Главная - Канализация
Животные в творчестве есенина. Животный мир в творчестве С, А. Есенина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Управление Образования Администрации Города Хабаровска.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №15 с углубленны м изучением отдельных предметов

Реферат

По литературе

«Образы животных в лирике С.Есенина»

Выполнил

Ученик 11В класса

Мокшин К.Э.

Проверила

Акишева В.Н

Хабаровск

2008 год

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Я считаю, что актуальность выбранной темы не ставится под сомнение, потому что животные с очень и очень давних времен присутствуют жизни людей.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе "нового времени", в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

Среди прочих деятелей культуры, использующих в своих произведениях образы животных, С.Есенин выгодно отличается тем, что он «выходец и крестьянской семьи», он не понаслышке знает о значимости животных в этом слое общества.

В своем реферате я опираюсь на воспоминания современников, на анализ известных произведений Сергея Есенина, на основании которых я хочу раскрыть тему животных в лирике поэта.

Вот об этом, и о связи людей с окружающим миром посредством их отношения к животным, о важности взаимодействия человека с животными, о том, как поэт раскрывает образы животных, чтобы показать образ русского человека, отдельные этапы жизни русского человека и пойдет речь в моем реферате.

ОБРА ЗЫ ЖИВОТНЫХ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА

“Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического самосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству”.

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но Сергей Есенин вновь вводит мотив "братства человека и животного". В его поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка.

Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У поэта наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней ", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что, рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам-сукам" и "братьям-кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто - ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши .

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и мифическое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: "Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы". Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В этом произведении мы наблюдаем, поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года "Сорокоуст" Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого", которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встретил молодой ее сын .

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

"Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. ("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из-под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

("Осень". ,1914 - 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый", "жеребенок", "золотая лягушка ", весна - "белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица" , печь - "верблюд кирпичный ". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: "красный конь" - символ революции, "розовый конь" - образ молодости, "черный конь" - предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Заключение

На основании проведенного мной анализа критических статей о творчестве С.Есенина, отзывов поэте современников, я задавшись целью изучить и раскрыть своеобразие лирики поэта о животных, собралво едино все данные по данному вопросу и могу с уверенностью говорить о том на сколько точно и довольно уникально Сергей Есенин изобразил важность взаимоотношений человека и живоотного, отдельных этапов жизни и образ русского крестьянина того времени.

Список использованной литературы

Сергей Есенин ; Собрание сочинений в двух томах; Том 1;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.

Сергей Есенин; Собрание сочинений в двух томах; Том 2;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.

«Жизнь Есенина»; Рассказывают современники; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1988 год.

И.С.Эвентов; Сергей Есенин - Биография поэта; Москва; Издательский дом - «Просвещение»; 1987 год.

О Есенине; «Стихи и проза писателей современников поэта»; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1990 год.

Подобные документы

    Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2003

    Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Описания и картины в ранней лирике Сергея Есенина родного села Константиново, отражение в стихотворениях автора исконно русской природы и местности. Яркие образы погоды и времен года в есенинских стихах. Особенности родных мест в поздней лирике поэта.

    реферат , добавлен 17.11.2009

    Двойственность натуры поэта: стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность. Семейные традиции, образование Сергея Есенина. Гениальный поэт ХХ века. Способность к воображению, интерес к народному творчеству. Образ Родины в лирике поэта.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Тематика произведений Сергея Есенина и фольклорные традиции в лирике поэта. Особенности изображения автором любви к русской природе и своей родине в целом. Рассмотрение стихов Есенина в контексте песен: частушки и романсы, современные музыкальные жанры.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

Животный мир в творчестве С. А. Есенина. В произведениях С. А. Есенина нам представлены красочные картины природного мира. Это желтеющая осень или белая береза, которая приветливо качает своими ветками за окном. Но не меньшее место в творчестве поэта занимает и мир животных. Каждый из этого царства имеет особенные повадки и характер и живет в своей родной стихии. На какие же качества животных обращает внимание в своих произведениях поэт?

Одними их них являются стихи о собаках: «Песнь собаке» и «Собаке Качалова». Название обоих произведений говорит о том, что мы встретимся с образами собак, верных друзей человека. Поэтому лирической герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими самыми сокровенными мыслями. Джим многих повидал на своем пути, но именно лирическому герою должен дать лапу на счастье.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Монолог лирического героя, который представлен в стихотворении, показывает нам, что жизнь ставит перед ним очень сложные вопросы. И он с помощью своего благодарного слушателя убеждается в том, что в ней есть много прекрасного и красивого. Поэтому стоит жить на свете и радоваться каждому дню, тем более когда рядом с тобой такой искренний друг. Но собака не только лирического героя, но и других гостей Качалова встречает приветливо. В ней нет ни злобы, ни предубеждения против людей и незнакомцев. Возможно, что именно такая искренность и привлекает лирического героя. Подобная простота встречается и в бесхитростном описании животного. Джим дьявольски красив, но в то же время весьма доверчив. Он всегда готов расцеловать того, кто ему приглянулся.

Именно такая простота и отзывчивость покоряет сердце лирического героя, и он приоткрывает тайну того, что гложет его душу. Это образ любимой. Возможно, что собака уже видела ее раньше, поэтому без труда может узнать. А если нет, то ей подскажут уже знакомые черты грусти и печали.

По последней строфе произведения, мы понимает, что лирический герой в чем-то виноват перед своей дамой сердца. Поэтому он надеется, что Джим сможет их, если не помирить, то хотя бы с помощью своей искренности и доброжелательности попросить прощение. И она непременно должна поверить в правдивость поведения собакии раскаяние самого лирического героя.

Она придет, даю тебе поруку

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В стихотворении неважно, какой породы собака, какие имеет внешние признаки. Важно другое - ее душевное состояние, которое выражается в доверчивости и приветливости. Именно такие качества и нужны в данный момент лирическому герою. Поэтому он решается Джиму раскрыть душу и рассказать о своей печали. Ведь только такой искренний товарищ способен хоть на миг развеять его скуку и подарить лучик надежды, убеждающий в том, что стоит жить на этом свете.

Образы животных в стихотворениях Есенина не только являются своеобразным оформлением для отражения внутреннего мира героя. Они ценны для поэта как человека, так и в своих природных проявлениях. Такова «Песнь о собаке». Она представляет собой правдивую зарисовку из жизни животного. У собаки появилось семеро кутят. Она очень рада их рождению, поэтому не отходит на них ни на шаг. Мать старается сделать все, чтобы им было уютно и-тепло.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

Но ее счастье длится недолго. Мужик топит кутят. И собака снова остается одна. Она в очередной раз убеждается в том, что жизнь весьма несправедлива.

Поэт смог найти слова, чтобы показать тоску и грусть собаки в тот момент, когда она лишилась своих детенышей. Например, даже месяц казался ей щенком. При этом глубокая печаль отразилась в глазах самой собаки.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

По мнению В. Леденева, многие стихотворения Есенина о животных создавались в период военных действий. И они в очередной раз напоминали о том, что следует осуждать зло и насилие и хранить в своем сердце и на земле добро и человечность.

К таким вопросам поэт обращается в стихотворении «Корова». В ней тоже поднимается тема матери, которая не увидит своего сына -белого телка. Но в этот раз беда происходит не только с ее детенышем, но и с самой коровой - ее поведут на убой. Поэт и в этом произведении находит слова и краски для того, чтобы показать душевное состояние своей героини - коровы.

Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.

На этом примере Есенин показывает, что и животным свойственны различные душевные порывы и сомнения. Они не чужды человеческим чувствам и всегда бесхитростны в своих стремлениях и поступках.

В стихотворении «Корова» нет пафосных слов и описаний. Течение повествования подчинено общей тональности самого произведения. В некоторых строчках даже слышна безысходность.

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

А когда это происходит с коровой, то стихотворение обрывается. Но кажется, лирический герой не хочет, чтобы и в нашей душе сохранились такая же безысходность. Поэтому он говорит о том, что в этой миг с ней была целительная сила природа. Она помогла выжить в этой страшной катастрофе. Корова, являясь частичкой природы, именно в ней она находит успокоение, так как не может найти этого его среди жестоких людей, которые смогли уничтожить не только сына, но и ее саму. Но последняя картина, которая возникает перед животным наполнена светом - белая роща, и зеленым цветом надежды - травяные луга.

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Поведение домашних животных и так могут быть нам понятны. Мы можем догадываться о том, что с ними происходит, если знаем историю их существования. Но Есенин в своем творчестве обращается и к диким представителям природы, например лисице. В стихотворении «Лисица» главная героиня снова сталкивается с жестокостью людского общества. Но для животного он замкнут рамками его мира.

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

В этом отрывке поэт использует всего одно определение для описания облика лисицы - дремучий. Так в одном слове он показывает всю грусть и боль животного, его ожесточение против того мира, который принес столько горя. Поэт весьма подробно описывает состояние лисицы после того как ей удалось уйти от погони. Кажется, что перед нами живой человек, а не загнанный в лесу зверь. В стихотворении создается контрастная картина не только на цветовом уровне, но и на уровне ощущения и изображения противоположных картин, пожара и холодного снега.

Желтый хвост упал в метель пожаром,

На губах - как прелая морковь…

Пахло инеем и глиняным угаром,

А в ощур сочилась тихо кровь.

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших. При этом поэт использует очень емкие определения, для того чтобы всего с помощью нескольких строф мы могли представить быт и атмосферу их существования. В небольших поэтических творениях перед нами проходит их судьба, как в случае с коровой, или небольшой, но роковой эпизод из жизни на примере собаки и лисицы.

Однако животный мир, о чем мы часто забываем, способен приносить успокоение именно человеку. Своей искренностью и заинтересованностью его представители могут вылечить израненную душу и стать проводником к тому, кто был незаслуженно обижен. Так, животный мир входит в поэтическое полотно со своими проблемами, жизненным опытом и надеждами на то, что мир, возможно, когда-нибудь измениться к лучшему. И в этот момент рядом с нами будут надежные и верные друзья - братья наши меньшие.

Стихотворения Сергея Есенина, в которых он не только воспевает красоту деревенской природы, но и жалуется на свою судьбу, на отсутствие возвышенной любви, вызывают у меня мало положительных эмоций.

В стихотворениях «Корова» и «Песнь о собаке» автор рассказывает о жестокости людей, о горькой участи животных, по воле злого человека лишённых радости материнства. Не менее грустно «Ах, как много на свете кошек…», посвящённое сестре Шуре, в котором Есенин весьма некстати напоминает о том, что из кота, так радовавшего их в детстве, впоследствии сделали шапку.

Воспоминания Есенина о давней, неразделённой, романтической любви воплотились в стихотворениях «Собаке Качалова» и «Сукин сын».

Своими переживаниями он делится с собакой, как с другом, который всё понимает и утешает. И здесь мы чувствуем его грусть от одиночества и безвозвратно ушедшего прошлого. «Я обманывать себя не стану…»

Гораздо приятнее читать те строки, в которых преобладает жизнеутверждающее настроение. Такие стихи придают сил и не позволяют жестокостям и мерзостям жизни «придавить» человека. Возьмём, к примеру, «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Маяковского.

«Лошадь, на надо.

Лошадь, слушайте-

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

лошадь рванулась,

встала на ноги,

Хвостом помахивала,

Рыжий ребёнок,

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить

и работать стоило.

Это стихотворение позволяет читателю иначе взглянуть на большую часть своих неприятных воспоминаний, взглянуть и с радостью осознать, что ни события прошлого, ни мнения «зевак» не имеют власти над будущем человека, а потому и придавать значение им не стоит.

Таким образом, произведения, затрагивающие тему животных, могут вызывать самые разные впечатления в зависимости от их идеи и настроения.

В частности, у Сергея Есенина преобладают мотивы печали, одиночества, неразделённой любви, что, на мой взгляд, заставляет сочувствующего читателя, в первую очередь, сильно переживать и только потом анализировать прочитанное.

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в лирике С. Есенина.

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам - сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто - ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши.

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встрел молодой ее сын.

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается ".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из - под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

("Осень". ,1914 - 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету) , она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна - " белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица", печь - "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

"right">(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

"right">(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

"right">(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " - символ революции, " розовый конь " - образ молодости, " черный конь " - предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Женские образы в поэзии и прозе Эдгара По

творческий по женский образ В «счастливой» период фантастический мир, в котором сознание По находило прибежище в годы раннего детства, не распался. Напротив, он расширился, стал сложнее и богаче. В него вошло еще одно божество - Джейн Стэнард...

Лирика И.З. Сурикова: традиции и поэтика

Между фольклором и литературой трудно провести границу, совершенно точное и строгое разделение. Суриков творил как бы в пограничной области. Став уже литератором, деятелем в области письменного слова...

Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

Образ Великого Полоза Центральным животным персонажем ряда сказов выступает Великий Полоз. В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь (цариица) ужей, ящерица. «Будучи связанными с подземным мраком...

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

"Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его. "Морской пейзаж...

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

"1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать" [Коровин, 1973, 13]...

Природа в творчестве Есенина

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Сказки разных народов мира

Л.Н. Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери -- Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай, Сергей...

Сказовое начало сборника "Малахитовая шкатулка" П.П. Бажова

Центральным животным?ерсонажем ряда сказов выступает Великий Полоз. В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь (царица) ужей, ящерица...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Цветная лирика С. Есенина

Человек и природа в русской литературе

В литературе XX в., особенно в лирической поэзии, субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Таковы многие стихотворения А...

Урок по литературе в 5 классе.
Тема урока: «Образы животных в лирике С.А. Есенина»
Цели урока: формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
развитие умения анализировать поэтический текст,
формирование собственного мировоззрения.
Задачи.
. Воспитательная: — воспитание доброты, сострадания, понимания неразделимости человека и природы.
. Образовательная: — продолжение обучения выразительному чтению и анализу поэтических произведений в единстве формы и содержания.
. Развивающая: — осуществление преемственности обучения путем развития эмоционального восприятия художественных текстов; понимания авторской позиции, умения выражать свою точку зрения.
Оборудование:
портрет поэта,
рисунки учащихся,
тексты стихотворений «Лисица», «Корова», «Песнь о собаке»,
план анализа лирического стихотворения.
Ход урока
1. Оргмомент.

1. Обсуждение с учащимися смысла темы урока — Тема нашего урока – «Образы животных в лирике С.Есенина». Как вы думаете, чему или кому будет посвящен этот урок? Кто такие «наши меньшие братья»?
2. Беседа. — В каких произведениях среди персонажей вы встречали животных? (На доске после ответов учащихся А.Куприн «Слон», А.Платонов «Волшебное кольцо», И.Тургенев «Муму», К.Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Голуби», Б.Заходер «Вредный кот».),.
— Какие качества по отношению к животным проявляли герои этих произведений? Приведите примеры.
— С какими произведениями С.Есенина вы уже знакомы?
2. Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряжённостью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт. Мы с вами сегодня на уроке будем знакомиться с творчеством С.Есенина, учиться анализировать стихотворения.Начнём с небольшой разминки.
3. Разминка.
Написать все ассоциации, возникающие при слове корова (собака, лисица). Подобрать эпитеты, олицетворения, сравнения. Полученный набор перевести в предложение или небольшой текст.
4. Сообщение учащегося «Животный мир в лирике Есенина».
В поэзии Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром, он называет их «братьями меньшими»:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.Новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
5. Выразительное чтение. Работа со стихотворением С.Есенина «Песнь о собаке».
1. Словарная работа. (На обратной стороне доски) Ржаной закут – часть избы, чулан для хранения зерна. Рогожа – грубая ткань домашнего изготовления. Ощенила – родила. Шесток – жерди для кур в сарае.
2. Чтение стихотворения наизусть (подготовленный ученик).
3. Определение восприятия прочитанного: — Понравилось ли стихотворение? — Что запомнилось больше всего? — Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? (Жалость, обида, стыд, сострадание) — Что же помогло поэту заставить нас испытать эти чувства? Попробуем все вместе ответить на этот вопрос.
4. Чтение и анализ стихотворения.
. — Определение темы стихотворения (запись вариантов ответов на доске и выбор совместно с детьми наиболее удачной формулировки). — Какое ключевое слово помогает понять то, что собака счастлива, став матерью? («Ласкала») — Как долго продолжалась эта счастливая пора? (С утра до вечера) — С каким чувством описал Есенин горе собаки, потерявшей своих детей? (Сострадание, жалость) — В чем же поэтический замысел автора, т.е.какова главная мысль стихотворения? (Мать, потерявшая детей, всегда вызывает сострадание) — Какие средства выразительности помогают почувствовать это горе собаки, передать сострадание ей? Групповые задания.
I группа.
Определение лексических средств выразительности (синонимы «бежала, поспевая» — «плелась»)
II группа.
Определение тропов (эпитеты «хмурый (хозяин)», «(месяц) тонкий»; метафора «покатились глаза собачьи золотыми звездами на снег»; сравнение «как от подачки…»)
Каково значение многоточия в четвертой строфе? — Ответы представителей групп с объяснением своего выбора. — Какова же позиция автора? (Он сочувствует собаке, ее материнскому горю, осуждает ее хозяина). — Почему Есенин назвал стихотворение «Песнь о собаке»? Ведь слово «Песнь» говорит о том, что героя произведения воспевают. Чем вызвана такая торжественность? (Тема материнской любви, ее горя – это вечная тема, достойная сопереживания, преклонения) — Как же надо читать это стихотворение, чтобы передать и настроение, и авторскую позицию, и свое отношение к героям произведения? — Чтение стихотворения учащимся. — Как вы считаете, удалось ли чтецу передать при чтении все то, о чем мы говорили?
6.Анализ стихотворений «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке».
На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения, заготовленные клише. Задача: сначала записать все наблюдения, затем составить текст.

1.План анализа стихотворения.
— Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
— Настроение стихотворения.
— Как выражается настроение в стихотворении?
А. Как оно построено?
Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
В. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
— Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
— Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
— Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
— Личное впечатление от стихотворения.
2. Заготовленные клише.
В стихотворении: (автор, название) говорится о: . Стихотворение пронизано:. настроением. Настроение этого стихотворения: . Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на: части, так как: . Звучание стихотворения создаёт: ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают: . В стихотворении мы словно слышим звуки: . Поэт хочет запечатлеть словами: . Для создания настроения автор (поэт) использует: . С помощью: поэт даёт нам возможность увидеть(услышать) : . Используя:, поэт создаёт образ: . Лирический герой этого стихотворения представляется мне: . : ассоциируется с: . Образ: вызывает ассоциации с: .
7. Выставка рисунков.
8. Итоги урока: в чем новаторство и своеобразие С.Есенина-поэта? Какие мысли и чувства вызвали стихотворения? Какие приемы использовал автор для создания образов животных?
9. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений, написать стихотворение про животных или сочинение- миниатюру о животных.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS