Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Монастырь неофита затворника. Преподобный неофит, затворник кипрский. Родительская молитва и личные молитвословия учащихся |
Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год. Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте». Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем – в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным (в обители Кутзувенди Неофит получил только начальное), эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра; они составили сборник под названием «Творения преподобного Неофита Затворника», недавно изданный заботами основанного им монастыря. Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания-изучения, процесса получения систематического духовного образования, который ради более пристального наблюдения за духовным возрастанием иноков не предполагает их большого числа (последнее характерно для общежительных монастырей с многочисленной братией). В 1197 году пафский затворник выкопал пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Там он написал и большую часть своих книг, там он вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составляет последнюю редакцию устава – «Завещание»; после 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. В какое время братия отказалась от общежительного устройства, узнать нет возможности. Монах Неофит Новый ктитор († 1512). Поновление в 1503 году трех фресок в храме Честного Креста, а также фресок с изображением Господа-Вседержителя в алтаре святой обители Затвора, подаренные обители многие богослужебные сосуды и другие необходимые для храма предметы – все это, осуществленное на средства монаха Неофита, прозванного Новым ктитором, свидетельствует, возможно, о новом всплеске строительства и реставрационной деятельности в монастыре. В письменных источниках не сохранилось сведений о годах сооружения главного монастырского собора (кафоликона) в честь Успения Божией Матери, но фрески внешнего притвора принадлежат кисти тех же мастеров, которые в начале ΧVI века расписали фресками сам кафоликон. Мы можем с уверенностью отнести строительство Успенского собора к концу XV века. Игуменство Леонтия Ι. В 1631 игумен Леонтий Ι смог к пользе монастыря добиться получения грамоты от Священного Синода Константинопольского Патриархата. Патриарший Синод под председательством Кирилла Лукариса придал официальный характер решению Священного Синода Кипрской Церкви от 1611 года, согласно которому с одобрения епископа Пафского Леонтия монастырь святого Затвора признавался независимым. Тогдашний архиепископ Кипрский Христодул поддерживал тесные отношения с Кириллом Лукарисом еще с тех пор, когда тот был Патриархом Александрийским. Он был и рукоположен Лукарисом. Архиепископ Христодул рассудил, что настал удобный момент попросить грамоту, предоставлявшую обители святого Затвора статус патриаршего ставропигиального монастыря. И потому он направил отличавшегося высокими дарованиями Леонтия Ι, которому он покровительствовал, в Константинополь с соответствующим прошением и письмом Священного Синода Кипрской Церкви. Патриарший Синод издал грамоту, и одновременно со сменой статуса монастырь из идиоритмического снова стал общежительным. Игуменство Иоанникия, около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и «Завещание» преподобного. Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол. Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие. Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακές Επουδές». Игуменство Леонтия ΙΙ, 1962 год. 8 марта 1962 года Леонтий, брат обители преподобного Неофита и эконом монастыря апостола Андрея на восточной оконечности Кипра (ныне на оккупированной турками территории) был избран игуменом и преемником Лаврентия, скончавшегося в начале того же года. По просьбе архиепископа Макария ΙΙΙ и при содействии высокопоставленных лиц, расположенных к нему, предполагал реорганизовать монастырь, однако скончался спустя семь месяцев после вступления в должность. Игуменство Софрония, 1962–1964 годы. Игумен Софроний был вторым настоятелем обители, имевшим университетский диплом. Он был избран братией по совету архиепископа Макария ΙΙΙ, предпринявшего реорганизацию монашеской жизни путем поставления настоятелей из выпускников богословских факультетов. Софроний обновил кафоликон, заменив в нем пол и установив скамьи. Для большего покоя и порядка на той части территории монастыря, что расположена перед входом в пещеры, к которому ведет высокая каменная лестница, построил напротив монастыря для многочисленных его посетителей ресторан. Впоследствии, правда, игумен Софроний утратил поддержку братии и был смещен с должности. Бывший игумен Софроний проживает сегодня в общине Эбас в нескольких километрах от монастыря, в которую он прибыл после сорокалетнего служения в архиепископии Фиатирской и Великобританской (Константинопольского Патриархата. – А.Ч.). В служении этом он, будучи духовником многих тысяч верующих, отличился кротостью, а также своими организаторскими талантами, пригодившимися при открытии новых приходов в различных частях этой страны. Игуменство Алексия, 1964–1972 годы. Алексий был послушником обители преподобного Неофита, а затем насельником монастыря Божией Матери Хрисороятиссы. По завершении обучения в богословской школе Халки он был избран игуменом монастыря Хрисороятиссы, а в 1964 году – обители Затвора, вместо Софрония и также по настоянию архиепископа Макария ΙΙΙ. Игумен Алексий всегда являл собой пример патриота, принимал деятельное участие в освободительной борьбе Национальной организации кипрских борцов (ЭΟΚΑ), а в период настоятельства в монастыре Хрисороятиссы на продолжительное время был заключен англичанами в тюрьму. Довольно быстро о нем распространилась слава как о пламенном проповеднике и великолепном ораторе. Будучи настоятеля монастыря преподобного Неофита, он часто объезжал Пафскую провинцию и воодушевлял народ своими речами, выступая в качестве основного оратора на государственных праздниках и панихидах по павшим героям. Игуменство Хризостома, 1972–1978 годы. Новый период в жизни монахов обители Затвора начинается после принятия решения об отказе от занятий сельским хозяйством. Решение это было принято нынешним Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом ΙΙ, который в возрасте 32 лет в 1972 году был рукоположен в пресвитеры, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем монастыря преподобного Неофита. Возделывание земли приносило монахам больше вреда, чем пользы, вот почему братия вся стала проживать в обители, отступив от многовековой традиции ведения крестьянского образа жизни и проживания части монахов на подворье в Анатолике, на востоке от Иероскипоса. Превращение кипрской экономики из аграрной в экономику, основанную на предоставлении услуг, что начало ощущаться уже с конца 1960-х годов, сопровождавшие этот процесс изменения общественных отношений, а также почтенный возраст большинства насельников монастыря обязали тогда молодого игумена Хризостома сделать административным центром обители непосредственно сам монастырь. Для использования огромной земельной собственности монастыря и обширных садов цитрусовых по инициативе игумена были созданы новые сельскохозяйственные объединения из крестьян провинции. Напротив кафоликона отец Хризостом построил братский корпус, где и поныне проживает братия. Как уже говорилось ранее, архиепископ Макарий ΙΙΙ горячо желал, чтобы кипрские монахи получали университетское образование. Вот почему, следуя настояниям архиепископа, братия избрали преемником Алексию молодого тогда диакона Хризостома, выпускника богословского факультета. Новый игумен поддерживал идею повышения образовательного уровня монашествующих и в тот же год направил диакона, а позднее игумена Леонтия на учебу в Афинский университет на богословский факультет. Вслед за Леонтием в Грецию были направлены еще несколько молодых иноков. Правда, время это было чрезвычайно сложным. Страшные события церковного кризиса 1973 года (когда некоторые из архиереев Кипрской Церкви потребовали от ее предстоятеля Макария ΙΙΙ, бывшего одновременно и президентом страны, уйти в отставку. – А.Ч.), государственный переворот 1974 года, затем турецкая оккупация, вынудившая стать беженцами сотни тысяч греков и турок, – все это не оставляло возможности для духовного возрождения: и государственное руководство, и простой народ снова волновал вопрос физического выживания. После смерти Макария ΙΙΙ и избрания на его место митрополита Пафского Хризостома Ι игумен монастыря преподобного Неофита стал митрополитом Пафским. Игуменство Леонтия, с 1978 года. Нынешний игумен монастыря Затвора Леонтий был избран братией настоятелем в 1978 году, а в мае 2007 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви рукоположен в епископы древней Хитрской епископии, одновременно сохранив за собой и игуменство в монастыре. Начало игуменства Леонтия знаменуется принятием нового, действующего и поныне монастырского устава. Большая часть трудов отца Леонтия была направлена на восстановление зданий и эффективное использование земельной собственности обители. Значительная часть доходов обители направлялась на реализацию обширной программы реставрации древних святынь, рукописей и икон. Для того чтобы иметь возможность популяризировать культурное наследие монастыря, что чрезвычайно важно с точки зрения как религиозной, так и национальной, игуменский совет обители принял три важнейших решений. С начала 1980-х годов взамен части сельскохозяйственных земель в городе Пафосе был приобретен участок, на котором было выстроено административное здание, сданы в аренду промышленные участки земли в Анатолике, а земля в долине, в которой расположен монастырь, была разбита на земельные участки. Благодаря постепенному росту доходов монастыря, обитель могла заниматься культурными программами. В начале 1990-х годов игуменский совет одобрил проект, предусматривавший превращение значительной части монастырских зданий в церковную ризницу и музей. Сегодня любой посетитель может осмотреть отреставрированные святыни и иконы обители, являющиеся подлинными сокровищами. Также игуменский совет предпринял ремонт гостевых комнат на том этаже, где находится музей, создав современные прекрасно выполненные интерьеры. В последующие годы был подготовлен ряд исследований по истории монастыря, благоустроены и озеленены прилегающие к монастырю территории, созданы автомобильные парковки для многочисленных посетителей обители, а также многое другое. В наши дни огромное число людей посещает те места, где идет духовная жизнь. И братия обители преподобного Неофита ведет невиданную доселе по масштабу деятельность по духовной поддержке чад Церкви, а также любого, кто приходит в монастырь с желанием услышать послание евангельской надежды. Монастырские отцы уделяют много времени приему и беседе с посетителями и паломниками, а к игумену уже в течение 20 лет каждый год приходят на исповедь и за духовным советом тысячи людей. А с середины 1990-х годов игуменский совет претворяет в жизнь один из самых грандиозных проектов: отыскать и собрать все сохранившиеся до наших дней рукописи преподобного Неофита, которые могут храниться в разных библиотеках и музеях мира, и финансировать их научное издание. Последние 12 лет над осуществлением этого гигантского проекта активно работает группа университетских профессоров – специалистов по изданию рукописей. Уже издана большая их часть – девять из шестнадцати книг, составленных Затворником, – в пяти прекрасно оформленных томах. Издание серии завершится в ближайшие годы выпуском шестого тома (таблицы) и седьмого (вводный том с докладами ученых, которые прозвучат на организуемом международном симпозиуме, посвященном преподобному Неофиту). Подобной дальновидной стратегией подготовлен переход к более глубокому осмыслению братией сути монашеской жизни, оставленной в качестве наследства преподобным Неофитом Затворником, а также их ответственности за несение богословского и духовного слова широким слоям общества по примеру самого преподобного Неофита. Из своей пещеры Пафский старец-подвижник общался со всем миром как через молитву, так и беседуя со многими из приходящих к нему, также исповедью, через духовное руководство монахами и мирянами, путем составление слов, герменевтических трудов, бесед, обращенных к монашествующим, и похвал на разнообразные праздники богослужебного года, многочисленной перепиской, собранной ныне в два объемных тома. Суть современной жизни обители святого Затвора состоит в обретении пути к образованию в том его понимании, которому учил преподобный Неофит и согласно с которым жили он и его ученики, вместе с тем согласуя его с вызовами нашего времени и соотнося с новыми возможностями братии монастыря. В следующие годы и десятилетия монастырь предполагает стать центром духовного крещения народа в водах учения преподобного Неофита, площадкой для миссионерского служения среди самых широких слоев общества. По решению игуменского совета в стенах монастыря будет создан конференц-центр, где исследователи и специалисты будут читать лекции и проводить семинары по темам, почерпнутым из религиозного наследия Кипра и духовного вклада в нее преподобного Неофита. Православные традиции здесь восходят к началу христианства, так что остров является одним из самых посещаемых паломниками мест. Монастырь святого Неофита Затворника – одна из главных . Кто такой Неофит ЗатворникПреподобный Неофит – один из любимых святых на Кипре. Он жил в одиннадцатом веке. Мальчик произошел из большой крестьянской семьи, живущей в маленькой деревне, недалеко от известной деревни Лефкары, что находится в округе . По достижении 18 лет, родители собрались устроить его брак. Будущий святой сбежал из дома и отправился в послушники в монастырь Св. Иоанна Златоуста у горы Кутсовенди. Поскольку он не знал грамоты, то настоятель приставил его смотреть за виноградниками. Постепенно Неофит изучил грамоту. Прожив в монастыре несколько лет, юноша еще больше возжелал стать аскетом и просил настоятеля сделать его отшельником. Однако настоятель не пошел ему навстречу, так как считал, что послушник слишком молод. Тогда Неофит отправился в паломническую поездку на Святую Землю с разрешения настоятеля. Там он полгода искал отшельников, которые взяли бы его в ученики. Однако это не увенчалось успехом. Монаху ничего не оставалось, как вернуться в свой монастырь и снова просить настоятеля благословить его на отшельничество. И опять он получил отказ. Молодой послушник покинул монастырь св. Иоанна Златоуста, чтобы тайно уехать в Малую Азию, на гору монахов-отшельников. В беглеца арестовали и посадили в тюрьму, где он, впрочем, не задержался. После всех злоключений, Неофит решил начать отшельническую жизнь самостоятельно на Кипре. Недалеко от Пафоса в горах он отыскал пещеру, и год устраивал в ней небольшую церковь. Первоначально храм состоял из скита и кельи. Позже Неофит устроил в скале помещение для трапез и освятил свое сооружение. Далее семь лет он провел в своей церкви в одиночестве, проводя время в молитвах и аскезе. Наконец слухи о святом отшельнике распространились по окрестностям, и дошли до епископа, который предложил Неофиту взять к себе учеников и основать, таким образом, монастырь. Затворник был против этой идеи, он хотел остаться в одиночестве. Но через четыре года уговоров сдался. Появившиеся ученики начали вырубать в скале кельи для себя. Приток паломников постепенно вырос, и слава о монастыре разошлась по всему Кипру. Святой Неофит Кипрский нуждался в уединении, поэтому он вырубил для себя новую келью на самом верху, откуда спускался только для служения в храме. Время он проводил в молитвах, а также занимался писательским трудом. История монастыряВ 1503 году в 100 метрах от старого был построен новый храм, однако в 1570 году он был разорен турками. Монахи вернулись только в 1611 году. В 17 веке монастырь начали отстраивать заново. Тогда же нашли мощи святого Неофита, которые перенесены в новый храм. Главный храм украшен колоннадами и купольной базиликой. Он красив и светел. Внутри частично сохранились фрески, а иконостас – один из редчайших уцелевших образцов резьбы по дереву 16 века. В восточной части монастыря располагается музей, в котором представлены иконы и рукописи, в том числе труды самого Преподобного Неофита. Монастырь расположен таким образом, что с трех сторон его окружают довольно высокие живописные холмы, покрытые буйной зеленью. На восточной стороне большого холма по-прежнему сохраняется первоначальная церковь Святого Креста, которая была вырублена еще самим Неофитом и его учениками. Она доступна для посетителей и удивляет своей росписью, сохранившейся с 11 века. В самый верхний скит, в котором умер святой, можно попасть по узкому мостику. Вход в него чрезвычайно неудобен, и потому не всегда доступен посетителям. Вырубленная в скале церковь представляет собой любопытное и необычное зрелище, вызывающее неослабевающее внимание туристов. Монастырь продолжает функционировать, хотя количество монахов сегодня мало. Посещение кипрского монастыря святого Неофита доставит туристам настоящее удовольствие, а паломники смогут приложиться к мощам почитаемого кипрского святого. Председатель кипрского отделения ИППО Буланов Л. А. отправил свою статью о Неофите Затворнике в журнал «Наука и Религия» и газету «Вестник Кипра» и на сайт ippoinfo.ru ippo.ru. Данная статья с фото и иконой купленной в монастыре святого Неофита Затворника. Монастырь святого Неофита Затворника По дороге из монастыря св. Неофита можно сделать остановку в деревне Эмпа (Empa) , чтобы осмотреть церковь Пресвятой Богородицы Элеусы (Panagia Chryseleousa). Эта значительная по кипрским масштабам церковь построена в XII веке и представляет классическую, византийскую, крестово-купольную базелику. Росписи церкви относятся к XV столетию. Нартекс (притвор) храма с восьмигранным куполом пристроен в 1744 году. Среди хорошо сохранившихся фресок стоит отметить лик Христа Вседержателя в окружении Сил Небесных, сцену Страшного Суда на южном своде и цикл из двенадцати фресок, посвящённых основным событиям из жизни Христа. В иконастасе работы XVI века особо стоит отметить иконы Пресвятой Богородицы Элеусы, Христа и Иоанна Крестителя. Ставропигиальный монастырь преподобного Неофита Затворника, или обитель святого Затвора, был основан монахом Неофитом. Он родился в местечке Левкара в провинции Ларнака в 1134 году, а в возрасте восемнадцати лет был принят послушником в обитель святителя Иоанна Златоуста в Кутзувенди, лежащей у южного подножия горного массива Пентадактилоса, возвышающегося над Никосией. Неофит подвизался в этом монастыре с 1152 по 1158 год. Как признается сам Неофит в своем "Завещании" 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158 года он прибывает паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходит палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что "его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте". Укрепленный видением, Неофит вернулся на Кипр и стал искать тихое и уединенное место для подвигов. Таким местом оказалась пещера близ источника и реки, в девяти километрах на северо-запад от Пафоса. Поселившись здесь в июне 1159 года, Неофит постепенно стал обустраивать место своего затворничества. Он полностью заложил вход в пещеру, выходивший на восток, и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью, такой, какой мы видим ее и сегодня, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика, так что в конце концов, начиная с 1170 года, жилище отшельника постепенно превращается в скит с небольшим числом братии, а затем - в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества. В скиту сохранились поистине шедевры фресковой живописи конца 12- начала 13 века. Святой Неофит писал: ”На двадцать четвертый год затвора моего скит был весь расписан”. Об этом свидетельствует и надпись в келье святого, которая чудом сохранила для нас и имя иконописца. По сообщению надписи, в 1183 году фрескописец Феодор Апсевд украсил фресками весь скит, то есть основную часть храма, его алтарь и келью святого. Однако первоначальные изображения до нас не дошли. Фрески, украшающие храм сегодня, были сделаны после 1214 года. Некоторые датируются 1503 годом. К ним принадлежат сцены Страстей Христовых, начинающиеся с юго-западного угла в верхней части стены и продолжающиеся по всей западной и южной стороне: «Тайная Вечеря», «Омовение Ног», «Гефсиманское Моление», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Снятие с Креста». Через алтарь храма можно попасть в келью святого: это кровать и стол, все выдолблено из камня. Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий - Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным (в обители Кутзувенди Неофит получил только начальное), эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Большая часть его сочинений - девять из шестнадцати книг - были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра; они составили сборник под названием "Творения преподобного Неофита Затворника", недавно изданный заботами основанного им монастыря. Преподобный Неофит Затворник брал за образец "лаврские и общежительные училища философии", которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания-изучения, процесса получения систематического духовного образования, который ради более пристального наблюдения за духовным возрастанием иноков не предполагает их большого числа (последнее характерно для общежительных монастырей с многочисленной братией). В 1197 году пафский затворник выкопал пещеру в скале над церковью Честного Креста - Верхний Затвор, или "Новый Сион", как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Там он написал и большую часть своих книг, там он вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составляет последнюю редакцию устава - "Завещание". Святой Неофит умер в 1219 году, и после 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. В какое время братия отказалась от общежительного устройства, узнать нет возможности. В 1503 году в храме скита на средства монаха Неофита были отреставрированы фрески. Поновление в 1503 году трех фресок в храме Честного Креста, а также фресок с изображением Господа-Вседержителя в алтаре святой обители Затвора, подаренные обители многие богослужебные сосуды и другие необходимые для храма предметы – все это, осуществленное на средства монаха Неофита, прозванного Новым ктитором (ктитор- лицо, выделившее средства на строительство или ремонт храма или монастыря или на украшение его иконами, фресками, предметами церковной утвари) свидетельствует, возможно, о новом всплеске строительства и реставрационной деятельности в монастыре. В письменных источниках не сохранилось сведений о годах сооружения главного монастырского собора (кафоликона) в честь Успения Божией Матери, но фрески внешнего притвора принадлежат кисти тех же мастеров, которые в начале ΧVI века расписали фресками сам кафоликон. Поэтому можно с уверенностью отнести строительство Успенского собора к концу XV века. Храм посвящен Пресвятой Богородице, это и определило основную тему росписи. Храм представляет собой сводчатую трехнефную купольную базилику. Изначально она была расписана полностью. В 16 веке был создан замечательный иконостас, включающий в себя праздничный чин с двунадесятыми и прочими праздниками, а также деисус. До сего дня дошли 16 из 17 икон великого деисуса. Все эти иконы написаны в 1544 году иконописцем Иосифом Хурисом. Однако, к сожалению, большая часть фресок утеряна. Виной тому стало землетрясение 1577 года, а также период турецкого владычества. Вскоре после завоевания Кипра турками в 1585 году монастырь был продан, а монахи изгнаны. Возродилась обитель при игумене Афанасии, ставшем настоятелем монастыря в 1746 году. Тогда же произошло очень важное событие: обретение мощей святого Неофита. Мощи были перенесены в главный храм обители, где и пребывают до настоящего времени. Где находится монастырь Святого Неофита на Кипре?На карте монастырь Святого Неофита отмечен как "Saint Neophytos Monastery" и находится недалеко от деревни Tala Village на Кипре.Контакты монастыря Святого Неофита на Кипре.Телефон: +357 26 652481Сайт: stneophytos.org.cy Церковный музей Агиос НеофитосЦерковный музей Айос Неофитос находится в монастыре Айос Неофитос, где представлено множество древних реликвий, таких как ценные иконы и другие предметы церковного быта. Входная плата: 1 евроАйос Неофитос. Агиос НеофитосМонастырь Святого Неофитоса (Syios Neophytos) стоит у горы Мелиссовуно (Melissovouno, "Медовая гора") высотой 612 м, в прекрасном месте, откуда открываются сказочные виды на Пафос и на море.Неофитос родился в 1134 году в Като Дрисе, небольшой деревушке близ Като Лефкары. Когда родители собрались его женить, он сбежал. Его нашли, и он вынужден был вернуться домой, но в скором времени смог убедить своих родителей, что для него монашеская жизнь значит гораздо больше, нежели супружество. После этого Неофитос отправился в холмы в окрестностях Пафоса и своими руками вырыл пещеру (слева от нынешнего здания монастыря XV века), в которой и прожил до 1159 года. Вскоре вокруг монаха-отшельника собралось множество последователей. Когда же Неофитос почувствовал, что большой наплыв посетителей стал чересчур мешать его уединению, он, хоть и был уже в преклонном возрасте, вырыл себе вторую пещеру немного выше. Там он провёл свои последние годы. За это время Неофитос сочинил ряд теологических трактатов. ЖИЗНЬ ЗАТВОРНИКА. В 1134 году в деревне Лефкара в простой крестьянской семье родился мальчик. Когда ему исполнилось 18 лет, родители его, ожидая продолжения рода, стали настаивать на браке. Юноша же, с детства испытывающий склонность к уединенной жизни, решив избежать брака, поступил послушником в монастырь Святого Иоанна Златоуста. Так появился монах-затворник Неофит, который навсегда вошел в историю родного острова: он считается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века. Память о нем совершается кипрской церковью 24 января. В своем «Завещании», написанном в 1214 году, Неофит признается в том, что с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне, его томило сильное желание безмолвной жизни. И когда в конце 1158 года он прибыл паломником в Иерусалим, в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Но поиски не принесли результатов. Однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла, и что он преуспеет в другом месте». Получив откровение, Неофит возвратился на родину – Кипр, и поселился в горах близ источника реки в 9 км к северо-западу от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он впервые вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. На протяжении многих месяцев Неофит тяжело трудился, вручную расширяя пещеру, выдалбливая камень за камнем. К сентябрю 1160 года работа была закончена. Неофит закрыл все входы в пещеру, оставив лишь один со стороны юга. Внутри пещеры Неофит соорудил стену, разделив пространство на две части. В глубине пещеры он обустроил келью с приготовленной для себя могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Затворник решил посвятить свое уединенное жилище Святому Кресту. В одиночестве, к которому так стремился Неофит, он прожил одиннадцать лет. Но пафосский архиерей настойчиво уговаривал затворника стать священником и взять хотя бы одного ученика. В 1170 году Неофит был положен в сан священника Пафосским епископом Василием Киннамом. С этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем – в монастырь, живущий идеалами отшельничества. Первый устав монастыря был написан Неофитом примерно в 1187 году. На протяжении всей своей отшельнической жизни затворник читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафосской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как Неофит получил только начальное образование, эти произведения были написаны не высоким церковным стилем, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Писательское наследие Неофита сделало его величайшим греческим автором средневекового Кипра. Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые в свое время основал преподобный Савва Освященный. В своей пафосской обители Неофит заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которые предполагают малое число иноков. Слава Неофита привлекла огромное количество паломников, опять лишив Неофита требующегося ему уединения. Примерно в 1197-1199 годах он вырубил еще одну пещеру – в скале над церковью Честного Креста, так называемый Верхний Затвор. Сам же Неофит назвал ее «Новый Сион», наблюдая из нее за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он вновь погрузился в молчаливое одиночество, лишь по воскресным дням покидая свою обитель, чтобы дать наставления своим ученикам. Вновь обретя безмолвие, именно здесь в «Новом Сионе» Неофит написал большую часть своих книг. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание». А после 1220 года об этом подвижнике не встречалось никаких письменных свидетельств. Поэтому именно этот год считается годом окончания земной жизни святого Неофита.
Строительство монастыря началось еще при жизни святого. Сегодня это один из красивейших, больших и самых посещаемых монастырей на Кипре – с прекрасным видом на море, обрамленный с трех сторон высокими холмами, покрытыми зеленым кустарником. Самое большое внимание паломников и посетителей монастыря привлекает, конечно же, пещерная обитель, вырубленная прямо в отвесной скале руками самого святого Неофита почти 900 лет назад. Когда монастырь начал расти, а число послушников - увеличиваться, в скалах высекались все новые и новые кельи, стены которых украшались фресками. Среди всего многообразия фресковых росписей выделяется изображение самого святого Неофита, с мольбой склонившегося у ног Христа, восседающего не троне. На другой фреске монах-затворник в ангельском облачении изображен между архангелами Михаилом и Гавриилом, которые сопровождают его в последний путь – на праведный суд Христа Вседержителя. Смысл этой композиции был выражен в словах самого Неофита: «Я неистово молюсь о том, чтобы быть зачисленным в число ангелов добродетелью моего бытия». Обратите внимание на ухоженность садов в этом монастыре. Эти кущи с фруктовыми и оливковыми деревьями когда-то разбил сам Неофитос. Скит, или энклистра (Enkleistra), представлял собой пещеру, в которой он вёл свою аскетическую жизнь. В шкафу были сложены черепа его последователей. Маленькая часовня с простым деревянным крестом расписана чудесными фресками. Роспись часовни Неофитос поручил своему ученику, художнику Апсевдесу. В этих фресках видно влияние как утончённой классической школы Константинополя, так и строгого монастырского стиля. Самые лучшие из них - "Поклонение волхвов" и выполненная в том же византийском стиле сцена "Проповедь Христа". Христос обращается в ней к апостолам и Неофитосу, по бокам которого стоят архангелы Михаил и Гавриил. Постарайтесь не попасть сюда в дни чествования Неофитоса (24 января и 28 сентября), когда в это обычно тихое местечко хлынут потоки паломников. Они стремятся сюда, чтобы приложиться к серебряной раке, где хранится череп Неофитоса, и испить святой воды из находящегося рядом с кафе источника, который якобы защищает от болезней. Наиболее важные вехи в истории монастыряМонах Неофит Новый ктитор (+ 1512). Поновление в 1503 году трех фресок в храме Честного Креста, а также фресок с изображением Господа-Вседержителя в алтаре святой обители Затвора, подаренные обители многие богослужебные сосуды и другие необходимые для храма предметы - все это, осуществленное на средства монаха Неофита, прозванного Новым ктитором, свидетельствует, возможно, о новом всплеске строительства и реставрационной деятельности в монастыре. В письменных источниках не сохранилось сведений о годах сооружения главного монастырского собора (кафоликона) в честь Успения Божией Матери, но фрески внешнего притвора принадлежат кисти тех же мастеров, которые в начале?VI века расписали фресками сам кафоликон. Мы можем с уверенностью отнести строительство Успенского собора к концу XV века.Игуменство Леонтия I . В 1631 игумен Леонтий I смог к пользе монастыря добиться получения грамоты от Священного Синода Константинопольского Патриархата. Патриарший Синод под председательством Кирилла Лукариса придал официальный характер решению Священного Синода Кипрской Церкви от 1611 года, согласно которому с одобрения епископа Пафского Леонтия монастырь святого Затвора признавался независимым. Тогдашний архиепископ Кипрский Христодул поддерживал тесные отношения с Кириллом Лукарисом еще с тех пор, когда тот был Патриархом Александрийским. Он был и рукоположен Лукарисом. Архиепископ Христодул рассудил, что настал удобный момент попросить грамоту, предоставлявшую обители святого Затвора статус патриаршего ставропигиального монастыря. И потому он направил отличавшегося высокими дарованиями Леонтия I, которому он покровительствовал, в Константинополь с соответствующим прошением и письмом Священного Синода Кипрской Церкви. Патриарший Синод издал грамоту, и одновременно со сменой статуса монастырь из идиоритмического снова стал общежительным. Игуменство Иоанникия , около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и преподобного. Игуменство Иоакима Мелиссовукаса , 1815-1821 годы. Игумен Иоаким - геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять ислам и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол. Игуменство Иакова Мирианфа , 1898-1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие. Игуменство Лаврентия Михаилиду , 1933-1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале. Игуменство Леонтия II , 1962 год. 8 марта 1962 года Леонтий, брат обители преподобного Неофита и эконом монастыря апостола Андрея на восточной оконечности Кипра (ныне на оккупированной турками территории) был избран игуменом и преемником Лаврентия, скончавшегося в начале того же года. По просьбе архиепископа Макария III и при содействии высокопоставленных лиц, расположенных к нему, предполагал реорганизовать монастырь, однако скончался спустя семь месяцев после вступления в должность. Игуменство Софрония , 1962-1964 годы. Игумен Софроний был вторым настоятелем обители, имевшим университетский диплом. Он был избран братией по совету архиепископа Макария III, предпринявшего реорганизацию монашеской жизни путем поставления настоятелей из выпускников богословских факультетов. Софроний обновил кафоликон, заменив в нем пол и установив скамьи. Для большего покоя и порядка на той части территории монастыря, что расположена перед входом в пещеры, к которому ведет высокая каменная лестница, построил напротив монастыря для многочисленных его посетителей ресторан. Впоследствии, правда, игумен Софроний утратил поддержку братии и был смещен с должности. Бывший игумен Софроний проживает сегодня в общине Эбас в нескольких километрах от монастыря, в которую он прибыл после сорокалетнего служения в архиепископии Фиатирской и Великобританской (Константинопольского Патриархата. - А.Ч.). В служении этом он, будучи духовником многих тысяч верующих, отличился кротостью, а также своими организаторскими талантами, пригодившимися при открытии новых приходов в различных частях этой страны. Игуменство Алексия , 1964-1972 годы. Алексий был послушником обители преподобного Неофита, а затем насельником монастыря Божией Матери Хрисороятиссы. По завершении обучения в богословской школе Халки он был избран игуменом монастыря Хрисороятиссы, а в 1964 году - обители Затвора, вместо Софрония и также по настоянию архиепископа Макария III. Игумен Алексий всегда являл собой пример патриота, принимал деятельное участие в освободительной борьбе Национальной организации кипрских борцов (ЭOKA), а в период настоятельства в монастыре Хрисороятиссы на продолжительное время был заключен англичанами в тюрьму. Довольно быстро о нем распространилась слава как о пламенном проповеднике и великолепном ораторе. Будучи настоятеля монастыря преподобного Неофита, он часто объезжал Пафскую провинцию и воодушевлял народ своими речами, выступая в качестве основного оратора на государственных праздниках и панихидах по павшим героям. Игуменство Хризостома , 1972-1978 годы. Новый период в жизни монахов обители Затвора начинается после принятия решения об отказе от занятий сельским хозяйством. Решение это было принято нынешним Блаженнейшим Архиепископом Кипрским Хризостомом II, который в возрасте 32 лет в 1972 году был рукоположен в пресвитеры, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем монастыря преподобного Неофита. Возделывание земли приносило монахам больше вреда, чем пользы, вот почему братия вся стала проживать в обители, отступив от многовековой традиции ведения крестьянского образа жизни и проживания части монахов на подворье в Анатолике, на востоке от Иероскипоса. Превращение кипрской экономики из аграрной в экономику, основанную на предоставлении услуг, что начало ощущаться уже с конца 1960-х годов, сопровождавшие этот процесс изменения общественных отношений, а также почтенный возраст большинства насельников монастыря обязали тогда молодого игумена Хризостома сделать административным центром обители непосредственно сам монастырь. Для использования огромной земельной собственности монастыря и обширных садов цитрусовых по инициативе игумена были созданы новые сельскохозяйственные объединения из крестьян провинции. Напротив кафоликона отец Хризостом построил братский корпус, где и поныне проживает братия. Как уже говорилось ранее, архиепископ Макарий III горячо желал, чтобы кипрские монахи получали университетское образование. Вот почему, следуя настояниям архиепископа, братия избрали преемником Алексию молодого тогда диакона Хризостома, выпускника богословского факультета. Новый игумен поддерживал идею повышения образовательного уровня монашествующих и в тот же год направил диакона, а позднее игумена Леонтия на учебу в Афинский университет на богословский факультет. Вслед за Леонтием в Грецию были направлены еще несколько молодых иноков. Правда, время это было чрезвычайно сложным. Страшные события церковного кризиса 1973 года (когда некоторые из архиереев Кипрской Церкви потребовали от ее предстоятеля Макария III, бывшего одновременно и президентом страны, уйти в отставку. - А.Ч.), государственный переворот 1974 года, затем турецкая оккупация, вынудившая стать беженцами сотни тысяч греков и турок, - все это не оставляло возможности для духовного возрождения: и государственное руководство, и простой народ снова волновал вопрос физического выживания. После смерти Макария III и избрания на его место митрополита Пафского Хризостома I игумен монастыря преподобного Неофита стал митрополитом Пафским. Игуменство Леонтия , с 1978 года. Нынешний игумен монастыря Затвора Леонтий был избран братией настоятелем в 1978 году, а в мае 2007 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви рукоположен в епископы древней Хитрской епископии, одновременно сохранив за собой и игуменство в монастыре. Начало игуменства Леонтия знаменуется принятием нового, действующего и поныне монастырского устава. Большая часть трудов отца Леонтия была направлена на восстановление зданий и эффективное использование земельной собственности обители. Значительная часть доходов обители направлялась на реализацию обширной программы реставрации древних святынь, рукописей и икон. Для того чтобы иметь возможность популяризировать культурное наследие монастыря, что чрезвычайно важно с точки зрения как религиозной, так и национальной, игуменский совет обители принял три важнейших решений. С начала 1980-х годов взамен части сельскохозяйственных земель в городе Пафосе был приобретен участок, на котором было выстроено административное здание, сданы в аренду промышленные участки земли в Анатолике, а земля в долине, в которой расположен монастырь, была разбита на земельные участки. Благодаря постепенному росту доходов монастыря, обитель могла заниматься культурными программами. В начале 1990-х годов игуменский совет одобрил проект, предусматривавший превращение значительной части монастырских зданий в церковную ризницу и музей. Сегодня любой посетитель может осмотреть отреставрированные святыни и иконы обители, являющиеся подлинными сокровищами. Также игуменский совет предпринял ремонт гостевых комнат на том этаже, где находится музей, создав современные прекрасно выполненные интерьеры. В последующие годы был подготовлен ряд исследований по истории монастыря, благоустроены и озеленены прилегающие к монастырю территории, созданы автомобильные парковки для многочисленных посетителей обители, а также многое другое. В наши дни огромное число людей посещает те места, где идет духовная жизнь. И братия обители преподобного Неофита ведет невиданную доселе по масштабу деятельность по духовной поддержке чад Церкви, а также любого, кто приходит в монастырь с желанием услышать послание евангельской надежды. Монастырские отцы уделяют много времени приему и беседе с посетителями и паломниками, а к игумену уже в течение 20 лет каждый год приходят на исповедь и за духовным советом тысячи людей. А с середины 1990-х годов игуменский совет претворяет в жизнь один из самых грандиозных проектов: отыскать и собрать все сохранившиеся до наших дней рукописи преподобного Неофита, которые могут храниться в разных библиотеках и музеях мира, и финансировать их научное издание. Последние 12 лет над осуществлением этого гигантского проекта активно работает группа университетских профессоров - специалистов по изданию рукописей. Уже издана большая их часть - девять из шестнадцати книг, составленных Затворником, - в пяти прекрасно оформленных томах. Издание серии завершится в ближайшие годы выпуском шестого тома (таблицы) и седьмого (вводный том с докладами ученых, которые прозвучат на организуемом международном симпозиуме, посвященном преподобному Неофиту). Подобной дальновидной стратегией подготовлен переход к более глубокому осмыслению братией сути монашеской жизни, оставленной в качестве наследства преподобным Неофитом Затворником, а также их ответственности за несение богословского и духовного слова широким слоям общества по примеру самого преподобного Неофита. Из своей пещеры Пафский старец-подвижник общался со всем миром как через молитву, так и беседуя со многими из приходящих к нему, также исповедью, через духовное руководство монахами и мирянами, путем составление слов, герменевтических трудов, бесед, обращенных к монашествующим, и похвал на разнообразные праздники богослужебного года, многочисленной перепиской, собранной ныне в два объемных тома. Суть современной жизни обители святого Затвора состоит в обретении пути к образованию в том его понимании, которому учил преподобный Неофит и согласно с которым жили он и его ученики, вместе с тем согласуя его с вызовами нашего времени и соотнося с новыми возможностями братии монастыря. В следующие годы и десятилетия монастырь предполагает стать центром духовного крещения народа в водах учения преподобного Неофита, площадкой для миссионерского служения среди самых широких слоев общества. По решению игуменского совета в стенах монастыря будет создан конференц-центр, где исследователи и специалисты будут читать лекции и проводить семинары по темам, почерпнутым из религиозного наследия Кипра и духовного вклада в нее преподобного Неофита. Октябрь 11th 2015 - Основатель монастыря святой Неофит родился в 1134 году на Кипре, в местечке Лефкара в большой деревенской семье. С детства мальчика привлекал монашеский образ жизни и подвиг аскетического служения. Но, как водится, родители не поняли дарованного их сыну удела. Чтобы вернуть будущего подвижника к «нормальной жизни» они договорились о его помолвке. В ответ на это юноша ушел из дома и тайно отправился в монастырь св. Иоанна Хрисостомаса, чтобы там в уединении предаться посту и молитвенной жизни. В качестве послушания Неофиту назначили уход за виноградником, радуясь возможности в уединении прославлять Господа. Однако, призвание послушника было другим. Страстное желание учиться и прекрасная память помогли Неофиту, уже восемнадцатилетнему юноше, овладеть грамотой. Первая книга, которую он прочитал, была Псалтирь. Врожденное стремление к аскетической жизни подвигло Неофита обратиться с просьбой к настоятелю монастыря разрешить ему стать отшельником. Мудрый и опытный настоятель отец Максим отказал юноше, зная, сколько искушений уготовит ему лукавый на этом тернистом пути. Тогда Неофит испросил благословения на паломничество в Святую Землю, ко Святому Гробу Господню. Он лелеял надежду, что там, на Земле, освященной Самим Спасителем, встретит, наконец, предназначенного ему духовного наставника. Однако промысел Божий был иным. Странствия по раздираемой схватками между арабами и крестоносцами Палестине так и не привели его в Иерусалим. Юноша был вынужден вернуться в монастырь Иоанна Хрисостомаса. Вновь Неофит просит настоятеля позволить ему стать отшельником, и снова получает отказ. Тогда он отправляется в порт г. Пафоса, чтобы на корабле достичь Малой Азии (современной Турции) и отправиться затем на гору Латрос, где в то время находилась большая монашеская община. И снова в жизнь молодого послушника чудесным образом вмешивается Божественная воля. Уже в самом порту Неофита по доносу схватили солдаты и посадили в тюрьму, откуда его уже на следующий день вызволили добрые люди. Однако стражники похитили у странника все деньги, которыми он собирался расплатиться за поездку. Огорченный, усталый, но не сломленный искушениями Неофит решает, что таково желание Господа – оставить его на служение в лоне Кипрской церкви. Тогда одухотворенный сознанием такой заботы о нем Господа Неофит находит скалу с небольшой естественной пещеркой и некоторое время живет там, обследуя прилегающую местность. Это событие произошло в 1159 году, и именно эта дата считается годом основания монастыря. Убедившись в том, что местность вокруг тиха и пустынна, Неофит начал работу по очистке совсем маленькой пещерки от нагромождения камней. Через год тяжелого труда, помощником в котором ему неизменно была молитва, в пещерке была создана церковь-скит и келья — обе очень небольшие, сохранившие природные извилистые формы каменных глыб. В келье Неофит выкопал себе могилу, в соответствии с традицией отшельнической жизни, чтобы думать о смерти, а не об искушениях мира. Вместе с тем, тяга к отшельнической жизни не оставляла святого Неофита. Чтобы пребывать в молитвенном уединении он в 1197 году выкопал себе над скитом другую келью, которую назвал «Новый Сион». Но для участия в таинстве Евхаристии и возможности ходить на богослужения святой выкопал еще одну небольшую келью прямо над церковью-скитом и соединил их прямоугольным лазом. А для полного уединения и молитвы он выкопал келью еще выше и посвятил ее святому Иоанну Крестителю. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги