Главная - Сантехника
Обзор игры Call of Cthulhu. Обзор игры Call of Cthulhu (2018) Вырезки из дневника Джека Уолтерса

), Xbox One, PlayStation 4

Вступление

реклама

У игрового бренда сложилась непростая судьба: вторая часть за авторством Headfirst Productions была отменена, и «Зов Ктулху» находился в подвешенном состоянии долгие годы.

Спустя девять лет, в 2014 году, Focus Home Interactive на радость всем фанатам анонсировала, что в разработке находится совершенно новая игра (зато со знакомым названием!), но счастье длилось недолго. Со временем «Зов…» сменил разработчика (на место украинской пришла французская ), и, казалось, на этом злоключения были окончены – три года спустя игра добралась до релиза, но…

Знаете, лучше бы не добиралась.

реклама

Ужас, но не космический

Как ни странно, но проблемы у новой и старой Call of Cthulhu поразительно схожие. Обнадеживающее, классное начало и постепенное скатывание в бездну геймдизайнерского ада. Эдвард Пирс – главный герой новинки и по совместительству детектив, ветеран Первой мировой войны и алкоголик.

Дела на работе идут хуже некуда: последнее расследование было очень давно, и Пирс рискует потерять лицензию. Поэтому главным спасением героя становится некий Стивен Уэбстер – седовласый мужчина, который поручает Эдварду найти свою дочь Сару. Та пропала на острове Даркуотер, и наш герой без промедлений садится на ближайший корабль и плывет навстречу судьбе.

Видения-сны главного героя – то немногое, что связывает оригинальное произведение и игру.

И вот, кажется, сейчас начнется классное приключение. Ведь начало не может врать! РПГ-элементы, система выборов, неплохая с виду графика – все это настраивает на большое и сложное (в хорошем смысле слова) приключение.

Впрочем, уже на двадцатой минуте начинаешь подозревать что-то неладное. Город Даркуотер поразительно мал (даже меньше Инсмута в Dark Corners of the Earth!), да и той самой атмосферы как-то не чувствуется.

Для прокачки доступны семь характеристик (совершенствовать напрямую можно лишь пять, оккультизм и медицина прокачиваются, только если находить трактаты и книги, разбросанные по уровням), каждая из которых немного влияет на диалоги и расследования.

К примеру, в особняке Хокинсов головоломку с глобусом можно решить двумя вариантами: честно поломать голову или найти монтировку и взломать активирующий механизм (его можно взломать и без инструмента, достаточно заранее вложиться в прокачку силы). Пожалуй, этот момент можно назвать высшей точкой всей игры, потому что дальше ничего подобного вы не увидите.

И чем больше продвигаешься по сюжету, тем сильнее начинают бросаться в глаза недостатки. Геймплейно перед нами – типичнейший симулятор ходьбы, в котором нужно периодически взаимодействовать с определенными предметами, дабы продвинуться дальше по сюжету.

Композиционно игровой процесс состоит из следующих частей: расследование, прятки от монстров (или людей) и решение головоломок. При этом каждый из трех элементов не претендует на какую-то оригинальность – основной движущей силой новинки является пиксельхантинг в самом дремучем его проявлении.

Загадки несложные (разве что кроме одной) и решить их не составит особого труда.

Для лучшего понимания того, о чем идет речь, скажу, что квинтэссенцией этого кошмара является уровень в лечебнице, когда геймдизайнеры буквально заставляют игрока собирать записки знаки, прямо как в той самой бесплатной игре про Слендера.

А однажды героя (точнее, героиню, ведь в новинке доведется примерить роли аж трех персонажей!) заставят бегать от скучного, медлительного монстра по маленькой локации, попутно собирая так называемые «глифы». Надо ли говорить, что это не выдерживает никакой критики?

реклама

Система расследований как бы переносит героя во времени и позволяет ему увидеть произошедшие события. Мало того, что выглядит это весьма вторично, так и восстанавливать всю цепочку событий у себя в голове может не только Эдвард, но и другие герои. Возникает закономерный вопрос: зачем в этом мире нужны детективы, если расследование может вести обычная медсестра? Теперь-то понятно, почему у Пирса дела шли не очень!

Даже диалоги читать здесь неимоверно скучно. Герои разговаривают так, будто живут в двадцать первом веке: никаких вам архаизмов, мудреных словечек и всего прочего. Сами диалоги – самая глючная часть игры, поэтому однажды вы рискуете «зависнуть» на одном из таких разговоров просто потому, что ни один из вариантов ответа не будет нажиматься. Лечится все перезагрузкой, но начинать с ближайшего чекпоинта (система сохранений стандартная, по контрольным точкам) не очень-то приятно.

Но на скучный геймплей можно было бы закрыть глаза, если бы его подкрепляла удачная история в духе произведений Лавкрафта. К сожалению, тут с этим все настолько же плохо, как и с игровым процессом. Если не хуже.

реклама

Сценаристы создали монстра Франкенштейна, смешав рассказы как американского писателя, так и его последователей. Страшно сказать, но на выходе мы получили историю про зловещие эксперименты и страшные мутации. Что? Какие такие космические ужасы? Извините, но вы ошиблись игрой – за этим проследуйте в Darkness Within (ну или в ), но точно не сюда.

В рассказах Лавкрафта много внимания уделялось одиночеству и ситуациям, когда человек остается наедине с чем-то неведомым и древним. В новой Call of Cthulhu все иначе. По ходу истории главный герой найдет понимающих друзей, которые не дадут ему пропасть. А еще (возможно, кого-то это шокирует) есть некое подобие романтической линии между героями, в то время как в оригинальных рассказах тема любви не затрагивалась НИКОГДА. Порой возникают мысли, что разработчики из Cyanide Studio таким образом показывают истинное отношение к личности (очень неоднозначной) писателя.

Вторая претензия, которая ломает атмосферу (хотя она и так поломана напрочь с самого старта) – арт-дизайн. Здесь с ним все тоже «не очень», и это еще мягко сказано. Один-единственный монстр в игре (локализаторы назвали его «Бродягой», за что им, конечно же, прощения нет, ведь наиболее правильным вариантом будет «Скиталец») выглядит как гибрид некроморфа из Dead Space и Чужого.

К тому же, удачных локаций немного и все их можно пересчитать по пальцам одной руки, все остальные выглядят вторичной копией с других хоррор-проектов. Особенно ужасно выглядят уровни в больнице – в этот момент игра начинает походить на (у игры тот же издатель, совпадение?), что не добавляет ей очков.

реклама

Call of Cthulhu неспособна напугать даже ребенка. Вы только посмотрите на этих персонажей! Нет, правда, взгляните на эти веселые ярко-зеленые гнойники – это что, мармелад? А щупальца – он украл их из ближайшего магазина морепродуктов? Что это за косплеерный кошмар?

И это при том, что само по себе визуальное исполнение, за которое отвечает , неплохое. Придраться, конечно, есть к чему (после отвратительного зеленого фильтра спустя час-два игры начинают слезиться глаза и болеть голова), но графика по сравнению со всем остальным держится на приемлемом уровне и вызывает минимум нареканий.

Впрочем, кому-то системные требования могут показаться чересчур завышенными: и Intel Core i7-3820, 8 Гбайт ОЗУ и видеокарты уровня Nvidia GeForce GTX 970 будет достаточно, чтобы погрузиться в безумие.

Пострелять тоже дадут, но экшен напоминает тир а-ля The House of the Dead (разве что героем управляешь сам): никакой тактики, даже перезарядки нет. Достаточно просто отстреливать зомбированных жителей Даркуотера издалека, (следуя принципу «один патрон – один труп») и не подходить к ним близко. Единственная сложность заключается в том, что патронов на всех не хватит, поэтому спустя непродолжительное время скучный экшен сменится не менее скучным стелсом.

реклама

Кто-нибудь объяснит, почему у этого мужчины прямиком из двадцатых годов прошлого века настолько модная прическа? Он что, путешественник во времени? Или мы чего-то не знаем, и это он задал моду на выбритые виски? Непонятно. Но ясно одно – передать атмосферу того времени разработчики не смогли: в игре слишком много таких мелких недочетов, чтобы ее можно было воспринимать серьезно.

Заключение

Call of Cthulhu – удивительная в своей посредственности игра. Если кратко, то мы получили обычный пятичасовой симулятор ходьбы, выпущенный под громким брендом. И непонятно, какую оценку можно поставить, ибо временами новинка настолько плоха, что начинаешь испытывать тот самый непередаваемый космический ужас , о котором писал Лавкрафт в своих произведениях.

реклама

Да, мы живем на тихом острове плохих игр по мотивам рассказов Лавкрафта, но это не значит, что нам не надо выходить за его пределы. Серьезно, лучше пройдите шедевральные Darkness Within или , но никогда не притрагивайтесь к Call of Cthulhu 2018 года выпуска.

Вердикт: вызывающе плохая игра по мотивам рассказов Г.Ф. Лавкрафта.

Оценка: нет («Космический ужас»).

Руслан Губайдуллин

Ужасающие мифы Говарда Филлипса Лавкрафта будоражат воображение наших современников, и порой создаётся впечатление, что популярность писателя только растёт. Фильмы, настольные и компьютерные игры, тысячи профессиональных и любительских артов, музыкальные альбомы, архитектурный дизайн, кулинарные блюда… Куда ни шагни, вляпаешься во что-нибудь по мотивам. Выбрать из этого многообразия что-то годное сложно, но можно, а нынешняя игра сразу даёт понять, что конкурентов у неё нет, так как первым названием проекта было Call of Cthulhu: The Official Videogame. Вот так вот - и никак иначе! Она будто главная среди всей массы: подлинная, одобренная самим Лавкрафтом, плоть от плоти его…

Вот только что-то пошло не так. Студия, начинавшая творить под лейблом Call of Cthulhu, благополучно слиняла с наработками, а право и обязанность выпустить игру по лицензии спешно передала авторам Of Orcs and Men да дилогии Styx. Cyanide - студия хорошая и талантливая, да только любая её предыдущая большая разработка выглядит куда богаче Call of Cthulhu.

Быть может, занимавшиеся проектом раньше украинцы вместе с собой захватили весь бюджет? Кто теперь узнает, но почему-то очередной «Зов» выглядит едва ли не хуже, чем Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а лицевая анимация всех персонажей вызывает неподдельный ужас. Её будто украли напрямую из первой версии Mass Effect: Andromeda, она словно кошмар, сделанный слепцами, не осознающими степень творимого ими зла. Call of Cthulhu заставит кровь застыть в жилах, ведь сквозь лица героев и второстепенных NPC могут проглядывать зубы и глаза, а губы двигаются причудливо и не соответствуют доносящимся изо рта звукам. Лавкрафт не писал о таких ужасах, но анимации, пусть и не по задумке авторов, оказались крепко пронизаны духом его работ. Художники постарались угнаться за гениями, но их творчество не пугает, а скорее отталкивает. Текстуры поздней PS2 да 10 моделей NPC на семь часов игры - вот и весь результат многолетней работы. Если научитесь отличать главного героя от мужа героини, а того от любого бородатого мужика города Даркуотера с первого раза, то считайте, что вы никогда не растеряетесь на опознании какого-нибудь преступника.

С музыкой в игре дела обстоят куда лучше, всё же в хоррорах важна прежде всего атмосфера, а звуки в таком деле - далеко не последняя по важности вещь. И действительно, композитор написал отличную тему для финального уровня: дикую, разрывающую душу и превосходно играющую на нервах. Однако перед этим все 14 глав повествования он занял непримечательным эмбиентом, который дополняет прохождение, но никак не усиливает впечатления от него.

Что, звучит не очень радужно? Пока да, но сейчас мы постараемся понять, почему в конце этой рецензии висит положительная оценка. Да, Call of Cthulhu крайне убогая на вид и на слух. Однако за неимением атмосферы хоррора игра увлекает своей превосходной историей и разнообразием геймплея. Главный герой прибывает в далёкий рыбацкий городок на севере США и почти сразу оказывается втянут в лавкрафтовщину: драки с бешеными рыбаками и культистами, расследования загадок особняков и подземных пещер, бегство из психушки - и всё это прилично сдобрено галлюцинациями. История несётся вперёд и от рациональности убегает в сторону фантасмагории повествования и сюрреализма образов. Эпизоды с детективным зрением на поиск предметов сменяются стелсом, тот загадками на логику, потом снова стелсом, но агрессивным, а под конец, видимо, чтобы добавить ещё разнообразия, авторы вставляют секцию со стрельбой. Малая продолжительность игры позволила разработчикам сделать историю не затянутой и очень быстрой, а сюжетные главы - краткими и насыщенными. Претензия к геймплею лишь одна: в стелс-секциях порой ужасно мало чекпоинтов, а те, что есть, не всегда очевидны, притом других сохранений не предусмотрено. Попался спустя 20 минут блужданий? Дуй в начало, горемыка. Решил не брать сюжетный ключ и открыть дверь с помощью прокачанного умения взлома? Зря, ведь если бы взял ключ, то получил бы в нагрузку чекпоинт.

Как и полагается игре по произведениям Лавкрафта, светлого финала в Call of Cthulhu ждать не стоит - как минимум при первом прохождении. А вот дальше как повезёт - активный поиск предметов открывает дополнительные опции в диалогах, способные изменить судьбу героя. Помогает подбить на перепрохождение и любопытная система прокачки, обеспечивающая небольшой процент нелинейности. Однако если основные баллы прокачки герой получает в любом случае, чтобы усиливать за их счёт наблюдательность, красноречие, знание психологии и тому подобное, то такие навыки, как «Оккультизм» и «Медицина», можно почерпнуть только из спрятанных во всяких секретных местах книг. Обшаривание локаций и чтение приветствуются - а вдруг повезёт и именно знание оккультизма повернёт важный диалог в нужное русло?

Тут, конечно, не стоит ждать многого. Call of Cthulhu - это не RPG, а всего лишь линейная адвенчура с хорошим сюжетом, но тот вполне способен компенсировать работу художников и музыкантов. Так что если уж играть, то именно ради истории.

Есть разные книги, игры и фильмы в жанре ужасов. Одни методично раскладывают внутренности вокруг героя, заставляя испытывать страх и отвращение, другие выкидывают из-за угла трупы и монстров, стараясь вызвать резкий испуг. Но лучшие произведения в жанре всегда получаются благодаря атмосфере: давящей, пугающей, пропитанной ужасом. Такие шедевры надолго запоминаются читателю, игроку и зрителю. Но над всеми ними царит один автор, чьи работы не просто внушают страх: они создают в воображении картины всеобъемлющей безысходности, описывают древних богов, безжалостных и неумолимых. И единственный выход в них - безумие, а спасение - смерть. Конечно, речь о Говарде Лавкрафте. Новая - очередная попытка воссоздать в виде игры такую притягательную и ужасающую атмосферу его произведений.


Наиболее значительная видеоигра по мотивам произведений Лавкрафта вышла аж в 2005 году. Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth базировалась на событиях рассказа «Тень над Иннсмутом» и предлагала отправиться в безумное приключение в одержимом городке, где правят культы и мистика, а не здравый смысл. Игра успешно сочетала шутер и стелс, методично давила атмосферой, требовала постоянно бороться за свою жизнь, жестоко наказывая за просчеты, а из всех поощрений предлагала лишь крупицы информации и возможность выжить. Пройдя ее, переосмысливаешь свое отношение к жанру и понимаешь, чем вдохновлялись разработчики многих последующих проектов в схожем стиле - той же Penumbra, всколыхнувшей спустя пару лет круги фанатов хоррора.


Cyanide Studio, авторы Of Orcs and Men, Styx и Pro Cycling Manager, пошли немного другим путем. В новой игре по творчеству Лавкрафта упор сделан на исследование и расследование. Call of Cthulhu - это практически адвенчура. 90% игры состоит из поисков улик, решения простеньких головоломок и разговоров. В один не очень прекрасный день к сыщику Эдварду Пирсу приходит отец Сары Хокинс, таинственно погибшей вместе со всей семьей в пожаре. Сара обладала талантом живописи, но ее работы были мрачными и пугающими. И ее кончина никак не отпускает отца: слишком странными выглядят обстоятельства. Пирс отправляется на остров Даркуотэр, где жила семья, чтобы начать расследование.


Несмотря на исследовательно-расследовательный характер, Call of Cthulhu по большей части линейна. Главы следуют одна за другой, а большинство локаций весьма последовательно проводят игрока там, где нужно. Есть отдельные уровни, где дают перемещаться по окружению более свободно, но в целом как прогресс, так и сама история следуют заданному пути. Даже улики, как правило, разложены вдоль основной дорожки. В редких случаях осматривание каждого камня приносит положительный результат, а уж о том, чтобы получить дополнительную необязательную миссию, и говорить не приходится. Лишь однажды в больнице, в роли молодой и сострадательной женщины-доктора, мне удалось попробовать сделать хоть что-то, что не относится к основному расследованию Пирса.

Эдвард же последователен и методичен в своем деле. За каждым сюжетным поворотом скрывается новая зацепка, и лишь старые записки и разные находки позволяют понять происходящее глубже. Детективу разрешено улучшать свои навыки. Медицина и оккультные знания прокачиваются за чтением книг и нахождением предметов, а остальные способности вроде переубеждения, поиска скрытого или силы развиваются за счет специальных очков, которые выдают за достижения сюжетных отметок. Навыки позволяют проще находить предметы или определять состав медицинских веществ, а в некоторых ситуациях добавляют особые фразы в диалоги: например, применить познания в психологии или запугать собеседника.


Здесь все пропитано морской тематикой

На разговорах строится чуть ли не половина игры. Уболтать здесь можно каждого встречного, вплоть до сторожа с топором, который готов зарубить детектива на месте. И в большинстве случаев кажется, что разные варианты в диалогах никак не влияют на развитие событий, хотя заботливая надпись в углу экрана услужливо напоминает об обратном. Вот только ощущения, что история меняется в зависимости от каких-то решений, попросту нет. Даже несмотря на тот факт, что у игры несколько концовок, большая их часть открывается после финального принятия решения (привет Mass Effect 3). В эту же кучу отправляются и некоторые побочные действия. Например, Пирс может пить. А может не пить. И влияние факта употребления алкоголя на развитие сюжета или психики героя не очевидно.

Психологическая составляющая игры, на которую авторы пытаются сделать ставку, вообще раскрывается по-разному. Сама подача сюжета выглядит приятно и интригующе. Представление о событиях меняется с ходом продвижения расследования. И лишь к концу вся картина складывается более-менее воедино. Но развитие сюжета иногда оказывается неравномерным: некоторые колоритные персонажи появляются пару раз, надолго пропадая из поля зрения, и вдруг вырисовываются лишь к концу.


Есть в игре и свой очаровательный и загадочный персонаж. Увы, недораскрытый.

CoC страдает и от других проблем: начиная с необходимых для сюжета, но абсурдных перестрелок, пары моментов с выпрыгивающими из темноты монстрами (чего совсем не ожидаешь от игры с таким серьезным лицом) и заканчивая визуальной составляющей. Call of Cthulhu выглядит достаточно цельно, но качество проработки все равно разнится. Где-то детализации явно не хватает, а некоторые места прорисованы с завидным трепетом. Да и в целом к движку есть вопросы: части тела проваливаются сквозь одежду, а ее анимации порой вытворяют неведомо что. Но ведь это не главное в психологическом триллере, правда?


Навыки, которые можно улучшать

Call of Cthulhu старается создать правильную атмосферу и настрой как может. И до определенного момента все работает в нужном направлении. Но затем оказывается, что история меняется, а следом за ней и психика Эдварда Пирса. И здесь глубины и второго дыхания повествования уже не хватает. А мелкие огрехи и отсутствие понимания того, как выборы фраз и поступков влияют на развитие истории, только усугубляют эффект. Игра определенно заслуживает внимания, во многом потому, что адаптации произведений Лавкрафта появляются не так часто, но изначальная планка настолько высока, что дотянуться до нее оказывается почти непосильной задачей.


Кладбища - непременный атрибут произведений Лавкрафта

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Игра определенно заслуживает внимания, во многом потому, что адаптации произведений Лавкрафта появляются не так часто, но изначальная планка настолько высока, что дотянуться до нее оказывается почти непосильной задачей.

Последний раз Ктулху звал нас больше десяти лет назад - Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth был образцовым ужастиком, но сыскать успех он смог только в умах идейных поклонников творчества Говарда Филлипса Лавкрафта. При всех многочисленных достоинствах, той игре не хватало главного - современности и лоска, ведь даже по меркам 2005 года она выглядела весьма примитивно.

Новую игру Cyanide Studios , кажется, ждёт схожая судьба - разве что вряд ли она удостоится такого же культового поклонения, как долгострой Headfirst Productions . Достойно обращаясь к первоисточнику и его адаптациям (в первую очередь, настольной игре «Зов Ктулху»), Call of Cthulhu легко может испугать игроков своим внешним видом, а любителей всего ужасного - крайне примитивным исполнением некоторых элементов.

Ужас внутри

Наш главный герой, детектив Эдвард Пирс, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством на фоне участия в Первой мировой войне, отправляется в затерянный посёлок в Новой Англии, чтобы расследовать убийство дочери одного богача. Естественно, местные окажутся не рады новому гостю, а шаткое психическое состояние протагониста не раз проявит себя в самых неловких и неожиданных формах.

Устроен Call of Cthulhu практически линейно - главу за главой мы постепенно изучаем локации, исследуем улики и очень много общаемся с местными. Вариативность проявляется разве что в тех самых ролевых элементах и применении навыков, которые можно и нужно прокачивать герою. Знания медицины, психологии, красноречие, тайные знания и банальная сила - иногда мастерство в каком-то ремесле открывает неожиданные опции диалога или дополнительные решения, но на общий ход истории они влияют слабо. Даже концовка зависит скорее от финального выбора, чем от произошедших по ходу действия событий и изученных предметов.

Ужас снаружи

Интригующий детектив про оккультизм и Древних Богов, к несчастью, прерывается на примитивный стелс, казуальные перестрелки и бестолковые загадки. С последними Cyanide , кажется, совсем не заморачивались, взяв за образец самые банальные и муторные паззлы из квестов конца 90ых.

Причём чем дальше к финалу, тем более сумбурным и странным становится Call of Cthulhu . Спойлерить не будем, но кажется, что последнюю треть делали в жутком аврале, кидая в кучу всё, что только придёт в голову. В этом смысле заключается, наверно, главная проблема игры - она нередко производит ощущение не бюджетной, а небрежно сделанной работы. Даже сценарий, невероятно затягивающий поначалу, буквально на глазах начинает лихорадить совершенно бессмысленными и беспощадными поворотами.

Особенно видно неровности Call of Cthulhu по картинке. Откровенно слабыми вышли здесь разве что модели и анимации, а вот окружение - как повезёт. Одна комната может быть шикарно детализирована и наполнена мелкими интересностями, а за ней будет сине-зелёная пещера без декораций и ужасными текстурами.

Правда, замечаешь ты эти гадости скорее после того, как выходишь из игры. Передать макабрический липкий лавкрафтовский ужас, погрузить в неуютную атмосферу психологического триллера и завлечь в себя у Call of Chtulhu удаётся неплохо. И это всё-таки немного важнее далеко не безупречного исполнения.

Неровный, местами вызывающий недоумение или даже раздражение Call of Cthulhu всё же смог довольно убедительно донести дух и суть произведений Говарда Ф. Лавкрафта. Поклонникам творчества писателя и фанатам жанра обязательно стоит посмотреть, ну а всем остальным лучше не будить Великих Древних.

версия для печатиАктуально для платформы: PS4

Игры по Лавкрафту выходят довольно часто, но последняя действительно крупная вещь, претендовавшая даже на звание хита, появилась аж 13 лет назад - речь про Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth . Тандем Focus Home и Cyanide - конечно, не лучшая в мире парочка, чтобы исправлять эту ситуацию: все мы знаем, что французы чаще всего делают средненькие игры. Но от Call of Cthulhu многие ждали действительно хорошей, мощной игры…

Модель для Пикмана… и Сары Хокинз

Как и в Dark Corners of the Earth , в новой Call of Cthulhu мы играем за частного детектива. На сей раз это бывший коп и ветеран Первой мировой Эдвард Пирс. Его, конечно, сложно назвать здоровым - тяжёлый груз прошлого, депрессия, алкоголизм дают о себе знать, но всё же это профессионал, полный решимости расследовать загадочную гибель известной художницы Сары Хокинз и всей её семьи.

Впрочем, поездка на удалённый остров Даркуотер, что близ Бостона, быстро расставляет всё по своим местам, и вместо нуар-детектива мы получаем настоящий болезненно-бредовый хоррор по Лавкрафту . Прогулки по побережью, устланному трупами китов и бледно-зелёным туманом, посещение мрачного особняка Хокинзов, под которым обнаруживается логово зловещей секты, процедуры в местной психиатрической лечебнице, возглавляемой доктором-садистом, просмотр жутких картин художницы Сары, из которых буквально выпрыгивают чудовища (это прямые отсылки к рассказу «Модель для Пикмана»), - всё это пагубно влияет на разум нашего бравого детектива.

И вот он уже видит живыми тех, кто пять минут назад погиб у него на глазах, перемещается в чужие тела, слышит странные голоса и толком не понимает, где тут явь, а где сон. Реальность и видения переплетаются в тугой комок, и именно в таком состоянии Эдвард Пирс должен принять решение, от которого зависят судьбы мира и его жизнь.

Стрелять приходится ровно в одном эпизоде.

Хребты безумия

При этом у нас вроде бы есть возможность держать рассудок героя в более-менее здравом состоянии. Периодически игра ставит перед выбором, пить снотворное или нет, читать запретные оккультные книги или закрывать их скорее от греха подальше, - это вроде бы влияет на судьбу главного героя, его разум и на концовку всей истории.

Но на самом деле, что бы вы ни решили, после определённых сюжетных событий Эдвард Пирс всё равно будет находиться в состоянии психоза, что откроет в диалогах новые реплики. А вот на финале всей этой грустной истории такие решения всё же отражаются. Просто жаль, что их последствия мы ощущаем по большому счёту только в конце, где всё сводится к чисто математическому высчитыванию одного из вариантов развязки.

Он получил эту роль

В любом случае авторы Call of Cthulhu ставят (или делают вид, что ставят) на нелинейность и отыгрыш роли. Вся игра представляет собой хоррор-адвечнуру с вкраплениями экшена (очень маленькими, надо сказать), стелса, решением пазлов, диалогами и периодическим выбором, что и как дальше делать.

Проникнуть на склад семьи Хокинзов можно по-разному - попытайтесь сразу обмануть сторожей или сначала найдите одинокий дом рядом, вскройте замок, отыщите компромат и пускайте в дело старый добрый шантаж. Сбежать из нехорошего места тоже разрешают двумя способами - закоротить странный аппарат, предварительно активировав несколько рычагов в разных помещениях, или сломать газовые трубы, чтобы отвлечь внимание охраны.

Уровни в больнице - самые тяжёлые и неуютные.

Нелинейность только развивается благодаря тому, что игра во многом базируется на настольной системе, дебютировавшей ещё в 1981 году, и предлагает улучшать несколько параметров главного героя. С помощью «Красноречия» можно убеждать собеседников в диалогах, «Сила» позволяет надавить на них, сломать или передвинуть какой-нибудь механизм, а также выбить дверь, если не удаётся вскрыть замок.

Ктулху фхтагн

Став экспертом или мастером в «Поиске» (все параметры прокачивают от «Любителя» до «Мастера»), вы будете чаще находить скрытые предметы. А это важно, учитывая, что такие показатели, как «Медицина» и «Оккультные науки», прокачиваются только за счёт найденных книг: они позволяют ставить верный диагноз и осознавать скрытые от остальных вещи, а в случае с оккультизмом - ещё и понимать, что значит «Ктулху фхтагн».

Есть также «Психология» и «Расследование». Последнее особенно важно - оно не только повышает навыки вскрытия замков, но и позволяет более эффективно реконструировать события, когда по сюжету нам, например, нужно понять, что стало причиной пожара в особняке Хокинзов или как произошло очередное убийство.

Тут тоже, конечно, периодически проскальзывает мысль, что прокачка сделана «для галочки» и мало на что влияет. Ну не будет возможности использовать в диалоге «Красноречие», «Психологию» или «Силу», так всё равно появится общедоступная реплика, которая поможет продвинуть сюжет дальше. Но всё равно лучше с половинчатой ролевой системой, чем без неё, - так игровой процесс становится насыщеннее, появляется желание исследовать локации, думать над развитием персонажа и отыгрывать роль.

Очки прокачки выдаются автоматически после важных сюжетных событий.

Шепчущий во тьме

В итоге игра, несмотря ни на что, держит в напряжении, сохраняет интригу и в целом оставляет приятное послевкусие - пусть даже графика тут не самая навороченная, а закончится всё, скорее всего, не самым приятным образом. В Call of Cthulhu встречаются интересные загадки, а простенький стелс (можно даже прятаться в шкафах!) грамотно чередуется с исследованием и напряжёнными сценами, заставляющими нас, например, быстро уничтожать руны, которые удерживают потустороннее чудище в этом мире, - в процессе приходится использовать фонарь, свет которого замедляет врага. Многочисленные диалоги хорошо написаны и всегда оставляют пространство для выбора.

Наконец, местами тут страшно - особенно когда мы бродим по коридорам психлечебницы с лампой. Свет в ней постепенно гаснет, в этот момент из подступающей тьмы начинает раздаваться жуткий шёпот, а уж когда лампа совсем погаснет… Брр. Пару раз я реально подпрыгивал. К слову, когда Эдвард Пирс прячется в шкафу, оказывается в темноте или видит что-то неприятное, картинка начинает расплываться, дыхание его учащается, и мы буквально кожей ощущаем, как детективу неуютно, страшно и хочется домой, к старой доброй бутылке вискаря…

Какая же игра по Лавкрафту без осьминожки?

Учитывая неоднозначную репутацию авторов, Call of Cthulhu вполне могла обернуться разочарованием. Но, слава Старшим Богам, этого не произошло - мы получили действительно отличную, лучшую за последние годы игру по Лавкрафту , адвенчуру на стыке хоррора, квеста, стелса и RPG, которая точно передаёт атмосферу произведений культового писателя и при этом предлагает насыщенный, разнообразный и местами нелинейный геймплей.

Плюсы: интересный сюжет; точно переданная атмосфера книг Лавкрафта ; встречается нелинейность; попадаются интересные головоломки; отличная работа со звуком.

Минусы: не самая современная графика и анимация; нелинейность местами кажется липовой, а прокачка - мало на что влияющей.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS