Главная - Септики
Экскурсия по московскому преображенскому старообрядческому монастырю. Преображенская старообрядческая община Преображенская старообрядческая община

Это странное место с запутанной историей находится в пяти минутах от не самой отдаленной станции московского метро. При этом оно малоизвестно, во всяком случае муж, с детства живший в этих краях, знал о нем на уровне "да, вроде там что-то есть".
На полноценную историческую справку у меня нет энтузиазма, да и уровень знаний в религиозных вопросах мал. Поэтому только в общих чертах.
Это место - один из центров московского старообрядчества. Сначала появилось кладбище, возникшее здесь в 1771 году во время эпидемии чумы. Под предлогом чумного карантина были созданы богадельни. На рубеже 18 и 19 веков появились мужской и женский старообрядческие монастыри (с кладбищем между ними), вокруг располагались дома, магазины, фабрики: община насчитывала около 10 тысяч человек.
В середине 19 века начался новый виток гонений на старообрядцев. Им был оставлен только бывший женский монастырь. Он закрывался при советской власти, но затем был восстановлен (правда часть территории бывшего монастыря занимает Преображенский рынок); вход туда для посторонних закрыт.
А на территории бывшего мужского монастыря был создан Никольский единоверческий монастырь (единоверцы сохраняли старую обрядность, но признавали юрисдикцию РПЦ). Он просуществовал до 1923 года. В последние годы его храмы принадлежат православному приходу, но основной храм он делит с московской поморской старообрядческой общиной.
Вот такая запутанная история. Разобравшись в ней в первом приближении, можно наконец перейти к тому, что из этого сохранилось до наших дней.
Самое красивое и гармоничное, что мы увидели - часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1805 году, архитектором предполагали Баженова (и неудивительно - и по стилю похоже, и чувствуется рука незаурядного мастера), но авторство принадлежит Федору Соколову. Это стиль "русской готики", считалось, что образцом послужило оформление Царицынского дворца. Часовня отреставрирована в 2002 году, сейчас находится в хорошем состоянии и принадлежит старообрядцам.


В нынешний старообрядческий монастырь, как я уже сказала, доступа нет, можно лишь любоваться оградой с башенками (начало 19 века).

А вторая половина территории доступна для посещения.
Храм Николая Чудотворца построен в 1784-1790 гг. Архитектор - тоже Федор Соколов, хотя и здесь предполагали руку Баженова.

Второй храм - надвратный храм Воздвижения креста господня - построен в 1801 году тоже Ф.Соколовым. При советской власти все пять глав его были сломаны. В постсоветское время они восстановлены, сейчас здесь находятся иконописные и реставрационные мастерские.
И наконец очень красивая колокольня (к сожалению, на снимках получилась плохо). Построена в 1876-79гг. получила неофициальное название "Преображенская свеча". Ее отреставрировали еще при советской власти, но колоколов на ней нет.

Вот такое странное место. Показалось мрачноватым (тем более, что все это находится рядом с кладбищем или на его территории), но красивым и неожиданным. Столько роскошной "русской готики" в одном месте не знаю, есть ли еще где-нибудь в Москве.
Попасть сюда можно, доехав до метро Преображенская, далее идти по улице Преображенский вал; ориентир, знакомый аборигенам - Преображенский рынок и кладбище.

Преображенская староверческая община, которая относилась к Федосеевскому согласию, начала формироваться за Преображенской заставой (сегодня - территория владений по улице Преображенский Вал, 17 и 19) в 1771 году, когда купец-старообрядец Илья Алексеевич Ковылин, во время страшной чумной эпидемии в Москве, добился создания в этом районе карантинного кладбища с устроенным лазаретом.

Со временем на этом месте возник целый старообрядческий городок с богадельнями, несколькими приютами, культовыми зданиями и кельями, которые называли Богадельным домом, дабы избежать конфликта с тогдашними светской и религиозной властями, не особо расположенных к раскольникам.

Община староверов оказывала любую помощь к обратившимся к ней, но при этом ставила жесткие условия - обязательное перекрещивание, вступление в Федосеевское согласие, а также передача всего личного имущества местной общине.

Вероучение староверов-федосеевцев подразумевало безбрачную жизнь. Исходя из этого канона, мужская и женская местные обители располагались отдельно. Граница между ними пролегала по дороге, ведущей к Преображенскому кладбищу.

Первым культовым зданием общины стала Успенская, или, как ее еще называли, Никольская церковь, которая была предположительно построена в 1784 году в стиле псевдоготики. Тогда же подняли и соборную часовню на территории мужской обители. Автором проекта считают архитектора Василия Ивановича Баженова, хотя, исходя из другой версии, им являлся зодчий Федор Кириллович Соколов.

Немного позднее мужская обитель была обнесена оградой из красного кирпича, на которой установили смотровые башни, а также выстроили в 1801 году надвратную часовню.

На территории женского монастыря старообрядческой общины на Преображенском Валу, 19, где тогда находился Богадельный дом, возвели в 1811 году соборную часовню во имя Воздвижения Креста Господня. И в данном случае автором проекта считают двоих - опять же Василия Ивановича Баженова и Матвея Федоровича Казакова.

По периметру женской обители также находилась ограда, но выстроенная из камня и покрашенная в желтый цвет.

В годы царствования Николая Первого Успенский храм передали православной церкви, после чего, в период с 1854 по 1857 годы, перестроили. В 1866 году Никольская церковь вошла в состав и стала именоваться собором. Мужскую часть старообрядческой обители, ко всему прочему, перевели на женскую территорию.

В 1912 на территории Преображенской общины возвели больничное здание в стиле модерн с оригинально исполненными главной лестницей и окошками. Автором являлся архитектор .

В 1920 году Никольский монастырь упразднили, а старообрядческую Преображенскую общину попросту разогнали. Никольский храм отдали обновленцам, которые чуть погодя все-таки продали половину здания старообрядцам. Таким образом, в помещениях одного здания, разделенных возведенной стеной, служили представители двух конфессий.

Община образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы: старообрядцам-беспоповцам были отданы земли за Преображенской заставой для организации кладбища. Общину возле кладбища основал купец И. А. Ковылин.
В начале XIX века построены корпуса мужской и женской обителей, разделённых дорогой к кладбищу. В 1806 года построена каменная ограда с башенками, врата мужской обители с надвратной пятиглавой Воздвиженской церковью.

По ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова), с Высочайшего императорского соизволения, 16 мая 1866 года мужское отделение беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома было превращено в Никольский единоверческий монастырь. До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного Дома уже существовала с 1854 года Единоверческая церковь, под именем Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упраздненным и по открытии монастыря.

16 сентября 1856 года это место удостоил своим посещением бывший Государь Цесаревич Николай Александрович и Великие князья Александр Александрович и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех московских единоверцев, с высочайшего императорского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Государя Цесаревича Николая Александровича, посетившего бывший до монастыря Никольский единоверческий храм. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле императора Николая I, вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Отдельно стоящая колокольня построена в 1876-1879 годах на средства благотворителей - главным образом А. И. Хлудова и И. В. Носова.

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней множество греческих и славянских харатейных (хартия - летопись) рукописей, богослужебных, догматических, поучительных старопечатных книг, книг новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже - церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля расположена в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двухэтажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.

В 1917 году большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова поступила в Государственный Исторический музей.
К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио. Главный соборный храм превращён в приходской.
В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище.
В 1977-1980 годах под руководством И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.

В первой половине 1920-х годов Советская власть передала храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть храма с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части. В отделённой трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

Это странное место с запутанной историей находится в пяти минутах от не самой отдаленной станции московского метро. При этом оно малоизвестно, во всяком случае муж, проживший в этих краях немало, знал о нем на уровне "да, вроде там что-то есть".
На полноценную историческую справку у меня нет энтузиазма, да и уровень знаний в религиозных вопросах мал. Поэтому прошу простить, если что-то слегка перепутаю.
Это место - один из центров московского старообрядчества. Сначала появилось кладбище, возникшее здесь в 1771 году во время эпидемии чумы. Под предлогом чумного карантина были созданы богадельни. Все это организовывал и финансировал купец-старообрядец Ковылин. На рубеже веков появились мужской и женский старообрядческие монастыри (с кладбищем между ними), вокруг располагались дома, магазины, фабрики: община насчитывала около 10 тысяч человек.
В середине 19 века начался новый виток гонений на старообрядцев. Им был оставлен только бывший женский монастырь. Он закрывался при советской власти, но затем был восстановлен (правда часть территории бывшего монастыря занимает Преображенский рынок); вход туда для посторонних закрыт (можно попасть с экскурсией).
А на территории бывшего мужского монастыря был создан Никольский единоверческий монастырь (единоверцы сохраняли старую обрядность, но признавали юрисдикцию РПЦ). Он просуществовал до 1923 года. В последние годы его храмы принадлежат православному приходу, но основной храм он делит с московской поморской старообрядческой общиной.
Вот такая запутанная история. Разобравшись в ней в первом приближении, можно наконец посмотреть (съемка середины апреля).
Самое красивое и гармоничное, что мы увидели - часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1805 году, архитектором предполагали Баженова (и неудивительно - и по стилю похоже, и чувствуется рука незаурядного мастера), но авторство принадлежит Федору Соколову. Это стиль "русской готики", считалось, что образцом послужило оформление Царицынского дворца. Часовня отреставрирована в 2002 году, сейчас находится в хорошем состоянии и принадлежит старообрядцам.

В нынешний старообрядческий монастырь, как я уже сказала, доступа почти нет, можно лишь любоваться оградой с башенками (начало 19 века).

А вторая половина территории доступна для посещения.
Храм Николая Чудотворца построен в 1784-1790 гг. Архитектор - тоже Федор Соколов, хотя и здесь предполагали руку Баженова.

Второй храм - надвратный храм Воздвижения креста господня - построен в 1801 году тоже Ф.Соколовым. При советской власти все пять глав его были сломаны. В постсоветское время они восстановлены, сейчас здесь находятся иконописные и реставрационные мастерские.

И наконец очень красивая колокольня. Построена в 1876-79гг. получила неофициальное название "Преображенская свеча". Ее отреставрировали еще при советской власти, но колоколов на ней нет.

Вот такое странное место. Показалось мрачноватым, но красивым и неожиданным. Столько роскошной "русской готики" в одном месте не знаю, есть ли еще где-нибудь в Москве

А вот так все это выглядело в 1882 году (фото из Википедии)

Парадоксы древней Преображенки: Суворовская улица без полководца, церковь без алтаря и две общины под крышей одного храма

Этого удивительного района у Преображенской заставы древнего Камер-Коллежского вала почти не коснулись советские преобразования и переименования. До наших дней сохранились улицы, названные в честь купцов, домовладельцев, бояр и даже личного телохранителя государя императора… Добрались большевики лишь до Прогонной улицы, переименованной в честь устроившего взрыв в Зимнем дворце террориста Халтурина.

Улицы Потешная, Игральная, Девятая Рота хранят в своих именах память о юности Петра с его потешными полками и «игрушечным» флотом. Именно здесь на исходе XVII века была основана регулярная армия России. В 1987 году власти даже собирались поставить на углу Преображенского вала и Ковылинского переулка памятник 300-летию первой русской армии и разбить аллею воинской славы. Но и поныне о тех благих намерениях свидетельствует лишь закладной камень с мемориальной надписью.

Ковылинский переулок назван по имени купца Ильи Ковылина (XVIII век) – основателя Преображенского кладбища, а также первого лидера существующей до сих пор мощной общины старообрядцев-беспоповцев Федосеевского толка. Обманом, хитростью, богатыми взятками (старообрядцы жили весьма небедно) и удивительной способностью подстроиться под любую власть федосеевцы (последователи Ковылина) избежали преследований и при Павле I, жестко боровшемся с беспоповскими сектами, и при Александре I (от которого федосеевцев защищал князь Куракин), и даже в советское время. А в 1990-х годах община вернула себе всю территорию Преображенской заставы (кроме принадлежащей Преображенскому рынку) и снова отгородилась от мира.

Никольский единоверческий монастырь – бывший православный монастырь, устроенный по правилам единоверия. Открыт по ходатайству святителя Филарета с высочайшего соизволения на территории мужского отделения беспоповского Преображенского богадельного дома в 1865–1866 гг. В настоящее время в Успенском приделе (на фото – слева) находится часовня старообрядческой общины Поморского согласия, а в основном объёме (на фото – справа) – храм Русской Православной Церкви

Крестовоздвиженская старообрядческая соборная часовня Преображенской общины старообрядцев-беспоповцев Федосеевского толка

Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь на Преображенской заставе никогда не закрывалась с момента своего возведения в 1811 году. В конце 1960-х – начале 1970-х годов, когда развалины Преображенской заставы со старинными стенами и высокими угловыми башнями были у нас, московских мальчишек, любимыми местами для игр, мы боялись и подходить к этой церкви, напуганные рассказами о суровых староверах. Спрятавшись в развалинах и кустах, мы с интересом наблюдали, как собирались на богослужения словно сошедшие со страниц учебника истории люди: в старинных пальто и плащах, с бородами, с тростями, а некоторые даже в цилиндрах вместо обычных головных уборов (это в 1970-е годы!). Крестовоздвиженская церковь, которую сами федосеевцы именуют «соборной часовней», имеет необычную для православного храма архитектуру. Ее восточная сторона словно обрезана ножом: там нет алтарного выступа. Дело в том, что у беспоповцев, по причине отсутствия священства, нет и алтаря: за иконостасом в их часовнях – глухая стена.

Рядом с церковью по сию пору сохранилась классическая русская изба-четырехоконка с крыльцом и голубятней. В детстве мы, не зная, что у этой группы староверов нет духовенства, называли ее «домом старообрядческого попа». На современных картах она обозначена как «дом Преображенской богадельни», но на моей памяти жили там вовсе не одинокие старики, а некий мужик сурового вида (вероятно, глава общины). Сегодня изба выглядит заброшенной, нежилой, хотя все окружающие строения, ныне отгороженные от посторонних глаз глухим забором и будкой охраны, бережно отреставрированы и превращены в общинные келейные корпуса и хозпостройки.

Через Ковылинский переулок – Никольский единоверческий монастырь. Когда-то здесь находилась мужская половина Преображенской общины, которую потом переселили к Крестовоздвженской часовне, на одну территорию с женской. Построенная в 1784 году Никольская церковь с огромной отдельно стоящей колокольней, была передана Никольскому единоверческому монастырю. Затем, уже после переворота 1917 года, главная часть храма перешла к раскольникам-обновленцам, оставив единоверцам только Успенский придел, отгородившийся от Никольского внутренней глухой стеной. В 1930-е годы, когда обновленцы бросили Никольскую часть, ее вернули Русской Православной Церкви, а бывший единоверческий Успенский придел передали старообрядцам-беспоповцам Поморского согласия. Так и сосуществуют поныне на одной территории, под крышей единого храма, две общины: справа – православные, слева – беспоповцы…

Перейдя Преображенский вал, попадаем в еще один удивительный квартал исторической Москвы. Улица Суворовская не имеет никакого отношения к великому полководцу, а названа в честь домовладелицы XVIII века премьер-майорши Анны Суворовой. Параллельная ей Девятая Рота сохранила свое название с петровских времен, когда на этом месте располагались казармы 9-й роты лейб-гвардии Преображенского полка. Последняя перед набережной Яузы Бужениновская улица уже триста лет носит имя зодчего XVII века Михаила Буженинова, строителя Преображенского путевого дворца царя Алексея Михайловича.

Справка
Преображенская старообрядческая община – группа старообрядцев-беспоповцев Федосеевского согласия в Москве. Основана на территории Преображенской заставы купцом И.А. Ковылиным в 1771 году вместе с Преображенским кладбищем. Ныне занимает территорию бывшей женской обители, Преображенской богадельни и Крестовоздвиженскую церковь («соборную часовню») 1811 года постройки.

Цитата
«Единоверие есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью… Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество».
Священномученик епископ Симон (Шлеев)

280 лет исполнилось 12 марта со дня рождения Василия Ивановича Баженова, гениального архитектора, автора дома Пашкова и архитектурного ансамбля Царицыно, едва не изменившего облик Московского Кремля так кардинально, как не удалось его изменить даже при советской власти. Подробнее о баженовской Москве читайте в следующем номере.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS