Главная - Лотки водоотводные
Храм св николая в кленниках расписание богослужений. Николая мирликийского, святителя в кленниках. Закон Божий. Святой Праведный Алексий Мечев
Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, в Блинниках, на Маросейке

Нынешняя церковь выстроена в году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках на Маросейке расположена в пределах некогда существовавшего Белого города Москвы.

В семнадцатом веке храм носил имя Николы в Блинниках, но уже в XVIII веке трансформировался в Клённики.

Многие исследователи склоняются к мнению, что более правильно называть именно в Блинниках, т.к. в годы основания церкви здесь располагались блинные лавки. А вот клёны у стен Китай-города тогда точно не росли.

Фото 1. Церковь Николая Чудотворца на улице Маросейке

История храма Николая Чудотворца на Маросейке

Первые упоминания о храме Николая Чудотворца на Маросейке относятся к 1657 году.

Каменную церковь пристроили к старой, деревянной, которая появилась здесь еще во времена правления Ивана III в 1468 году и носила имя Симеона Дивногорца.

Именно этот святой, как считали благодарные жители древней Москвы, не позволил сильному пожару перекинуться с Белого города на территорию Кремля . Деревянная церквушка считалась «обыденной», т.е. построенной за один день.

В 1690 году к имени церкви Николая Чудотворца добавилось имя Богородицы Казанския. Это было связано с пристройкой нового престола.


Фото 2. Внутреннее убранство храма Николая Чудотворца в Кленниках

В 1701 году здание подверглось значительной перестройке из-за повреждений от большого пожара.

Строители разобрали верхнюю часть здания, а нижнюю превратили в подклет, который расширили и надстроили. Так появились пристройка полукруглой формы с торца здания (апсид) и пристройка для входа в церковь (притвор).

В это же время с южной стороны церкви Николая Чудотворца в Клённиках возвели Казанский придел.

После пожара 1749 года церковь начинает приобретать современные черты. Появляется ныне существующая колокольня, перестраивается фасад. Следующие обновления прошли в период 1853-1894 годов.

В 10-е годы двадцатого столетия в Храме Николая на Маросейке священствовал отец Алексей Мечёв. Его гостями в те времена были священник Павел Флоренский, поэт Чулков, философ Бердяев, скульптор Голубкина, профессор С.И. Кузнецов, художники Бруни и Нестеров.

Церковь после революции и сегодня

В 20-е годы прошлого века в церкви начала работать иконописец М.Н. Соколова, известная как монахиня Иулиания. Созданный ею кружок в конце столетия перерос в Иконописную школу московской епархии.

После смерти отца Алексея в 1923 году служение в храме продолжил его сын - отец Сергий.

В 1927 году, по проекту архитектора Дмитрия Петровича Сухова, в церкви Николая Чудотворца в Кленниках были проведены реставрационные работы.

Священнослужителя о. Сергия арестовали в 1929 году и отправили в лагеря, где он и погиб. В 2000 году Русская православная церковь канонизировала отца и сына Мечёвых за их служение Богу и людям.

Храм был закрыт большевиками в 1931 году, в канун праздника Благовещения.

Церковь и колокольню обезглавили, а затем устроили там складские помещение. Немного позже в этих стенах располагались кабинеты центрального аппарата ВЛКСМ.

В июле 1990 году Церковь Николая Чудотворца в Клённиках в Москве вернули в лоно Русской православной церкви и уже 17 декабря освятили.

Расположена церковь по адресу: Москва, Маросейка, дом 5 (метро «Китай-город»).

Сведения о храме известны по летописям с 1468 года. Первоначальное здание храма не раз подвергалось пожарам, различным перестройкам. К 1701 году храм был надстроен и обрел современный вид, а в 1749 году формирование архитектурного облика здания завершилось возведением колокольни.
В 1893-1923 годах настоятелем храма был московский старец в миру, протоиерей Алексий Мечев. После его кончины руководство маросейской общиной и настоятельство принял его сын, протоиерей Сергий Мечев, в 1942 году расстрелянный за веру Христову после неоднократных арестов, ссылок и лагерей. Оба пастыря прославлены в лике святых на Юбилейном Архирейском Соборе 20 августа 2000 года.

В 1932 году после Божественной литургии в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы храм был закрыт для богослужений. Осенью того же года убранство храма было разорено, здание обезглавлено и частично перестроено. Помещения храма использовались для нужд различных государственных учреждений и ЦК ВЛКСМ.

В 1990 году возрожденному приходу, получившему юридическую регистрацию, было передано здание храма и дом причта. В возвращенных помещениях сразу начались ремонтные и реставрационные работы. Первая после полувекового перерыва Божественная литургия была отслужена 17 декабря 1990 года. В настоящее время храм полностью восстановлен.
Главный престол (в верхнем храме) освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.
Боковой придел верхнего храма освящен в честь святителя Николая Мирликийского.
В нижнем храме один престол освящен в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, а другой в честь праведного Алексия и священномученика Сергия, пресвитеров Московских.
Святыни храма - чтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и рака с мощами святого праведного Алексия, пресвитера Московского.


Московский Никольский храм в Кленниках, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru
С колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений - в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

Храм Николая Чудотворца в Кленниках ныне расположена в самом центре Москвы, в нескольких минутах ходьбы от Красной и других центральных площадей города. Тем страннее знать, что основана она была как окраинный храм — 500 лет назад здесь находилась то ли кленовая роща, то ли подмосковное село Кленники.

Возведение Храма Николая Чудотворца в Кленниках

Датой основания Храма Николая Чудотворца в Кленниках можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар, он полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьез опасался, что огонь может перекинуться на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силен, храм. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца — она считается прямым предком нынешнего Никольского храма.

Вскоре к нему добавили два каменных придела, освященных во имя и в честь . Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднен; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму.

В камне Никольский храм в Кленниках выстроили в 1657 году. С этого года и ведется отсчет истории церкви, в это же время эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки.

Жизнь храма Николая Чудотворца в Кленниках до XX века составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание (если не сказать — хитросплетение) помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при .


Саша Митрахович 19.12.2017 07:32


Храм Николая Чудотворца в Кленниках являлся лишь одной из «сорока сороков» московских церквей. Каждый храм и каждое здание исторического центра Москвы - уникальны.

О первых годах существования нового храма Николая Чудотворца в Кленниках известно немногое. Представить себе, как выглядела оригинальная постройка, тоже можно лишь примерно, а сложные внутренние переходы церкви говорят о том, что первоначальное здание не раз перестраивалось. Ныне оно более всего соответствует архитектурным модам XVIII века.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз.

После пожара 1701 года было предпринято первое серьезное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьезно перестроили. Храм стал двусветным, приобрел притвор, к храму был пристроен новый придел, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.

Следующее серьезнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром. После ремонта изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни. В таком виде храм Николая Чудотворца в Кленниках сохранился до наших дней.


Саша Митрахович 19.12.2017 07:56


Архитектурно Храм Николая Чудотворца в Кленниках трудно воспринимать вне городского контекста, настолько он слит с плотной, хоть и разновременной застройкой Маросейки.

Храмы, «зажатые» между стенами соседних домов, встречаются исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала XX века, можно назвать очень необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделен, не имеет ограды — тоже нечастое явление. Если прохожий будет идти по тротуару, не поднимая головы, он и не заметит, что проходит мимо церкви.

Однако, храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придает ей, улице, особую «московскую» изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциаций, от личности Петра I до . При ином расположении храма пропорции могла бы нарушать излишне вытянутая трапезная часть, но, благодаря той роли, которую она играет в формировании «облика» Маросейки, и четкому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно.

Основной четверик храма имеет в своем основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: ее более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошел классицизм.

Колокольня и четверик увенчаны небольшими главками, которые были разрушены в советские годы и восстановлены в пору возрождения Никольского храма.


Саша Митрахович 19.12.2017 08:02


Главная отличительная особенность интерьера Никольского храма в Кленниках — его запутанность и многосоставность. Храм столько раз перестраивался, что из традиционной церкви с большим и светлым основным помещением превратился в сложную систему приделов и «закутов». Попавший сюда впервые человек может и заплутать, учитывая, что храм — двухэтажный, а на каждом этаже имеется по два придела.

Еще одна черта, которую нельзя не заметить, — красивейшие росписи. Сводчатые потолки малых помещений храма целиком расписаны фресками, что в сочетании с масштабами создает буквально сказочное впечатление. Некоторые их росписей представляют собой отреставрированную дореволюционную живопись, но большинство создавалось уже в наше время.

На первом этаже расположены придел во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и устроенный как бы параллельно с ним придел и . Есть здесь и небольшое помещение, где стоит рака с мощами святого праведного Алексия (Мечёва), и крестильня. Последняя украшена фресками на темы евангельской истории, приделы изобилуют иконами и, опять же, прекрасными росписями.

На втором этаже — Никольский (главный) и Казанский приделы. Фресками оформлен даже лестничный пролет. В Никольском приделе пребывает чтимый список .

В находящемся поблизости доме причта есть одно интереснейшее помещение, которое следует непременно посетить: это келья отца Алексия Мечёва. Она представляет собой небольшую светлую комнату с двумя окнами и белыми стенами. Обстановка проста, но ее нельзя назвать не комфортной: здесь имеется все необходимое для жизни — иконы в красном углу, кровать, письменный стол, комод. В келье хранятся бывшее одеяние праведного старца, его Библия и большой крест, множество икон и книг. При должном воображении вполне может возникнуть ощущение, что келья еще обитаема, а ее хозяин просто вышел на минутку по делам и вот-вот вернется.


Саша Митрахович 19.12.2017 08:07


Сейчас кленницкий храм находится в самом центре Москвы, в оживленнейшем месте около станции метро «Китай-Город». Храм по-московски благополучен и благолепен, но, попадая в небольшие помещения под его сводами, все равно испытываешь ощущение какой-то нездешней старины. Еще полнее это ощущение настигает в музейной келье святого праведного Алексия Мечёва.

Современная история Никольского храма началась в 1990 году, когда он, вместе с устроенным Иваном Сытиным домом причта, был возвращен Церкви. Настоятелем к храму назначили протоиерея Александра Куликова — и неслучайно. Отец Александр в молодости, в 1960-е годы, духовно окормлял бывших прихожан Никольского храма, помнивших еще отца Сергия, а кто-то из них — и отца Алексия. В церковь вернулись и прежний антиминс, и Феодоровская икона Божией Матери — все это бережно сохранили старые прихожане и их наследники. Отец Александр Куликов служил в храме до своей смерти в 2009 году — благодаря его усилиям церковь, переданная верующим в разоренном состоянии, обрела подобающий вид.

Поработать пришлось много. Восстановить все в точности было невозможно, но отец Александр понимал свою задачу именно как восстановление преемственности по отношению к дореволюционной истории храма, поэтому он сразу привлек не просто профессиональных реставраторов и иконописцев, а именно людей из круга Марии Соколовой (монахини Иулиании), духовной дочери отца Алексия Мечёва. Сама матушка Иулиания, прожившая долгую жизнь, не дождалась возобновления богослужений в родной церкви, но она оставила после себя учениц, которые охотно взялись за дело возрождения Никольского храма. Ныне его росписи являются предметом всеобщего восхищения — некоторые из них были отреставрированы, некоторые создавались заново, но после завершения этой работы храм приобрел совершенно иной, чудесный и завораживающий, вид.

В верхнем этаже вновь появились приделы во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, верхний этаж, если там не совершаются богослужения, бывает закрыт, поэтому попасть туда получается не всегда. Рака с мощами святого праведного Алексия Мечева находится в нижнем этаже и доступна для поклонения всегда. На первом этаже тоже имеются два придела: во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, а также во имя святого праведного Алексия, пресвитера Московского, и священномученика Сергия Мечёва.

Иконописная школа Мечёвской общины насчитывает почти вековую историю. Основана она была уже не раз упоминавшейся Марией Соколовой, все советские годы существовала «по квартирам», а с началом современной эпохи вернулась в Никольский храм. Сейчас это полноценное учебное заведение, где есть детское и взрослое отделения. Выпускники становятся профессиональными иконописцами и реставраторами. С особой любовью учащиеся иконописной школы пишут образы святых Алексия и Сергия Мечёвых, которые их стараниями теперь разошлись по всей стране.

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.

Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери. После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.

Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено. Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи. В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS