Сонорные звуки
- это звонкие cогласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален.
Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки. Состав согласных звуков неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:
[к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
В рождении других согласных доля шума меньше. Это звонкие согласные:
[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’], [з], [з’].
Среди звонких согласных выделяются своей звучностью сонорные
(лат. sonorus -
звучный
), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’]
.
Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’]
.
Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’]
.
Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по мягкости/твёрдости.
Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный звук [й’]
. Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по твёрдости. Cонорный согласный звук [й’]
является непарным мягким.
Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]
не имеют пары среди глухих cогласных. По признаку звонкости/глухости они все непарные. На конце слова в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются. Сравним:
- витязь [с’] - ветер;
- экипаж [ш] - угол;
- завод[ т] - кокон;
- порыв [ф] - гном.
Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:
корк
а, булк
а, кант
ата, ламп
очка
.
Сравните:
- анекдот [а н’ и г д о т] ;
- вокзал [в а г з а л];
- косьба [к а з’ б а].
От других звонких согласных сонорные отличает то, что в их образовании практически не участвует шум. Кроме того, они не имеют пары среди глухих согласных, т.е. являются непарными по глухости/звонкости, и ведут себя по-особому в тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, в частности, на конце слова и в окружении глухих согласных. В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются (сравните: коды — код [к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад’ьна], лампа [л`ампа]).
Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз’ба], слово [сл`ова]). Несмотря на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента, сонорные звуки в русском языке, в отличие от гласных, не способны формировать слог и нести на себе ударение (хотя в других языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью: prst ). Ближе всего к гласным среди сонорных стоит звук [j] («йот»). Между собой сонорные звуки различаются местом и способом образования, а также твердостью/мягкостью.
Фонетика
- это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.
Графика
- это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.
Современный российский алфавит
состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают
: ъ
(твёрдый символ), ь
(мягенький символ).
Гласные и согласные звуки
Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки
. Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.
Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.
1.
Гласные звуки
- это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки
- это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.
а)
Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие
. Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости
: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость
согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].
б)
У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные
[ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные
[ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).
Примечания:
у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
черта сверху обозначает двойной (длинный) звук
. К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные
так: [ван:а] - ванна.
в)
Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими
(к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими
согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости
: [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.
г)
Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими
(непарные гулкие согласные еще именуются сонорными
, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими
. Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].
3.
В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция
. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь
записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение
согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются
. Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:
1. С помощью буквы
ь
(мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.
Примечание.
Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:
а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й
(йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.
2. Средством букв
и,
е, ё, ю, я,
указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].
3. При помощи следующих мягеньких согласных:
винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать
два звука
: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:
сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Не считая того, после разделительного ь
два звука будет обозначать буква и
: соловьи - соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного
в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].
Памятка:
Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры
и звукового состава слова
; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1
.
При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста
. См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.
Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов. 2. Поставьте ударение в слове. 3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках). 4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):
свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Эталоны фонетического разбора слова
(базисный уровень)
Земле - зем-л
з[з"] - согласный, мягенький, гулкий е[и] - гласный, безударный м[м] - согласный, жесткий, гулкий л[л"] - согласный, мягенький, гулкий е[э] - гласный, ударный ---------- 5 букв, 5 звуков Чернеют - чер-н -ют
ч[ч] - согласный, мягенький, глухой е[и] - гласный, безударный р[р] - согласный, жесткий, гулкий н[н"] - согласный, мягенький, гулкий е[э] - гласный, ударный ю[й] - согласный, мягенький, гулкий [у] - гласный, безударный т[т] - согласный, жесткий, глухой. ----------- 7 букв, 8 звуков
См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.
Дополнительно:
Каковы правила российской транскрипции в школе?
Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы? |
В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Например, у звуков, нет мягкой пары, а у и – твёрдой. Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. 5 букв, 6 звуков). Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются. В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в русском. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.
Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Однако не все согласные парные. В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.
Особенность 6. В русском языке есть две буквы, которые не дают никаких звуков. К сонорным в русском языке относятся девять звуков: , . Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. В образовании шумных согласных (, и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей.
Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Эта замена называется озвончением согласного. Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.
В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.
Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки л, м, н, р произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ согласных. Это же одна пара: и! Только мы привыкли, что все согласные из твёрдых переходят в мягкие, если после них стоит ь или йотированная гласная. Эти звуки есть, например, в украинском языке. Что же касается звука, то я не раз слышала мнение, что это вообще не согласный звук, а полугласный. Таким образом видим, что звуки, и являются непарными звонкими, а звуки, и - непарными глухими.
Правильно, . Да и если произнести и потянуть его, то становится слышно, что это ни что иное, как, а эти звуки являются парными. Следовательно, должен быть и звук. А вот глухие и, судя по всему, вообще не существуют. Таким образом мы видим, что наиболее употребимых согласных звуков в русском языке не 36, а 39, или 38 согласных и один полугласный, это уже кому как больше нравится)).
В русском языке согласных намного больше, чем гласных. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком.
Поощряйте достижение компетентности в любом достойном деле. Хвалите и вознаграждайте компетентность всякий раз, когда вы с ней сталкиваетесь. Требуйте высокого качества в любом деле. Критерием для оценки общества является то, можете ли вы, ваша семья и друзья жить в нём, находясь в безопасности.
Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки
Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этом предмете, и он перестанет быть чем-то запутанным и сложным. Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные.
Как это парные? Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. И приведут примеры. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные.
Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Сравнение с гласными звуками. На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Уважаемые коллеги и выпускники! Я приветствую вас на своём блоге)) Хочу сообщить о том, что блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»расширил тематику контента.
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Тоновая составляющая звука является неосновной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й.
Как при образовании всех , при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.
Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя.
Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычнопроходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычнопроходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л"]), и носовые ([м], [м"], [н], [н"])
К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине.
Эти не имеют пары среди . Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в , которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на . В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад"ьна], лампа [л`ампа].
Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных ( [пр`оз"ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать и нести на себе , в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.
Источники:
- Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация.
- сонорные звуки это
Состоит из одного, двух и более звуков, произносимых единовременно на выдохе. В состав каждого слога обязательно входит гласный звук. Любое слово содержит, как минимум, один слог. Чтобы безошибочно его выделить, необходимо знать основные правила слогообразования в русском языке.
Инструкция
Следует знать, что в любом содержится столько , сколько в нем гласных звуков, каждому из которых соответствует одно из буквенных обозначений: "а", "о", "у", "е", "и", "ё", "ы", "э", "ю", "я". В отличие от них согласные звуки не являются слогообразующими. Следовательно, слог может состоять и из одного гласного звука. Однако если слог содержит два и более звука, то он обязательно с согласного.
Гласный звук может не только предваряться, но и заканчиваться или с обеих сторон ограничиваться . Поэтому слог бывает открытым (оканчивается на гласный звук) или закрытым (оканчивается на согласный звук). Обратите внимание на то, что открытые слоги в встречаются гораздо чаще, чем закрытые, которые, как правило, располагаются в конце слова. Если слово состоит из двух слогов, между которыми находится два согласных звука, то, как правило, первый слог остается открытым, а
Фонетика
- это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.
Графика
- это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.
Современный российский алфавит
состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают
: ъ
(твёрдый символ), ь
(мягенький символ).
Гласные и согласные звуки
Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки
. Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.
Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.
1.
Гласные звуки
- это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки
- это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.
а)
Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие
. Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости
: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость
согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].
б)
У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные
[ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные
[ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).
Примечания:
у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
черта сверху обозначает двойной (длинный) звук
. К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные
так: [ван:а] - ванна.
в)
Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими
(к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими
согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости
: [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.
г)
Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими
(непарные гулкие согласные еще именуются сонорными
, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими
. Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].
3.
В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция
. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь
записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение
согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются
. Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:
1. С помощью буквы
ь
(мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.
Примечание.
Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:
а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й
(йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.
2. Средством букв
и,
е, ё, ю, я,
указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].
3. При помощи следующих мягеньких согласных:
винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать
два звука
: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:
сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Не считая того, после разделительного ь
два звука будет обозначать буква и
: соловьи - соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного
в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].
Памятка:
Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
Фонетический разбор слова
Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры
и звукового состава слова
; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1
.
При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста
. См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.
Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):
свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Эталоны фонетического разбора слова
(базисный уровень)
Земле - зем-л
з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
е[и] - гласный, безударный
м[м] - согласный, жесткий, гулкий
л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
е[э] - гласный, ударный
----------
5 букв, 5 звуков
Чернеют - чер-н -ют
ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
е[и] - гласный, безударный
р[р] - согласный, жесткий, гулкий
н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
е[э] - гласный, ударный
ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
[у] - гласный, безударный
т[т] - согласный, жесткий, глухой.
-----------
7 букв, 8 звуков
См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.
Дополнительно:
Каковы правила российской транскрипции в школе?
Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?