру, переворачиваем кальку и гуммированной лентой приклеиваем шпон к уже вклеенному кусочку шпона с одной стороны и кальке с другой. Так постепенно набираем весь фон.
Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, поставьте на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождите не которое время.

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР «РУБАШКИ». После того, как основные детали будут набраны, приступаем к сбору «рубашки»: основные детали накладыва ем на фон и компонуем рисунок. Детали фиксируем на фоне грузилами и поочередно врезаем: аккуратно по контуру детали прорезаем фон ножом, убираем вырезанную часть фона и вставляем деталь, с обратной стороны в нескольких местах приклеиваем её гуммированной лентой.

Шаг 8. Дальше врезаем следующую деталь. Процесс врезки аналогичен: деталь фиксируем на фоне грузилами, аккуратно, по контуру прорезаем фон, убираем вырезанную часть шпона и вставляем деталь, с обратной стороны приклеиваем гуммированной лентой.

Шаг 9. Выравнивание. После того, как «рубашка» будет набрана, выравниваем её края при помощи линейки, грузил и ножа. Углы «рубашки» должны быть 90 градусов.

Шаг 10. ПАСПАРТУ. Приступаем к завершающему этапу сбора «рубашки», при помощи линейки, грузил и ножа нарезаем тонкие полоски тёмного и светлого шпона для паспарту. Приклеиваем их к рубашке с обратной стороны гуммированной лентой.

Шаг 11. «Рубашка» готова. Ещё раз проверьте работу мелкие детали могут выпасть, восстановите их.

Шаг 12. КЛЕИМ «РУБАШКУ» НА ОСНОВУ. В нашем случае основой является фанера толщиной 8мм. Готовим основу – выпиливаем фанеру под размер рубашки. Первый слой клея наносим на основу, выдерживаем 10-15 минут, затем на основу наносим второй слой клея. Дальше наносим клей на «рубашку», на ту сторону, где нет гуммированной ленты; хорошо промазываем поверхность, что бы заполнить все неровности и пустоты. Накладываем «рубашку» на основу. Внимательно проверьте: углы «рубашки» и основы должны совпасть.

Шаг 13. ЗАПРЕССОВКА. Для запрессовки работы мы используем типографский пресс. Помещаем работу под пресс. Между «рубашкой» и прижимной поверхностью прокладываем лавсановую плёнку, чтобы не произошло отслоение «рубашки» от основы. Под прессом работу выдерживаем сутки.

Шаг 14. ЦИКЛЁВКА. После того как работу достали из-под пресса, начинаем сразу циклевать, т.к. в это время гуммированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюем работу большим ножом. Участки, на которых гуммированная лента отходит плохо, очистим на следующем этапе (шлифовка).

Шаг 15. ШЛИФОВКА. Для шлифовки мы используем обыкновенную дрель с насадкой для шлифовки. Главное не переусердствовать и не сошлифовать шпон до фанеры.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ Л АКОМ. Для покрытия работы используем матовый нитро лак, т.к. он не даёт бликов и не мешает восприятию. Лак наносят с помощью кисти или краскопульта.

Работу следует покрывать 5–6 слоями лака, постепенно разбавляя его растворителем. Первый слой наносят неразбавленным лаком. Каждый последующий слой наносимого лака разбавляем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатываем наждачной шкуркой (нулёвкой). Последний слой нанесённого лака не шкурим. Работа готова. Обрамляем её рамой.

Можно посмотреть работы выполненные в технике маркетри .

Источник мастер-класса: http://www.mahagoni-art.com/masterklass.html

Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.

Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия

Один из видов декоративно - прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.

Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.

Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих

Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.

Для работы понадобятся:
  • Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
  • Листы бумаги для эскизов.
  • Ножницы.
  • Карандаш.
  • Клей ПВА.
  • Кнопки канцелярские или баллончик клея.
  • Кусок фанеры.
  • Лобзик.
  • Наждак с кругом для шлифовки изделия.

1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.

2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.

3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.

4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.

5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.

Мозаика блочная.

Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.

Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.

Инкрустация по дереву.

Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалыслоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.

Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.

Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на первый взгляд. Хорошим украшением могут стать резные картины, мебель и другие предметы интерьера, можно сделать внутреннюю отделку стен, внешнюю отделку дома - ажурные кружева из дерева способны превратить ваш дом в терем, как на этом фото.

Видео по теме статьи

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS