Главная - Ванная комната
Ли сделать выбор в. шага, чтоб сделать правильный выбор. Доверие как критерий выбора

Перед тем, как сделать выбор, особенно ответственный и важный, у человека происходит мучительный период сомнений. Метания о том, как сделать правильный выбор между одним и другим могут становиться невыносимыми и длиться слишком долго. Так долго, что уже воротит от процесса. Если бы был какой-то простой и совершенный способ сделать правильный выбор, тогда бы… Эх, как тогда бы было легко жить!

  • Почему сделать выбор между одним и другим бывает очень сложно?
  • Как преодолеть сомнения и все же сделать правильный, важный выбор в жизни? На что опираться при этом?

В ответ на вопрос «как сделать важный выбор?» всегда найдется хитрый человек, который предложит быстрое и простое решение: например, подбросить монетку, погадать на лепестках ромашки или купить шарик, который после встряски выдает ответ. Как будто бы такой выбор может быть правильным. Мы то знаем, что так не бывает - сомнения, которые мучают изнутри, не дадут возможность так просто отделаться от процесса. Разве их можно убрать монеткой? Нет! Тогда чем их унять? Как не просто сделать правильный выбор, а выбор без мучительных сомнений? Вот именно на этот вопрос мы и ответим в данной статье.

Почему правильный выбор в жизни сделать так сложно?

Знал бы, где упадешь, соломки б подстелил

Проблема правильности выбора лежит… трам-па-па-ра-рам, кто бы могу подумать – в психологии человека. А вы что подумали? Что это напрямую зависит от того, между чем и чем вы выбираете? Ну нет, все гораздо глубже и сложнее. Проблема в том, что мешает нам сделать этот самый выбор – почему сомнения так мучительны, что являются настоящим ступором. Что-то есть в этом неправильного.

Лучше всего разобраться в том, почему так сложно сделать правильный выбор в пользу чего бы то ни было, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Эта наука выделяет 8 психотипов - векторов . Один из них может заставлять человека все время сомневаться. Это анальный вектор, более подробно о нем можно , и .

Человек, обладающий анальным вектором, имеет некоторые врожденные желания, одно из которых – желание к идеальному качеству. Ему хочется, чтобы все было не просто «хорошо», а «на отлично». Малейшая помарочка приводит к разочарованию, хочется переделать все сначала. Если это не удается, человек часто страдает всю жизнь. Например, клеит обои и где-то в одном месте не совсем удачно получилось – появился маленькая нестыковка. Другой легко забудет об этом не будет обращать внимание, третий вообще поставит диван или прикроет картиной. Но только не анальник – он будет знать и помнить эту ошибку, помарку, он не сможет ее забыть, она ему постоянно будет бельмом в глазу.

Такое желание к идеалу в норме оказывает очень позитивный импульс к развитию анального человека. Он великолепно учится в школе, в институте, не позволяет себе ленится. Он может стать профессионалом своего дела или даже, при сочетании с другими векторами, человеком-энциклопедией, как Александр Друзь, например. Но не всегда все так идеально получается. Иногда анальному человеку еще в детстве не дают этого навыка – доводить до идеала. Неуверенный от природы, он становится противоположностью от профессионала – полный сомнений и переживаний . Не имея опоры, он постоянно мечется от одного к другому и часто даже самые простые вопросы не может решить, что уже говорить, чтобы сделать сложный выбор – это остановка, ступор. Сомнения словно бы консервируют его. Существенно ухудшает ситуацию и плохой первый опыт .

Сомнение в норме – это правильный выбор на основании хорошо запомненного опыта, как негативного, так и позитивного. Сомнение не в норме – это метание из стороны в сторону, когда опыт полностью нивелируется, как опора для правильного выбора в жизни.

Только опыт человека, а также опыт предыдущих поколений может быть опорой для того, чтобы сводить к минимуму собственные ошибки. Именно анальный человек лучше других знает об этом, вся его психика устремлена в прошлое. Он любит историю, хорошо, в подробностях помнит свое детство и юность.

Но не умея рационально воспользоваться своим лучшим жизненным качеством, всю свою энергию анальник направляет на плохой опыт – зацикливается на обидах , событиях, где он допустил горькую ошибку. В тоже время позитивный опыт им пренебрегается и не запоминается. Тогда этот опыт не становится опорой для человека, а является еще большим фактором ступора. В момент, когда необходимо сделать сложный выбор в жизни, человек по факту не имеет позитивного опыта, а лишь негативный, который, естественно, подсказывает ему, что все может быть только плохо.

О таких людях часто говорят – пессимисты . И это не удивительно, ведь они всегда уверены в том, что ничего не получится. Так подсказывает их накопленный негативный опыт .

Сомненья прочь – как сделать выбор между двумя?

Ни один человек не может никогда в жизни не делать ошибок. Нет такой возможности у нас. Однако, можно научиться делать правильный выбор в жизни и поменьше ошибаться. Сегодня такой навык дается в системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Понимая особенности своего анального вектора, свой характер, свои внутренние подсознательные мотивы поступков, любой человек можем скорректировать свою жизнь так, чтобы жить было не мучительно стыдно и сложно, а приятно и радостно.

“Когда необходимо сделать выбор,
а вы его не делаете, - это тоже выбор.”

Уильям Джеймс

Каждый день человеку приходится принимать решения, делать выборы из нескольких возможных вариантов. И это непростая задача.

С выборами человек сталкивается постоянно — что надеть, что поесть, как провести день и так далее. Такие выборы делаются легко.

А вот как быть с более глобальными решениями:

  • Когда и куда поехать отдыхать?
  • Где жить? Купить дом или квартиру?
  • В какое учебное заведение поступить?
  • Остаться на прежней работе или принять заманчивое предложение?
  • С кем связать свою судьбу?

Таких вопросов много, у каждого они свои. И как только решается один вопрос, возникает новый.

И практически каждый раз это сопровождается сомнениями, переживаниями и откладыванием принятия решения на потом.

Какой вариант решения вопроса выбрать, а от какого отказаться? У кого спросить совета и к какому совету прислушаться? Чем сложнее суть вопроса, тем сложнее сделать выбор.

В этой статье вы узнаете, как же научиться делать правильный выбор и что поможет не колебаться и с уверенностью принимать мудрые решения .

Ваша жизнь — отражение ваших выборов

Жизнь человека формируется его ценностями, поступками, решениями и действиями.

Посмотрите, где вы сейчас находитесь, в какой точке вашего жизненного пути. Что вы имеете, и что в вашей жизни отсутствует. Это все результаты ваших выборов .

Это закон следствия, посредством которого меняется и выстраивается ваша реальность.

Все, что есть в вашей жизни, все что в ней происходит — это все вы когда-то создали своими поступками и выборами.

Один шаг за один раз

На пути к цели человек делает постоянно множество разных выборов. И в каждом шаге пути от этих маленьких вариантов-выборов зависит исходный результат.

Например: На жизненном пути у человека возникло препятствие, назовем его образно — «большой камень — валун». И это препятствие нужно устранить.

Человеку всего лишь необходимо сделать выбор, каким образом двигаться дальше. И у него появляется как минимум три варианта — лезть через этот валун, обойти его или убрать с дороги.

Человек принимает решение, убрать валун с дороги. И здесь опять возникают варианты решения вопроса.

Можно пытаться самому сдвинуть валун. Можно, для применения большей физической силы, позвать на помощь группу людей. А можно применить технику.

Человек подумал и решил, что применить технику для него наилучший вариант.

Необходимую технику можно купить, можно взять в аренду, а можно просто по договоренности использовать бесплатно или по бартеру. И так далее.

В каждом варианте есть свои возможности решения возникшего вопроса. И на каждом этапе можно повернуть в любом, необходимом человеку, направлении.

Также всегда есть возможность развернуться назад и не преодолевать препятствия. Это тоже выбор.

Почему же так сложно сделать выбор

Принять решение, как правило, человеку мешают страхи и сомнения. Такие страхи рождаются из уже пережитых прошлых ситуаций и из неизвестности перед будущим.

Из прошлого опыта человек боится повторения совершенных ошибок, так как помнит боль, которую испытал. В такой ситуации человеку сложно отпустить прошлое, и он зависает там.

Будущего человек боится, так как не знает, что его ждет впереди. Его пугает неизвестность.

В результате человек отказывается от возможностей из-за страхов и неуверенности, из-за того, что ожидает какие-то неприятности.

И только находясь в состоянии «Здесь и Сейчас», человек способен спокойно сделать выбор.

Совет тем, кто не умеет слушать интуицию, применяйте эту практику как можно чаще, тренируйтесь на простых ситуациях.

Вспомните случай, когда вы стояли перед выбором чего-то важного, прислушались к интуиции, и она вас не подвела. По прошествии времени вы поняли, что сделали правильный выбор.

Вспомните это ощущение, когда вы принимали решение. Пусть оно будет эталонным.

На днях два совершенно разных человека обратились ко мне с одним и тем же вопросом: как сделать правильный выбор из равноценных возможностей?
Будет ли отказ от одного в пользу другого движением вперед или это просто проявление слабости и/или безответственности?
А вдруг первая возможность все же лучше, чем вторая? Как определиться и сделать выбор, о котором не пожалеешь впоследствии?

Кстати, с проблемой выбора часто встречаются мыслящие люди – это нормально. Но иной раз эта проблема может вызвать еще большую проблему, вроде или нервного срыва. А у некоторых товарищей, особо боящихся ошибиться и прогадать, этот процесс может растянуться на долгие годы мучительного бездействия. Вплоть до полного буриданова коллапса.

Итак. Допустим, Вам нужно выбрать между новым, но неизвестным направлением бизнеса, в теории сулящим огромные перспективы и старым, но проверенным бизнесом, с пусть надоевшими методами, но с предсказуемым результатом. Или между сотрудничеством с новой компанией или старой. Или между гостевым участием в чьем-то мероприятии или созданием своего собственного. Или между романтикой новых отношений или налаживанием старых.

Не суть в том, из каких возможностей Вам придется делать выбор. Это вообще может быть выбор, куда поехать отдыхать летом. Проблема заключается в том, что и начнут давать советы. И вот тогда начинается проблема, собственно, взвешивания всех за и против и прочие нравственные метания.

С одной стороны Ваши мысли и/или чувства взмывают в о новых перспективах, рисуя радужные картинки, с другой стороны : «А вдруг не получится?», «Ведь назад хода нет», «Я же потеряю кучу времени» и т.д., и т.п.

Все эти колебания будут тянуться изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Самая большая проблема такого состояния даже не в том, что Вы не можете сделать выбор, поверьте. Самая большая проблема в том, что на то, чтобы сделать правильный выбор, уходит вся Ваша энергия . Т.е. Вы уже не можете с полной отдачей работать над тем, что у Вас есть сейчас и не можете бросить это, чтобы заняться чем-то другим.

И, если Вы думаете, что главное - принять решение, пусть даже по принципу «была - не была» и «в омут с головой», у меня есть для Вас плохие новости. Прямо таки удручающие. Легче не станет .

Потому что проблема развернется на 180 градусов. Потому что не существует пути, на котором все было бы сказочно легко и классно, делать ничего не нужно было бы, кроме как есть зефир с мармеладом и запивать все это нектаром и амброзией (фу, какая гадость!) – трудности будут на любом пути, но назад хода не будет.

И тогда Вы начинаете заламывать руки: «Зря я все-таки это затеял! А вдруг по-другому было бы лучше?» вместо того, чтобы вложить всю свою энергию в созидание нового дела. У Вас элементарно не хватит сил на это. Это и была проблема старушки с разбитым корытом – постоянная неудовлетворенность.

На самом деле, основная проблема состоит в том, что человеку свойственно верить в существование единственно правильного выбора даже в бытовых вопросах.

Иллюстрация

Чтобы Вы не впали в серьезность, иллюстрацией у нас будет монолог Агафьи Тихоновны из «Женитьбы» Гоголя. Актриса, которая исполняет эту роль меня привела просто в дикий восторг.

Итак, человек готов бесконечно тратить свое драгоценное время на то, чтобы найти это единственное решение, которое решит все его проблемы и на размышления о том, как сделать правильный выбор. Но в действительности все иначе, чем на самом деле: любой цели можно достичь разными путями, если Вы точно знаете свою цель . По сути, терзания больше свойственны тем, кто не знает в точности, чего он хочет.

Вспомните, что происходит, когда Вы делаете окончательный выбор? Ваш внутренний мир успокаивается, упорядочивается, Вы начинаете изыскивать способы достижения цели, у Вас есть энергия на их достижение, Вы готовы обучаться новому, терпеливо относиться к временным трудностям. Вы настроены добиваться цели.

Этот вопрос моментально выводит Вас из равновесия и ввергает в состояние внутреннего хаоса. Потому что, если Вы игнорируете уже сделанный выбор, Вы больше не вкладываете силы в его реализацию, перестаете действовать, и он, естественно, угасает и чахнет – второй закон термодинамики, из которого нет исключений. А через некоторое время Вам уже явственно кажется, что он и на самом деле не фонтан, а потому нужно его отвергнуть и начать что-то другое.

Но этот выбор не был неправильным объективно . Это Вы его таким сделали своим отношением к делу, разрушили собственным безделием, безответственностью или негативом.

Все упирается в тот факт, что человека меняются в течение жизни. То, что было важно и значимо для него вчера, сегодня может не иметь ни малейшего значения. Если в 15 лет девочки мечтают о красивых и романтичных принцах, в 20 лет о распальцованных принцах на мерседесах, в 35 лет, уже состоявшейся женщине нужен партнер, которому можно доверять, на которого можно положиться. Нужно просто принять этот факт и тогда вопросы: правильно/неправильно отпадут сами собой.

Ведь, собственно, тот или иной выбор – это выбор пути достижения какой-то цели. И основное значение имеет сохранение внутреннего мира и внутренней гармонии при выборе. Если Вы сделали какой-то выбор и без конца терзаетесь изнутри и пытаетесь всем его объяснить, обосновать, доказать его правильность – это показатель того, что Вы сами не уверены в нем, и этот выбор Вам некомфортен по тем или иным причинам.

Можно, конечно, посоветоваться с более опытными товарищами, но как говаривал мудрый Атос: «Люди спрашивают совета лишь для того, чтобы ему не следовать, а если и следуют, то только для того, чтобы было кого упрекнуть в последствиях» Решение принимать в любом случае Вам, даже если Вы последовали совету друга. Это Ваше решение – не думать своей головой .

  • У других людей – другое мировоззрение, другие ценности, другое представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».
  • Они не знают Вашей ситуации в полной мере, не знают, что на самом деле было бы лучше для Вас в этой ситуации, судят обо всем со своей стороны и своего опыта.

Поэтому я посоветовала бы Вам в таких ситуациях использовать методику выбора, основанную на Ваших сегодняшних ценностях. Учитывая, что проблема выбора возникает тогда, когда есть несколько вариантов, каждый из которых обладает значимостью и привлекательностью, имеет свои важные плюсы , Вы просто выберете путь, который будет соответствовать Вашим реальным ценностям и т.о. сможете сделать выбор быстро и безболезненно.

На некоторое время забудьте о том, между каким возможностями Вы делаете выбор. В любом случае у Вас есть понимание того, каких целей Вы хотите достичь, и что Вас в этом привлекает.

Берем листок и пишем выгоды и преимущества в столбик таблицы и по горизонтали.

Желательно, чтобы описание того, что Вы хотите получить в конечном итоге, было исчерпывающим. Пунктов может быть сколько угодно, но не меньше десяти. Условие одно - все эти пункты должны быть для Вас важны и значимы.

У Вас получится таблица с полным перечнем выгод и преимуществ по горизонтали и вертикали.

Теперь Вам нужно заштриховать от первого пункта по диагонали по одному квадратику таблицы.

Следующим шагом на отдельном листке выпишите попунктно те выгоды, значимые и привлекательные для Вас для каждого варианта выбора. Выписывайте только те, которые явно присущи этому варианту. Если есть сомнения – пропускайте.

Теперь определите для себя приоритетность ценностей, задавая себе вопрос для каждой пары преимуществ: что для меня важнее? Выбирать обязательно. Никаких 50/50 не может быть. Для того, что значимее, ставим единицу, а для того, что менее значимо в сравнении – ноль. Т.е. если хочется творить, но Вы на данный момент ощущаете, что гарантированный доход важнее творчества – значит в гарантированный доход единицу, в творчество – ноль.

И так до тех пор, пока не будут сравнены между собой все имеющиеся варианты. Это отличный способ выявить огромное количество фиктивных ценностей, которые на деле для Вас малозначимы.

Теперь произведите подсчет по каждому преимуществу и Вы будете точно знать, что для Вас на данном этапе по данной цели наиболее важно и значимо и сможете сделать правильный выбор осмысленно.

Если Вы не владеете Excel, а вручную все это делать лениво, я подготовила Вам шаблончик, который Вы сможете использовать для выяснения своих ценностей под любые цели.

После того, как Вы с помощью этой таблицы вскрыли свои истинные , можно сравнить, к какому варианту выбора эти ценности больше всего соответствуют.

Теперь, когда выбор сделан с учетом Ваших ценностей,

  1. сконцентрируетесь на сделанном выборе
  2. обеспечьте его всеми необходимыми для активного развития ресурсами - способностями, энергией, эмоциями, мыслями, живым участием.
  3. Действуйте, действуйте, действуйте!

Если Вы будете делать это неуклонно, последовательно, настойчиво - цели своей Вы добьетесь. Без вариантов.

Сегодня мы будем говорить о такой проблеме – в исследованиях мы её заявляли как проблему личностно значимого выбора – на более простом языке можно было бы сказать: проблема жизненно важного выбора.

Дело в том, что не все выборы мы можем отнести к таким жизненно важным. Речь не пойдет о выборе, скажем, какой-то покупки или проблеме, куда пойти сегодня. В области нашего внимания оказывается так называемая поворотная точка жизненного пути, когда человек оказывается на перепутье, когда от принимаемого им решения может зависеть очень много чего в будущем.

Самыми простыми примерами здесь могут быть принятия решений о вступлении в брак или разводе, о том, сохранять отношения или оставлять, может быть, даже решение, когда люди думают, взять приемного ребенка или нет, решения о смене профессии и т.п.

Сейчас это довольно частая ситуация, когда люди, много лет проработавшие в какой-то одной сфере, уже в довольно зрелом возрасте идут получать второе, иногда третье высшее образование, сталкиваются с порой непростым переживанием, когда, например, ты уже много лет хорошо работал в банке, а потом вдруг хочешь заниматься психотерапией. Совершенно непонятно, как это всё будет, страшно, но вроде хочется.

Проблема личностно значимого выбора – это тема научных исследований, которые проводились в течение нескольких лет, в том числе при моем активном участии. Так как у нас здесь не научная конференция, я не буду рассказывать про методы, выборку, как мы это делали, постараюсь говорить уже непосредственно о результатах, которые могут быть полезны в нашей обычной жизни.

И в первую очередь это будут результаты исследования, которое мы проводили с коллегами Дмитрием Дроздовым, Полиной Меркуловой и Наталией Поляковой, опираясь во многом на подход, разработанный проф. Федором Ефимовичем Василюком.

Сегодня мы будем говорить о стадиях процесса – стадиях, через которые человек проходит, когда сталкивается с жизненно важным выбором, а также о некоторых закономерностях процесса выбора.

Муки выбора

Кто-то из вас, может быть, прямо сейчас стоит на таком перепутье и хочет принять важное решение, у кого-то, возможно, это было в прошлом. И можно вспомнить, как порой болезненно и тяжело этот процесс протекает, каковы его явные проявления.

Очень по-разному люди себя ведут. Кто-то склонен судорожно принимать хоть какие-то решения, лишь бы только закрыть эту тему, хоть что-то решить, хоть что-то сделать, успокоиться и идти дальше. Но такие быстрые, рывковые, невыношенные решения порой не дают подлинного успокоения. Человек одно решает, потом другое – туда-сюда. Это может длиться довольно долго. Главное, что не наступает какого-то примирения, такого понимания: «Да, это то, что нужно!»

Чаще бывает другая стратегия, когда человек очень долго тянет и находит множество поводов, чтобы выбор не делать. Знаете, страх ошибиться, страх, что я сейчас сделаю, это будет как-то не так, он настолько бывает силён, что только чтобы его не испытывать, только чтоб сбежать от этого страха, а еще от потенциального чувства вины: “Если я вот сделаю, как хочу, а другому человеку будет плохо, он будет страдать. Как же так? Надо заботиться о ближнем, значит, я не могу себе позволить сделать то, что я хочу. О ужас…” – и тогда лучше вообще не решать. И чаще мы имеем дело со стратегией такого ухода от принятия решения.

Иногда это в церковной среде может приобретать такие благообразные формы, человек может себя уговаривать, говорить: «Я отдаюсь воле Божьей, пусть Господь управит Сам».

Это может быть очень зрелая позиция, когда человек действительно что-то сам делает и при этом очень подлинно отдает это Богу. Но чаще мы видим такое инфантильное перекладывание ответственности, чтобы самому ничего не делать, чтобы отложить и не принимать решения, можно придумать себе самые разные отговорки, одна из них может быть даже религиозной, очень на вид благообразной.

Что такое продуктивный процесс выбора?

Что становится для нас критерием, что всё-таки выбор сделан или не сделан? Что является признаком, что я иду по верному пути сейчас, когда двигаюсь в этом процессе принятия решения, а что является признаком, что я иду куда-то не туда?

Этот вопрос был для нас важен, в том числе, и в рамках исследования, потому что нам нужно было выделить отдельно процессы выбора, которые мы назвали продуктивными или, условно, по-житейски, это «хорошие» выборы. И отдельно нам нужно было выделить непродуктивные, или такие «плохие», чтобы смочь в исследовании сравнить закономерности тех и других выборов.

И немножко даже неожиданными для нас оказались результаты, когда мы обнаружили некоторые критерии – иногда они могут казаться парадоксальными – критерии всё-таки продуктивного процесса выбора.

Сначала мы думали так, что продуктивные выборы – это такие, которые сам человек оценивает для себя как правильные. То есть спрашиваешь человека: “Вот ты когда-то сделал что-то. Ты как считаешь, ты правильно сделал?” – “Да”. И мы сначала на этом успокаивались, думали, что этого достаточно, что если сам человек говорит “да” – это было для него правильное решение, это означает, что выбор сделан действительно хорошо, с психологической точки зрения.

Но потом выяснилось в процессе долгой исследовательской работы, что, оказывается, так бывает не всегда. Человек удивительным образом умеет себя «обманывать», сам того не замечая, скрывать какие-то мучающие его вещи, искренне верить, что все хорошо, а внутри что-то еще сидит…

И прежде чем мы продвинемся дальше в понимании отличий «хороших» выборов от «плохих», важно сказать несколько теоретическую, но принципиальную для нас вещь, что за проблемой жизненно важного выбора всегда стоит проблема внутриличностного конфликта . И это очень важное положение, на котором будут строиться многие дальнейшие размышления.

Человек стоит на перепутье. И он думает – и это очень важный и теоретический момент, и он потом будет иметь для нас очень важное практическое значение – человек думает, что он выбирает что-то – одну жизненную дорогу или другую жизненную дорогу.

Что обычно человек делает, когда ему надо совершить выбор? Какие советы обычно даются человеку в трудной ситуации, что обычно рекомендуют делать?

Выписать плюсы и минусы…

Составить списки «за» и «против»…

Отлично, вы с первого раза угадали. Вы это практикуете? Помогает?

Нет.

И мы пришли в нашем исследовании ровно к этому. Смотрите, не случайно вы сразу первым же ответом сказали: запиши плюсы и минусы . И обычно это не помогает. Это помогает, если вы выбираете модель стиральной машины или сотового телефона, тогда – да. Но когда на кону оказывается моя жизнь, а я применяю к этому стратегию, как будто бы я выбираю нечто вне себя лежащее , точно так же, как какой-то предмет, это не работает. Почему?

Один из важных, фундаментальных теоретических моментов: в ситуации жизненно важного выбора человек выбирает не что-то вне его лежащее , не какие-то предметы или объекты, он, на самом деле, выбирает себя – себя, который окажется здесь (идущего по одному пути), или себя, который окажется здесь (идущего по другому пути). Именно поэтому стратегия плюсиков и минусиков не действует. Но интересно, что она очень популярна.

До этого мы говорили про критерии продуктивного, «хорошего» выбора. Так вот, удивительным образом выяснилось, что хороший выбор – не только тот, который я потом оцениваю как правильный, а тот, который приводит к снятию конфликта, к разрешению конфликта . Только тогда, когда это внутреннее противоречие внутри меня снимается, мы можем сказать, что выбор совершен продуктивно и хорошо.

У нас в исследовании был такой пример, когда человек рассказывает о совершенном когда-то выборе, много лет назад причем, и очень уверенно говорит: “Да, не жалею”. Это было серьезное решение, женщина хотела разводиться и уйти к другому мужчине, но всё-таки осталась с мужем в браке, и прошло уже много лет, она говорит: “Я не жалею, выбор правильный”.

Но в процессе этого интервью она начинает плакать, у нее активируются довольно сильные эмоциональные переживания, и при более близком рассмотрении для нас стало понятно, что, на самом деле, внутренний конфликт не снят. Хотя ситуация завершена, человек оценивает выбор как правильный, конфликт не снят. И это говорит нам о том, что выбор был совершен непродуктивно.

Парадокс «хорошего» выбора – идите в острую боль!

Совсем забегая вперед, скажу вам самую, наверно, кульминационную вещь, которая непростая для нас в жизни и для психотерапии тоже. Обычно в трудной ситуации человек хочет облегчения, успокоения, улучшения состояния – это хорошо и естественно. Но, в данном случае, парадоксальным образом, порой нам, чтобы совершить прорыв в ситуации выбора, чтобы конфликт снялся, нам нужно пройти через особо усиленное заострение этого конфликта. А что это означает? Это значит пройти через серьезную боль, может быть, через очень мучительные, острые переживания.

Муки выбора тоже разные. Одно дело, я сижу и мучаюсь: “Ну что там? Надо это, надо то… Ну, ладно, подумаю об этом завтра, надо с этим переспать…” – ну и как-то всё это тянется, знаете, может годами тянуться. Оно болит несильно и тянется. А иногда бывает, когда это уже встает очень остро.

Порой такую остроту провоцируют какие-то внешние обстоятельства, когда они нас толкают, вынуждают, когда уже не выбирать нельзя, и тогда начинаются самые настоящие страдания, тогда начинается очень серьезная ломка, очень серьезные переживания, конфликт заостряется до предела. И тогда совершается принципиальный качественный скачок, когда конфликт снимается, и выбор совершается.

Это, может быть, самый главный секрет, как продуктивно выбор совершать – нужно ли убегать от боли. Большинство стратегий, которые мы используем в ситуации выбора, направлены на анестезию, на то, чтобы это напряжение снять, боль убрать, меньше переживать. Это понятно по-человечески, но, удивительным образом, мы увидели, что такое замазывание, заклеивание, закрывание глаз, смягчение мешает совершению продуктивного процесса выбора.

Три отличия продуктивных выборов от не таковых

Можно перечислить три критерия, которые говорят о том, что выбор действительно продуктивный:

1) Острое эмоциональное состояние непосредственно перед принятием решения . Интересно, что, как правило, все эти выборы, которые люди оценивают как правильные, а мы оцениваем как продуктивные, там был этот пик очень острого эмоционального состояния. Одна испытуемая у нас описывает это так: “Большими буквами у меня в голове стучало, что я дальше так не могу, что со мной, наверно, что-то случится, что я, не знаю, сойду с ума, заболею страшно, потому что я больше не могу жить вот так”. “Это был действительно предел”, – говорил другой человек. То есть край, когда больше так уже невозможно.

2) Второй признак выборов продуктивных – мы называли это феноменологией правильных решений – то есть некоторые признаки, что происходит с человеком после того, когда он совершил выбор продуктивный . И если у вас это было в опыте, вы проходили муки выбора, то можно вспомнить, что наступает потом. Это удивительное состояние особой свободы, такой легкости, гора с плеч.

Просто даже телесно это проявляется в том, что в плечах появляется такая свобода, у кого-то прямо крылья почти вырастают по ощущениям. «Ушли сомнения, появилась смелость, уверенность, страх снизился, как-то спокойно стало», – это я цитирую некоторые высказывания наших испытуемых. «Уверенность, такое ощущение, что так и должно быть, никаких сомнений». Возникает полнота абсолютного “да”. Это такое “да” на выдохе спокойное, когда уже просто действительно ни тревог, ни каких-то острых переживаний не происходит.

3) И третий момент, который обычно люди сами специально не отслеживают, пока их не спросишь. Но если внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что после совершения такого правильного выбора происходят те или иные личностные изменения , человек меняется: я до и я после – это уже другой человек. Я стал другим, за счет того, что я это решение принял, я сам каким-то образом изменился. Когда человек преодолевает серьезный кризис, тот самый внутриличностный конфликт, если удается из него выйти – конфликт снимается, совершается переход на некоторый новый этап развития.

Этапы и стадии процесса личностно значимого выбора

В зависимости от того, на какой стадии человек находится, можно давать какие-то рекомендации, понять, что сейчас лучше делать. Этапы в данном случае носят характер обязательной последовательности, стадии – могут протекать в разном порядке. Было выделено три этапа, второй из которых включает в себя четыре стадии.

1) Первый этап – предыстория выбора , когда складывается некоторая общая неудовлетворенность существующим положением дел. На этом этапе, человек еще не думает о том, что это ситуация выбора. Он просто чувствует какую-то неудовлетворенность, что-то не то. Отношения, например, всё хуже и хуже. И даже если когда-то раньше приходили мысли о расставании, то сейчас они, может, приходят чуть чаще, но человек всерьез не ставит себя перед выбором. Ну, кто в браке периодически не думает о разводе, с кем не бывает, да? Это не повод сразу разводиться. Поэтому человек немножко так отмахивается, он не переживает это как то, что это уже вызов, что это уже необходимость что-то решать.

2) Дальше следующее: если это недовольство копится, нарастает, если на первом этапе эти неудовлетворенности не снимаются, то человек переходит на второй этап – уже непосредственно актуализации ситуации выбора . Или – скажем очень важную вещь – актуализации внутриличностного конфликта . И вследствие определенных факторов, внутренних или внешних, выбор теперь становится явным. Человек уже всерьез понимает, что да, что-то уже нужно делать. Но еще нет такой остроты, когда «не могу иначе!». Но выбор явно в сознании звучит.

И в этом втором этапе можно выделить четыре стадии, они могут протекать в разной последовательности, то есть человек может переходить с одной стадии на другую и обратно несколько раз.

2 А) Когда у нас уже актуализация выбора возникла, то сначала что происходит? Вот то самое любимое про плюсы и минусы выписать – рассмотрение альтернатив . То есть сначала человек понял, что он уже выбирает между “А” и “Б”, и дальше он рассматривает, сравнивает, взвешивает альтернативы. И на этой стадии как раз очень часто используется эта стратегия выписывания плюсов и минусов.

И на данной стадии основания для выбора , как человеку кажется, лежат вне самого человека . То есть эти плюсы и минусы, они касаются не меня, они касаются того, что я выбираю. Я думаю: эта работа имеет такие плюсы: зарплата, начальник хороший, близко ездить; а эта работа имеет такие-то минусы. Я в этот момент еще не думаю о себе, потому что, как мы сказали, фокус внимания не направлен внутрь себя, человек думает, что выбирает что-то внешне.

Процесс переживания здесь протекает по кругу: рассмотрение альтернатив – отсутствие выхода – попытка снизить негативные переживания (используются разные стратегии, часто – уход, попытки избавить себя от конфликта) – возврат в рассмотрение альтернатив. Это тяжело. И по-хорошему – надо было бы дойти до пика. Но кто ж этого хочет? Поэтому когда человек попадает в некоторый тупик, он дальше пытается снизить переживания, чтобы остро это его как-то всё не мучило, переключиться куда-то и т.п.

И интересно, что в продуктивных выборах больше выражена эта мучительность переживаний и актуализация конфликта, а не уход от него. Конечно, тоже выражен страх нового, человеку кажется, что “я не справлюсь, не смогу”. И он может подтаскивать какие-то аргументы в пользу старой жизни.

Это уже немножко о стратегиях говорю: очень удобная стратегия, чтобы выбор не делать – это опираться на внешние препятствия . Вот любимое занятие… Ну, конечно, может, и хотелось бы мне, но как же я? Условия такие, что я не смогу. Конечно, я мечтал бы стать тем-то, но у меня не получится поступить в вуз, потому что сейчас поступают только по блату. Ну, всё равно мне уже много лет, и уже не имеет смысла особо, кто там будет со мной заниматься? Ну, и вообще живу я далеко, ездить – я не наезжусь. То есть человек, чтобы выбор не делать, подтаскивает внешние обстоятельства, как будто бы это причины , чтобы выбор не делать. Хотя, на самом деле, это только поводы .

То есть человек уговаривает себя оставить всё, как есть. Потому что идти в новое очень страшно. И здесь чем больше у нас тревоги, тем больше «желания» оставить всё по-старому. Но что это означает, с точки зрения внутреннего конфликта? У человека есть интенция, нового-то хочется. А страх движет: оставь всё по-старому. Аргументы подтаскиваются: оставь всё по-старому. И может оказаться, что этот росточек “нового хочется” совсем будет подавлен, ампутирован, загашен, и человек будет успокаивать себя, говорить: “Ну да, так и есть…”

И еще может подтащить сюда какие-то религиозные аргументы: “Это воля Божья так оставить всё, как есть”, – чтоб совсем уже успокоиться. Но успокоение не наступает, в этом-то и проблема, потому что конфликт не снимается. Убирается одна из сторон конфликта. Но если я одну из сторон конфликта убираю, это не значит, что я конфликт снимаю. Я её убираю искусственно, не по-настоящему, она потом всё равно вылезает.

В этом-то и проблема – очень важно удерживать обе стороны конфликта, очень важно удерживать обе альтернативы, которые мучают. Потому что если, повторюсь, мы только одну сторону себе позволяем проживать, а другую задвигаем по страусиной политике, то продуктивного движения не осуществляется.

При продуктивном процессе выбора человек переходит на следующую стадию.

2 Б) Представление себя в будущем , проживание в воображении разных альтернатив . Очень важная штука, далеко не все до нее доходят, и это тоже принципиальный момент. Очень часто, как мы сказали, выписывание плюсов и минусов касается, например, выбора мужа: Вася – такие “за” и “против”, а Петя – у него такие “за” и “против”. Но я не думаю почему-то, а что будет со мной , когда я 20 лет проживу с одним, и что будет со мной , – не с ним, какой он прекрасный, – а со мной, когда я 20 лет проживу с другим. Этим вопросом почему-то мало кто задается, но иногда такие люди тоже находятся.

То есть очень важно бывает всё-таки позволить себе это представление себя в будущем по той и другой альтернативе. И это очень важная стратегия – именно представление себя в будущем, здесь ключевое слово: себя. Потому что будущее нередко люди представляют. Даже советует, к примеру, соседка на лавке: “Ты представь, ты уволишься, что будет? У тебя денег не будет, чем ты будешь ребенка кормить?” – и человек представляет вроде бы будущее. Это очень близко, это лучше, чем плюсы и минусы.

Можно, конечно, представить будущее, но оно по своей структуре мало отличается от плюсов и минусов, потому что важно, представляя будущее, представлять себя: кто буду я, сделавший этот выбор, и кто буду я, сделавший другой выбор. И технически это можно сделать просто буквально в воображении, проживая кусочек жизни, может быть, даже на несколько лет вперед, но с фокусом на себе. Не на нём, не на деньгах, не на обстоятельствах, не на детях, а именно на себе: кто буду я, когда проживу тот или иной кусочек жизни.

Эта стадия 2 Б – стадия представления себя в будущем – не все до нее доходят, повторяюсь, обычно её проживали те люди, которые пришли к продуктивному выбору на выходе.

И на пике этого представления себя в будущем человек может попасть на следующую стадию:

2 В) которую мы назвали ценностный инсайт . Может быть, не так важен сейчас сам термин, но это такой своего рода пик, самая кульминация. Он переживается эмоционально, как взрыв, потому что это те самые острые переживания, о которых я уже сегодня говорила, когда дальше уже просто невозможно, и это может переживаться тяжело и телесно, человек может даже болеть. В общем, конфликт заостряется до предела.

И дальше, как ни странно, это для нас тоже было удивлением в процессе наших исследований и таким важным результатом, что если человек этот пик проходит, то потом решение приходит само . Это не я сидел и думал, и решил, особенно головой. Голова тут – не лучший орган. Это не потому, что действительно я всё взвесил окончательно и себя в будущем представил. А происходит какая-то переломная точка, переход, перевал, когда мучился-мучился, а потом вдруг – раз, и всё понял.

Для нас это была находка, потому что обычно мы думаем, что я делаю выбор . И в психологии мы говорим: субъект, личность совершает выбор, как это важно в личностном развитии… И здесь мы говорим, конечно же, про личность, но эта кульминационная точка как бы совершает выбор за меня. Происходит нечто само, щелчком, одномоментным актом, вдруг озарением. Оно может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. То есть это не длится неделю, обычно какое-то очень быстрое понимание. Называется иногда ага-переживанием , правда, по отношению к процессу нахождения решения творческих задач.

Но когда мы сейчас говорим, что решение наступает само, и не мы выбор делаем, это, конечно, не означает, что мы ничего не делаем. Мы много делали до. Мы переживали всё предыдущее, представляя себя в будущем, мы переживали этот острый пик, муки, чтобы потом это всё случилось. И после пика и ценностного инсайта – стадии 2 В – человек уже довольно быстро и спокойно переходит на стадию

2 Г ) когда просто переживает эту феноменологию правильного решения , о которой мы говорили: это легкость, свобода, радость, нет сомнений, все плоды прекрасные хорошо сделанного выбора не заставляют себя долго ждать, довольно быстро человека посещают, потому что действительно наступает такое “да”, понимание, что сейчас так правильно, и по-другому просто и не нужно.

Вот эти четыре стадии второго этапа могут протекать не обязательно именно в такой последовательности, но когда решение принято, человек переходит на последний – третий этап.

3) Третий этап – реализация принятого решения. Тут очень важное значение играет близкое окружение. Часто и внешние обстоятельства, и люди вокруг, особенно близкие, являются препятствием для движения человека к своему подлинному выбору. И если человек застревает на предыдущих стадиях, то он нередко сильно опирается на других людей. Говорит: “Ну, мама не хочет, я не пойду. Все подружки говорят, что это несолидно – ладно, я не буду”. Опирается на мнение значимых других людей.

А когда эта вторая фаза с инсайтом прожита, то человек удивительным образом идет против течения. Без всяких сомнений. И это не переживается как какое-то хамство, или наглость, или что-то нехорошее, это переживается как что-то очень соответствующее мне. Там даже нет конфликта с близкими порой. Это, конечно, зависит уже от родственников, здесь всплывает тема созависимости, но это отдельный разговор.

Еще немного о закономерностях продуктивного процесса выбора

1) Ситуация выбора, когда она складывается постепенно, и конфликт постепенно зреет, и при продуктивном процессе выбора внешние обстоятельства становятся не причинами для конфликта, а поводами только для его актуализации . Часто при непродуктивной стратегии выбора человек думает очень много о внешних обстоятельствах. Он думает: “это всё дело в том, что он…”, “это всё потому, что я не там живу” – виновата страна, школа, родители, обстоятельства таковы. И очень много разговора об обстоятельствах. При продуктивной стратегии обстоятельства уходят на второй план. Они могут быть поводами какими-то, но не являются причинами для совершаемого выбора.

Часто, когда клиенты приходят с проблемами выбора, то приходит не он, а многоголосица его окружения. Вот человек садится: “Мама сказала, что это. А муж считает, что так. А вот я прочитала в статье это. А подруги сказали вот так. А вот у соседки моей – так”. – “Ну хорошо-хорошо, а Вы -то что хотите?” – “Ну, я не знаю, как, что…” То есть дефицит слышания себя, понимания того, что для меня важно – это одна из серьезных стратегий, но одновременно закономерностей непродуктивного выбора. Соответственно, важен фокус на себе, а не на внешних обстоятельствах. Очень важно задаваться этим вопросом: а кто я буду, делающий это действие, и кто буду я, принимающий другое решение.

2) Именно продуктивные процессы выбора сопровождаются тяжелыми муками , как ни странно. Эта тяжесть, безысходность, страх, тревога, иногда какая-то ярость, очень сильная душевная боль. Человек даже может какое-то время переживать отчуждение себя от существующей жизни. И такое депрессивное состояние, достаточно мучительное: эта жизнь мне не подходит, в ней невозможно оставаться. Хотя в ней есть какие-то объективные плюсы.

Особенно это видно со сменой работы. Так как у меня много знакомых психологов, то я наблюдала, когда люди из другой профессии приходят в психологию. Сидел человек в банке, в бизнес-среде, получал хорошую зарплату, у него всё шло очень даже хорошо, и эта стабильность его держит – зарплата держит, накатанная такая дорожка, когда уже всё известно, тоже держит. А душа уже не может, не выдерживает этот конфликт внутренний, очень хочется заниматься чем-то другим.

Я знаю даже таких людей, которые из очень успешной социальной среды всё бросают и идут, например, в сёстры милосердия, в монастырь, уходят в социальное служение. И когда мы говорим о закономерностях продуктивного процесса выбора, то это переживание – “не могу, просто дно, так невыносимо”, оно очень часто бывает.

3) Полнота этого облегчения после как признак движения в сторону хорошего выбора.

4) И удивительное это явление – непроизвольность момента поворотной точки выбора . И мы даже с коллегами много лет назад уже смеялись, что, на самом деле, никакого выбора нет, просто человек либо движется к тому, что со мной тогда уже должно произойти было бы, либо он к этому не движется. Когда я это озвучиваю, обычно коллеги начинают сильно спорить. Мы же стояли на свободе воли, свободе выбора, свободе субъекта, и я не спорю с этим, но просто из практики говорю, что удивительным образом выбор как будто бы совершается сам, как будто бы я в нем как активный субъект не участвую.

Есть и другие закономерности продуктивного процесса выбора, просто я тут перечислила некоторые основные, которые нам для практики могут быть особенно важны.

Можно сказать несколько слов о закономерностях непродуктивного процесса выбора. Потому что нередко мы тоже с этим встречаемся. Несовершенные когда-то выборы могут быть грузом, который мы тащим за собой, как эта респондентка, о которой я говорила: “Выбор сделан, всё замечательно, я не жалею”, – но до сих пор там что-то сидит, до сих пор конфликт не снят. И важно бывает, даже если прошло уже много лет, вернуться в ту ситуацию, внутренне прожить её заново, чтобы с этим конфликтом не ходить, как с лишним грузом внутри себя.

1) Если говорить о закономерностях непродуктивного процесса выбора, то можно сказать, что, соответственно, не происходит личностных изменений . То есть человек вроде выбор совершил, но он сам внутри себя не меняется. Это связано, в том числе, с тем, что он выбирал не себя, а что-то вне себя лежащее, связано с тем, что не был пройден кризис с этим пиком.

2) Эмоции, чувства, переживания на всех стадиях процесса выбора, который мы оцениваем как непродуктивный, они не такие сильные и глубокие, они более поверхностные. Доминирует раздражение, неудовлетворенность. Но пика не наступает .

При продуктивных выборах люди, когда уже в этот край входят, говорят, что “это не моя жизнь, не могу я так жить дальше. Я другой, эта жизнь мне не соответствует, жизнь нужно менять”. При непродуктивных выборах даже такого переживания нет: ну, моя, не моя – даже вопрос этот не ставится. Нет этого пика с невозможностью.

3) При непродуктивных выборах внешние обстоятельства становятся именно причиной выбора (а не поводом). Так как внутри этот конфликт до конца не вызревает, то человек может искусственно оказаться в необходимости выбирать. Его прижимает просто что-то: увольняйся или оставайся, уходи или что-то такое. И его сподвигают к решению внешние обстоятельства. Он совершает выбор не потому, что он уже внутри созрел, а потому, что просто внешние обстоятельства уже так поджимают сильно и тебя вынуждают этот выбор сделать. И даже, может быть, человек потом не жалеет, он говорит: да, хорошо, здорово. Но он там не был активным, не он это решение принимал.

4) И нет явного сопротивления значимым другим . Мы говорили, что человек идет напролом, он идет против течения, когда «хороший» выбор совершается. При непродуктивных выборах высок вес значимости авторитета, других людей, и хочется быть всё время в каком-то компромиссе, чтобы и нашим, и вашим, всем было хорошо. Очень часто люди это описывают так: только чтобы не было конфликта, только чтобы сохранить мир. Есть такая иллюзия этого мира, потому что это ценой наступания себе на горло и гашения внутреннего конфликта.

5) И нет этой яркой феноменологии принятия решения при непродуктивных выборах. Облегчение, как я уже сказала, некоторое наступает, но полноты этого облегчения – этой легкости, радости – не случается.

Вопросы:

Представление себя в будущем в этих ситуациях – как это делать правильно? И не является ли это фантазиями, что мы нафантазируем себе, это не всегда оказывается правдой, да? Как это так правильно, объективно сделать максимально, чтобы помогло, не было духовных прелестей потом в фантазировании: сделаю выбор – и так будет.

– Мне сложно говорить про духовные прелести – я в психологической плоскости здесь. Я, конечно, легко говорю: вот надо представлять себя в будущем. А на самом деле, говорю, в основном, о психотерапевтической практике, когда в совместной работе клиента и психолога особыми способами, особыми методами осуществляется это проживание будущего. Наверно, его можно делать самостоятельно. Я даже думаю, что можно. Какие тут могут быть опасности?

Вы сказали такое слово – объективность. Я, конечно, ничего не знаю про объективность. Что мы делаем? Гадаем о будущем? Мы не знаем, как будет, но смысл же не в том, чтобы прожить будущее таким, каким оно будет на самом деле, смысл не в этом. Смысл в том, что когда я представляю себя через несколько лет, каким буду я, если я совершаю этот выбор, то за счет этого усиления высвечивается больше какая-то правда, которая скрыта сейчас имплицитно в этой альтернативе.

Замуж выходят за алкоголика и думают: сейчас он перестанет пить, потому что он меня любит, он же мне обещал, что когда женится, то перестанет пить. И если бы была психотерапия, то мы бы, проживая это будущее, говорили: а если не перестанет? И вот день за днем, и пройдет год, и пройдет еще несколько лет, ты живешь с этим человеком, а потом наступает 2020 год, может быть, у тебя будут дети, а может быть, нет. А наступает год 2025, и ты живешь с этим человеком. Возможно, он пьет столько же, сколько и сейчас, а может быть, нет. А может быть, больше, может быть, меньше. И кто ты потом? Какая ты на выходе?

Есть специальные приемы. Мне, наверное, трудно их перевести сейчас в техники самопомощи. Но важно последовательное переживание. Очень трудно сразу себя представить в 2025 году. И важно проживать этот путь постепенно. Сначала рекомендуется проживать первые дни, сначала очень подробно, потом, может быть, этот шаг временной усиливать. Сначала – прямо каждый день, потом – каждый месяц, потом представлять, отщелкивать годы. И на выходе обязательно нужно прийти к представлению своего “я”. Кто я, человек, живущий эту жизнь? Кто я, та, которая реализует этот замысел, та, которая идет по этому жизненному пути? Вот это важный момент.

Я подкидыш, и меня отнесли в детский дом, а потом меня взяли приемные родители. Мама властная, ну Вы понимаете. Папа мягкий, любимый. Она мне внушала, что я, бедная, если я выйду замуж, то муж половником по голове в первый день… И, Вы знаете, до сих пор я не замужем, у меня нет детей. У меня два высших образования, но я до сих пор в ужасе оттого, что я абсолютно неуверенный в себе человек. Сейчас я чуть не сорвала работу при монастыре. Я отказывалась, я сказала, что я не буду её делать, потому что всё, я бездарь, я никто…

– Спасибо за Вашу искренность, слышно очень много боли в Вашей личной истории, которая как будто бы прорывается сейчас… Интересно, что далеко не первый раз так получается – на какую тему лекцию не читай, а возникает всё время вопрос, касающийся дефицита родительской любви, о детских травмах, о том, как когда-то ко мне относились раньше, в детстве, мои родители, как теперь оно влияет на меня, на мою жизнь. Человек, видимо, давно в Церкви, и уже Вам немало лет, но до сих пор…

Это совершенно не тема сегодняшнего доклада, но я не перестаю удивляться, как это актуально, и для меня сейчас Ваши слова звучат, может быть, как еще один аргумент в пользу моих пока таких очень личных размышлений… У меня есть задумки о том, как можно было бы сделать группы молитвенно-психотерапевтические, посвященные именно работе с детскими травмами, прежде всего, от собственных родителей. Это я с вами делюсь своими замыслами, они у меня еще совсем не проработаны. Просто каждый раз, когда придешь где-то поговорить, и это вылезает, и почти на каждом первом клиенте в психотерапии я это вижу.

А может быть череда, когда плывешь по течению, понимаешь: мне всё равно – я просто плыву по течению, и дальше череда таких выборов: один закончился, второй начался, в разных сферах? Один – с мужем, с родственниками – второй, в социальном плане, с друзьями – и везде такое: один закончился, другой начался. Или всё-таки это один неразрешенный?

– Если я Вас верно поняла, может быть и то, и другое. Может быть так, что это последовательная серия выборов разных… Но может быть так, что конфликт один, это может быть такая хитрость, конфликт внутриличностный один. Например, конфликт между тем, чтобы позволить себе быть собой, или следовать мнению окружающих, – очень частая история. И этот конфликт может постепенно заостряться.

Человеку хочется быть собой, а дальше начинает его реализовывать, разыгрывать на материале разных ситуаций. Сначала пойду против, не знаю, свекрови, потому что хочу реализовать себя. Потом: совершу выбор – съеду жить отдельно. Потом: пойду новую профессию получать. Потом еще что-то пойду делать. Кажется, что разные выборы, а на самом деле человек реализует одну и ту же стратегию внутреннего конфликта, который пока еще жив, это проблема зависимости или свободы, например.

Натуральный или фруктовый? Био- или обычный? Упаковка большая или поменьше? В стеклянной посуде или в пластиковых стаканчиках? Невозможно подсчитать количество вопросов, на которые должен ответить наш мозг, прежде чем рука потянется к четырем маленьким йогуртам с малиной в разноцветной упаковке. И ни одно исследование пока нe установило, сколько раз нам предстоит проделать это упражнение, прежде чем мы наполним тележку!

Но стоит задуматься об этом - и становится понятно, почему иногда поход в магазин так утомляет нас. И почему бывают дни, когда у нас нет сил решить, в какой блузке пойти на работу, или понять, чего именно хочется на завтрак…

Там, где один человек видит выбор, другой не замечает его

Мы вынуждены ежеминутно принимать самые разные решения. Наш выбор начинается с простой покупки йогуртов, но распространяется и на такие важные вещи, как спутник жизни, профессия, зачатие ребенка, политические убеждения, ипотечный кредит на покупку квартиры сроком на 15–20 лет…

Мы принимаем и много других решений, не таких значимых, но вызывающих смутное беспокойство: делать ли прививку от гриппа, перевести ли ребенка в другую школу, сменить ли врача, нарушить ли неписаные правила.

Выбирать трудно. Попробуем же разобраться в том, что такое выбор и как мы его совершаем. А также сделать несколько шагов к тому, чтобы научиться принимать осознанные решения.

Мы боимся все потерять

Нередко случается так: там, где один человек видит выбор, другой не замечает его. Например, для кого-то из нас слова начальника - это то, что не обсуждают, что не допускает своего выбора, иной позиции. Другие считают критерием истины заповеди, человечность, здравый смысл - и тогда варианты возможны. «Но был один, который не стрелял», - пел Высоцкий. Так что выбор есть даже там, где мы его не видим - не можем или не хотим.

«Выбор заключается в том, что мы уже реально делаем, - пишет психотерапевт Елена Калитиевская. - Все кажется, что еще выбираем, что мы еще на пороге, а по факту уже выбрали и живем…»

Когда решение принято, уходит неопределенность - из нескольких вариантов остается один. Иногда его можно переиграть без особых последствий, чаще - нельзя. В этом случае к выбору мы относимся серьезнее и выбираем точнее, в отличие от ситуации, когда решение обратимо. Но в обоих случаях мы что-то теряем. Именно этот неизбежный момент потери и становится причиной наших мучений. Из-за него мы часто воспринимаем необходимость решать как тягостное бремя, всеми силами пытаясь избежать выбора или хотя бы его оттянуть.

Кто выбирает на самом деле?

Вопрос не праздный. Нередко его совершает вовсе не тот, кому расхлебывать последствия: родители из лучших побуждений делают это за ребенка, заботливый муж - за жену, вождь - за народ. Когда за нас уже решили, мы часто воспринимаем это с благодарностью. И все же наихудшая услуга, которую можно оказать ближнему, - это снять с него ответственность за жизненный выбор.

Ему, конечно, будет жить легче, вот только он не будет вкладывать себя в выполнение не им принятых решений. И в результате жизнь пройдет мимо, не станет для него его собственной. Так бывает довольно часто: для некоторых из нас страдания героев телесериалов ярче и подлиннее, чем все, что происходит с нами самими. Но чтобы использовать данный нам шанс и прожить собственную, а не чужую жизнь, мы должны принимать решения и сами совершать и исправлять ошибки.

Какие бывают выборы

Экзистенциальный выбор - это ситуации, когда альтернативы и критерии заранее не определены. Надо двигаться вперед, не зная, какие еще возможности встретятся на пути и как их сравнивать. Именно так мы выбираем профессию или спутника жизни.

Есть ситуации, в которых выбирать кажется легче. Так происходит, когда альтернативы и критерии очевидны и нам остается только аккуратно решить задачку, имеющую правильный ответ. Например, выбрать один из маршрутов по городу, учитывая ситуацию с пробками.

Другой случай сложнее: альтернативы известны, но сравнивать их можно по разным основаниям. Какое из них важно именно для нас? Пример - любой шопинг. Скажем, при покупке одежды важны красота, цена, цвет, практичность, оригинальность и т. д. - а что же все-таки важнее? Нет однозначного ответа…

Насколько рационально мы выбираем?

Как бы мы ни пытались построить решения на сугубо рациональных основаниях, мы обманываем сами себя, - утверждает психолог Дэниел Канеман, профессор Принстонского университета (США). В этот процесс всегда вмешиваются иррациональные допущения и предубеждения, которые порождают ошибки в наших рассуждениях.

Так, Канеман показал, что мы гораздо чувствительнее к потерям, чем к приобретениям: боль от потери 20 долларов острее, чем радость от их получения. Мы боимся авиакатастроф, хотя они случаются в 26 раз реже, чем автомобильные аварии, потому что сообщения о них сопровождаются впечатляющими, запоминающимися кадрами, в отличие от ДТП, информация о которых представлена сухими цифрами.

В процессе выбора мы убеждаем себя, что так же на нашем месте поступили бы большинство людей, и никакие реальные факты не в состоянии нас переубедить. Получается, что точно рассчитать, «как будет на самом деле», невозможно, просто мы бессознательно «подгоняем» решение под готовый ответ, подсказанный интуицией, нашими многочисленными убеждениями и предубеждениями. А окажутся они правы или нет, это уж как повезет.

А как выбирать правильно?

Это, пожалуй, главный вопрос. Ответ: правильный выбор сделать нельзя. «Наша жизнь совершается лишь однажды, - констатирует писатель Милан Кундера, - и потому мы никогда не сможем определить, какое из наших решений было правильным, а какое - ложным. В данной ситуации мы можем решить только один-единственный раз, и нам не дано никакой второй, третьей, четвертой жизни, чтобы иметь возможность сопоставить различные решения».

Мы можем лишь сказать, было ли принятое решение хорошим или плохим с точки зрения удовлетворенности им, но не можем определить, было ли оно лучшим или худшим, - ведь даже хорошее по своим последствиям решение может быть отнюдь не лучшим, а плохое - меньшим из зол. Не редкость выбор между плохим и очень плохим. Экономические реформы Егора Гайдара имели много отрицательных последствий, с этим трудно спорить. Вот только был ли в тот момент лучший вариант? Ни один из его страстных критиков такого варианта не называет.

Возможна ошибка

Если сделать выбор правильно невозможно, не значит ли это, что нам все равно, что выбирать? Нет, не значит. Выбор не может быть правильным или неправильным, но может быть хорошим или плохим, и грань между ними проходит в нашем сознании.

Ни один выбор не может быть сделан абсолютно рационально, большую роль в нем играют и иррациональные, непросчитываемые компоненты. Мы имеем шанс сделать хороший выбор, если признаем, что нет одного объективно правильного решения и при любом варианте можно ошибиться. В этом случае мы действуем на свой страх и риск. Принимаем на себя ответственность, признаем решение своим и вкладываемся в осуществление того, что выбрали. А в случае неудачи не сожалеем, а извлекаем опыт и учимся на своих ошибках.

Если же мы убеждены, что существует лишь одно объективно правильное решение, и верим в возможность его рационально «вычислить», полагая, что дальше все как-то произойдет само собой, мы делаем плохой выбор. Так многие из нас голосуют за «правильного» кандидата на выборах, а потом «лежат на печи» до следующих. Если наши ожидания не оправдаются, мы, скорее всего, станем винить всех вокруг кроме самих себя и будем чувствовать разочарование, раздражение, обиду.

Сделать хороший выбор трудно, потому что он требует усилий, энергии и умения выбирать. Выдающийся английский философ XVII века Джон Локк писал, что люди так часто делают плохой выбор именно потому, что, хорошо представляя себе ближайшие, особенно приятные последствия, они намного хуже способны оценить отдаленные, часто не столь радужные, перспективы.

И все-таки некоторые из нас принимают решения настолько быстро, что возникает иллюзия легкости и спонтанности. Те, у кого есть опыт принятия решений, в том числе и нравственных, кто умеет выдвигать и оценивать аргументы «за» и «против», кто стремится видеть отдаленные последствия своего решения, делают более точный выбор даже в самых сложных ситуациях.

Можно ли выбрать веру?

Сознательные решения, принятые нами раньше, определяют то, во что мы верим сейчас, утверждает в своем блоге философ Джулиан Баджини: «В каждый данный момент мы, конечно, не выбираем, во что верить. Но мы можем решиться приложить все силы для преодоления своего разрушительного стремления верить в то, во что удобно верить, и выработать привычку верить только в хорошо обоснованные утверждения.

Тогда вера окажется результатом размышлений о том, какие доводы убедительны, насколько мы готовы сомневаться в своих мотивах и анализировать их. Наши решения становятся более свободными, когда в них задействована способность размышлять и сопоставлять. Мы не можем принять решение, верить или не верить в Бога, но можем решить, насколько будем учитывать неудобные факты и ложные мотивы. И в этом смысле мы отвечаем за то, во что верим».

Идеальный выбор

Чтобы его совершить, надо перебрать и взвесить все возможные альтернативы. Но чаще всего это невозможно, так этот процесс требует очень много времени и энергии - психологические затраты на сам процесс растут быстрее, чем польза от перебора вариантов. Американские психологи Шина Айенгар и Марк Леппер доказали это на таком примере.

Когда покупателям предложили выбрать из 24 видов джема, то большинство, даже перепробовав все варианты, ушли из магазина ни с чем. Они просто не смогли выбрать. Когда же выбор был ограничен шестью баночками, то джем покупали в десять раз чаще. Так что изобилие альтернатив и стремление к совершенству выбора приводит, увы, к отрицательным результатам.

Американский социальный психолог Барри Шварц считает, что в подобных ситуациях часть из нас (он называет таких людей максимизаторами) всегда стремится не упустить ни одного варианта и собирает исчерпывающую информацию, прежде чем принять решение. Другая же часть (оптимизаторы), перебрав некоторое количество альтернатив, подводит черту: они выбирают из того, что успели посмотреть и оценить. Как вы думаете, кто из них счастливее и успешнее в жизни?

«Правильных выборов всегда несколько»

Юлия Латынина, журналист

Я думаю, правильного в полном смысле слова выбора не бывает. То есть правильных выборов всегда несколько. Главное же для нас - не сделать неправильный выбор. К примеру, если бы я стала заниматься физикой, вряд ли бы я сделала неправильный жизненный выбор - это было бы страшно интересно. А вот если бы я занималась проституцией, это был бы неправильный выбор.

Если одолевают сомнения, даже монетку подкинуть «орлом» или «решкой» - при нехватке других критериев - не так уж и глупо: согласно классической теории игр, в отсутствие информации наилучший способ принятия решения - это случайный выбор. Как выбирать партнера для жизни? Так же как и жизненный путь - свободно. Или преодолевая то, что делает нас несвободными.

Но даже если мы сделали неудачный выбор, не стоит из-за этого расстраиваться - лучше думать, что делать дальше. Есть правило, о котором мне как-то рассказали летчики: если в самолете произошло ЧП, то главное - не переживать, почему оно произошло, а посадить самолет».

Неизменность или неизвестность

Любой выбор в конечном счете сводится к выбору между неизменностью и неизвестностью, доказывает в своих работах выдающийся психолог Сальваторе Мадди. Шаг в неизвестность рождает тревогу, но и дает шанс найти смысл. Выбор неизменности снижает тревогу, но порождает вину за нереализованные возможности.

В малозначимых ситуациях новое, неизвестное выбирают те, кого отличают осмысленное отношение к жизни, жизнестойкость, оптимизм. Похоже, что те, кто находит в себе силы выбирать неизвестное будущее, обладают гораздо большими личностными ресурсами.

В случае же ключевого жизненного выбора, такого как выбор спутника жизни, Барри Шварц предлагает с самого начала считать его окончательным: «Мучительные сомнения в том, является ли ваша любовь «настоящей» или ваши сексуальные отношения - действительно пылкими, и раздумья о том, что ваш выбор мог бы быть удачнее, - это рецепт страдания».

Научиться выбирать

Это необходимо! Чтобы принять решение, в котором мы не разочаруемся, надо точно определить свою цель, понять свои желания, собрать и оценить доступную информацию. Главное при этом - не что именно мы выбираем, а как делаем этот выбор - осознанно или спонтанно. В первом случае за ним стоит реальная внутренняя работа, во втором –интуиция или просто стремление «не париться».

Мы по-разному относимся к выбору: одни радуются, когда он есть, другие предпочли бы получить готовый ответ. Способность осмысленно решать за себя и для себя отражает зрелость человека, его взрослость. Дети не умеют выбирать по-настоящему. Конечно, они прекрасно знают, чего им хочется в данный момент, однако не могут учитывать даже слегка отсроченные последствия своих решений. Это умение приходит с возрастом, когда постепенно формируется готовность к выбору.

Выбор сам по себе - это не хорошо и не плохо. Он расширяет наши возможности, но каждому ли это необходимо? Увеличение количества возможных вариантов одновременно означает увеличение ответственности и требований к тому, кто совершает выбор. Взрослый не счастливее ребенка, как ферзь не счастливее пешки. Просто его счастье в гораздо большей мере находится в его собственных руках.

«Дать детям возможность попробовать все по максимуму»

Татьяна Бедник, психолог

Чтобы помочь ребенку узнать, что он предпочитает на самом деле, важно предоставить ему возможность попробовать как можно больше различных вариантов, объясняет возрастной психолог Татьяна Бедник. Татьяна Бедник работает психологом в школе и Московском центре оказания психологической помощи детям и подросткам. Она автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми».

Psychologies: В каком возрасте дети учатся выбирать?

Татьяна Бедник: Даже самые маленькие дети много раз за день совершают выбор, но пока он интуитивный, эмоциональный. Начиная с двух лет они хорошо различают вкус продуктов и, следовательно, могут выбирать то, что им нравится. К пяти-шести годам у них возникают пристрастия к определенным цветам и, значит, появляются предпочтения в одежде. К 10–12 годам от подростка можно ожидать осознанных нравственных решений и поступков: так поступать хорошо, а так - плохо.

Почему детей нужно этому учить?

Ребенок по своей природе консерватор. Если он каждый день ест макароны, а однажды ему предложат выбрать между макаронами и, например, цветной капустой, он неизбежно выскажется за макароны! Но это будет дань привычке, а не выбор. Поэтому важно, чтобы родители давали детям возможность познакомиться с другими вариантами - мягко, деликатно, подстегивая их природное любопытство, привлекая внимание. Только так дети смогут понять, что же им нравится больше, и выбрать именно это.

Как научить ребенка выбирать?

Парадоксально, но обучение этому проходит через стадию принуждения. Надо, чтобы ребенок попробовал и борщ, и рыбный суп, чтобы он мог узнать, что ему больше нравится. Даже если теперь это не в моде, надо ставить детей перед необходимостью. В данном случае речь, скажем, о том, что сегодня на обед - только такое блюдо. А завтра будет совсем другое. И только после этого он будет в состоянии попросить то, что понравится больше, - когда он узнает это сам, когда перестанет «выбирать» привычное. Эта наука постигается день за днем!

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS