Главная - Ванная комната
Анализ стихотворения Маяковского “Крым. Владимир Владимирович Маяковский. «Крым То в глаз тебе магнолия маяковский

«Крым» Владимир Маяковский

Хожу, гляжу в окно ли я цветы да небо синее, то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния. На молоко сменил чаи в сиянье лунных чар. И днем и ночью на Чаир вода бежит, рыча. Под страшной стражей волн-борцов глубины вод гноят повыброшенных из дворцов тритонов и наяд. А во дворцах другая жизнь: насытясь водной блажью, иди, рабочий, и ложись в кровать великокняжью. Пылают горы-горны, и море синеблузится. Людей ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице.

Анализ стихотворения «Крым»

Владимир Маяковский любил бывать в Крыму, с достопримечательностями которого познакомился еще в 1913 году. Однако после революции его частые поездки на Крымский полуостров носили, как правило, деловой характер. О том, чтобы отдохнуть на морском побережье, не было и речи, так как поэт был буквально нарасхват. Утром он заседал в правлении местных литераторов, в обед выступал с докладом о жизни пролетариата в Америке, а вечером читал стихи перед рабочими порта или же местной фабрики. Такой распорядок дня был вполне привычным и типичным для Маяковского, который втайне завидовал многочисленным курортникам, приезжающим на отдых и оздоровление. Именно им в 1927 году он посвятил стихотворение «Крым», в котором юношеские воспоминания поэта переплелись с советской действительностью.

Двадцатилетнему Маяковскому крымский полуостров запомнился как один большой фешенебельный курорт, где состоятельные и именитые россияне строили элитные дачи. Так было испокон веков, и свою резиденцию в Крыму имели многие русские графы и князья. Действительно, это место идеально подходило для отдыха, о чем, впрочем, сам Маяковский отзывается с некой долей иронии, отмечая, что природа действительно благосклонна к отдыхающим – «то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния». Однако теперь вся эта роскошь доступна простым советским труженикам, которые проводят свои отпуска в комфортабельных санаториях. Именно в них превратились бывшие дворцы русской знати, лишенные былой роскоши и красоты. На этом Маяковский старается не акцентировать внимания, однако не может обойти стороной тот факт, что нынче «глубины вод гноят повыброшенных из дворцов тритонов и наяд».

Поэт не дает оценки происходящему, хотя и понимает, что национальное достояние страны безжалостно уничтожается в угоду вчерашним крестьянам. Однако Маяковский с присущим ему максимализмом искренне считает, что это – вполне разумная плата за возможность простого советского человека почувствовать себя если и не графом Воронцовым, то, хотя бы, достаточно состоятельным и уважаемым человеком, который может позволить себе лечь «в кровать великокняжью». Пропаганда равных возможностей вынуждает автора отказываться от культурных и исторических ценностей, которым отныне отводится второстепенная роль. Но и самому трудяге в новом мире отводится весьма конкретная роль, его поэт воспринимает как винтик огромного механизма, который должен работать без сбоев. Поэтому знаменитые курорты Маяковский квалифицирует как огромный цех по восстановлению здоровья, где производится «людей ремонт ускоренный».

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«КЕРЧЕНСКИЙ МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Конспект урока по литературе , посвящённого годовщине воссоединения России и Крыма:

«Нашему Крыму с чем сравниться?

Не с чем нашему Крыму сравниваться!»

(В.В.Маяковский и Крым)

Разработала: Пономаренко Л.Л.,

преподаватель русского языка и литературы

Керчь

2017

Тема: «Нашему Крыму с чем сравниться? Не с чем нашему Крыму сравниваться!» (В.В.Маяковский и Крым).

Цели:

Углубить знания учащихся о личности и творчестве В.Маяковского;

Показать оригинальность таланта В.Маяковского;

Воспитывать чувство любви к родному языку и русской литературе.

Форма урока: урок-лекция.

Ход урока

    Организационный этап.

    Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.

Владимир Маяковский впервые приезжает в Крым в 1913 г. в ходе творческого турне по городам южной России, где он, Игорь Северянин и другие футуристы выступают с лекциями о литературе и с чтением стихов. Последующие визиты поэта в Крым носили такой же характер: литературная работа, выступления. Начиная с 1925 года, Маяковский регулярно посещает Крым, особенно Ялту. Увлекшись кинематографом, он сотрудничал со старейшей в России Ялтинской киностудией, здесь же при виде парохода «Теодор Нетте» у Маяковского рождается замысел известного стихотворения «Товарищу Нетте – пароходу и человеку». Здесь были написаны и многие другие стихотворения, некоторые с характерными названиями: «Крым», «Севастополь – Ялта», «Евпатория», «Ялта – Новороссийск».

Владимир Маяковский любил Крым и воспевал его со всей поэтической страстью, называя «копией древнего рая».

Почти сто лет назад Маяковский первый раз приехал в Крым. С поэтами-футуристами Бурлюком и Северянином 20-летний начинающий поэт путешествовал по югу России. Но, видно, поездка его не впечатлила, поскольку в творчестве отражения не нашла. Зато когда он приехал сюда второй раз, через десять лет, в 1924 году... Правда, и человек уже это был другой – крупнейший поэт страны. За это время Маяковский выпустил около четырех десятков книг, написал «Облако в штанах», «Мистерию Буфф», «150 000 000», «Про это»…

Затем Маяковский приезжал в Крым каждое лето с 1926 по 1929 год. Но отдых его проходил в разъездах по Крыму: он ездил по санаториям и читал свои стихи.

Сюда съезжаются со всего Советского Союза, – говорил он. – Тебя слушают одновременно рабочие, крестьяне, интеллигенты из таких мест, куда в жизни не попадешь.

В 1926 году Маяковский был почетным гостем симферопольской газеты «Красный Крым» и подарил редакции свое неопубликованное стихотворение «Тропики». Он писал в Москву: «Как ни странно, а я пишу из Симферополя. Сегодня еду в Евпаторию, а через день обратно в Ялту».

В Евпатории курортное управление попросило Маяковского выступить перед больными костным туберкулезом в санатории «Таласса». Перед ним на кроватях лежали и сидели в инвалидных креслах больные, стояли врачи и медсестры. Очевидцам вспоминали потом эпизод с чтением стихотворения «Сергею Есенину». После слов «Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать» он на секунду остановился, потому что дальше шли строки: «Это время трудновато для пера: но скажите, вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше?» Их читать было в этой аудитории нельзя, и Маяковский полностью их пропустил.

Весь следующий 1927 год Маяковский разъезжал по стране, побывал за границей. Но в конце лета все равно приехал в Крым. Бывший заведующий представительством Госиздата РСФСР на Южном берегу Крыма Григорий Фидлер вспоминал, как Маяковский в ялтинском курзале читал свое стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». «В тот вечер, когда Владимир Владимирович произнес строки: «В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» – до нас донесся судовой гудок. Это в Ялтинский порт, «горящий, как расплавленное лето», входил пароход. Маяковский прервал чтение, прислушался к гудку. Немного побледнев от неожиданности и охватившего его волнения, повысив голос, продолжал:

Это – он.
Я узнаю его
В блюдечках-очках
Спасательных кругов.
– Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой…

Владимир Владимирович по гудку узнал, что в порт вошел «Теодор Нетте», названный в честь советского дипломата, убитого во время перевозки дипломатической почты… До этого вечера мне посчастливилось несколько раз слышать в исполнении Маяковского это стихотворение… Но так, как в это лето 1927 года, поэт еще никогда не читал «Теодора Нетте». Волнение поэта передалось публике, понявшей, что в порт вошел пароход, носящий имя человека, о котором только что Маяковский читал чудесные стихи».

В Крыму тогда Владимир Владимирович пробыл до сентября. «Я живу в Ялте, – писал он. – Вернее, это так называется, потому что езжу читать во все имеющиеся стороны». Особенно поэт любил санаторий «Ливадия». Людям, отдыхавшим в бывшем царском дворце, он посвятил стихотворение «Чудеса». Работоспособность Маяковского была колоссальной. В этот же приезд он закончил поэму «Хорошо!», которую отправил из Ялты прямо в Госиздат.

На крымском материале Маяковский создал немало произведений самых разных жанров. Первый свой киносценарий он написал в 1926 году – о ребятах из пионерского лагеря «Артек». По этому сценарию в 1928 году сняли первый артековский фильм под названием «Дети». В те годы в Ялте была кинофабрика, принадлежавшая Всеукраинскому фотокиноуправлению. Маяковский часто бывал на съемках, встречался с киношниками. Второй его сценарий тоже зародился в Ялте. На этот раз это был комедийный фильм «Слон и Спичка». Поэт «бичевал» зажиревших на государственных хлебах завтрестами, вроде Слона и его жены Спички. По сюжету толстого и сытого завтрестом довели до нормального человеческого облика режим экономии и курортно-медицинский режим. Малоправдоподобные, казалось бы, сцены из фильма до сих пор сохраняют силу сатирического обобщения.

К сожалению, подавляющее большинство наших соотечественников встречается с поэзией Маяковского только в школе и практически не знает его лирики – тонкой, нежной, эмоциональной. О крымской природе он писал с восторгом:

Я езжу
по Южному
берегу Крыма –
Не Крым,
а копия
древнего рая!
Какая фауна,
флора
и климат!
Пою, восторгаясь и озирая!

Хожу,
гляжу в окно ли я –
Цветы
да небо синее,
то в нос тебе
магнолия,
то в глаз тебе
глициния.

Со стихами Маяковского в литературу вошла новая для той поры тема – курортная: «Идет ремонт ускоренный в огромной крымской кузнице».

И глупо звать его
«Красная Ницца»,
И скушно звать
«Всесоюзная здравница».
Нашему
Крыму
с чем сравниться?
Не с чем
нашему
Крыму
сравниваться!

    Чтение учащимся стихотворения «Крым».

Хожу,

гляжу в окно ли я

цветы

да небо синее,

то в нос тебе магнолия,

то в глаз тебе

глициния.

На молоко

сменил

чаи

в сиянье

лунных чар.

И днем

и ночью

на Чаир

вода

бежит, рыча.

Под страшной

стражей

волн-борцов

глубины вод гноят

повыброшенных

из дворцов

тритонов и наяд.

А во дворцах

другая жизнь:

насытясь

водной блажью,

иди, рабочий,

и ложись

в кровать

великокняжью.

Пылают горы-горны,

и море синеблузится.

Людей

ремонт ускоренный

в огромной

крымской кузнице. (1927)

    Заключительное слово учителя.

Владимир Маяковский любил бывать в Крыму, с достопримечательностями которого познакомился еще в 1913 году. Однако после революции его частые поездки на Крымский полуостров носили, как правило, деловой характер. О том, чтобы отдохнуть на морском побережье, не было и речи, так как поэт был буквально нарасхват. Утром он заседал в правлении местных литераторов, в обед выступал с докладом о жизни пролетариата в Америке, а вечером читал стихи перед рабочими порта или же местной фабрики. Такой распорядок дня был вполне привычным и типичным для Маяковского, который втайне завидовал многочисленным курортникам, приезжающим на отдых и оздоровление. Именно им в 1927 году он посвятил стихотворение «Крым», в котором юношеские воспоминания поэта переплелись с советской действительностью.

Двадцатилетнему Маяковскому крымский полуостров запомнился как один большой фешенебельный курорт, где состоятельные и именитые россияне строили элитные дачи. Так было испокон веков, и свою резиденцию в Крыму имели многие русские графы и князья. Действительно, это место идеально подходило для отдыха, о чем, впрочем, сам Маяковский отзывается с некой долей иронии, отмечая, что природа действительно благосклонна к отдыхающим – «то в нос тебе магнолия, то в глаз тебе глициния». Однако теперь вся эта роскошь доступна простым советским труженикам, которые проводят свои отпуска в комфортабельных санаториях. Именно в них превратились бывшие дворцы русской знати, лишенные былой роскоши и красоты. На этом Маяковский старается не акцентировать внимания, однако не может обойти стороной тот факт, что нынче «глубины вод гноят повыброшенных из дворцов тритонов и наяд».

Поэт не дает оценки происходящему, хотя и понимает, что национальное достояние страны безжалостно уничтожается в угоду вчерашним крестьянам. Однако Маяковский с присущим ему максимализмом искренне считает, что это – вполне разумная плата за возможность простого советского человека почувствовать себя если и не графом Воронцовым, то, хотя бы, достаточно состоятельным и уважаемым человеком, который может позволить себе лечь «в кровать великокняжью». Пропаганда равных возможностей вынуждает автора отказываться от культурных и исторических ценностей, которым отныне отводится второстепенная роль. Но и самому трудяге в новом мире отводится весьма конкретная роль, его поэт воспринимает как винтик огромного механизма, который должен работать без сбоев. Поэтому знаменитые курорты Маяковский квалифицирует как огромный цех по восстановлению здоровья, где производится «людей ремонт ускоренный».

Фильм «Евреи на земле» был снят в 1927 году. В титрах можно узнать, кто принимал участие в съемках этого небольшого, но интересного 17-минутного фильма. «Авторы надписей» (фильм, естественно, немой) — Владимир Маяковский и Виктор Шкловский (имеется в виду, что они — авторы сценария), режиссер — знаменитый Абрам Роом, организатор съемок — Лиля Брик.


Маяковский, из которого официальная власть сделала революционный символ, по воспоминаниям современников был совсем другим. Особенно все любили издеваться по поводу его желания подзаработать, где ни попадя.

Не зря Ильф и Петров изобразили именно его в «Двенадцати стульях» (тоже 1927 год) как «Ляписа-Трубецкого», который ходил по редакциям и всюду предлагал: «Служил Гаврила почтальоном...»

Вот и за эту работу он схватился тоже, вероятно, как «джентльмен в поисках десятки». Да и привлекла его туда его старая подруга и муза, а по совместительству «организатор съемок» Лиля Брик (У Ильфа и Петрова — «Хина Члек»).

Лиля со своим мужем Осипом Бриком в конце двадцатых часто путешествовали в южных регионах — по Крыму, Кавказу. Знаменитая фраза «Киса и Ося были тут» как раз и связано с их пребыванием на Кавказе летом 1927 года — Лилю близкие называли «Кисой». Вероятно, в этих поездках у нее и возникла идея — снять фильм-«агитку» о переселении евреев в Северный Крым. (Энциклопедии уточняют: и причерноморские земли, но в фильме об этом ни слова).

После революции, когда исчезла пресловутая «черта оседлости», часть «изгоев» рванули в места, куда их раньше не пускала царская власть — в Москву, Петроград. Но эти города не резиновые — потому и появилась идея проекта переселения евреев из «местечек» для освоения степей Крыма. Тем более в это время произошел раскол в среде искателей «земли обетованной». Кто-то ехал в Палестину, а кто-то в Крым...

И ведь это был, наверное, первый опыт освоения целины — нам хорошо известно освоение североказахстанских и южнорусских степей, но это происходило лет на тридцать позже Крыма. И героизма при освоении было уж явно не меньше.

Стоит вспомнить, какими ужасными были районы Северной Тавриды до революции. Максим Горький описал их в своих «крымских рассказах»: соленые почвы, отсутствие пресной воды, жуткая жажда, приводящая к смерти. Писатель сам чуть не умер именно здесь в своих «хождениях по Руси».

Только с постройкой Северо-Крымского канала появилась возможность превратить эти «нехорошие» почвы, но с прекрасным климатом, в место для хорошего земледелия.

Во время Первой мировой войны около 500 тысяч евреев было насильственно выселено из прифронтовых губерний и переселено вглубь России. После Октябрьской революции, Гражданской войны, прокатившихся погромов и последовавшей разрухи, торговцы и ремесленники превратились в классовых врагов нового строя. По разным данным, от 100 до 200 тысяч евреев были убиты в погромах в период 1918-1920 годов. Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской империи в США, Палестину, Аргентину, Бразилию и другие страны.

К началу 20-х годов треть оставшихся оказались в категории лишенцев. Значительная часть евреев покинула местечки в поисках работы в крупных городах, но и там была безработица. Вот и на экране — тяжелая жизнь в местечках, за «чертой оседлости». После погромов и войны трудно живется людям. И тут появляется редкая возможность — получить землю, начать обрабатывать ее — и не где-нибудь, а в Крыму!

Правда, создатели фильма тут же показывают на экране: таким Крым обычно представляется приезжающим, а вот такой безлюдной степью он встретил приехавших...

Вот люди направляются в Евпаторийский ОЗЕТ (Общество землеустройства еврейских трудящихся), общественную организацию. ОЗЕТ собирал и распределял средства для помощи переселенцам, влиял на общественное мнение, занимался проблемами образования, культуры и медицины для переселенцев. В президиум ОЗЕТ входил также и поэт Владимир Маяковский.


В этом ОЗЕТе еще есть какие-то здания. А в степи? Никаких намеков на жилье, воду и т.п. Переселенцы ставят палатки и живут в них, едят в поле. Правда, на стене в палатке огромный Ленин, а на некоторых кадрах какой-то подозрительно знакомый дедушка с бородой. Никак, Троцкий? Похоже, что фильм был снят, когда опальный Лев не был лишен всех своих постов и изгнан из СССР. А за такой фильм могли потом по шапке надавать всем создателям его...

В реализации проекта переселения принимала участие корпорация «Агроджойнт», возникшая в 1924 году при подписании договора между американским «Джойнтом» и советским правительством, которая взялась за аграризацию евреев. Выделялась земля для создания новых колхозов. Из Америки в подшефные хозяйства завозилась современная сельскохозяйственная техника, высокоурожайное посевное зерно, племенной скот. Агрономы «Агро-Джойнта» опекали земледельцев и обучали их передовым методам ведения сельского хозяйства. В фильме видно, что на выделенные деньги строились колодцы, закупались трактора. Здесь можно видеть название фирмы на одном из них «John Deere». Тут же в кадре появляется первая Паша Ангелина, точнее, «товарищ Розенблюм», первая трактористка колоний, а может, Крыма, а может, и всего Советского Союза.


Жизнь шла своим чередом. Колхозники, то есть «колонисты», как их называют в фильме, занимались своими делами. Выращивали зерно, скот и даже свиней (которые, как известно, считаются «нечистыми» животными в иудаизме и мусульманстве).


Ну и, конечно, у переселенцев стали появляться дети. В кадре — первый ребенок, рожденный в Крыму. Авторы фильма уверяют, что ее имя — «Забудь лихо». Эдакое странное наименование в стиле «Даздрапермы»...


Дети росли, и их стали принимать... конечно в пионеры, а как же иначе. Перед объективами камеры группа молодежи исправно марширует, подняв руки в пионерском приветствии. Единственное, что смущает — почему самым младшим пионерам где-то лет не более пяти. Или тогда возраст не имел значения? И текст Маяковского: «колониям и республике нужна крепкая смена».


И вот прошло несколько лет. У переселенцев появились дома — деревянные, каменные (из крымского ракушечника, что, похоже, было не совсем привычно колонистам). Также они познакомились с крымской экзотикой — так называемый «лемпач из Джанкоя». На экране лошадка бегает по кругу, топчет глину, солому с песком и конским навозом (именно из этих компонентов и состоял этот «лемпач» — кирпичи из необожженной глины). Из полученного новые колхозники выпиливают блоки для строительства более привычных для степного Крыма домов.


Переселенцы начинают жить хорошо, продукции в достатке. Ее возят, по всей видимости, в Симферополь. А как иначе объяснить появление на экране симферопольского рынка и знаменитых греческих торговых рядов возле Греческой (Троицкой) церкви, где наши герои перекусывают?


Здесь стоит вспомнить и о появлении легенды, что именно в этом же 1927 году Маяковский разгуливал по Пушкинской с голыми дамами (наверное, в перерыве между съемками).

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930 г.г.), родившегося 19 июля 1893 года в селе Багдады, недалеко от Кутаиси, в Грузии.
В 1910 году Маяковский становится студентом Строгановского училища живописи, ваяния и зодчества и сближается с футуристами. Футуристическая эстетика поэзии, полная бравады, откровенного эпатажа, нарочитых экспериментов со словотворчеством и игрой с рифмой отразилась в стихотворном творчестве молодого поэта.

Маяковский был в числе авторов первых футуристических манифестов — «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей П», «Идите к чёрту». Однако нигилистическое бунтарство футуристов не удовлетворяло поэта.

Первое знакомство В.В. Маяковского с Крымом состоялось в 1913 году, когда он вместе с группой футуристами, в числе которой был Игорь Северянин, совершил тур по Крыму с выступлениями перед публикой с лекциями и чтением стихов.

В лирике Маяковского предреволюционной поры слышны негодующе-сатирические интонации, осмеивающие уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагические интонации его стихов, связаны с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира».
В 1919 -1922 годах Маяковский активно работает в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), выпускает более 3000 агитплакатов для «окон» РОСТА и пишет поэму «150 000 000».


В 1922 году состоялась поездка Маяковского в Америку, поэт пишет цикл стихов об Америке.
В 1924 году пишет поэму «Владимир Ильич Ленин» и работает в газетах «Известия», «Комсомольская правда».
В 1924 году Маяковский снова приезжает в Крым, но не на отдых, а на «вторую работу» , как он называет её в главе «1926-й год» поэмы «Я сам»: «…продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю: Новочеркасск…, Париж, Ростов.., Ялта, Евпатория… и т.д.».

В Крыму Владимир Маяковский не только выступает перед публикой со своими новыми стихами, но и создаёт сценарии «Дети», «Слон и спичка» для Ялтинской кинофабрики.
Сопровождавший Владимира Маяковского Павел Лавут рассказал об одном из выступлений поэта на страницах евпаторийской городской газеты:
«Евпатория, клуб «Первое Мая». Открытая площадка заполнена целиком. Обладателям входных билетов некуда втиснуться. Курортники настроены шумно и весело. Маяковский в ударе: «Евпатория - это вещь!». Конечно, отдых на курорте в Евпатории для российских туристов более доступный и привычный, не только потому, что не так далёк, как Паттайя, но и потому, что Крым русскому человеку всегда был родным и близким по духу и по общей истории, веками связывающей русских людей с Крымом и Чёрным морем.
На следующий день Владимир Маяковский выступал в санатории «Таласса» для лежачих больных костным туберкулёзом. Эстрадой для выступления поэта служила терраса главного корпуса, а перед ней расположились больные на кроватях или на шезлонгах. Собрался весь медицинский персонал санатория, всего собралось человек 300.

Побывал Маяковский и в евпаторийской гимназии , и выразил своё удивление, как можно удержать детей за партами, как можно учиться, когда в окна классов гимназии заглядывает море и солнце! Всем жителям Евпатории известно стихотворение В.В. Маяковского, посвящённое Евпатории.

ЕВПАТОРИЯ
Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
Ветерок
над Евпаторией.
Ветерки эти самые
рыскают,
Гладят
щеку евпаторийскую.
Ляжем
пляжем
в песочке рыться мы
бронзовыми
евпаторийцами.
Скрип уключин,
всплески
и крики —
развлекаются
евпаторийки.
В дым черны,
в тюбетейках ярких
караимы —
евпаторьяки.
И, сравнясь,
загорают рьяней
москвичи —
евпаторьяне.
Всюду розы
на ножках тонких.
Радуются
евпаторёнки.
Все болезни
выжмут
горячие
грязи
евпаторячьи.
Пуд за лето
с любого толстого
соскребет
евпаторство.

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
в Евпатории.
3 августа 1928 г. Евпатория

Крым

Хожу,
гляжу в окно ли я —
цветы
да небо синее,
то в нос тебе
магнолия,
то в глаз тебе
глициния.

На молоко
сменил
чай
в сияньи
лунных чар.
И днем
и ночью
на Чаир
вода
бежит, рыча.

Под страшной
стражей
волн-борцов
глубины вод гноят
повыброшенных
из дворцов
тритонов и наяд.

А во дворцах
другая жизнь:
насытясь
водной блажью,
иди, рабочий,
и ложись
в кровать
великокняжью.

Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице.

Художник: Кондратенко Гавриил Павлович (1854 — 1924). Крым. Вид на море.

Хожу,
гляжу в окно ли я
цветы
да небо синее,
то в нос тебе магнолия,
то в глаз тебе
глициния.
На молоко
сменил
чаи
в сиянье
лунных чар.
И днем
и ночью
на Чаир
вода
бежит, рыча.
Под страшной
стражей
волн-борцов
глубины вод гноят
повыброшенных
из дворцов
тритонов и наяд.
А во дворцах
другая жизнь:
насытясь
водной блажью,
иди, рабочий,
и ложись
в кровать
великокняжью.
Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице.

Анализ стихотворения «Крым» Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский впервые попал в Крым еще до революции. Посвященное полуострову произведение было опубликовано летом 1927 года в газете «Комсомольская правда».

Стихотворение написано в 1927 году. Его автору исполнилось 34 года, он издает журнал «Новый ЛЕФ», пишет киносценарии, проводит творческие встречи по городам СССР. За последние годы он несколько раз побывал в Крыму — этой теме и посвящено стихотворение. По жанру — социалистический реализм, по размеру — акцентный стих с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет, зато есть типичная для В. Маяковского «лесенка». Лирический герой — сам поэт, наблюдающий советские метаморфозы в Крыму. Он один из первых в советскую литературу ввел курортную тему.

С первой же строки ясно, что В. Маяковский Крым одобряет: цветы да небо, то в нос магнолия, то в глаз глициния. Перед глазами читателя возникает картина идущего среди высоких магнолий и глициний, усыпанных цветами, не менее высокого поэта, задевающего головой всю эту красоту. Санаторий «Ливадия» был особенно любим поэтом. Открыт он был в новой, построенной в еще царской России в 1916 году, хирургической больнице. «Рабочий, ложись в кровать великокняжью»: как известно, под санаторий был переделан Ливадийский дворец, который в свое время приобрел для больной туберкулезом супруги император Александр II. Правда, ложился рабочий все же на типовую койку, дворцовая мебель была уничтожена.

Чаир — садово-парковый ансамбль, устроенный в 1902 году. «Глубины вод гноят тритонов и наяд»: имеются в виду садовые статуи, «повыброшенные из дворцов». «Людей ремонт ускоренный в крымской кузнице»: поэт ни на минуту не забывает о задачах социалистического искусства, как с конвейера возвращаются домой «отремонтированные» для дальнейшего ударного труда совхозники и рабочие. В произведении чувствуется рука неутомимого экспериментатора с формой. Примеры аллитерации и игры слов: чаи в сиянье лунных чар, на Чаир вода бежит, рыча. Ассонанс: пылают горы-горны. Неологизм: «синеблузится». Эпитет: страшной стражей. Метафора: людей ремонт. Олицетворение: волн-борцов. «Синяя блуза»: агитбригада 1920-х годов, с которой сам В. Маяковский сотрудничал как автор текстов.

В. Маяковский в стихотворении «Крым» с оптимизмом смотрит на становление курортного дела в СССР. Он неоднократно бывал там, совмещая отдых с выступлениями перед находящимися на излечении.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS