Главная - Ванная комната
Что происходило в 90 е годы. "Лихие девяностые": описание, история и интересные факты

Россия в 90-е годы XX века

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии. Практических результатов Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутренняя политика . С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий.

Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся политической системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются.

Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми партиями, блоками и движениями честной оппозиционной борьбы за власть между собой и государственными структурами России.

Внешняя политика и отношения со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать Россию как один из важных центров мировой политики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР.

В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны. Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия России.

В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой техники. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО. Однако с тех пор она так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же России в программе "Партнерство во имя мира" было скорее символическим и сводилось, в основном, к направлению наблюдателей на совместные учения других стран.

В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане.

Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.

В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.

Хронология

  • 1993 г., 3 — 4 октября Выступление оппозиционных сил в Москве. Обстрел Белого дома
  • 1993 г., 12 декабря Принятие новой Конституции РФ
  • 1996 г., июль Избрание Б.Н. Ельцина на второй срок президентом РФ
  • 1994 г., декабрь — 1996 г., декабрь Война в Чечне
  • 1998 г., август Финансовый кризис в России
  • 1999 г., август Начало антитеррористической операции в Чечне
  • 1999 г., 31 декабря Досрочный уход президента РФ Б.Н. Ельцина в отставку
  • 2000 г., 26 марта Избрание президентом РФ В.В. Путина

Россия в 90-е гг. ХХ в.

Курс экономических реформ в России в начале 90-х гг.

Важно заметить, что одним из главных следствий августовских событий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточивавшейся прежде в союзном центре, в республики и, в первую очередь, в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, кᴏᴛᴏᴩой они добивались почти полтора года. Встала проблема претворения в жизнь радикальных реформ. При наличии у радикалов общей идеологии реформ, у них не было четкой и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований. План экономических реформ был обнародован только в конце октября 1991 г. С его изложением выступил на Съезде народных депутатов России сам президент Б.Н. Ельцин. План включал несколько конкретных направлений экономической политики России, кᴏᴛᴏᴩые и составляли суть реформы.

Первая крупная мера — разовое введение ϲʙᴏбодных цен с января 1992 г. — должна была определить рыночную стоимость товаров и ликвидировать товарный дефицит. Вторая либерализация торговли — должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту отечественной и импортной продукции. Третья — широкая приватизация жилья , госпредприятий — должна была превратить массы населения в собственников.

Приватизационный чек

Программа радикальных реформ была изложена Ельциным, но ее авторами являлись ведущие министры нового российского правительства: экономисты-рыночники Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс. По ϲʙᴏей сути эта программа предполагала быстрый переход к рыночной экономике . Главный теоретик российской “шокотерапии” вице-премьер правительства по экономическим вопросам Е.Т. Гайдар

Е.Т.Гайдар

считал, что классическая рыночная модель может быть внедрена в России без каких-либо тяжелых последствий для социальной сферы. При этом результаты оказались драматическими для россиян. Отпуск цен в январе 1992 г. привел к их увеличению не в 3 — 4 раза, а в 10 — 12 раз, в то время как зарплаты и пенсии выросли на 70 %. Сберегательные вклады населения правительство оказалось не в состоянии индексировать. Фактически за чертой бедности оказалась основная масса населения России. Реформа получила в народе название “грабительской”, породила острое недоверие к правительству и негативное в целом отношение к курсу реформ.

Радикальные реформы вызвали и широкую оппозицию в Верховном Совете РСФСР . Эту оппозицию возглавил Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. Сопротивление радикальным реформам получило широкую поддержку в обществе, в первую очередь в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетной сфере, где было занято большинство населения.

Тема: РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач бьшо принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов предста­вительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Вер­ховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный все­народным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главноко­мандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией яв­лялся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших струк­турах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы адми­нистраций на местах.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жест­кой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состояв­шийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил прези­денту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддер­живали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, раз­работало программу радикальных реформ в области народного хозяйст­ва. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»).

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватиза­ции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономи­ки. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерали­зация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населе­ния.

Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызва­ла резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране вы­росли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных га­рантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обост­рению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического раз­вития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в об­ращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действии президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков ты­сяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников пошили либо получили ранения.

Внутренняя политика. В декабре 1993 г. состоялись выборы в но­вый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. В канун выборов возникли несколько политических бло­ков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор Рос­сии» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Я-Б-Л»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «Я-Б-Л» от­стаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест по­лучили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).

федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голо­сованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управ­ления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федераль­ного собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной госу­дарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и меж­дународных отношений, объявление войны и заключение мира, руково­дство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятель­ность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартий­ность, право свободы труда и право частной собственности. Конститу­ция создавала условия для достижения в обществе политической устой­чивости.

Высшие органы власти Российской Федерации

(с декабря 1993г.)

глава государства

Президент РФ


Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы эко­номической и национальной политики, социального обеспечения и меж­дународных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной систе­ме, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хо­зяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объеди­нения и партии шли с четкими требованиями в экономической, полити­ческой областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восста­новления в России мирным путем советского строя, прекращения про­цесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, кото­рые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляю­щую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутат­ского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% -«Наш дом - Россия», 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объеди­нения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в ря­дах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных кон­фликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи россий­ской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных спо­ров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к рас­колу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепарати­стов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территориюЧечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглаше­ние о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружеством Независимых Государств занимало важное место во внеш­неполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее раз­мер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

90-е годы - непростое время в истории нашей страны. Однако, несмотря на экономический кризис, отсутствие компьютеров, айфонов и интернета, люди, которые выросли в постперестроечный период, могут сказать с уверенностью, что у них было самое счастливое детство..

Вкладыши

Жвачки 90-х годов были очень жесткими, но все равно пользовались популярностью у детей: в каждой из них был вкладыш, который школьники наклеивали в альбом со своей коллекцией. Самыми популярными были жевательные резинки «Turbo» и «BomBibom» с изображениями автомобилей. Кроме того, выпускались жвачки, названные в честь знаменитых героев мультфильмов: Дональда Дака, Микки Мауса, черепашек-ниндзя и Розовой пантеры. Позже им на смену пришла популярная серия «Love is…».

Жвачки были жесткими, но со вкладышами. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Растворимые напитки

Наверняка, даже сейчас, спустя 20 лет, многие помнят рекламу, в которой бодрым голосом напевалось: «Инвайт» - просто добавь воды!». В 90-е быстроразводимые напитки пользовались успехом среди молодежи. «Инвайт» и «Юппи» по вкусу напоминали лимонад, а «Зуко», похожий на настоящий сок, был классом выше и стоил дороже.

"Просто добавь воды" - и напиток готов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Киндеры

Шоколадные яйца с игрушкой «Киндер-сюрприз» стали очень востребованы среди детей-коллекционеров. В каждом яйце находилась раскрашенная гипсовая игрушка. Можно было собрать коллекцию динозавров, акул, лягушек, львят, пингвинов, медведей и многих других. Желтые боксы, непосредственно в которых находилась игрушка, дети тоже не выбрасывали: здесь можно было хранить детали от конструкторов, бисер, гайки и другие мелкие предметы.

Раньше игрушки в "Киндере сюрпризе" были гипсовыми. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Тетрис

Тетрис - культовая игра-головоломка, изобретенная россиянином Алексеем Пажитновым. В 90-х Тетрис был бешено популярен во всем мире. Дети и взрослые каждой страны переворачивали блоки в игре, избавляясь от горизонтальных рядов и набирая очки. В те годы Тетрис выпускался на отдельной прямоугольной консоли, где можно было выбрать разные уровни сложности игры и музыкальное сопровождение. В настоящее время Тетрис уже не на пике популярности, но эту игру знают все на свете. Тетрис в качестве приложения можно установить на телефонах, компьютерах и планшетах.

В игре "Тетрис" все ждали прямую линию, но она никак не приходила. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Игровые приставки

Из огромного количества игровых приставок в Советском Союзе и в России получили наибольшее распространение Dendy и Sega - консоли третьего поколения. Самыми популярными играми были «Танки», «Марио», «Чип и Дейл», «Соник» и «Стрельба по уткам».

Самыми популярными приставками были "Денди" и "Сега". Фото: АиФ/ Яна Хватова

Барби

В этом году знаменитой кукле Барби исполнится уже 56 лет, но в СССР она стала популярной лишь в 90-е. Все девочки играли в Барби - золотоволосую красавицу со взрослыми чертами лица, ярким макияжем, тонкой талией и длинными ногами. Вместе с Барби обязательно приобретались ее спутник жизни - Кен, а также дом для кукол и многочисленная мебель розового цвета - кровать, столик для макияжа, кресла и стулья.

У кукол Барби были свой дом и мебель. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Трансформеры

Если все девочки играли в Барби, то у каждого уважающего себя мальчика была коллекция трансформеров - роботов, умеющих перевоплощаться в танки, машины и самолеты. Самые «продвинутые» трансформеры имели не одно, а несколько перевоплощений.

Самые продвинутые трансформеры перевоплощались и в самолет, и в автомобиль. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Плеер

Кассетный, а затем CD-плеер был 20 лет назад новинкой техники. Из-за внушительных габаритов и немаленького веса устройства молодежь зачастую слушала плеер дома. Среди молодых людей была популярна музыка в направлении Drum"n"Bass, среди девушек - кассеты групп «Иванушки International» и «Руки вверх».

Кассетный плеер зачастую слушали, не выходя из дома . Фото: АиФ/ Яна Хватова

Тамагочи

Виртуальный домашний питомец в игре «Тамагочи» жил дома практически у каждого ребенка 90-х. Зверька в устройстве нужно было постоянно кормить, лечить, развлекать и водить в туалет. Даже если уход за виртуальным питомцем был безупречным, тот рано или поздно умирал, чем вызывал расстройство его владельца. Однако сразу же можно было завести нового друга - совсем маленького, но уже голодного.

Питомца в "Тамагочи" нужно постоянно мыть и кормить. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Жестяные банки

В Советском Союзе дети коллекционировали все подряд. Эта традиция перешла и в 90-е годы. Отдельное место на полке к шкафу занимала коллекция жестяных банок из-под газировки и кофе. Одни хранили в этих банках мелкие предметы, другие просто держали их пустыми - и так красиво.

Дети 90-х коллекционировали даже жестяные банки. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«Любовь с первого взгляда»

Телеигру «Любовь с первого взгляда» смотрели не только взрослые, но и дети, мечтавшие принять участие в этом шоу, когда вырастут. Все с увлечением смотрели за тройками юношей и девушек, выбирающих себе нового знакомого. Сложившаяся пара могла выиграть путешествие в теплую страну. Передачу вели Борис Крюк и Алла Волкова. В настоящее время Волкова работает редактор программ на телевидении, а Крюк является ведущим «Что? Где? Когда?».

"Любовь с первого взгляда" была одним из самых популярных телешоу. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Кепсы

Кепсы - небольшие круглые фишки с картинкой - пользовались популярностью среди школьников. Игра заключалась в том, чтобы с помощью удара стопки фишек о ровную поверхность перевернуть их лицевой стороной. В 90-е годы насчитывалось несколько сотен видов картинок на кепсах. На них изображали супергероев, персонажей из комиксов, мультфильмов, актеров, животных.

У некоторых школьников было несколько десятков видов кепсов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Ну, погоди!

Электронная игра «Ну, погоди!» - первая карманная игра советской марки «Электроника». Здесь волк ловит яйца, которые катятся с куриных насестов. С ходом игры количество снесенных яиц и скорость их падения увеличивалась. Игра стала такой популярной, что многие российские компании копировали ее, заменяя только главного героя. В одной из версий яйца ловит диснеевский персонаж Микки Маус.

В конце 90-х волка из игры заменили на Микки Мауса. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Сикель

«Сикелем» называли самодельную хлопушку, которую мастерили школьники. Ее делали из пластмассовой трубки, изогнутого гвоздя и резинки. Трубку наполняли серой, отводили в сторону гвоздь, служивший затвором, после чего бросали хлопушку на землю. От удара сера взрывалась. Зачастую «сикель» взрывался прямо в руках школьников, что приводило к травмам.

"Сикель" был травмоопасен для школьников. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Пластмассовые фигурки

В 90-е годы были распространены однотонные пластмассовые игрушки размером от 3 до 5 см. Это могли быть солдаты, индейцы, куклы или персонажи комиксов - например, черепашки-ниндзя. Чаще такими фигурками не играли, а просто коллекционировали, выставляя в ряд на полке в шкафу.

Маленькими пластмассовыми фигурками редко играли: их просто коллекционировали. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Промышленное развитие России в 90-е гг. претерпело серьезные качественные изменения. Новое руководство Российской Федерации ставило задачу перестройки экономики с плановодирективных рельсов на рыночные с последующим вхож­дением России в мировой рынок. Следующим этапом предполагалось ускоренное продвижение страны к постро­ению информационного общества.

В 90-е гг. в России произошла приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемой валютой стал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий год от года рынок рабочей силы.

Однако решить поставленные в ходе экономических реформ задачи в полной мере не удалось. Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства по сравнению с предшествующим временем. Для этого были как объек­тивные, так и субъективные причины.

Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал, по некоторым подсчетам, 100 млрд долларов. В последующие годы он значительно вырос. Диспропорции развития экономики также сохранились. «Открытость» российской экономики для иностранных товаров и услуг помогла в короткий срок ликвидировать товарный дефицит - главную болезнь советской экономической системы. Однако возникшая конкуренция с импортными товарами, которые в силу более благоприятных условий хозяйствования оказываются дешевле аналогичных российских товаров, привела к серьезному спаду оте­чественного производства (лишь после кризиса 1998 г. российские производители сумели частично переломить эту тенденцию в свою пользу).

Наличие огромных удаленных от Центра дотационных районов страны (Сибирь, Север, Дальний Восток) в условиях формирующегося рынка больно ударило по федеральному бюджету, оказавшемуся не в состоянии справиться с резко выросшими затратами. Предельного износа достигли основные производственные фонды. Разрыв хозяйственных связей, последовавший за распадом СССР, привел к прекращению выпуска многих высококлассных видов продукции. Немалую роль сыграли также неумение хозяйствовать в непривычных условиях, изъяны в политике приватизации, перепрофилирование многих предприятий в связи с конверсией военного производства, резкое сокращение государственного финансирования, падение покупательной способности населения. Существенное негативное воздействие на экономику страны оказал миро­вой финансовый кризис 1998 г. и неблагоприятная конъюнктура зарубежных рынков.

Проявились и причины субъективного порядка. В ходе реформ у их инициаторов сложилось ошибочное представление о том, что в условиях перехода к рынку роль государства в экономике ослабевает. Однако исторический опыт показывает, что в условиях ослабления государства нарастает общественная нестабильность и разрушается хозяйство. Лишь в сильном государстве стабилизация экономики наступает быстрее, а реформы ведут к подъему экономики. Отказ от элементов планирования и централизованного управления происходил в то время, когда ведущие страны искали пути по его совершенствованию. К негативным результатам вело и копирование западных моделей экономики, отсутствие серьезного изучения специфики исторического развития собственной страны. Несовершенство законодательства создавало возможность, не развивая материального производства, получать сверхприбыли путем создания финансовых пирамид и т. п.

Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции к концу 90-х гг. составило лишь 20-25% от уровня 1989 г. Уровень безработицы вырос до 10-12 млн человек. Ориентация производства на экспорт привела к формированию новой структуры отечественной промышленности - ее основу составили предприятия добываю­щей и обрабатывающей промышленности. Страна потеряла лишь за 10 лет более 300 млрд долларов вывезенного капитала. Свертывание собственного промышленного производства привело к началу процессов деиндустриализации страны. Если в XX век Россия вступила в первой десятке промышленно развитых стран, то в 2000 г. она по производству промышленной продукции на душу населения оказалась на 104-м месте в мире, а по валовым пока­зателям ее производства - во втором десятке. По совокупности основных экономических показателей Россия занимала к этому времени 94-е место. По ряду показателей Россия отставала теперь уже не только от развитых стран Запада, но и от Китая (втрое), Индии (вдвое) и даже от Южной Кореи.

Несмотря на предпринятые к концу 90-х гг. меры по оживлению экономики и даже наметившийся рост промышленности, основа экономики России оставалась прежней - зависимость от продажи сырья и особенно нефти и природного газа. Насколько опасно такое положение, наглядно демонстрировала ситуация, связанная с падением мировых цен на энергоносители в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2000):

Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса…

Социальная сфера

В условиях затяжного экономичес­кого кризиса развитие социальной сферы также находилось в достаточно болезненном состоянии. В обстановке резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз! В первые годы экономической реформы это поставило социальную сферу в крайне тяжелое положение. Средняя заработная плата научных сотрудников составила к концу 90-х гг. 12- 14 долларов в месяц при прожиточном минимуме 50 долларов. Из-за нехватки средств прекратилось перспективное планирование научных работ (которое ранее осуществлялось на 20 лет вперед).

Тем не менее проявились и некоторые положительные тенденции. Впервые в истории страны численность студентов вузов составила 246 человек на 10 тыс. населения. Однако этот показатель стал возможен благодаря открытию множества частных учебных заведений, уровень образования во многих из которых оставался весьма низким.

Отечественное здравоохранение было лишено возможности оказания бесплатной полноценной помощи больным и к концу 90-х гг. занимало по основным важнейшим показателям 131-е место в мире.

Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности.

Под предлогом отсутствия бюджетных средств власти в начале 90-х гг. убрали из Конституции право граждан на полное среднее образование, бесплатное жилище и медицинское обслуживание.

За 10 лет заметно изменилась социальная структура общества. Удельный вес богатых россиян составил 3-5%, средний класс - 12-15%, по 40% - бедные и нищие.

Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В. В. Путина.

Демография

Социально-экономическая ситуация в стране не могла не отразиться на демографии.

Если в начале XX в. 76% населения страны составляли граждане в возрасте до 50 лет, то к концу века имелось почти такое же количество лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Средний возраст жителей России примерно 56 лет, в то время как, по прогнозам, в США и Западной Европе он через несколько лет будет 35- 40 лет, а в Китае и Японии - 20-25 лет. За 1997- 2000 гг. детское население России сократилось на 4 млн че­ловек и составило 39 млн человек. Низкий уровень жизни привел к тому, что процент здоровых детей неуклонно сокращался, в 2001 г. таких детей среди младших школьников было только 8-10%, среднего школьного возраста - 6%, а среди школьников старших классов - лишь 5%.

С 1993 г. в России смертность превышала рождаемость, и вскоре естественная убыль населения достигла 1 млн человек в год. Средняя продолжительность жизни женщин стала теперь не 75 лет (как в 1979 г.), а лишь 69, мужчин - не 69, а 56. За 10 лет население России сократилось более чем на 10 млн человек. При сохранении такой тенденции создалась угроза сокращения населения страны к 2015 г. еще на 22 млн человек (седьмая часть жителей России).

Для исправления этой ситуации Правительство страны приняло целый комплекс мер по повышению жизненного уровня населения.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000):

Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных.

Повседневный быт

Перемены, происходящие в повседневном быте всех основных социальных групп населения, оказались стремительными и радикальными.

Уже в 1992 г. потребление мяса сократилось на 80%, молока - на 56%, овощей - на 84%, рыбы - на 56% от уровня и без того скудного 1991 г. К лету 1998 г. ситуация несколько изменилась к лучшему - потребление населением основных продуктов питания превысило некоторые показатели дореформенного периода, однако оставалось достаточно низким.

Развернувшееся жилищное строительство помогло в короткий срок сократить очереди на получение муниципального жилья, однако отсутствие средств у населения делало невозможным покупку квартир.

Обилие в магазинах и на рынках товаров повседневного спроса вело к снижению цен.

Доступными для большинства работающих граждан стали покупка не только телевизоров, холодильников, СВ-печей, но также и автомобилей, постройка небольших дачных домиков. Численность личных автомобилей только в Москве к концу 90-х гг. составила 2,5 млн, превзойдя показатели двадцатилетней давности почти в 10 раз.

Развитие рынка жилья привело не только к свободной купле-продаже квартир, но и к появлению в большом количестве (не менее 1 млн человек) бездомных, продавших жилье и оказавшихся на улице.

Новым явлением городской жизни стало появление большого количества беспризорных детей (официальная статистика называла в конце 90-х гг. цифру в 2,5 млн человек).

Большой общественной проблемой стали пьянство, наркомания, проституция, коррупция. Осложнение криминогенной обстановки, особенно в крупных городах, делало необходимым усиление роли государства, его важнейших институтов в наведении порядка.

Таким образом, социально-экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. Оно отражало переходный характер переживаемой страной эпохи.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS