Главная - Унитазы
Особенности чтения басен. Басни И. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы.doc - Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания школьников, на уроках литературы Муравей и жук

Басни И.А. Крылова, как средство нравственного воспитания
школьников, на уроках литературы
В традиционной программе начальной школы используются большей частью
произведения баснописца И.А. Крылова. Его басни отличаются строгой формой,
что продиктовано традициями стихотворчества, насыщены выразительными
образами героев и ярким, эмоциональным языком, позволяющим подчеркивать
созданные автором характеры.
Данные особенности открывают широкие возможности в использовании басен
с различными целями, такими, как:
­ нравственное воспитание учеников;
­ развитие речи школьников;
­ развитие образного мышления;
­ умение проникать в скрытый смысл, заложенный автором в произведении;
­ раскрытие переносного значения образов басни в контексте жизненных
ситуаций;
­ понимание положительных и отрицательных характеристик героев басни;
­ умение сравнивать поведение героев басни и реальность.
Практически все произведения И.А. Крылова несут в себе нравоучение и
мораль, что позволяет, в первую очередь, применять их как средство
нравственного воспитания учеников. Однако, как показывает практический опыт,
школьники в восприятии художественного произведения проходят два этапа:
­ эмоционально­образное восприятие;
­ обобщенно­оценочное.
В соответствии с этим басня, как произведение с высокой степенью
обобщённости, требует достаточно чёткого восприятия конкретно­образного
содержания. Только после правильного понимания конкретного содержания и
мотивов поведения героев ученики переходят к выделению главной мысли.
Главная мысль является выводом из конкретной части басни, а мораль есть не что
иное, как обобщённое выражение идеи.
На основании вышесказанного, можно рассмотреть басни, используемые в
процессе обучения в начальной школе со стороны выделения их главной идеи и
раскрытия морали.

Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» главной мыслью является
несогласованность совместных действий героев как причина неудач. На эту мысль
уже наводит своеобразный подбор героев: птица, рыба и рак, что само по себе
вызывает несоответствие. Немаловажно и описание направлений действий героев
(«Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду»),
соответственно, мораль басни ­ причина неудачи ­ неумение договориться о
дружных действиях.
Язык басни «Лебедь, Щука и Рак» насыщен диалектными словами,
выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащения
активного словаря учащихся новыми словами и понятиями. При объяснении
лексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами:
в одних случаях это может быть подбор синонима или синонимического
выражения, в других - обращение к контексту, в третьих - обращение к составу
слова и т.д.
После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне,
говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать.
Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова,
например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое внимание
уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни. К этой басне
дается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными
(данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтения
басни). Третьеклассники находят синонимические выражения к таким
словосочетаниям, как «а возу всё нет ходу» (воз не двигается с места), «из кожи
лезут вон» (очень стараются), объясняют понимание выражения «Да только воз и
ныне там» (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выражения
явится опорным для нескольких вопросов - в плане понимания идейной стороны
басни: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повезти воз с поклажей?
Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему Крылов,

рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни
выражение «Когда в товарищах согласья нет...»?
Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегорию
еще и тем, что в этих строчках (первых трех) выражена главная мысль
произведения. Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняют
строки «На лад их дело не пойдёт» (не будет ладиться), «И выйдет из него не
дело, только мука» (ничего не сделают, а только намучаются) и по просьбе
учителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будет
ладиться, спориться.
Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз
прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.
Для того чтобы дети смогли выразительно прочитать басню, учитель
предлагает им условно разделить ее на части:
 мораль басни (читают как совет писателя людям);
 экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события
(читают, как бы рассказывая какую­то историю);
 развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев
бесполезны, читают строчку медленно, с досадой);
 кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и
остановиться, ­ Лебедь ­ облака, Рак ­ назад, Щука ­ воду);
 развязка.
В басне «Стрекоза и муравей» главная мысль ставится более доступно для
школьников («Лето красное пропела, оглянуться не успела ­ уж зима катит в
глаза»). Здесь проводится идея об ответственном и предусмотрительном
отношении к любому делу и условно выражается народная мудрость «готовь сани
летом».
Смысл другой басни, «Чиж и голубь», подчеркивается авторской оценкой
и важно дать возможность детям уловить её. И.А. Крылов высказывает сове
отношение к излишне высокомерному и равнодушному Голубю словами после

описания поимки Голубя в силок («И дело!»). К Чижу же автор проявляет
сочувствие и жалость («Чижа захлопнула злодейка­западня»). При работе над
текстом этой басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее
аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего
живописность сцен, выражений, образы. Поэтому работа над басней вначале
ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся
концентрируется на образах персонажей ­ Чижа и Голубя.
После чтения басни «Чиж и голубь» важно выяснить характерные
особенности и поступки героев: «Что случилось с Чижом? А что произошло с
Голубем?», «Как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению к
Чижу?». После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское
отношение к Чижу и Голубю. Подтверждая текстом свои суждения,
третьеклассники отмечают, что уже в первой строчке басни автор с сочувствием
относится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а Чижа ­ бедняжкой.
Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, и
являются моралью басни, которая в значительной степени раскрывает ее
аллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляется
идейный смысл басни: друг познается в беде.
Следующим этапом работы над басней является выразительное чтение,
способствующее более глубокому пониманию и осознанию прочитанного.
Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителя
выявляют интонацию каждой логически законченной части, соответствующей
смысловому содержанию. Так, они говорят, что первую строчку нужно читать
обычной интонацией, как бы рассказывая о происходящем. Выражая свое
сочувственное отношение к Чижу (вторая строчка басни), ребята подчеркивают,
что И.А. Крылов не случайно употребил слова рвался и метался. Именно они
помогают ярче представить безвыходное положение Чижа. Определяя интонацию
слов Голубя, ребята сообщают, что их нужно прочитать с чувством хвастовства,
насмешливо, а предположение «Не провели бы так меня: за это я ручаюсь

смело» - самоуверенно, ведь И.А. Крылов говорит, что Голубь издевался над
Чижом. В строке «ан смотришь, тут же сам запутался в силок» третьеклассники
определяют ударное слово сам, повышением голоса подчеркивая, что именно
Голубь, а не кто иной запутался в силок. Заключительные слова басни ребята
прочитывают нравоучительно.
К басне «Слон и Моська» требуется несколько иной подход, поскольку
здесь идея выявляется не сразу, а после включения в действие третьего лица,
проясняющего события. Данным лицом выступает сопровождающая шествие
Шавка, осуждающая действия Моськи («Соседка, перестань срамиться, ­ ей Шавка
говорит, ­ тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
вперед и лаю твоего совсем не примечает»). Шавка побуждает раскрытие
неоправданных (поначалу) действий Моськи и выяснение смысла её затеи («совсем
без драки могу попасть в большие забияки»).
Басню «Слон и Моська» четвероклассники читают после небольшой
предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому
проникновению в смысл текста. IV класс - новая ступень в работе учащихся над
жанром басни. Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться в
зависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детей
с басней И. Крылова «Слон и Моська» учащиеся узнают о басне как о
литературном жанре. С помощью учителя ученики вспоминают, что такое басня,
какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.
Смысл басен «Мартышка и очки» и «Зеркало и обезьяна» отчасти сходен,
поскольку главным героем и той, и другой басни является обезьяна и выбор героя
не случаен, потому что образ обезьяны олицетворяет поведение неумного, глупого
человека, который не может пользоваться полезной вещью, и не понимая её
смысла, объявляет вещь бестолковой.
Руководствуясь данными этапами, можно рассмотреть на примере басни
Крылова «Ворона и Лисица» пути практической реализации плана по структуре
урока на примере отдельных фрагментов:

I. Подготовительная работа:
­ беседа о повадках лисы и вороны ­ действующих лиц басни, которую
предстоит читать;
II. Чтение басни учителем или прослушивание записи.
III. Беседа эмоционально­оценочного плана.
IV. Анализ по конкретному содержанию басни:
а) уточнение структуры и композиции басни:
Ученики разделяют басню на три части.
­ Какой момент вы считаете началом описанного действия? Как он
называется? (Завязка)

­ В какой момент действие достигло пика своего развития? Докажите,
прочитав текст.
­ Прочтите развязку действия.
­ Докажите, что лесть Лисицы всё более и более возрастала, а Ворона всё
более поддавалась похвале.
б) выяснения мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт:
­ Почему Лисица так хвалит Ворону?
­ Как автор показал, что Ворона на самом деле не такова, как её описывала
Лиса?
­ Какой вы можете представить себе Лисицу?
­ Какова Ворона в этой басне?
­ Почему же Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила, когда её
хвалят)
в) установление главной мысли конкретного содержания басни:
­ Как вы думаете, что хотел И.А. Крылов показать своей басней?
­ Кого он осуждает, что он осуждает?
VI. Анализ части басни, в которой заключена мораль.

­ Как можно заменить слова «лесть гнусна» (неоправданная похвала
отвратительна).
­ Слова басни «Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет
уголок», как можно сказать иначе, что означают эти слова?
­ Прочитайте первые четыре строки басни.
Сравните, наши слова и то, как автор передал свою мысль. Где эта мысль
выражена ярче и эмоциональнее?
VII. Подбор аналогии из жизни.
­ Случается ли такое в жизни? Среди ваших товарищей?
­ Если вы встретите людей, которые незаслуженно хвалят кого­то, чтобы
получить себе выгоду, кого они могут вам напомнить из персонажей басни?

Басня «Ворона и Лисица» более сложна по замыслу и своим художественно­
изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы
подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и
обязательное прочтение басни учащимися про себя.
Понимание ключевых слов басни - лесть, льстец, царь­птица, вещунья,
каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже
приоткрыть ее подтекст.
После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров
художественного слова или учителя.
Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни и
определить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой целью
подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом
учащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты,
сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновенно
происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы
вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И.А. Крылов
осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из­за
стремления к почестям и славе, из­за любви к похвалам.
Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров
диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно
предложить нарисовать 10 ­ 11 рисунков, соответствующих определенным
строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего
выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 ­ 4 рисунка. На
следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст,
иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу
каждой группы.
Однако успех работы над басней определяется рядом условий, одни из
которых является пробуждение у ученика интереса к процессу анализа басни,
внимание к развитию действия, деталей обстановки, характерам героев.

Школьника необходимо живо воспринять развитие действия, ярко представлять
образы произведения.

Поэтому очень эффективно можно использовать такой действенный
методический приём, как драматизация басни. Это позволяет активизировать
внимание детей и повысить интерес к произведению. Сама по себе драматизация ­
это деятельность, в процессе которой прочитанное воспроизводится в лицах, с
помощью отдельных средств выразительности: мимики, жеста, действия. Этапами
драматизации является полноценный художественный анализ текста, вживание в
роль (образ), результат данной работы предоставляется в лицах, что, безусловно
даёт более полное художественное освоение произведения.

Данный методический приём можно рассмотреть также на примере
фрагмента урока по драматизации басни «Ворона и Лисица»,
Приложении:
а также в
Беседа по вопросам:
­ Как вы думаете, где это происходило? (в лесу)
­ Что сделала Ворона, достав сыр?
­ Как она взобралась на ель? (взгромоздясь)
­ Почему Ворона не стала есть сыр сразу? (да призадумалась)
­ Как вам кажется, о чём задумалась Ворона?
­ Как это можно показать?
­ Кто её увидел? (лисица)
­ Что именно привлекло внимание Лисицы?
­ Как повела себя Лисица? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит)
­ Как можно это показать?
­ Что стала говорить Лисица?
­ Как она говорила? (сладко, чуть дыша)
­ Как можно сказать иначе? (тихо, с замиранием)
­ Найдите слова Лисицы, попробуйте прочитать.

В другой басне, «Кукушка и Петух», заложена идея бессмысленности
оценочных действий, если они производятся только для того, чтобы хвалить друг
друга, не обращая внимания на действительную сторону дела («Кукушка хвалит
Петуха, за то, что хвалит он Кукушку»). Эта мораль (высказанная третьим
лицом – Воробьём: «Всё ваша музыка плоха») и обобщает главную идею басни ­
важно не то, как ты понимаешь себя, а то, как тебя оценивают другие и совпадает
ли эта оценка с твоей.

Басня
«Кукушка и Петух»
идентична по замыслу некоторым
изобразительным средствам и идейной направленности басне «Ворона и Лисица»
Поэтому работу над ней необходимо вести в сравнительном плане, отдавая
инициативу высказываниям детей.
Прочитав самостоятельно басню «Кукушка и Петух», учащиеся находят
слова в тексте, в которых заключена мораль басни. При этом они поясняют, какие
человеческие пороки осуждает автор в данном произведении.
Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен «Ворона и
Лисица» и «Кукушка и Петух», в частности, показать, что общего в действиях
Кукушки, Петуха и Лисицы, т.е. чем они похожи.
Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу,
способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения,
то и в творческую лабораторию писателя:
­ Найдите слова и выражения, употребленные автором для выявления
характерных особенностей персонажей басни.
­ С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев?
­ Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносный
смысл? Каким образом автор добивается этого?
Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является
неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что,
высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка,
носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок.
Употребляет слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами для того, чтобы
ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как
постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.
Таким образом, практические особенности работы с текстом на уроке чтения
заключаются в следующем:
­ скрытая мысль (главная идея басни);
­ мораль, как обобщённое выражение идеи.

Из этого вытекают специальные этапы для разбора текста басни на уроке
чтения:
1. восприятие конкретного содержания;
2. раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц,
мотивов их поведения;
3. выяснение главной мысли конкретной части басни;
4. раскрытие аллегорий;
5. анализ морали.
Приведённый выше анализ и отдельные фрагменты уроков позволяют
говорить о широте применения басни на уроке чтения, т.е. не только как
нравственного средства воспитания, но и как эффективного способа развития
мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.

Для вы-пол-не-ния за-да-ния части 2 вы-бе-ри-те толь-ко ОДНУ из пред-ло-жен-ных тем со-чи-не-ний (2.1−2.4). В блан-ке от-ве-тов ука-жи-те номер вы-бран-ной вами темы, а затем на-пи-ши-те со-чи-не-ние в объёме не менее 200 слов (если объём со-чи-не-ния менее 150 слов, то оно оце-ни-ва-ет-ся 0 бал-лов).

Опи-рай-тесь на текст ли-те-ра-тур-ных про-из-ве-де-ний, учи-ты-вай-те по-зи-цию ав-то-ра, при-вле-кай-те не-об-хо-ди-мые тео-ре-ти-ко-ли-те-ра-тур-ные по-ня-тия, рас-кры-вай-те соб-ствен-ное ви-де-ние про-бле-мы. В со-чи-не-нии по ли-ри-ке не-об-хо-ди-мо про-ана-ли-зи-ро-вать не менее двух сти-хо-тво-ре-ний.

2.4. Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2-3 сти-хо-тво-ре-ний)?

По-яс-не-ние.

Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

2.1. Какую роль в «Слове о полку Иго-ре-ве» иг-ра-ют об-ра-зы рас-те-ний и жи-вот-ных?

Труд-но на-звать дру-гое какое-либо про-из-ве-де-ние, в ко-то-ром со-бы-тия жизни людей и из-ме-не-ния в при-ро-де были бы так тесно слиты. И это сли-я-ние, един-ство людей и при-ро-ды уси-ли-ва-ет зна-чи-тель-ность про-ис-хо-дя-ще-го, уси-ли-ва-ет дра-ма-тизм.

Трава и де-ре-вья от-зы-ва-ют-ся на по-ра-же-ние рус-ских: трава ник-нет, де-ре-вья от горя кло-нят-ся до земли или ро-ня-ют лист-ву. Автор «Слова» от-ме-ча-ет те из-ме-не-ния в при-ро-де, ко-то-рые вы-зы-ва-ют-ся в ней ходом че-ло-ве-че-ской ис-то-рии. Меж-до-усоб-ные войны Олега при-во-дят к за-пу-сте-нию пашен. В судь-бах рус-ско-го на-ро-да при-ни-ма-ют уча-стие и реки, то зо-ву-щие князя Игоря к по-бе-де, то со-чув-ству-ю-щие и по-мо-га-ю-щие ему. На-блю-да-тель-ность ав-то-ра осо-бен-но ярко про-яв-ля-ет-ся в опи-са-нии бег-ства. Игорю при-хо-ди-лось бе-жать глав-ным об-ра-зом ночью, а днем скры-вать-ся в гу-стых при-бреж-ных за-рос-лях степ-ных рек. О по-го-не пре-ду-пре-жда-ли чут-кие к при-бли-же-нию че-ло-ве-ка го-го-ли, чайки. По их по-ве-де-нию Игорь мог су-дить о том, все ли кру-гом спо-кой-но.

Зна-ние степ-ной при-ро-ды ска-зы-ва-ет-ся и там, где автор «Слова» го-во-рит, что дятлы своим сту-ком ука-зы-ва-ли Игорю путь к реке. Степ-ную реку, за-пря-тав-шу-ю-ся в глу-бо-кой до-ли-не, из-да-ли не видно, не видно и де-ре-вьев, рас-ту-щих в степи толь-ко по бе-ре-гам рек, но на при-сут-ствие де-ре-вьев, а сле-до-ва-тель-но, и реки, Игорю ука-зы-вал да-ле-ко слыш-ный в степи «тект» дят-лов.

Между при-ро-дой и че-ло-ве-ком сти-ра-ют-ся гра-ни-цы. Люди по-сто-ян-но срав-ни-ва-ют-ся с пти-ца-ми и зве-ря-ми: с ту-ра-ми, со-ко-ла-ми, во-ро-на-ми, ку-куш-кой.

Союз при-ро-ды и че-ло-ве-ка, с такою силою раз-вер-ну-тый в поэме, - союз по-э-ти-че-ский. При-ро-да для ав-то-ра «Слова» - ги-гант-ский ре-зер-ву-ар по-э-ти-че-ских средств и свое-об-раз-ное «му-зы-каль-ное со-про-вож-де-ние», при-да-ю-щее осо-бен-но силь-ное по-э-ти-че-ское зву-ча-ние его дей-ствию.

2.2. Какие черты клас-си-циз-ма при-су-щи ко-ме-дии Д. И. Фон-ви-зи-на «Не-до-росль»?

Клас-си-цизм - ли-те-ра-тур-ное на-прав-ле-ние, ос-но-ван-ное на прин-ци-пах фи-ло-соф-ско-го ра-ци-о-на-лиз-ма, иде-а-ле гар-мо-нии и меры, стро-гом со-блю-де-нии нор-ма-тив-но-сти в по-э-ти-ке, под-ра-жа-нии об-раз-цам ан-тич-ной сло-вес-но-сти, вере в че-ло-ве-че-ский разум. Гар-мо-ния со-дер-жа-ния и формы, стро-гое де-ле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных, ис-поль-зо-ва-ние «го-во-ря-щих» фа-ми-лий, пра-ви-ла «трех единств», со-блю-де-ние иерар-хии жан-ров - вот ос-нов-ные черты клас-си-циз-ма.

Рус-ский клас-си-цизм от-ли-ча-ет са-ти-ри-че-ская на-прав-лен-ность про-из-ве-де-ний, пре-об-ла-да-ние на-ци-о-наль-но-ис-то-ри-че-ской те-ма-ти-ки над ан-тич-ной.

Д. И. Фон-ви-зин со-блю-да-ет в «Не-до-рос-ле» един-ство места и вре-ме-ни: все со-бы-тия ко-ме-дии раз-во-ра-чи-ва-ют-ся в доме гос-по-жи Про-ста-ко-вой и дей-ствие про-ис-хо-дит в те-че-ние 24 часов. Но автор ко-ме-дии на-ру-ша-ет един-ство дей-ствия, так как в про-из-ве-де-нии два кон-флик-та: бы-то-вой и со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ский. Герои ко-ме-дии де-лят-ся на от-ри-ца-тель-ных (гос-по-жа Про-ста-ко-ва, гос-по-дин Ско-ти-нин) и по-ло-жи-тель-ных (Милон, Ста-ро-дум, Софья). Автор на-де-ля-ет ге-ро-ев «го-во-ря-щи-ми» фа-ми-ли-я-ми: Прав-дин, Ско-ти-нин, Враль-ман. По-ло-жи-тель-ные герои - Ста-ро-дум, Софья, Милон - го-во-рят пра-виль-ным ли-те-ра-тур-ным язы-ком, их речь по-учи-тель-на; от-ри-ца-тель-ные же герои ис-поль-зу-ют про-сто-реч-ные слова, бран-ную лек-си-ку, их речь более живая

Ко-ме-дия имеет вос-пи-та-тель-ную на-прав-лен-ность, так как в ней за-тра-ги-ва-ют-ся важ-ней-шие во-про-сы вос-пи-та-ния граж-да-ни-на, об-ра-зо-ва-ния, нрав-ствен-но-сти, про-из-во-ла по-ме-щи-ков. Ко-ме-дия но-си-ла зло-бо-днев-ный ха-рак-тер, ведь Д. И. Фон-ви-зин по-ка-зал все тя-го-ты кре-пост-но-го права, не-до-стат-ки обу-че-ния. Эта пьеса стала пред-ше-ствен-ни-цей ко-ме-дии А. С. Гри-бо-едо-ва «Горе от ума».

2.3. В чем со-сто-ят осо-бен-но-сти жанра басни (на при-ме-ре 2−3 басен И. А. Кры-ло-ва)?

Ба́сня - сти-хо-твор-ное или про-за-и-че-ское ли-те-ра-тур-ное про-из-ве-де-ние нра-во-учи-тель-но-го, са-ти-ри-че-ско-го ха-рак-те-ра. В конце басни со-дер-жит-ся крат-кое нра-во-учи-тель-ное за-клю-че-ние - так на-зы-ва-е-мая мо-раль. Дей-ству-ю-щи-ми ли-ца-ми обыч-но вы-сту-па-ют жи-вот-ные, рас-те-ния, вещи. В басне вы-сме-и-ва-ют-ся по-ро-ки людей. В басне Кры-ло-ва «Волк на псар-не» ге-ро-ем ста-но-вит-ся Волк, но это, ко-неч-но, ал-ле-го-рия. Ал-ле-го-рия – ино-ска-за-ние – одна из ха-рак-тер-ных осо-бен-но-стей басни. В об-ра-зе Волка вы-сме-и-ва-ют-ся че-ло-ве-че-ские по-ро-ки: хит-рость, жад-ность, плу-тов-ство, лжи-вость и дру-гие. Разве мало по-хо-жих на Волка людей, ко-то-рые не прочь по-ла-ко-мить-ся за чужой счет, но в слу-чае опас-но-сти будут лю-бы-ми спо-со-ба-ми вы-кру-чи-вать-ся и пы-тать-ся из-бе-жать на-ка-за-ния. В басне «Во-ро-на и Ли-си-ца» вы-сме-и-ва-ют-ся ли-це-ме-рие, под-ха-лим-ство, не-уме-ние от-ли-чать ис-крен-ние чув-ства от на-пуск-ных.

Осо-бен-но-сти жанра басня:

а) глав-ные герои басни - пред-ста-ви-те-ли жи-вот-но-го мира, на-зва-ния жи-вот-ных пи-шут-ся с боль-шой буквы, таким об-ра-зом, автор про-во-дит па-рал-лель с миром людей и при-бе-га-ет к та-ко-му при-е-му, как оли-це-тво-ре-ние;

б) в на-зва-нии басни чаще всего за-клю-че-но про-ти-во-по-став-ле-ние, от-сю-да чет-кое деле-ние ге-ро-ев на по-ло-жи-тель-ных и от-ри-ца-тель-ных;

в) автор не опи-сы-ва-ет пер-со-на-жей, по-то-му что сам пер-со-наж го-во-ря-щий и из-лиш-няя ха-рак-те-ри-сти-ка не тре-бу-ет-ся, это на-стра-и-ва-ет чи-та-те-ля на опре-де-лен-ное раз-ви-тие сю-же-та и фор-ми-ру-ет у него опре-де-лен-ный чи-та-тель-ский го-ри-зонт ожи-да-ния, по-это-му уже в на-ча-ле про-из-ве-де-ния чи-та-тель от-да-ет свои сим-па-тии ка-ко-му-либо пер-со-на-жу;

г) язык басен прост и бли-зок к раз-го-вор-но-му, это де-ла-ет басню до-ступ-ной широ-кому кругу чи-та-те-лей;

д) в басне ис-поль-зу-ет-ся ал-ле-го-рия; такой язык басен в ли-те-ра-ту-ро-ве-де-нии был на-зван «эзо-пов язык» (по имени ро-до-на-чаль-ни-ка басни древ-не-гре-че-ско-го фи-ло-со-фа Эзопа);

е) в на-ча-ле про-из-ве-де-ния либо в конце обя-за-тель-на мо-раль, ко-то-рая оформ-ля-ет-ся либо как вывод ав-то-ра и, сле-до-ва-тель-но, стоит особ-ня-ком от са-мо-го тек-ста басни, либо мо-раль за-клю-че-на в сло-вах од-но-го из пер-со-на-жей.

2.4 .Как рас-кры-ва-ет-ся в ли-ри-ке А. С. Пуш-ки-на тема твор-че-ства, поэта и по-э-зии (на при-ме-ре 2−3 сти-хо-тво-ре-ний)?

Тема поэта и по-э-зии была ве-ду-щей в твор-че-стве Пуш-ки-на на про-тя-же-нии всей его жизни. Ме-ня-лись иде-а-лы сво-бо-ды, твор-че-ства, вдох-но-ве-ния, сча-стья, но по-сто-ян-ной оста-ва-лась тема по-э-ти-че-ско-го при-зва-ния и на-зна-че-ния поэта и по-э-зии в об-ще-ствен-ной жизни. В сти-хо-тво-ре-нии «Поэт и толпа» (1828) про-во-дит-ся мысль об из-бран-но-сти, от-вер-жен-но-сти и не-под-куп-но-сти твор-ца, об-ли-ча-ет-ся стрем-ле-ние не-бла-го-дар-ной толпы по-всю-ду ис-кать прак-ти-че-скую поль-зу («печ-ной гор-шок тебе до-ро-же»). Мотив из-бран-ни-че-ства поэта зву-чит и в сти-хо-тво-ре-нии «Арион» (1827), в ос-но-ве ко-то-ро-го лежит из-вест-ный ан-тич-ный миф о древ-не-гре-че-ском певце Ари-о-не. Та же идея, но более по-э-ти-че-ски четко вы-ра-же-на в сти-хо-тво-ре-нии «Про-рок» (1826). Ли-ри-че-ский герой «вла-чит-ся» в «пу-сты-не мрач-ной», «томим ду-хов-ной жаж-дой», жаж-дой твор-че-ства. Вдруг по-яв-ля-ет-ся се-ра-фим, по-слан-ник Бога, на-де-ля-ю-щий поэта сверх-слу-хом, сверх-зре-ни-ем, что сим-во-ли-зи-ру-ет на-пря-жен-ную ду-хов-ную жизнь поэта, муки его со-ве-сти и твор-че-ства.

Татьяна КАЛГАНОВА

Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения - значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” - “Я без души
Лето целое всё пела”. -
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

Почему эти басни можно сравнивать?

Какая басня написана стихами, какая - прозой?

Кто герои басен?

Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность .

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле . Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями .

Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство - в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень - всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека - якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) - эзопов язык .

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне - это Кутузов.

Сравните внешний вид волка и его речи.

Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии - место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.................................................
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane , Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

  • 4.Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.
  • 5.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.
  • 6.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.
  • 7.Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.
  • 8.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.
  • 9.Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.
  • 10.Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
  • 11.Психологические особенности восприятия художественного произведения. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
  • 12.Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
  • 13.Качества полноценного навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
  • 14.Технология продуктивного чтения. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения.
  • 15.Методика чтения рассказов
  • 16.Методика чтения сказок в начальных классах.
  • Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
  • 17.Методика чтения басен
  • 18.Методика чтения стихотворений.
  • 19.Методика чтения научно-популярных произведений.
  • 20.Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
  • 21.Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
  • 22.Словарная работа на уроках литературного чтения.
  • 23.Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
  • 24.Методика обучения младших школьников выразительному чтению.
  • 25.Диагностика учебных достижений младших школьников по литературному чтению.
  • 26.Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
  • 27.Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
  • 28.Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе.
  • 29.Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.
  • 30.Методика изучения темы «Состав слова».
  • 31.Методические основы формирования у учащихся грамматических понятий. Методика работы над грамматическими определениями и терминами.
  • 32.Методика изучения имени существительного в начальных классах.
  • 33.Методика изучения имени прилагательного в начальных классах.
  • 34.Методика изучения глагола в начальных классах.
  • 17.Методика чтения басен

    Басня-одна из форм эпического жанра(по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

    Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

    Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

    а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).

    б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это - пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

    Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

    Один из центральных вопросов анализа басни в I-III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

    В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

    Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду»1.

    Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,- пишет Л. В. Занков,- как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

    И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни.

    Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.

    Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа.

    Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.

    Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.

    Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:

    I. Подготовительная работа

    2) Викторина по материалу прочитанных басен.

    3) Беседа о повадках животных - действующих лицах басни, которую предстоит читать.

    II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

    Беседа эмоционально-оценочного плана.

    III. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

    2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

    3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

    IV. Раскрытие аллегории.

    V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

    VI. Аналогия из жизни.

    Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

    Очень многое для понимания учащимися идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», целесообразно поставить второклассникам вопрос: «Кому ив действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т. е. приступить к анализу.

    Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.

    Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда эта оценка выражена только одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» - вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

    Разделы: Начальная школа

    Цели:

    • Образовательные:
    1. Заинтересовать учащихся личностью и творчеством И.А. Крылова
    2. Закреплять понятия литературной теории: басня, мораль, творчество.
    • Развивающие:
    1. Развивать у учащихся устную речь.
    2. Способствовать эмоциональному восприятию басен.
    3. Отрабатывать навыки выразительности речи.
    • Воспитательная: Воспитывать любовь к литературе, умение различать положительное и отрицательное в поступках героев басен И. Крылова.

    Оборудование:

    • Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова “Родная речь” 3 класс 1 часть М.: Просвещение, 2007 год
    • компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран, презентация по теме: “Творчество И.А. Крылова. Басня “Ворона и лисица”, карточки для индивидуальной работы.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    – Садитесь, ребята, начинаем урок.

    Слайд 2

    II. Сообщение темы и цели урока

    – Вспомним, что такое творчество?

    (Творчество – деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)

    Слайд 3

    III. Сообщение об авторе

    – 13 февраля 1768 г. – родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. 21 ноября 1844 г. – Иван Андреевич Крылов умирает.

    Слайд 4

    – Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

    – Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце?

    Слайд 5

    Выставка книг.

    – Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов? Рассмотрите книги.

    Слайд 6

    – Что такое басня?

    (Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)

    – Что общего у всех басен?

    – Где заключен главный смысл басни? (В морали.)

    – Что же такое мораль?

    (Мораль – нравоучение в баснях.)

    Слайд 7

    IV. Проверка домашнего задания

    – Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.

    – Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?

    Слайд 8

    V. Сообщение темы урока

    – Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Послушайте ее. (Приложение 2 .)

    (Дети слушают басню в записи..)

    Слайд 9

    VI. Словарная работа

    • Вещуньина – предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
    • Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что–нибудь высокое.

    Слайд 10

    VII. Работа над содержанием басни

    1. Прочитайте басню еще раз про себя (учебник, c. 137–138.).

    Слайд 11

    1. Словарь – наоборот

    Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
    Не на пользу – но только все не впрок
    Нашел случайно, без особого труда – Бог послал
    Очень близко – близехонько
    Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
    Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
    Трудно стало дышать – в зобу дыханье сперло
    Очень громко – во все горло
    Исчезла, скрылась – была такова

    Слайд 12

    1. Выборочное чтение

    – Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?

    Дети описывают ворону по рисунку.

    – А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.

    ("Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!
    Какие перышки! Какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!".)

    – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)

    – В каких словах заключена мораль басни?

    ("Уж сколько раз твердили миру,
    Что лесть гнусна, вредна,
    Но только все не впрок,
    И в сердце льстец всегда отыщет уголок"..)

    Слайд 13

    – Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.

    Льстивый, склонный к лести (Лису.)
    Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
    Высокомерный (Ворону)
    Неискренний (Лису)
    Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
    Неправдивый, лживый (Лису)
    Хитрый (Лису)
    Глупый (Ворону)
    Льстивый (Лису)
    Доверчивый (Ворону)

    – Скажите, какая ворона?
    – А лисица?

    Слайд 15

    VIII. Работа над выразительностью по частям

    ВОРОНА И ЛИСИЦА

    Уж сколько раз твердили миру, |
    Что лесть гнусна, | вредна; ||
    но только все не впрок, ||
    И в сердце льстец всегда отыщет уголок. |||

    _____________________–_________________

    Вороне где-то бог послал кусочек сыру; |
    На ель Ворона взгромоздясь,|
    Позавтракать было совсем уж собралась, ||
    Да призадумалась,| а сыр во рту держала. |||

    На ту беду, Лиса близехонько бежала; ||
    Вдруг сырный дух Лису остановил: ||
    Лисица видит сыр, | Лисицу сыр пленил. ||
    Плутовка к дереву на цыпочках подходит; ||
    Вертит хвостом, | с Вороны глаз не сводит |
    И говорит так сладко, чуть дыша:||

    (При чтении третьей части обратить внимание детей на обилие слов с ласкательным суффиксом, это поможет раскрыть характер Лисы)

    "Голубушка, | как хороша! ||
    Ну что за шейка,| что за глазки! ||
    Рассказывать, | так, право, | сказки! ||
    Какие перышки! | какой носок! ||
    И верно, | ангельский быть должен голосок!||
    Спой, | светик, | не стыдись! ||
    Что ежели, | сестрица, |
    При красоте такой и петь ты мастерица, – ||
    Ведь ты б у нас была царь-птица!" |||

    (Эта часть показывает Ворону в самом неприглядном виде. Пришла в восторг от льстивых речей Лисы (показать это выразительностью чтения)

    Вещуньина с похвал вскружилась голова, |
    От радости в зобу дыханье сперло, – ||
    И на приветливы Лисицыны слова |
    Ворона каркнула во все воронье горло: ||

    Сыр выпал || – с ним была плутовка такова. |||

    Слайд 16

    IX. Чтение басни по ролям

    – Послушаем басню еще раз.

    Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.

    (Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз)

    Слайд 17

    X. Закрепление

    “Угадай-ка”

    – Какие герои басен здесь зашифрованы?

    И-И-А (Лисица)
    -О-О-А (Ворона)

    Слайд 18

    Т-Е-О-А (Стрекоза)
    -У-А-Е- (Муравей)

    Слайд 19

    Б-З- -Н- (Обезьяна)

    Слайд 20

    Черный ящик

    – В черном ящике лежит предмет, с помощью которого можно увидеть, "что это там за рожа". (Зеркало)

    В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)

    Слайд 21

    Работа по карточкам (Приложение)

    – Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.

    Слайд 22

    – Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.

    Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.

    Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)

    – Проверим себя.

    Слайд 23

    Бюро находок

    – В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.

    Сыр – “Ворона и лисица”
    Очки – “Мартышка и очки”
    Зеркало – “Зеркало и обезьяна”

    Слайд 24

    Кроссворд

    1. Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська. )
    2. Вспомните и назовите, героиню басни “Квартет”. (Мартышка)
    3. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей. )
    4. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)
    5. Кто, восхвалял Петуха, “не боясь греха”? (Кукушка)
    6. Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона )
    7. Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна )
    8. Еще один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак )

    Слайд 25

    XI. Итог

    – Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

    Как вы бы оценили свою работу, выбирая для оценки “очень активно”, “активно”, “хорошо”?

    – Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

    – Какие же пороки любил "пощипать" Крылов?

    – Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

    – Нужно ли изучать басни?

    – Чему они учат?

    Слайд 26

    XII. Домашнее задание

    – Выучить наизусть басню И.А. Крылова “Ворона и лисица”

     


    Читайте:



    Завершился вывод войск ссср из афганистана

    Завершился вывод войск ссср из афганистана

    В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

    Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

    Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

    Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

    К чему снится племянница

    К чему снится племянница

    Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

    Репейник: толкование сновидения

    Репейник: толкование сновидения

    Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

    feed-image RSS