Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Народная и гражданская тема в лирике н.А. Некрасова. Особенности поэтического мастерства |
Для лирики главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы. Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина. Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой. Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми: Поэтом может ты не быть, Но гражданином быть обязан. Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом. Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах - "муза мести и печали", какая жажда борьбы горела в поэте. Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель - "толпе напомнить, что бедствует народ". Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику. Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве. Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Вот что он пишет о сути государственных служащих, переосмысливая "Колыбельную" М. Ю. Лермонтова. Некрасов подчеркивает, что люди, имеющие власть и богатство, думают только о себе. Они предатели своего народа. Жизнь крестьян тяжела, сурова, и просто удивительно, как в этих условиях сумели они сохранить в себе множество прекрасных человеческих качеств: доброту, отзывчивость, ум и смекалку, талант, трудолюбие. Нельзя не верить в лучшее будущее такого народа – словно утверждает Некрасов в стихотворении "Железная дорога": Острота чувств Некрасова отразилась и в теме творчества. Муза поэта поразила читателей непривычностью своего настроения. "Плачущей, скорбящей и болящей" предстает она перед нами. Это "Муза мести и печали", "неласковая", "угрюмая". Напев ее не может быть "сладкозвучен", потому что должен отвечать действительности: Любовь и ненависть едины в творчестве поэта, так как нельзя, любя мир и человека, не ненавидеть то, что калечит их. 21. Что нового принёс Некрасов в русскую лирику. Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике. Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям. Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом. Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”. Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива. Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья: Питая ненавистью грудь, Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”. В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином. призывает Гражданин - один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином: Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе - Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова - простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа. Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” - это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел - он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист. Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству. Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ. Темы и мотивы лирики НекрасоваПредстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики , затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова. Гражданская лирика НекрасоваРассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики. Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви. Любовная лирикаЛюбовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие. Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни. Тема народа в лирике НекрасоваНесмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников. Никола́й Алексе́евич Некра́сов (1821-1877) . Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа - от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось. В творчестве Некрасова едва ли не впервые в русской поэзии отображена жизнь рабочего класса пореформенной поры . Его стиль отличался демократизмом, умением ставить искусство на службу общественным устремлениям и реалистическим изображением действительности. Его творчество сыграло большую роль в развитии передовой русской литературы и в формировании реалистического стиля советской поэзии. Некрасов делал в своих стихах основной упор на остросоциальное содержание и даже нередко в ущерб художественным качествам. Несмотря на то, что большинство его произведений полно печальных картин народного горя, они создают бодрящее впечатление, не оставляют равнодушным и всегда волнуют. На протяжении трёх десятилетий (1840-60-е гг.) XIX века Некрасов являлся фактически одним из руководителей прогрессивного литературного движения в России. А в годы революционной ситуации в России (1859-1861) его творчество стало оказывать заметное влияние на передовые слои общества. У поэтов революционно-демократического направления 1860-80-х годов Некрасов пользовался огромной популярностью. Они видели в нём главу новой поэтической школы. Поэзию Некрасова высоко ценил Ленин, отмечавший, что, несмотря на отдельные колебания, все симпатии Некрасова были на стороне революционной демократии. Главные свойства поэзии Некрасова, по мнению литературного критика Владимира Жданова, это её тесная связь с национальной жизнью, близость к народу и умение говорить от его имени, а также использование реалистического художественного метода, необычайно активного вторжения в жизнь и воспроизведения жизни в искусстве . Не обошёл поэт в своём творчестве и тему любви. Ему удалось создать формулу, которую в дальнейшем использовали при оценке его «интимной» лирики, - «проза любви». Некрасовская любовь - это романтический мир «достоевских» страстей и ревности, мир самоугрызений и самоутверждений. Н. Г. Чернышевский назвал Некрасовскую «прозу любви» - «поэзией сердца». Его лирике присущ уход от социальности и биографизма, заметен переход от личного чувства к общему чувству всех мужчин, а трагедия личная перерастает в трагедию общую. Для некрасовской лирики характерны душевный диалог между мужчиной и женщиной, создание характера героини. По мнению советского литературоведа и критика Владимира Жданова, Некрасов стал реформатором русского стиха, художником русского слова, который впитал все богатства народной речи. Он был крупнейшим выразителем национального сознания русского народа в одну из трудных эпох его развития. Будучи редактором лучших русских журналов XIX века - «Современника» и «Отечественных записок» - Николай Некрасов стоял в центре литературно-общественного движения своего времени. Как художник-новатор, который искал и предлагал новые пути в русской литературе, он поднял русскую литературу на новую ступень развития. По определению Достоевского, Некрасов как поэт «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым». В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин », где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны. Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия – это способ выражения чувств, а проза – выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше. Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким. Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету. Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть. Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей. «Поэт и гражданин» воспринимается как его поэтич. манифест. Гл. мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний. Н. предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Н., д/служить не интеллектуальной элите, а народу, в к-ром живет потребность в красоте, справедливости, вере. Т.е. Н. утверждает в стих-и гражданский хар-р поэзии, считая, что поэт "в годину горя" д/б вместе с народом. .В "Песне Еремушке" (1859г) сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. Автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту. Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка. Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.Это стихотворение стало знаменем демократической этики. Добролюбов писал: «Помни и люби стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости». Призыв к революционному подвигу в этом стихотворении бесспорен. «Дидактизм» заключается не в поучительности стихотворения, а в его условности. В сущности, некрасовское произведение есть политическая и поэтическая прокламация. Идея высшего человеческого подвига определила весь художественный строй стихотворения. Его можно обозначить как максимализм. Значима, однако, и концовка стихотворения, игнорировавшаяся современной Некрасову разночинной молодежью, считавшей «Песню» своим гимном, но отнюдь не случайная. Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Поэт еще не знает, как вывести народ из состояния духовного сна, какие колыбельные песни надо петь ему, чтобы он вырос богатырем. Ответ на эти вопросы содержится в «Песне Еремушке».В конце 50-х годов Некрасов своим стихотворением призывает проникнуться сочувствием к народу и помочь ему выйти из состояния духовного сна. Жизненный идеал няни - привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед "хозяевами жизни". Стремления, которые проезжий человек считает человеческими - Братство, Равенство, Свобода - лозунги французской революции. Федеральное агентство железнодорожного транспорта Государственное образовательное учреждение Читинский Техникум Железнодорожного Транспорта Реферат Тема: «Гражданская лирика Н.А.Некрасова». Дисциплина: Литература Выполнил студент ТС-111 Полоротов А.А. Проверил: Каргаполова Г.П. Чита 2011г. Введение………………………………………………………… ………2
Введение Пускай
нам говорит изменчивая мода,
В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему». 1.Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова Некрасов
является преемником и продолжателем
лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма,
гражданственности и гуманности.
2.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова . Одним
из феноменов поэзии Н. А. Некрасова,
является феномен «лирической эпичности».
Этот феномен напрямую проходит через
всё творчество поэта, зарождаясь ещё
в раннем сборнике «Мечты и звуки».
|
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги