Главная - Очистка воды
Орден равноапостольной святой ольги. Знак ордена святой равноапостольной княгини ольги. Правила представления на награду

Лента ордена княгини Ольги шёлковая муаровая сиреневого цвета с продольными посередине белыми полосками: для І степени - с одной полоской, шириной 14 мм, для II степени - с одной полоской, шириной 6 мм, для III степени - с двумя полосками, шириной по 2 мм каждая и сиреневой полоской, шириной 2 мм между ними. Ширина ленты - 22 мм.

Планка ордена княгини Ольги представляет собой прямоугольную металлическую пластинку, обтянутую соответствующей лентой. Размер планки: высота - 12 мм, ширина - 24 мм.

Порядок ношения

Орден княгини Ольги І, ІІ, ІІІ степени носится на левой стороне груди после ордена «За мужество» ІІ, ІІІ степени.

См. также

  • Знак отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги - награда Российской империи , учреждённая царём Николаем II в 1915 году для отличия женщин за общественную и государственную службу.
  • «Орден святой равноапостольной княгини Ольги» - награда Русской Православной Церкви .

Напишите отзыв о статье "Орден княгини Ольги"

Ссылки

  • (укр.)
  • (укр.)
  • (укр.)
  • (укр.)
III степени
Оригинальное название

Орден княгині Ольги

Страна
Тип
Статус

вручается

Статистика
Дата учреждения
Первое награждение
Очерёдность
Старшая награда
Младшая награда

Отрывок, характеризующий Орден княгини Ольги

Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

О рден Св. Равноапостольной Княгини Ольги
Год основания - 1914
Основатель - Николай II
Статус - дамский орден, награждение которым связано с военными событиями
Цвет ленты - белый
Число степеней - 3

Учрежден 11 июля 1915 г. Императором Николаем II в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых "во внимание к заслугам женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно к подвигам и трудам их на пользу ближнего". Предназначен исключительно для награждения лиц женского пола. Имеет три степени.

Орденские знаки: Крест византийского образца, покрытый светло-голубой финифтью, белая лента шириной 2,22 см.

Правила ношения:
I степень - золотой Крест на банте на левом плече;
II степень - серебряный Крест на банте на левом плече;
III степень - меньший серебряный Крест на банте на левом плече.
Знаки низших степеней не снимаются при пожаловании знака высшей степени.

С именем великой киевской княгини Ольги, правящей в Древней Руси после смерти мужа князя Игоря в период регентства малолетнего сына Святослава, связаны значительные преобразования, в том числе установление размеров дани и устройство погостов: "Иде Ольга в Новугороду и устави на Мсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани, и ловища ея суть по всей земли и знамения и места и погосты". Но без сомнения главным ее шагом в жизни было принятие ею христианства. В 955 году во время путешествия в Константинополь над ней было совершено таинство православного крещения: "Иде Ольга в греки и прииде к Царюгороду. И бе тогда царь именем Константин... и крести ю царь с патриархом" Обретя новое христианское имя Елена, в память матери императора Константина Великого и постигнув устав Божий, княгиня Ольга активно содействовала распространению христианства на Руси. Не случайно, созванный великим киевским князем Владимиром Святославичем в 987 году совет, после легендарного "испытания вер", высказался за принятие на Руси православия, ссылаясь на княгиню Ольгу: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из людей". Канонизированная русской православной церковью Святая Равноапостольная княгиня Ольга стала подлинным символом благочестия и мудрости.

Основанное в 1907 году Общество Святой Ольги в январе 1913 года, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, предложило учредить орден, носящий имя древнерусской княгини. 21 февраля 1913 года специальным пунктом Манифеста "О монаршиих милостях населению" по случаю 300-летия Дома Романовых был учрежден "в видах поощрения заслуг, оказываемых лицами женского пола на различных поприщах государственного и общественного служения" особый Знак отличия. Однако, ни названия, ни статута, ни описания этого нового для того времени фалеронима не существовало и только в связи с началом первой мировой войны и нем вспомнили. Осенью 1914 года началась работа по выработке проекта его статута и рисунка. Один из них, предложенный начальником Царскосельского дворцового управления генерал-майором князем М.С.Путятиным был утвержден 11 июля 1915 года Николаем II: "Утвердив ныне Статут онаго, признали Мы за благо присвоить самому знаку наименование "Знак отличия Святыя Равноапостольныя Княгини Ольги", в память первой русской Княгини, восприявшей Свет веры Христианской и тем положившей начало святому делу Крещения Руси, завершенному при Внуке Ея, Равноапостольном Князе Владимире. Пребываем в твердой уверенности, что русские женщины усмотрят во вновь даруемом Статуте знак особого Нашего внимания к трудам лиц женского пола, подъемлемым на благо и процветание дорогого сердцу Нашему Отечества".

Знак отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги имел три степени. Первая степень представляла собой золотой крест византийского образца, с лицевой стороны покрытый светло-голубой финифтью, обрамленною золотой чеканной каймой. В середине креста в круглом золотом чеканном поле давалось изображение Святой Равноапостольной княгини Ольги. На оборотной стороне креста была сделана надпись славянскими буквами: "Февраля 21-го дня, 1613-1913". Вторая степень знака состояла из серебряного креста с теми же изображениями, что и на кресте первой степени, а третья степень - из того же серебряного креста, что и второй степени, но меньшего размера и помещенного в серебряный чеканный обод. Все три степени знака отличия надлежало носить на левом плече на банте из белой ленты. Причем, знаки низших степеней не должны были сниматься при пожаловании знака высшей степени.

По статуту награждение Знаком отличия Святой Ольги должно было идти последовательно, начиная с низшей степени и интервал между пожалованиями должен был составлять пять лет. Предусматривалось также, что награждение Знаком отличия Святой Ольги должно было проводиться по непосредственному усмотрению "Его Императорского Величества, с соизволения Государя Императора, Государынею Императрицею или по Высочайше утвержденным журналам Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах". Каждое лицо, пожалованное Знаком отличия Святой Ольги, получало от Капитула Российских Императорских и Царских орденов знаки и специальную грамоту. Награждение Знаком отличия Святой Ольги приурочивалось к 23 апреля - дню Тезоименитства императрицы Александры Федоровны и к 14 ноября - дню рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В статуте подробно перечислялись "виды заслуг, за оказание коих жалуется Знак отличия Святой Ольги:
а) заслуги, свидетельствующие о беззаветной преданности Церкви, Престолу, Отечеству;
б) подвиги личного самоотвержения, сопряженные с явной для жизни опасностью;
в) служение делу помощи ближним;
г) продолжительная и полезная деятельность по народному образованию, способствующая религиозно-нравственному воспитанию народа и подъему его производительных сил;
д) заслуги по сельскому хозяйству, кустарным промыслам и другим отраслям народного труда;
е) отличное прохождение службы в государственных и общественных установлениях, засвидетельствованное надлежащими властями и
ж) выдающаяся деятельность по служению наукам и искусствам". Состоящие на государственной или общественной службе должны были иметь для награждения третьей степенью Знака отличия Святой Ольги не менее 10 лет выслуги, второй степенью - 20 лет и первой - 30 лет. Особый восьмой пункт статута предусматривал, что "Знаки отличия Святыя Ольги могут быть также жалуемы матерям героев, оказавших подвиги, достойные увековечения в летописях Отечества". Именно на основе этого пункта 2 апреля 1916 года состоялось первое и единственное награждение Знаком отличия Святой Ольги. Николай II в "Высочайшем рескрипте", данном на имя тогдашнего военного министра Д.С.Шуваева, писал: "Дмитрий Савельевич. В нынешнюю великую войну наша армия явила нескончаемый ряд примеров высокой доблести, неустрашимости и геройских подвигов как целых частей, так и отдельных лиц. Особое Мое внимание привлекла геройская смерть трех братьев Панаевых, офицеров 12-го гусарского Ахтырского Генерала Дениса Давыдова, ныне Ея Императорского Величества Великой Княжны Ольги Александровны полка ротмистров Бориса и Льва и штабс-ротмистра Гурия, доблестно павших на поле брани. Братья Панаевы, проникнутые глубоким сознанием святости данной присяги, бесстрастно исполнили долг свой до конца и отдали жизнь свою за Царя и Родину. Все три брата награждены орденом Св. Георгия 4-й степени и их смерть в открытом бою является завидным уделом воинов, ставших грудью на защиту Меня и Отечества. Такое правильное понимание своего долга братьями Панаевыми всецело отношу к их матери, воспитавшей своих сыновей в духе беззаветной любви к Престолу и Родине. Сознание, что дети ее честно и мужественно исполнили свой долг, да наполнит гордостью материнское сердце и поможет ей стойко перенести ниспосланное свыше испытание. Признавая за благо отметить заслуги передо мною и Отечеством вдовы полковника Веры Николаевны Панаевой, воспитавшей героев сыновей, жалую ее в соответствии со ст. 8-ю Статута Знака отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги сим знаком 2-ой степени и пожизненной ежегодной пенсией в 3000 рублей". Так, Знак отличия Святой Ольги достойно увенчал материнский подвиг замечательной русской женщины, а мы вспоминаем мудрейшую из русских жен блаженную Ольгу, которая "была предвозвестницей христианской земле... Она ведь сияла как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи... Она первая из русских вошла в царство небесное, ее восхваляют сыны русские - свою начинательницу".

Учрежден 11 июля 1915 г. Императором Николаем II в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых "во внимание к заслугам женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно к подвигам и трудам их на пользу ближнего". Предназначен исключительно для награждения лиц женского пола. Имеет три степени.
Орденский праздник: 11/24 июля.
Орденские знаки: Крест византийского образца, покрытый светло-голубой финифтью, белая лента шириной 2,22 см.
Правила ношения:
I степень - золотой Крест на банте на левом плече;
II степень - серебряный Крест на банте на левом плече;
III степень - меньший серебряный Крест на банте на левом плече.
Знаки низших степеней не снимаются при пожаловании знака высшей степени.

С именем великой киевской княгини Ольги, правящей в Древней Руси после смерти мужа князя Игоря в период регентства малолетнего сына Святослава, связаны значительные преобразования, в том числе установление размеров дани и устройство погостов: "Иде Ольга в Новугороду и устави на Мсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани, и ловища ея суть по всей земли и знамения и места и погосты". Но без сомнения главным ее шагом в жизни было принятие ею христианства. В 955 году во время путешествия в Константинополь над ней было совершено таинство православного крещения: "Иде Ольга в греки и прииде к Царюгороду. И бе тогда царь именем Константин... и крести ю царь с патриархом" Обретя новое христианское имя Елена, в память матери императора Константина Великого и постигнув устав Божий, княгиня Ольга активно содействовала распространению христианства на Руси. Не случайно, созванный великим киевским князем Владимиром Святославичем в 987 году совет, после легендарного "испытания вер", высказался за принятие на Руси православия, ссылаясь на княгиню Ольгу: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из людей". Канонизированная русской православной церковью Святая Равноапостольная княгиня Ольга стала подлинным символом благочестия и мудрости.

Основанное в 1907 году Общество Святой Ольги в январе 1913 года, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, предложило учредить орден, носящий имя древнерусской княгини. 21 февраля 1913 года специальным пунктом Манифеста "О монаршиих милостях населению" по случаю 300-летия Дома Романовых был учрежден "в видах поощрения заслуг, оказываемых лицами женского пола на различных поприщах государственного и общественного служения" особый Знак отличия. Однако, ни названия, ни статута, ни описания этого нового для того времени фалеронима не существовало и только в связи с началом первой мировой войны и нем вспомнили. Осенью 1914 года началась работа по выработке проекта его статута и рисунка. Один из них, предложенный начальником Царскосельского дворцового управления генерал-майором князем М.С.Путятиным был утвержден 11 июля 1915 года Николаем II: "Утвердив ныне Статут онаго, признали Мы за благо присвоить самому знаку наименование "Знак отличия Святыя Равноапостольныя Княгини Ольги", в память первой русской Княгини, восприявшей Свет веры Христианской и тем положившей начало святому делу Крещения Руси, завершенному при Внуке Ея, Равноапостольном Князе Владимире. Пребываем в твердой уверенности, что русские женщины усмотрят во вновь даруемом Статуте знак особого Нашего внимания к трудам лиц женского пола, подъемлемым на благо и процветание дорогого сердцу Нашему Отечества".

Знак отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги имел три степени. Первая степень представляла собой золотой крест византийского образца, с лицевой стороны покрытый светло-голубой финифтью, обрамленною золотой чеканной каймой. В середине креста в круглом золотом чеканном поле давалось изображение Святой Равноапостольной княгини Ольги. На оборотной стороне креста была сделана надпись славянскими буквами: "Февраля 21-го дня, 1613-1913". Вторая степень знака состояла из серебряного креста с теми же изображениями, что и на кресте первой степени, а третья степень - из того же серебряного креста, что и второй степени, но меньшего размера и помещенного в серебряный чеканный обод. Все три степени знака отличия надлежало носить на левом плече на банте из белой ленты. Причем, знаки низших степеней не должны были сниматься при пожаловании знака высшей степени.

По статуту награждение Знаком отличия Святой Ольги должно было идти последовательно, начиная с низшей степени и интервал между пожалованиями должен был составлять пять лет. Предусматривалось также, что награждение Знаком отличия Святой Ольги должно было проводиться по непосредственному усмотрению "Его Императорского Величества, с соизволения Государя Императора, Государынею Императрицею или по Высочайше утвержденным журналам Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах". Каждое лицо, пожалованное Знаком отличия Святой Ольги, получало от Капитула Российских Императорских и Царских орденов знаки и специальную грамоту. Награждение Знаком отличия Святой Ольги приурочивалось к 23 апреля - дню Тезоименитства императрицы Александры Федоровны и к 14 ноября - дню рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В статуте подробно перечислялись "виды заслуг, за оказание коих жалуется Знак отличия Святой Ольги:
а) заслуги, свидетельствующие о беззаветной преданности Церкви, Престолу, Отечеству;
б) подвиги личного самоотвержения, сопряженные с явной для жизни опасностью;
в) служение делу помощи ближним;
г) продолжительная и полезная деятельность по народному образованию, способствующая религиозно-нравственному воспитанию народа и подъему его производительных сил;
д) заслуги по сельскому хозяйству, кустарным промыслам и другим отраслям народного труда;
е) отличное прохождение службы в государственных и общественных установлениях, засвидетельствованное надлежащими властями и
ж) выдающаяся деятельность по служению наукам и искусствам". Состоящие на государственной или общественной службе должны были иметь для награждения третьей степенью Знака отличия Святой Ольги не менее 10 лет выслуги, второй степенью - 20 лет и первой - 30 лет. Особый восьмой пункт статута предусматривал, что "Знаки отличия Святыя Ольги могут быть также жалуемы матерям героев, оказавших подвиги, достойные увековечения в летописях Отечества". Именно на основе этого пункта 2 апреля 1916 года состоялось первое и единственное награждение Знаком отличия Святой Ольги. Николай II в "Высочайшем рескрипте", данном на имя тогдашнего военного министра Д.С.Шуваева, писал: "Дмитрий Савельевич. В нынешнюю великую войну наша армия явила нескончаемый ряд примеров высокой доблести, неустрашимости и геройских подвигов как целых частей, так и отдельных лиц. Особое Мое внимание привлекла геройская смерть трех братьев Панаевых, офицеров 12-го гусарского Ахтырского Генерала Дениса Давыдова, ныне Ея Императорского Величества Великой Княжны Ольги Александровны полка ротмистров Бориса и Льва и штабс-ротмистра Гурия, доблестно павших на поле брани. Братья Панаевы, проникнутые глубоким сознанием святости данной присяги, бесстрастно исполнили долг свой до конца и отдали жизнь свою за Царя и Родину. Все три брата награждены орденом Св. Георгия 4-й степени и их смерть в открытом бою является завидным уделом воинов, ставших грудью на защиту Меня и Отечества. Такое правильное понимание своего долга братьями Панаевыми всецело отношу к их матери, воспитавшей своих сыновей в духе беззаветной любви к Престолу и Родине. Сознание, что дети ее честно и мужественно исполнили свой долг, да наполнит гордостью материнское сердце и поможет ей стойко перенести ниспосланное свыше испытание. Признавая за благо отметить заслуги передо мною и Отечеством вдовы полковника Веры Николаевны Панаевой, воспитавшей героев сыновей, жалую ее в соответствии со ст. 8-ю Статута Знака отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги сим знаком 2-ой степени и пожизненной ежегодной пенсией в 3000 рублей". Так, Знак отличия Святой Ольги достойно увенчал материнский подвиг замечательной русской женщины, а мы вспоминаем мудрейшую из русских жен блаженную Ольгу, которая "была предвозвестницей христианской земле... Она ведь сияла как луна в ночи, так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи... Она первая из русских вошла в царство небесное, ее восхваляют сыны русские - свою начинательницу".

Орден имеет три степени и предоставляется исключительно для награждения женщин за те или иные заслуги. Великая княгиня Киевская Ольга, в крещении Елена (969; память 11/24 июля), стала первой русской правительницей-христианкой.

В России до 1917 г. уже существовала награда этого имени, По инициативе созданного известным публицистом М. О. Меньшиковым «Общества святой Ольги», в 1914 г. был высочайше утвержден «знак отличия святой Ольги». Он призван был отмечать «заслуги женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно подвиги и труды их на пользу ближнего». Знак отличия святой Ольги был вручен лишь один раз. В 1916 г. второй степени знака отличия была удостоена Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны троих сыновей-офицеров.
Описание ордена

Орденский знак представляет собой прямоугольный крест с чистыми полями белой эмали (нижняя на 22 мм длиннее остальных). В центре креста, на слегка выпуклой поверхности круга диаметром 17 мм - поясное изображение святой Ольги на золотом фоне в технике «ростовская финифть». Изображение помещается в круге шириной 3 мм, покрытом эмалью ультрамаринового цвета, причем внешний диаметр круга ниже внутреннего по отношению к плоскости ордена; в верхней части этого круга надпись желтым металлом - «Ольга Российская», в нижней части расположены в центре крестик и две отходящие от него пальмовые ветви.

Внешние стороны креста оканчиваются восьмиугольными камнями голубого цвета. За крестом от нижней части идут две лавровые ветви, на которых в оглавии ордена лежит корона. По диагонали креста от круга лавровых ветвей располагаются граненые лучи из полированного металла.

К концу XIX века в России стал явно ощущаться недостаток женских орденов. Имевшимися орденами женщин практически не удостаивали, а орден Святой Екатерины вручался только аристократкам, да и то весьма редко. А число знатных дам и просто богатых женщин, которые занимались благотворительностью и другими общественными делами, было довольно велико, и круг их был влиятелен.

Поэтому в 1907 году Православное общество Святой княгини Ольги выступило с инициативой учредить особый женский орден в честь древнерусской княгини, которую Православная церковь причислила к рангу равноапостольных святых. Им предполагалось награждать женщин за деяния, каждому из которых находилась аналогия в биографии Святой княгини Ольги.

«В память о крещении самой княгини Ольги и ее успехах на этом поприще».

В лето 955. Пошла Ольга в Греки и пришла к Царьграду. Был тогда царь Константин, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она очень красива лицом и разумна; подивился ее уму, беседуя с нею, и сказал ей:

Достойна ты царствовать с нами в столице нашей. Она же, уразумев это, ответила царю:

Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь.

И крестил ее царь с патриархом. После крещения призвал ее царь и сказал ей:

Хочу взять тебя в жены себе. Она же ответила:

Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается этого - ты сам знаешь. И сказал ей царь:

Перехитрила ты меня, Ольга.

И дал ей дары многие: золото и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своей дочерью.

«За подавление народных мятежей» - в связи с усмирением княгиней Ольгой восстания древлян, убивших ее мужа - князя Игоря, и как отголосок событий 1905 года. В «Повести временных лет» об одном из эпизодов мести княгини Ольги сказано так:

В лето 946. Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против нее. И сошлись оба полка для схватки. Бросил копьем Святослав в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило в ноги коню, ибо был Святослав еще ребенок. И сказал Свенельд, воевода отца его:

Князь уже начал; ударим, дружина, за князем.

И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах.

Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню. И стояла Ольга все лето и не могла взять города и замыслила такое.

Хочу только взять с вас небольшую дань и, замирившись с вами, уйду прочь. Теперь у вас нет ни меду, ни мехов, вы ведь изнемогли в осаде, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья.

Древляне, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.

Ольга же раздала воинам - кому по голубю, кому по воробью - и повелела к каждому голубю и воробью привязывать трут, завертывая его в маленькие платки и ниткой прикрепляя к каждому. И повелела Ольга своим воинам, когда станет смеркаться, пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, воробьи же под стрехи. И так загорелись. и не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как все дворы загорелись сразу. И побежали люди из города, и повелела Ольга своим воинам хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

«За усовершенствование государственного и культурного быта» и «За оборону крепостей» (в память защиты Киева от печенегов).

В лето 968. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславле на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со своими внуками. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни весть послать. Нельзя было вывести коня напоить. изнемогали люди от голода и жажды.

И сказал один отрок:

Я проберусь.

Ибо он умел говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него из луков, но не смогли ему ничего сделать.

На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье. и привезли его к дружине.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную.

«За воспитание юношества» (сына своего Святослава и его дружинников):

Пришла княгиня в Киев и учила Святослава, сына своего, принять крещение, но он не внимал тому, говоря:

Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться, - и продолжал жить по языческим обычаям, но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем.

«Матерям героев» (князь Святослав погиб в бою):

Взял Святослав много даров и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не убили нас какой-нибудь хитростью - и дружину мою и меня. Ведь многие были убиты в боях». И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины». И пошел в ладьях к порогам.

Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился Святослав зимовать, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову.

Когда наступила весна, пошел Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский. И убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него.

Орден Святой Ольги тогда не был учрежден, но идея о его создании не забылась. Вновь к ней возвратились в 1913 году. В результате многочисленных обсуждений проекта нового ордена было решено в числе прочих юбилейных наград, в честь празднования 300-летия дома Романовых, учредить и Знак отличия для женщин, работавших в государственных учреждениях, а также для женщин-врачей и женщин-учителей. Но до 1914 года новая награда так и не была узаконена.

Во время Первой мировой войны вновь вернулись к идее учреждения Знака отличия для женщин за их подвиги милосердия и мужества. Художникам, которым предстояло разрабатывать проект будущего Знака отличия, поставили несколько условий:

Чтобы они не предлагали ленту через плечо (так как это будет не орден);

На шее новый Знак тоже носить было нельзя, так как его предполагалось прикреплять на женское платье;

По форме своей новая награда должна была отличаться от других.

Осенью 1914 года было отобрано три проекта Знака отличия Святой Ольги, который имел три степени. Из них император Николай II утвердил проект, предложенный генерал-майором М.С. Путятиным - начальником Царскосельского дворцового управления. Есть сведения, что в разработке эскизов будущей награды принимала участие и императрица Александра Федоровна - возможно, советами и пожеланиями.

Одновременно с эскизами Знака отличия Святой Ольги разрабатывался и его статут. Теперь наградой должны были жаловать «исключительно лиц женского пола, во внимание к заслугам женщин на различных поприщах государственного и общественного служения, а равно к подвигам и трудам их на пользу ближнего». Окончательно статут новой награды был обнародован в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война.

Высшая степень Знака отличия Святой Ольги представляла собой особой формы крест, лицевую сторону которого покрывала голубая эмаль. По периметру креста шел золотой чеканный ободок; на центральном круглом медальоне, окруженном золотым ободком, помещалось изображение Святой княгини Ольги на золотом фоне. На оборотной стороне креста шла надпись славянскими буквами, которая обозначала дату, послужившую поводом для награждения, например, «21 февраля 1613-1913» (то есть к 300-летнему юбилею дома Романовых).

Вторая степень Знака отличия представляла собой такой же крест, только все золотые детали в нем заменялись серебряными. Третья степень Знака - это овальный медальон с прорезным крестом в середине; крест той же формы, как и на Знаках отличия высших степеней. Знаки всех степеней полагалось носить на левом плече на банте из белой ленты, причем знаки низших степеней не должны были сниматься, если жаловалась более высокая степень.

Особый пункт статута Знака отличия предусматривал вручение его «матерям героев, оказавших подвиги, достойные увековечения в летописях Отечества». Все исследователи наградной системы России сообщают, что единственной женщиной, удостоенной этой награды, стала Вера Николаевна Панаева, потерявшая в Первую мировую войну трех сыновей. Все три брата были Георгиевскими кавалерами.

Старший из братьев, Борис Панаев, участвовавший еще в Русско-японской войне, бал два раза ранен и награжден четырьмя боевыми орденами. Одну из наград он получил за то, что на своем коне вывез из-под вражеского огня раненого вестового. В бою 15 августа 1914 года Борис Панаев со своим эскадроном атаковал кавалерийскую бригаду врага и, несмотря на свои ранения, продолжал вести отряд в атаку. Третья пуля в висок прервала жизнь храброго офицера.

Второй из братьев, штаб-ротмистр Гурий Панаев, погиб через две недели в Галиции. Во время кавалерийской атаки он увидел, что лошадь под одним из гусаров убита, а всадник ранен. Верный боевому братству, Гурий соскочил с коня, перевязал раненого и посадил его в свое седло. Сам он сразу же вернулся в строй, но был убит. Посмертно Гурий Панаев стал кавалером ордена Святого Георгия IV степени.

В этом же бою 29 августа участвовал и ротмистр Лев Панаев, получивший за отличие в атаке, в которой был убит его брат, Золотое Георгиевское оружие. Но почетную Золотую шашку с надписью «За храбрость» ему довелось носить недолго: в январе 1915 года во время атаки в Галиции он был убит наповал.

Когда пришло известие о смерти третьего из братьев, Платон Панаев, самый младший, был лейтенантом флота. Его сразу же отозвали из действующего флота и зачислили на службу в одно из учреждений морского ведомства в Петрограде. Но «спустя некоторое время, лейтенант Панаев подал рапорт об обратном командировании его к действующему флоту». Один из современников вспоминал впоследствии, что «мать погибших трех сыновей, вдова Панаева, не только не препятствовала намерению сына, но вполне разделяла его желание, что на месте он нужнее, нежели в Петрограде». Первого апреля 1916 года Платон Панаев отбыл в одну из действующих эскадр, а уже 2 апреля был подписан императорский рескрипт о награждении В.Н Панаевой Знаком отличия Святой Ольги II степени. Ни до, ни после Знак отличия, носивший имя древнерусской княгини и вручавшийся как награда исключительно женщинам, больше не выдавался.

Орден Святой равноапостольной Великой княгини Ольги (трех степеней) в 1988 году учредила Русская Православная Церковь. Он представляет собой прямоугольный крест с чистыми полями белой эмали. На слегка выпуклой поверхности круга (диаметр его - 3 мм) в центре креста помещено поясное изображение Святой княгини Ольги на золотом фоне. Сам круг покрыт эмалью ультрамаринового цвета; в верхней части круга желтым металлом сделана надпись «Ольга российская», а в центре нижней расположены крестик и две отходящие от него веточки пальмы.

Внешние стороны креста заканчиваются голубыми камнями восьмиугольной формы. За крестом идут две лавровые веточки, на которых в оглавии ордена лежит корона. От круга до лавровых ветвей по диагонали орденского креста расположены граненые лучи из полированного металла.

Орден Святой равноапостольной Великой княгини Ольги предназначается для награждения игумений и настоятельниц женских монастырей, а также женщин - деятельниц Русской Православной Церкви. В 1994 году, в день 680-летнего юбилея Свято-Введенского Толгского женского монастыря, игуменья Варвара (Александра Ильинична Третьяк) награждена орденом Святой Ольги II степени. В 1998 году ордена Святой Ольги «За многолетнее служение церкви» удостоена Л.К. Колчицкая - секретарь Патриархии.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS