Главная - Водоснабжение
В какое время зажглась вифлеемская звезда. Вифлеемская звезда. Что это было на самом деле? Кто такие "волхвы с востока"

Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?

Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.

Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

"Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

  • Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.
  • В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
  • Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.
  • В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.
  • Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.
  • Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

"Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

"Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Image caption Нередко кометы словно "зависают" или "останавливаются" над горизонтом

Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он.

"После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака.

"Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ:
Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

"Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

"Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

"Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз.

"Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".

Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

Существуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".

LOS REYES MAGOS

  • В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.
  • Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.
  • Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.
  • На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.
  • Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды.

"Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире". По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

"К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

"Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

Пропитанная религиозностью и благословленная единым Богом Земля Израиля дала начало трем мировым религиям, которые призваны наполнить души людей светом надежды и любви к Богу. Здесь, над Вифлеемом, расположенным неподалеку от Иерусалима, более 2 тысячелетий назад родилась загадочная Вифлеемская Звезда.

История небольшого городка Вифлеем, название которого, Бейт Лехем, переводится с иврита как "Дом хлеба" и с арабского языка "Дом мяса" непосредственно связана с Библией, где указано, что здесь был избран и помазан на царствие царь Давид. Кроме того, на земле Вифлеема разворачивались события Книги Руфь.

Вифлеемская Звезда, которая осветила пастбище по прошествии тысячи лет с тех пор, как умер царь Давид, стала предвестником Рождества Иисуса. В Христианском учении сказано, что первыми, кто узнал о рождении Младенца, которому суждено было стать великим царем и учителем, были волхвы, решившие одарить новорожденного, чтобы узнать, какая судьба его ожидает.

Они принесли смирну, ладан и золото. Выбор первого дара означал бы, что Иисус станет врачевателем, второго - Богом, третьего - царем. Однако, когда Иисусом были приняты все подношения, волхвы узнали, что перед ними целитель, Бог и Царь в одном лице.

Практически все книги не только Ветхого Завета, но и Иудейской Торы содержат идентичную информацию о Царе и Спасителе, с той лишь разницей, что в христианской религии Спасителем признан Иисус, а в иудейской вере приход мессии - событие, которое еще должно произойти в будущем.

Установка звезды

Предание гласит, что свет Вифлеемской Звезды, вдохновившей волхвов, исходит со дна колодца, который вырыт под сводами Пещеры Рождества Христова. Говорят, что и по сей день сквозь толщу воды пробивается слабый свет. В четвертом столетии над сводами Пещеры было возведено здание Храма Рождества Христова, который считается одной из древнейших израильских святынь.

В начале 18 века монахи-католики ордена францисканцев установили в Пещере сияющую серебром Звезду Вифлеема. Вифлеемская Звезда, эта рукотворная святыня, представлена четырнадцатью лучами, каждый из которых является символом определенной остановки на Крестном Пути, пройденном Иисусом по Виа Долороза к месту своей казни.

Надпись на звезде свидетельствует о том, что это является местом, где у Девы Марии родился сын - Иисуса Христос. Однако, в 1847 году серебряной Звездой Вифлеема овладели турки.

По прошествии некоторого времени монахи-францисканцы получили в дар от турецкого правителя новую Звезду. Вифлеемская Звезда сияет в окружении икон и 15 зажженных лампад, которые являются подношением христианских церквей трех конфессий - армянской, католической и греческой.

Значение символа

В противовес спорам о том, существует ли на самом деле Вифлеемская Звезда, или о том, каково ее значение и является ли она физическим, астрономическим и астрологическим явлением, верующие люди связывают с ней свою надежду на лучшие времена и веру в безраздельную любовь Бога.

Именно поэтому небольшой городок, несмотря на перипетии политики, связанные с Палестинской автономией, ежегодно принимает нескончаемый поток туристов и паломников, прибывающих из разных уголков планеты. Оставив веселые развлечения, поклониться этому святому месту приезжают туристы, которые останавливаются в отелях Нетании и Тель-Авива, на Мертвом море и на курорте Эйлат.

Экскурсия к Вифлеемской звезде

Здесь, в Храме Рождества Христова, паломники прикасаются к самым сокровенным святыням, ощущая святость, тепло и свет. Запечатлевая Вифлеемскую Звезду на фото, или оставляя документальные свидетельства о ней на видео, они навсегда оставляют в своей душе драгоценную память об этой святыне.

Такой тур не укладывается в рамки обычной экскурсии, которая завершается в прибрежном кафе или ресторане, или каким-либо другим приятным времяпровождением. Экскурсия в Вифлеем вызывает желание побыть в тихой и спокойной обстановке, оставшись наедине со своими мыслями и переживаниями, не имеющими ничего общего с обыденной суетой и жизнью.

Вифлеемская звезда

Одно из самых важных событий в мировой истории – это Рождество Иисуса. В двух Евангелиях приводятся рассказы о нем, дополняющие друг друга. Дивным рождественским праздником мы обязаны евангелисту Луке, который намекает, что узнал то, что он рассказывает, от самой Богородицы. («А Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своем».)

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей,

И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

А Мария сохраняла все слова сии, слагая их в сердце Своем.

…По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу…

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром;

Ибо видели очи мои спасение Твое,

Которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет,

Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидающим избавления в Иерусалиме».

Легенда гласит, что старец Симеон – тот самый переводчик, который, переводя Библию с еврейского на греческий, сначала в пророчестве Исайи поставил «молодая женщина». Но ему явился Ангел и повелел изменить перевод и поставить «дева». Более того, он предрек, что Симеон не умрет, пока не увидит Мессию своими глазами.

Совсем о других событиях повествует евангелист Матфей.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

“И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля”.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет,

И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: “Из Египта воззвал Я Сына Моего”.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит:

“Глас в Риме слышан, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет”.

По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву».

На первый взгляд, эти два отрывка противоречат друг другу. В одном Иосиф сразу же после рождения Иисуса бежит с семьей в Египет, в другом он остается в Иудее и в свой срок приносит положенные жертвы. На самом деле этого неустранимого противоречия здесь нет, можно найти версию событий, в которую уложатся оба отрывка, при этом она нисколько не будет натянутой. Но об этой версии – несколько позже.

…У иудеев не было принято праздновать день рождения человека, и нет ничего удивительного в том, что, дотошно описав обстоятельства рождения Иисуса, даже Лука не упомянул о дате этого события. Однако когда к христианам стали присоединяться люди, вышедшие из иной культурной среды, где было принято праздновать появление нового человека, возник и интерес к точной дате рождения Христа. Хотя, исходя из Евангелий, ее можно было определить лишь весьма и весьма приблизительно…

Захария, отец Иоанна Крестителя, был священником «из Авиевой чреды». Что это значит? Поскольку иудейское священство было многочисленно, то еще царь Давид разделил священников на 24 «чреды», каждая из которых служила в храме примерно по две недели. Когда Захария служил в храме, ему явился Ангел, предсказавший рождение младенца. После возвращения священника домой и был зачат сын его Иоанн.

Чреда, в которой служил Захария, была восьмой, а богослужебный календарь у иудеев начинался в месяце нисан, то есть в марте – апреле. Если прибавить 16 недель, получается, что служил Захария в июле – августе. Вскоре после его возвращения домой и произошло зачатие Иоанна. Церковь празднует этот день 23 сентября (по старому стилю), хотя это, конечно, очень условная дата.

Спустя пять месяцев, в шестой месяц беременности Елизаветы, произошло Благовещение. Церковь празднует этот день 25 марта, и опять же, как нетрудно догадаться, дата эта условна. Похоже, ее просто приурочили к Рождеству. А если это событие произошло в начале шестого месяца, то мы уже попадаем в февраль. Но все же, исходя из этих крайне приблизительных расчетов, мы можем примерно предположить, что Рождество произошло поздней осенью или ранней зимой.

Что же касается года, то, исследуя события, изложенные в этих Евангелиях, ученые пришли к неожиданному и парадоксальному выводу: наше летосчисление… неверно. Мы ведем отсчет нашего времени от Рождества Христова, но Христос, возможно, родился… за несколько лет до своего «рождения».

Но давайте по порядку. Сначала о переписи, поскольку с нее все начинается и поскольку она никак не могла происходить тогда, когда происходила. Царь Ирод умер в 4 г. до Р. Х., а Квириний стал наместником Сирии лишь в 6 году по Р. Х. и, действительно, между 6 и 7 годом, вместе с Копонием, первым прокуратором Иудеи, провел перепись населения. В то время в Иудее уже не было царя – ни Ирода, ни Архелая, его сына, – и страной правил римский наместник. О переписи, происходившей за несколько лет до Р. Х., в римских источниках не упоминается.

И тут нам на помощь, как ни странно, приходит ехидный критик Евангелия, безбожник Косидовский, который пишет: «Эта перепись не могла проходить так, как описано у Луки. Римлянам незачем было требовать, чтобы люди для переписи приходили в места своего рождения и там регистрировались. Так поступали прежде евреи, у которых жива была традиция двенадцати иудейских колен и которые стремились определить не только число жителей, но и их племенную принадлежность. Римляне же, производя перепись населения, как это делается и в наши дни, регистрировали людей там, где они в данное время проживали, где владели недвижимостью и платили налоги».

Это замечание неожиданно представляет все совершенно в другом свете. Действительно, поначалу римляне проводили раз в пять лет перепись населения. Но постепенно государственная машина разболталась, и это стали делать по мере необходимости. Естественно, новый наместник, получив провинцию, в которой ранее не было прямой римской власти, решил подсчитать, сколько под его рукой имеется населения.

Но до того римляне перепись в Иудее не проводили – у них попросту не было такой необходимости. Дело в том, что за уплату налогов отвечали местные власти. И вот у них-то как раз должна была возникать необходимость время от времени подсчитывать население. Тем более что, кроме римских, жители платили и местные, и храмовые налоги. Кстати, иудейские власти-то как раз вполне могли проводить перепись по родовому принципу, это было для них абсолютно органично.

Так что, вполне возможно, Мария (а вслед за ней и Лука), просто перепутала две переписи: римскую, проходившую в 7 году по Р. Х., и какую-то более старую иудейскую перепись, сведения о которой сгорели вместе с прочими архивами в разрушенном Иерусалиме.

Если эта версия ничем не доказана, то ведь и ничего невозможного в ней тоже нет!

Почти ничем не подтверждается и избиение младенцев в Вифлееме. Хотя такой поступок как раз очень логичен для царя Ирода. А то, что нигде, кроме Евангелия, этот факт не упомянут… да кто в стране, залитой кровью, заметит гибель нескольких десятков малышей в маленьком городке?

Но недавно в одной из книг о чудесах и тайнах, наводнивших наши прилавки, книг, в которые без разбору сваливается все, имеющее хоть какое-то отношение к теме, мне встретилось весьма любопытное упоминание.

«Английские газеты сообщили, что в Израиле возле города Вифлеема обнаружено массовое захоронение младенцев, относящееся к I в. н. э. Специалисты насчитали более ста маленьких тел. Многим из убиенных было всего несколько дней от рождения… Сейчас на месте захоронения ведутся археологические работы, в которых принимают участие ученые и теологи из Ватикана».

Газеты и сами по себе – источник более чем сомнительный, а уж ссылка на них в книге «о тайнах»… Тем не менее информация такая есть, и не стоит проходить мимо нее. Кстати, она дает неожиданный поворот в видении событий. Например, как обычно изображается этот трагический момент в живописи? Воины, врывающиеся в дома, вырывают из рук матерей младенцев, тут же приканчивают их… Если бы все происходило так, это событие вполне могло вызвать очередное восстание, и уж точно, попало бы в историю. Но в этом случае каждый ребенок был бы похоронен отдельно, а массовое захоронение говорит о другом. О том, что детей могли забрать из семей под каким-нибудь предлогом, например, ссылаясь на приказ Ирода, или за недоимки – да мало ли что можно придумать, если очень надо… И уж потом, за городом, их убить и потихоньку закопать. В этом случае утечка информации, конечно, все равно произошла – но уже на уровне слухов.

Хотя, вполне возможно, никакой находки и не было. Газеты – они еще и не то понапишут…

…А вот когда ученые стали исследовать звездное небо, то их ждал сюрприз. Они обнаружили Вифлеемскую звезду! И не просто звезду, а именно такую, которая могла заставить трех восточных магов-астрологов пуститься в дальний путь.

«Все время пред ними шла путеводная звезда, как некогда огненный столб, указывавший путь беглецу Израилю из Египта на берега Чермного моря. Эта звезда, поистине чудесная, не подчинялась общим законам, управляющим небесными телами: она всегда шла впереди их каравана, направляясь по прямой линии к Иерусалиму от востока на северо-запад. Притом же течение ее было постоянно в низших слоях воздуха: низко и близко она шла впереди волхвов, так что они могли следовать за нею; временами она останавливалась, скрываясь за облаками, как бы давая им время для отдыха. По внешнему ее виду одни сравнивали ее с кометою, другие же называли огненным метеором». Так говорит предание.

Чем же это могло быть на самом деле?

Еще Ориген, в 200 г. по Р. Х., считал, что о Рождестве Христовом возвестила комета. С другой стороны, современные астрономы предположили, что речь могла идти о так называемой «новой» звезде. Но дело в том, что в те времена в Греции, Риме, Вавилоне, Египте, Китае уже велись тщательные наблюдения звездного неба. Ни кометы, ни внезапно вспыхнувшей звезды они не зафиксировали. Да и кроме того, были и другие кометы, время от времени вспыхивали и звезды – почему именно эта комета или звезда должна была указывать на Мессию?

…17 декабря 1603 года великий астроном Иоганн Кеплер сидел за телескопом, наблюдая достаточно редкое явление – соединение двух планет, то есть встречу их в одном градусе долготы, когда они подходят друг к другу так близко, что сливаются в одну. В ту ночь Юпитер и Сатурн соединились в зодиакальном знаке Рыб.

И Кеплер, который был, как водилось в ту эпоху, одновременно астрономом и астрологом, вспомнил: иудейские астрологи считали, что такое соединение является предвестником прихода Мессии. И занялся расчетами – а не могло ли быть на рубеже эпох такого слияния? Астрономия – точная наука, позволяющая рассчитывать путь планет как вперед, так и назад. И Кеплер установил, что незадолго до Рождества Христова выпал год, в который произошли целых три таких соединения.

В 1923 году немецкий ученый Шнабель расшифровал клинописные документы астрологической школы в Сиппаре, в Вавилонии, и нашел свидетельство, что соединение планет было замечено. Юпитер и Сатурн находились в знаке Рыб на протяжении пяти месяцев. Было это в 7 году до Р. Х. Первое сближение планет произошло 29 мая, второе – 3 октября, третье – 4 декабря. Их-то как раз и могли наблюдать евангельские «волхвы».

Кто они такие? В греческом переводе они названы магами. Позднейшее предание возводит их в ранг персидских царей и дает имена: старец, которого звали Мельхиор, потомок Сима, юноша Каспар, из потомков Хама, и Валтасар, мужчина в расцвете сил, потомок Иафета. В Евангелии об этих подробностях нет ни слова, но ясно одно: кто бы ни были эти самые волхвы или маги, в астрологии они разбирались. Причина такого утверждения проста: в те времена нельзя было считаться «магом» и не разбираться в астрологии.

В. Келлер попытался реконструировать древний астрологический прогноз. Вот что у него получилось:

«“Мы видели звезду Его на востоке”, – заявили волхвы. Но такой перевод не совсем точен: в греческом оригинале Евангелия здесь употреблена форма единственного числа “En te anatole” (“на востоке”), тогда как во всех других местах используется форма множественного числа – “anatolai”. Форма единственного числа – “anatole” – имеет специфическое астрономическое значение – наблюдение утреннего гелиакического восхода звезды. Переводчики Нового Завета, по-видимому, не знали этой тонкости.

В правильном переводе 2-й стих 2-й главы Евангелия от Матфея читается так: “Мы видели Его звезду, появившуюся в первых лучах рассвета”. Это в точности соотносится с астрономическими фактами в случае, если рассматриваемое соединение планет и есть “Звезда Волхвов”, Вифлеемская звезда, звезда Рождества.

Но почему древние мудрецы отправились в Палестину, если с таким же успехом они могли наблюдать этот астрономический феномен в Вавилоне?

Восточные звездочеты-астрологи, как известно, придавали каждой звезде особое значение. Согласно учению халдеев, Рыбы – это знак Запада, средиземноморских стран; в иудейской же традиции это знак Израиля и Мессии. Зодиакальный знак Рыб завершает годичный путь Солнца и стоит у истока нового цикла. Поэтому несложно предположить, что волхвы усмотрели в соединении Юпитера и Сатурна в Рыбах знак окончания старой эпохи и начала новой.

Все народы во все времена считали Юпитер счастливой, царственной планетой. Согласно древнееврейской традиции, Сатурн – защитник и покровитель Израиля; Тацит приравнивает его к Богу иудеев. Вавилонская астрология полагала, что эта планета покровительствует землям Сирии и Палестины.

Со времен Навуходоносора в Вавилоне остались жить тысячи евреев. Многие из них учились в Астрологической школе в Сиппаре. Это чудесное свидание Юпитера с Сатурном, защитником Израиля, в знаке “западных стран”, знаке Мессии, должно было до глубины души тронуть иудейских астрологов. Ведь, согласно астрологическому учению, оно указывало на рождение могущественного царя в западной стране, в земле их предков. Чтобы увидеть новорожденного своими глазами, они и отправились в трудное путешествие на запад».

(Эта информация подтверждается и из другого, нехристианского, источника. Иосиф Флавий сообщает, что примерно в это время в Иудее прошел слух, что небесное знамение предвещает приход истинного иудейского царя.)

Можно себе представить, какой переполох при дворе Ирода вызвал этот визит! Ни правителям, ни жителям Иудеи в те времена было не до звездного неба, однако астрологию там, впрочем, как и во всех других странах, уважали. Скорее всего, царь поверил прогнозу – да и кто бы в то время не поверил словам ученых астрологов? Но вот какой могла быть его реакция?

Ирод был не евреем, а идумеянином, что же касается его веры, то о ней говорят религиозные пристрастия царя, от которых сильно пахло язычеством. Приход Мессии не мог обещать ничего, кроме новых беспорядков, а новый царь иудейский напрямую угрожал его власти. Так что это как раз очень логично и очень в его духе – узнать из древнего пророчества, где должен родиться Мессия, а кстати, и проследить за волхвами, а потом попытаться избавиться от младенца простым и радикальным способом: чем выяснять, кто из них тот самый, проще перебить всех.

Так что реально Иисус, получается, родился в 7 году до Р. Х. И что удивительно: в то время Квириний находился в Сирии! По поручению императора он возглавил военную кампанию против горных племен, и именно в Сирии была его резиденция! Так что имя его вполне могло быть на слуху. Ну, а то, что спустя сорок лет все немножко перепуталось – то такое случается и в наши дни календарей и ежедневной хроники, а не только в эпоху, когда года не очень-то и считали, да большая часть населения и читать-то не умела…

Но астрономия указывает и еще кое на что. Когда волхвы ехали из Иерусалима в Вифлеем, на юг, «звезда шла перед ними». Вероятно, это и было третье соединение Юпитера и Сатурна, когда они слились в одну яркую звезду. И было это 4 декабря!

Келлер пишет:

«В вопрос о дате рождения Иисуса могут внести дополнительную ясность не только историки и астрономы, но и метеорологи. Согласно евангелисту Луке, “в той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего”. Метеорологи произвели точные замеры температуры воздуха близ Хеврона. В этом месте южной части Иудейских нагорий климатические условия такие же, как в Вифлееме, расположенном неподалеку. Температурные значения за три месяца оказались следующие: в декабре – 2,8 градуса; в январе – 1,6 градуса; в феврале – 0,1 градуса… Согласно всей известной информации, климат в Палестине за последние 2000 лет не претерпевал заметных изменений; следовательно, современные метеорологические исследования вполне можно взять за основу.

В период Рождества в Вифлееме ударяет мороз, и скот в такую погоду не отправляют на выпас. Этот факт подкрепляется указанием Талмуда о том, что стада следует выпасать с марта до начала ноября, в течение восьми месяцев.

В наши дни в Палестине и пастухи, и скот в период Рождества остаются в укрытии».

Откуда же взялись современные даты?

О дне поговорим чуть позднее. Сначала о годе.

В 525 году Папа Иоанн I попросил монаха Дионисия по прозвищу Малый сделать новый календарь, который начинался бы от Рождества Христова. Монах-то и напутал. Во-первых, он забыл, что между 1 годом н. э. и 1 годом до н. э. должен быть еще нулевой год, во-вторых, пропустил четыре года, в которые римский император Август правил под собственным именем – Октавиан и, возможно, еще что-то недоучел. Если судить по Вифлеемской звезде, то Иисус должен был родиться в 7 году до н. э.

С датой же получилось еще интереснее. У древних иудеев, как уже говорилось, праздновать день рождения было не принято. Соответственно, и первые христиане, имевшие иудейские корни, не праздновали Рождество. Только во II веке, в полемике с гностиками, по сути отрицавшими то, что Бог стал человеком, был установлен праздник Явления, которым одновременно отмечалось и рождение Христа, и Его крещение. И лишь в середине IV века эти два праздника были разделены. Сначала это произошло в Римской церкви. Крещение, по-прежнему называвшееся еще и Богоявлением, стали праздновать 6 января. А Рождество перенесли на 25 декабря.

Почему именно на это число? Дело в том, что празднование дня зимнего солнцестояния, когда день начинает прибавляться, уходит корнями в очень глубокую древность, и каждая религия отмечает его по-своему. В Риме в эти дни происходили сатурналии – грандиозные празднества в честь бога Сатурна. В те же дни почитатели солнечного бога Митры праздновали рождение своего бога. А как хорошо известно и как доказывают хотя бы метаморфозы, происходящие с нынешним праздником 7 ноября, у народа можно отнять многое, но не праздник! Так что церковь разумно воспользовалась возможностью наполнить старые языческие торжества новым содержанием. Недаром в Рождественских песнопениях о Христе говорится как об «Истинном Солнце».

Вот что об этом пишет журнал «Фома».

«Что касается отношения к языческим культам, то христианство пошло здесь проторенным путем. В истории религий существует такой феномен: когда какая-то религиозная традиция хочет укорениться, то как опору она использует более древние религиозные традиции и праздники. Более того, оказывается, что язык веры (культовый, символический) вообще очень схож в разных религиях. Вся разница в содержании. Богослужение Рождества, используя старые культовые формы, утверждает принципиальную новизну произошедшего события. Христиане верят, что в этот день родился не очередной божок, ответственный за движение Солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени, человеком стал Создатель человека. И, что было уж совсем немыслимо для языческой мифологии – для того, чтобы Ему родиться, нужно согласие и участие человека…

Каков же смысл произошедшего? Зачем Бог стал человеком? Уже во II веке св. Ириней Лионский ответил на это вопрос так: “Бог соделался человеком, дабы человек мог стать богом”. Вот уже почти две тысячи лет Церковь в разных формах повторяет эти слова, чтобы выразить сущность христианства. Апостол Павел назвал вочеловечение Бога – его “самоуничижением”, “самоумалением”. Но для того чтобы человек смог взойти на Небо – Небу надо было опуститься на землю».

Христиане празднуют не «день рождения» Бога, а сам факт Рождества. Традиция установила его на место одного из древнейших праздников в истории человечества, тем более что и по сути событие соответствует тому стремлению от тьмы к свету, которое воспевается в этот день. А тот факт, что Иисус, возможно (очень даже возможно!), родился в другой день, самого факта Его рождения не отменяет, не так ли?

…Кстати, на самом деле два евангельских отрывка, вроде бы повествующие о разных событиях, вовсе не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. Могло быть, например, и так…

Когда произошла резня в Вифлееме, Иосифа и Марии там уже не было – они вернулись к себе в Назарет. Люди Ирода, само собой, об этом не знали, едва ли им кто-то стал сообщать о родившемся у проезжей пары младенце, да едва ли кто-либо, кроме местной повитухи, и знал об этом. Но потом произошло другое событие, информация о котором непременно должна была дойти до властей: речь идет о встрече на ступенях Иерусалимского храма с Симеоном и Анной. И, если Симеон сказал, что он видел Мессию, Анна же разнесла эту новость по всему Иерусалиму, да еще кто-нибудь из людей, находившихся во дворе храма – а там всегда было полно народу, – знали, что это за пара с младенцем и где они живут… Наверняка это дошло до Ирода, и вот тут уже могло иметь место и бегство в Египет.

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

Вифлеемская звезда Известно, что рождение Иисуса было ознаменовано появлением новой звезды на Востоке, приведшей волхвов в Вифлеем, которые спрашивали: «Где родившийся Царь Иудейский? - ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему» (Мат. 2,2).Только в наши

автора Мухаммед

Сура 53 Звезда 1. (1). Клянусь звездой, когда она закатывается!2. (2). Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился.3. (3). И говорит он не по пристрастию.4. (4). Это - только откровение, которое ниспосылается.5. (5). Научил его сильный мощью,6. (6). обладатель могущества, вот Он стал прямо7.

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 53 Звезда 1. Клянусь звездой, когда она падает!2. Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути.3. Он не говорит по прихоти.4. Это - всего лишь откровение, которое внушается.5. Научил его обладающий могучей силой6. и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

Сура 53 Звезда Во Имя милосердного милостивого Бога Звездой закатною клянусь - товарищ ваш с пути не сбился! Он откровение узнал, когда Господь ему явился. Двумя полетами стрелы был отделен Творец всесильный От ожидавшего раба - но вызнал раб любвеобильный Все, что

Из книги Русско-борейский пантеон. Боги народов евроазиатского континента автора Шемшук Владимир Алексеевич

Звезда Ра Из древности до нас дошли магические квадраты, суть которых заключалась в том, что сумма цифр как по вертикали, горизонтали и диагонали, представляет из себя одно и то же число. Например, на рис. 2 изображён магический квадрат, сумма чисел которого равна 15: В Индии

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Звезда героя Жило ужасное чудовище, пожиравшее людей.Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро, чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень.Чудовище не могло

Из книги Пасха Красная автора Павлова Нина Александровна

Из книги Красная пасха автора Павлова Нина Александровна

Восходящая звезда Я родился зимою, когда ветер и снег, Когда матери стукнуло сорок… Так писал о своем рождении юноша Игорь Росляков, которому дано было стать иеромонахом Василием. Его матери Анне Михайловне было уже сорок лет, а отцу Ивану Федоровичу сорок три, когда 23

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Заветная звезда Когда Гаутама Будда стал просветленным, была ночь полнолуния. Исчезли все его беспокойства, тревоги, как-будто их никогда не существовало прежде, как будто он спал и теперь пробудился. Все вопросы, беспокоящие его прежде, отпали сами собой, он ощущал

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

1. Вифлеемская звезда и «Сын человеческий» Иисус Христос Вторым бесспорным доказательством сотворения Иисуса Христа силой разнородных святых фракций духа Саваофа является присутствие в небесной атмосфере Земли в период созревания непорочного плода в чреве Девы Марии

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Полярная звезда Мальчик попросил отца показать ему Полярную звезду. Вечером отец объяснил сыну, как её искать, показал её на небе и спросил, запомнил ли сын его объяснения.- Да, папа, - ответил мальчик.Через некоторое время он снова пришёл к отцу и сказал, что не может

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Звезда Но даже если волхвы слышали о еврейских предположениях насчет Мессии, что заставило их выбрать конкретный момент для того, чтобы направиться в Иерусалим? Это должно было быть божественное вдохновение, и Матфей вливает это вдохновение, причем совершенно

Из книги Прогулки с Библией автора Нудельман Рафаил

Из книги Рождественская книга для детей [антология] [Художник Д. Ю. Лапшина] автора Антология

Звезда И было чудо на земле, И было чудо в небесах: Как солнце, вспыхнула в лучах Звезда в полночной мгле. Она плыла над миром слёз, И свет её сиял… И бедным пастырям вещал, Что родился Христос. И в Вифлеем волхвы за ней Дары свои несли, И на соломе там нашли Они Царя

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшних евангельских чтениях царских часов и Литургии мы слышали из уст разных евангелистов повествование о рождении Мессии.

В подтверждение тому, что всё происходившее две тысячи лет назад - правда, апостолы привлекают не только слова очевидцев, но и временны е, географические и даже астрономические свидетельства.

Евангелист Лука пишет, что непосредственно перед рождением Младенца Иосифу Обручнику и Марии пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем из-за переписи населения. Перепись, проходившая по указу императора Августа, была первой в правление Квириния Сирией (см.: Лк. 2: 2). Римляне уважали племенные обычаи покоренных народов, и поэтому царь Ирод приспосабливал перепись к принятым в Иудее традициям. Именно на этот факт - на необходимость Иосифа прибыть во время переписи в дом праотца своего Давида - и указывает евангелист Лука (см.: Лк. 2: 4).

Нет ничего странного в том, что за рамками Евангелий мы почти ничего не знаем об этой первой переписи в Иудее. До нас ведь не дошли все рукописи древности. Кроме того, если верить Луке как историку, была и вторая перепись населения - после смерти Архелая, сына Ирода. Именно тогда мятежник Иуда Галилеянин увлек за собою довольно много народа (см.: Деян. 5: 37). О том, что в то время Сирией правил Квириний, засвидетельствовано в исторических хрониках .

Евангелист Матфей говорит о некоей звезде, которая привела волхвов с Востока. В богослужебных песнопениях Навечерия Рождества неизвестная страна на востоке ассоциируется с Персией, а волхвам усваивается профессия звездочетов.

Скорее всего, именно в Персии как преемнице великой Вавилонской империи сохранились предания иудейского пророка Даниила о необычайном Царе - Владыке мира. Даниил, начальник вавилонских мудрецов, через различные образы предсказал постепенную смену мировых империй: после золотого века Вавилона наступит век Мидян и медный период царствования Персов, а после - железные царства греко-римлян с глиняными ногами.

Персидские маги ко времени Рождества Христова могли убедиться в том, что пророчества Даниила сбывались. Миновала эра Вавилона, Мидян и Персов, среди греков и римлян были нестроения. И, следовательно, вот-вот должен был наступить век Нового Царя - Помазанника, Который, по обетованию, ожидался через «семьдесят седьмин» после указа Кира о восстановлении Иерусалима (см.: Дан. 9: 24).

Можно также предположить, что слова провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24: 17) - положили начало верованию евреев и персов, что на пришествие Мессии укажет появление на небе необыкновенной звезды .

Увидев в небе необычную звезду, персидские астрологи поспешили в Иерусалим поклониться новому Царю из Иудеи. При этом, по Матфею, волхвы наблюдали «звезду» дважды. В первый раз они увидели ее «на востоке» (Мф. 2: 1-2) еще в Персии, что можно понимать как «на восходе» или «при восходе солнца». А во второй раз - по прибытию в Вифлеем. Звезда привела их прямо к дому и «остановилась» над местом, где находились Младенец и Мария (см.: Мф. 2: 9-11).

Какова была природа звезды - это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила. Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин допускали, что это могла быть комета . Образ кометы Галлея, в частности, запечатлен на фреске Джотто «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи (Италия). Церковный писатель Тертуллиан и император Мануил I Комнин предполагали, что это было соединение планет. По Иоганну Кеплеру, например, это могло быть соединение Юпитера и Сатурна с Марсом в 6 году до н.э. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что в образе звезды явилась некая ангельская сила .

Так или иначе, судя по Евангелию, звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии.

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие.

Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков.

В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12).

Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма - это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах.

«Не принимаю славы от человеков», - говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11-12). Умаление себя, истощание, смирение - это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

Творящий небо и землю, устанавливающий законы Вселенной, держащий всё словом силы Своея (см.: Евр. 1: 3) положил Себя в ясли для скота, чтобы, став по всему как человек, показать нам путь Божественного смирения и спасти упавшего Адама.

Удивляясь сему, и мы за волхвами идем в Вифлеем со звездой, удивляемся чуду с пастухами и с ангелами поем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » (Лк. 2: 14).

См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18: 1.

Богослужебные песнопения называют Валаама «звездочетом», а волхвов - «учениками Валаама».

Ориген: Вифлеемская звезда «скорее всего, относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами, или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение Младенца, Который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они; особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

К небесным явлениям человек может относиться по-разному, но среди них есть то, которое имеет особое мистическое значение для населения большинства стран. Им считается Вифлеемская звезда – не только дар космоса, но и один из важнейших христианских символов существования бога.

Что такое Вифлеемская звезда?

Символ религиозного поклонения, согласно библейским текстам, был замечен волхвами на востоке и побудил их отправиться в путь. Вифлеемская звезда – это знак рождения Христа, благодаря которому все узнали, что родился царь Иудейский. Волхвы пришли в Иерусалим, но младенца там не нашли. Знаки направили их дальше – в Вифлееме Иудейском путеводная звезда остановилась над Марией и позволила преподнести дары Иисусу. За это она попала в множество жизнеописаний святых, художественную литературу, была воплощена на картинах и иконах.

Вифлеемская звезда в православии

Звезда пришла в русское православие из Византии как символ Богоматери и ее сына Христа. Эта религия признает восьмиконечный знак Бога, излучающий свет Вифлеемской звезды. Она пронизывает религию с древних времен в нескольких направлениях:

  1. Звезда устанавливалась на куполах первых православных церквей.
  2. Ее можно увидеть практически на любой иконе с Богородицей.
  3. В царской России высшей государственной наградой был орден Андрея Первозванного в виде восьмиконечной звезды.
  4. Символ Вифлеема украшает церковную посуду.

Вифлеемская звезда - эзотерика

Этот эзотерический знак выражает истинный человека. Считается, что на жизнь каждого оказывает влияние тайна Вифлеемской звезды. Семь поколений, живущих до человека, оказывают сильное воздействие на его жизнь. Его мысли по той же причине скажутся на тех, кто будет жить после него. Звезда – олицетворение преемственности и взаимной ответственности поколений. Вифлеемская звезда подтвердила особенность Иисуса, его отличие от обычных людей. Между рождением иудейского царя Давида и сына Божьего прошло 14 поколений.


Как выглядит Вифлеемская звезда?

У ученых свое представление о внешнем виде культового символа. Под маяком, указавшим путь волхвам к младенцу Иисусу, они подразумевают соединение Юпитера и Сатурна или комету Галлея. Они не пытаются опровергнуть то, что утверждается в Священном Писании – лишь хотят найти разумное тому объяснение. У них нет ответа на вопрос, почему Вифлеемская звезда восьмиконечная, потому что считают, что с Земли волхвы могли увидеть серию из нескольких космических тел, наблюдаемую в 12 году до н.э. на протяжении двух месяцев.

Впервые теорию о том, что Вифлеемская звезда символизирует реальное небесное явление заговорил профессор Дэвид Хьюз из Университете Шеффилда в 1970-е годы. Он пришел к выводу, что:

  1. «Три царя», пришедших поздравить родителей с появлением Иисуса, были астрологами, изучавшими космические события.
  2. Указание в Библии на то, что рождению предшествовало некое событие, подтверждает, что они заметили нестандартное движение небесных тел.
  3. Волхвы поклонялись «параду планет» - Юпитер не просто соединился с Сатурном, они выстроились в одну линию с Землей.

Где находится Вифлеемская звезда?

Всемирно известный символ, по древней легенде, хранится на Святой Земле. Располагается Вифлеемская звезда в . В центре церкви находится грот, построенный вокруг старого колодца и названный Пещерой Рождества. По словам верующих, на его дно и упало небесное тело, которое можно увидеть и сегодня, если долго вглядываться вглубь колодезного отверстия. Помещение церкви было выстроено монахами нищенствующего ордена францискианцев в 1717 году. Пещеру украшает звезда из серебра с 14 лучами.

Вифлеемская звезда - можно ли носить православным?

Во время туристического посещения Иерусалима можно приобрести Вифлеемскую звезду на цепочке или ниточке, которую предварительно освящают. Такой аксессуар массово привозят в подарок друзьям и знакомым, не задумываясь о том, можно ли носить Вифлеемскую звезду на шее. Мнения священнослужителей разделяются: часть из них вообще считает, что звезда была зажжена Сатаной, чтобы привести Ирода к Иисусу. Большинство же священников высказывает свое мнение, исходя из формы украшения:

  1. 8-конечная звезда является символом ислама, что выказывает привязанность ее владельца к другой религии.
  2. 5-конечная подвеска олицетворяет сатанизм, который признан греховным культом.
  3. 6-конечная «звезда Давида» может сочетаться с крестиком и даже носиться поверх одежды. Учитывая, что сейчас она считается признаком иудаизма, изначально символ Вифлеемской звезды сигнализировал о принадлежности ее владельца к христианству.
 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS