Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Арей (Арес) - Марс в мифологии. Римская мифология. марс Марс был богом войны |
МАРС (бог войны) МАРС (бог войны) МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см.
ЮПИТЕР (в мифологии))
, Марс, Квирин (см.
КВИРИН)
). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а также позднее и войны.
Энциклопедический словарь . 2009 . Смотреть что такое "МАРС (бог войны)" в других словарях:Боги войны эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. Почтовая марка СССР 1945 года Артиллерия бог войны! Содержание 1 Мифологический сюжет … Википедия Статуя бога войны Марса (Бранденбургские ворота, Берлин) Марс(Маворс, Мармар, Марспитер, лат. Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs). В римской мифолигии Марс один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально… … Википедия БОГ ВОЙНЫ - Памятник А. В. Суворову. Скульптор М. И. Козловский изобразил полководца в античных одеждах, в виде бога войны Марса. Ср.: МАРС РОССИЙСКИЙ, ПАМЯТНИК ДИКАРЮ БЕЗ ШТАНОВ, ПАМЯТНИК ТРЕХ РУБЛЕЙ … Словарь Петербуржца В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. ( Бог войны Марс был одним из самых уважаемых и почитаемых небожителей древнеримского пантеона. Культ Марса широко процветал в Древнем Риме до самого его падения. Марс – бог войны и защитник РимаСкульпторы ваяли бога войны в виде полководца в доспехах и украшенном гребнем шлеме. Иногда он изображался в колеснице, с копьем и щитом, которые являлись символами бога Марса. Животными воинственного божества римляне считали дятла и волка, которые отождествлялись со стремительным полетом и нападением. Марс неспроста был наиважнейшим среди всех богов древнеримской империи - римляне гордились своими воинами и их победами. Армия Древнего Рима считалась непобедимой благодаря отличной подготовке и Марсу – могущественному защитнику, сопровождавшему воинов во всех походах. Кроме этого, Марс - сын Юпитера и Юноны, считался отцом Ромула и Рема, основателей Древнего Рима. Согласно легенде, сыновей Марсу родила дочь царя Нумитора Рея Сильвия. В знак своего покровительства, Марс сбросил в Рим свой щит, который хранился в святилище бога на Форуме и раз в год, в день рождения римского бога Марса (1 марта), торжественно проносился по городу. В знак уважения римляне регулярно устраивали посвященные Марсу празднества. Ежегодные торжества проходили с 27 февраля по 14 марта, более важные празднования – суоветаврилии – устраивались раз в 5 лет после ценза (переписи населения). Во время венчавшего праздник построения войск на Марсовом поле богу приносились жертвы - бык, свинья и овца. Эта церемония даровала римлянам победы в боях на последующую пятилетку. Помимо празднеств, в честь бога войны Марса строилось множество храмов. Самый древний и почитаемый стоял на левом берегу реки Тибр на Марсовом поле. Это священное место использовалось не только для парадов и празднеств, именно на Марсовом поле проводились собрания, учения и смотры, здесь же принимались и важные решения, например, об объявлении войны. Роскошный храм римскому богу Марсу был построен также на Форуме. Каждый полководец перед отправлением на войну приходил в этот храм, просил у Марса помощи и сулил часть богатой добычи. Однако Марс не всегда был богом войны. Изначально ему предписывалось охранять поля и домашний скот от различных угроз, однако Марс мог и покарать недостойного человека, вызвав гибель животных и неурожай. Ожесточению Марса посвящена одна из римских легенд. Однажды Марс встретил прекрасную богиню Минерву и полюбил ее. Не зная как подступиться к красавице, Марс обратился к свахе Анне Перенне, богине нового года. Минерве не нравился Марс, и она уговорила Анну Перенну обмануть жениха и вместо нее отправиться на . После того, как позор Марса стал известен всем богам, он затаил в своем сердце глубокую обиду. Сегодня пантеон римских богов больше не существует. Однако о Марсе люди вспоминают при взгляде на небо – его имя носит кроваво-красная планета Солнечной системы, символ войны, ужаса и бедствий. Боги войны других народовБоги войны существовали и у других народов. Греческий бог, отвечающий подобно Марсу за сражения и победы, носил имя Арес. Греческий бог войны обладал меньшим почетом на Олимпе и среди людей, а также более скверным характером. Арес считался жестоким и мстительным богом, сердце которого не смогла смягчить любовь к прекрасной Афродите. Славянские воины своим небесным покровителем считали Перуна. Этот бог отличался буйным нравом, но был также справедлив и благороден. Рождение Перуна произошло во время сильного землетрясения. Еще в младенчестве его украло чудовище Скипер и Перун вырос, погруженный в глубокий . После освобождения бога братьями, Перун сразился с монстром, освободил своих сестер, которые также были похищены. Когда на Руси было принято православие, черты Перуна приобрел Илья Пророк. В древней мифологии Рима великий Бог Марс занимает одно из почетных мест. Он славился надежным, преданным защитником и покровителем Римской империи. Он был почитаем как бесстрашный и справедливый воин, как храбрый рыцарь, ведущий свою армию против врагов Рима. В древние времена в Италии он был в составе триады богов, которые являлись родоначальниками римского пантеона (Юпитер, Бог Марс, Квирин). Будучи божеством военных сражений, Марс готов был отдать всю свою мощь, чтобы сохранить мир и славу великой империи. Марс считается эквивалентом хитрого и злого Бога Ареса в Древней Греции. Пантеон богов - как почетное место Бога МарсаАрхаическая Триада божественного пантеона Рима славится своей силой и величественностью. Бог Марс является одним из выдающихся персонажей на этом поприще. Во главе господствует Бог Юпитер, который является грозным правителем небес, грома и молний, свирепых бурь и гроз. Он отождествляется с греческим Зевсом, который страшен в своем гневе и начинает метать молнии. Следующее почетное месте занимает Квирин, дающий свет от лучей солнца. По утрам по его воле открывались небесные врата и появлялось небесное светило, вечерами Квирин закрывал врата на засовы. Далее следовал Бог Марс, и хотя жители Рима отдавали Марсу третье место, именно он сохранил свой прообраз наиболее ярче, чем остальные божества. Римляне поклонялись Марсу, веря, что он несет с собой победы в битвах и длительных войнах, наделяет армию духом храбрости и бесстрашия, хранит мир в Римской империи и славит ее. Нередко можно встретить источники, где Марс представлен кровожадным и бесчестным Богом Войны, которому все равно на чьей стороне правда, его целью были многочисленные жертвы, кровь и смятения. Но как бы ни было, его сила направлялась прежде всего на обеспечение мира и единства. Под руководством его мужской агрессии проводились великие войны, которые при идеальном раскладе, должны были гарантировать безопасность и мир. Бог сражений и весеннего равноденствияРимляне, отличавшиеся от большинства народов своими воинственными качествами, преклонялись перед яростным и могущественным Марсом, считая его отцом и родоначальником империи. Название первого весеннего месяца было дано римлянами в честь этого великого бога - Латинский Мартиус (месяц Март). Начало весны считалось особо насыщенным периодом, когда проводилось множество фестивалей в подготовке к новым битвам и войнам. Особое внимание уделялось турнирам с участием коней, так как эти животные являлись единственными помощниками в любом сражении. В мифологии древнего Рима, Бог Марс выполнял и более безобидные функции, нежели военные действия. Он считался божеством плодородия и сельского хозяйства, защитником земель, растительности, окружающей природы. От него зависело каким будет урожай и на сколько здоровым будет скот и будущий приплод. Или наоборот, в его власти было спалить все засеянные поля и погубить всех животных. Ему поклонялась не только солдаты, но и обычные крестьяне, приносившие ему различные жертвоприношения надеясь на богатый урожай. Марс был связан с дикими лесами, неизведанными людьми местами. Возможно эта дикость данная ему как богу природы, создала его отдельно от мира и людей за пределами всех условностей, и трансформировалась в необузданную силу, которую надо усмирять и подчинять. РождениеРодителями Марса считаются Юнона и Юпитер. Существует удивительная версия о его рождении, рассказанная римским поэтом Овидием: по его словам Юнона завидовала Минерве, дочери Юпитера, потому что в своем зачатии она появилась без участия женщины. И Юнона тоже захотела родить ребенка без помощи мужчины. Флора, богиня растительности, дала ей волшебный цветок, и лишь коснувшись этого цветка Юнона забеременела богом Марсом. Именно поэтому, изначально, он считается аграрным богом, покровителем растений, природы и диких лесов. Миф о Марсе и богине НериоКак-то раз Марсу приглянулась богиня Минерва, которая олицетворяла мудрость и красоту, любовь и искусство. Марса смутило и застигло в врасплох собственное чувством любви, и он не знал как поведать богине о своей симпатии. Он попросил помощи у богини Анны Перенне, известной как покровительница нового года. Анна должна была выступать свахой в амурных делах Марса, но из этого ничего не получилось, и Минерва ответила отказом грозному Марсу. Но богини решили на этом не останавливаться и захотели разыграть Марса. Анна сообщила ему, что Минерва ответила взаимностью на его чувства и ждет на свидании. Довольный и обрадованный Марс помчался к возлюбленной на «крыльях любви». Прибыв к месту встречи, он увидел сидевшую женщину с головы до ног закутанную в длинное платье. Отодвинув палаток с ее лица он в ужасе отскочил от женщины: перед ним предстала старая Анна Перенна. Эту шутку еще долго вспоминали боги Римской Империи и смеялись над доверчивостью грозного бога, которого обвели вокруг пальца. В итоге Марс выбрал себе в жёны богиню Нерио, которую судя по легенде ему пришлось похитить. Нерио была богиней храбрости, женской силы, смелости и отваги. Марс нисколько не пожалел о своём выборе, так как супруга была ему преданной спутницей и присутствовала с ним на всех сражениях. Рем и РомулУ великого Марса имелось двое сыновей - близнецы Рем и Ромул. Их матерью была Рея Сильвия - служившая богине Весте в качестве жрицы-весталки. Она была девственницей, так как дала обет безбрачия и хранила целомудрие, чтобы охранять магический огонь. В один из дней Рея отправилась за водой для проведения обряда. На пути ей встретился огромный волк, девушка укрылась в пещере и оставалась там до наступления темноты. Неожиданно перед ней предстал бог Марс и Рея забеременела. Она родила мальчиков близнецов - Рема и Ромула. Весталку ждало суровое наказание, так как она нарушила обет, и ни один из богов не встал на ее сторону. Рея объясняла, что стала жертвой насилия со стороны Марса, но и это её не спасло. В итоге она была казнена, а родившихся близнецов положили в ящик и бросили в бурные воды реки Тибр. Проплыв немалое расстояние ящик пристал к одному из берегов реки, разбился об него и мальчики оказались на суше. Вскоре их нашел волк, принес в свою стаю и они были вскормлены молоком волчицы и росли с волчатами. Когда близнецы выросли в крепких юношей, они решили построить свой город и начали свой замысел с поиска подходящей территории. Но каждому из них нравились разные места и они не могли прийти к компромиссу. Между ними возник серьезный спор и Ромул убил Рема. После, он долго сожалел о своем поступке, и когда все-таки воздвиг город, то дал ему название Rome (Рим), в честь убитого близнеца. Храм МарсаПосле того, как Рим основался сыном бога Марса, Ромулом, основная территория города стала называться Марсовым Полем. Это место служило для военных учений, тренировок, для проведения гражданских митингов. Центр поля занимал величественный храм воздвигнутый в честь великого Марса. К служителям храма относились люди только из благородных и богатых семей. Согласно легенде, в первый весенний день к ногам второго царя Рима, Нума Помпилия, с небес упал огромный щит. Жители города восприняли этот знак, как благословение богов, и щит стал священным артефактом олицетворяющим непобедимую римскую армию. Во избежание кражи щита служители выплавили из металла еще таких же 11 штук. Таким способом было задумано запутать любого, кто решится похитить священный щит. В первый день весны, во время праздничного фестиваля в честь бога Марса, щиты выносились служителями наружу и повозка развозила их по всему городу, показывая римлянам священный символ. |
МАРС (Mars), Ма ворс, Ма рспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам , обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус ; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях. Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Е .М . Штаерман Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 119-120. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги