Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Урок. Тема: "Шипящие согласные звуки". Твердые и мягкие согласные звуки |
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звукиСамое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Отличительные признаки мягких и твердых звуковКакой звук стоит после согласного:
Отработка на примерах:
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Мягкий знак и твердый знак
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух. Движение языка при произношении мягких и твердых звуковПри произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. Таблица признаков твердых и мягких звуковТвердые:
Мягкие:
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например: Звонкие и глухие согласные звукиВ русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Примеры заданий для детейЗадания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах. В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука. В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука. Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные. Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой. Согласные звуки делятся на:
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых). Твердые и мягкие согласные звукиСогласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными. Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными. Глухие и звонкие согласные звукиСогласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласныеВ русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду. Сонорные согласныеСонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные. Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Шумные согласные звукиШумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]. Шипящие согласные звукиВсего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными. Свистящие согласные звукиСвистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум. При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются. Звонкие и глухие согласныеСогласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й] Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"] Парные и непарные согласныеМногие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков: Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки: Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й] Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"] Мягкие и твёрдые согласныеСогласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных: Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"] Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки: Твёрдые [ж] [ш] [ц] Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ] Шипящие согласныеЗвуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. [ж] [ш] [ч"] [щ"] Свистящие согласные[з] [з"] [с] [с"] [ц] Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум. При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята. Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим. Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у». Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами. Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть: Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:
При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими. Особенности шипящих звуковШипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении. Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , [‘zj] и другими звуками. Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:
Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте». В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:
Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи». Примерные задания по теме шипящих согласныхУчитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р). Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
Работа со скороговоркамиСкороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных. Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики. Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски. О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть. Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику. ВидеоСмотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему. Цель: Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках . Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее». Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал План урока. 1.Организационный момент. 2.Речевая разминка. 3.Постановка учебной задачи. 5.Физминутка. 6.Работа с учебником. 7.Работа в тетрадях. 8.Заключительная часть. 9.Уборка рабочих мест. Ход урока. 1.Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. И книжки, и тетрадки, И мысли – все в порядке. 2.Речевая разминка. Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает. 3.Постановка учебной задачи. Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.) Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука. 4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ . Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»). Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке: Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. 2. Чтение слов в столбиках. 3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘]. Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка. Сравните слова: читать и считать. 4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у. Чтение правила. 5.Работа в паре Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк» 6.Работа со стихотворением. 5.Физминутка. Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют: Вот поезд наш едет, Колёса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу-чу- Бежит паровоз, Далеко, далеко Ребят он повёз. 6.Работа с учебником. Учитель читает Поташникова «Сосульки»: Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) Беседа по тексту. 7.Работа в тетрадях. 1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к). 2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека). 3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.) 8.Заключительная часть. С какой буквой вы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий). С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у). Рефлексия. Теперь наш урок подходит к концу. На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности». Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них. 9.Уборка рабочих мест. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги