Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Чем гимназия отличается от школы: особенности, отличия и отзывы. Чем отличается высшее образование от высшего профессионального |
Существуют два очень близких понятия - образование и образованность. В чем специфика их понимания? В чем специфика понимания образования?Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем - тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, - навыков, связанных с их применением. Еще один важный аспект - востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике. Образование может быть получено человеком:
Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях - умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся. Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение - например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении. Образование - это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание - это определяет сам человек. В чем специфика понимания образованности?Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность - это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный - но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем. В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата - то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования - или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании - в вузе. Образованность - важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов. Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера - полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток - он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены - но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах. В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения - в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно. СравнениеГлавное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй - некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека - настолько фундаментальной будет и его образованность. Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице. Самая лучшая инвестиция - образованиеРодители уже давно поняли, что деньги, потраченные на образование, - самая лучшая инвестиция, поэтому они не жалеют никаких денежных средств на то, чтобы их ребёнок получил самое качественное образование. Сейчас многие из родителей, да и студентов, задумываются о том, чем отличается западное образование от российского, и, может быть, продолжить обучение за рубежом. Многие стали отсылать своих детей обучаться за рубеж, хотя им, конечно же, хотелось бы, чтобы дети были рядом. Давайте рассмотрим основные отличия нашей системы образования от зарубежной. Специалисты широкого профиля и узкого захватаНаша система образования, конечно же, дала много хорошего своим выпускникам. Российские специалисты гордятся тем, что они могут разбираться во многих аспектах выбранной профессии. Но, как шутят наши же соотечественники, российские вузы выпускают специалистов широкого профиля и узкого захвата. Это говорит о том, что выпускник российского вуза не может сразу же приступать к выполнению своих должностных обязанностей, он не знает всех тонкостей, ему требуется некоторое время для того, чтобы полностью вникнуть в профессию. Отличия российской и зарубежной систем
ВыводыКакими бы ни были отличия в нашей системе образования и зарубежной, они, прежде всего, обусловлены теми внутренними условиями и факторами, которые характерны именно для них. Поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать, что российская система лучше, а зарубежная – хуже, или наоборот, мы просто не можем. Нужно учитывать менталитет, особенности развития и традиции народа, страны, поэтому под одни критерии подогнать две различные системы просто невозможно. Но, всё-таки, Россия, в свете сотрудничества со странами-участницами Болонского процесса, должна учитывать современные европейские тенденции в образовании, чтобы действительно создать единую образовательную среду. Поэтому изменения неизбежны. В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней. Что такое бакалавриатЭто первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности. Сколько учатсяКак правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта. Программа бакалавриатаПлан ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной. Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:
Бакалавриат в РоссииВ практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне. Что такое магистратураЭто вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность. Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем. Зачем нужнаМногие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности. Что даетОбразование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:
Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриатаЭто решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:
Как поступить на магистратуруПолучение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности. Кто может поступитьДля подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки. Магистратура по другой специальностиВ процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.
Оплачивается работодателемВ трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет. Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:
Чем отличается бакалавр от магистраРазница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. Чем отличается бакалавриат от магистратуры? Несколько примеров:
Диплом бакалавраЭтот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учиться лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями. Диплом магистраС таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью. Уровни высшего профессионального образованияС 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон "Об образовании". Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата. Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната). Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации. Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты. ГАРАНТ - студенту, аспиранту, преподавателюОбразование в России© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образованияСовременная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях. Особенности современного высшего образованияСовременное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:
К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии. Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень. Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от другаС появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются бакалавриат и магистратуры. Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить. Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:
Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. Программа обучения этим профессиям не изменилась. Неполное высшее образование при бакалавриатеСогласно болонской системе, есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа. Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд. Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. Это официальный документ строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации. Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему. Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться. Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности. В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени. Магистратура как ступень высшего образованияЕсли диплом бакалавра получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно. Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.
Выгоды работодателя от ступенчатого образованияРаботодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов. Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности. Чем отличается высшее образование от высшего профессиональногоНа территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:
Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами. Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр. При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет. Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет. Тонкости получения высшего профессионального образованияЧто же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра. Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе . И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая. В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании. Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются. Магистр и специалистОтличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы , а вот специалистов для деятельности в определенной сфере. Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение. При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов. Неподготовленность ВУЗовКак правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам. Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года. В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров. ОтличияЯвным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов . Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные. Устройство на работу бакалавра, магистра или специалистаСохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу . Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное. Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право. Вот только охотнее берут магистров и специалистов. Бакалавр это высшее образование или нет (чем отличается от специалиста)?? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника. Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет. Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам. Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения. Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста . В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился. Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения. Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности. Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ). Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра. Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих. Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности. То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие? Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы. Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения. В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре. И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся. Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему. Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ). Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования: Выпускники их получают, соответственно, степени специалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования. 1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:
Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней. Уровни общего образования Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Уровни профессионального образования Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования. Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе. Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно. Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены. Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации. Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г. Человек – существо социальное. И так уж устроен мир, что человеку свойственно учиться в течение всей его жизни, он постоянно приобретает новые знания и умения. Давайте разберёмся, какие есть уровни образования в системе образования России. Согласно Закону РФ об образовании система образования включает следующие уровни:
Поскольку для нас с вами дошкольное и общее образование уже пройденный этап, остановимся более подробно на уровнях профессионального образования. Какие есть уровни образования?Профессиональное образование в России подразделяется на:
Среднее специальное образование подразумевает получение специальности в учреждениях образования I-II уровня аккредитации (колледжи, техникумы) на базе общего основного или полного образования. Как правило, средне специальные учебные заведения готовят специалистов среднего звена практически по всем направлениям. Процесс обучения длится 2-3 года. Высшее образование можно получить в ВУЗах страны (университетах, институтах, академиях) на базе полного общего или среднего специального образования. Первым уровнем высшего образования является бакалавриат. По сути, диплом бакалавра представляет собой полноценное высшее образование, в более сжатые сроки (4 года). Этот уровень высшего образования появился в России после её присоединения к Болонскому процессу. Получив диплом бакалавра возможно продолжение обучения с более узкой специализацией в магистратуре. Подготовка по программам специалитета сохранилась по немногим специальностям, утвержденным Правительством РФ, она подразумевает обучение в течение 5 лет и более. После окончания курса специалитета студент становится дипломированным специалистом и может при желании продолжить обучение в магистратуре. Однако, получив звание специалиста, поступить в магистратуру на бюджет не получится, поскольку это будет приравниваться ко второму высшему образованию. Специалитет и магистратура находятся на одном уровне высшего образования, отличие лишь в том, что специалист считается профессионалом более узкой сферы. Диплом специалиста в России высоко ценится (больше, чем диплом бакалавра), но в Европе могут возникнуть проблемы с признанием диплома специалиста, поскольку там существует лишь степени бакалавра и магистра. В отличие от специалитета магистратура предполагает более углублённую специализацию и возможность решения сложных задач. Профессионалы, выпущенные из магистратуры, могут заниматься научно-исследовательской и аналитической работой. В магистратуре потребуется учиться 2 года. Надеемся, что данный материал помог вам разобраться в том, какие есть уровни образования в нашей стране, и выбрать для себя оптимальный вариант. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги