Главная - Лотки водоотводные
Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Воскрешение Лазаря. Лазарева суббота Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей

Во времена Христа в маленьком селении Вифания близ Иерусалима жили две сестры – Марфа и Мария, и с ними брат, Лазарь. Мы знаем, что Господь неоднократно посещал их дом, и сестры однажды чуть не поссорились, потому что пока Мария внимала словам Учителя, Марфа вынуждена была одна хлопотать по хозяйству. Одним словом, обычная человеческая семья… Но однажды Лазарь, брат Марфы и Марии, заболел и умер. Казалось бы, смерть человека – тоже дело обычное, но в Евангелии привычный ход вещей внезапно нарушается: спустя четыре дня Господь приходит в Вифанию, идет ко гробу Лазаря, и… воскрешает его. Зачем? Неужели только потому, что Лазарь – друг, а все остальные для Христа – “просто люди”, и можно повременить с их воскрешением? Неужели у Христа могут быть “любимчики”, разве не всех Бог любит одинаково?

Каждый из нас не только может быть любимчиком Бога, но, мало того, является им. Господь знает каждого из нас по имени (Ин. 10 , 3), и вряд ли можно говорить, что у Бога существуют какие-то особо близкие друзья, те же Марфа, Мария и Лазарь, а все остальные – “просто люди”, “толпа”. Сам Христос всегда хочет быть Другом каждому из нас; но вот мы желаем этой дружбы отнюдь не всегда. Часто близость ко Христу нами понимается как некая дисциплинарно-обрядовая функция: вычитал положенное количество молитв – значит, близок ко Христу, а не вычитал – значит, не близок. Церковь говорит нам, что каждый из нас может и должен стараться “стяжать друга Господа”, как поется в одном из церковных песнопений. И если бы Христос был для нас мерой всех вещей, и мы бы воспринимали Его не только как Творца, Судию, Вершителя наших судеб, но и как именно Друга, может быть, мы были бы более живыми и настоящими христианами.

В святоотеческих толкованиях Евангелия можно встретить метафорическое понимание образа Марфы как присущей человеку деятельности и образа Марии как созерцательности. Но тогда Лазарь – это дружба, сердечная расположенность к Богу, и хорошо бы, если бы к нашей кипучей деятельности и глубокой созерцательности прибавлялось бы еще хоть немного стремления стать другом Христу.

Событие, произошедшее две тысячи лет назад в Вифании, оказалось настолько важным, что в самом конце Великого Поста, в последнюю субботу перед Страстной Седмицей Церковь вспоминает воскрешение Христом праведного Лазаря. И не зря в нашем календаре Лазарева суббота стоит в тесной связи с праздником Входа Господня в Иерусалим и Страстной Седмицей. Господь силен воскресить любого умершего, но тогда, воскресив Лазаря, Он вызвал к Себе еще большую ненависть фарисеев, и именно после этого чуда они окончательно решили убить Его. Христос спас друга от временной смерти ценой собственной смерти на Кресте. Да, Лазарь умер позже второй раз, как умрем и все мы, но он послужил делу и нашего спасения: ведь Христос Своим словом воскресил его к жизни временной, чтобы чуть позже – через Крестную смерть – воскресить всех нас уже навсегда к жизни вечной . Аминь.

Великий пост - главный и самый продолжительный пост в году. Для православных христиан это особое время духовного бодрствования, покаяния и молитвы.

В период Великого поста, начиная с первой и заканчивая Воскресением Христовым, Церковь вспоминает множество событий, неразрывно связанных с земным служением Господа Иисуса Христа. Суббота шестой недели Великого поста именуется Церковью Лазаревой субботой - в честь совершённого Спасителем великого чуда - воскрешения Лазаря.

Установление празднования Лазаревой субботы перед Вербным воскресеньем и Страстной седмицей восходит к первым векам христианства.

В VII-VIII веках святые песнописцы - преподобные Андрей Критский, Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин - составили на этот праздник особые песнопения и , воспеваемые Церковью и сегодня.

Согласно Священному Писанию, чудо воскрешения Лазаря Христос совершил незадолго до празднования еврейской Пасхи - последней Пасхи в земной жизни Спасителя.

В селении Вифания недалеко от Иерусалима заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и его сестёр и часто посещал это благочестивое семейство.
Когда Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сёстры послали известить Его о болезни брата, но Христос сказал: " ".

Пробыв ещё два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: " ".

Иисус говорил им о смерти Лазаря, а ученики подумали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Господь сказал им прямо: " ".
Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила Ему навстречу. Мария же в глубоком горе находилась дома. Марфа встретила Спасителя и сказала: " ".
Иисус Христос говорит ей: " ". Марфа же сказала: " день".

Тогда Спаситель возвестил ей: " "? Марфа ответила: " ".
Мария же, как только услышала, что Учитель пришёл и зовёт её, поспешила к Иисусу Христу. Увидев плачущую Марию и с ней иудеев плачущих, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился.

Лазарь уже был похоронен в пещере, но Христос пожелал увидеть его. Вход в пещеру был завален камнем, и Спаситель повелел отвалить его. Марфа сказала Христу: " ". Иисус ответил: " если будешь веровать, увидишь славу Божию?"

Отвалили камень от пещеры. Иисус возвёл очи к небу и произнёс: " ".

Громким голосом Христос воззвал: " ". И вышел умерший из гроба, обвитый погребальными пеленами. Иисус сказал собравшимся: " ".
Слух о чуде стал распространяться по всей Иудее. Многие приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и, увидев, обретали веру в Иисуса Христа.

Чудо воскрешения Лазаря за несколько дней до Своей крестной смерти Христос явил не случайно. Он знал, что наступают Его последние дни. Знал, что многие отрекутся от Него. Желая укрепить веру Своих учеников, даровать им упование на жизнь вечную, Господь являет Свою божественную силу, которой повинуется смерть.

Чудо воскрешения явилось прообразом грядущего Воскресения Христова, а вместе с этим и последующего воскресения всего человечества во время Второго пришествия Спасителя.

В Израиле есть пещера и место поклонения, где был погребен Лазарь – четверодневный мертвец. Паломники, приезжающие в Иерусалим имеют возможность видеть эту пещеру. Из преданий нашей Святой Церкви мы знаем, что после своего воскресения, он стал священником и не только священником, а епископом, и семнадцать лет нес проповедь Евангелия на острове Кипр. До сих пор в городе Ларнака есть храм Святого праведного Лазаря, есть его гробница, где покоится святая глава праведного Лазаря, к которой могут прикладываться все паломники, богомольцы. Она помещена в золотой ковчег. На этой гробнице есть надпись: «Лазарь четверодневный – друг Божий». Для нас всех эта истина бессмертия человеческой души является краеугольным камнем, тем якорем, который удерживает нас здесь этом бушующем мире, якорем надежды, якорем нашего с вами упования на то, что наша с вами жизнь – это не бессмысленное путешествие и плавание с бессмысленным концом. А у нас есть путь к тихой пристане – об этом сказали нам святые отцы: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но каждому обещал тихую пристань».

Тихая пристань это и есть та вечность, которая реально может начинаться и должна начаться уже здесь, потому что только вера в бессмертие души дает человеку возможность совсем иначе, по-другому смотреть на болезни, скорби, испытания, страдания. И, наоборот, дает возможность человеку в какой-то момент жизни не жалеть себя ради Бога, ради церкви и ради ближнего. Такой человек знает, что жалей себя – не жалей, жизнь все равно закончится двумя метрами, но лучше, чтобы она закончилась ради Бога и во имя Бога. А на такую жизнь подвигает человека только вера в то, что жизнь не кончается, а будет продолжена, что там вечность. Мало того, человек, который здесь верой, духом и Евангелием, о таком человеке Христос сказал: «Веруй в Мя, смерти не увидит вовек. Едяй мою Плоть и пияй мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Но сегодня мы слышали очень важное по своему содержанию апостольское послание, тринадцатая глава послания к евреям: «Братолюбие между вами да пребывает». Это конец поста. Сегодняшняя неделя считается завершением поста, потому что сегодня уже, если есть такая возможность вкушается рыба, вкушается икра, завтра - рыба. Как бы этим заканчивается Четыредесятница и к ней присоединяется Страстная Седмица.

Казалось бы, в конце поста нет здесь речи ни о покаянии, ни о слезах, ни о чем-то другом, а на первом месте ставится братолюбие, потому что это и есть та самая сущность нашей с вами христианской жизни – братолюбие. И очень странно, что нигде в Священном Писании и среди нашей христианской обстановки, повседневного христианского быта нет такого сочетания сестролюбие, а есть только братолюбие. Вот надо об этом задуматься – очень странно, почему такого нет сочетания. То ли нет этой любви, то ли таких слов не хватает в нашем обиходе, но почему-то все время есть только братолюбие. Задумаемся об этом и как-то привнесем в нашу жизнь сестролюбие. Это чрезвычайно важно и необходимо с нашей жизни. «Страннолюбие не забывайте, ибо через него некоторые, не зная того, оказали гостеприимство ангелам». Кто это такие некоторые, которые оказали гостеприимство ангелам? Это Авраам и Сарра, которые встретили трех путников, а оказалось, что это были три ангела, которым они оказали помощь.

Поэтому всякого человека, который оказался на нашем пути, мы должны воспринимать как человека, который не случайно послан нам Богом, потому что есть такая русская пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Сегодня ты князь, а завтра грязь. Поэтому если человек попал в какое-то положение, там, где важно наше соучастие, то надо подумать о том, что не дай Бог нам в таком положении оказаться. Поэтому, если в тебе есть силы, возможность и средства, то ты помоги этому человеку, который находится рядом с тобой, потому что «страннолюбие не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам», потому что все, что мы делаем по отношению к нашим ближним, Бог принимает это на Свой счет.

«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». Апостол Павел в другом послании говорит: «Великое приобретение быть благочестивым и всем довольным», потому что бедный человек - это не тот, кто мало имеет, а тот, кто не умеет довольствоваться необходимым. И богатый человек – это не тот, у кого много, а богатый человек – это тот, кто умеет довольствоваться необходимым, потому что для одного и миллиона мало, а для другого и тысячи много.

«Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть, ибо сам Он сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь, что сделает мне человек». «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же».

Однажды у преподобного Серафима Саровского, великого угодника Божия, спросили: «Батюшка, скажи нам, почему сейчас нет в мире среди христиан таких подвижников веры и благочестия, которые были в прошлом, которые воскрешали мертвых, которые смирялись до зела, которые совершали подвиги и труды самоотвержения ради Бога?». Тогда преподобный Серафим Саровский сказал: «Причина только в одном – нет решимости у человека жить всецело по Евангельским заповедям, потому что Христос вчера и сегодня, и вовеки тот же, готовый помогать, готовый утешать, готовый вдохновлять, готовый сделать за нас девять шагов, лишь бы мы только один шаг сделали навстречу Ему и нашему ближнему».

Девять шагов сделает Он за нас, взяв нас в Свои руки. Не хватает решимости, поэтому в нашей жизни так мало духовной радости. Господь через апостола Павла нам сказал: «Сеющий скупо, скупо и пожнет. Сеющий щедро, щедро и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную». Поэтому молитва, Евангелие, святые отцы, добрые дела, пост – это все сеяние в дух. Тот, кто с радостью, не жалея себя это совершает, тот и пожнет духовную радость, потому что мы с вами, если были за постовыми богослужениями, то слышали такие слова из Псалтири псалмопевца Давида: сеющие слезами радостью пожнут. Сеющие слезами пожнут жатву вечной жизни.

Помоги нам всем, милосердный Господи, в эти святые и предлежащие всем нам Страстные дни, вместе со Христом немного пострадать, немного поплакать о своих грехах, несовершенстве, постараться иметь возможность молиться о том, чтобы Господь открыл нам Свою волю, как мы можем и должны послужить нашим ближним. Братолюбие не забывайте, потому что пост и молитвы – это, так сказать, лично полезное дело, а мы всегда, просыпаясь утром, должны подумать о том, что мы может совершить такого, так называемого, общественно полезного. Лично для себя – это понятно, что никто никогда себя не забудет, а что я могу еще сделать для тех людей и для церкви, которая находится рядом со мной?

И пусть Господь даст нам веру в бессмертие, веру в воскресение, веру в то, что каждому из нас уготована тихая пристать, только бы мы остались верны заповедям Господним, верны Ему, Христу Богу нашему, Который сказал: «По тому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». Аминь.

игумен Мелхиседек

Лазаре, гряди вон!
(Ин. 11: 43)

Возлюбленные верующие!

Чудо известно всем нам. Мы слышали о Марфе и Марии, сестрах Лазаря. Слышали, что они жили неподалеку от Иерусалима, в Вифании, где часто останавливался Иисус Христос с учениками, утомившись в пути. Мы знаем также, что Лазарь заболел и умер, был похоронен, но наконец был воскрешен Господом, Который на глазах у всех вызвал его из могилы словами: Лазаре, гряди вон!

Итак, мы можем рассказать об этом чуде, знаем, что Иисус так любил Лазаря, что даже прослезился (см.: Ин. 11: 35), но нам трудно понять всё значение этого чуда.

Несомненно, воскрешение Лазаря было прообразом Воскресения Господа, которое совершилось через несколько дней. Таким образом, Иерусалим олицетворяет собой небо, Вифания – землю, Лазарь – Иисуса Христа, воплотившегося спасения нашего ради. Марфа и Мария олицетворяют собой род человеческий, мертвый душой и телом, а плач Иисуса являет любовь, с какой Бог возлюбил этот мир. Воскрешение Лазаря олицетворяет также общее воскресение всех людей на последнем Суде.

Но есть и другое толкование воскрешения Лазаря, на котором мы остановимся подробнее. Это чудо, в самом таинственном смысле слова, служит образом воскресения каждого христианина в истинном покаянии для жизни новой, чистой. Таким образом, это воскресение повторяется с каждым из нас каждый раз, когда мы каемся со слезами.

Лазарь прежде своей смерти являет нам образ души до вкушения ею греха. Марфа олицетворяет собой ум человека, постоянно занятый земными, житейскими попечениями. Мария, обладающая более тонким восприятием, олицетворяет совесть человеческой души.

Болезнь Лазаря являет нам преклонность воли человеческой ко греху, а его смерть – само совершение человеком смертного греха

Болезнь Лазаря являет нам преклонность воли человеческой ко греху, а его смерть – само совершение человеком смертного греха. Скорбь Марфы и Марии о Лазаре указывает на глубокую печаль, смятение и отчаяние, охватывающие ум и совесть человека, совершившего грех. Утешения, которыми множество собравшихся старается отвлечь сестер, чтобы они не думали о смерти брата, – это разные земные удовольствия и наслаждения, которыми люди пытаются обмануть свой ум и совесть, когда согрешат, чтобы забыть о совершённом грехе и перестать плакать о нем. Так сатана привык делать с нами всегда.

Погребение Лазаря означает погружение души человеческой в мрак всякого греха, а обвитие его погребальными пеленами и запечатание могилы камнем означает скручивание души цепями привычки и отдаление благодати Духа Святого от оскверненной темницы души. Погребение Лазаря на окраине Вифании и оставление его всеми друзьями означает выход грешника из круга добрых людей и оставление его всеми естественными чувствами. Одни только , то есть ум и совесть человека, не покидают его какое-то время, после того как он совершит грех, и всё тянутся к нему, как к изголовью дорогого покойника.

Четырехдневное пребывание Лазаря в могиле толкуется по блаженному Августину так. Первый день – это сладость греха, второй – согласие совести на грех, третий день – само совершение греха, а четвертый – привыкание человека ко греху. Человек, привыкший к тяжким грехам, подобен четверодневному мертвецу: он тяжко смердит, как непогребенный труп, душа его взята в рабство сатаной, ум помрачен и более не может судить верно, совесть уже не слышит собственного голоса, силы оставляют его, благодать отходит, чувства грубеют, радость его покидает; друзья и родные, то есть Ангелы и люди, изолируют его от себя, выносят вон, хоронят в глубокой и темной могиле, как раба диавола, связанного по рукам и ногам цепью привычки.

Ум и совесть не могут вырвать человека из греха. Здесь требуется помощь Церкви

Выброшенный вон, покинутый всеми, погребенный и запечатанный… Кто вспоминает еще о мертвом человеке, христианине, замаранном всяческим грехом? Только два слабых создания – ум и совесть. Беспомощные, они вздыхают у двери его гроба. Но слишком поздно: сами они не могут вырвать человека из греха, оживить его покаянием. Здесь требуется помощь Церкви, благодать священства, великая милость Иисуса Христа, чтобы им можно было спасти эту грешную душу.

И вот Марфа и Мария зовут своего Друга, Иисуса Христа, то есть просят помощи у священника и Церкви. «Где вы положили его?» – спрашивает Господь (см. Ин. 11:34). То есть в какой грех впала душа? Когда? Как долго она пребывает в нем?

Воздыхание Господа о Лазаре говорит нам о любви, с какой любит нас Христос, делающий всё для нашего спасения, ищущий нас даже до ада, чтобы, найдя, оживить нас, спасти.

Отваление камня от гроба и тяжелый запах, исходящий из него, являют собой отвержение грехов у духовника путем искреннего исповедания их такими, какими мы их совершили. Молитва Господа возле умершего означает молитву духовника о прощении исповедавшегося. Воззвание Господа к Лазарю: «Лазаре, гряди вон!» – это громкий и повелительный призыв Христа, Церкви, священника ко грешнику: «Человек, оставь греховную привычку, выйди вон из могилы, восстань к жизни новой».

Возвращение Лазаря к жизни и его выход из гроба олицетворяют собой пробуждение к жизни того, кто кается со слезами. Высвобождение воскресшего из погребальных пелен означает освобождение души от греховных привычек, чтобы они больше не связывали ему ни рук, ни ног, ни чувств и он, свободный, мог бы идти вслед за Христом всю свою жизнь.

И, наконец, негодование фарисеев в ответ на воскресение Лазаря являет собой ярость диавола и его слуг, вызываемую воскресением грешника, человека кающегося: они делают всё, чтобы снова ввергнуть его в прежнее состояние.

Возлюбленные верующие!

Самым важным моментом в этом чуде является, конечно, миг, в который Лазарь воскресает по сладкому гласу Иисусову: Лазаре, гряди вон! Как счастлив был бы христианин, если бы тоже услышал голос Господа, Церкви, священника, непрестанно зовущий его к покаянию, говоря: «Человек, приходи на исповедь чаще; человек, постись, молись, подавай милостыню, ведь идет Великий пост! Человек, приходи чаще в храм, помирись с братом своим, ведь ты христианин. Человек, мало исповедаться поверхностно раз или два в году, нужно изменить свою жизнь. Ты, человек, молишься, а ведь сначала надо простить ближнего своего. Приходишь раз в неделю в храм, а надо бы и дома молиться побольше. Стоишь в воскресенье утром в храме, а надо бы и после обеда не убивать время в корчме или в пустословии. Человек, ты – достойный или недостойный – причащаешься Святых Таин, а надо бы сначала изменить свою жизнь. Итак, брось ты сначала блуд, пьянство, сквернословие, курение, всякую похоть и гордость житейскую и тогда приходи принять Божественные Тайны».

Как счастлив был бы христианин, если бы он покаялся всем сердцем, а не формально! Как счастлив был бы грешник, если бы услышал голос Господа, зовущий его к покаянию! И как хорошо было бы, если бы он расслышал воздыхание своих сестер – совести и ума, убеждающих его постоянно ходить в церковь, на исповедь, ко Христу! Как счастлив был бы христианин, если бы хранил себя чистым от всякого греха!

Когда душа привыкает к греху, она делается рабыней врага – рабыней блуда, пьянства, гнева, погибели. Тогда она забывает о Христе, начинает ненавидеть священников, высмеивает Церковь, отчаивается в спасении, умирает вся целиком, превращается в труп зловонный, потому и выбрасывается вон, в мрачную могилу, чтобы стать пищей червей и гореть вовеки.

Напрасно плачет Марфа вместе с Марией у изголовья бедного Лазаря! Уже слишком поздно! Они сами ничего не могут, как только призвать Друга своего, Христа, Который один может вернуть к жизни…

Если уж мы не ангелы, ибо много согрешаем, то не будем хотя бы уподобляться диаволу, который не кается.

Итак, если уж мы не ангелы, ибо много согрешаем, то не будем хотя бы уподобляться диаволу, который не кается. Станем каяться чисто, исповедуясь, мирясь с ближними, обновляя нашу жизнь, чтобы стать подобными ангелам и Лазарю, другу Господню!

Что может быть отраднее, чем видеть христианина, кающегося по-настоящему, полагающего начало новой жизни? Однако, увы, как редко встречаются такие люди! Видишь их приходящими в храм первыми, любуешься на то, с каким благоговением они молятся и слушают Святую Литургию, и смотришь – они последними уходят из дома Божия. Видишь их всегда довольными, мирными, улыбающимися, преисполненными любви ко Христу! Ни с кем они не ругаются, не сквернословят, не блудят, не пьют лишнего, не курят, не бывают поглощены мирскими попечениями. Храм для них – это дом, жена – сестра, дети – ангелы, христиане – братья, нищие – друзья, хлеб – манна небесная, болезни – радость, несчастья – наказание за грехи. Церковь для них – небо, священник – Сам Христос, – единственное увеселение, молитва для них – пища живая, пост – облегчение, странники – гости дорогие. Жизнь для них – жительство со Христом, смерть – радость. Ни из-за чего они не гневаются, ничем не возмущаются, ничему так не радуются, как чистой жизни.

Как редки и дороги такие христиане!

Самая великая боль для нас – то, что большинство христиан не исповедуются вообще. Или если исповедуются, то не хотят открыть всех своих грехов, не хотят начать новую жизнь, не хотят выйти из могилы, кишащей червями греха, не хотят отбросить погребальные пелены злой привычки, держащей их связанными по рукам и ногам. Они омываются и опять погружаются в грязь. Выходят из могилы и снова скатываются в нее, в смертельные страсти, в ужасающие беззакония. Наши христиане исповедуются, причащаются, молятся, но остаются почти не изменившимися потому, что не бросают грехов со всей решительностью.

Что же нам делать, братья? Пожалеем Марфу и Марию, плачущих по нам. Отправим их на поиски Христа! И когда Он придет в образе священника, разорвем окончательно узы греха и оковы страстной привычки. Потом, выйдя на голос Господа из мрака к свету жизни, начнем жить совершенно новой жизнью, полной любви, мира, милости и молитвы.

И в знак примирения устроим для Господа вечерю в доме нашего сердца. Тогда Марфа, то есть ум наш, исполненный усердия, приготовит нам угощение, а Мария, то есть наша совесть, полная любви, омоет ноги Жениха Христа. А мы, братья Лазаря, будем одними из возлежавших с Ним (Ин. 12: 2).

Попробуйте изменить свою жизнь – и тогда вы поймете тайну Воскресения Христова!

Радость этой вечери так велика, что не может быть выражена словами. Но попробуйте изменить свою жизнь, а затем приступи те к Пречистым Тайнам со многой верой, и радость Духа Святого тотчас наполнит ваши сердца! Только тогда вы поймете тайну Воскресения Христова! И будете тогда самыми богатыми людьми на земле! Вы будете самыми счастливыми на свете смертными!

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Лазареву субботу

СЛОВО
в Лазареву субботу

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря, Христе Боже.

Из тропаря воскрешению Лазаря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Смерть и радость - какое непонятное для земного ума соседство! Смерть представляется нам пугалом, страшилищем, грозящим нам и похищающим наших близких. Мы привыкли оплакивать родных умерших, предаваться горю над их могилами. Но вот что говорит Спаситель о смерти друга Своего, которого Он любил бесконечной Своей любовью: Лазарь умер; и радуюсь за вас... дабы вы уверовали (Ин. 11,14-5).

Праведный Лазарь, несомненно, был человеком высокой души и чистого сердца. Как могло быть иначе, если он стал другом Господним? Дом Лазаря, расположенный в селении Вифания, был одним из немногих пристанищ, в стенах которых Сын Человеческий находил радость и отдых, столь редкий в земных Его скитаниях. Этот дом дышал гостеприимством и радушием, согревался мягким теплом семейного очага. Лазарь жил вместе с двумя своими сестрами, и обе они также были милы сердцу Иисуса Христа. Первая, заботливая Марфа, всеми силами старалась угодить, создать уют навещавшему их Божественному Гостю. Вторая, кроткая Мария, избрала благую часть (Лк. 10, 42) - ловила каждое слово, исходившее из уст Спасителя, всей душою раскрывалась навстречу Учению Божественной любви. Самого же Лазаря, упоминая о нем Иисусу Христу, называли просто: тот, кого Ты любишь (Ин. 11,3).

И вот, этот добрый и щедрый дом посетила беда. Лазарь тяжело заболел. Недуг был так жесток, что можно было опасаться за жизнь больного - но ни он, ни сестры не боялись: ведь они имели такого Друга, с Которым ничего не страшно. Чудеса исцелений, совершавшиеся Божественным Спасителем, стали уже казаться им чем-то обычным и будничным. Достаточно было прибегнуть к Его помощи, и Лазарь выздоровеет. В такой уверенности Марфа послала гонца сообщить Иисусу Христу: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11, 3), - без всяких просьб, не сомневаясь, что Спаситель исцелит друга Своего. И эту уверенность семьи Лазаря еще более утвердил данный Господом ответ:эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11,4).

Однако Лазарю становилось все хуже и хуже, а благодатная помощь не приходила. И вот тело больного содрогнулось в последний раз и начало леденеть. Сестры не хотели, не могли этому верить - но жестокая очевидность свидетельствовала: сердце не бьется, уста не дышат - любимый брат их умер. Тихое жилище Лазаря огласилось рыданиями. К великой скорби Марфы и Марии примешивалась буравившая их души мысль: «Почему Иисус Христос, исцелявший чужих и случайных встречных, допустил, чтобы умер друг Его?

А Спаситель, обычно спешивший на зов всех, кто нуждался в Его помощи, на этот раз медлил, на два дня задержался. Он с учениками вдали от Вифании, где умирал Лазарь. И в миг, когда друг Божий испустил последний вздох, Господь сказал Апостолам: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11, 11).

Ученики обрадовались. Они тоже очень любили доброго Лазаря и, рассудив поземному, решили - сон больного часто предшествует выздоровлению. Господи! если уснул, то выздоровеет (Ин. II, 12), - поделились они с Учителем этой своей приятной мыслью. Но ответ Спасителя, превышавший земное разумение, ошеломил их. Лазарь умер, - сказал Сын Божий, - и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему (Ин. 11, 14-15).

Услышав это, Апостолы растерялись, не зная, что делать: скорбеть ли об умершем друге или радоваться какой-то непонятной радости, возвещенной Иисусом Христом. А один из них, любящий, но маловерный Фома, в порыве горя воскликнул: пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 16). Спаситель ничего не ответил, Он повернулся и молча пошел по дороге, ведущей в Вифанию.

Ученики, обуреваемые смутными чувствами, брели вслед за Господом. Так шли они четыре дня. А в Вифании тем временем был совершен скорбный обряд похорон, и сестра Лазаря, терзаясь острой болью утраты, уже не ждала никаких чудес. Когда Иисус Христос ступил, наконец, на порог дома умершего Своего друга, Марфа обратилась к Нему с тихим упреком: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11,21).

Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23), - ответствовал Господь. Убитой горем женщине эти слова показались обычными для верующего утешением, обещанием загробной встречи с любимым братом, смягчавшим ее теперешнюю скорбь. Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11, 24), - отвечала Марфа. Она называла Сына Человеческого Господом, но ее веры еще недоставало, чтобы понять: Всемогущий Господь способен с легкостью вернуть ее умершего брата к земной жизни.

Марфа знала, что Иисус Христос - величайший Исцелитель, но земным своим рассудком еще не поняла, что перед ней -Всемогущий, Который может и не ждать Судного дня для совершения воскресения мертвых. И Сын Божий, взламывая ее маловерие, прямо сказал ей об этом: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?(Ин. 11, 25-26).

Воскресение мертвых? Это было невиданно, неслыханно, непостижимо. «Кто мертв, тот не встанет», - об этом говорила вся земная жизнь, весь материальный мир, это был «непреложный закон природы». Но в словах Учителя звучала сила, отбрасывающая любые «законы природы», - и сердце Марфы ответило обетованию Спасителя вспышкой радостной надежды, веры в невероятное чудо. Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11, 27), - исповедала Марфа, и горе отступило от нее.

Словно на крыльях непостижимой надежды, Марфа поспешила к сестре с вестью о приходе Спасителя. Впрочем, она еще не решилась поведать Марии о близящемся чуде из чудес, и та вышла навстречу Господу еще в слезах длящейся скорби.

Тем временем Иисус Христос направлялся к гробнице, где положили тело Его друга Лазаря. Множество народа приходило в те дни почтить память Лазаря - он был известен своей добротой, славился благочестивой жизнью. Многие проливали искренние горькие слезы над могилой своего друга и благодетеля. Явились сюда и некоторые фарисеи. Для этих кончина Лазаря была поводом покрасоваться: утирая сухие глаза, любуясь собственным красноречием, они распространялись о заслугах покойного, «предводительствовали» на поминках. Но таких, кто лицемерил даже рядом со смертью, все же немного оказалось у гроба праведника - скорбь большинства была непритворна.

К этой толпе горюющих и сетующих приблизился Спаситель. Он увидел печальные лица, услышал рыдания, к Нему бросилась, обливаясь слезами, кроткая и любящая Мария... При виде общего горя Иисус Христос прослезился. Он знал, что через несколько мгновений Лазарь выйдет к ним живой и невредимый. Но Любвеобильный Спаситель всем сердцем сострадал и временному горю этих добрых людей, и смертному ужасу, который пришлось испытать праведному Лазарю перед кончиной. Да, Сын Божий послал друга Своего Лазаря на этот подвиг - чтобы прославилось Всемогущество Божие. Но Всевидящий Спаситель и Сам выстрадал вместе с другом Своим его смертную боль и смертельную муку.

Дань человеческому горю отдал Господь Пресветлыми Своими слезами у гроба праведного Лазаря. Наступил миг явления силы Божией. Отнимите камень (Ин. 11, 39), - повелел Господь. Услышав это, фарисеи возроптали: «Кощунство! неуважение к праху!» - но остальные не посмели ослушаться Чудотворца из Назарета и начали снимать тяжелый камень с гробовой пещеры. Дохнуло жутким запахом тления, запахом смерти. Тут Марфа вновь поддалась лукавому сомнению: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). И вновь Сын Божий смирил ее неверие: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11,40).

И над растерянной недоумевающей толпой скорбящих грянула исполненная неземного величия молитва Сына Божия: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11,41-42).

Эта молитва прозвучала еще до совершения чуда воскрешения. Божественный Сын заранее благодарил Небесного Отца, зная, что по слову Его легко и просто воскреснет мертвец, - ибо где предел Всемогуществу Творца, единым словом воззвавшего к бытию все мироздание? И так, простыми обыденными словами повелел Сын Божий: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43).

Неописуемый ужас охватил народ, когда Лазарь вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами. Люди шарахались в разные стороны, уступая дорогу воскресшему мертвецу, - многим казалось, что они видят призрак. Но нет: это был живой человек, живой Лазарь, - с таким же добрым и светлым лицом, с которого в тот миг понемногу сходило выражение страдания. Постепенно люди начали приходить в себя от страха - подходили к Лазарю, трогали его, заговаривали с ним, слышали его смущенные ответы - и, наконец, убедились в свершении невероятного чуда. Тогда вместо скорби наступило ликование, взоры всех обратились к Спасителю, и, многие из... видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин. 11, 45).

Чудо воскрешения Лазаря совершилось, когда мир еще не был искуплен Пречистой Кровью Спасителя, еще лежал во тьме ветхозаветного «субботства». Но в субботу воскрешения Лазаря уже содрогнулось мрачное царство сатаны, начинавшее терять своих пленников, предчувствовавшее свое поражение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ад, возвратив из преисподней умершего, начал вопить: "кто это голосом Своим вызывает мертвецов из гроба, как бы спящих? Кто это преступает древнее повеление о смерти? Кто это так легко отнимает у меня мою добычу?" Вижу, что из рук моих ускользает держава господства моего над земнородными». Да, приближался конец власти диавола над родом человеческим - со дня воскрешения Лазаря оставалось уже недолго до Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Воскрешая умершего, Спаситель с непреложностью показал людям Свою Божественность, готовя их к восприятию чуда Своего Воскресения. Увы! человеческое маловерие, приземленность земного рассудка противились даже славнейшим чудесам Господним. Даже избранные Апостолы не сумели понять, что Иисус Христос, воскресивший друга Своего, в силах воскресить и Самого Себя. Их слабодушное отступничество терзало Спасителя в страшный Крестный час, и потребовалась полнота благости Святого Духа, чтобы превратить слабых маловерных учеников в мужественных неколебимых благовестников.

Но в день воскрешения Лазаря сомневающихся еще не было. Ликующая толпа приветствовала Спасителя и воскрешенного Им праведника, и лишь несколько человек чуждались радости, вынашивая черные замыслы. Даже это чудо не заставило фарисеев поклониться Сыну Божию, но лишь умножило их завистливую злобу. Неужели эти лицемеры, узнав, что Спаситель воскрешает мертвых, не поняли, что противятся не обычному человеку, а Самому Богу? И однако в кулуарах синедриона слышалось шипение злоумышленников: что нам делать? Этот Человек много чудес творит (Ин. 11, 47). И не только на Самого Спасителя посягали эти безумцы, но замышляли убийство и воскресшего Лазаря, «опасного свидетеля» чудес Сына Божия. Иисус Христос уберег вернувшегося к жизни друга Своего от их коварства, одного Себя отдал Он на растерзание людской злобе.

Праведный Лазарь был воздвигнут из гроба чудом Спасителя лишь для временной жизни, он должен был пройти свой земной путь и - вновь умереть. Однако, попуская первую довременную кончину друга Своего, Сын Божий этим оказывал ему великое благодеяние. Церковное предание знает примеры тому, как ревностны становились в делах благочестия те, кто возвращался к земной жизни из-за смертного порога. Такие люди въяве видели ужасы преисподней, зрели блаженное Царство Света - и воспоминание об ином мире делало их нечувствительными к соблазнам мира сего, неустанными в служении Господу Милующему. Смерть и воскрешение даровали Лазарю эту духовную крепость - будучи праведен и до первой своей кончины, все долгие годы оставшегося ему земного срока святой Лазарь совершал подвиги благочестия, стяжая все большую славу в Горнем Царствии.

Тридцать лет прожил друг Господень, праведный Лазарь, после своего воскрешения. Он был епископом Китайским (Кипрским), просветителем, добрым пастырем многочисленной христианской общины. Нетленные мощи святителя Лазаря были обретены в Китии в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

А та гробовая пещера в Вифании, у которой Сын Божий молился о воскрешении Лазаря, стала храмом. Гробница, обитель скорби и безнадежности, по мановению Победителя смерти превратилась в святыню, дарующую упование блаженной вечности. В воскрешении праведного Лазаря предзнаменуется общее воскресение всех сынов и дочерей рода человеческого, когда праведные друзья Божии возликуют в Царстве Света, дарованном Спасителем.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как некогда стоял Господь у гробницы умершего Лазаря, так и ныне стоит Он у камней, которыми завалены наши умирающие во грехах души. Запах тления, исходящий от разлагающегося мертвого тела, кажется нам нестерпимым, но куда ужаснее зловоние, исходящее от смердящей грехами души. Но Пречистый Спаситель в смиренной благости Своей терпит этот смрад. Лазарь, иди вон! (Ин. 11, 43), - воззвал Сын Божий, и праведный умерший немедленно повиновался. Да услышим же и мы, наконец, призыв Всемилостивого Господа, хотящего вывести нас из мрака к свету, - воспрянем же из духовной смерти, в которую погружают нас наши нечистота, нераскаянность, нерадение. Так, покинув зловонную пещеру страстей и похотей, покаянными слезам развязав на себе гробовые пелены грехов, сможем мы вслед за праведным Лазарем присоединиться к великой семье друзей Божиих.

Не сама смерть страшна - грозен тот урочный неминуемый час, когда все мы воскреснем, дабы предстать пред Судом Всевидящего Господа. Благо тому, кто в этой жизни сумеет обрести воскрешение духовное, чтобы сказать с Апостолом: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1,21). Аминь.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS