Главная - Унитазы
Упражнения для слепого 10 пальцевого метода. Слепая печать: бесплатные клавиатурные тренажеры онлайн

Все ПК, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырех рядов: верхний ряд - цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, наиболее часто повторяющимися в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й - основным, 3-й - верхним, 4-й - цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нем расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведенной им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Пальцы на клавишах основного ряда распределяются следующим образом (см. рисунок):

  • левая рука: мизинец - ф, безымянный - ы, средний - в, указательный - а;
  • правая рука: указательный - о, средний - л, безымянный - д, мизинец - ж.

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • к левому указательному пальцу - а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному - о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему - у, в, с;
  • к правому среднему - ш, л, б;
  • к левому безымянному - ц, ы, ч;
  • к правому безымянному - щ, д, ю;
  • к левому мизинцу - й, ф, я;
  • к правому мизинцу - з, ж, э, х, ъ.
  • Большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учета регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы - это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5-10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различны.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание на следующие клавиши: Backspace, Delete, Enter, Space.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Ее также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.
Десятипальцевый метод печати на компьютере (
* Мизинец левой руки - 1йфя
* Безымянный левой руки - 2цыч
* Средний левой руки - 3увс
* Указательный левой руки - 45камепи
* Указательный правой руки - 67нртгоь
* Средний правой руки - 8шлб
* Безымянный правой руки - 9щдю
*Мизинец правой руки - 0зжхэъ

Большие пальцы - нажимает на пробел большой палец той руки, которая противоположна последней "рабочей" руке. Проще говоря, если буква перед пробелом была набрана каким-либо пальцем левой руки, то пробел жмется правым большим пальцем, если правой - соответственно, левым.


1. Правила слепого метода печати

Если вы решили освоить слепой метод печати, то сразу запомните два главных правила:
Во время набора текста на клавиатуру смотреть нельзя!
Каждый палец должен нажимать только «свои» клавиши!

Никогда не нарушайте эти принципы. Даже если какая-то клавиша окажется для вас «сложной», все равно не подглядывайте. Так вы лишь запомните неправильный алгоритм (подсмотрел - нажал), который отложится у вас в голове, и переучиваться будет крайне сложно! Пусть у вас будут ошибки, их же легко исправить. Со временем точность набора будет только возрастать.

2. Расположение рук на клавиатуре
2.1 Правила набора

Расположение рук при десятипальцевом методе набора вслепую одинаково для печати на любом языке. Мы будем рассматривать частный случай - русскую клавиатуру.

Итак, на любой клавиатуре кнопки располагаются в шесть рядов. Самый верхний - вспомогательный, он не используется при печати вслепую, поэтому о нем можно вообще забыть.

Самый нижний (нулевой) - ряд с клавишами «пробел», «Alt», «Ctrl» и другие.

Четвертый ряд - ряд цифр, он используется достаточно редко. Чаще всего при наборе цифр прибегают к цифровой клавиатуре, расположенной справа от основной, а второй ряд опять же не используется. Это можно объяснить тем, что пальцам приходится далеко тянуться - это замедляет скорость печати. Да и количество опечаток возрастает. Все же освоить второй ряд стоит, но акцентировать на нем внимание не нужно.

Существуют разные методики положения рук, но основная хорошо видна на рисунке:

Основное положение пальцев на клавиатуре - опорный ряд клавиатуры: ФЫВА (мизинец, безымянный, средний, указательный - пальцы левой руки) и ОЛДЖ (указательный, средний, безымянный, мизинец - пальцы правой руки). Вначале обучения пальцы должны лежать на «своих» клавишах, но со временем они перестанут опираться на клавиши, а начнут висеть над ними на расстоянии нескольких миллиметров. Это произойдет само по себе, как результат перехода на более высокий уровень профессионализма. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, кроме вреда, это ничего не принесет.


Для контроля положения рук на клавишах [А] и [О] существуют небольшие выступы. Ощущая их указательными пальцами правой и левой руки, вы сможете контролировать правильность положения рук на опорном ряду.

2.2 Вспомогательные клавиши

Для начала стоит освоить клавиши , , , , , и [Пробел].

Клавиша , использующаяся для удаления символов, находящихся слева от курсора, находится в четвертом ряду, ряду цифр, и всегда нажимается мизинцем правой руки.

Клавиша также нажимается мизинцем правой руки. В очень редких случаях (при больших размерах рук) позволительно нажимать эту клавишу безымянным пальцем.

Клавиша нажимается мизинцем левой руки.

Клавиша используется для перехода в верхний регистр (набора заглавных букв). Таких кнопок на клавиатуре две: одна слева, вторая справа. Используются они следующим образом:
если вам нужно набрать символ верхнего регистра правой рукой, то вы нажимаете левый левым мизинцем. Например, клавиши «О», «Ю», «Г», «Т» и т.д.
если вам нужно набрать символ верхнего регистра левой рукой, то вы нажимаете правый правым мизинцем. Например, клавиши «А», В», «Я», «М» и т.д.

Клавиша может использоваться при смене языка (например, с русского на английский). Таких кнопок тоже две - справа и слева. Они нажимаются правым и левым мизинцем соответственно.

Клавиша практически не используется при слепом наборе (для смены языка используются клавиши Ctrl+Shift). Их также две, которые при необходимости можно нажимать большими пальцами.

Клавиша [Пробел] одна из самых часто нажимаемых. Она набирается большим пальцем левой или правой руки (как вам удобнее). Если вы правша, то, скорее всего, вам будет удобнее нажимать пробел большим пальцем правой руки.

2.3 Основные клавиши

Правильное расположение рук при печати вслепую можно посмотреть на рисунке выше. Как видно, указательные пальцы принимают основную нагрузку на себя, как самые подвижные пальцы руки. Именно им приходится нажимать самые популярные буквы русского языка («а», «о», «р», «м», «и», «п» и другие) - так устроена русскоязычная клавиатура. Также тяжело приходится мизинцу правой руки - такова участь россиян: в нашем алфавите больше букв, чем в английском.

Запоминать расположение кнопок клавиатуры стоит в таком порядке:
сначала все «свои» кнопки изучает левый указательный палец, после этого - правый;
далее отрабатывается работа среднего пальца левой руки, после этого - правого;
левый безымянный палец, после него - правый;
левый мизинец, после него - правый.

3. Полезные материалы

Научиться печатать вслепую можно и самому. Для этого просто откройте любую книгу и начинайте ее печатать. На первых страницах вы запомните, какой палец какую клавишу нажимает. А еще чуть позднее вы добьетесь автоматизма, пальцы уже сами начнут нажимать нужные кнопки. Но такой метод обучения очень сложны, он не каждому под силу.

Поэтому я рекомендую два полезных источника, которые помогут вам освоиться. В них собраны пошаговые упражнения, которые позволяют более просто изучать десятипальцевый метод набора вслепую. Особенное внимание прошу уделить первому источнику - книге Холкина Владимира Юрьевича Десятипальцевый метод набора вслепую на компьютере. Я сам учился по ней и очень благодарен автору за то, как просто и понятно в книге объясняется принцип слепой печати.

3.1 Книга Холкина В.Ю .

Правила набора вслепую

1) На период обучения вам, к сожалению, придется расстаться со своими неимоверно красивыми, но чересчур длинными, ногтями. Возможно, в дальнейшем вы сможете печатать не подушечками пальчиков, а ноготками, но начинать лучше с простого. Лучше всего, если выши ногти будут недлинными и закругленными. Сейчас — самое лучшее время опробовать французский маникюр. Он неброский, элегантный и легко сочетается с любым нарядом.

2) Не смотрите на клавиатуру. Должна работать не зрительная память, а ваши пальцы. Всю работу тут выполняет мышечная память, используя тактильные ощущения пальцев. Если пальцы запомнят расположение клавиш, печатать будет гораздо проще. Если вам трудно сдеражаться и вы время от времени все таки поглядываете на клавиатуру, советуем воспользоваться маленькой хитростью. Возьмите самоклеящуюся бумагу (которую потом можно легко снять) и заклейте все клавиши. Тогда вы быстро отвыкните посматривать вниз, ибо все равно ничего там не увидите.

3) Держите руки в правильной позиции (ФЫВА ОЛДЖ). Левая рука (мизинец, безмянный, средний и указательный) на буквах ФЫВА, правая — ОЛДЖ.

На рисунке ниже пальцы и их «ответственная зона» выделены одним цветом.

4) Большие пальцы обслуживают пробел по-очередно, т.е. если последнюю клавишу (букву, знак в предложении) вы нажали левой рукой, то и левый большой палец нажимает пробел и наоборот. В «периоде покоя» большие пальцы зависают в воздухе над клавишей пробела.

5) Нажатие клавиши производится ближайшим пальцем, при нажатии смещается только один палец, после чего он возвращается в начальную позицию. Таким же образом вводятся и заглавные буквы, однако при этом мизинец свободной руки удерживает зажатой клавишу Shift.

6) Не ставьте перед собой цель запомнить, где какая буква расположена на клавиатуре, главное - запомнить, каким пальцем и какое движение нужно сделать, чтобы набрать нужный символ. В своем подсознании вы должны соединить движения пальцев с определенной буквой.


Многие современные пользователи персонального компьютера или ноутбука, которые постоянно сталкиваются с печатанием текста, наверняка удивятся тому факту, что слепой метод набора существует 125 лет! Широко растиражированный в американских фильмах десятипальцевый метод набора является отличным решением для повышения эффективности и пригодится сегодня каждому. В большой степени именно этим объясняется наличие многих материалов, обучающих слепой печати, в интернете, онлайн-уроков и клавиатурных тренажеров для увеличения скорости печатания.

Что это такое?

Слепой метод печати (машинопись, американский слепой десятипальцевый метод набора, в английском языке также встречаются варианты сенсорный ввод и метод сенсорного набора) – клавиатурный ввод текста, при котором человек не смотрит на клавиши. А печать 10 пальцами осуществляется через развитие мышечной памяти путем постоянной практики.

История метода

Слепой метод набора стал известен благодаря Ф. Э. Макгуррину, который работал в суде г. Солт-Лейк-Сити стенографистом. Этот человек, практиковавший им же разработанный метод быстрой десятипальцевой печати, 25 июля 1888 г. выиграл соревнование на скорость набора текста у оппонента, который использовал зрячий восьмипальцевый метод. Это событие было широко описано в периодической прессе, в результате чего сильно возросла популярность печатных машинок. Прославился и сам метод печати (Википедия).

Расположение клавиш на современных клавиатурах в основном стандартизовано, но некоторые производители порой прибегают к нестандартному виду, что затрудняет привыкание и набор при смене рабочей станции. Изначально символы на клавишах, в первую очередь буквы, не имели привычного для нас расположения QWERTY, а были сделаны в два ряда в алфавитном порядке. Это порождало проблему со сцеплением рычагов друг с другом и привело к изобретению Кристофером Шоулзом в 1868 г. раскладки QWERTY. Особенностью такой клавиатуры было то, что клавиши с наиболее часто встречаемыми в английском языке буквосочетаниями были размещены максимально далеко друг от друга, что позволяло избежать переплетения рычагов и сделать процесс печатания более комфортным. Именно на машинке с таким расположением и победил в соревновании Ф. Макгуррин, что прославило QWERTY. Сегодня специалисты критикуют такую раскладку за неудобность, предлагая альтернативные (Дворак, Коулмак), но по популярности они значительно уступают традиционной.

Российская ЙЦУКЕН не имела схожих с алфавитными и QWERTY-клавиатурами проблем, она изначально была максимально удобной для печати, так как самые часто употребляемые буквы находились в центре, к ним легко было дотянуться указательным пальцем.

Преимущества слепого десятипальцевого метода печати

Компьютерные технологии настолько прочно вошли в обиход, что мы не можем представить без них свою жизнь. Когда нужно подготовить реферат по университетскому курсу, когда нужно найти интересующую информацию в Интернете мы в первую очередь обращаемся к устройствам ввода (клавиатура и мышь). От скорости набора во многом зависит трудоемкость выполняемого задания и затрачиваемое время. Исходя с этого первый плюс слепого набора в том, что сосредотачиваясь на тексте, а не на клавишах, значительно повышается концентрированность, внимательность, удается избежать рассеянности. Также, таким образом, легче работать в плохо освещенном помещении.

Во-вторых, при десятипальцевом наборе, не глядя на клавиатуру, значительно возрастает скорость печатания. Для каждого она уникальна, но бесспорно выше, чем у человека, который ее не использует. Для русской раскладки рекорд по количеству введенных правильных символов при слепой печати (официально внесенный в Книгу рекордов Гинесса) установлен М. Шестовым и составляет 720 символов в минуту. Очевидно, что применяя скоропечатание, работа по набору текста станет более легкой, так как вам удастся в некоторой мере автоматизировать процесс. Это очень важно, если каждый день вы сталкиваетесь с необходимостью набирать большие тексты, ведь теперь это будет менее энергозатратно, а эффективность возрастет.

В-третьих, при правильном быстром наборе, как это ни странно, значительно сокращается количество допускаемых ошибок и опечаток.

В-четвертых, важным преимуществом, на котором порой акцентируют внимание авторы разнообразных тренажеров, является физическое удобство. Отсутствие необходимости переводить взгляд с клавиатуры на дисплей и назад способствует сбережению зрения, сохранению мышечного тонуса шеи, здоровой осанке. Использование десятипальцевого метода задействует в процессе работы все пальцы рук, что также позволяет уберечься от профессиональных болезней.

Методика обучения слепому методу печати

Преимущества слепого десятипальцевого метода печати неоспоримы. Большая скорость набора для всех людей, работающих с компьютером, прямо пропорционально связана с эффективностью и количеством затрачиваемого на выполнение работы времени.

Интересным есть тот факт, что в США слепой печатью владеет 95 % людей, ведь обучать этому начинают еще в начальной школе. Помочь развивать этот навык призваны также многочисленные программы: от детских флеш-игр до платных многофункциональных клавиатурных тренажеров для взрослых. В Западной Европе обучение десятипальцевому методу набора текста также входит в образовательную программу. А вот у нас этим полезным навыком похвастаться может далеко не каждый, несмотря на то, что, как утверждают специалисты в области обучения машинописи, научится печатать быстро, может каждый.

1. «Домашние» клавиши

Десятипальцевый набор основывается на том, что за каждым пальцем закреплены «свои» клавиши, которые должны нажиматься именно им. По сути, процесс развития навыка сводится к постоянной тренировке «мышечной» памяти. Для того чтобы научиться быстро печатать вслепую, первым делом нужно запомнить как должны располагаться пальцы на клавиатуре – так называемые «домашние» клавиши.

Исходное положение левой руки (стандартная русская раскладка клавиатуры): мизинец на клавише «Ф», безымянный на «Ы», средний на «В», указательный на «А». Стартовая позиция для правой руки: мизинец на «Ж», безымянный на «Д», средний на «Л», указательный на «О». Большие пальцы обеих рук располагаются на пробеле. Для большего удобства практически все производители компьютерной техники делают специальные выступы на клавишах «А» и «О», так что даже не глядя на клавиатуру, вы сможете легко найти «домашнюю» строку и всегда вернуть пальцы в исходное положение.

2. За каждым пальцем закреплены свои клавиши

Помимо «домашних» клавиш каждому пальцу отводятся, как правило, кнопки над и под исходной. Первое время научить себя печатать именно так очень трудно в силу неестественности положения при отдельных нажатиях, но позже с практикой придет и удобство.

Пример 1. Классическая схема соответствия клавиш пальцам

Пример 2. Модифицированная схема соответствия клавиш пальцам

Во втором варианте по данным Андрея Михайлова (Хабрахабр) не нужно подсовывать левый мизинец под безымянный.

3. Постоянная практика

Практика приводит к совершенству. Попробуйте закрыть глаза и, расположив пальцы на домашней строке, напечатать свое имя и фамилию на чистом листе. Продолжайте практиковаться до тех пор, пока это не будет удаваться вам без ошибок. Потом перейдите к простым предложениям, например «Мама мыла раму» или «У меня есть яблоко». Старайтесь не смотреть при этом на клавиатуру. Будьте настойчивы – получится не сразу. Если занятие начинает раздражать, сделайте перерыв и продолжите позже.

4. Специальные программы-тренажеры

Для дальнейшего развития навыка можно воспользоваться множеством как платных, так и бесплатных программ, которые помогут выучить расположение клавиш и быстро набирать текст, выработать пальцевую моторику. Детально о плюсах и минусах клавиатурных тренажеров можно .

  • Не спешите на ранних этапах обучения. Высокая скорость набора придет позже в результате практики. Сначала важно запомнить расположение клавиш и научиться печатать без ошибок, остальное – дело техники.
  • Нажимайте на соответствующие клавиши только соответствующими пальцами. Это может быть не совсем удобно в начале, но когда выработается привычка, будет гораздо легче. Хотя если вам удобнее «изменить назначение» отдельных пальцев, можно попробовать воспользоваться своей методикой.
  • Учитесь не смотреть на клавиатуру. Точнее отучивайтесь от этого, если необходимо – используйте подручные средства чтобы скрыть ее.
  • Держите пальцы близко к базовой позиции. В движениях пальцев и кистей рук не должно быть хаотичности, только естественность.
  • Отмечайте свой прогресс. Большинство программ автоматически считают количество символов в минуту и ошибок. Когда вы в достаточной мере научитесь слепой печати, сыграйте с собой в игру – завяжите глаза и напишите произвольный текст, а потом проверьте.
  • При вводе держите спину ровно, а голову прямо перед экраном.
  • Если вы используете стационарный компьютер, то будет удобнее, если вы будете держать клавиатуру чуть правее монитора, как показано на картинке ниже для правого компьютера (инф. Хабрахабр):

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

Все мы помним старые фильмы, где частенько показывали компьютерных гениев, которые умудрялись одновременно быстро печатать, смотря в монитор, разговаривать с главным героем и прихлебывать кофе. Тогда это казалось не очень возможным, однако же, на самом деле это не так. Слепой десятипальцевый метод печати существует уже много лет! Так как же быстро научиться этому чудесному методу?

Существует огромное количество программ-тренажеров для обучения слепому десятипальцевому методу, как платных, так и бесплатных: Stamina, Клавиатурный тренажер АК, Соло на Клавиатуре и многие другие. Кроме программ существуют еще онлайн-тренажеры слепой печати, например, сайт ВСЕ10 или сервис Ergosolo . Принцип их работы тот же, что и в обычных программах, только перенесен в Ваш браузер. Все это уже дает хороший багаж для старта по сравнению с недавним временем, когда слепой печати учились по книгам (например, Соло на Машинке, первая книга создателя Соло на Клавиатуре)! Однако, прежде чем приступать к обучению, следует узнать несколько простых правил.

Правило №1: следите за осанкой

И не надо удивляться.– первый инструмент поднятия производительности при печати! Запомните, что сидеть надо так, чтобы спина была прямой и опиралась на спинку стула, бедра были под углом 90 градусов от торса, так же, как и голень относительно бедер. Руки должны быть согнуты под тем же углом, а голова находиться напротив монитора на расстоянии 40-70 сантиметров от него. Разумеется, для этих целей лучше подобрать себе удобный стул с подлокотниками.

Правило №2: долой помехи!

Вам не должна мешать ни одна мелочь : длинные ногти, рукава, мусор на рабочем столе, чашки, ручки… Все, что будет Вам мешать сидеть и печатать правильно, Вы должны устранить, тогда Вы сможете сконцентрироваться на мышечном запоминании клавиатуры.

Правило №3: ищем выступы

Все видели эти картинки с цветными пальцами и обозначением их места на клавиатуре. А максимально удобно во все эти позиции приходить из основной: ФЫВА-ОЛДЖ . Собственно, первое, чему стоит научиться в десятипальцевом методе – это ставить указательные пальцы на буквы А для левой руки и О для правой. Найти их вслепую труда не составит: на всех клавиатурах на этих клавишах есть небольшие, но ощутимые выступы. Из этой позиции очень удобно нажимать любую клавишу ближайшим к ней пальцем, к тому же, на этой строке клавиатуры располагаются самые часто используемые буквы алфавита!

Правило №4: точные позиции

Старайтесь при обучении, чтобы каждый палец знал свое место : не стоит учиться нажимать клавишу «не ее» пальцем, даже если это кажется удобным сейчас. Эргономику современной клавиатуры, на самом деле, затачивали именно под десятипальцевый метод печати, так что для быстрого результата лучше делать все по инструкции. После каждого нажатия на клавишу следует возвращаться в исходное положение ФЫВА-ОЛДЖ. Пробел должен нажимать большой палец руки, противоположной той, что ставила букву перед ним. То же самое и про клавишу Shift: ее нажимает мизинец руки, противоположной «рабочей».

Правило №5: не подглядывать!

Когда Вы будете учиться десятипальцевому методу на тренажерах, этот навык частично приобретется, однако же для печати вслепую этого недостаточно! Вы должны соотносить мышечное усилие и положение каждого из Ваших пальцев с той буквой, которая появляется на экране, не глядя на клавиатуру, в этом то и состоит весь принцип! Пальцы сами станут тянуться к нужным буквам по мере отработки этого навыка.

Правило №6: учитесь отдыхать

Поскольку для десятипальцевого метода используется мышечная память , то принцип здесь должен быть как в физических тренировках: мышцы после «заучивания» , поэтому, поработав с печатью 30-45 минут, сделайте перерыв, отвлекитесь от монитора. Это же правило поможет Вам лучше концентрироваться, если Вы устали, раздражены, делаете ошибки по невнимательности.

Правило №7: не торопитесь

Скорость Вы всегда успеете развить! Важно сначала натренировать мышечную память для повышения качества печати , а скорость придет со временем!

На просторах Рунета много различных видео с уроками по слепой печати. На самом деле, они почти все повторяют то, что Вам расскажет любой тренажер слепой печати. Поэтому вот Вам просто познавательное видео для закрепления информации:

Заключение

Многие утверждают, что научились более-менее сносно печатать вслепую всего за пару месяцев, а навык этот помогает им в работе уже долгие годы! Попробуйте и Вы научиться слепому десятипальцевому методу печати, применив 7 простых правил для повышения своей продуктивности!

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS