Главная - Очистка воды
Какие выделяют виды речи. Какие есть основные виды речи и в чем их особенность? Эмоциональный окрас речи

Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст . Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).

Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речи : устную и письменную .

Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.

Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.

Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.

Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.

Выделяется два основных типа устной и письменной форм речи : монолог и диалог .

Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.

Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.

Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.

В речеведении выделяются следующие виды речи : говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо. Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.

Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.

Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести

§ построение мыслительного содержания (для того чтобы

говорить, нужно знать, о чём говорить);

§ планирование изложения;

§ выбор языковых средств.

В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.

Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.

Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.

Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.

Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.


Глава 2. Виды текстов

Повествование – это изложение временной последовательности событий. Оно может быть перспективным (то есть излагающим событие от начало до конца) и ретроспективным (излагающим события по их воспоминаниям). Событийность описывается, в основном, глаголами или отглагольными существительными, прилагательными и наречиями. Поэтому в повествовательных текстах достаточно много глаголов. Примером повествования может служить сообщение о надвигающей метели в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина:

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

Текст изобилует глаголами, которые описывают последовательность смены событий: поскакал; поглядывал, бежали, становился, обратилось, подымалась, росла, облегла, пошел, повалил, завыл; сделалась, смешалось, исчезло.

Описание – это изложение объектов, их свойств, состояний или качеств. Описаниями довольно часто пользуются создатели художественных или научных текстов. Примером может служить описание портрета Обломова в одноимённом романе И.А.Гончарова:

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как- то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же, тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Текст изобилует прилагательными, описывающими внешность Ильи Ильича: ни румяный, ни смуглый, ни бледный, безразличный, матовому, белому, маленьких, пухлых, мягких, изнеженным.

А вот описание интерьера комнаты Обломова:

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного цвета, два дивана, обитые шелковой материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

В тексте множество существительных: комната, взгляда, бюро, цвета, дивана, материею, ширмы, в природе, птицами, плодами, занавесы, ковры, картин, бронза, фарфор, мелочей. Все эти существительные называют предметы, которые объединяет то, что они находятся в одной комнате.

Рассуждение – это изложение каких-то мыслей, которые связаны между собой логическими отношениями. В текстах – рассуждениях, как правило, содержатся сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами. В таком изложении (рассуждении) содержfтся обобщение, анализ, сопоставление и логические выводы. Образцовыми примерами рассуждений служат сентенции Л.Н.Толстого:

Все счастливые семьи похожи друг на друг, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Анна Каренина).

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как не обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе (Воскресение).

В этом тексте перечисление действий неразумных людей перекрывается общей сентенцией – гимном жизни.

Убеждение – текст, в котором излагается конечный вывод многочисленных опытов жизни и трудных размышлений. Текст – убеждение строится как последовательность образцовых классических утверждений, подводящих итог разбросанным жизненным замечаниям. Примером убеждения может служить классический текст из романа Н.Островского «Как закалялась сталь»:

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь была отдана самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества!»

Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы.

В психологии различают два вида речи:

  • - внешняя;
  • - внутренняя.

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи:

  • - жаргон;
  • - интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак--доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

  • - устную:
  • - диалогическую;
  • - монологическую;
  • - письменную;

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи -- уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

  • - последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
  • - грамматически правильное оформление;
  • - выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи -- ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности -- достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и - в какой-то мере - переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь - ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, - более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь - это контекстная речь.

Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях -- типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда -- особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано.

Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во - первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.

Внутренняя речь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь - это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. "Я ловлю себя на том, - читаю я в одном письме, - что я целыми часами веду нескончаемую внутреннюю беседу с вами"; внутренняя речь может быть внутренней беседой. Случается, особенно при напряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным собеседником, тогда она посвящена размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории. Выраженная в слове мысль каждого человека имеет свою аудиторию, в атмосфере которой протекают его рассуждения; его внутренняя аргументация обычно рассчитана на аудиторию и к ней приноровлена; внутренняя речь обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Внутренняя речь -- это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь -- словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Язык и речь. Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык – это условие развития и продукт человеческой культуры.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается органами чувств, язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность. Речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинная оценка неприемлема. Речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.

Основными качествами культурной речи являются:

Точность речи. Характеризует речь со стороны её содержания, то есть характеризует то, насколько точно говорящий описывает данную ситуацию, насколько его описание соответствует действительности.

Различают точность предметную и понятийную. Предметная точность опирается на связь речи и действительности (сказал то, что есть на самом деле). Понятийная точность задается связью речи и мышления (сказал то, что и хотел сказать).

Основные условия, способствующие созданию точной речи:

Знание предмета речи (то есть того, о чем говорится);

Знание языка, на котором происходит общение;

Хорошие речевые навыки, вырабатываемые постоянной практикой общения.

Логичность речи . Характеризует речь со стороны её структуры, организации, композиции. Общими условиями логичности речи является, прежде всего, владение логикой рассуждения, а также знание языка, коммуникативных возможностей языковых средств.

Выразительность речи . Выразительность речи – это такая её особенность, которая помогает поддерживать интерес и внимание слушателя.

Условия, от которых зависит выразительность речи:

Самостоятельность мышления говорящего;

Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

Тренировка речевых навыков;

Богатство и разнообразие речи. Достигается за счет использования в речевом общении разнообразных языковых средств.

Уместность речи . Речь должна быть уместной, то есть соответствовать цели, условиям общения, составу и настроению слушателей.

Классификация разновидностей речи. Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять внешнюю и внутреннюю, устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функционально-смысловые типы речи.

Общение между людьми может происходить в разных формах: разговор, в котором собеседники задействованы непосредственно, общение носит устный характер; чтение различного рода книг, официальных бумаг и др., которые имеют письменную форму. В общении могут принимать участие разное количество людей, связанных разными же социальными, личностными отношениями. Участники коммуникации могут играть в ней активную или пассивную роль (полилог, диалог и монолог ). В зависимости от содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют такие типы речи, как описание, рассуждение, повествование.

Разновидности речи по форме выражения мысли. Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования. По наличию или отсутствию собеседников выделяют следующие формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.

Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления.

Если человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь. Обдумывание начинается с ориентировки в ситуации общения. Обдумывание речи почти всегда предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика» письменной речи (Л.С. Выготский). Без внутренней речи человеку не обойтись, без нее нельзя мечтать, надо научиться обдумывать свои высказывания, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реакции, так как это речь «про себя». Оказалось, что это далеко не так. Исследователи показали, что в процессе внутренней речи присутствуют движения языка и гортани. Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы, то есть предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.

Развернутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной . В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую, монологическую, полилогическую речь.

Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ходу, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения, поэтому в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается наличием непроизвольных пауз, повторением отдельных слов, слогов, звуков, «растягиванием» звука типа [э] и выражениями типа

Как это сказать?..

Как бы… и т.д.

Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.

Для устной речи характерны две особенности: избыточность и лаконизм. Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной. Неофициальная – только личной. Слушатели непринужденного рассказа – полноценные участники акта коммуникации: они могут перебивать говорящего, задавать ему вопросы, что не свойственно адресату публичного официального сообщения. Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.) Основное различие между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее. Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).

Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. И поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Монолог, диалог, полилог. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь различаются между собой с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации. Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений и существует в различных формах устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступления по радио, телевидению. Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь) характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, местоимений и глаголов 2 лица, а также глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика). Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции.

Диалогический текст представляет собой чередование высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул « реакция), допускающие различные координации.

Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников. Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.). Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. Участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.

Функционально-смысловые типы речи. В зависимости от содержания, композиции выделяются различные типы речи. Под типом речи понимается речевой отрезок (текст) со специфическим обобщенным значением (предмет и его признак, предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Описание может быть бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел. Глаголы в описании используют обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Эта последовательность передается с помощью глаголов совершенного вида, которые показывают развертывание повествования. Обычно предложение в повествовании не бывает очень длинными, не имеет сложной структуры.

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете речи. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, сложных предложений, передающих ход рассуждения. Рассуждения должно содержать посылку, основную мысль (умозаключение) и вывод, который вытекает из всего хода рассуждения.

Речевое взаимодействие и речевая ситуация. Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие (высказывание, текст), речевую ситуацию, речевое событие.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов: адресанта (отправителя информации), адресата (получателя), предмета речи (о чем говорят), речевого акта (говорение или письмо), средство взаимодействия (высказывание или текст).

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. Речевое событие – это конкретная, законченная форма речевого общения. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: устной речи и того, что ее сопровождает (мимика, жесты и др.)

Речь в межличностном общении. Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, легко осуществлять обратную связь. Это речевое общение небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладающее некоторыми отличительными особенностями:

1) персональная адресация, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов;

2) спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор;

3) ситуативность речевого поведения: предмет речи виден или известен собеседникам, что позволяет использовать невербальные средства;

4) эмоциональность (эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими темы разговора, собеседника).

В связи с перечисленными особенностями в межличностном общении кроме собственно информационной и фатической функции проявляются также функции эмотивная (связана с субъективным миром адресанта, с выражением его переживаний, его потребностью быть понятым) и конативная (связана с установкой на адресата, со стремлением воздействовать на него).

Рассматривая речь в межличностном общении, нельзя обойти роль слушающего, т.к. он может влиять на речевое поведение говорящего. В современной социально-психологической литературе большое внимание уделяется анализу стилей слушания. Среди важнейших навыков следует вывделить приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, это интересно», «Понимаю» и т.д.

Рефлексивное (активное) слушание – это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Основными видами рефлексивных ответов являются: выяснение («Не повторите ли еще раз»); перефразирование («По вашему мнению…», «Если я вас правильно понял…»); отражение чувств «Мне кажется, что вы чувствуете…»); резюмирование («Если подытожить сказанное вами…»).

Эмпатическое слушание – понимание чувств, переживаемых другим человеком и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатическое слушание в отличие от рефлексивного – это более интимный вид общения, оно противоположно критическому восприятию.

Речь в социальном взаимодействии. Речевое общение предполагает общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, статусных, профессиональных и т.д.) с учетом их ролевой позиции; передачу информации множеству лиц (публичная речь или СМИ).

В социальном взаимодействии выражен обслуживающий характер речевой деятельности: здесь речь направлена на организацию совместной деятельности людей. Это определяет более строгую регламентацию речевого поведения.

Основные правила речи в социальном взаимодействии:

1) высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение;

2) высказывание должно быть правдивым; нельзя говорить того, на что нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;

4) высказывание должно быть ясным: необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности.

Речь имеет решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. Речь ребенка почти наполовину эгоцентрична (отсутствуют оттенки значений, игнорируется точка зрения собеседника на предмет речи); взрослые же говорят и даже думают социально («приспосабливают» информацию к ситуации речи, к уровню собеседника).

Речевая деятельность является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Социально-символическими средствами демонстрации социального статуса являются формы обращения. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик». Сходную функцию в русском языке выполняют формы приветствия и прощания.

Гражданский статус человека четко обозначается обращением «господин», «товарищ», «гражданин».

Приемом использования речи для повышения своего статуса могут быть различного рода переименования, например, профессий (вместо «мусорщик» - «работник санитарной службы».

К вербальным социально-символическим средствам также относится намеренная имитация произношения (мы приспосабливаем наш язык, произношение к языку партнера, если он нам нравится).

Важным при утверждении или повышении статуса является выбор стиля произношения. Выделяют высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений; воспринимается как более официальный, дистанцированный стиль) и низкий (разговорная речь, воспринимаемая как неформальная, дружеская); влиятельный и невлиятельный стили.

Внутренняя речь

Это совершенно особенный вид. Внутренняя речь является своеобразной фазой планирования, причем как в теоретической, так и в практической деятельности. Именно по этой причине для нее являются характерными такие признаки, как отрывочность и фрагментарность. Но в то же время совершенно отсутствуют какие-либо недоразумения, которые иногда могут появляться в процессе восприятия ситуации. Чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо постараться как можно более понятно развернуть тему, чтобы она была понятна собеседнику.

Современный литературный язык

Выражение мыслей на письме

Все виды речи в русском языке отличаются своей спецификой, историей и особенностями. Это следует помнить, изучая данную тему. Виды письменной речи также играют немаловажное значение в формировании современного русского языка. Ведь неотъемлемая часть межличностного общения - это формулировка цитат и пересказ увиденных где-либо текстов. История письменности донесла до нас три типа письменной речи. Первый - это пиктографическое письмо, обозначавшее выражение мыслей при помощи рисунков и схем. Следом была идеография - она и по сей день применяется в нашей жизни, только в китайской письменности. И, наконец, наиболее распространенный вид - это речевое письмо. Здесь всё просто - человек записывает то, что слышит и произносит.

Публицистика

Говоря про виды устной речи, нельзя не отметить вниманием эту тему. Ещё одним часто встречающимся стилем является публицистический. Он используется для того, чтобы грамотно сообщить людям какие-либо данные и воздействовать на них с целью убеждения или побуждения к осуществлению тех или иных действий. Не все личности способны подать информацию таким образом, для этого необходимы определённые черты характера, идеальное владение всеми стилями речи, психологические навыки и, возможно, дар убеждения. Публицистический стиль используется преимущественно в СМИ. Сегодня можно найти огромное количество произведений, написанных таким образом - это разнообразные очерки, фельетоны, доклады, заметки и статьи. Кроме того, многие ораторы и докладчики используют публицистический стиль для представления своего материала. Однако здесь нужно чувствовать тонкую грань. Ведь публицистический стиль - это нечто среднее между научным, официально-деловым и разговорным.

Перечень стилей

Для лучшего усвоения материала обычно составляется либо список, либо таблица. Стили речи также можно запомнить таким способом. Самые употребляемые и распространённые - это научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный. Подобная таблица стили речи представляет наглядным образом, а если её расширить, дополнив сведениями о сферах применения, характерных чертах и жанровых особенностях, то получится овладеть темой сполна. То, как её обычно оформляют, можно показать на примере двух описанных выше стилей.

Сфера употребления

Характерные черты

Особенности стиля

Сообщение и объяснение научных фактов и сведений.

Официальная обстановка..

Доклад, научная статья и научно-популярная литература.

Точность, обобщение, логичность и объективность.

Термины, преобладание безличных и сложных предложений, повтор ключевых слов.

Публицистичекий

Воздействие и сообщение.

Политические, культурные и общественные отношения.

Интервью, репортаж, очерк, фельетон, газетная статья, речь.

Эмоциональность, призывность, оценочность, общедоступность, логичность.

Разговорные и просторечные слова, вводные конструкции и слова, фразеологизмы.

Вообще, надо сказать, языку учатся с самого детства и совершенствуют его в течение своей жизни. Сначала идут виды связной речи, которым важно обучить ребёнка в самом юном возрасте, затем - более сложные темы. Особое внимание этому следует уделять в школе. Русски язык (4 класс) - это один из самых важных предметов. Необходимо изучать его, поскольку правильное владение речью в любом случае понадобится детям в будущем. Школьная программа довольно сложная, она включает в себя изучение орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, семантики и многое другое. Однако следует помнить о том, насколько разнообразен наш русски язык. 4 класс, средняя школа или выпускные годы - этот предмет необходимо изучать всегда, развивая и совершенствуя свои навыки.

Каждый человек за редким исключением может изъясняться с помощью устной речи. Благодаря общению люди могут выражать свои переживания и чувства, рассказать о насущном, волнующем. Устная речь позволила человеку подняться на высшую ступень цивилизации. В научной литературе можно встретить несчетное количество оснований для классификации устной речи. Вообще изучение языка как необходимо для понимания глубинных процессов, которые происходят в сознании человека при вербальном взаимодействии с другими людьми. Ведь процесс приобретения речевых навыков проходит бессознательно и естественно. Школьная программа наделяет задачей ознакомиться с теорией про виды устной речи 2 класс учащихся. В дальнейшем эту лингвистическую проблему изучают студенты филологических специальностей. Эта статья посвящена типологии звучащей формы языка.

Количество собеседников

Для начала рассмотрим наиболее простые виды 2 класс школы в соответствии с образовательной программой знакомится с понятиями диалога и монолога. Такая классификация имеет в качестве основы количество участников процесса общения. Так, у этих слов есть одинаковая часть «-лог», которая переводится с греческого как «слово», «смысл, «речь». Берущая свое происхождение из того же языка часть «моно-» означает «один». Таким образом, монолог - это речь одного индивида, которая обращена либо к самому себе, либо к какой-либо аудитории. В свою очередь, часть «ди-» в переводе с греческого означает «два». Следовательно, диалог - это взаимообмен сообщениями между двумя собеседниками. При этом речь каждого из них является монологом. Смысл диалога заключается в смене реплик.

При ответе на вопрос, какие виды устной речи бывают, люди зачастую называют лишь эти наиболее распространенные определения. Однако еще одним подобным типом общения является полилог. «Поли-» означает «много». Здесь речь идет о наличии двух и более собеседников.

Характер произносимого

Какие еще существуют виды устной речи? 2 класс изучает классификацию непосредственного общения, основываясь не только на количестве собеседников. Еще одним основанием для классификации языка выступает красота и возвышенность его слога. На базе этого критерия возникли такие основные виды устной речи, как дописьменная, литературная и звучащая по тексту. Сначала рассмотрим первый языковой тип.

Простое общение

Как известно, люди сначала научились издавать звуки и лишь потом - изображать знаки. Первоначально речь существовала лишь в устной форме. Дописьменный язык в наши дни включает в себя преимущественно бытовое общение, которое никогда не будет зафиксировано на письме и по существу в существовании знакового прототипа не нуждается. Сюда относятся различного рода устные переговоры, сочиняемые на ходу сказки, многократно передаваемые слухи. Теория языкознания относит к наиболее распространенным формам дописьменной речи молву, диалог и фольклор. Основанием их выделения является количество воспроизведений сообщений. Так, молва репродуцируется лишь один раз. Основная цель такого вида речи - донести определенную информацию до каждого члена беседы. Такое сообщение прекращает свое существование сразу после того, как оно дойдет до всех собеседников, так как его многократное воспроизведение не является необходимым. Запрет на репродуцирование может нарушаться, но тогда молва начинает существовать в другой форме - в виде сплетен, которые имеют дезинформирующий характер.

Дописьменную речь в форме диалога мы уже рассматривали, однако в этой классификации он употребляется несколько в другом значении. Здесь внимание уделяется не количеству собеседников, а числу воспроизведений и смысловой нагрузке текста. Диалог в этом значении рассматривается как некая совокупность высказываний различных субъектов на одну и ту же тему. Как правило, репродуцируются тексты лишь один раз, ведь даже в случае переспроса собеседник, повторяя произнесенную ранее фразу, меняет интонацию или порядок слов.

И наконец, фольклор - это дописьменный вид речи, который характеризуется многократным повторением. В отличие от молвы фольклор является культурным достоянием, его тексты хорошо сохраняются на протяжении долгих лет. К этому типу можно отнести народные сказки, легенды.

Литературные тексты

Мы рассмотрели дописьменную речь как первый из типов сообщений в зависимости от характера произносимого. Теперь обратимся к литературному языку. Здесь имеет место далеко не бытовое общение. Этот вид речи характеризуется как возвышенный, грамотный. Первоначально литературные тексты фиксируются на бумаге и имеют весьма далекое отношение к вербальным сообщениям. Однако затем они заучиваются и превращаются в звук. Именно благодаря такой сложной процедуре создания получившиеся тексты приобретают свое идеальное состояние. Существуют такие литературные виды устной речи в русском языке, как риторика и гомилетика. Рассмотрим их детальней.

Ораторика

Этот вид литературного устного текста представляет собой выступление человека перед определенной публикой, которое затрагивает важнейшие жизненные темы слушателей. При этом у оратора нет возможности установить диалог со своей аудиторией. Он вынужден произнести все желаемое в одной речи. Примером риторических высказываний является судебная речь. К примеру, адвокат в своем последнем высказывании имеет возможность продемонстрировать ораторское мастерство и высказать личное видение ситуации, однако он уже не может задавать присутствующим вопросы. Слушатели реагируют на слова защитника сразу же, внутренне соглашаясь с ним либо не принимая его точку зрения. Таким образом, ораторика по своей сути представляет

Гомилетика

При ответе на вопрос, какие виды устной речи (литературной) существуют, невозможно не упомянуть этот тип высказываний. По сравнению с ораторикой гомилетика больше похожа на диалог. Несмотря на то, что здесь также имеет место подготовка к устному высказыванию, однако ритор не обязан высказывать все желаемое в одном сообщении. Как правило, он разбивает текст на определенные порции для наибольшего воздействия на слушателей. Такие высказывания оказывают большее влияние на воспитание публики. Отвечая на вопрос, какие виды устной речи бывают, следует упомянуть о церковном, пропагандистском и учебном жанре гомилетики.

Пастырское слово

Эта разновидность гомилетики направлена на воздействие на слушателей, в частности на их чувства и волю. Церковная разновидность гомилетики существует в формах проповеди, собеседования и исповеди. Первая речь представляет собой подробный рассказ о некоторых сакральных истинах. Проповедник в своем высказывании обращается к народу с целью актуализации уже имеющихся у людей знаний, повышения их значимости, подчеркивания их важности. Собеседование, в свою очередь, является своеобразной проверкой усвоения публикой тех истин, которые были преподнесены на проповеди. Последней стадией является исповедь. После покаяния священнослужитель, оценивая степень выполнения на практике людьми своих предписаний, также произносит речь, которая призвана воздействовать на человека с целью благоприятных изменений в его душе.

Учебный процесс

Гомилетика пронизывает собой всю систему образования. Основными преподавателя со студентами являются лекции, семинары и зачет/экзамен. Их легко сопоставить с рассмотренными выше разновидностями общения между пастором и верующими. Лекция, так же как и проповедь, предназначена для освещения важных вопросов и объяснения их слушателям. Однако в отличие от церковной гомилетики, которая предполагает произнесение известных публике высказываний с целью повышения их актуальности, учебная подразумевает сообщение аудитории новых, неизвестных доселе сведений.

Теперь сравним следующую стадию образовательного общения, семинар, с собеседованием. Практическое занятие с обучающимися также проводится для проверки степени и качества усвоения ими знаний. И наконец, экзамен является своего рода исповедью, где преподаватель оценивает восприятие студентами тех истин, которые им преподносились на лекциях.

Пропагандистские высказывания

Речь ритора, направленная на распространение и рекламу определенных сведений, состоит из ранее известных истин в сочетании с новыми. Таким образом, пропагандистская гомилетика представляет собой сочетание церковной с учебной.

Теперь рассмотрим формы существования подобных текстов. Первой из них является пропаганда (деятельность по передаче определенных знаний). Второй стадией является агитация, где ритором обосновывается переход от обдумывания к активным действиям. И наконец, третьей формой пропагандистской гомилетики является реклама, которая оказывает действие, контролирующее эффективность агитаций.

Озвучивание письменного текста

Не всегда человек, желающий произнести вслух написанное, выучивает это. Ведь можно, к примеру, читать. К слову, литературный вид и озвучивание текста - это виды устной речи, приближающиеся к письменной. Ввиду фиксации этих видов высказываний на бумаге они представляют собой грамотные и логически построенные тексты. Как указывалось ранее, озвучивание может происходить в форме простого чтения. При такой форме высказывания, как правило, текст просто произносится, без обязательного использования определенных интонаций и мимики. Изучая виды устной речи, 2 класс учащихся сталкивается с таким языковедческим термином, как декламация. Такое чтение представляет собой не простое воспроизведение письма, а выразительное, даже напыщенное, ритмичное озвучивание, как правило, художественных произведений (чаще стихов).

Степень готовности

Существует еще одно основание для типологии вербальных текстов. Так, отвечая на вопрос, какие бывают виды устной речи, 2 класс, основываясь на полученных знаниях, может привести классификацию речи в зависимости от степени ее подготовленности. Чаще всего произносимые нами высказывания характеризуются спонтанностью и формируются постепенно, в процессе общения. Неподготовленные виды и формы устной речи встречаются постоянно, ведь каждый человек контактирует с другими представителями социума далеко не один раз в день. Именно бытовое общение заранее никак нельзя продумать, поэтому здесь чаще имеют место паузы, использование простых предложений и наиболее распространенных слов. В свою очередь, подготовленная речь (к примеру, доклад) характеризуется наличием заранее продуманной и логически построенной структуры.

Обращая внимание на всю информацию, приведенную в этой статье, можно привести следующие виды устной речи: диалог и монолог; подготовленная и неподготовленная; дописьменная, высказывание по тексту и литературная.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS