Главная - Бетонные лотки
Первый в мире протестант мартин. Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Естественное и божественное право

Итак, несмотря на многочисленные проблемы, стоящие перед католической церковью, на коренную ее реформу, организационную или духовную, надеяться не приходилось. Можно, однако, считать, что основы для реформы уже были заложены. В такой исторической ситуации многое порой зависит от одного человека: уникальное сочетание личности и исторических обстоятельств может вызвать радикальные сдвиги. Таким человеком и был Мартин Лютер (Martin Luther; 1483–1546).

Это не значит, что Лютер был единственным вождем Реформации в Европе. Сходные движения имелись почти во всех странах Центральной и Западной Европы, и во главе их тоже стояли крупные личности – такие, как Ульрих Цвингли (Huldrych Zwingli; 1484–1531) в Швейцарии, Мартин Буцер (Martin Bucer; 1491–1551) в Страсбурге, Жан Кальвин (Jean Calvin; 1509–1564) в Женеве. Сюда же отчасти – хотя он не собирался ничего менять в вере и культе – примыкает и король Генрих VIII (1491–1547), давший религиозную автономию Англии. И все же нет сомнения, что именно Мартин Лютер был “застрельщиком” Реформации, а другие протестантские течения в той или иной степени явились как отклики на учение Лютера.

“Дело Лютера”, 1517–1522 гг.

В первые тридцать пять лет жизни Лютера ничто не предвещало громкую славу, которую он заслужил впоследствии. Так было до 1517 г., когда он впервые обрушился на торговлю индульгенциями. Лютер родился в городе Эйслебене (Eisleben) в семье медника, бывшего крестьянина. Он изучал право в Эрфуртском (Erfurt) университете, но вскоре, в 1505 г., оставил учебу и вопреки отцовской воле, стал монахом-августинцем. По преданиию, Лютер дал обет посвятить себя церкви, когда был застигнут грозой и бурей, в благодарность за спасение от бушующей стихии. Достоверных свидетельств этого события нет, но похоже, что этот рассказ верно отразил личность Лютера. Этот блестящий ученый и исключительный оратор был лишен душевного спокойствия; его обуревали сомнения, которые с годами все усиливались.

В 1508 г. Лютер стал слушателем Виттенбергского университета, где изучал этику и экзегетику. В 1512 г. он получил степень доктора теологии и кафедру профессора теологии в этом же университете. Он преподавал учение Августина и Священное Писание в гуманистическом духе, обращаясь к лингвистическому анализу Библии и отвергая схоластику.

С 1516 г. Лютер начал выступать против торговли индульгенциями, вначале осторожно, затем, в 1517 г., более резко. Его внимание к этому вопросу привлекла продажа индульгенций в Бранденбургском (Brandenburg) княжестве, где находится Виттенберг. Официально средства от продажи индульгенций предназначались для ремонта церкви Святого Петра в Риме, но в действительности имелось в виду часть этих денег употребить для уплаты долгов брата герцога Брандербургского Альберта (Albert), архиепископа Майнца. Властитель соседней Саксонии курфюрст Иоганн-Фридрих опасался, что продажа индульгенций в Бранденбургском княжестве подорвет его доходы, так как его подданные отправлялись туда за индульгенциями, вместо того чтобы покупать те, что продавались на саксонской территории. Лютер, конечно, был движим иными мотивами – им руководила искренняя забота о душах верующих. И в самом деле, на этот раз покупателям индульгенций давались уж слишком несуразные обещания. Архиепископ Альберт, наставляя продавцов индульгенций, писал:

Германия в первой половине XVI в.

Коль скоро собор Петра и Павла, наиглавнейший из всех соборов, был разрушен по повелению Юлия II, благословенна память его, вознамерились мы возвести новое здание, превосходящее всякое другое. Мощи Петра и Павла и несчетного множества святых на этом месте ныне оскверняются дождем и градом, и всех средств Святого престола в Риме не достанет на то, чтобы завершить это великое предприятие, а посему Господь побудил Его святейшество подвигнуть верующих содействовать этой цели, предлагая им сии индульгенции, кои являются драгоценным достоянием cвятого Петра.

Индульгенция сия дарует четыре благодати. Первая – это искупление всех грехов и освобождение от всякого мучения в Чистилище. Дабы поощрить готовность к пожертвованиям, проповедникам следует предлагать различие [в ценах]. Монархи, супруги их и чада, архиепископы, епископы и другие знатные люди пусть платят по крайней мере двадцать пять золотых флоринов. Аббаты, настоятели соборов, графы, бароны и другие дворяне и их супруги пусть дают десять (и так далее) [...] Те, у кого нет денег, пусть платят молитвой и постом, ибо Царствие Небесное принадлежит бедным не менее, чем богатым. Вторая благодать такова, что в старости и на смертном одре дается отпущение даже самых тяжких грехов. Третья – это доля во всех воздаяниях, даруемых церковью, то есть в воздаяниях за все молитвы, посты, паломничества и добрые дела католической святой воинствующей церкви. Четвертая – это полное прощение душам грешников в Чистилище. Все это папа дарует через их посредство. Нет никакой нужды, чтобы те, кто жертвуют на спасение этих душ, чувствовали бы за них раскаяние или каялись бы в грехах.


Иллюстрация 5

В письме архиепископу Альберту Лютер предостерег его от столь безответственных обещаний верующим и их умершим близким – обещаний, которые вводят людей в заблуждение и угрожают их душам, поскольку “благодати”, предлагаемые покупателям индульгенций, особенно вторая и четвертая, серьезно расходятся с церквной традицией. Ведь отпущение грехов дается только после исповеди перед священником и никак не может распространяться на умерших родственников, пребывающих в чистилище. Именно тогда Лютер составил свои девяносто пять тезисов, представляющих собой полемику, направленную против индульгенций. По преданию, Лютер прибил эти тезисы к воротам Виттенбергского собора. Хотя эта легенда не подкрепляется свидетельствами очевидцев, этим актом принято датировать начало Реформации. Достоверно известно лишь, что он разослал тезисы клирикам в другие города Германии, и они быстро распространились в списках в Лейпциге, Магдебурге, Нюрнберге и Базеле. Вот некоторые из этих тезисов:

Папа не хочет и не может допустить какую-либо другую муку, помимо тех, которые он установил по своему вкусу [...]

Canones poenitentiales, т. е. установления, как следует исповедоваться и каяться, возложены только на живущих [...]

Поэтому заблуждаются проповедники индульгенций, говорящие, что благодаря отпущению папы человек освободится от всех страданий и станет блаженным.

Они проповедуют людям вздор, утверждая, что как только их гроши зазвенят, попадая в ящик, так их душа сей же час вылетает из чистилища. И уж конечно, как только грош, брошенный в ящик, зазвенит, как тотчас приходят прибыль и жадность, разрастаясь и увеличиваясь [...]

Кто знает, все ли души, находясь в Чистилище, будут спасены [...]?

Никто не может быть уверен в том, что он действительно раскаялся и достаточно настрадался; еще меньше он может быть уверен, получил ли он полное отпущение грехов.

Подлинное раскаяние и страдание ищет и любит наказание [...]

Надо учить христиан, что тот, кто видит, как погибает его ближний, и тем не менее отдает деньги за отпущение, на самом деле не платит за отпущение от папы, но увеличивает немилость Божию.

Нужно учить христиан, что папа, если бы узнал о злоупотреблениях продавцов индульгенций, предпочел бы, чтобы сожгли собор Св. Петра, превратив его в пепел, нежели строили его из кожи, мяса и костей своей паствы.

Сокровищница церкви, из которой черпает папа, раздавая индульгенции, – это не добрые дела Иисуса и святых, поскольку они всегда и так без помощи папы, даруют внутреннему человеку милость, а внешнему человеку – распятие, смерть и Ад.

Действительно истинное сокровище Церкви – это Святое Евангелие величия и милости Божией.

Сокровища же отпущения [т. е. индульгенции] – это сети, которыми в наше время ловят богатство людей.

[...] почему папа не избавит из чистилища все души одновременно, ради всесвятейшей любви, из-за их острейшей нужды, как наисправедливейшего повода к этому избавлению; и почему он ради самого преходящего, ради денег на строительство собора Св. Петра, освобождает бесчисленное количество душ на таком пустячнейшем основании?

Христианам следует напомнить, чтобы они проявили усердие в следовании за своею Главой, Христом, через Крест, в Смерть и Ад.


Иллюстрация 6

Каковы главные объекты критики Лютера в 95 тезисах?

В целом в тезисах доминируют две темы: с одной стороны, резкая критика папы и духовенства, с другой стороны, человеческое сознание собственной греховности. По словам Лютера, спасая грешников от кары, папа использовал свое могущество во зло и превысил свои полномочия. Утверждая, что у него нет средств на восстановление собора Св. Петра в Риме, он лгал верующим. Верующие же не сознают огромного значения человеческой греховности; если бы они осознали свои грехи, то сами искали бы наказания, и, конечно же, не стали бы откупаться от него деньгами.В наши намерения здесь не входит полный исторический обзор событий, последовавших за обнародованием Лютером своих тезисов и вплоть до его отлучения папой. Подчеркнем лишь, что обсуждение тезисов из академической и внутрицерковной полемики превратилось в дискуссию, охватившую чуть ли не всю Европу; причем религиозные доводы в этой дискуссии смешались с политическими.


Иллюстрация 7

Папская булла от 15 июня 1520 г. Exsurge Domine давала Лютеру шесть дней, чтобы отречься от своих взглядов. В эти же дни папские нунции в Германии уже настраивали общественное мнение против Лютера, а в ряде городов Европы жгли на костре его сочинения. Однако все попытки примирения между Лютером и его последователями и папским престолом провалились. Карл V , недавно избранный императором Священной Римской империи, также начал противодействовать Лютеру. На рейхстаге (имперском парламенте), собравшемся в январе 1521 г. в Вормсе (Worms), Лютер был раз и навсегда предупрежден, что его ждет не только папское отлучение, но и наказание имперских властей, но он отказался изменить своим принципам, объявив собравшимся, что откажется от своего мнения, только если его “убедят свидетельствами из Писания или очевидными доводами разума”. И далее Лютер сказал: “Я придерживаюсь тех самых слов Священного Писания, которые привел в доказательство [своей правоты], и таким образом моя совесть связана Словом Божиим, я не могу и не хочу отказываться ни от чего, ибо не подобает христианину говорить против своей совести”.

Иллюстрация 8

С такими словами Лютер 26 апреля 1521 г. покинул Вормс. Спустя примерно месяц рейхстаг опубликовал осуждавший его указ, но Лютер успел исчезнуть до указа. В начале мая курфюрст Иоганн-Фридрих Саксонский перевез Лютера в надежное место – в свой замок в Вартбурге. Исчезновение Лютера повергло в смятение всю Германию, особенно гуманистические круги. В Вартбурге, продолжая полемику против индульгенций, Лютер начал переводить Новый Завет на немецкий язык.

Почему курфюрст Иоганн-Фридрих, слывший благочестивым католиком (вспомним о его коллекции мощей святых), – поддержал Лютера? Считается, что Фридрих, в согласии с феодальным принципом, должен был защищать вассала, находящегося под его покровительством; к этому, однако, стоит добавить и политические мотивы. Поскольку между папской курией в Риме и немецкими князьями Священной Римской империи сущест-вовало постоянное напряжение, немцы усматривали во вмешательстве папы в дело Лютера “итальянское” вторжение в их собственную сферу влияния. Такие князья, как Иоганн-Фридрих Саксонский, в подвластных им странах настаивали на своем суверенитете – в противовес идее единой Священной Римской империи. Они поддержали Лютера не только потому, что принимали его учение. Они также защищали этим независимость местной власти от всемирной церкви или империи. Но для Лютера, разумеется, политический аспект не был основным. В 1522 г. он замечает: “Я противодействовал индульгенциям и всем сторонникам папы, но никогда не прибегал к силе. Я просто преподавал, проповедовал и писал о слове Божьем; ничего другого я не делал. А пока я спал или пил с друзьями вартбургское пиво [...] слово Божье ослабило папство, как никогда не ослабляло никакого другого правителя или императора. Я ничего не сделал, слово Божье сделало все [...]”.


Иллюстрация 9

Лютер сжигает сборник канонического права. Из: L. Rabus, Historien des heyligen Ausgewählten Gottes Zeugen, Strassburg, 1556

“О свободе христианина”

Теологические взгляды Лютера формировались на протяжении многих лет ученья и исканий. Это был не единичный прорыв, а длительный процесс. Это явствует из всех сочинений Лютера и из его “Застольных бесед”, которые насчитывают более сотни томов. Лютер был известен как непобедимый полемист; он написал множество проповедей и комментариев к Библии, дружеских писем и резких отповедей недругам. Устные его высказывания записывались учениками. Рамки нашего курса не позволяют нам суммировать важнейшие его сочинения и проследить, как развивалось протестантское учение. Вместо этого мы рассмотрим одно небольшое сочинение Лютера, в котором отражаются его важнейшие взгляды.

Трактат “О свободе христианина” (Von der Freiheit eines Christenmenschen ) увидел свет в конце 1520 г., когда Лютер резко полемизировал с папой и его сторонниками, призывавшими его отказаться от еретических высказываний под страхом отлучения от церкви. Он послал латинскую версию своего сочинения папе “как выражение надежды и мира”, но ответа на этот жест не получил. Вскоре после выхода в свет трактата “О свободе христианина” Лютер в Виттенберге предал публичному сожжению направленные против него книги папистов, книгу канонического права и копию буллы Exsurge Domine с папскими угрозами.

О человеческой природе

В первом параграфе сочинения “О свободе христианина” Лютер вводит две противоречащие друг другу предпосылки:

[…] Христианин является свободным господином над всем и никому не подчиняется.

[…] Христианин является покорным слугой всему и всем подчиняется.

Эти два заключения ясно высказаны в 1-м послании святого Павла к Коринфянам (9): “Будучи свободен ото всех, я всем поработил себя”. Далее, к Римлянам (13): “Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви. Любите же того, кто услужлив и подчиняйтесь тому, кого любите”. А также о Христе (Гал. 4): “Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, и подчинился закону”.

[…] Чтобы понять эти два противоcтоящих положения о свободе и служении, мы должны вспомнить, что каждый христианин является двоякой природой, духовной и телесной. Согласно душе он именуется духовным, новым, внутренним человеком, согласно крови и плоти его именуют телесным, ветхим и внешним человеком […]

[...] Ничто внешнее не может сделать его ни свободным, ни праведным [...] ибо его праведность и свобода, как и наоборот, его зло и пленение, не является ни телесными, ни внешними. Что пользы душе, если тело освобождено, свежо и здорово, ест, пьет, живет, как ему хочется? Напротив, что повредит душе, если тело порабощено, болезненно и утомлено, голодает, жаждет и страдает, как ему этого и не хочется? Все это никак не достигает души, чтобы ее освободить или подчинить, сделать праведной или злой.

Какова, по мнению Лютера, человеческая природа? Как он доказывает свои утверждения?

Двойное определение “христианина”, которое дает Лютер, описывает положение верующего как парадокс: с одной стороны, человек, казалось бы, свободен и может поступать по своей воле, а, с другой стороны, он связан, порабощен. Далее Лютер говорит, что человек обладает двойственной природой: он состоит из тела и души, но два эти начала в нем не смешаны, а полностью разделены: мирские поступки тела не влияют на душу. Отсюда явствует, что человеческая свобода коренится в душе, тогда как тело – залог порабощения. Далее Лютер проясняет этот тезис:

[…] Таким образом, душе никак не поможет, облачится ли тело в священные одежды, как это делают священники и духовные, также не поможет, будет ли оно в церкви и в святых местах, будет ли оно обращаться со святыми вещами, будет ли телесно молиться, поститься, паломничать и совершать добрые дела [...] Это должно быть чем-то совсем другим, чтобы принести и дать душе праведность и свободу.

Надо обратить внимание на доказательства, к которым прибегает Лютер здесь и далее в этом сочинении. Все его доводы подкрепляются цитатами из Священного Писания, в первую очередь из посланий апостола Павла. С точки зрения Лютера, Священное Писание (Ветхий и Новый Завет) – единственный авторитет в вопросах веры. Этот принцип, характереный для протестанизма вообще, выражала формула sola scriptura (лат. “единым Писанием”); т.е. все предписания и богословские положения уже содержатся в Библии, которая есть единственный источник религиозной истины. Только через нее устанавливается связь человека с Богом, позволяющая человеку жить по слову Божьему.


Иллюстрация 10

Представитель папы продает индульгенции. Гравюра на дереве Йорга Брена, 1530 г. (Berlin. Bildarchiv Preussischer Kulturbesitz. Inv. No 44-1909)

В том же духе Лютер пишет в трактате “О свободе христианина”:

У души нет ничего другого, ни на небе, ни на земле, внутри чего бы она жила и была праведной, свободной и христианской, кроме Святого Евангелия, Слова Божия, проповедуемых Христом, как Он сам об этом говорит (Ин 2): “Я есмь Жизнь и Воскресенье, и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек”. Далее, (14): “Я есмь Путь, Истина и Жизнь”. Далее, (Мф 4) : “Не хлебом единым будет жить человек, но всяким Словом, исходящим от уст Божиих”. Итак, мы должны быть отныне уверены, что душа в состоянии обойтись безо всего другого, кроме Слова Божия, и что, кроме Слова Божия, ничто ей не поможет. Когда же у нее есть Слово, тогда она не нуждается более ни в чем другом, но в изобилии имеет в сем Слове удовлетворение, пищу, радость, мир, свет, искусство, справедливость, истину, мудрость, свободу и всякое благо.

В то же время принцип sola scriptura нельзя принимать без оговорок. Лютер всегда относился к своей профессии теолога с большой серьезностью, видя в ней свою миссию. Все вожди Реформации считали толкование Писания дело исключительной важности. Роль толкователя для них не ограничивалась проповедью истинно христианской жизни, но и требовала публично разъяснять народу Евангелие. И хотя вожди Реформации утверждали, что толкуют Священное Писание в прямом смысле, на деле они комментировали его в духе новейших богословских идей. Как писал Ивен Камерон:

Реформатор обычно вырабатывал концепцию с помощью Священного Писания, а потом толковал и переводил его так, чтобы оно соответствовало этой его концепции.

“Праведник жив верой”

Прочтите приводимые ниже фрагменты из трактата “О свободе христианина”.
1. Как видит Лютер положение человека в мире? Как вера помогает ему справиться со своим положением?
2. Чем отличается учение Лютера от традиционного католического взгляда?

[…] Ты спросишь, однако: какое же это Слово, что дает столь великую милость, и как мне следует им пользоваться? Отвечаю: это не что иное, как проповедь о Христе, как ее содержит Евангелие. Оно должно сбыться, что и происходит, когда ты слышишь, как твой Бог говорит тебе, что вся твоя жизнь и дела суть ничто для Бога, но со всем тем, что в тебе есть, ты подлежишь вечной погибели. Если ты воистину веруешь и понимаешь, сколь виновен, то отчаешься [...] Чтобы, однако, освободить тебя от тебя самого, то есть от твоей погибели, Он ставит перед тобой своего возлюбленного Cына Иисуса Христа и своим живым, утешительным Словом говорит тебе: предайся крепкой вере в Него, неустанно пребывай в которой, и ради этой самой веры все твои грехи простятся тебе, вся твоя погибель преодолеется, и ты, справедливый, благочестивый, удовлетворенный, праведный, исполнишь все заповеди, освободишься ото всего! Как говорит св. Павел (Рим 1): “Праведный верою жив будет” [...]

[...] Поэтому единственным достойным делом и занятием всех христиан было бы стремиться к тому, чтобы воплотить в себе Слово и Христа, постоянно упражняясь и укрепляя таковую веру, ибо никакое другое дело не осилит сделать христианина. Как Христос (Ин 6) отвечал иудеям, когда те спросили его, что делать им, дабы творить дела божественные и христианские: “Единственное дело Божие это веровать в Того, Кого Он послал. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня.” Потому-то истинная вера в Христа является даже преизобильным богатством, так как она дарует всякое блаженство и унимает все напасти. Как сказано (Мк 16): “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.” [...] Вера, в которой определенно содержится исполнение всех заповедей, сполна оправдает всех, кто имеет ее, так что ни в чем они больше не нуждаются, чтобы быть праведными и благочестивыми. Так говорит и св. Павел (Рим 10): “Потому что сердцем веруют к праведности и к благочестию”. […] Как же так получилось, что одна вера может сделать праведным и блаженным и без всякого труда дать столь бесконечное богатство, ведь столько законов, заповедей, дел, положений и обрядов предписывается нам в Писании? Здесь надо заметить, и серьезно запомнить, что одна вера делает праведным, без каких-либо дел, как увидим далее [...] Заповедь учит и предписывает нам различные добрые дела, но этим она еще не исполняется. Указывают-то заповеди хорошо, но не помогают, учат, что нужно делать, но не дают к тому никакой силы. Поэтому заповеди предназначены лишь к тому, чтобы посредством их человек узрел свою немощь к добру, и учат его сомневаться в себе самом [...] Как, например, заповедь: “Не имей дурного вожделения”, доказывает, что все мы грешники и что не бывает людей без дурного вожделения, поскольку люди делают то, что им хочется. От этого приучается человек отчаиваться в себе самом и искать помощи в чем-нибудь ином, дабы быть без дурного вожделения и таким образом исполнить заповедь; ибо из себя самого он исполнить ее не может. Также не сможем мы исполнить и все остальные заповеди.

[…] Если же человек научился и ощутил из заповеди немощь свою, так что ему теперь становится страшно, достаточно ли он исполняет заповеди, поскольку либо заповеди должны быть исполняти, либо он должен самому быть проклят, то он, таким образом, смиряется и унижается в своих глазах, не находя в себе ничего такого, с помощью чего стал бы он праведным. Вот тогда и приходит другое Слово, Слово Божественного Обетования и Милости, и говорит: “Коли хочешь исполнить все заповеди, отделаться от своих дурных вожделений и греха, как велит и принуждает Закон, то смотри, веруй в Христа, в котором я обещаю тебе всякую благодать, праведность, мир и свободу; поверишь, то будет у тебя все это, а не поверишь, так и не будет. [...] Тот, кто верует, должен все иметь и быть праведными, а кто не верует, тот ничего не должен иметь”.

[…] Отсюда легко заметить, почему вера может столь многое и что никакие добрые дела не могут сравниться с нею. Ибо никакое доброе дело не удержится за Божественное Слово так, как вера [...]”

Эти слова Лютера содержат основной принцип его учения, принятый в большинстве протестантских течений. Утверждению католической церкви: “Вне церкви нет спасения”, Лютер противопоставил свое: “Вне веры нет спасения”, или “Единой верой спасется человек”. Вера в Божественную весть, принесенную Христом, есть единственное, что превращает человека в христианина. Этот принцип выражает латинская формула sola fide – “Верой единой”.

В соответствии с христианской традицией Лютер утверждал, что человек грешен по самой своей природе, но решительно не соглашался, что соблюдение заповедей и добрые дела могут вывести человека из состояния греховности и, снискав ему Божью благодать, обеспечить вечное спасение. Напротив, длинный перечень заповедей, упомянутых в Священном Писании, лишь доказывает человеку, что он никогда не сумеет полностью исполнить все эти заповеди. Прекрасно иллюстрирует это положение приведенный им пример “Не возжелай”. Здесь нет речи об исполнении определенных действий, а лишь о том, чтобы воздерживаться от похотливых мыслей. Однако, утверждает Лютер, даже если человек не пойдет на поводу у своей похоти, он по самой своей природе не способен воздерживаться от подобных мыслей. Поэтому соблюдение заповедей не уберегает человека от греха. Более того, никакое доброе дело не может искупить человеческой испорченности. Лишь Бог одной своею благодатью (sola gratia) может избрать и спасти человека от его природной испорченности, присущей ему по самой его человеческой природе. “Праведными или злыми становятся не в делах, а в вере”, – пишет Лютер. Одна только вера в Божью благодать и в миссию Иисуса может помочь человеку – вера, основы которой содержатся не в указах церкви или в повелениях пап, а в Священном Писании.

В этом вопросе учение Лютера можно свести к трем взаимосвязанным принципам: во-первых, “Праведник жив верой”, т.е. спасение может быть достигнуто одной только верой (sola fide); во-вторых, всякие дела бесполезны, человек может спастись только благодатью Божьей (sola gra-tia); в-третьих, христианской веры можно достичь только с помощью Священного Писания (sola scriptura).

О статусе духовенства

Прочтите нижеследующий отрывок из трактата “О свободе христианина” и обратите внимание на отношение Лютера к духовенству. Как отличаются его взгляды от католических?

Ты спросишь: какая разница между священником и мирянином, раз они все священники? Отвечаю: с подобными словечками, как “священник”, “поп”, “духовного звания”, произошла та несправедливость, что они из общей кучи были перенесены на малую кучку, которая теперь называется духовное сословие. Священное Писание не дает никакого различия, разве что оно называет ученых и посвященных [...] служитель, работник, управляющий, которые должны проповедовать другим Христа, веру и христианскую свободу. Ибо, хотя мы, пожалуй, все равные священники, мы, однако же, не все смогли бы служить, управлять или проповедовать. Так говорит св. Павел (1 Кор 4): “Люди должны разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей Евангелия”. Ныне же из сего управления произошло такое мирское, внешнее, ужасное господство и власть, что с ними ни в какую не сравнится власть действительно мирская; прямо как если бы миряне были нечто другое, нежели христиане. Тем самым был изъят смысл христианской милости, свободы, веры и всего, что мы имеем от Христа; да, собственно, и сам Христос. Вместо этого пришло множество человеческих законов и дел, а мы превратились в рабов негоднейших людей на земле.


Иллюстрация 11

По лютеранскому воззрению, вся община верующих является истинной церковью и все верующие – священниками. Такой взгляд не оставляет места для церкви как иерархии; он отрицает особый статус духовенства вообще – в особенности же возражает против того, что церковная верхушка располагает большей властью, чем светские правители.

Наряду с отрицанием особого статуса клира необходимо упразднить и монашество. Монаха отличает от других людей прежде всего особый тип поведения: отшельничество, бедность и послушание, строгостью превосходящие обязанности обычных людей. Такие поступки подчеркивают полную преданность монаха Богу и его самоотождествление с жертвой Христа. Однако, если по принципу “верой единой” поступки не имеют никакого смысла, лишается значения и монашество. Поэтому в протестантизме нет монашества.


Иллюстрация 12

Как должна была отмена особого статуса духовенства и отвержение “поступков” отозваться на роли таинств?

Вспомним, что для католиков решающую роль в установлении связи верующего христианина с Богом играли таинства. Такая связь достигалась только через церковь. Лютер же вовсе упразднил пять таинств из семи, считая, что в Священном Писании есть основание только для крещения и причастия. Он утверждал, что сами по себе таинства неспособны превратить неверующего человека в верующего: их смысл состоит лишь в укреплении веры. Вдобавок совершающие таинства священники являются членами общины верующих и не имеют никаких преимуществ перед остальными. Поэтому в таинстве причастия у лютеран используется не только хлеб, как принято в католической церкви, а хлеб и вино. Вообще в отношении к таинству причастия (евхаристии) у вождей Реформации не было единства. Эти разногласия повели к возникновению в Европе разнообразных протестантских сект.

Предопределение

Сочинение “О свободе христианина” делает упор на то, что верующий христианин является по-настоящему свободным человеком, не подчиненным никому из людей. Вместе с тем Лютер, как и другие протестантские мыслители, всегда подчеркивал ограниченность человека. В свете всемогущества Бога и Его беспредельного милосердия, проявляющегося в готовности простить грешника, человек выглядит ничтожным и целиком зависимым от воли Бога. Если у верующего христианина есть свобода, она состоит лишь в добровольном полном подчинении своей воли Богу.

В этом духе Лютер отвечал Эразму Роттердамскому в знаменитой полемике о свободе воли, которую они вели в 1524–1525 гг. Эразм был гуманистом, умеренным в религиозных взглядах и оптимистично взирающим на природу человека. Он оспаривал убеждение Лютера, что человек совершенно лишен всякой свободы воли и поневоле грешен, а весь мир лежит во зле. Лютер, радикальный и бескомпромиссный в своих взглядах и пессимистично оценивавший природу человека, сердито и резко отвечал ему, что “Бог [...] знает (все) наперед, целеполагает и совершает все по неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле”. Поэтому следует признать за Богом абсолютное, изначальное всезнание. По Лютеру это значит, что никто не может исправиться и никто не может знать, что Бог любит его и доволен им. “Лишь избранные, – подчеркивает он, – удостоятся спасения [...]; а прочие погибнут без прощения”. “Бог доподлинно обещал свою милость смиренным и покорным. [...] Однако человек не может полностью смириться до той поры, пока не поймет, что его спасение нисколько не зависит от его собственных усилий, стремлений, воли или действий, а целиком зависит от воли, усилия, желания и действия другого, а именно одного только Бога”.

Убеждение, что Бог изначально избирает тех, кому предназначено снискать Его милость, а остальных изначально приговаривает к погибели, в христианской теологии называется “предопределение” (praedestinatio). В христианской мысли этот принцип не нов, его придерживался еще апостол Павел, а вслед за ним – блаженный Августин. Лютер считал себя их преемником. Однако вожди Реформации, развивая этот принцип, особо подчеркивали всемогущество Бога и ничтожность человека.

Идея предопределения чаще связывается с именем Жана Кальвина, чем с учением Лютера, – возможно, вследствие четкой формулировки предопределения, данной в книге Кальвина “Наставление в христианской вере” (Institutio religionis christianae, каноническое издание 1559 г.). Так, Кальвин пишет:

Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создает всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни.

Лютер на первый план ставит веру в милосердие Божье (“Праведник жив верою”); Кальвину важнее всего согласие верующего с действиями Бога. Верующий должен постоянно помнить, что воля Бога всегда исполняется. В своих проповедях на книгу Второзакония (1555 г.) Кальвин пишет, что все наши молитвы следует подчинять воле Божьей. Если мы о чем-то просим, надо добавлять, “но да свершится воля Твоя”. Человеку нужно помнить, что он должен подчиняться Богу, который может поступать с ним по своей воле.

Такой позиции должен придерживаться каждый верующий христианин, дабы верить, что он входит в число избранных и будет спасен. Кальвин, как и Лютер, полагал, что эта истина сама по себе “ужасна”. Лишь избранные верующие в Христа спасутся Его жертвой. Бог не хочет, чтобы спасения удостоились все, а создает людей и на погибель; человеку не понять Божьи дела, но он знает и верит, что Бог поступает справедливо.

Политическое значение учения Лютера

Учение Лютера привело к далеко идущим последствиям в политической сфере. Прямым его результатом было отрицание всякой политической власти церкви. Церковь является “общиной верующих”. “Мы все становимся священниками посредством крещения” – подчеркивал Лютер в своем обращении “К христианскому дворянству немецкой нации” (An den christlichtn Ädel deutscher Nation; 1520); система церковных законов (каноническое право) освобождает духовенство от подчинения христианской светской власти, и это только для того, чтобы церковники были свободны делать зло. В другом сочинении, “О светской власти: в какой мере ей следует повиноваться” (Von Weltlicher Oberkeit, wie weit man ihr Gehorsam schuldig sei ; 1523), Лютер утверждает, что Господь учредил два царства или правления: духовное и светское. Духовное царство образуют христиане и благочестивые люди при посредстве Святого Духа; оно занимается внутренним миром человека; светское царство сдерживает нехристиан и злых, заставляет их, пусть против воли, сохранять внешний мир и спокойствие – т.е. занимается общественной, политической и социальной сферами. В духовной сфере нет никакой необходимости в принуждении: верующему христианину не нужно принудительно навязывать веру; все, что связано с применением силы и принуждением, относится исключительно к светской сфере.

Отсюда Лютер делает революционный вывод, что только светская власть имеет право применять силу, даже по отношению к церкви. С его точки зрения светская власть выполняет большую часть функций, которые возлагались на католическую церковь. Светская власть отвечает не только за сохранение мира и спокойствия своих подданных, но и охраняет истинную веру. Это не значит, что светская власть полномочна решать вопросы или формулировать догматы веры, но она может назначать и смещать священнослужителей и управлять церковным имуществом. Лютер здесь исходил из предписания апостола Павла:

Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. [...] Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим 13:1-4).

Для Лютера существовала только одна политическая власть – светская. Эта власть также основана Богом и должна действовать по-христиански. Если правитель требует от своих подданных поступать противно принципам их веры, подданные имеют право не подчиниться. “Что, если князь поступает беззаконно; обязан ли народ следовать за ним?” – спрашивает Лютер в конце трактата “О светской власти”, и отвечает так: “Нет, потому что против закона не подобает действовать никому; ибо Богу (который ввел закон), надлежит повиноваться больше, чем человекам”.

Хотя казалось бы, Лютер здесь позволяет человеку не подчиняться власти, не следует понимать его политическую теорию в этом духе. Неподчинение правителю не означает активных действий по его свержению, так как в понимании апостола Павла (см. выше), всякая власть установлена Богом. Неподчинение власти может таким образом быть лишь пассивным сопротивлением ее действиям. Лютер пишет: “Ни один правитель не должен воевать против своего владыки [...] или вообще против своего сеньора: пусть они забирают все, что хотят. Ибо власти следует противиться не силой, а лишь сознанием правоты своей; и если она примет это во внимание – хорошо; а если нет – то ты невиновен и терпишь бесправие ради Господа”.

Политическую теорию Лютера несомненно помогли сформировать наблюдения за крестьянскими бунтами, вспыхнувшими по всей империи в 1524–1525 гг. Бунты диктовались главным образом стремлением к социальным и экономическим преобразованиям, но вместе с тем и надеждами на реформу в религиозной сфере. Отдельные вожди крестьянских бунтов открыто присоединялись к основным положениям нового вероучения и просили у Лютера поддержки. Однако Лютер решительно отмежевался от радикальных тенденций этих бунтов. Он неоднократно пытался мирить крестьян с князьями. Но эти попытки провалились, и Лютер, по-видимому, отчаявшись, потребовал от князей исполнить “духовный долг”: управляя на свое усмотрение, быть скупыми на милосердие, суровыми в наказаниях и подавить “шайки крестьян, сеющие убийства и разбой”, уничтожая их, как бешеных собак.

Лютер не считал свою религиозную реформу началом переворота во всех жизненных сферах. В отличие от других протестантских вождей, порой призывавшей к коренной реформе общества, Лютер был в социально-политическом отношении полнейшим консерватором. Он требовал подчинения закону и светской власти, без которой “люди живьем съели бы друг друга”. “Нет ничего ядовитее, вреднее и более дьявольского, чем одержимый мятежник”, – говорит Лютер в своем обращении к князьям. “Поэтому, всякий, кто может, должен их бить, душить и истреблять, тайно и явно,” – утверждал он. “Такие удивительные времена теперь настали, что князь скорее заслужит небесную благодать, пролив свою кровь, нежели в другие времена посредством молитвы”. Нет сомнений, что Лютер стремился как можно быстрее распространить свое учение по всей Германии, но надежного союзника, который поможет ему достичь своих целей, он видел не в крестьянских толпах, а в законной власти.

Заключение

Сформулируйте вкратце различия между католической традицией и протестантским учением по Лютеру.

Основы протестантского учения излагаются здесь лишь в самом кратком и общем виде, без учета различий между теми или иными протестантскими течениями. Одним из прямых следствий Реформации был раскол христианского мира не только на католиков и протестантов, но и на многочисленные секты, иногда враждовавшие друг с другом. Их обзор не входит в нашу задачу. Достаточно отметить, что Лютер, его сторонники и последователи произвели в христианской теологии коренной переворот. Вспомним: в католическом представлении человек всю жизнь колеблется между грехом и благодатью. Всякий грех, не искупленный до смерти человека, можно искупить и посмертно временным пребыванием в чистилище. Напротив, по протестантскому учению верующий никак не может искупить свой грех, а у церкви нет никакой особой власти, чтобы посредничать между ним и Богом. Христианину остается только уповать на одну лишь веру в милосердие Божие – Божью благодать, способную избавить его от вечной погибели.

Лютеранские политические взгляды также резко отличались от католического средневекового подхода. По Лютеру, власть церкви в светских делах следовало упразднить. Католицизм же признавал две параллельные конкурирующие власти, светскую и церковную – в то время как Лютер и его сторонники требовали полного повиновения светской власти, возложив на нее защиту религиозных интересов подданных. Как мы увидим ниже, это требование лютеран повлияло на их отношение к евреям.

Личностью Лютера занимались многие исследователи, см.: Oberman, Heiko A., Luther: Man Between God and the Devil , translated by Eileen Walliser-Schwarzbart, ; Bainton, Roland H., Here I Stand: A Life of Martin Luther, ; Brecht, Martin, Martin Luther: His Road to Reformation, 1483-1521 , trans. By James L. Schaaf, , а также психоисторический этюд Эриксона: Erikson, Erik H., Young Man Luther, .

Жан Кальвин . Наставление в христианской вере, , III, XXI 5. О Кальвине см. ниже, с. 266–268.

См.: Skinner, Quentin, , vol. 2: The Age of Reformation, , p. 13.

См.: Skinner, Quentin, The Foundation of Modern Political Thought , vol. 2: The Age of Reformation, , p. 17; Мартин Лютер, там же, с. 160.

Так называлось приложение к увещеванию Лютера “К миру, в связи с 12-ю статьями крестьянства” (апрель 1525 г.), опубликованное отдельно в мае 1525 г.

В начале 16 века многочисленные разрозненные проявления антиклерикализма слились в мощный поток Реформации, который постепенно захлестнул почти всю Европу, возвестив о рождении новой разновидности христианства – протестантизма. В эту эпоху радикального перелома в европейской культуре устанавливались новые социально-нравственные ориентиры на столетия вперёд. Центральной фигурой духовно-культурной жизни 16 века стал Мартин Лютер, сформулировавший основные положения протестантизма.

Яростной защитницей средневековых порядков была католическая Церковь, пользовавшаяся в 16 веке ещё огромной властью. Позже английский философ Томас Гоббс назвал папство «привидением умершей Римской империи, сидящим в короне на её гробу» . Своего апогея антицерковные настроения достигли в Германии. Их социальная база была крайне пёстрой: правители, добивавшиеся политической независимости от Рима; промышленники и торговцы, страдавшие от поборов и феодальной раздробленности; обедневшее дворянство и рыцарство, видевшее в Церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных; деятели культуры, скованные мёртвой церковной догмой; и, прежде всего, крестьяне и городские низы, на которых невыносимым гнётом ложилась вся общественная пирамида.

Началось всё с малопримечательного, на первый взгляд, эпизода: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник прибил к воротам собора тезисы, в которых он обличал практику продажи индульгенций. Главная идея тезисов была такова: для «спасения» требуется внутреннее покаяние грешника, которое нельзя заменить внешним денежным пожертвованием. В это время Лютер даже не помышлял о какой-либо радикальной реформе Церкви.

Церковь отреагировала незамедлительно, пригрозив Лютеру отлучением и даже физической расправой. Но здесь коса нашла на камень – виттенбергский священник отказался подчиниться силе. Однако и Папа Римский не мог уступить, поскольку конфликт получил уже слишком широкую огласку. Некоторое время продолжался обмен резкостями, пока, наконец, дело не завершилось тем, что 10 декабря 1520 года некогда образцовый монах Мартин Лютер публично сжёг папскую буллу, отлучавшую его от Церкви. Это был неслыханный по дерзости вызов не только букве веры, но и власти могущественного Ватикана.

Для того, чтобы одержать верх над могущественной в то время католической Церковью, необходимо было разрушить её догматический фундамент. Таким фундаментом было учение о том, что «спасение» невозможно без помощи Церкви, без благодати, содержащейся только в ней. Это учение было страшным оружием в руках Церкви. Ватикан мог отлучать и преследовать не только отдельных бунтарей, но и целые районы, обрекая тысячи людей на ужас и разорение. Поэтому в те богобоязненные времена покушаться на авторитет Рима можно было лишь его же оружием, то есть отвергать сакральность Церкви можно было лишь с жёсткой и авторитарной позиции, апеллирующей к неоспоримой божественной истине. Таким образом, «земной» ограниченности Церкви необходимо было противопоставить всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний Ватикана можно было обосновать лишь абсолютной зависимостью человека непосредственно от Творца, который распоряжается человеческой судьбой без каких-либо посредников. Именно поэтому протестанты решительно отвергали богодухновенность Священного Предания как произведения рук человеческих и единственным источником веры объявляли Библию.

Именно претензии Церкви на монопольное «небесное» представительство подвергались яростным нападкам со стороны Лютера. Между человеком и Богом, подчёркивал Лютер, не должно быть никаких посредников: Бог даёт спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый к тому домогательствами грешника. Судьба человека определяется не Церковью, а всецело милостью Божьей. Верующий обретает спасение лишь постольку, поскольку осознаёт себя безнадёжным грешником, обретает личную веру в Бога, в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о личной вере как единственном условии спасения и составляет ядро протестантской догматики.

В отличие от католической Церкви, протестанты признают священной повседневную мирскую деятельность во всём её многообразии. Ведь если спасает лишь личная вера, то нет необходимости в особых магических ритуалах, изолированных от обычной жизни. Важно не то, что делает человек, не род занятий, не место в обществе, а осознание своего долга перед Богом. Важен не характер деятельности, а её мотив, то есть осознание своего земного призвания, освящённого Божией волей. Поэтому у протестантов заповедь «любви к ближнему» приравнивается к заповеди «службы» ближнему: человек не должен, наподобие монахов, бежать от мира; нет, ему следует «жить в миру», добросовестно исполнять своё земное призвание, помня о безграничном и пока им не заслуженном небесном милосердии. Служить Богу, подчёркивал Лютер, означает служить ближнему – любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается. Это и есть богослужение.

Своей концепцией личной веры, то есть отвергая способность Церкви обеспечить спасение, Лютер освободил человека от внешней, казённой религиозности. Он поставил его один на один с беспощадным Гневом Господним (Ira Dei), объявив, что спасение возможно лишь как дар Божий, исключительно по Его свободному волеизъявлению, но никак не по необходимости – по делам и заслугам человека. Отсюда, по мнению Лютера, высшая мудрость заключается в осознании того факта, что человек – это ничто.

Казалось бы, объявив, что человек – ничто, отвергнув свободу его воли и способность контролировать собственную судьбу, Лютер унизил достоинство человека, закрепив за ним рабское сознание. Но не будем торопиться с выводами. Если Ренессанс стремился к эмансипации человека как гуманного, разумного существа, то Реформация провозгласила эмансипацию человека как духовного существа. Иными словами, Ренессанс способствовал возрождению человека во вновь открытом мире, Реформация же способствовала возрождению человека в Боге.

Проблему свободы человека Лютер рассматривает в своей работе «Свобода христианина». В ней мы обнаруживаем два, казалось бы, противоречащих друг другу тезиса: «Христианин является совершенно свободным господином всего сущего и не подвластен никому» и «Христианин является покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всем». Это противоречие Лютер объясняет двойственной природой человека. Поскольку человек обладает душой и телом, Лютер говорит о человеке «внутреннем и духовном» и «телесном и наружном».

Праведность и свобода души не зависит ни от каких земных условий. Душа «может обойтись без всего, за исключением Слова Божьего», поскольку «оправдывается одной лишь верой и не оправдывается никакими делами». Тем самым, судьба христианина не зависит от человека внешнего, телесного. «Наружный» человек живёт смертной, земной жизнью, в которой «он сталкивается с противодействием своей плоти, ищущей собственной выгоды». Поэтому «человек не может вести праздную жизнь и должен творить добрые дела для того, чтобы поработить в себе ветхого человека». Дела эти сами по себе не оправдывают человека перед Богом, они – лишь плод веры, «непосредственной, естественной любви и покорности Богу». Итак, согласно Лютеру, истинный христианин свободен, потому что его судьба вырвана Богом их круговорота земных дел. Поскольку же он живёт в обществе, то должен быть слугой людей и безропотно подчиняться мирским правителям.

Своё отношение к мирским правителям Лютер излагает в работе «О светской власти». По его мнению, истинно уверовавшие во Христа и принадлежащие Христу люди «не нуждаются ни в светском мече, ни в законе. И если бы весь мир состоял из подлинных христиан, то есть из истинно верующих, то не было бы необходимости или пользы ни в князьях, ни в королях, ни в господах, ни в мече, ни в законе». Поскольку же мир полон зла, то Бог учредил светское правление, «сдерживающее нехристиан и злых, заставляющее их, хотя бы против воли, сохранять внешний мир и спокойствие».

Отсюда Лютер делает вывод: «Раз меч полезен и необходим для охраны мира, наказания греха и защиты от злых, то христианин охотно подчиняется правлению меча: платит подати, почитает начальство, служит, помогает, делает всё, что идёт на пользу светской власти, дабы её не забывали и боялись».

Лютер и в этом вопросе, как всегда, категоричен и не признаёт полутонов. Далее он пишет: «Если ты видишь, что не хватает палачей, стражников, судей, господ, то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегать властями, без которых нельзя обойтись, и чтобы они не пришли в упадок или не исчезли». Однако, подчёркивает Лютер, есть сфера, вмешательство властей в которую не допустимо. Это – сфера души. По мнению Лютера, «если светская власть осмеливается диктовать законы душам, то она грубо вмешивается в Правление Господа, соблазняет и портит души». Здесь христианин не должен уступать, иначе он предаёт Бога. Послушание относится к светской, но не к религиозной жизни.

Значение лютеровских идей выходило за рамки сугубо религиозной проблематики. Они утверждали изначальное (онтологическое) равенство всех верующих в главном – в глазах Бога. Они пробуждали в мирянине чувство собственного достоинства и внутренней независимости от всех земных, «внешних» сил. Да, Лютер унижал человека в «вертикальном» измерении – в сопоставлении с Богом и его суверенной волей. Но, тем самым, он возвышал каждого отдельного индивидуума в измерении «горизонтальном» – в сопоставлении с земными владыками, поскольку признавал его равенство в главном – в возможности его прямой связи с Богом. Причём эта связь опосредуется не Церковью, а только собственной совестью, а также способностью воплощать Волю Божию в выпавшем на долю человека мирском деле.

Лютер утверждал полное доверие к личностному религиозно-духовному опыту человека, превосходящему в глазах Бога все папские догмы и хитроумные интеллигентские умствования. Таким образом, в глубинном культурно-историческом смысле, Лютер утверждал новое понимание человека, соответствующее духу свободы и индивидуализма.

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника - .

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.

В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.


Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.


Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.


Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.


В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».


После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.


Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».
«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».
«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Библиография

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке(1538)
  • О евреях и их лжи (1543)
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS