Главная - Душевые кабины
Совершенно не подготовленный. Правописание не. не с причастиями. Слитное написание не с причастиями

Ошибки в правописании не с причастиями объясняются не незнанием правил, а неумением отличать причастия от прилагательных. Наиболее важные грамматические сведения о причастии даны в § 20-- 23. Усвоение их - основное условие приобретения устойчивых навыков правописания не с причастиями и прилагательными.

Не с краткими причастиями

С краткими причастиями, так же как и с другими глагольными формами (неопределенной формой, личными формами, формами повелительного наклонения, деепричастием), частица не пишется раздельно: статья не написана; роман не прочитан; план не выполнен; письмо не доставлено; не сказано ни слова; стол не накрыт; Все дома приплюснуты, давно не штукатурены, крыши не крашены, ставни затворены (Ч.); Путь не проторен, не измерен, но он всегда ведёт к весне (Алиг.); Однако концерт всё же был не окончен, или, вернее, не начат (Баж.).

Примечания: 1. С краткими формами причастий не пишется слитно, если краткая форма образована от глагола с приставкой недо-: план недовыполнен; роман недооценён критикой; Чего недодано тебе [Сибири], так это песни, здесь рождённой (Тв.); Она умна, но ум её недовоспитан (Ч.); В этом случае нефть бывает неё о насыщена (газ.). Но: Много дел не доделано в прежние годы (Пр.) - причастие образовано от глагола доделать ("закончить, довести до конца").

2. Следует различать краткие формы^причастий и краткие формы прилагатель-ных, возникших на базе причастий; ср.: Вино не выдержано нужный срок.- Девочка невыдержанна, капризна; Группа для изучения иностранного языка так и не обра-зована.-Девушка была хотя и необразованна, но сообразительна; Его представления о счастье не ограничены узким миром семьи. - Неограниченно и беспредельно счастье, которое человек черпает из полноты своих растущих душевных сил (А. Т.). Краткие формы причастий с частицей не и краткие формы прилагательных с приставкой не- можно различать, во-первых, по значению (прилагательное всегда имеет другое значение), во-вторых, путем постановки грамматических вопросов (прилагательное отвечает на вопросы «каков?», «какова?», «каковы?», к причастию же эти вопросы поставить нельзя). Кроме того, страдательные причастия прошедшего времени управляют творительным падежом деятеля, прилагательные же не сочетаются с формой творительного падежа.

3. Слова типа неуязвим, неувядаем, непоколебим являются прилагательными (не причастиями!; подробно см, ниже).

Не с полными причастиями

С полными формами причастий не может писаться и слитно, и раздельно.

1. Частица не с причастием пишется слитно:

1) если причастие образовано от глагола, который без не не употребляется: ненавидящий, ненавидевший (ненавидеть); недомогающий (недомогать); недоумевающий (недоумевать);

2) если причастие образовано от глагола с приставкой недо-: Осень досылала земле своё нежаркое, недоданное за лето солнце (Поч.); Нужно ли говорить, как я обрадовался возможности... заново открыть для себя поэта, недооценённого в своё время (Рыл.); Спи, недопонятая мною, спи!.. Спи, недолюбленная, спи... (Луг.);

3) если при причастии нет пояснительных слов; при отсутствии пояснительных слов не с причастием образуют единое смысловое целое, поэтому создается возможность для синонимической замены (синоним нередко есть в самом предложении): Вронский тоже поднялся и в н а-гнутом, невыпрямленном состоянии исподлобья глядел на него (Л. Т.); Много зародившихся в детстве желаний он [И. Ильф] нёс сквозь жизнь свежими, непотухшими (Ол.); Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой (Берг.). Ср. также:

Невыспавшиеся девицы стояли рядом, взапуски позёвывая... (Ч.) - причастие можно заменить синонимом сонные

Такую богатую пищу воображению даёте Вы несколькими незначащими штрихами... (Бл.) - причастие можно заменить синонимами простыми, обычными

Первые десять часов прошли в непрекращавшейся борьбе со сплошным хаосом волн (газ.) - причастие можно заменить синонимами постоянной, беспрестанной

Сгнило в стогах сено, сложенное непросохшим; Непросохшую одежду спешно пялит на себя (Тв.) - причастия можно заменить синонимами сырую, влажную

Примечания: 1. Сочетание ««е-|-одиночное прич.» не легко заменить синонимом: в языке создается много индивидуальных образований, для которых отнюдь не просто найти синонимический вариант. Поэтому запомните: отсутствие пояснительных слов при причастии в большинстве случаев требует слитного написания не с данным причастием (создается новое слово).

Глядит на гребни штормовые давно не спавший командир (Ойсл.) - есть пояснительное слово, заменить причастие с не синонимом нельзя

В это время Дюрок увидел меня и, покинув беседу, подошёл с ничего не значащим видом (Грин) - есть пояснительное слово, заменить причастие с не синонимом нельзя

Не прекращавшийся в течение суток дождь смыл все переправы - есть поясни-тельные слова, заменить причастие с не синонимом нельзя

С трудом натянул на себя не просохшую за ночь одежду- есть пояснительные слова, заменить причастие с не синонимом нельзя

2. При отсутствии пояснительных слов раздельное написание не с причастиями возможно в двух случаях: 1) при противопоставлении: Всей душой я вдруг почувствовал в ней не просто девочку, а трагическую героиню какого-то подлинного, а не выдуманного... будущего романа (Кат.); 2) при логически подчеркнутом отрицании: Не спешащего Ефремова я не видел (Св.).

4) если в качестве пояснительных слов при причастии выступают количественные наречия почти, отчасти, весьма, довольно, гораздо, вполне, полностью, очень, абсолютно, слишком, крайне, совершенно, в высшей степени и др.: почти ^отредактированная рукопись; совершенно неосвоенная область; в высшей степени неоправданное заявление; крайне необоснованное решение; Есть связи между людьми совершен-н о нгвысказываетые (Бл.); Ты будешь плыть через громадные, абсолютно неисследованные пространства (газ.); Затем прокурор... осмотрел колючую проволоку, оставшуюся почти нетронутой (Нил.). Но если в предложении кроме наречий степени есть другие пояснительные слова, то не с причастием пишется раздельно: Его белое, совершенно не тронутое загаром тело мертвенно просвечивает через пласты воды (Гриб.) - здесь наречие совершенно усиливает отрицание; замена словосочетания не тронутое синонимом (или синонимическим оборотом) «разрушает» предложение.

Примечание. Если при причастии имеется наречие совсем или его синоним вовсе (разг.), то не с причастием может писаться и слитно, и раздельно. Слитное написание возможно в том случае, если совсем, вовсе имеют значение "совершенно, абсолютно" и усиливают то новое значение, которое приобрело причастие в сочетании с не: И сейчас же... [Маяковский] вышел вслед за Норой Полонской на тёмную, совсем неосвещенную лестницу (Кат.) - "на темную, совершенно (абсолютно) неосвещенную лестницу", наречие совсем можно заменить словом вовсе; И вот, совсем неподготовленную, вы ввели меня в свой круг (Остр.)-"совершенно (абсолютно) неподготовленную"; ...Иные блюда оттого остыли, а другие принимались вовсе нетронутыми (Г.) - "совсем (совершенно, абсолютно) нетронутыми".

Если наречия совсем, вовсе подчеркивают, что явление не относится к числу тех, которые называются причастием без не, частица с причастием пишется р а з д е л ь-н о: совсем не выдуманная история, вовсе не выдуманная история.

2. Частица не с причастием пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова (не количественные наречия): На столе напёрсток, не довязанный старушкою чулок (Ч.); Всё это - стихи, нигде не напечатанные и написанные залпом на этих днях (Бл.); Если не считать этой, открыто не высказанной неудовлетворенности, во всём остальном они неплохо ладили с Коровиным (Е. М.); Его перу принадлежит не издававшаяся почти тридцать лет книга (Шт.); На экране ничто не проходит незаметным: ни одно психологически не оправданное переживание, выражение лица, ни один неоправданный жест (А. Лев.; неоправданный пишется слитно, потому что нет пояснительных слов; ни один относится к существительному жест).

Примечания: 1. Следует отличать причастия с пояснительными словами и частицей не от прилагательных с приставкой не, которые возникли на базе соответ-ствующих причастий; ср.: не организованные в нужное время строительные студен-ческие бригады - неорганизованный в работе человек ("разболтанный, несобранный, недисциплинированный"); не выдержанные в карантине дети - невыдержанные в спорах товарищи ("не умеющие владеть собой, вспыльчивые, горячие"); не подготовленное к началу учебного года здание школы - неподготовленный по физике ученик ("плохо знающий физику, отстающий по физике"); инженер, не успевающий закончить к сроку проект - ученик, неуспевающий по русскому языку ("отстающий по русскому языку"). Как можно заметить, прилагательные с не- имеют «свое» значение и даже при наличии пояснительных слов легко заменяются синонимами (что невозможно сделать, если при причастии есть пояснительные слова). Страдательные причастия и похожие на них прилагательные различаются и грамматически. Страдательные причастия управляют дополнением в форме творительного падежа: не организованные (кем?) студенческие строительные отряды; не подготовленное (кем?) здание школы. При прилагательных творительный падеж невозможен - нельзя сказать: «неорганизованный (кем?) в работе человек»; «неподготовленный (кем?) ученик» (в значении "отстающий, плохо знающий").

Частица не с прилагательными (типа неорганизованный, невыдержанный, непод-готовленный, неуспевающий) пишется слитно или раздельно по правилам написания не с прилагательными (см. далее). Здесь только отметим, что из всех пояснительных слов, которые возможны при них, на необходимость писать раздельно указывают по-яснительные слова, начинающиеся с ни (отрицательные местоимения и местоименные наречия), а также далеко, отнюдь и совсем, вовсе ("отнюдь"): нисколько (отнюдь) не выдержанный человек, ни в каком отношении (совсем) не подготовленный ученик.

2. Правило о раздельном написании не с причастиями при наличии пояснитель-ных слов не распространяется на причастия, которые перешли в прилагательные и которые при сложении с частицей не получили новое значение: невиданный ("необычный, поразительный, исключительный"), невидимый ("скрытый от взора, недоступный взору"), незабываемый ("памятный"), необитаемый ("пустынный, не имеющий населения"), неслыханный ("поразительный, небывалый") и др. В отличие от страдательных причастий эти образования не управляют существительными или местоимениями в форме творительного падежа [нельзя сказать: «обитаемый людьми остров», «забываемое нами (мной) событие», «виданное нами чудо»].

Слитное или раздельное написание не с подобными словами регламентируется правилами написания не с прилагательными. Практически же не с подобными словами пишется раздельно только в одном случае - если в качестве пояснительных слов выступают слова с ни (отрицательные местоимения и наречия, а также повторяющийся союз ни...ни): Чудесное, никогда не виданное зрелище очаровывает.меня (Купр.). При других пояснительных словах не с бывшими причастиями пишется слитно: И сама я невидима вражьему глазу (Алиг.); Звёзды, невидимые прежде, засверкали в поле телескопа неведомыми мирами; Примерно в тот же час... внизу, у берега, невидимого с позиций Воропаева, начинал покряхтывать пулемёт (П. П.).

3. Правило о раздельном написании не с причастиями при наличии пояснительных слов не распространяется и на широко употребляющиеся в языке прилагательные на -мый (осложненные, как правило, частицей не), которые внешне похожи на страдательные причастия в форме настоящего времени: невообразимый шум, непоправимая ошибка, непреодолимое препятствие, нескончаемый разговор, нестерпимый жар, невосполнимые потери, неоценимая услуга, неуловимая разница, неукротимая ненависть, непоколебимая уверенность, независимый человек. Прилагательные на -мый образуются непосредственно от глаголов и никогда в функции причастий не выступают. Поэтому они не сочетаются с формой творительного падежа (нельзя поставить вопросы «кем?», «чем?»). Многие подобные прилагательные без не не употребляются: невообразимый, неизгладимый, неистощимый, неотвратимый, нерушимый, несгибаемый, несгораемый, нескончаемый, нестерпимый и др.75. Другие, хотя и в редких случаях, употребляются и без не: Для меня мыслима и приемлема будущая Россия как великая демократия (Бл.); Всё различимо, близко, будто уже найдено (Бл.).

Прилагательные на -мый (и в полной, и в краткой форме) пишутся раздельно с не, если в предложении есть пояснительные слова, начинающиеся с ни: ни с чем не сравнимое видение гор (Бл.); Не слышима никем проносится звезда (Инб.); Тебе приметы дороги, что никому не зримы (Тв.). Но: Как будто издали ему грозит ничем неотвратимая опасность (Алиг.) - прилагательное без не не употребляется. При других пояснительных словах, так же как и при отсутствии пояснительных слов, прилагательные на -мый пишутся с не с л и т н о: Вода, как и другие жидкости, практически несжимаема; Жизненный путь Щепкиной-Куперник неотделим от театра; Различные жиры... имеют в своём составе незаменимые для организма вещества.

Ниже даются комментарии к слитным и раздельным написаниям частицы не с глагольными формами:

1. Возможности для классической оперной формы не исчерпаны и неисчерпаемы (газ.) - краткая форма причастия исчерпаны (управляет творительным падежом) пишется с не раздельно; краткая форма прилагательного на -мый (не управляет творительным падежом) с не пишется всегда слитно, кроме тех случаев, когда пояснительными словами являются слова, начинающиеся с ни, или далеко, отнюдь, а также совсем, вовсе в значении "отнюдь".

2. В её прекрасных чертах было что-то недоконченное, невыс-казавшееся; им недоставало одной искры, одного удара резцом... (Герц.) - одиночные причастия недоконченное, невысказавшееся можно заменить синонимами; недоставало - форма прошедшего времени от глагола недоставать.

3. На давно не подметавшихся улицах ветер шелестел опадавшей листвой - причастие с пояснительным словом (не количественным наречием).

4. Человеческая память обладает пока ещё необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки (Кат.) - прилагательное (не управляет творительным падежом) можно заменить синонимами странный, необычный.

5. Знакомый мир возникал на холстах, но было в нём что-то своё, не передаваемое скупыми человеческими словами (Пауст.) - причастие с пояснительными словами.

6. Лёд и льдистый грунт практически непроницаемы (газ.) - форма прилагательного на -мый (не управляет творительным падежом), пояснительное слово практически не учитывается.

7. А ведь замыслов, которые зародились у Тургенева в Спасском, но которые остались не доведёнными до конца или совсем неосуществлёнными, было множество (газ.) - причастие от глагола довести с пояснительными словами; неосуществлёнными - причастие в функции прилагательного, наречие степени совсем имеет значение "совершенно".

8. Сверху нас поливал ни н а минуту не прекращавшийся холодный, осенний дождь (Ис.) - причастие с пояснительными словами. v 9. Алькина кровать стояла всё ещё нетронутой - одиночное причастие; всё ещё является частицей, усиливающей значение слова нетронутой.

Для каждой части речи есть правило слитного или раздельного написания с частицей НЕ. Причастие содержит одновременно признаки глагола и прилагательного, поэтому правило его написания с НЕ является одним из самых сложных. На уроке вы разберете все особенности написания причастий с НЕ, а также научитесь различать причастие от отглагольного прилагательного.

Русский язык в схемах и таблицах. Правописание НЕ с причастиями.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Применяя данное правило, рассуждайте так: (не) просохшая после дождя земля . При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя . Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля .

153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку не выровняли и не <.i>разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили . Строительный мусор не убрали . При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

выровненный

154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

прекратитъ

155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

  1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые _ _ _ слова.
  2. Ученик (не)ув..жающий _ _ _ сам не заслуживает уважения.
  3. (Не)пр..ученному _ _ _ ребёнку будет очень трудно в жизн...
  4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее _ _ _ .
  5. Ученик (не)выполнивший _ _ _ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
  6. А на каком основан.. ты (не)помогавший _ _ _ претендуешь на помощь товарищей?

претензия
претендовать

156. Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
  2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
  3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
  4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
  5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц...
  6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

157. Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не- . Подчеркните причастия как члены предложения. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков)

страшный
устрашающий
ужасающий
ужасный
чудовищный
жуткий
грозный
зловещий
грозный

158. Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не . Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.

  1. (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
  2. (Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
  3. План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
  4. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

159. Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS