Главная - Лотки для теплотрасс
Что такое черта человека. Черты характера, проявляющиеся в отношении к другим людям. По отношению к самому себе

Характер – это уникальный набор качеств, определяющих неповторимость и уникальность каждого конкретного человека, его личность и поведение. Понимание характера облегчает процесс общения между людьми, помогает избежать спорных или конфликтных ситуаций. Само понятие «характер» имеет греческое происхождение и обозначает особенности психоэмоционального проявления и выражения индивида.

Черты характера

Каждый из нас, особо не задумываясь, легко и быстро сможет назвать разнообразные черты характера . Список этот может быть очень вместительным. Но для того чтобы определить характерный тип конкретного индивида, следует знать не только его основные черты, но и уметь обозначать, какие из них определяющие, а какие лишь дополняющие. В современной психологии различают:

  • ведущие черты, которые собственно и являются определителями нрава в целом;
  • второстепенные черты, которые дополняют и индивидуализируют конкретную личность.

Знание ведущих черт позволяет определить суть всего нрава , его «костяк».

Наличие двух одинаковых черт у двух людей не свидетельствует об идентичности их нрава. Так, оба обладают правдолюбием и боязливостью одновременно. Если у первого боязливость является ведущей чертой , то, вероятнее всего, он не выскажет внешне своего неодобрения действиями или поведением других, противоречащим его внутренним убеждениям. Он скорее промолчит, в душе рассуждая о неправоте окружающих. И наоборот, если у другого ведущее качество правдолюбие, а второстепенное боязливость, то он не преминет указать окружающим на них неправоту, опасаясь лишь в глубине души последствий своих высказываний.

Характерные черты подразделяются на следующие основные группы по отношению к различным бытовым аспектам:

  • отношение к окружающим людям (тактичность, дружелюбие, грубость, общительность, замкнутость, искренность, правдивость, лживость и др.);
  • отношение к работе, деятельности (ответственность, трудолюбие, недобросовестность, леность, безответственность и др.);
  • отношение к самому себе (самокритичность, самовлюблённость, скромность, заносчивость, самоуверенность, гордость, тщеславие и др.);
  • отношение к имуществу и собственности (щедрость, бережливость, аккуратность, безалаберность, неряшливость и др.).

Главенствующей группой является первая (т. е. отношение к окружающим), так как человек – социальное существо , основные черты его образа поведения формируются и проявляются в обществе. Оценка поведения окружающими оказывает влияние на формирование и понимание характера в целом.

Структура характера

В структуре выделяются черты как индивидуального свойства, так и общего для определённой группы людей: национальные, возрастные или профессиональные. Образ и уклад жизни, особенности быта, даже языка и национальной структуры оказывают своё влияние на формирование общих черт для групп и даже для целых наций. Так, люди одной национальности отличаются от другой образом жизни, привычками, типом мышления и т. п. На обыденном уровне типичные общие черты создают определённые стереотипы. Большинство из нас имеет своё представление о жителях той или иной страны, об их привычках и нравах: об итальянцах, французах, японцах и т. д.

Всё это верно в некоторой степени: характер не является врождённой или наследственной чертой, он формируется в процессе развития личности как представителя некой группы или сообщества. Это продукт общества, чем и можно объяснить сходные или различные черты в нравах людей различных групп.

Акцентуация – это повышенное развитие определённых черт, характерных для индивида. Так, различают экстравертов (открытых и общительных людей) и интровертов (замкнутых и малообщительных).

Существует следующая классификация характера по акцентуации, согласно которой различают следующие типы характера:

  1. Гипертимный . Определяющими этот вид свойствами являются: словоохотливость, общительность, у таких людей хорошо развита мимика. Наряду с этим, такие люди зачастую бывают раздражительны и легкомысленны, вместе с тем, они весьма энергичны и инициативны.
  2. Дистимный . Черты, определяющие этот вид, – замкнутость и пессимизм. Такие люди избегают шумных компаний, но высоко ценят дружбу, у них обострено чувство несправедливости. Принимая важные решения, они зачастую бывают медлительны и неповоротливы.
  3. Циклоидный . Для этого вида акцентуации определяющей чертой является частая смена настроения, в зависимости от которой они то замкнуты в себе, то, наоборот, общительны сверх всякой меры.
  4. Возбудимый . Отличительная черта этого вида акцентуации – конфликтность. Такие люди тяжелы в общении, в семье часто авторитарны, в коллективе неуживчивы. Они аккуратны и внимательны, когда спокойны, но в дурном расположении духа – часто раздражительны и вспыльчивы.
  5. Застревающий . Это весьма несговорчивые личности, любящие всех поучать. Часто они выступают причиной возникновения различных конфликтов. Требования, предъявляемые ими к окружающим (впрочем, как и к себе самим), весьма высоки.
  6. Педантичный . Определяющая черта этого вида – повышенное (порой чрезмерное) внимание к мелочам. Такие люди не стремятся к лидерству, они добросовестны, но любят поворчать по любому поводу.
  7. Тревожный . Обладающие этим видом индивиды неуверенные в себе. Они стремятся избегать конфликтных ситуаций, а в случаях таковых ищут поддержку у окружающих. Дружелюбие и самокритичность – также определяющие черты их нрава, но отсутствие должной силы воли зачастую делает их предметом шуток или насмешек.
  8. Демонстративный . Представители этого вида характера легко идут на контакт, могут приспособиться к любой ситуации, склонны к интригам. Одно из их определяющих свойств – это самоуверенность, которая часто становится причиной возникновения споров и конфликтов. Люди с таким характером артистичны и обходительны, у них нестандартное мышление. Зачастую они могут быть хвастливы, лицемерны и эгоистичны.

В современной психологии существует множество классификаций.

Виды темперамента

Огромное влияние на формирование того или иного вида характера оказывает темперамент, что было отмечено ещё со времён Древнего мира. Так, ещё Гиппократ подразделял все темпераменты на четыре основных вида:

  1. – весёлый, жизнерадостный, уравновешенный человек, трезво оценивающий ситуацию и действующий обдуманно.
  2. Холерик – быстрореагирующий на внешние события человек, часто он может быть неоправданно резок и склонен совершать необдуманные поступки. Как правило, холерики вспыльчивы и неуравновешенны.
  3. – человек, отличающийся эмоциональной устойчивостью и выносливостью. Вывести его из состояния душевного равновесия и покоя практически невозможно.
  4. Меланхолик – индивидум, обладающий повышенной нервной чувствительностью, нервные стрессы и потрясения категорически противопоказаны людям данного типа.

Следует, однако, отметить, что в так называемом чистом виде эти типы темпераментов встречаются крайне редко. Как правило, темперамент носит смешанный вид (одному типу могут быть присущи некоторые черты как флегматика, так и сангвиника, как холерика, так и меланхолика).

Взаимоотношение темперамента и характера человека

Нередко слова «характер» и «темперамент» сравниваются между собой, зачастую они заменяют собой друг друга.

В психологии выделяют четыре основополагающих взгляда на взаимоотношения между ними:

  1. единство темперамента и характера, их отождествление (согласно учениям Э. Кречмера и А. Ружицкого);
  2. противопоставление темперамента и характера, их антагонизм (учения П. Викторова, В. Вирениуса);
  3. признание темперамента человека ядром или элементом его характера (по С, Рубинштейну, С. Городецкому);
  4. признание темперамента в качестве природной основы всего характера (согласно Л. Выготскому, Б. Ананьеву).

Как виды темперамента, так и виды характера человека зависят от особенностей его физиологии и от типа нервной системы. Характер человека формируется тогда, когда его темперамент довольно развит. Темперамент является основой характера, но не предопределяет его. Люди с одинаковым типом темперамента могут обладать при этом различными чертами характера. Тип темперамента может влиять на содействие или препятствование для формирования некоторых черт характера. Например, флегматику гораздо труднее воспитать в себе общительность, чем сангвинику, а холерику требуется гораздо больше усилий, чтобы стать уравновешенным, чем флегматику и т.д.

Характер и темперамент человека тесно взаимосвязаны друг с другом, вместе они составляют индивидуальность человека, основы и описание его поведения.

В социальной жизни общества и в отношениях.

Каждый человек обладает особыми качествами и индивидуальными чертами в характере. Невозможно отыскать двух абсолютно одинаковых мужчин или женщин. Описание характера людей строится из их поступков, которые влияют на всю жизнь.

Характер и зависимость от телосложения

Э. Кречмер, известный немецкий психолог, определи, что поведение личности напрямую зависит от ее телосложения. Он составил описание примеры уместились в три основные группы.

  1. Астеники - люди с неразвитой мускулатурой, достаточно худощавые с небольшой грудной клеткой. У них удлиненное лицо и длинные конечности. Всех таких людей психолог объединил в группу шизотимики. Зачастую это очень упрямые люди, им сложно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Они очень замкнутые и склонные страдать шизофренией при сильных психических расстройствах.
  2. Пикники - люди, склонные к полноте. Для них характерно круглое лицо, короткая шея и мелкие Эти люди попали в типологическую группу характера циклотимики. Это общительные люди, очень эмоциональные и склонные к быстрой адаптации в незнакомых условиях. При психологических расстройствах впадают в депрессию.
  3. Атлетики - имеют спортивное телосложение, крупную грудную клетку и высокий рост. Атлетов Кречмер соотнес к иксотимикам - неэмоциональные личности, властные и не любящие перемен. Сильное психологическое расстройство может легко привести к эпилепсии.

Вот такое описание дал немецкий психолог. Теперь смело подходите к зеркалу и делайте выводы, применима эта теория к вам или нет.

Влияние темперамента на характер

Темперамент - характерная жизненная энергия человека, которая устанавливает отношение к жизни. Зачастую сложно найти личность, у которой ярко выражен только один темпераментный показатель. Как правило, у людей смешанные темпераменты, но, зная их, можно легко составить описание характера человека, примеры даны ниже:

  • Сангвиник - подвижный человек, для которого характерна регулярная смена настроения. Он очень быстро реагирует на все происходящие события в его жизни. Неудачи и отрицательные моменты воспринимаются легко, без депрессии и расстройств. У такого человека развитая мимика, а еще он полностью отдается работе, если она ему интересна.
  • Холерик - очень яркая и возбужденная личность, ярко реагирующая на жизненные события. Стремительно может разозлиться и при этом чувствует упадок сил. Такой человек быстро загорается новыми идеями, но так же легко и теряет интерес.
  • Меланхолик - человек, воспринимающий все близко к сердцу. При этом он очень впечатлительный, его легко довести до слез.
  • Флегматик - личность, скупая на эмоции. Вся жизнь такого человека уравновешена и полна стабильности. Такие люди ценятся во многих фирмах, так как они отличаются упорством и высокой трудоспособностью.

Формирование характера личности

Описание характера людей составляли многие психологи. Но когда формируется этот самый характер и можно ли его изменить? Характер проявляется в самом раннем возрасте. К пяти годам ребенок имеет установленные характерные черты , которые практически невозможно изменить.

В младших классах приоритетом остается мнение родителей и учителей, но после 14 лет возникает целый психологический взрыв. Подросток явно демонстрирует свое мнение о жизни, формируя характер. Явно на формирование влияют средства массовой информации. В этот период легко навязать неправильные политические взгляды и вырастить сторонника какого-нибудь движения. К 20 годам человеческая личность сформирована, переломный момент начинается в 50 лет. Происходит перестановка приоритетов, появляется так называемая мудрость.

Внешность и характера человека

И характера человека - это важный стилистический прием для писателей. Такой дает нам полное представление о герое. Мы видим его положительные и отрицательные черты , складывается отрицательный или положительный персонаж.

Описание характера людей очень важно для раскрытия серийных преступлений - специалисты отталкиваются от повторяющихся поступков, характерных для маньяка. При этом создается точный портрет личности и даже появляется возможность предугадывания действий преступника.

Если важно сделать подробное описание человека, черты характера являются значимым показателем. Особенно в таких областях, как политика, журналистика. Нужно уметь по внешности характеризовать способности человека, ведь характер настоящий не всегда проявляется сразу.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы разберём самые важныекачества человека, которые характеризуют его как с хорошей, так и с плохой стороны . Вообще, в наше время (которое сейчас) молодёжь мало задумывается о том, какими свойствами может и должен обладать человек в жизни. Их много, всех не перечислить, но основные не помешало бы знать каждому.
Прочтя определения качеств человека, некоторые из Вас уже успели охарактеризовать себя и возможно увидеть эти качества в себе.

Авторитет - это признанное значение организации, коллектива, теории и т.п., основанное на доверии и уважении широких масс трудящихся. Иначе говоря, авторитет это качество в человеке, которое создаётся из общих оценок общества. Это очень важное понятие, которое поможет Вам в любой ситуации.
Благородство - способность жертвовать личными интересами в пользу других, действовать честно, открыто, смело и не унижаться ради личных выгод. Можно сказать, что благородство это когда Вы делаете добро незаметно, не ради наград и признания. Вспомните, сколько людей отдали свои жизни в войнах за свою Родину, за свой народ…
Верность - это постоянство (неизменность, преданность) в отношениях, в чувствах, взглядах, в привычках, в воспитании и т.п. Думаю, что здесь всё понятно и в более это качество не нуждается. Хотя, частенько из-за отсутствия верности возникают
Воля - это одна из функций человеческой психики, выражающаяся во власти над собой, управлении своими действиями,своего поведения; упорство, настойчивость в деятельности, в преодолении встречающихся препятствий. То есть воля это полная работа над своими действиями, поступками и мыслями. Нужно постоянно понимать, что хорошего в том что я сделал и, что в этом плохого.
Воспитанность - это умение держать себя в обществе (при людях). Этого качества очень не хватает нынешней молодёжи, которая постоянно хамит и делает не то, что надо. Кстати, воспитанность это ещё и вежливость, и учтивость.
Гордость - это чувство собственного достоинства, самоуважения, удовлетворения, которое вызывается сознанием достигнутых успехов или превосходств. Это важная черта которая должна присутствовать у каждого человека в умеренном количестве. Слишком гордому человеку сложно добиться успехов в жизни.
Доброта - э то в основном отзывчивость, дружеское отношение к людям. Это очень хорошее качество, которое даётся всем людям, но умеют его использовать далеко не все. Доброта это признак силы, а не слабости. Согласитесь, что доброго человека сразу видно по общению, по глазам, по поведению…
Дружба - это взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, цели. Дружба это хорошо, особенно в сложные времена, когда требуется поддержка со стороны. Настоящего друга сложно найти, но это возможно, главное не потерять его.
Идейная устремлённость - приверженность человека определённой идее, исходя из которой, он совершает свои поступки и служению которой посвящает свою жизнь. Это очень хорошо, когда у человека есть свои идеи, мысли. А если он их ещё и воплощает в жизнь, то это прекрасно. Попробуйте воплотить хоть и маленькую, но свою собственную идею в жизнь…
Ответственность - это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Этим качеством обладают далеко не все окружающие нас люди. Проверьте для себя у кого из Ваших друзей есть ответственность, просто посмотрите за выполнением дел, которые Ваш друг обещает сделать. Если говорит, что сделает и делает это дело, то на него и положиться в дальнейшем можно будет. Ну а если не сделает, то естественно отношение меняется. Но сразу скажу, что это не минутное дело, ответственность проверяется ни одним делом…
Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов свое Родины. Это очень важное качество, которым, на мой взгляд должен обладать каждый человек, проживающей в стране. Это чувство рождается в сердце. Кстати, немало строк написано Тургеневым, Лермонтовым, Чернышевским, Чеховым, Достоевским о любви к Родине.
Самоотверженность - это способность жертвовать своими личными интересами во имя интересов других. Таким свойством обладают не все люди, не каждый способен пожертвовать своими интересами ради других.
Совесть - это чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение, и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом. Эта штука есть у каждого, главное почувствовать её и во время ощутить.
Терпимость - это способность терпимо или снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам. Как Вы поняли это обычное терпение, которое надо и стоит воспитывать в себе. Сначала стерпите одну выходку, а уже после и вторая будет нипочём.
Трудолюбие - любовь к труду или усердие к работе. Сначала начинают с мечты, а уже потом превращают свою мечту в жизнь. Главное найти своё дело и заниматься им…
Убеждённость - это твёрдая уверенность в чём-либо, твёрдость убеждений. Это качество нужно в себе постоянно отрабатывать, тренироваться на ком-либо…
Целеустремлённость - это стремление к поставленной цели. Этим учат с детства, желают на день рождение… Желаю всем Вам приобрести эту нужную вещь. Например, если Вы хотите избавиться отто не забрасывайте эту цель, когда станет тяжело.
Щедрость - это способность делиться с другими своими средствами, имуществом и тому подобное. Это очень классная штука. Она идёт от сердца, её приятно принимать и приятно дарить другим.

Ну а теперь познакомимся с такими качествами человека, которых должно быть как можно меньше в любом из нас. Это очень огорчает нас, когда Мы узнаём это от своих друзей…

Зависть - это чувство, которое приходит в наше тогда, когда другой человек пользуется большим успехом. Часто мы начинаем сравнивать себя (свои возможности) с другим человеком (его возможности), тем самым начинаем завидовать. Но никто не думает об одном: что стоило тому человеку добиться таких результатов? - на этот вопрос ответ знает только он сам. И мы не в праве его судить.
Подлость - бесчестность, низость. Думаю, многие из Вас когда-то встречались с этим понятием. Согласитесь это не очень приятно делать и тем более узнавать.
Предательство - это нарушение верности кому-либо или чему-либо. Это поступок, который вообще не ценится, таким качеством лучше не обладать. Точнее не использовать его…
Эгоизм - предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие. Это одно их негативных качеств. Его сложно вылечить, но легко приобрести. Большой пример про эгоизм изображён в фильме.

Многие слова и понятия Вы узнали впервые, надеюсь, что теперь Вы будете чаще задумываться о своих поступках и о том, как они повлияют на окружающих.

Сегодня мы продолжим изучать положительные черты характера человека, развивая которые мы можем стать гармоничной личностью.

Еще раз напомню, что нельзя пренебрегать одними чертами характера в пользу других, так как в долгосрочной перспективе это принесет только вред. Другими словами, необходимо шлифовать все грани характера без исключения, и тогда в каждой ситуации жизни нам поможет та или иная черта.

Развивая же только свои «любимые» черты, мы используем однобокий подход, избегая работы над собой и не применяя весь арсенал качеств характера, который у нас есть.

  • Определенность

Установите цели в жизни, независимо от трудностей. Убедитесь, что ваши цели правильные. Игнорируйте отвлекающие факторы. Не расстраивайтесь, если нужно решить много проблем.

  • Трудолюбие

Инвестируйте свое время и энергию для завершения каждой задачи, которую вы поставили. Закончите все ваши проекты. Сделайте работу правильно, а не лишь бы. Следуйте инструкциям. Полностью сконцентрируйтесь на своей работе. Не ленитесь.

  • Бдительность

Осознавайте, что происходит вокруг вас, чтобы вы могли иметь правильное представление. Держите глаза и уши открытыми. Признавайте и учитывайте предупреждающие сигналы. Расскажите другим об опасности. Сами держитесь подальше от опасных мест.

  • Осторожность

Думайте, прежде чем действовать. Следуйте правилам безопасности. Спрашивайте разрешения. Общайтесь в нужное время.

  • Выносливость

Наберитесь внутренних сил, чтобы выдержать стресс. Сделайте все возможное. Не будьте «сачком». Не тратьте свое время, энергию и таланты на бессмысленные занятия. Вложите всю душу в то, что вы делаете.

  • Гибкость

Измените планы или идеи, если действительно необходимо. Не расстраивайтесь, когда планы меняются. Уважайте решения начальства. Не будь упрямыми. Ищите хорошее в изменениях. Будьте гибкими, но не идите на компромисс с тем, что правильно.

  • Щедрость

Умело распоряжайтесь своими ресурсами, чтобы вы могли свободно дать тем, кто нуждается. Поделитесь с другими. Не ожидайте ничего взамен на вашу щедрость. Отдавайте иногда даром свое время и таланты. Хвалите то хорошее, что вы видите в других.

  • Нежность

Заботьтесь о других. Показывайте хорошие манеры. Отвергайте насилие, как решение своих проблем. Ищите способы, чтобы облегчить боль других людей. Не злитесь и не других. Будьте миротворцем.

  • Радость

Поддерживайте в себе хорошее отношение, даже когда вы сталкиваетесь с неприятными условиями. Постарайтесь искать во всем хорошее. Улыбайтесь на невзгоды. Не поддавайтесь унынию. Не позволяйте своим эмоциям управлять вашим умом. Возьмите тайм-аут, каждый день смейтесь и пойте.

  • Различение

Понимайте более глубоко причины, по которым вещи происходят. Задавайте вопросы. Не судите поспешно. Берите уроки из собственного опыта. Не повторяйте ошибок. Ищите причину проблемы.

  • Смирение

Признайте, что достижение вашего успеха и результатов зависит и от инвестиций других в вашу жизнь. Хвалите своих родителей, учителей, товарищей по команде и тренеров. Не думаю о себе более высоко, чем вы должны. Берите ответственность за все свои действия. Попробуйте снова после каждого поражения. Отдайте должное тем, кто сделал вас .

  • Благодарность

Дайте другим знать через ваши слова и действия, что вы им благодарны. Покажите вашим родителям и учителям, что вы цените их. Говорите и пишите «спасибо». Заботьтесь о вещах других. Довольствуйтесь тем, что у вас есть.

  • Честь

Уважайте лидеров и высшие органы власти. Не смейтесь над ними. Будьте внимательны к тем, кто ведет вас. Покажите преданность вашему начальству. Говорите только правду. Повинуйтесь не с принуждением, но весело. Уступайте место старшим. Чтите свою страну.

  • Инициатива

Признавайте и делайте то, что должно быть сделано, прежде чем вас попросили это сделать. Сделайте что-то перед тем, как расскажите об этом. Не откладывайте на завтра то, что вы можете сделать сегодня. Вносите свой вклад в успех всей команды. Будьте частью решения, а не проблемы. Ищите пути, чтобы помочь другим.

  • Гостеприимство

Используйте пищу, кров и общение на благо других. Приветствуйте гостей и посетителей. Заставьте других чувствовать себя важными. Готовьте для гостей. С удовольствием делитесь своими вещами. Не ожидайте ничего взамен.

  • Справедливость

Отстаивайте то, что является чистым и честным. Уважайте власть закона. Выступайте за то, что является правильным. Никогда не ущемляйте других. Всегда оставайтесь открытыми. Храните свою совесть чистой.

В следующей статье мы закончим рассматривать положительные черты характера человека. Оставайтесь с нами.

Характер человека - важная составляющая его жизни. Личность существует в социуме. Взаимодействуя с другими людьми, мы учимся понимать друг друга, проявляем свою сущность, развиваем свою индивидуальность. Ребенок к двум-трем годам уже имеет свой характер и готов его отстаивать. Попробуйте только сказать ему что-то, что не соответствует его представлениям о себе самом, и вы увидите проявления личности, которая хочет быть услышанной.

Часто люди, задаваясь вопросом о том, какие бывают характеры, не понимают того, что каждый из нас уникален, а потому даже ярко выраженные черты личности у каждого будут проявлены по-своему. Характер не может быть хорошим или плохим.

Общие черты характера

Всем нам присуще определенным образом реагировать на меняющиеся условия. Общие черты характера человека представляют собой основу психики человека. К ним относят смелость, честность, открытость, скрытность, доверчивость, замкнутость. Если человек открыт к взаимодействию с другими людьми, можно говорить о его общительности, если умеет радоваться жизни, его называют веселым, жизнерадостным. То, как человек поступает в различных ситуациях, и показывает его особенности психики.

По отношению к самому себе

Человек может относиться к собственной персоне по-разному: любить себя, считать полным неудачником, некрасивым, критически смотреть на свое отражение в зеркале, пытаться себя всячески изменить. Все эти проявления личности могут формировать соответствующий характер: неуверенный, пассивный, замкнутый, доверчивый, мнительный, целеустремленный, активный.

Многие спрашивают о том, как узнать характер человека? Ответом может служить его бессознательное отношение к своей личности. Если человек не любит и не уважает себя, он просто не может любить других. В жизни такая личность будет вести себя так можно более незаметно и не предпринимать попыток достичь большего и лучшего результата.

По отношению к другим людям

В зависимости от того, какие черты личности преобладают в человеке, можно выделить следующие характеры: отзывчивый, благородный, добрый, великодушный, чуткий, внимательный, преданный, независимый, своевольный, эгоистичный, жестокий. По тому, как человек относится к другим людям, можно понять его отношение к миру и самому себе.

Индивидуальные черты характера человека обязательным образом отражаются на взаимодействии в семье, коллективе. Личность, которая испытывает потребность подавлять других, в итоге сама оказывается поверженной, неудовлетворенной собственной жизнью и действиями, предпринятыми для достижения определенной цели.

По отношению к труду и деятельности

Ежедневная трудовая занятость тоже накладывает отпечаток на характер человека. Находясь на рабочем месте, человек вынужден общаться с большим количеством людей, решать определенные задачи, преодолевать собственные недостатки, выраженные в лени, недостаточной осведомленности, компетентности, неумении что-то делать.

в данном случаемогут быть такими: ленивый, трудолюбивый, увлеченный, безучастный, настойчивый, самодостаточный. Чем больше и эффективнее человек работает над собой, тем лучше его результаты. Изучая ту или иную деятельность, каждый из нас способен достичь в ней «потолка», дойти до предела, стать настоящим профи. Разница заключается только в том, что человек, которого называют удачливым, всегда стремится вперед и с воодушевлением проходит сквозь преграды, в то время как явный неудачник боится рисковать, придумывает себе достойные оправдания, чтобы не действовать, а лишь созерцать то, что происходит с ним. Нередко люди, у которых не достает сил самим принимать решения, обвиняют других в собственных неудачах, потерях.

Как формируется характер?

Современная психологическая наука утверждает, что характер человека закладывается в раннем детстве. Примерно к двум-трем годам ребенок начинает проявлять индивидуальные черты характера. Человека формируют как общественные установки, так и отношение родителей к его личности. Если родители внимательны к его настроению, учитывают потребности и желания малыша, считаются с его индивидуальностью, то ребенок растет открытым к окружающему миру, доверяет Вселенной и времени, положительно относится к людям. Когда же доверие, по каким бы то ни было причинам, утрачивается, маленький ребенок остается с разрозненным чувством пустоты внутри себя. Он уже не может слепо, безоговорочно доверять, как прежде, а начинает во всем искать причины, подвохи, разочарования.

Окончательно характер заканчивает свое формирование к четырем-пяти годам. Если родители до этого времени не уделили достаточно внимания ребенку, не поняли его насущных проблем, почему он поступает именно так, а не иначе, то дальше исправить положение будет сложнее. Ребенок, постоянно подвергающийся критике, становится робким, неуверенным в себе, нерешительным. Тот, кого часто ругали, не верит в себя, ко всему относится с подозрительностью. Ребенок, окруженный заботой и вниманием, делается доверчивым и открытым, готовым к познанию окружающей действительности. Существуют различные характеры человека. Список можно продолжать бесконечно.

Акцентуации характера

Акцентуациями характера называются ярко выраженные проявления тех или иных черт личности, на которых человек зацикливается, перед которыми оказывается излишне уязвимым. Например, застенчивый человек может страдать, если на него не обращают внимания окружающие, но так и не решится проявить себя в обществе. Весельчак и душа компании может обидеться на друзей из-за того, что его идеи не нашли должного внимания. В том и другом случае личность фокусируется на себе, своих переживаниях относительно того, что о нем скажут и подумают другие, нуждается в одобрении своих действий. Какие бывают характеры в целом, так же и акцентуации существуют различные.

Типология характеров

Психиатр из Швеции Карл Густав Юнг в прошлом веке опытным путем вывел типы характера человека.Суть его концепции заключается в том, что всех людей он, в зависимости от преобладающих психических функций, условно разделил на интровертов и экстравертов.

Интроверт - человек, погруженный в себя, собственные мысли, чувства, переживания. Основу его существования составляет собственная личность. Интроверт долго переживает неудачи, нередко копит обиды и страхи, любит побыть в одиночестве. Время, проведенное с самим собой, ему необходимо, как воздух. Размышления могут составлять для него целый мир, полный загадок и тайн. Среди людей данной категории много мыслителей, писателей, поэтов. Некоторая погруженность в себя, оторванность от внешнего мира позволяет им творить собственную реальность. Интроверт весьма ценит уединение, возможность поразмышлять, эмоциональную поддержку со стороны других людей (так как часто бывает неуверен в себе).

Экстраверт - человек, чьи мысли и энергия направлены во внешний мир. Человек этого типа любит общество людей и крайне тяжело переносит одиночество. Если его надолго оставить одного, у него даже может начаться депрессия. Экстраверту необходимо самовыражение во внешнем пространстве. Это обязательное условие для развития его личности. Экстраверт остро нуждается в общении, эмоциональном подтверждении собственной правоты и значимости.

Типы темперамента

Отвечая на вопрос о том, какие бывают характеры, нельзя не затронуть теорию о четырех типах темперамента. Данная классификация известна каждому человеку со школы. В основном встречаются люди со смешанным типом темперамента, в котором преобладает какой-то один тип.

Холерик - человек настроения, частая смена которого у него обусловлена подвижностью нервной системы. Он легко увлекается чем-либо, но очень быстро остывает. Таким образом, энергетические ресурсы нередко оказываются растраченными впустую. Холерик все делает быстро, иногда забывая про качество. Нередко он не успевает сделать работу до того, как она перестанет его интересовать.

Сангвиник - человек с устойчивым типом нервной деятельности. Он достаточно легко отпускает от себя неудачи и разочарования, переключаясь на внешние обстоятельства. Легко увлекается, работает продуктивно. Живой интересный человек, которому необходимо общество единомышленников.

Флегматик - человек спокойного, уравновешенного нрава. Со стороны может показаться, что флегматика трудно рассердить или задеть за живое. Однако, он достаточно ранимый, но хорошо умеет это скрывать. Под внешней «толстокожестью» скрывается чуткий и душевный человек. Флегматик ответственный и хороший исполнитель. Однако организатор из него не выйдет.

Меланхолик - человек чрезвычайно эмоциональный, ранимый, уязвимый. Он тяжело переживает несправедливость, нередко выглядит излишне замкнутым и недоверчивым.

Следует отметить, что не бывает плохих или хороших типов темперамента. Каждый тип несет свою индивидуальность и у каждого имеются сильные и слабые стороны.

Типология характеров Кречмера

Психолог из Германии Эрнст Кречмер предложил классификацию, позволяющую определить характер по лицу человека, а также по его телосложению. Людей худощавого типа он назвал астениками и характеризовал их как замкнутых личностей, склонных к серьезным переживаниям. Людей полноватых он определил как пикников. Пикники нередко страдают ожирением, легко приспосабливаются к меняющимся условиям, очень нуждаются в обществе. Люди атлетического типа отличаются практичностью, целеустремленностью, спокойным, невозмутимым характером.

Наука графология занимается изучением особенностей поведения человека, его свойств личности по начертанию букв. Здесь имеет значение все: расположение букв на строке, их высота и ширина и то, насколько изящно и красиво они написаны. К примеру, у человека с заниженной самооценкой строчки направлены вниз. У того, кто держит себя уверено, строчки идут вверх. Большие буквы свидетельствуют о широте души и желании быть лидером, маленькие - характеризуют сомневающуюся во всем личность. В настоящее время существует не один тест на характер человека, позволяющий определить, к какой группе он относится.

В силах ли человек самостоятельно изменить свой характер?

Тем, кто мечтает изменить свой характер в силу объективных причин, хочется сказать, что ничего невозможного нет. Просто сознательно предпринимайте необходимые шаги, контролируйте себя. Конечно, кардинально изменить себя не получится, но к этому и не нужно стремиться, ведь каждый из нас уникален и неповторим. Лучше совершенствовать свои лучшие качества характера, чем постоянно думать о недостатках и выяснять, какие бывают характеры, и почему вы им не соответствуете. Научитесь любить себя таким, каков вы есть на самом деле, и тогда собственные недостатки перестанут вас волновать. Они есть у всех, поверьте. Ваша же задача заключается в том, чтобы развивать себя, раскрывать полноту своих возможностей для самореализации.

Таким образом, существует множество вариантов того, как определить характер человека. Главное, чтобы вы приняли собственную личность и научились жить в гармонии с ней и окружающим миром.

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS