Главная - Септики
Названия единиц языка которые изучаются в фонетике. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

В звуковом потоке принято различать линейные (сегментные) (от латинского segmentum – отрезок) и надлинейные (суперсегментные) фонетические единицы. К линейным фонетическим единицам относятся звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом и образующие иерархическую систему, к надлинейным фонетическим единицам – ударение и интонация, которые не могут существовать отдельно от звуков речи, а только вместе с ними.

Линейными фонетическими единицами являются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза.

Фонетическая фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Речевой такт, или синтагма – часть фонетической фразы, группа слов, объединенных одной интонацией и смыслом.

Фонетическое слово – часть речевого такта, объединенная одним словесным ударение, самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами и частицами.

Слог – часть фонетического слова.

Звук – наименьшая фонетическая единица.

Выделение данных фонетических единиц есть результат фонетического членения речи.

Фонетическое членение речи – это членение фразы на синтагмы в зависимости от коммуникативного намерения говорящего.

6. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Речевой аппарат – это совокупность работ органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя:

– дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабются – выдох;

– органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

– органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

– головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Функции отдельных органов речи.

1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через нее беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков.

2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков

Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов

1. Небная занавеска. При опущенной небной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.

2. Средняя часть спинки языка. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твердых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Тема 2.1. Фонетика. Фонетические единицы.

Фонетические нормы.

План.

1. Что изучает фонетика?

Основные фонетические единицы.

Фонетические нормы.

Фонетика (от греч. слова – «звуковой») – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Все значимые единицы языка (морфемы, слова, предложения) выражены звуками, одеты в фонетический «костюм». Однако сами звуки собственного значения не имеют. Но они выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: создают звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью их расположения.

Звуки речи создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо).

Движения и положения органов речи, необходимые для того, чтобы произнести звук, называют артикуляцией (лат. «членораздельно выговаривать»).

Звуки, окружающие нас, могут быть разными. Играет скрипка, звучит труба, звенит хрустальный бокал: это музыкальные звуки, возникшие при равномерном гармоническом колебании. Такой звук называется тоном.

Ветер шуршит сухой листвой. Человек кашляет. Мотор работает. Это уже совсем другие звуки – немузыкальные, шумные.

Звуки речи, как и все остальные звуки, состоят из тона и шума.

Гласные – являются тоновыми, согласные – шумными.

Речевой такт распадается на фонетические слова . Фраза имеет столько фонетических слов, сколько ударений. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко в фразе фонетических слов оказывается меньше, чем лексических.

Жара в пути помехою была не основною.

(7 лексич. слов, 5 фонет.)

Следующими фонетическими единицами являются слог и ударение.

Слова могут быть односложными и многосложными. Например: флаг, герб, антенна .

Ударными могут быть только гласные звуки. Ударение в русском языке свободное что и вызывает затруднения в написании и в произнесении.

Эти фонетические единицы могут послужить основой русского произношения.

Наш звуковой язык постоянно изменяется. Разрушаются одни фонетические закономерности, на смену им приходят новые. Между произносительными нормами разных поколений появляются различия, параллельно существуют системы произношения «отцов» и «детей » - так называемые «старшая» и «младшая» нормы.

Например:

Фонетические нормы

Практическое занятие № 10

Фонетика. Графика. Система звуков русского языка

1. Фонетика. Графика. Орфография.

2. Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка.

3. Классификация гласных звуков.

4. Классификация согласных звуков.

Методические материалы

Язык существует в двух материальных формах – устной и письменной. В устной форме существования языковые значения передаются при помощи звуковых единиц (звуков), а в письменной форме – при помощи графических единиц (букв).

Мельчайшей единицей речевого потока является звук . Звуки составляют определённые комбинации друг с другом, образуют звуковую речь, с помощью которой мы и передаём информацию друг другу.

Звуки речи существуют не изолированно. Они образуют между собой определённые связи и образуют систему. Кроме звуков в эту систему входят и другие элементы, но основной единицей звуковой системы является звук.

Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Знание звуковых законов необходимо при изучении письменной формы языка, которая описывается графикой и орфографией .

Для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.

Основные единицы и понятия фонетической системы русского языка

Минимальной фонетической единицей, далее не делимой при чувственном восприятии, является звук . П звук представляет собой набор физиологических и акустических признаков, которые делятся на дифференциальные и недифференциальные, постоянные и непостоянные.

Звуку как кратчайшей материальной единице соответствует абстрактное языковое понятие фонемы , которая является центральным понятием фонологии.

Фонология оперирует понятиями позиция фонемы (сильная и слабая), фонетический закон и фонетический процесс (аккомодация, ассимиляция, оглушение в конце слова, редукция).

В результате действия фонетических процессов происходит внешнее преобразование одной и той же фонемы. Это и есть фонетические изменения или фонетическая мена звуков. При фонетических изменениях происходят фонетические чередования , которые следует отграничивать от исторических чередований.


Фонетические чередования одной и той же фонемы создают особую фонологическую единицу – фонемный ряд .

Звуки в процессе речи употребляются не изолированно, а в тесной связи с другими звуками, образуя вместе с ними различные по объёму, по признакам и назначению звуковые комплексы или сегменты .

Следующим по уровню после звука таким комплексом является слог – особая звуковая единица, образуемая или одним звуком, или сочетанием нескольких звуков. Слог является минимальной произносительной единицей. Даже при самом медленном темпе речи мы может говорить только слогами, а не по звукам. На этом и построено обучение чтению.

Слоги выступают составными элементами более сложной фонетической единицы – фонетического слова . Фонетическое слово – это несколько слогов, объединённых одним словесным ударением.

Фонетические слова, комбинируясь, образуют речевые такты , из которых складываются наиболее крупные звуковые элементы – фонетические фразы . Фраза представляет собой законченное по смыслу высказывание. Это единица синтаксическая и равна простому предложению. Речевой такт – это часть фразы, которая произносится одним дыхательным толчком. Это интонационно законченная единица. Она отделена от следующего такта паузой. Состоит, как правило, из 3 слов и менее. Речевой такт представляет собой определённую «группировку» членов предложения.

Например: Он не понимал, / почему Женя смеётся//.

Все звуковые элементы – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы – являются предметом исследования фонетики, которая изучает их устройство, образование, признаки, назначение и функцию в речевом потоке.

Предметом фонетики выступает также словесное, фразовое, тактовое, логическое ударение и интонация как особые свойства звуковой речи, понимаемые в качестве своеобразных звуковых элементов.

Все фонетические элементы принято делить на: 1) линейные или сегментные единицы языка; 2) нелинейные или суперсегментные единицы языка.

К линейным относятся материальные звуковые единицы: звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы. Сущность их состоит в их материальности, и в том, что в речевом потоке они последовательно располагаются друг за другом. Два сегмента невозможно произнести в одно и то же время.

Нелинейными (суперсегментными) фонетическими элементами являются все виды ударения и интонация. Их признаки: - нематериальность; -несамостоятельность. Являясь свойством линейных элементов, суперсегментные элементы накладываются на линейные отрезки и существуют вместе с ними.

К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS