Главная - Сантехника
Кто является автором станционный смотритель. А.С. Пушкин "Станционный смотритель": описание, герои, анализ произведения

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1830 г.

История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.

Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.

Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации, и переходит к развязке.

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм и реализм.

История создания

В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение, и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.

Тема

Проведя в «Станционном смотрителе» анализ произведения, выясняется многогранная тематическая содержательность этой небольшой повести.

Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь ее от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня, в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы, и вырваться на свободу, из серой, будничной деревенской жизни, в большой город, сверкающий яркими огнями. Ее безумная идея внезапно претворяется в жизнь, и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.

В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но, в погоне за счастьем, девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского, и безропотно следует за ним.

В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают за обслугу, и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелегкой долей.

В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чем для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем, Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает об родном отце, который готов ради любимой дочери на все. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чем-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца, для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае, они приводят к драматическому исходу.

Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.

Композиция

События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от ее участников и свидетелей.

Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, об пренебрежительном отношении к ним. Далее, повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным, и его дочерью Дуней.

Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнает от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в этом случае лубочные картинки, изображающие возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все его мысли и страдания, человека, которого покинула любимая дочь.

Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания, слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить, и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приезжала, поплакала на могиле отца, и снова уехала.

Главные герои

Жанр

Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» четко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.

Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые также, как и все, могут чувствовать и страдать.

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение - «Повести Белкина», - включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие). В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.

Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.

Знакомство с героями

Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось - а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести - показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.

Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин - отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.

В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

История о блудном сыне

Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.

Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, - все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.

Возвращение дочери

В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле - так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним - а затем уехала.

Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?

Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы - это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент - произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.

Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.

Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, - необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.

История создания

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал: «... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября - «Станционный смотритель», 20 сентября - «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» - 14 октября и «Метель» - 20 октября. Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом автора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что П.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер...».

В конце октября 1831 года «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были опубликованы. Предисловие завершалось словами: «Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие. А.П.». Эпиграф ко всем повестям, взятый из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне»), говорит о народности и простоте Ивана Петровича. Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г. Н., «Выстрел» подполковником И.Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И. Т.), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.

С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина, они вышли в свет в 1834 году. Создавая в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих в российской провинции, Пушкин с доброй улыбкой и юмором рассказывает о современной России. Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец. Эпиграф взят из стихотворения П.А. Вяземского «Станция» («Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор»), Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистра-тором» (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не «губернским регистратором», как это было в оригинале, так как этот чином выше.

Род, жанр, творческий метод

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Каждая из «Повестей Белкина» так мала по своему размеру, что можно было бы назвать ее рассказом. Пушкин называет их повестями. Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. «Повести и романы читаются всеми и везде», - отмечал он. Повести Белкина» являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.

Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона. В «Метели» пародируются французские романы и романтические баллады Жуковского. В конце повести комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью. В повести «Гробовщик», в которой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, пародируется опера Моцарта и страшные истории романтиков. «Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию - «Ромео и Джульетту» Шекспира.

В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина - «Станционный смотритель». В повести заложены основы реализма в русской литературе. В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и тениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства.

Тематика

В «Повестях Белкина», наряду с традиционной романтической тематикой из дворянско-усадебного быта, Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.

Повесть «Станционный смотритель» - самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило.

Пушкин заявил одну из главных тем русской литературы XIX века - тему «маленького человека». Значимость этой темы для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Идея

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь - мило, гладко, плавно: прочитаешь - всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать» («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).

«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу - прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого П.Д. Голохвастову).

Столь неоднозначное восприятие пушкинского цикла наводит на мысль, что в «Повестях Белкина» заключается некая тайна. В «Станционном смотрителе» заключена она в небольшой художественной детали - стенных картинах, рассказывающих о блудном сыне, которые были в 20-40-х годах частой принадлежностью станционной обстановки. Описание тех картинок выводит повествование из социально-бытового плана в философский, позволяет осмыслить его содержание в соотнесенности с человеческим опытом, интерпретирует «вечный сюжет» о блудном сыне. Повесть проникнута пафосом сострадания.

Характер конфликта

В повести «Станционный смотритель» - униженный и печальный герой, финал - в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери - с другой. Повесть отличает особенный характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла - и в то же время горе простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.

Новый тип героя и конфликта повлек за собой иную систему повествования, фигуру рассказчика - титулярного советника А. Г. Н. Он рассказывает историю, услышанную от других, от самого Вырина и от «рыжего и кривого» мальчика. Увоз Дуни Выриной гусаром - завязка драмы, за которой следует цепь событий. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя - на могилу за околицей. Смотритель не в силах повлиять на ход событий, но прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды.

«Маленький человек» - это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества. Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Основные герои

Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса», станционных смотри-телях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле их жизнь - настоящая каторга: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». В память одного из них написана эта повесть.

Главным героем в повести «Станционный смотритель» является Самсон Вырин, человек около 50 лет. Родился смотритель примерно в 1766 году, в крестьянской семье. Конец XVIII века, когда Вырину было 20-25 лет - это время суворовских войн и походов. Как известно из истории, Суворов развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку. В тексте говорится, что, прибыв в Петербург на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца.

Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалованье. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.

Ей с детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю женскую работу. Сам Вырин, как он представлен в начале повести, - «свежий и бодрый», общительный и неозлобленный, несмотря на то, что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня - его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, - бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой - стала не женой, а любовницей.

Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут и сдался станционный смотритель - запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.

Дуня в повести показана мастерицей на все руки. Никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему. И отец, глядя на ее проворство и красоту, не мог нарадоваться. В то же время это юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет- возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла. Дуня и приезжает к отцу лишь тогда, когда сбылось всё, о чём она могла только мечтать, хотя Пушкин ни слова не говорит о её замужестве. Но шестёрка лошадей, трое детей, кормилица свидетельствуют о благополучном завершении истории. Конечно, сама Дуня считает себя виноватой в смерти отца, но, вероятно, читатель простит её, как прощает Иван Петрович Белкин.

Дуню и Минского, внутренние мотивы их поступков, мыслей и переживаний, на всем протяжении повести рассказчик, ямщик, отец, рыжий мальчик описывают со стороны. Может быть, поэтому образы Дуни и Минского даны несколько схематично. Минский знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра - не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Добрый и веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.

Многие поступки героев повести сегодня непонятны, а для современников Пушкина они были естественны. Так, Минский, полюбив Дуню, не женился на ней. Он мог так поступить не только потому, что был повесой и легкомысленным человеком, но и по ряду объективных причин. Во-первых, чтобы жениться, офицеру требовалось разрешение командира, часто женитьба означала отставку. Во-вторых, Минский мог зависеть от своих родителей, которым брак с бесприданницей и не дворянкой Дуней вряд ли понравился бы. На разрешение хотя бы этих двух проблем требуется время. Хотя в финале Минский смог это сделать.

Сюжет и композиция

К композиционному построению «Повестей Белкина», состоящих из пяти отдельных повестей, неоднократно обращались русские писатели. О своем замысле написать роман с подобной композицией писал в одном из писем Ф.М. Достоевский: «Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно. Я полагаю, Пушкин думал о похожей форме романа: пять повестей (число «Повестей Белкина»), поступающих в продажу отдельно. У Пушкина повести и впрямь отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Зато есть общий прием тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Повести Пушкина объединяются, во-первых, фигурой повествователя - Белкина; во-вторых, тем, что все они рассказаны. Рассказанность и была, предполагаю, тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Рассказанность как общее всем повестям одновременно допускала их чтение (и продажу) по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цело в каждой части. Я называю такую форму, пользуясь опытом последующей русской прозы, романом-циклом».

Повести были написаны Пушкиным в одном хронологическом порядке, разложил же он их не по времени написания, а исходя из композиционного расчета, чередуя повести с «неблагополучными» и «благополучными» концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность.

Пушкин выстраивает повесть «Станционный смотритель» на развитии двух судеб и характеров - отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин - старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня. Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.

Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Сельское кладбище посетила прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами и черной моськой на роскошной карете. Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

Художественное своеобразие

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики и стилистики пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому одинаково доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были сформулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.

«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. «Писателю надо не переставая изучать это сокровище», - советовал Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомому литератору.

Значение произведения

В развитии русской художественной прозы огромная роль принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.

Первым писателем, который Открыл читателю мир «маленьких людей»* был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

Есть по крайней мере два повода в году поговорить о «солнце русской поэзии» Александре Сергеевиче Пушкине - дата рождения и дата смерти поэта. К счастью, не так давно, а именно 6 июня, был день рождения «нашего всего». В настоящей статье не будет анализироваться поэзия. В ней будет представлена проза А.С. Пушкина. Мы рассмотрим всего одну повесть (представив ее краткое изложение) - «Станционный смотритель».

Авторский зачин

Начинается повесть с того, что автор - Белкин И. П. - говорит добрые слова в адрес станционных смотрителей. Сетует на их незавидную долю: им попадаются по долгу службы разные люди, и всех они должны ублажить, быть с ними вежливыми. Но автор признается, что так он думал о станционных смотрителях не всегда, затем он рассказывает историю, которая должна смягчить читателя строк повести и сделать его более терпимым к этим несчастным людям. Таково своеобразное вступление к повести. Оно важно для автора, потому с него мы и начинаем свое краткое изложение. "Станционный смотритель" написан с определенной целью.

Это обычный чиновник - начальник почтовой станции. Он переписывает разнообразные дорожные документы тех, кто останавливается на станции. Это низший чин в среде бюрократов 19 века. Именно поэтому он нуждается в заступничестве И. П. Белкина. У Пушкина смотритель - скорее тот, кто развлекает путников, пока те ждут лошадей, а бумаги он заполняет между делом.

И. П. Белкин попадает к смотрителю в гости в мае 1816. Автор попал под дождь в дороге и решил обсохнуть в избе смотрителя Самсона Вырина. Тот жил не один, а с дочкой Дуней. Дуня проворно накрыла на стол, и рассказчик предложил отцу и дочке разделить с ним его пищу. Дождь уже кончился. Лошадей подали, а повествователь все не хотел прощаться со своими новыми знакомцами. Но визитеру приглянулся, конечно, не сам смотритель, а его дочка. Она, несмотря на юный возраст (всего 14 лет), была уже сказочно красива и на всех посетителей мужского пола действовала гипнотически.

Отдельных слов требует убранство избы: дом был ухожен, чист, приятен глазу. Другими словами, во внешней обстановке и атмосфере чувствовалась женская рука. С. Вырин очень гордился дочкой, он говорил, что та вся в мать.

Если говорить про описание станционного смотрителя, то выглядел он мужчиной благополучным и полностью довольным своей долей. Но совсем другим он был во вторую встречу с автором рассказа.

Прошло 4 года, и автора рассказа снова занесло на то же место, и он уступил соблазну и посетил ту же избу. Дом смотрителя и он сам изменились до неузнаваемости. Избушка уже не была прекрасно убрана, не было цветов на подоконнике. Везде царила грязь и запустение. Когда И. П. Белкин вошел в избу, он обнаружил смотрителя спящим на кровати с грязными простынями, одеялом ему служил старый, поношенный тулуп. Рассказчик был поражен превращению смотрителя в старика за 4 года, хотя, когда они виделись последний раз, ему было лет 50. Белкин, конечно, сразу же спросил о Дуне (дочке смотрителя): что с ней, где она. Самсон Вырин сказал, что не ведает о ее сегодняшних делах ничего. А так как Белкин увлекался литературным творчеством, то он, видимо, почувствовал в этой неприглядной на первый взгляд истории какую-то интригу, которая могла послужить хорошей основой для повести или рассказа (так оно и вышло). Литератор-любитель решил разговорить хмурого старика во что бы то ни стало. И вот под пунш смотритель поведал дворянину историю легального похищения Дуни гусаром Минским.

Здесь уже описание станционного смотрителя рисует нам человека не столь благополучного. Главный герой рассказа вызывает жалость и отчаяние у читателя. Лишившись дочери, смотритель словно утратил тот главный стержень, который держал всю его жизнь.

Гусар Минский и судьба Дуни

Гусар, так же как и когда-то автор, появился в избе смотрителя в ненастье. Он долго кричал на смотрителя. Причина была в том, что ему долго не подавали лошадей. Но, увидев Дуню, офицер успокоился. Он тоже попал под магнетическое действие голубых глаз девушки. Он настолько присмирел, что ему даже сделалось дурно. Он пролежал в постели несколько дней, к нему вызвали лекаря. Эскулап прописал ему «спокойствие, только спокойствие». При этом больной совсем не казался больным. С лекарем они отобедали, и тот получил от гусара 25 р. и ушел.

Военный поправился. Когда он уезжал, то предложил Дуне довезти ее до церкви, там как раз начиналась обедня. Дуня сначала не решилась и бросала робкий взгляд на отца, но потом батюшка ее подбодрил, и она села в экипаж к гусару.

Больше смотритель с ней не разговаривал. Он ее пытался искать. И даже дважды встречался с Минским, но все безуспешно: тот вытолкал его взашей, дав немного денег. Так заканчивается рассказ смотрителя И. П. Белкину.

К сожалению, краткое изложение («Станционный смотритель» здесь не исключение) не предполагает описания мытарств главного героя во всех красках.

То, что главный герой не стал унижаться и молить о встрече с дочерью, - это характеристика станционного смотрителя, которая прекрасно его определяет как человека гордого. Другое дело, почему же дочь не нашла способа повидаться с отцом? Она бы могла тем самым продлить ему жизнь.

и груда песка

Самый драматичный момент рассказчик И. П. Белкин припас на финал: автора магическим образом, видимо, тянуло к этому месту, и он решил узнать, чем же все-таки кончилось дело. Он в третий раз посетил эти колдовские для него места, обнаружил, что в доме Самсова Вырина живут теперь другие люди, и их сын проводил рассказчика на могилу станционного смотрителя. От него остались только черный крест и груда песка. Интересно также и то, что какое-то время назад приезжала барыня с детьми и тоже спрашивала про смотрителя, а потом долго лежала и плакала на вот этой самой могиле. Так заканчивается произведение Пушкина, а значит, подходит к концу и наше изложение. «Станционный смотритель», как уже наверняка понял читатель, - повесть, наполненная глубоким трагизмом одиночества человеческого существования. Однако остается еще кое-что, а именно обсуждение сочинения по произведению А. С. Пушкина. К нему и приступаем не откладывая.

Напоследок остается сказать только одно: Пушкин, намеренно или нет, но снабжает свою повесть одним существенным белым пятном - неясно, почему за 3 года отсутствия Дуня так и не нашла способа увидеться с отцом. Поэтому на эту тему может пофантазировать читатель, который, возможно, захочет заполнить в повествовании Пушкина эту пустоту.

(разумеется, примерный) может выглядеть так:

  • сюжет;
  • описание ключевых событий;
  • размышления над мотивами поведения Дуни.
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS