Главная - Бетонные лотки
Сказка страшная месть гоголь читать. Братья ШвальнерыГоголь. Страшная месть

События происходят на свадьбе сына бравого есаула Горобца. Среди гостей – его друг и названый брат Данило Бурульбаш. Он приехал с красивой женой Катериной и малым сыном. Веселье в разгаре, но тут есаул выносит две древние иконы и собирается благословить молодых. Один из казаков резко меняется – становится отвратительным стариком. Люди пугаются, узнав в нем колдуна. Есаул иконами выгоняет его.

Данило с семьей едет к себе на хутор по реке на лодке. Вдруг на погосте встают фигуры трех мертвецов. Данило считает это плохой приметой.

В доме Данилы утром вспыхивает ссора с тестем из-за его образа жизни, он ведет себя не как христианин. Они рубятся на саблях, стреляют из мушкетов. Катерина еле упросила их прекратить.

Завтра жена говорит Даниле о сне, где ее отец – это колдун и грязно пристает к ней. Вечером казак видит свет в окне мрачного замка возле хутора. Едет туда, лезет на ветку дерева и видит: тесть колдует, превращается в чудище и мучит душу Катерины, вызванную магией. Разговор супругов. Теперь оба знают правду о тесте.

Колдуна держат в подвале, его выпускает дочь - он обещает отмолить грехи. Катерина не сказала, что выпустила отца.

Рядом с хутором попойка ляхов в корчме, они готовы напасть. Данило угнетен и чует смерть. Ляхи нападают. В битве Данила застрелил тесть. Атаку ляхов отбил есаул Горобець. Колдун творит магию в землянке. Во время ритуала видит лицо мужчины и кричит в испуге.

Катерине снятся ужасы, она делится страхами с есаулом. Ее отец угрожает убить ребенка, если она не сойдется с ним. Ночью младенца в колыбели зарезали.

В Карпатах едет всадник-исполин. Он спит. За ним следует, как паж, младенец.

Катерина сошла с ума. Приехал якобы друг ее мужа, хотел жениться, но она узнала в нем отца, бросилась с ножом, но…колдун ее убил. Люди наблюдают, как в небе по Карпатам скачет огромный витязь. Колдун его узнает и в ужасе скачет к святым местам.

Схимник отказывается молиться за нечестивца, колдун убивает его. Куда бы он ни ехал - попадает в горы. Там его убивает витязь и бросает в пропасть. Мертвецы грызут тело колдуна. Самый большой не может достать и от злости грызет себя.

Бандурист поет легенду о двух братьях: Петр позавидовал Ивану, что тот привез турецкого пашу и получил много денег от короля. Петр убил Ивана, подло сбросив с обрыва. На божьем суде Иван захотел мести: чтобы не было родне Петра счастья, а последний из рода его чтобы был негодяем и был по смерти растерзан сродниками, чтобы Петр не смог дотянуться и отомстить. Самого Ивана бог заставил вечно скакать по горам как туманного витязя.

Легенда учит, что за зло придет расплата и после смерти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Страшная месть
  • Шинель

Страшная месть. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Абрамов Поездка в прошлое

    События происходят поздней осенью в селе Сосино на Сибири. Туда прибывает экспедиция и попадает в село, где их встречает Микша. Микша начал подозревать что экспедиция нагрянула в эти края не просто за рыбой, а за большими ценностями, например за золотом.

  • Краткое содержание Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстого А. Н.

    Проживал в небольшом городке столяр Джузеппе и изготавливал красивые фигурки, чтобы продавать и жить на эти средства. Однажды ему попалось полено, которое издавало какие-то звуки, и он испугался.

  • Краткое содержание Астафьев Конь с розовой гривой

    Мечта любого деревенского мальчишки - пряник. Пряники пекут разных форм, но самая лучшая - это форма коня! Ведь он «белый-белый, этот конь».

  • Краткое содержание Паустовский Желтый свет

    Серое утро заполнило комнату, залив ее непривычным желтым светом. Откуда шел он, этот странный цвет, столь непохожий на солнечный?

  • Краткое содержание Злой мальчик Чехова

    Двое встречающихся молодых людей, Иван и Анна, решили немного порыбачить, чтобы побыть наедине друг с другом. Иван питался объясниться в любви, когда у девушки начало клевать. Она потянула удочку, - это был славный окунь, но он сорвался, упав на траву

Annotation

«Вы слышали ли историю про синего колдуна? Это случилось у нас за Днепром. Страшное дело! На тринадцатом году слышал я это от матери, и я не умею сказать вам, но мне все чудится, что с того времени спало с сердца моего немного веселья. Вы знаете то место, что повыше Киева верст на пятнадцать? Там и сосна уже есть. Днепр и в той стороне также широк. Эх, река! Море, не река! Шумит и гремит и как будто знать никого не хочет. Как будто сквозь сон, как будто нехотя шевелит раздольную водяную равнину и обсыпается рябью. А прогуляется ли по нем в час утра или вечера ветер, как все в нем задрожит, засуетится: кажется, будто то народ толпою собирается к заутрене или к вечерне. Грешник великий я пред Богом: нужно б, давно нужно. И весь дрожит и сверкает в искрах, как волчья шерсть среди ночи. Что ж, господа, когда мы съездим в Киев? Грешу я, право, пред Богом: нужно, давно б нужно съездить поклониться святым местам. Когда-нибудь уже под старость совсем пора туда: мы с вами, Фома Григорьевич, затворимся в келью, и вы также, Тарас Иванович! Будем молиться и ходить по святым печерам. Какие прекрасные места там!»

Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…

Знаю, что затеваешь ты. Ничего не предвещает доброго мне встреча с ним. Но ты так тяжело дышишь, так сурово глядишь, очи твои так угрюмо надвинулись бровями!..

Молчи, баба! - с сердцем сказал Данило. - С вами кто свяжется, сам станет бабой. Хлопец, дай мне огня в люльку! - Тут оборотился он к одному из гребцов, который, выколотивши из своей люльки горячую золу, стал перекладывать ее в люльку своего пана. - Пугает меня колдуном! - продолжал пан Данило. - Козак, слава богу, ни чертей, ни ксендзов не боится. Много было бы проку, если бы мы стали слушаться жен. Не так ли, хлопцы? наша жена - люлька да острая сабля!

Катерина замолчала, потупивши очи в сонную воду; а ветер дергал воду рябью, и весь Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи.

Дуб повернул и стал держаться лесистого берега. На берегу виднелось кладбище: ветхие кресты толпились в кучку. Ни калина не растет меж ними, ни трава не зеленеет, только месяц греет их с небесной вышины.

Слышите ли, хлопцы, крики? Кто-то зовет нас на помощь! - сказал пан Данило, оборотясь к гребцам своим.

Мы слышим крики, и кажется, с той стороны, - разом сказали хлопцы, указывая на кладбище.

Но все стихло. Лодка поворотила и стала огибать выдавшийся берег. Вдруг гребцы опустили весла и недвижно уставили очи. Остановился и пан Данило: страх и холод прорезался в коз...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Гоголь Н. В. сказка "Страшная месть"

Жанр: литературная мистическая сказочная повесть

Главные герои сказки "Страшная месть" и их характеристика

  1. Данило Бурульбаш. Знатный казак, мужественный, бесстрашный, неумолимый, даже жестокий. Очень любит жену и сына, свою землю
  2. Катерина. Жена Данило. Робкая, красивая, пугливая, мнительная.
  3. Колдун, отец Катерины. Жестокий, страшный старик. Безжалостный, коварный, греховодник.
Кратчайшее содержание сказки "Страшная месть" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На свадьбе появляется страшный колдун, добыть золото которого мечтает пан Данило.
  2. Катерине снится, что колдун на самом деле ее отец, и Данило убеждается, что это правда.
  3. Колдуна садят в подвал, но Катерина тайно отпускает отца и тот бежит к ляхам.
  4. Кодун во время сражения убивает Данило, а потом и сына Катерины.
  5. Колдун видит страшного рыцаря и пытается убежать, но конь приносит его к рыцарю
  6. Рыцарь убивает колдуна и бросает мертвеца в пропасть, где его грызут другие мертвецы.
Главная мысль сказки "Страшная месть"
Приходит время, когда переполняется чаша людского терпения и настает час расплаты злодеев за совершенные злодеяния.

Чему учит сказка "Страшная месть"
Эта сказка учит любить свою Родину, учит защищать ее от врагов, учит гордиться и любоваться ее красотами. Учит быть смелыми и отважными, учит не сдаваться и бороться до конца. Учит тому, что не дело человека вершить суд, а дело Бога. Учит тому, что место колдуна на костре, и любая жалость к нему непреемлима.

Отзыв на сказку "Страшная месть"
Мне очень понравилась эта мистическая и очень страшная история. В ней нет счастливого конца, в ней все очень мрачно, но тем не менее это очень интересная повесть. Мне было очень жалко и Катерину и ее мужа, пана Данило. Ведь если бы Катерина не отпустила отца-колдуна, то все остались бы живы.

Пословицы к сказке "Страшная месть"
Сколько веревочке не виться, а конец будет.
Век злодея невелик, злодей и с юности старик.
Зла за зло не воздавай.
Бог терпел и нам велел.
Бог видит, кто кого обидит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Страшная месть" по главам:
Глава 1.
На свадьбу сына есаула Горобца в Киев съехалось много гостей. Был среди них запорожец Микитка, был названый брат есаула Данило Бурульбаш с другого берега Днепра с женой Катериной и годовалым сыном. Не приехал правда старый отец Катерины, который 21 год был в плену, а потому мог рассказать много интересного.
И вот выносит есаул две старые иконы, которые достались ему от святого схимника, чтобы благословить молодых. И вдруг закричал народ и в стороны раздался. Ибо молодой казак, который до этого успел весело поплясать, вдруг переменился в лице увидев иконы. У него изо рта вырос клык, сам он сгорбился и стал стариком.
Со всех сторон закричали "Колдун!", а есаул выставил вперед иконы и проклял старика. И тот зашипел и вдруг исчез, как его и не бывало.
Вскоре забыли гости о колдуне и снова начались веселые пляски и песни.
Глава 2.
Ночью плыл Данило с женой и казаками по Днепру. Спрашивает жену Катерину о причине ее печали. А супруга его и отвечает, что напугал ее колдун, про которого страшные истории рассказывают. Будто если встретит он человека, так сразу кажется колдуну, что человек тот над ним смеется. И находят на следующий день несчастного мертвым.
Но ответил Данило, что не так страшен колдун, что знает он где его притон, в котором хранит колдун свои несчетные богатства. И обещает Данило добыть это золото.
Поплыл дуб мимо кладбища и почудилось казакам, что зовет кто-то на помощь. Притихли они, слушают.
И видят вдруг как зашатался крест на могиле, как поднялся иссохший мертвец и закричал "Душно мне!". А потом ушел под землю. И зашатался второй крест. И поднялся другой мертвец, выше первого. Точно так же крикнул и ушел в землю. И поднялся третий мертвец, всех выше, протянул руки в небо и закричал страшно.
И все стихло. Сказал тогда Данило, что то просто пугает колдун незваных гостей. А решимость добыть колдовское золото в казаке не уменьшилась
И причалил скоро дуб к берегу. И показалась соломенная крыша дедовских хором пана Данила.
Глава 3.
Не рано проснулся Данило после ночного гуляния. Сидел, миро точил саблю.
Тут появился тесть его, и ругаться на Катерину стал, что поздно та домой воротилась. Обиделся Данило, ведь давно он из пеленок вырос, много раз за православную веру бился.
Слово за слово, поругались тесть с Данило. За сабли схватились. Долго бились, никто не может верха взять. Но вот отлетели сабли, за пистолеты противники взялись.
Выстрелил Катеринин отец, попал в левую руку Данило. Потянул Данило из-за пояса пистолет верный, турецкий. Но тут Катерина вмешалась. Стала слезно молить не оставлять сына их Ивана сироткой, ведь умрет она вслед за мужем. И тронули женские слезы мужские сердца.
Отставил пистолет Данило, первым тестю руку протянул. Помирились казаки. А отец целует Катерину и очами странно блестит.
Странным показался этот поцелуй Катерине и странным показался блеск очей.
Глава 4.
Утром Катерина рассказывает мужу, что ей приснилось, будто ее отец и есть тот самый колдун. А Данило не слушает жену, про ляхов рассказывает, кои вновь поднялись на казаков. А про тестя неважно отзывается. Не нравится он Даниле - не веселится как казак, горилки не пьет. словно турок какой-то.
Тут и отец появился. Обедать сели. Отце хмурится, говорит, что не любит галушек. А Данило поддевает его, говоря, что это христианское кушанье. Отец говорит, что не ест свинины, а Данило вновь его задирает, спрашивая, не турок ли он.
Вечером смотрел Данило на Днепр и почудилось ему будто в колдовском замке огонек мелькнул. Собрался он, верного Стецько кликнул. А Катерина боится одна оставаться, просит, чтобы закрыл ее Данило в комнате на ключ. Данило так и сделал.
Пошли они со Стецько к замку. Смотрят мелькает кто-то в красном жупане. Узнает Данило своего тестя и понимает, что тот в замок колдуна потащился.
Добрались казаки до замка, видят верхнее окошко светится. Залез Данило на дуб, смотрит. Нет свечей в комнате, а огонек откуда-то горит. По стенам оружие развешано странное. Вдруг входит кто-то в красном жупане, тесть! И начинает в горшок разные травы бросать. Комната сразу голубым светом озаряется. Потом розовым. И видит Данило, как некая женщина появляется в комнате. Стоит колышется пола не касается. Узнает Данило Катерину, но слова сказать не может.
А Катерина спрашивает отца, зачем он ее мать зарезал, зачем снова призвал ее. Она говорит, что покинула Катерину и Данило понимает, что это душа Катерины.
А колдун говорит, что сделает так, что Катерина его полюбит. Но возражает душа. Говорит, что никогда не предаст мужа своего и не даст это сделать Катерине. И смотрит в окно прямо на Данило.
А Данило уже спускается и в страхе великом бежит домой.
Глава 5.
Данило будит Катерину и та благодарит мужа за избавление от страшного сна. А Данило пересказывает ей, что видел у колдуна и говорит, что ее отец антихрист. Только антихрист может вызывать чужие души. Он обещает защитить Катерину.
Катерина отказывается от отца.
Глава 6.
Колдун сидит в подвале Данило, скованный цепями. Сидит за предательство, за то хотел продать родную землю врагам-католикам. И жить ему осталось только ночь. Утром сварят его живым в котле и сдерут кожу.
Смотрит колдун в окно, Катерина идет. Зовет он дочь, но та мимо проходит. Но она возвращается и колдун начинает умолять Катерину помочь ему спасти свою душу. Он говорит, что не хочет, чтобы его душа горела в аду. Он просит отпустить его и обещает одеть власяницу, уйти в пещеры, и день и ночь молить бога.
Катерина отвечает, что даже если откроет ему дверь, то цепей ей не снять.
Но колдун говорит, что цепи - ничто. Он вместо рук подсунул палачам деревяшки. Но сквозь стены он пройти не может. Ведь их строил святой схимник.
И Катерина выпускает колдуна. Тот целует ее и убегает.
А Катерина мучается, не зная, правильно ли она поступила, ведь она обманула мужа. Она слышит чьи-то шаги и падает в обморок.
Глава 7.
Катерина приходит в себя в комнате. Ее вынесла из подвала старушка-прислужница. Баба даже закрыла дверь подвала, чтобы на Катерину не пало подозрение.
Вбегает Данило и говорит, что колдун сбежал. Катерина мертвеет лицом и спрашивает не выпустил ли кто колдуна. Но Данило уверен, что того выпустил черт, ведь он видит, что цепи надеты на дерево. И он говорит, что если бы колдуна выпустила Катерина, он бы утопил ее.
Глава 8.
В корчме гуляют и богохульствуют ляхи. С ними богохульствует их ксендз. Не было такого посрамления еще на земле русской. Обсуждают ляхи и хутор Данило, и красавицу жену его. Не к добру это.
Глава 9.
Пан Данило сидит, грустит, размышляет о скорой смерти. Он просит Катерину не бросать сына, если с ним что-то случился.
Данило вспоминает прошлые годы, лихие битвы, добытое золото. Ругает жидовство.
Стецько говорит, что едут ляхи с луга. И разгорелась страшная битва. Не час и не два бились казаки с ляхами. И Данило успевал везде и не было пощады врагам от его руки. И вот уже разбегаются ляхи, а Данило хочет погоню снаряжать. Но вдруг замечает на горе Катерининого отца. В страшном гневе он скачет к горе и колдун стреляет в него из мушкета.
Падает Данило, пробита у него грудь. Он умирает с именем Катерины на устах.
Плачет, убивается Катерина на груди мужа. А вдали скачет на выручку есаул Горобець.
Глава 10.
Чуден Днепр при тихой погоде, страшен Днепр в грозу.
В эту страшную пору причалила к берегу лодка. Вылез из нее колдун и спустился в свою землянку. Поставил горшок, колдовать начал. И вот стало появляться в землянке облако. Радостью осветилось лицо колдуна. Но вдруг видит он незнакомое лицо чудно, которое незваное явилось к нему из облака. И волосы на голове колдуна встают дыбом. Вскрикнул колдун и опрокинул горшок и пропало видение.

Глава 11.
Десять дней гостит Катерина в доме есаула Горобца, но покоя не находит. Говорит, что думала в тиши растить сына на месть, но во снах является к ней колдун и обещает взять ее в жены. Успокаивает ее Горобець, и сын его. Говорят, что не дадут Катерину в обиду. Вспоминают Данило и его последний бой, тризну, которую они устроили.
А ребенок уже за люлькой тянется и говорит есаул, что в отца сын пойдет, уже курить хочет.
Но ночью просыпается Катерина с криком. Приснилось ей, что сын зарезанный лежит. Бежит народ к колыбели и видят все мертвое дитя.
Глава 12.
Далеко от Украины лежат островерхие Карпатские горы. Не услышать в них уже русскую речь, живут там венгры, лихие гуляки и рубаки.
И едет кто-то по горам на вороном коне. В доспехах, с копьем, следом паж скачет. Но закрыты глаза всадников, словно спят они.
Приехали они на Криван, самую высокую гору и встали там. А тучи закрыли их, сонных.
Глава 13.
Тайком сбежала Катерина из Киева. После смерти сына сошла она с ума и безумной явилась в свою хату. Плачет, глядя на нее старая няня, плачут хлопцы. А Катерина нож турецкий достает, но отбрасывает. Не пробить им железное сердце ее отца, что выковала на огне старая ведьма.
Говорит Катерина, что мужа ее живым похоронили, песни поет.
Бегает ночами Катерина по лесу с ножом, отца ищет, русалок не боится.
Но вот приехал на хутор гость в красном жупане. Про Данило спрашивает. Рассказывает, что воевал вместе. А Катерина сперва безумно смотрела, потом вслушиваться в слова гостя стала.
И вдруг бросилась на него с ножом, крича,что колдун то. Боролись Катерина с гостем и убил отец свою безумную дочь. А пока казаки не опомнились, ускакал.
Глава 14.
Над Киевом появилось чудо неслыханное. Вдруг видно стало далеко во все концы света. Видно стало море Черное, лиманы, видны стали Карпатские горы.
И показался на самой высокой горе рыцарь с закрытыми глазами.
И пока другие на это чудо дивись, колдун вскочил на коня и погнал его прочь из Киева. Узнал он в рыцаре то лицо, что явилось однажды в землянку и перепугался страшно.
Но только хотел колдун перескочить через узкую речку, как конь его вдруг остановился. оглянулся и засмеялся.
Дыбом встали волосы на голове у колдуна, заплакал он и развернулся к Киеву. И казалось ему, что деревья хотят схватить его и что сама дорога гонится за ним.
Мчался колдун в святые места, в Киев.
Глава 15.
В пещере сидел одиноко схимник, который уже и гроб для себя сделал. И вдруг вбежал к нему дикий человек с вытаращенными глазами и криком потребовал молиться о спасении его души.
Достал схимник святую книгу и в ужасе отступил. Неслыханный грешник стоял перед ним, и не было для него спасения. Ведь буквы в книге кровью налились.
И показалось колдуну, что смеется святой схимник и убил он старца.
Застонало тут что-то в лесу. Сухие руки поднялись из леса и пропали.
А колдун поскакал в Канев, думая оттуда в Крым податься. Но вдруг оказался в Шумске. Изумился колдун, поворотил коня, обратно в Киев скачет. Приезжает в Галич, город почти рядом с венграми. Опять поворачивает колдун коня, но все равно чувствует, что не в ту сторону едет.
И вот уже Карпатские горы встают перед ним, и высокий Криван впереди. Силится колдун остановить коня, но конь его несется прямо к рыцарю. А тот вдруг открыл глаза и засмеялся.
Схватил рыцарь колдуна, поднял его над землей и умер колдун.
А потом открыл глаза, но был это уже мертвец. И видел мертвец, как по всей земле поднимаются мертвецы, лицом как две капли на него похожие.
Один другого выше, столпились они вокруг рыцаря и его страшной добычи. А самый старый так велик был, что и подняться не смог. Только пошевелился, а от того шевеления пошло трясение по всей земле. И много хат повалило и людей задавило.
Бросил рыцарь колдуна в пропасть и мертвецы кинулись следом. И вонзили в колдуна свои зубы.
И сейчас еще ночами в Карпатах слышится звук, словно от тысячи мельниц - то мертвецы грызут зубами колдуна. А когда трясет землю, то умные люди знают, что то пытается встать самый большой мертвец.
Глава 16.
В городе Глухове народ давно слушает старого бандуриста. И вот под конец захотел тот спеть про одно давнее дело.
Жили давным-давно два брата, Иван и Петро. Жили дружно, горой друг за друга стояли, все поровну делили. И вот случилась очередная война с турками. И нашелся у турок паша, который целый полк один порубить мог. И объявил король Степан, что тому, кто поймает пашу даст жалования, как целому войску.
И пошли братья пашу ловить. Да только поймал его Иван. Получил награду от короля, поровну с братом разделил. А Петро деньги взял, но задумал месть страшную, не в силах вынести того, что обскакал его брат.
И вот едут братья по горной дороге, на жалованную королем землю, в Карпаты. Позади Ивана его сын малолетний привязан. А дорога узкая, с одной стороны пропасть. И тут Петро толкает брата и падает тот с конем в пропасть. Но успевает ухватится за корень. Стал наверх карабкаться. А Петро наставляет на Ивана пику и сталкивает в пропасть.
Жил Петро как паша, но вот он умер и призвал Бог его и брата Ивана души на суд. Объявил, что Петро великий грешник и пусть наказание ему сам Иван придумает.
А тот говорит, что мало того, что его Петро убил, но и сына его не пощадил. Весь род погубил. А потому пусть в роду Петро каждый новый потомок будет более страшным злодеем, чем предыдущий. А последний в роду был бы таким страшным злодеем, что от его злодеяний мертвецы бы поднимались из могил.
А когда придет час меры в его злодействах, то хотел бы Иван сбросить его в пропасть, чтобы мертвецы грызли его кости, и чтобы сам он грыз себя, но встать не мог.
И сказал Бог, что страшную месть задумал Иван, но пусть так и будет. Но не может он дать Ивану Царствия небесного. И будет тогда Иван вечно сидеть на коне своем и смотреть, как мертвецы грызут друг друга в пропасти.
Так спел бандурист. И долго сидели люди, размышляя о том минувшем деле.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Страшная месть"

"Чуден Днепр при тихой погоде...". Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести "Страшная месть". "Чуден Днепр при тихой погоде..." - такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. "Страшная месть", краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец - это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла "Вечеров" является "Страшная месть". Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В "Страшной мести", казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя - это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из "Вечеров", на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из "Вечеров" и, в частности, "Страшная месть". В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от "всадника на Карпатах". Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести "Страшная месть". Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

"Вы слышали ли историю про синего колдуна? Это случилось у нас за Днепром. Страшное дело! На тринадцатом году слышал я это от матери, и я не умею сказать вам, но мне все чудится, что с того времени спало с сердца моего немного веселья. Вы знаете то место, что повыше Киева верст на пятнадцать? Там и сосна уже есть. Днепр и в той стороне также широк. Эх, река! Море, не река! Шумит и гремит и как будто знать никого не хочет. Как будто сквозь сон, как будто нехотя шевелит раздольную водяную равнину и обсыпается рябью. А прогуляется ли по нем в час утра или вечера ветер, как все в нем задрожит, засуетится: кажется, будто то народ толпою собирается к заутрене или к вечерне. Грешник великий я пред Богом: нужно б, давно нужно. И весь дрожит и сверкает в искрах, как волчья шерсть среди ночи. Что ж, господа, когда мы съездим в Киев? Грешу я, право, пред Богом: нужно, давно б нужно съездить поклониться святым местам. Когда-нибудь уже под старость совсем пора туда: мы с вами, Фома Григорьевич, затворимся в келью, и вы также, Тарас Иванович! Будем молиться и ходить по святым печерам. Какие прекрасные места там!"

Николай Васильевич Гоголь
Страшная месть

I

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

II

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…

Знаю, что затеваешь ты. Ничего не предвещает доброго мне встреча с ним. Но ты так тяжело дышишь, так сурово глядишь, очи твои так угрюмо надвинулись бровями!..

Молчи, баба! - с сердцем сказал Данило. - С вами кто свяжется, сам станет бабой. Хлопец, дай мне огня в люльку! - Тут оборотился он к одному из гребцов, который, выколотивши из своей люльки горячую золу, стал перекладывать ее в люльку своего пана. - Пугает меня колдуном! - продолжал пан Данило. - Козак, слава богу, ни чертей, ни ксендзов не боится. Много было бы проку, если бы мы стали слушаться жен. Не так ли, хлопцы? наша жена - люлька да острая сабля!

Катерина замолчала, потупивши очи в сонную воду; а ветер дергал воду рябью, и весь Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи.

Дуб повернул и стал держаться лесистого берега. На берегу виднелось кладбище: ветхие кресты толпились в кучку. Ни калина не растет меж ними, ни трава не зеленеет, только месяц греет их с небесной вышины.

Слышите ли, хлопцы, крики? Кто-то зовет нас на помощь! - сказал пан Данило, оборотясь к гребцам своим.

Мы слышим крики, и кажется, с той стороны, - разом сказали хлопцы, указывая на кладбище.

Но все стихло. Лодка поворотила и стала огибать выдавшийся берег. Вдруг гребцы опустили весла и недвижно уставили очи. Остановился и пан Данило: страх и холод прорезался в козацкие жилы.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS