Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Разновидности точной рифмы. Рифма и способы рифмовки. Виды строф. Дольники |
Повторение сходных сочетаний звуков, которые связывают окончания строк или симметрично расположенные части стихотворных строк, называется рифмой. Для русского классического стихосложения основной признак рифмы – это совпадение ударных гласных. В данной статье подробным образом рассмотрен вопрос о том, какие рифмы бывают и как они применяются. Разновидности рифмыСлово "рифма" в переводе с греческого означает "соразмерность". Рифмой называется композиционно-звуковой повтор, звучащий в конце нескольких стихов. Рифмы можно разделить на различные группы по их формам и положению в стихотворении. В зависимости от положения, в рифмованном слове бывают следующие виды рифм:
Если рифма будет оканчиваться гласным звуком, она будет открытой, если согласным – закрытой. Рифмы различаются и по характеру звучания. Они бывают:
По положению в стихотворении бывают следующие типы рифм:
По положению рифм в строфе:
Приемы рифмовкиБывают рифмы частей речи, например:
Нужно сказать еще о таком приеме рифмовки, как усеченная рифма. Это когда при рифмовании двух слов в конце стихов одно из них покрывает созвучия другого не полностью. Например, "унылый-силы", "прекрасный-ясны". Белыми называются стихи, которые совсем не имеют рифмы, рифмоидами - неточные рифмы. Рифма МаяковскогоОна занимает в технике русского языка особое место. Маяковским были открыты новые способы рифмовки, которые соответствовали строю его особенного ораторского стиха. В статье о том, как делать стихи, Маяковский писал о рифме. Речь в ней шла о том, что рифма должна возвращать к предыдущей строке, вынуждать вспомнить ее. По словам Маяковского, рифма должна заставлять все строки, которые оформляют одну мысль, быть вместе. Он ставил самое характерное слово в конце строки и во что бы то ни стало придумывал к нему рифму. Поэтому и была его рифмовка практически всегда необычайна, во всяком случае, до него нигде не употреблялась. Теперь вы знаете, какие есть рифмы в стихах, и можете сами попробовать их писать. Желаем вам удачи в творчестве! Рифма - это один из самых ярких, но необязательных признаков стихотворной речи. Для того чтобы создать в рифму, необходимо выполнить следующие условия: рифмующиеся слова должны иметь сходство по звучанию и различия по смыслу. Нельзя рифмовать местоимения слова. В разные эпохи рифмы выглядели по-разному. Так, в пушкинское время преобладали точные рифмы. Выделяется несколько классификаций типов рифм. Классификация по совпадению и несовпадению морфемПереход к приблизительной рифме произошел в середине XIX в. 3. Неточная рифма допускает 2 варианта своего существования. При первом совпадают ударные фонемы, больше ничего не совпадает. Пример: танцы - шляться. Во втором случае различаются ударные гласные, а все остальные звуки совпадают. Пример: книжный - ложный. Классификация по месту ударения1. Мужская рифма имеет на последнем от конца . Примеры: сказал - упал; в холмах - впотьмах. 2. Женская рифма имеет ударение на предпоследнем слоге. Пример: белка - стрелка. 3. При дактилической рифме ударение падает на третий от конца слог. Пример: пригвожденная - завороженная. 4. Гипердактилическая - самый редкий тип рифмы на слоге, который расположен на 3 слога дальше от конца. Пример: неряшливая - покашливая. Классификация по совпадению предударных фонемВ XX в. наблюдается тенденция смещения рифмы влево, т.е. вглубь слова или строки. 1. Если совпадают предударные фонемы, то рифма называется строгая. Пример: строг - острог. 2. Если совпадения в предыдущих фонемах нет, то рифма бедная. Пример: любовь - морковь. Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом. Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора). Ход урокаI. Оргмомент.II. Постановка учебной задачи.Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока. III. Актуализация знаний.– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная .) – Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги .) – Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк .) – Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк. IV. Работа по теме1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами. Рифма – созвучия в конце стихотворных строк. Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая). Образец перекрестной рифмы:
Схема: а б а б
Образец парной (смежной) рифмы:
Схема: а а б б Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:
Схема: а б б а 2. Развитие умения определять виды рифмы. Перекрестная
Кольцевая
Парная
3. Мужские, женские и другие рифмы. Мужские – с ударением на последнем слоге (окно" – давно"). Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да"ром – пожа"ром). Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила"ется – разлива"ется). Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм. 4. Рифмы точные и неточные. В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска). 5. Определяем значение рифмы. Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий. 6. Анализ строения стихотворений. – Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?
7. Знакомство с понятием строфы. Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией. V. Подведение итогов урока.
– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.
– Прочитайте стихотворения выразительно. – На сколько частей каждое из них разбито? – Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.
– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
Подробнее о схемах... РИФМОВКА - порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки: 1.Смежная рифмовка «ААBB». Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - 2. Перекрёстная рифмовка «АBАB». О, есть неповторимые слова, 3. Кольцевая рифмовка 4. Холостая рифмовка «АВСВ». Травка зеленеет, 6. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр. Ревёт ли зверь в лесу глухом, ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте). Земную жизнь пройдя до половины, Каков он был, о, как произнесу, Так горек он, что смерть едва ль не слаще. ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5. Жил-был старичок у причала, ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард... Пример фарда: Тогда лишь слово в ход пустить твой долг, РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА. В колыбели - младенец, покойник в гробу: ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются между собой. Опьяняет смелый бег, Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD А затем прощалось лето Мёрзла кисть сирени. В это Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC. А потом мне снились горы - И хрустальные озёра Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма. Виды рифмВ стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной. Виды рифмовкиВыделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
Также отдельный вид представляет свободная рифмовка. Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример: «Только рвани нынче нет (а) - По-другому сделан свет (а). И поет гармоница (б), Что исчезла вольница (б)». (С. А. Есенин). Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа". Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб": «Я помню чудное мгновенье (а): Передо мной явилась ты (б), Как мимолетное виденье (а), Как гений чистой красоты (б)» (А. С. Пушкин). Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих: «Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а) И, вероятно, вправду мы поэты (б). Когда, кропая странные сонеты (б), Мы говорим со временем на «Вы» (а). (И. А. Бродский). Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует: «Забором крался конокрад (а), Загаром крылся виноград (а), Клевали кисти воробьи (б), Кивали безрукавки чучел (в), Но, шорох гроздий перебив (б), Какой-то рокот мер и мучил» (в). (Б. Л. Пастернак). Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный. Рифмовка и цельная строфаЦельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку. В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой. Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы. Свободный и вольный стихСледует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму: «Послушайте (а)! Ведь, если звезды зажигают (б) - значит это кому-нибудь нужно (в)? Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?» (В. В. Маяковский). При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений. |
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги