Главная - Лотки водоотводные
Орг. момент. Психологический настрой

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!»

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

Анализ стихотворения «Сила воли» Михалкова

Впервые «Силу воли» Сергей Владимирович Михалков опубликовал в журнале «Мурзилка».

Стихотворение написано не позднее 1982 года. Поэту в эту пору исполнилось 69 лет, он мэтр советской детской литературы, лауреат множества государственных премий и почетный гражданин четырех городов, депутат, автор сборников стихов, басен, сценариев к кино и мультфильмам, создатель популярного сатирического киножурнала «Фитиль». Поэт счастливо женат, и к этому времени уже много раз становился дедушкой. В жанровом отношении – быль о воспитании характера, рифмовка смежная, 5 строф (последняя – одностишие). Стихотворение открывается исповедью главного героя. Оказывается, он боится спать в темноте. Причину этого страха он не объясняет, но немного нужно проницательности, чтобы догадаться – кого он боится. Конечно, фольклорного персонажа вроде буки или бабая. Тех самых, от которых страдают, к примеру, непослушные дети. Тех, кого можно было бы мигом распугать ярким светом, но герой на поводу у фантастических существ не идет. Мальчик весьма живописно описывает свои ощущения от ночи, проведенной в собственной детской комнате (как известно, не у всех она была). Тьма становится осязаемой и словно окутывает беспомощного героя под одеялом со всех сторон. А тут еще мама по привычке занавешивает окно, уничтожая малейший источник света. Мальчик мужественно борется с паническим желанием стремглав броситься к выключателю. Вторую и третью строфу он занимается самовнушением: лежи, глаза закрытыми держи. Постепенно страх и чудовища отступают, сознание путается и герой засыпает. «Разве я не молодец!»: примерно так он рассуждает утром, проснувшись. В следующей строфе опять идет описание легких путей, которых мальчик не ищет: не выключать свет, не занавешивать, спать при свете хотя бы ночника. В финале он возмущенно гонит прочь малодушие: так же можно трусом стать. Поэт, как знаток детской психологии, касается в стихах вполне актуальной проблемы и предлагает ее достойное решение. Он побуждает детей сочувствовать герою и учиться признаваться хотя бы самому себе в своих страхах и трудностях. Ряд лексических повторов (лежу) и отрицаний, анафора (глаза), эпифора (боюсь), внутренний монолог, многосоюзие, перечисления, несколько восклицаний, многоточие.

Планомерная закалка характера – лейтмотив дидактического произведения С. Михалкова «Сила воли».

Воспитывать положительные качества человека: смелость, щедрость, трудолюбие, силу воли, интерес к произведениям С. Михалкова;

Развивать критическое мышление, навыки беглого, выразительного чтения, речевую активность;

Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное в тексте.

Орг. момент. Психологический настрой.

Я буду учиться.

О многом из книг узнавать.

(дети повторяют за учителем каждую строку)

Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения «Смешные человечки»

Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении.

Я – такая же, как все,

И во мне всегда везде

Спорят шумные, смешные

Человечки озорные:

Злючка ссорится с Добрушкой,

Капризулька с Хохотушкой,

Зазнавалка с Помогалкой,

Где-то там сидит Боялка.

То Старалка, то Ленючка

Уведут меня под ручку,

А потом, я знаю четко:

Прибежит Наоборотка,

Все вверх дном перевернет,

Скажет правду и соврет.

Помогите мне решить,

С кем дружить и не дружить?

(дети отвечают на вопрос)

Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный? Изобразите, как вы его представляете?.. (мимикой и жестами)

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (о человеке)

Групповая работа.

Выбрать качества, которые должны быть у человека. (1 группа: смелость, трусость; 2 группа: лень, трудолюбие; 3 группа: сила воли, трусость) Заполнение кластера (положительные качества – ближе к человеку, отрицательные – дальше)

Создание ассоциативного ряда к понятию «сила воли»

Что такое воля? сила воли в вашем понимании?

Выслушиваются мнения учащихся, учитель записывает на доске. (терпение, старание, мужество, устремленность, упрямство)

Сегодня мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли.

Слово о С. Михалкове. (портрет)

Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал , чтобы и вы поступали также.

Нас ждет его откровенное признание

Сл. работа: откровенно

Что значит откровенное признание?

Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь –

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

Мне подарит кто-то где-то,

Тут же я уединюсь

И ни с кем не поделюсь. (встают)

Чтоб здоровым было тело,

Лень отброшу и за дело!

Буду спортом заниматься:

Бегать, прыгать, обливаться! (садятся)

Работа по карточкам в парах .

Выбрать верное утверждение:

Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.

Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

Чтение вслух утверждения. Показываем на кластере, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.

Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»

Чтение определения «сила воли»

Составление синквейна

Кто? Человек

Какой? Смелый, трудолюбивый

Что делает? Не боится, трудится, работает

Основная мысль. Воспитание силы воли

Вывод. Сильный характер

Домашнее задание .

По выбору: выучить наизусть;

Заполнить таблицу.

Мои качества

Доказательства (поступки)

Рефлексия.

Цветок-трилистник. В центре дети пишут свое имя. На 3-х лепестках утверждения:

Стихотворение Михалкова меня многому научило.

Я понял, что такое сила воли.

Я буду бороться со своими недостатками.

Если с утверждением согласны, раскрасьте желтым цветом, если нет – красным.

Прикрепите ваши цветочки к доске.

Ребята, что вы можете сказать об этой картине?

Появляется над полянкой солнышко

Дружно в ней живут все дети.

Очень добрые, смешные

Человечки озорные.

Вдоль по солнечной дорожке

Пусть шагают ваши ножки

Прямо к свету… А в итоге

К главной жизненной дороге!

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Мой щенок»

Цель: формирование умения работать с информацией

Воспитывать любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;

Развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;

Учить правилам дискуссии, разным видам чтения.

Орг. момент. Психологический настрой

Рады слышать мы звонок,

Думать, спорить, размышлять!

Проверка домашнего задания

Постановка темы и целей.

КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет Литературное чтение

Учитель: Пустовалова Г. В.

Тема урока: С. Михалков «Сила воли»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: формирование представлений учащихся о силе воли

Задачи:

    Образовательные:

    • продолжить знакомство учащихся творчеством С. Михалкова;

      формирование навыка беглого осознанного чтения;

      формирование умения работать с учебным текстом,

2. Развивающие:

    развитие ассоциативного мышления: умение устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное;

    развитие наблюдательности;

    развитие творческих способностей;

    развитие памяти;

    развитие эмоциональной сферы.

    Воспитательные:

    воспитание положительных качеств человека;

    воспитание трудолюбия;

    воспитание доброжелательности;

    воспитание интереса к чтению и творчеству С. Михалкова;

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять смысл произведения, рассказывать о героях, выражая собственное отношение, давать характеристику герою и его поступкам, расширят свой читательский кругозор;

Метапредметные: научатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя, основам смыслового чтения, выделять существенную информацию, формировать собственное мнение и позицию. Участвовать в диалоге;

Личностные: научатся ценить и принимать базовые ценности: добро, труд, терпение, силу воли; выражать свои эмоции;

Используемые технологии: системно-деятельностная, личностно-ориентированная технология, частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), технология РКМ (дерево предсказаний, синквейн), здоровьесберегающая (физминутка)

Оборудование : портрет, выставка книг С. Михалкова, диск с песней «Человек хороший», презентация.

I . Организационный момент. Психологический настрой.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания

Проявим мы старание.

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

II . Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»

Как поэту С. Михалкову удаётся возвращаться в детство?

III . Постановка проблемы. Определение темы и целей урока.

Чтение стихотворения «Смешные человечки»

Ребята, помогите мне разобраться.

У меня проблема, я отразила ее в стихотворении. Послушайте его и ответьте мне на мой вопрос.

Я – такая же, как все,

И во мне всегда везде

Спорят шумные, смешные

Человечки озорные:

Злючка ссорится с Добрушкой,

Капризулька с Хохотушкой,

Зазнавалка с Помогалкой,

Где-то там сидит Боялка.

То Старалка, то Ленючка

Уведут меня под ручку,

А потом, я знаю четко:

Прибежит Наоборотка,

Все вверх дном перевернет,

Скажет правду и соврет.

Помогите мне решить,

С кем дружить и не дружить?

(дети отвечают на вопрос)

Какой из этих человечков, по вашему мнению, самый положительный?

Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (о человеке)

Коль мы будем говорить о человеке, давайте назовём качества человека плохие и хорошие.(два столбика)

А теперь поработайте в группах.

Выбрать качества, которые должны быть у человека.

1 группа : смелость, трусость;

2 группа : лень, трудолюбие;

3 группа : сила воли, трусость

Какое качество вам не совсем понятно?

Попробуем воспользоваться приёмом «Дерево предсказаний»

Что такое сила воли в вашем понимании? Какие понятия схожи с понятием «сила воли»

Выслушиваются мнения учащихся, учитель записывает на доске. (терпение, старание, мужество, устремленность, упорство) .

Откройте учебники, прочитайте тему урока. (С. Михалков «Сила воли»)

Какие цели поставите перед собой?

    Выделять главное;

    Умело отвечать на поставленные вопросы;

А ещё сегодня мы узнаем, как воспитывать в себе силу воли.

Слово о С. Михалкове. (портрет)

Жил на свете один человек, который неустанно работал над собой. Это Сергей Михалков. Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также.

Нас ждет его откровенное признание.

IV . «Открытие нового знания»

1. Сл. работа: откровенно

Что значит откровенное признание?

(слайд)

2. Чтение с остановками стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь –

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

А как вы боретесь с тем, чтоб не бояться темноты?

ФИЗМИНУТКА

Разминка (для глаз, дыхательная, речевая, физическая)

Закроем глаза – и вокруг темнота…

Вот небо, вот звезды, луна… Красота!

Вдохнем и задержим дыхание,

Услышим деревьев шептание,

И выдохнем медленно очень…

Все спят, всем спокойной ночи

Но утро! Откройте скорее глаза,

Скажите мне радостно: «Утро!» (дети: «Утро!»)

И как же не хочется утром вставать,

Чуть-чуть, хоть немножко еще полежать.

Скажите мне нехотя: «Утро…» (дети: «Утро..»)

Но надо идти и не надо робеть,

Сегодня нам многое нужно успеть!

V . Первичное закрепление.

1.Чтение труднопроизносимых слов (слайд)

От-кро-вен-но (шепотом, по слогам) откровенно (хором, целым словом)

За-на-ве-ше-но (шепотом, по слогам) занавешено (хором, целым словом)

2. Чтение учащимися стихотворения по цепочке.

Задание перед чтением: Какое плохое качество поборол в себе герой? (трусость)

(после чтения дети отвечают на вопрос)

VII . Включение знаний в систему.

1.Работа над выразительностью речи

Чтение предложения : Я чувства этого боюсь.

Как меняется смысл?

Упражнение «Прыжок»

лежу,

лежу, Глаза

И я лежу, закрытыми

держу…

Где в этом предложении можно сделать паузу?

2. Выразительное чтение учителем

Задание перед чтением:

Как меняется интонация к концу стихотворения?

3 Выборочное (выразительное) чтение.

Найдите отрывок, где герой:

Начинает испытывать страх;

Борется со страхом;

Поборол страх.

Физминутка.

Если не согласны с утверждением – встать, если согласны –сесть.

Много дел. С чего начать мне

Все никак я не решу,

И поэтому я лучше

На диване полежу! (встают)

Если встречу на дороге

Я бездомного щенка,

Не обижу, а скорее

Накормлю и обогрею. (садятся)

Если вкусную конфету

Мне подарит кто-то где-то,

Тут же я уединюсь

И ни с кем не поделюсь. (встают)

Чтоб здоровым было тело,

Лень отброшу и за дело!

Буду спортом заниматься:

Бегать, прыгать, обливаться! (садятся)

4. Работа по карточкам в парах.

Выбрать верное утверждение:

Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.

Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

Чтение вслух утверждения.

Показываем на дереве предсказаний, что сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.

Изменилось ли ваше представление о понятии «сила воли»?

Чтение определения «сила воли» по «дереву предсказаний»

5. Составление синквейна

Кто? Человек

Какой? Смелый, трудолюбивый

Что делает? Не боится, трудится, работает

Основная мысль. Воспитание силы воли

Вывод. Сильный характер

VII . Рефлексия.

Цветок-трилистник жёлтого и красного цвета. В центре дети пишут свое имя. На 3-х лепестках утверждения:

Стихотворение Михалкова меня многому научило.

Я понял, что такое сила воли.

Я буду бороться со своими недостатками.

Если с утверждением согласны, возьмите жёлтый цветок, если нет – красный.

Прикрепите ваши цветочки к доске.

Ребята, что вы можете сказать об этой картине?

(Появляется над полянкой солнышко)

Есть страна одна на свете,

Дружно в ней живут все дети.

Очень добрые, смешные

Человечки озорные.

Вдоль по солнечной дорожке

Пусть шагают ваши ножки

Прямо к свету… А в итоге

К главной жизненной дороге!

(звучит песня «Человек хороший»)

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS