Главная - Сантехника
Правильное омовение перед намазом для женщин. Малое омовение. Как женщине правильно делать малое омовение

Вся Хвала Аллаху. БисмиЛлях.

Небольшая памятка для женщин о том, как совершать полное омовение (гусль) после полового акта, месячных, послеродового кровотечения, а также для пятничной молитвы и молитвы двух праздников. На деле, Хвала Аллаху, вопрос простой.

Сначала ознакомьтесь с несколькими хадисами из "Сахиха аль-Бухари".

Сахих аль-Бухари (Мухтасар)

Книга 5: Книга полного омовения
179. (248). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая полное омовение после осквернения, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) начинал с омовения кистей рук, затем совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем погружал пальцы в воду и прочёсывал ими корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, а затем обливал водой всё тело.

180. (249). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал такое же омовение, какое он совершал перед молитвой, если не считать омовения ног, затем омывал свои половые органы , смывая все выделения, затем обливал себя водой, а затем переставлял ноги и омывал их. Таким было его полное омовение после осквернения».

В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное.

Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переходил на другое место.

190. (272). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Совершая полное омовение после осквернения /джанаба/, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (сначала) мыл кисти рук и совершал такое же омовение, как и перед молитвой, затем омывал тело полностью, а затем прочёсывал рукой волосы; почувствовав же, что кожа (головы) увлажнилась, он трижды обливал (голову) водой, после чего омывал прочие (части) тела».

206. (314). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Одна женщина задала пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос о полном омовении после месячных, и он объяснил ей, как это следует делать, сказав: “Возьми кусок шерсти , пропитанной мускусом, и очищайся этим”. Она спросила: “Как же мне очищаться (этим)?” Он сказал: “Очищайся этим”. Она (снова) спросила: “Как?” – и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул: “Преславен Аллах! Очищайся!”»
(‘Аиша сказала):
«Тогда я привлекла её к себе и сказала: “Протирай этим (те места, где остались) следы крови”».

Можно использовать хлопок или что-нибудь подобное.

Как женщина совершает гусль (полное омовение)

Для простоты распишем по пунктам один из распространенных вариантов совершения гусля согласно достоверным хадисам:
      1. Иметь намерение в сердце совершить соответствующий гусль (т.е. если после месячных, то намереваться сделать полное омовение для очищения от месячных и т.д.)
      2. Сказать БисмиЛлях (желательно)
      3. Помыть кисти рук трижды.
      4. Помыть половые органы, тщательно очистив из от следов месячных, остатков жидкости после полового акта и т.д. После этого касаться половых органов нельзя, чтобы не испортить омовение.
      5. Омыть то, что омывается в процессе малого омовения (кисти рук, нос-рот, лицо, руки от кончиков пальцев до локтей, обтереть голову и уши, помыть ноги от ступней до щиколоток).
      6. Трижды полить и омыть голову, чтобы вода коснулась кожи головы.
      7. помыть уши.
      8. Тщательно омыть правую половину тела (включая правую ногу)
      9. Тщательно омыть левую половину тела (включая левую ногу)
      10. Омовение завершено.

Ин ша Аллах, всё просто.

Хочу заметить, что нарушение последовательности по ошибке не портит полное омовение, если только не касаться посреди омовения полового органа.

Учёные считают, что полное омовение будет действительным, если человек с должным намерением полностью погрузится в воду (будь то море или ванна) и одежда не будет мешать воде касаться кожи на всей поверхности тела.

А Аллаху известно лучше.

СЕЙЧАС ТАКЖЕ ЧИТАЮТ

Лучшие таблетки от глистов для людей
Антигельминтные препараты (таблетки от глистов) назначаются в медицинской практике при разных формах гельминтоза.

На земном шаре существует около 250 видов глистов, ...

Какие причёски подходят к круглому, вытянутому или треугольному лицу?
Форма лица в женщин и у мужчин бывает разная. И когда встаёт вопрос выбора причёски, то мужчине, конечно легче, так как нормальный...

Как сделать мыло самому. Варим мыло своими руками.

В наше время мыло является большей частью как гигиеническая необходимость, но ни в коем случае не полезным для кожи человека. Потому...

Варикозное расширение вен: 5 «недругов» варикоза, или как бороться с синюшными «шрамами»на ногах?
Варикоз – довольно тяжелое и опасное заболевание, которое зачастую может привести вас на операционный стол! На начальных стадиях он довольно легко излечивается, ...

Вуду (тахарат) - малое ритуальное омовение тела

Если человек находится в состоянии, когда у него нет полного омовения (гусля), ему необходимо совершить гусль. В этом случае совершать отдельно вуду ему не нужно. Тому же, у кого гусль есть, достаточно совершить вуду для совершения тех действий, которые нельзя совершать без малого ритуального омовения.

Для чего обязательно быть в состоянии вуду

    Для совершения намаза.

    Для совершения обхода вокруг Каабы (тавафа).

    Для прикосновения к мусхафу (книге) Корана и написанным аятам Корана. Исключение составляет мусхаф в футляре при условии, что футляр не прикреплен к мусхафу. Чтобы читать Коран вслух, быть в состоянии вуду не обязательно, но желательно.

Для чего желательно быть в состоянии вуду

Приведем некоторые основные случаи, когда совершение малого омовения не обязательно, но желательно:

    Перед сном. Сунна - спать в состоянии ритуальной чистоты.

    Для прикосновения к книгам по Шариату, особенно к тафсирам.

    После пробуждения ото сна.

    Всякий раз, когда нарушается вуду, чтобы постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты.

    Желательно совершать вуду для каждого следующего намаза, даже если предыдущее вуду не нарушено. Например, человек совершил намаз зухр, затем его вуду сохранилось до наступления намаза аср, и он делает вуду заново, перед тем как прочитать аср. Однако совершать вуду заново, не совершив с предыдущим никакого акта поклонения (намаза, чтения Корана и т. п.), нежелательно. Это будет считаться напрасной тратой воды (исрафом).

    После любого из грехов языка: лжи, клеветы, сплетен, недозволенных шуток, пения запретных песен и т. п.

    Перед совершением гусля.

    Перед чтением вслух Корана или хадисов, преподавания или изучения исламских наук.

    Перед совершением азана, икамата и хутбы.

Обязательные действия

    Однократное омытие водой лица. Область омытия лица - от верхней части лба до края подбородка по вертикали и от мочки одного уха до мочки другого по горизонтали.

    Однократное омытие рук, включая локти.

    Протирание четверти поверхности головы.

    Однократное мытье ступней, включая щиколотки.

    Вода намочила всю поверхность тех частей тела, которые необходимо мыть в вуду (лица, рук и ступней) так, что на них не осталось сухого места.

    На коже или ногтях нет вещества, которое препятствует попаданию воды, вроде воска или краски, которую возможно отмыть.

Вниманию женщин! Покрытие ногтей на пальцах рук и ног лаком или материалами для наращивания ногтей делает недействительным малое омовение!

    Во время совершения вуду не происходит ничего из того, что нарушает его действительность. Если во время вуду что-то из этого произошло, нужно начать совершать малое омовение заново.

    Для мужчин : если борода густая, то достаточно промыть ее внешнюю часть в границах лица. Если борода жидкая (такая, что при обычном взгляде на лицо видна кожа под волосами бороды), то необходимо промывать как внешнюю, так и внутреннюю сторону бороды в границах лица, а также кожу под ней.

    Если на пальце есть кольцо, которое сидит туго, необходимо подвигать им так, чтобы убедиться, что вода промыла кожу под ним.

Сунны малого омовения

  1. Мытье кистей рук до запястий.
  2. Произнесение «бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» (басмалы) во время мытья кистей рук.
  3. Сивак. В нашем - ханафитском - мазхабе сивак - это сунна вуду, которая совершается во время полоскания рта. Самый лучший сивак - это палочка дерева арак. Если же ее под рукой нет, человек может воспользоваться зубной щеткой или пальцем, и это будет засчитано ему как сунна. Для женщины сивак заменяет жевательная резинка.
  4. Полоскание рта (мадмада) три раза.
  5. Полоскание носа (истиншак) три раза.
  6. Проводить (тахлиль) мокрыми пальцами густой бороды снизу вверх.
  7. Проводить (тахлиль) между пальцами рук и ног. Если человек подставит ногу под кран с водой, это заменит протирание между пальцами.
  8. Омытие частей тела, которые обязательно мыть в вуду (лица, рук и ступней) три раза.
  9. Протирание головы целиком (а не ее четверти) один раз.
  10. Протирание ушей. При этом можно протирать уши той же водой, которую использовал для протирания головы.
  11. Протирание рукой (дальк) омываемых в вуду частей тела.
  12. Непрерывность совершения вуду. Это значит мыть органы тела без перерывов - так, чтобы предыдущий орган не успевал высохнуть. При этом в расчет берется умеренный климат, нормальная температура тела и не слишком ветреная погода.
  13. Намерение. Мысленное намерение на устранение хадаса (состояния ритуального осквернения), или на совершение вуду, или на совершение намаза - ведь вуду является условием его действительности - это сунна.
  14. Соблюдение последовательности мытья органов в вуду: мытье сначала лица, затем рук, затем протирание головы, затем - мытье ног.
  15. Начинать мыть парные органы справа: сначала правую руку, потом левую; сначала правую ногу, потом левую.
  16. Начинать омовение рук и ног с кончиков пальцев.
  17. Начинать протирание головы от лба.
  18. Протирание шеи.

Чего нежелательно делать

  1. Разговаривать без крайней необходимости.
  2. Использовать слишком мало или слишком много воды. Слишком мало воды - это, например, мытье органов тела менее трех раз, а также использование настолько малого количества воды, что человек по сути не моет, а протирает части тела.
  3. Сморкаться и очищать нос правой рукой.
  4. Брызгать водой в лицо.
  5. Протирать голову три раза, набирая каждый раз воду заново.

Что нарушает вуду

Действительность малого омовения нарушают следующие действия и ситуации:

    Выход любого вещества в любом количестве из переднего и заднего проходов. Исключение составляет только выход воздуха из переднего прохода - он не нарушает вуду.

    Выход наджасы (крови, гноя) из тела человека. Если, допустим, кровь вытекла за пределы раны, то вуду нарушается. Если не вытекла - то нет.

    Рвота, если ее настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту или говорить, удерживая ее во рту.

    Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны. Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, поскольку преобладает кровь.

    Сон. Однако вуду не нарушается, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу, даже если он опирается на что-то. Таким образом, сон сидя в автобусе, машине или самолете вуду не нарушает. Однако если, уснув сидя, человек упал или лег - это нарушит его вуду. И, если человек слегка задремал, так что слышит голоса вокруг, его вуду не нарушается.

    Потеря сознания или ясности рассудка вследствие обморока, сумасшествия или сильного опьянения.

    Громкий смех во время молитвы, так что его слышат находящиеся рядом, при условии, что молящийся - совершеннолетний по Шариату, бодрствует и совершает намаз, в котором есть руку и суджуд (то есть не джаназа-намаз и не сажда тилява).

    Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением. Если при этом половой член мужчины не вошел во влагалище женщины, нарушается только вуду. Если же головка члена погрузилась во влагалище, это действие нарушает гусль.

Намерение

Намерение и басмала. Прежде чем приступить к ритуальному омовению, желательно выразить намерение. Мысленно намерение можно выразить следующим образом:

«Я намереваюсь совершить малое омовение», - после чего произнести: «Аʼузу билляхи минаш-шайтанир-раджим, бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим», - и приступить к требуемым действиям.

Аʼузу билляхи минаш-шайтанир-раджим, бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.

Перевод: «Прибегаю к защите Аллаха от побиваемого камнями шайтана, начинаю с именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том!»

Омытие рук

Кисти. Омовение начинается с кистей рук. Сунна - омыть каждую кисть не более и не менее трех раз. Начинать омовение следует с правой руки.


Полоскание рта и носа

Рот. Следующее действие - полоскание ротовой полости (мадмада) . Совершить это следует трижды. При набирании воды в рот используется правая рука.

Нос. Вслед за ротовой полостью промывается нос (истиншак) . Для этого необходимо набрать воду в правую руку и вобрать в себя воду носом, после чего с помощью левой руки высморкать воду обратно. Совершить это следует трижды.

Сивак. В нашем - ханафитском - мазхабе, сивак - это сунна вуду, которая совершается во время полоскания рта. Самый лучший сивак - это палочка дерева арак. Если же ее под рукой нет, человек может воспользоваться зубной щеткой или пальцем, и это будет засчитано ему как сунна. Для женщины сивак заменяет жевательная резинка.


Мытье лица

Лицо. Вслед за носом трижды умывается лицо. Область омытия лица - от верхней части лба до края подбородка по вертикали и от мочки одного уха до мочки другого по горизонтали.

Борода. Если борода густая, то достаточно промыть ее внешнюю часть в границах лица. Если борода жидкая (такая, что при обычном взгляде на лицо видна кожа под волосами бороды), то необходимо промывать как внешнюю, так и внутреннюю сторону бороды в границах лица, а также кожу под ней.

Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура, которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

Виды омовения

В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

Полное омовение

Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость. Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще. Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

Правила полного омовения тела

О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее. Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами. По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести. Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.

Полоскание рта

Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность. На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач. Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны. Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.

Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах. Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы. Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

Есть одна тонкость - состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других - нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.

Малое омовение

Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия - гусля.

Когда делается вуду?

Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет. В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты. Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало. Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.

Когда не нужно делать вуду?

Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение. То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти - волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие. Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.

Процедура вуду

Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта - омытие лица, рук, ступней и носа.

Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине - от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос. Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки. О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным. Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила. Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля. Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье. Еще один важный момент - при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Вуду (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе» (Муслим, Ат-Тирмизи).

В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения малого омовения (вуду), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6

Действия, без свершения которых омовение считается недействительным

1. Мытье лица – 1 раз

2. Мытье рук, включая локти – 1 раз

3. Протирание ¼ части головы – 1 раз

4. Мытье ног, включая щиколотки – 1 раз

Пророк, мир ему и благословение, сказал, что грехи того человека, который, подготавливая себя к молитве, с должным вниманием отнесется к омовению, будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей.

Как совершать вуду?

По возможности следует повернуться в сторону Киблы, сделать намерение на совершение малого омовения (вуду) ради Аллаха и произнести: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Затем:

1. Вымойте кисти рук до запястья 3 раза: вначале правую, затем левую. Если есть кольцо, нужно сдвинуть его, чтобы под ним протекла вода

2. Если есть возможность, почистите зубы сиваком или зубной щеткой

2. Набирая воду правой рукой, 3 раза прополощите рот, потом 3 раза промойте нос, высмаркиваясь левой рукой

3. 3 раза вымойте лицо (границы лица от начала волосяного покрова на лбу и висках до подбородка (у женщин включая нижнюю часть челюсти) и от правого уха до левого);

4. 3 раза вымойте руки до локтей включительно. Сначала правую руку, потом — левую

5. Намочите правую ладонь и 1 раз протрите ею голову

6. Намочите руки и указательными пальцами протрите внутри, а большими пальцами — снаружи ушных раковин, после чего протрите шею тыльной стороной ладони

7. Наконец, 3 раза вымойте правую, а затем левую ноги до щиколотки включительно, промывая между пальцами

После омовения желательно, повернувшись к Кибле, произнести шахаду: Ашхаду алля иляха илля-Ллах уа ашхаду анна Мухаммада-р-Расулю-Ллах – «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его Посланник».

Также желательно прочитать дуа: اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر – Аллахумма-дж"аль-ни мин ат-таввабина ва-дж"аль-ни мин аль-мутатаххирина! – «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся!»

Нежелательные действия (макрух) при совершении вуду:

1. Излишний расход воды. Пророк Мухаммад ﷺ никогда не использовал для вуду (малого омовения) больше 1 литра воды, а на гусль (полное омовение) тратил не более 3 литров воды. И никто не совершал омовение лучше него

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS