Главная - Сантехника
Программа индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию навыков саморегуляции у детей. Анализ работы по программе. Раздел коррекция когнитивных процессов

Тестовые задания

1. Что буквально означает понятие «коррекция»:

а) исправление; в) предназначение;

б) руководство; г) планирование.

2. Установите соответствие между видами психологической помощи и их целями

3. Определить соответствие.

Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать:

1. по характеру направленности.

2. по форме работы.

3. по масштабу решаемых задач.

а) Общая, частная, специальная;

б) Симптоматическая, каузальная;

в) Индивидуальная, групповая.

4. Выделите три основных принципа психокоррекции:

а) принцип единства диагностики и коррекции;

б) принцип нормативности развития;

в) деятельностный принцип коррекции;

г) принцип субъективного и объективного факторов.

5. Исключите неправильный вариант ответа.

При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать:

а) особенности социальной ситуации развития;

б) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

г) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

6. Определить соответствие.

Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию:

1. Владение конкретными методами и методиками коррекции.

2. Психологическая проработанность психологом собственных проблем.

3. Знание основ коррекционной работы.

а) теоретический компонент;

б) практический компонент;

в) личностная готовность.

7. Выделите три составляющие единицы целей и задач коррекционно-развивающей программы:

а) коррекционная;

б) профилактическая;

в) превентивная;

г) развивающая.

8. По продолжительности психологическая коррекция делится на:

а) сверхкороткую, короткую, длинную, сверхдлинную,

б) сверхкороткую, короткую, длительную, сверхдлительную,

в) сверхмалую, малую, большую, сверхбольшую,

г) сверхмалую, малую, длительную, сверхдлительную.

9. Каузальная психологическая коррекция предполагает:

а) значение для клиента освобождения от имеющихся проблем,

б) кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов

отклонений в развитии,

в) поиск и работу с источниками, причинами отклонений,

г) разрешение актуальных изолированных проблем или конфликтов.

10. По форме работы с клиентом выделяют:

а) индивидуальную психокоррекцию,

б) коллективную психокоррекцию,

в) семейную психокоррекцию,

г) парную психокоррекцию,

д) групповую.

  1. Установите нужную последовательность блоков психокоррекционного комплекса:

а) собственно коррекционная работа;

б) психодиагностика;

в) установление контакта;

г) оценка эффективности психологической коррекции.

  1. Установите соответствие между принципами построения коррекционных программ и их содержанием
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. a. Указывает на приоритетность устранения причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. b. Указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа c. Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
4. Деятельностный принцип коррекции. d. Согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. e. Определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. f. Утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. g. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
9. Принцип программированного обучения. h. Переход к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения.
10. Принцип возрастания сложности. i. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. j. Опора на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
12.Принцип учета эмоциональной сложности материала. k. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному
  1. Установите последовательность алгоритма составления психокоррекционных программ:

1. Разделить процесс на этапы, на каждом из которых проводится психодиагностика для отслеживания результатов и внесения корректировок.

2. Исходя из психологического диагноза установить прогноз.

3. Оценка результативности.

4. Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет строится психокоррекционная программа.

5. Определить формы психокоррекционной программы.

6. Определить частоту и длительность встреч.

7. На основе данных психологического анамнеза установить психологический диагноз.

8. Определить цели и задачи психокоррекции

  1. К факторам, определяющим эффективность психокоррекции, не относится:

а) характер проблем клиента,

б) ожидания психолога,

в) готовность клиента к сотрудничеству,

г) уровень развития интеллекта клиента.

  1. Выберите переменные, характеризующие эффективность коррекционного воздействия (выберите один или несколько вариантов ответа):

а) субъективно переживаемые изменения во внутреннем мире,

б) объективно регистрируемые параметры,

в) устойчивость изменений в последующей жизни человека,

1. Выделите два этапа процесса куклотерапии:

а) объединение интересов психолога и клиента;

б) изготовление кукол;

в) использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний;

г) проецирование опыта в специфическую игровую ситуацию.

  1. Соответствие.

Определите механизмы воздействия:

1. Систематическая сенсибилизация.

2. Систематическая десенсибилизация.

а) создание у клиента очень высоких уровней тревожности в интенсивной стрессогенной ситуации;

б) избегание любых факторов, вызывающих большую, чем Min допустимую тревогу.

  1. Продолжите фразу: …– это группа методов коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации.
  2. Соотнесите группы методов коррекции страхов:

1. Метод коррекции страха с помощью кардинального изменения установки к страху.

2. Метод коррекции страха в реальности.

3. Метод коррекции страха в воображении.

а) метод наводнения;

б) метод имплозии;

в) метод парадоксальной интенции.

  1. Кто является автором метода парадоксальной интенции:

а) Д. Вольпе; б) В. Франкл; в) И.П. Павлов; г) К. Хорни.

  1. Теоретической основой «жетонного метода» является:

а) рационально-эмоциональная модель Эллиса;

б) модель оперантного обусловливания Скиннера;

в) модель отношений Н. Пезешкиана;

г) модель компенсации неполноценности Адлера.

  1. Направленностью метода Морита является:

а) коррекция личностных проявлений;

б) регулирование непроизвольных функций;

в) торможение тревожных реакций;

г) коррекция негативных чувств.

  1. Что буквально означает понятие «холдинг»:

а) отпускать; б) ловить; в) держать; г) выявлять.

  1. Основными показаниями холдингтерапии являются:

а) аутизм;

б) энурез;

в) мутизм;

г) энкопрез;

д) умственная отсталость.

  1. . Имаго-метод относят к методу:

а) поведенческой коррекции;

б) психогимнастике;

в) психодраме;

г) психоанализу.

  1. Психодрама – метод групповой работы, представляющий…игру, в ходе которой используется драматическая…как способ изучения внутреннего мира клиента.
  2. Определить соответствие.

Процедура психодрамы включает:

1. протагонист.

2. Режиссер (фасилитатор).

3.Вспомогательное «Я».

4. Зритель.

а) Тот, кто помогает исследовать проблему;

б) Член группы, демонстрирующий свое эмоциональное отношение к происходящему;

в) Клиент, усиливающий функции психолога;

г) Первый игрок, главный персонаж;

д) Место в пространстве.

  1. Балинтовские группы организуются для:

а) групповой работы с клиентами;

б) групповой работы с профессиональными психологами;

в) групповой работы с матерями аутичных детей;

г) групповой работы детей, страдающих элективным мутизмом.

  1. «Общество АА» – это:

а) общество анти-аборт;

б) общество анонимных алкоголиков;

в) общество аналитического анализа;

г) общество адлерианского анализа.

  1. Гербом «общество АА» является:

а) круг и вписанный в него треугольник;

б) два треугольника;

в) два эллипса в треугольнике;

г) треугольник и вписанный в него квадрат.

  1. Продолжите фразу: Основу программы общества АА составляет программа «…ступеней».
  2. Работа Ко-тренера это:

а) директивная позиция психолога;

б) совместная работа двух тренеров;

в) демократическая позиция психолога;

г) групповая дискуссия.

  1. Термин «арттерапия» введен Адрианом Хиллом в процессе работы с:

а) психически больными;

б) умственно отсталыми пациентами;

в) туберкулезными больными;

г) онкологическими больными.

  1. Продолжите фразу: Музыкотерапия представляет собой метод, использующий…в качестве средства коррекции.
  2. Музыкотерапия может быть представлена в двух основных формах:

а) активной; б) независимой; в) ритмичной; г) рецептивной.

  1. Определить соответствие.

Выделяется три типа изображений, значимых для рисуночной терапии:

1. Схемы, обогащенные выражением индивидуальности.

2. Бесформенные линии, незавершенные формы.

3. Эстетические ценности, понятные без дополнительных разъяснений.

а) художественные образы;

б) пиктограммы;

в) каракули.

  1. При использовании какого метода создается «петля обратной связи»:

а) арттерапия;

б) игровая терапия;

в) биологически обратная связь;

г) холдинг-метод.

  1. Тренинг ассертивности – это:

а) психогимнастический тренинг;

б) директивная игротерапия;

в) тренинг уверенного поведения;

г) тренинг парадоксальной интенции.

г) принцип «сверху − вниз»;

д) принцип «субъективизации высказываний».

  1. Единицей игры и ее центральным моментом является:

1) сюжет; 2) роль; 3) игровые действия; 4) реальные отношения между играющими.

  1. Использование игры в коррекционной практике связано с именами: 1) М. Кляйн; 2) А. Фрейд; 3) Г. Гут-Гельмут 4) правильны все ответы.
  2. К функциям игры по А.И. Захарову НЕ относится: 1) воспитывающая; 2) диагностическая; 3) обучающая; 4) терапевтическая.
  3. Кем из представителей психодинамического направления был впервые предложен термин «игровая терапия:

1) З. Фрейд;

2) А. Фрейд;

3) Г. Гут-Гельмут;

4) М. Кляйн.

  1. Игровая психотерапия – это: 1) психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных игровых материалов; 2) один из видов игры, наряду с дидактическими, сюжетно-ролевыми и т.п. играми; 3) направление арттерапии; 4) все ответы верны.
  2. Кто впервые в 1930-х годах использовал термин «арттерапия»?

2) З. Фрейд;

4) К.Роджерс. .

  1. К функциям арттерапии относятся все, кроме:

1) катарсистической;

2) регуляторной;

3) обучающей;

4) коммуникативно-рефлексивной.

  1. Вид арттерапии, в основе которого лежит коррекционное воздействие через образ, театрализацию, называется:

1) кинезитерапия;

2) имаготерапия;

3) библиотерапия;

4) танцтерапия.

  1. Активная музыкотерапия включает в себя все, кроме:

1) рецептивной музыкотерапии;

2) хорового пения;

3) вокалотерапии;

4) игры на музыкальных инструментах.

  1. К кинезитерапии как методу коррекционного воздействии относится все, кроме:

1) танцтерапия;

2) музыкотерапия;

3) психогимнастика;

4) коррекционная ритмика.

  1. Метод психогимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста был предложен:

1) Г. Юновой;

2) Дж. Морено;

3) М.И. Чистяковой;

4) А.И. Копытиным.

  1. Занятия психогимнастикой, используемые в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоят из:

1) двух частей;

2) трех частей;

3) четырех частей;

4) ни один ответ не является верным.

  1. Основная особенность психокоррекции – это коррекция развития общения ребёнка со взрослым:

а) раннего возраста;

б) младенческого возраста;

в) дошкольного возраста.

52. При определении уровня развития общения ребенка младенческого и раннего возрастов обязательными являются параметры:

а) инициативность ребенка в общении;

б) чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого.

в) средства общения;

г) совокупность всех трех.

53. Фактором риска нарушения психологического здоровья в младенческом возрасте не является:

а) дефицит общения с матерью;

б).переизбыток общения;

г) непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер

д). чередование сверхстимуляции с пустотой отношений

е). формальное общение;

ж) эмоциональный контакт с близким взрослым.

  1. Диагностикой сформированности в раннем возрасте является:

а) ситуативно-делового общения

б) диагностика развития предметной деятельности

в) ситуативно-личностное общение

55. Фактором риска нарушения психологического здоровья в раннем возрасте не является:

а) слишком резкое и быстрое отделение;

б) продолжение постоянной опеки над ребенком,

в) абсолютный запрет на проявление агрессивности

г) излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка.

д) физическая и эмоциональная недоступность отца для ребенка (Г. Фигдор),

е) мать отпускает ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти

56. Фактором риска нарушения психологического здоровья в дошкольном возрасте не является:

а) конфликтные отношения со сверстниками

б) отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними

в) взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи»,

г) взаимодействие с воспитателем

д) ограничение длительности пребывания в детском саду, постепенное увеличение продолжительности пребывания в яслях и садах

е) родительское программирование

57. Фактором риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте не является:

а) актуализация у родителей собственных страхов школы

б) школа как ситуация социально оцениваемой деятельности ребенка

в) предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка.

г) безусловное принятие ребенка таким, какой он есть

58. Фактором риска нарушения психологического здоровья в подростковом возрасте не является:

а) демократичное воспитание;

б) потворствующее невмешательство;

д) эмоциональное отвержение.

  1. Установите соответствие между формами ЗПР и их характеристиками
Формы ЗПР Характеристики
1.Психогенные формы. a. Дефекты конституционального развития ребенка, из–за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников („гapмонический инфантилизм“)
2.Психологический и психофизический инфантилизм b. Различные соматические заболевания („физически ослабленные дети“)
3.Церебрально-органические формы. c. Факторы неблагоприятные условия воспитания
4.Соматогенные формы. d. Органические поражения центральной нервной системы („дети с минимальной мозговой дисфункцией“). У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособность, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также возникают эмоциональные и личностные нарушения
  1. Выберите правильный вариант ответа.

В процессе психокоррекции детей с ЗПР необходимо учитывать

а) форму ЗПР

б) индивидуально-типологические особенности

в) нейрофизиологические корреляты психических качеств личности

г) социальные свойства личности

  1. Вставьте пропущенное слово.

…– парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.

  1. Установите соответствие
Задачи
Дети с РДА
  1. смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;
коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. коррекция гностических процессов
Дети с ДЦП
  1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с ребенком.
Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)
Дети с психическим недоразвитием
  1. Формирование познавательных мотивов.
Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности Обучить контролю в процессе деятельности
Дети с ЗПР
  1. обучение детей усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия.

ЗАДАНИЕ 2. Составить коррекционную программу для решения конкретной психологической проблемы (можно выбрать из списка) :

Психокоррекционные программы должны быть выполнены по следующему плану:

1. Название коррекционной программы

2. Пояснительная записка.

3. Концептуальная основа данной программы.

5. Задачи.

6. Вид коррекционной программы

7. Принципы психокоррекционного воздействия.

8. Методы, приемы.

9. Средства воздействия.

10. Этапы коррекции

11. Входная и заключительная диагностика.

12. Планирование психологической коррекции

14. Литература.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Психокоррекционная программа - это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

Методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения - психологические, педагогические и т. д).

Технологический (методы, формы, средства использования).

Программа психологической коррекции должна включать следующие составляющие:

1. Пояснительная записка, в которой отражается актуальность данной программы для развития, образования, воспитания, социализации детей. Категория, возраст, количество, пол детей, взрослых, на которых рассчитано данное воздействие, в каких условиях будет реализовываться программа, сроки реализации программы, частота занятий и т.д. 2.Основная психотерапевтическая концепция (концепции), в рамках которой осуществляется коррекция (гуманистически-ориентированная, бихевиорально-ориентированная и т.п.).

3. Цель – формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог.

4. Задачи – частные цели, формулируются в соответствии с основной целью, при этом они могут быть объединены в три группы задач:

Коррекционно-развивающие – направлены непосредственно на устранение недостатков, развитие психических процессов, функций;

Коррекционно-образовательные – предполагают формирование знаний, расширение кругозора;

Коррекционно-воспитательные – направлены на формирование личностных качеств.

5. Вид психокоррекционной программы и обоснование выбора данного вида для решения задач психокоррекционного воздействия (симптоматическая или каузальная, директивная или недирективная и т.п.).

6. Принципы психологической коррекции – представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).

7. Формы коррекции (групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая)

8. Методы и приемы коррекции (психокоррекционные техники) – способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.

9. Средства воздействия – технические (компьютерные), информационные, вспомогательные, демонстрационно-иллюстративные и т.п. Например, какой дидактический материал будет использоваться (объемные предметы, наглядный и раздаточный материал и т.п.).

10. Входная и заключительная диагностика – тесты, опросники, анкеты и их краткое описание (название, цель, автор).

11. Этапы психолого-педагогической коррекции – отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.

12. Планирование психологической коррекции – данная часть программы предполагает планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:

14. Литература – используемые источники для разработки коррекционной программы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Программа предназначена для психокоррекционной работы с подростками младшего и старшего возраста (11 – 17 лет), находящихся в кризисном состоянии после травматического события (потеря значимого взрослого, экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации).

Цель программы:

Психокоррекция эмоционально-личностной сферы подростка, находящегося в кризисной ситуации после травматического события.

  1. Диагностирование адаптационных ресурсов подростка и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние;
  2. Активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире
  3. Коррекция симптомов ПТСР.
  4. Создание внутреннего, “хорошего” неперсонифицированного объекта, как ресурс восстановления личности после травмы.
  5. Соединение тела и эмоций, работа на соединение “Я – плохого” и “Я-хорошего”, “Я” и травматическое событие
  6. Дача родителям рекомендаций по эмоциональному состоянию подростка в процессе коррекционной работы

Актуальность программы:

Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых личностные психологические ресурсы человека исчерпываются и ему необходима помощь.

Травматические события, обладающие мощным негативным следствием, такие как: потеря значимого взрослого, экстремальные ситуации, угроза жизни для самого себя и значимого близкого, потеря любимого животного, психологические и физические травмы и др. психогенные ситуации, вызывают травматический стресс. Психологические последствия травматических событий выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряжённая с серьёзной угрозой жизни и психическому и физическому здоровью.

Форма работы:

Основная форма коррекционной работы на первых этапах – индивидуальная. Не исключена и групповая работа на заключительных этапах коррекции, так как социализация подростка после травмы является одним из ресурсов личности (ведущий вид деятельности подростка по периодизации Д. Б. Эльконина – “интимно-личностное общение”).

Психокоррекционная работа по данной программе строится на базе психодинамического (З.Фрейд) и экзистенциально гуманистического подхода (К.Г. Юнг, Х. К. Лёйнер) с использованием техник символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия, КИП или направленное активное воображение – НАВ) , песочной психотерапии и арт-терапии (техники использования мандалы) , сказкотерапии

При работе с психологическими травмами и ПТСР предполагается минимально срок психокоррекционной работы – 1 год, с режимом встреч 1-2 раза в неделю. Возможности метода символдрамы таковы, что уже краткосрочная коррекция в режиме работы школьного психолога (15-20 встреч) даёт ощутимые результаты и положительную динамику в эмоционально-личностной сфере и подросток имеет возможность начать восстанавливаться после травмы и быть социально-активным участником школьного и жизненного процесса.

Данная программа состоит из 25 индивидуальных встреч по 1 академическому часу и включение в работу в группе 1ак.ч.

Теоретическое обоснование методов психокоррекционной работы в данной программе:

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия – это метод глубинно ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Преимуществом данного метода является его глубокая теоретическая обоснованность и тщательная разработка всего комплекса терапевтических действий. Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном . Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов и распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие. Основу символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия, КИП) составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящее применяется более 150 символдраматических мотивов. Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Психолог-специалист предлагая клиенту темы для кристаллизации его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными нарушениями, в том числе с периодом детского развития, а также в случаях определенных заболеваний и патологических симптомов. Важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало клиента, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств. Работа с рисунком позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя и своего внутреннего ребенка, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить семейные отношения, воспитывать детей. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений – всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов. Этот процесс игры “продвигает” клиента от ощущения “пострадавшего”, к тому, чтобы чувствовать себя “создателем” своей жизни. Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы. Атрибуты разных культур, мифологические персонажи способствуют актуализации врожденного психического опыта и его осознавания, предоставляя клиенту возможность переживать новый психический опыт и воплощать его в реальную жизнь. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным “Я”. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы - это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала - это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же “круглым” и цельным, как мандала.

Организационные условия:

Для реализации продуктивной работы необходимы: уютное помещение с креслами (для индивидуальной работы), психологическая песочница (лоток с песком) и коллекция миниатюрных игрушек , бумага, ватман, краски, пастель, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, глина, аудиоаппаратура и записи релаксационной музыки. Отдельный пункт реализации программы помощи подростку, это письменное или устное согласие (или запрос) родителей ребенка на работу в психокоррекционной программе .

Тематический план:

Направление работы

Номер встречи п/п

Тематическое содержание

(методики диагностики, упражнения, психотехники, символдраматический мотив)

Форма работы

Кол-во часов

Диагностический блок

Встреча с подростком, психотерапевтическая беседа, согласование рамок работы, определение путей помощи подростку.

Диагностические методики: САН, Диагностическая анкета критических ситуаций подростков.

Встреча с родителями, определение запроса на работу, согласование рамок работы, дача рекомендаций по поддержке ребенка в сложный кризисный период

Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” (диагностика адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)

Тест-мотив (символдрама) “Луг” (“ландшафт души”, диагностика эмоционального состояния)

Коррекционный блок

Мотив (символдрама) “Смена времен года” (первичное снятие симптомов ПТСР, активизация ресурсов психики)

Мотив (символдрама) “Моё защищённое место” (активизация ресурсов психики, формирование ощущения защищённости в этом мире)

Песочная картина по мотиву.Аналитическая беседа.

Мотив (символдрама) “Внутренний помощник” (создание внутреннего, “хорошего” неперсонифицированного объекта)

Мотив (символдрама) “Мост” (соединение тела и эмоций, работа на соединение “Я – плохого” и “Я-хорошего”, “Я” и травматическое событие)

Арт-техника “9 маленьких мандал” (так как при травматических событиях имеет место развитие алексетимии, то необходима работа с чувствами и эмоциями)

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков (проработка эмоций)

Мотив (символдрама) “Внутренний ребенок” (создание внутреннего “хорошего” персонифицированного объекта)

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков.

Травмоэкспозиция: мотив (символдрама, NLP) “Посмотреть на ситуацию, как в кинотеатре”

Работа с интроектом Зла: мотив (символдрама) “Путь Героя”

Мотив (символдрама) “Я прекрасный цветок растущий к солнцу”

Песочная композиция на тему “Картина про меня” (диагностика эмоционального состояния в процессе коррекционной работы, диагностика внутреннего мировосприятия)

Мотив (символдрама) “Триумфальное шествие”

Работа с открытками (Активизация чувствования, переживание и отреагирование, в групповой работе происходит невелирование чувства одиночества в опыте переживаний)

Блок оценки коррекционных воздействий

Тест-мотив (символдрама) “Луг” (“ландшафт души”, мониторинг эмоционального состояния)

Диагностическая методика “Человек-Человек под дождём – Дождь в сказочной стране” (мониторинг адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние, ресурсная способность противостоять негативным влияниям стрессовой ситуации)

Диагностические методики: САН (мониторинг)

Коррекционно-аналитическая работа по символизму рисунков.

Терапевтическая беседа с подростком, подведение итогов, оценка подростком своего самочувствия и жизненной активности, проговаривание о возможности возвращения к индивидуальной работе, если подросток почувствует в этом необходимость

Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций.

Описание некоторых используемых техник:

Символдраматические мотивы и подробная техника ведения психокоррекции по методу символдрамы описаны в книгах Обухова Я. Л. и др. специалистов (см. раздел “Литература”).

Арт-терапевтическая техника

“9 маленьких мандал” (по А. Коробкину)

(коррекция алексетимии, работа с чувствами и эмоциями)

Участнику упражнения предлагается 9 маленьких окружностей диаметром с чайный бокал и одна большая окружность размером в поперечнике с формат А2. Психолог предлагает в очерёдности закрашивать маленькие круги-мандалы отталкиваясь от названия эмоций и чувств, например: 1 круг – “грусть”, 2 круг – “удивление”, 3 круг – “страх”, 4 круг – “одиночество” и т. д. – в завершение, стараться предлагоать к закрашиванию позитивные эмоции. Набор эмоций для закрашивания мандал подбирается психологом индивидуально по актуальной ситуации подростка. Далее можно проговорить то, когда он испытывал ту или иную эмоцию, где в теле он ощущал её и т. д. Затем берётся большой круг – мандала и на нём психолог просит подростка разместить маленькие мандалы, так как бы ему хотелось. Мандалы приклеиваются, создавая композицию на большом круге. Варианты могут быть самыми различными, но ребёнку мы говорим, “что любая композиция хороша, мы будем работать с любой мандалой”. Эта техника очень полезна в работе с эмоциями и телом. Если её повторять в начале и в завершении, очень наглядно можно увидеть изменении в энергетике эмоций.

Работа с открытками (по Гюнтеру Хорну)

На полу или столах раскладывается множество открыток по различной тематике: природа, животные, отдых, путешествия, семья, город, люди, происшествия и др.

Участники группы выбирают по 3 открытки (по внутреннему эмоциональному отклику). По этим открыткам составляется связный рассказ. Далее участникам предлагается походить и выбрать себе в напарники участника с наиболее привлекательным набором открыток. Участники объединяются в пары и сочиняют общий рассказ или сказку. И затем презентуют её для всех. Возможно, объединиться и в четвёрки.

Литература:

  1. Боев И. В.
  2. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений: монография / И. В. Боев, Я. Л. Обухов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 167 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
  4. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.– СПб.: Издательство “Речь”, 2005.-340 с.: ил.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Кудзилов Д. Б.
  6. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  7. Копытин А. И.
  8. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.
  9. Киевское общество символдрамы. Из архива Ханскарла Лёйнера. – Киев, 2000.
  10. Лёйнер Ханскарл.
  11. Кататимное переживание образов: Основная Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; ступень; Семинар: пер. с нем. – М.: “Эйдос”, 1996.
  12. Материалы психолого-педагогического сопровождения образоваелього процесса школы. Департамент образования города Алматы. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования города Алматы. Алматы.: 2006. – С.19
  13. Обухов Я.Л.
  14. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М., “Эйдос”, 1997
  15. Обухов Я. Л.
  16. Образ – рисунок – символ // Журнал практического психолога. 1996. №4. С. 44-54.
  17. Пурнис Н. Е
  18. .
    Арт – терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
  19. Символдрама. Сборник научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др. Под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001
  20. Сидоров П. И., Парняков А. В.
  21. Введение в клиническую психологию. – М.: “Академический проект”, 2000.
  22. Штейнхард Ленор
  23. .
    Юнгианская песочная психотерапия.– СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия “Практикум по психотерапии”)
  24. Шевелёва Е. В.
  25. Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрамы в условиях ПМПС школы-лицея // Мектептегi психология – Психология в школе. 2009. – №2. – С. 24-26
  26. Шевелёва Е. В.
  27. Песочная терапия в практике психолога ПМПС школы. // Мектептегi психология – Психология в школе. 2009 – №3. – С.41-43
  28. .Грин Шиа
  29. Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007
  30. Dora М. Kallff.
  31. Introduction to Sandplay Therapy. Journal of Sandplay Therapy, Volume 1, Number 1, 1991.

Уважаемые посетители моего сайта, предлагаю ознакомиться с моими программами психологической работы:

"Гимнастика для мозга"

Индивидуальные занятия с ребенком по методу кинезиологических упражнений "Брейн джим" и пальчиковой гимнастики (развитие мелкой моторики: кинетики и кинестетики движений рук), а также коррекция нарушений движений тела в пространстве.

Продолжительность занятия 25 минут,

-детям с 4 лет, школьникам и взрослым для развития базовых функций головного мозга.

Особенно показана при регуляторных и когнитивных нарушениях работы головного мозга (мозговых дисфункциях), ЗПР, ОНР, ППЦНС, РЦН, эпилепсии, ОПГМ, аутизме, гиперактивности, волевом синдроме и др.

«Умница»:

Занятия в кабинете нейропсихолога индивидуальные с ребенком без родителей: включают подготовку функциональных звеньев головного мозга к школьному обучению, коррекцию несформированности и дефицитарности развития высших психический функций: моторики, речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, эмоциональной сферы и коммуникации.

Продолжительность занятия 25 минут

- всем детям с 4,5 до 9 лет для базовой подготовки к школьному обучению. Программа подходит детям с нормативным развитием, а также детям с задержкой развития регуляторной и когнитивных сфер.

«Ш к о л а +»:

Занятия в кабинете нейропсихолога индивидуальные с ребенком без родителей.

Коррекция нарушений высших психических функций по итогам входящей нейродиагностики.

Продолжительность занятия 45 минут,

с 10 до 14 лет:

-нормативным детям для облегчения процесса обучения в школе, коррекции небольших трудностей письма, чтения, восприятия информации, памяти и др.

-детям с нарушениями развития: когнитивными и регуляторными признаками несформированности мозга, текущими заболеваниями ЦНС, часто-болеющим, перенесшими психотравму, переезд, развод родителей и т.д.

«7я»:

Работа с семьей: папа, мама, бабушка, дедушка и т.д. в рамках современного системного подхода.

Проводится только после первичной консультации и определения основной проблемы.

Продолжительность занятия 2 часа.

Занятие со всеми членами семьи: коррекция методов воспитания ребенка, выстраивание гармоничного взаимодействия родителей и ребенка с сохранением иерархичности внутри семейной системы.

Гармонизация отношений в большой семье, осознание силы рода. Гармонизация женско-мужских и детско-родительских отношений. Преодоление психотравм после развода, смерти.

"БОС"

Нейротрениг БОС-ЭЭГ

на аппарате "Кинезис" научной фирмы "Нейротех" с помощью регистрации ритма биоэлектрической активности мозга по 4 каналам (лобный отдел правого полушария, лобный отдел левого полушария, височный отдел левого полушария и затылочный отдел).

Нейротренинг БОС-СП (стабилоплатформа)

на аппарате Стабиломер с помощью регистрации движений тела (работа срединных структур головного мозга), игры составлены для детей и взрослых.

Продолжительность занятия 25 минут.

Продолжительность занятия на двух аппаратах в один день - 50 минут

детям с 4 лет и взрослым без ограничения возраста:

Улучшение ритма БЭА коры головного мозга с помощью бета- и альфа -тренингов (лечебных игр на компьютере).

Улучшение процессов внимания, памяти, воли, усидчивости, работа с лишними движениями, общим психо-эмоциональным напряжением.

Коррекция и реабилитация срединно-стволовых структур, функций мозжечка, вестибулярного аппарата, межполушарных связей, сенсо-моторных взаимодействий.

"ТЭР"

"Тело-эмоции-разум"

Индивидуальная работа с клиентом по запросу в методах:

-антистрессовой психотерапии

-проективной (ассоциативной) работы.

Основная цель: снятие стресса на любой прожитый опыт в прошлом, настоящем или предстоящем событии будущего. Позитивное программирование (не гипноз!).

Работа с психосоматической природой психических, неврологических и других нарушений здоровья.

Продолжительность занятия обычно 60 минут.

детям с 3 лет и взрослым любого возраста.

Работа по запросу:

Снятие стресса на выбор (профессии, работы, партнера);

Снятие стресса на любое событие прошлого, включая травмы физического характера;

Снятие стресса на болезнь (в прошлом и настоящем);

Работа со страхами, тревожностью;

Работа с обидой, горечью утраты, разлукой и т.д.

Помните, что заключение это не диагноз, а лишь итог проведенной диагностики ВПФ в текущий момент времени.

По итогам нейрокоррекционных занятий по любой из программ составляется выписка с оценкой динамики, которая дает ценную информацию пациенту и описывает ЗБР (зону ближайшего развития функций мозга), что определяет маршрут дальнейшей интеграции.

Внимание! Уважаемые клиенты!

В связи с перегрузкой предварительной записи на курсы нейрокоррекции я больше не записываю на занятия ранее, чем за 3 месяца. Всех желающих записываю в лист ожидания и начинаю обзванивать за 3-4 недели до начала занятий. Иногородние клиенты, которые планируют курсы реабилитации заранее (6-12 мес.) записываются только по предоплате в размере 1 дня нейрокоррекции. Предоплата возвращается в случае отмены записи не позднее,чем за 1 месяц до начала занятий.

(15 часов)

Занятие №1 (1 час 30 минут)

Подготовительный этап (30 мин).

Цели:

    установление контакта с подростком, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение у подростка уверенности в себе;

    формирование желания сотрудничать с психологом и что-то изменить в своей жизни, формирование психологом коррекционной программы, поиск способов решения проблемы.

    Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы;

    Сбор информации об учащемся;

Диагностический этап (60 минут)

Цели:

    выявление факторов риска;

Тест “Учебная мотивация” (автор Г.А.Карпова). (20 мин)

Цель: выявление интересов подростка.

Тест “Анализ семейной тревоги” (Э.Г.Эйдемиллер) (40 мин)

Цель: определение уровня эмоционального контакта подростка с членами семьи.

Занятие №2 (1 час 30 минут)

Продолжение психодиагностики (1 час 30 мин)

Тест Семейная социограмма” (автор Э. Г. Эйдемиллер) (10 мин.)

Цель: выявление семейных межличностных отношений.

Тест “К чему люди стремятся в жизни” (20 мин)

Цель: измерение ценностной ориентации подростка.

Тест “Агрессивность” (30 мин)

Цель: определение эмоционального состояния.

Самооценка (30 мин)

Цель: изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии.

Занятие №3 (1 час 30 минут)

Продолжение диагностической работы.

Цели:

    диагностика особенностей развития личности;

    выявление факторов риска;

    формирование общей программы психокоррекционной работы.

Цель: определение уровня интеллектуального развития учащегося.

Тест “СМОЛ” (30 мин)

Цель: выявление типа личности подростка, его характерологических особенностей.

Тест Шмишека (30 мин)

Цель: определение типа акцентуации характера.

Занятие №4 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Конфликт

Цель:

    введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.

Реквизит:

    распечатка – памятка “Способы разрешения конфликта”;

    карточки с ситуациями конфликта;

Шеринг – разговор о внутренних переживаниях, самочувствии, эмоциях и т.д.

карточки с изображением солонки и стола, вилки и ложки, парты и пенала.

1. Шеренг о самочувствии, о настроении. (10 мин)

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Молекула” (20 мин)

Инструкция: Подростку предлагается двигаться с закрытыми глазами по комнате в такт музыке, прислушиваясь к своим внутренним переживаниям.

3. Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт” 15 мин.):

Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека.

Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека.

Как разворачивается конфликт?

К чему он может привести?

Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации?

Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук” (10 мин)

Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками.

Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его?

Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей” (20 мин)

Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

Конфликт – это плохо, потому что…

Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что нового ты узнал сегодня на занятии?

Было ли оно полезным для тебя?

Что ты понял, какие выводы смог сделать?

Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

Занятие №5 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Стресс

Цели:

    формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением;

    выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности.

1. Шеренг о настроении. (10 мин)

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Фокусировка” (10 мин)

Инструкция: Подростку предлагается удобно расположиться в кресле. Отдавая себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела, почувствовать его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо сосредоточиться на своем теле, по команде “Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” – на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд.

3. Основная часть

Упражнение “Стаканчик”(30 мин)

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: “Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь” На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

Кто ими управляет?

Куда они деваются потом?

То, что ты пережил сейчас – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в том числе и в общении с другими людьми.

Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной энергии – внутренние (эмоциональное внутреннее состояние – гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Упражнение “Жизнь и смерть” (25 мин)

Инструкция: Подростку предлагается 2 листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на другом “смерть”. Психолог предлагает подростку подумать и определиться, кому из окружающих людей он отдал бы свои листочки с данными записями?

Рефлексия:

Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а этому – “смерть”?

А почему теперь ты решил их оставить себе? Что понял?

Что ты почувствовал сейчас?

Как ты понимаешь, что такое “позитивное” мышление?

Оно необходимо человеку, чтобы управлять стрессом. Как справиться со стрессом?

Подростку предлагается овладеть динамической медитацией (в 5 этапов) для управления стрессом:

    Встать прямо и максимально расслабить тело. Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно работать как насос, дыхание должно быть хаотическим и достаточно быстрым. Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при этом может начать двигаться – не мешай ему. Движения могут быть любыми.

    Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать, трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то, что тебе хочется сделать. Делай все как можно энергичнее, пытайся превратиться в сплошной сгусток энергии.

    Встань прямо и подними руки вверх. Начинай выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно создаваться ощущение, что звук резко падает в низ живота. Во время крика старайся выплеснуть из себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как можно энергичнее.

    Резко остановись. Замри в этом положении, в каком оказался. Сохраняй неподвижность. Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя. Не старайся обнаружить в себе что-нибудь необычное, а просто стань сторонним наблюдателем.

    Начни легко танцевать, кружиться, напевать. Почувствуй благодать и освобождение.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Занятие №6 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Преодоление застенчивости и неуверенности

Цели:

    Получение опыта преодоления застенчивости и неуверенности;

Реквизит: бумага, цветные карандаши и письменные принадлежности.

2. Заполнение анкеты:

Продолжи предложения:

- Мне бывает стыдно, когда я …

Мне бывает страшно, когда …

Я волнуюсь, когда…

Я не уверен, когда…

Я стесняюсь, когда…

3. Основная часть

Упражнение “Мои эмоции” (10 мин)

Инструкция: Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает (страх, стыд, ужас, неуверенность, застенчивость). Очень хорошо, если ребёнок это проиграет, показывая при этом не только жестами, мимикой, но голосом.

Упражнение “ Автопортрет ” (25 мин)

Инструкция: Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет этот портрет, но от лица другого человека. Например, «На этом портрете изображён мальчик, который…»

Упражнение “ Разговор по телефону ” (15 мин)

Инструкция: Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, ласково, грубо, напористо, нежно, сердечно и т. д.

Упражнение “ Сказочное волшебство ” (25 мин)

Инструкция: Назовите ребёнку сказочного персонажа с отрицательными чертами характера, пусть ребёнок придумает сказку, в которой этот персонаж становится положительным героем.

Упражнение “ Дневник ” (25 мин)

Инструкция: Научите ребёнка записывать переживания и события, связанные с ним. Пусть ребёнок время от времени их перечитывает. С течением времени некоторые ситуации нам кажутся нелепыми, даже смешными.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Что именно будешь использовать в жизни?

Памятка для родителей № 1

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

· Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

· Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

· Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придает ему уверенность в своих силах.

· Если сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

· Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

· Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

· Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

· Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

· Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

· Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

Радуйтесь его победам над собой.

Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Занятие №7 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Самооценка

Цели:

    Определить понятия «самосознание» и «самооценка».

    формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Реквизит: бумага и письменные принадлежности.

1. Беседа-интервью с подростком, выявление глубины проблемы. (10 мин).

2. Диагностический этап:

Методика «МЭДОС» (20 мин)


Цель : изучить проявление свойств самосознания.
Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов.
Материал : список утверждений, бланк для фиксации ответов.
Список утверждений:
Хочешь быть слишком маленьким
Считаешь себя некрасивым
Считаешь себя нездоровым
Считаешь себя слабее других
Считаешь, что ты глупее других
Считаешь себя не очень способным
Считаешь, что тебе часто не везет
Считаешь ли ты, что у тебя все получается плохо, что ты ничего не умеешь
Думаешь ли ты, что ты плохой мальчик (девочка)
Считаешь, что ты не кому не нужен, тебя не кто не любит, и часто говорят об этом.

Методика «Лесенка» (25 мин)


Цель : определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющую самооценки).

Опыт выполняется на основе проективной методики, в которой ребенку предлагается выбрать свое место на лесенке и место, куда бы его поставили его родители, а также аргументировать, почему он так думает.
Материал : макеты двух человечков (мальчик и девочка), макет лесенки, лист бумаги для фиксации аргументов ребенка.

Ребенку предлагается мысленно рассадить на лежащей перед ним лесенке детей. «При этом на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затее – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены плохие дети. После этого ребенку дается фигурка человечка и экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению соответствует. Затем ребенку предлагается поместить фигурку на ступеньку, куда по его мнению, его поставила бы мама.
По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции и то как аргументирует эти позиции ребенок.

3. Основная часть

Упражнение Закончи предложение ” (15 мин)

Инструкция: Предлагаем ребенку закончить каждое из предложений.

Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ.

Упражнение “ Я в будущем ” (25 мин)

Инструкция: Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.

4. Заключение.

Рефлексия (15 мин)

Что полезного узнал сегодня?

Какие выводы сделал?

Что именно будешь использовать в жизни?

Занятие №8 (1 час 30 минут)

Занятие по теме: Развитие коммуникативных навыков
Цель: осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГEPOEB» (от 15мин- до 30мин)

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Содержание:Подростку предлагается вспомнить гepoев сказки про ВинниПуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.

Пятачок зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик активно навязывает дрyгим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Может оказаться, что ребёнок не читал сказку и не видели мультфильм про ВинниПуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнением продемонстрировать им фрагменты мультфильма «ВинниПух идет в гости» и «День рождения Иа».

УПРАЖНЕНИЕ «Проблемы героев» (20 минут)

Цель:Развитие навыка справляться с проблемами поведения

Содержание:Подростку предлагается предлагается подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. Далее обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.

Пятачку надо научиться говорить Heт» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ.

Ослику необходимо поверить в собственные силы и нaучиться разрешать ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ «УШИ...... НОС» (20 минут)

Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Содержание:Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, коrда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах.

Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.

один будет Пятачком, второй Кроликом. Кролик кричит И обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Eгo задача не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков eгo ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время.

На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения задания следует обсуждение(Рефлексия) (10 минут)

какие чувства испытывали партнеры в poлях? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика? .

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»(5 минут)

Цель:Снятие эмоциональноrо напряжения.

Содержание: Подростку предлагается посидеть на своём стулье так, как сидели бы: король, кyрица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

Общая рефлексия(5-10 минут)

Занятие №9 (1 час 30 минут)

Занятие

Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры Коллектив авторов

Раздел V. Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами

Психокоррекционные программы для детей с психосоматическими проблемами

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Процесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям:

Облегчить выражение эмоций;

Получить ощущение принадлежности к группе;

Получить возможность самораскрытия;

Снизить тревожность, агрессию (коррекция эмоциональной сферы);

В ходе свободного рисования у детей появляется возможность отреагировать неосознаваемые чувства, страхи, тревожность, агрессию, которые по каким-то причинам не имеют свободного выражения.

Цель: Дать детям возможность свободного и осознанного выражения эмоций на невербальном уровне и с помощью изобразительных средств.

Задачи:

Коррекция эмоциональной сферы;

Развитие умения работать в группе;

Обучение использованию выразительных средств в рисунке (площадь листа, цвет, композиция).

Оборудование:

Магнитофон;

Музыка на различных носителях;

Бумага (обыкновенная и цветная);

Картон, клей, ножницы, скотч, пластилин;

Фломастеры, карандаши, краски, кисти;

Стаканчики-непроливайки;

Кусочки ткани, вата (или другой наполнитель);

Шишки, палочки, веточки, листья, камушки;

Песочница с песком и фигурками для песка.

Диагностический блок

Часть 1.

Данная работа проводится с целью выявления уровня развития эмоциональной сферы, воображения у детей, умения владеть мимикой и пантомимикой, наличия (или отсутствия) шаблонности мышления.

Исследование проводится с подгруппами детей по 4-5 человек.

Предлагаемые упражнения.

1. Вводное упражнение «Привет!». Дети сидят в кругу на стульчиках.

Приветствие: Здравствуй, …! Я рад(а) тебя видеть. (Выполняется по кругу в какую-либо сторону).

2. Упражнение «Художник». Показывает уровень развития зрительной памяти, выразительность описания, оригинальность мышления, выразительность мимики и жестов.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

3. Упражнение «Заколдованный ребенок». Позволяет определить умение адекватно использовать жесты и мимику, сообразительность, гибкость мышления.

Ребенка "заколдовали". Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами.

4. Упражнения на статические и динамические позы. Дают возможность увидеть, насколько дети чувствуют свое тело, могут раскрепоститься.

а) Показать как сидит кукла, стоит машинка, лежит шляпа.

б) Показать как растет и распускается цветок; как закипает чайник.

Часть 2.

Оборудование: альбомные листы, кисти различной толщины, гуашь (6 цветов), магнитофон, нейтральная релаксационная музыка.

Методика проведения: предлагается детям сесть за столы, посмотреть на чистые листы бумаги, подумать, что они хотят нарисовать, "превратить" белый лист). Детям предлагается послушать музыку и приступить к выполнению задания (около 30 мин.).

Через 15 минут после начала рисования дети повторяют слова и движения за педагогом. Им предлагается жестами и голосом имитировать характер животных):

У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Миша наш пошел домой, Да и зайка маленький.

Продолжение рисования по замыслу.

Дети не должны обсуждать сюжет между собой и помогать друг другу. При необходимости, психолог может помочь ребенку, долго не приступающему к рисованию, но он не должен указывать, что рисовать.

Рисунки детей интерпретируются как проективные методики.

Психокоррекционный блок

№ занятия

Тематика занятий

Время

1 «Солнечный зайчик» 1 час 30 мин

2 «Лесная поляна»1 час 30 мин

3 «Волшебный лес» 1 час 30 мин

4 «Городская сказка»1 час 30 мин

5 «Космическое путешествие или на Луне живет …» 1 час 30 мин

6 «Мои светлые сны»1 час 30 мин

7 «Радость»1 час 30 мин

День 1. «Солнечный зайчик»

Тренер рассаживает детей на стульчики в круг и включает музыку (мелодии из песен «Солнечный круг», «Песня Львенка и Черепахи» и т.п.). Далее он просит их закрыть глаза и представить яркий, солнечный, теплый день. Задает вопросы такого характера:

Где вы находитесь;

Что вокруг вас;

Чем вы занимаетесь;

Вам весело или грустно и т.п.

Далее он предлагает запечатлеть на бумаге с помощью красок, фломастеров и карандашей увиденные ими картинки. Дети переходят к столам и выполняют задание тренера. После выполнения данного задания каждый ребенок рассказывает группе о том, что он увидел, услышал и почувствовал, а так же демонстрирует свои рисунки. После того как все ребята рассказали свои истории, тренер расклеивает работы на стену и говорит о том, что с каждым днем в этой комнате работ будет все больше и больше. И эта комната станет для детей своеобразной мастерской.

День 2. «Лесная поляна»

Тренер встречает детей и расспрашивает их о том, что им запомнилось во вчерашнем дне, что понравилось, что не хотелось делать. Также каждый ребенок должен высказать свои чувства, ощущения, переживания.

Детям объявляется тема нового дня. И предлагается, также как и вчера, сесть на стульчики в круг. Фоном играет музыка «Лесной олень», «Какой чудесный день», «Песенка Красной Шапочки», «Голоса птиц», «Шелест листвы», «Звуки леса» и т.д. дети закрывают глазки, а тренер снова их просит представить картину, но уже на тему путешествия по лесу, в результате которого они приходят на красивую поляну.

После того, как заканчивает играть музыка, тренер просит детей с помощью веточек, листьев, шишек, бумаги и т.п. изобразить увиденное ими. Музыка при этом включается заново и процессе работы детей звучит фоном.

По окончании работы над своими шедеврами дети садятся в круг и рассказывают по очереди, какая им картинка пришла в голову, когда они слушали музыкальные произведения. Также они показывают свои подделки и рассказывают о них.

Тренер в конце беседы подытоживает результаты этого дня.

Работы выставляются в этом же помещении.

День 3. «Морской прибой»

Тренер встречает детей и просит их занять свои места на стульчиках в кругу. Он начинает расспрашивать каждого по очереди об их настроении, пожеланиях.

Затем он им объясняет, чем они будут заниматься сегодня.

Включает музыку «Шум прибоя», «Песенка Водяного» и другие, связанные с морской тематикой.

После прослушивания дети идут в песочницу для того, чтобы изобразить с помощью песка и фигурок то, что каждый из них представил во время прослушивания мелодий. В процессе выполнения задания фоном играют те же мелодии.

День 4. «Городская сказка»

Тренер приветствует ребят. Рассаживает их вновь на стульчики. Включает музыку «Сарочинская ярмарка» и просит представить зрительно картины городской жизни и ее жителей.

Затем он предлагает с помощью разноцветных лоскутков ткани с различными наполнителями создать фигурки героев из представленных ими картин. А после просит рассказать об этих героях и их сказочной городской жизни.

Затем тренер хвалит каждого ребенка за выполненную работу.

Все герои должны найти своих хозяев, поэтому ребятам предлагается подарить своих необычных сказочных друзей родителям, дедушкам или бабушкам, а кто хочет, то может и оставить этого друга себе.

День 5. «Космическое путешествие или на Луне живет …»

Тренер рад видеть радостные лица детей. И предлагает им освоить новый вид деятельности – аппликации. Для этого он просит внимательно послушать записи мелодий из мультфильма «Незнайка на Луне», «Галактика», «Полет на Меркурий» и т.д.

Детям раздаются материалы для создания их аппликаций из цветной бумаги. Каждый воплощает в своей работе свои задумки, мысли и фантазии.

В результате создается новая выставка работ под девизом «Космическое путешествие или на Луне живет …».

Каждый ребенок располагает свой «шедевр» в любом месте, в каком ему захочется. И рассказывает о том, что он попытался изобразить. Слово предоставляется каждому в обязательном порядке.

Тренер благодарит всех ребят за проделанную работу.

Занятие 6. «Мои светлые сны»

Дети весело и дружно вбегают в кабинет и приветствуют тренера. И спрашивают о том, чем же они будут заниматься на этот раз.

Тренер им сообщает, что они будут сегодня воплощать свои сны в реальность. Дети проявляют явный интерес к сказанному.

Им предлагают послушать «Колыбельную Медведицы», «Спят усталые игрушки», «Сон с богами».

Им раздают пластилин, и они приступают к заданию.

После того, как задание окончено, каждый ребенок рассказывает группе, что он изобразил. После этого все работы выставляются на одном столе и образуют «Сонное царство».

Тренер дает им домашнее задание: принести фотографии, вырезки из журналов, открытки и всевозможные картинки.

Занятие 7. «Радость» (коллаж)

Тренер с большим удовольствием приветствует всех ребят и говорит им о том, что сегодня последний день их встреч. За все это время они пережили вместе много радостных мгновений и моментов. И предлагает им всем сделать групповую работу в виде большого коллажа, на котором будут отображены все эти мгновения, но это будет не простой коллаж, а волшебный – он будет приносить радость всем, кто его увидит.

Каждый ребенок находит то место на ватмане, где он будет изображать радость, используя фотографии, вырезки из журналов, открытки и всевозможные картинки.

Фоном звучат песни из детских мультфильмов.

Через определенное время получается одно большое «произведение», которое символизирует все хорошее, что все они испытали за это время.

Тренер им предлагает поместить этот «шедевр» на самое видно место в кабинете, чтобы его видели все, кто заходит.

Ребята прощаются с тренером и желают друг другу всего хорошего, а тренер в свою очередь благодарит детей за проделанную работу.

Из книги Как справляться с гневом ребенка автора Кэмпбелл Росс

Из книги Турбо-Суслик. Как прекратить трахать себе мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Работа с проблемами Все ваши трагедии - это проигрывание ваших лент. Люк Рейнхард, Трансформация Пройдет некоторое время до того, как вы поймете, что проблем у вас, на самом-то деле, нет (и никогда не было). До этого момента вам придется упорно с ними заниматься, попутно

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Один из вариантов занятия для детей с серьезными проблемами общения Основная задача, которую мы решали в этой серии занятий, – научить детей работать в группе, общаться друг с другом и с педагогом, выполнять единое действие.Приветствие. Педагог, присаживаясь на корточки

Из книги О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современных российских родителей автора Маховская Ольга Ивановна

Как новостные программы влияют на детей? Для дошкольников новости – это время, когда папы и мамы усаживаются возле телевизора, периодически шикая друг на друга: «Не мешай!» Сразу понятно, что сейчас скажут что-то важное. Малыш не осознает, что именно важное, но уже

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Раздел II. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ И ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основные темы и понятия раздела – Принципы воспитания физически дефективных детей – Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ И СОМАТИЧЕСКИМИ

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Все мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами в душе Король, управляющий своим королевством, может потерпеть фиаско в деле управления своими эмоциями. Бывали короли, которые порабощали людей, но сами были рабами своих эмоций. Ученые при воздействии на мир мыслей

Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Когда наше «я» встречается с проблемами? Как-то я заговорила о теме своей новой книги с моей юной подругой. Мы дружим пять лет, хотя и живем далеко друг от друга и виделись всего один раз в жизни, но вот - дружим и доверяем друг другу. Так вот, увлекшись этой темой, моя

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

5.5. Консультирование пациентов с психосоматическими заболеваниями Психосоматическая проблема, интерпретирующая роль психологических факторов в происхождении и развитии болезней, имеет такую же длительную историю развития, как и сама медицина. Представления о ней

Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS