Главная - Бетонные лотки
«Патриарх Тихон стоит в ряду величайших вселенских святых. Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? Анафема советской власти

Собор отцов Поместном о собора 1917-18 года
Икона написана в Храме Воскресения Христова в Кадашах

В текущем 2018 году, среди многих, чрезвычайно важных событий столетней давности, мы вспоминаем знаменитую анафему, провозглашенную святым Патриархом Тихоном на Поместном соборе Русской Церкви в январе 1918 года против гонителей Церкви. Анафема эта никогда не забывалась в церковной среде, но в страшные советские времена рассуждать о ней, как о событии, было невозможно. За прошедшие 30 лет появилась большая церковно-историческая литература о Церкви советского периода, где немало упоминаний об анафеме и ее значении.

100-летний юбилей заставляет нас вновь вернуться к этой теме.

Скажем сразу, что Послание об анафеме является одним из важнейших результатов деятельности собора.

По Промыслу Божию, созыв Собора и его деятельность полностью совпали с самыми роковыми событиями русской и мировой истории. И это свыше предопределенное «совпадение» имело важнейшие последствия.

После захвата власти большевиками в октябре 1917 года, обострение отношений новой власти с Церковью нарастало с каждым днем. Неслыханный террор почти мгновенно охватил всю гигантскую страну. К середине января 1918 года бесовское торжество ненависти ко всему православно-русскому стала остро ощущаться не только на соборе, но и повсюду, куда дотягивалась «железная рука пролетариата»…

Происходящие кровавые события вынудили собор поднять свой голос для того, чтобы дать истинную оценку неслыханным потрясениям, в которые были ввергнуты Церковь и вся Россия. Ровно через два месяца после восстановления Патриаршества (в ноябре) обстоятельства вынудили Патриарха ознаменовать обновление деятельности Русской Церкви небывало грозным обращением поистине всемирного значения.

На Крестопоклонной неделе Великого Поста, 19 января 1918 года святой Патриарх Тихон опубликовал Послание, в котором анафематствовал пришедшую к власти в России группу лиц. С формальной стороны, это действие Патриарха Тихона имело под собой церковно-юридическую основу, поскольку в 1869 г. добавили анафему тем, кто дерзает на бунт и измену против православных царей.

Возможность издания такого документа обсуждалась на предварительных совещаниях. Это прямо указывается в деяниях собора. Послание об анафеме не было только лишь собственной инициативой одного Патриарха Тихона. Более того, первоначально предполагалось, что над этим документом будет работать группа участников собора, но потом Патриарх решил взять все составление послания на себя лично. Нет сомнения, что он прекрасно отдавал себе отчет в том, какие последствия вызовет этот документ и хотел оградить от преследований других лиц.

Чтобы определить значение Послания, мы должны посмотреть, как оно было воспринято современниками - прежде всего участниками собора. Послание было впервые оглашено 20 января, на следующий день после его составления, на соборе, в присутствии более ста членов собора и включено в его 66-е деяние. Прежде оглашения Послания, Патриарх в кратком слове обратил внимание всех присутствовавших на враждебную к Церкви позицию действующего правительства: оно, говорит патриарх, «обратило неблагосклонное внимание на Церковь Божию, оно выпустило ряд декретов, которые начинают приводиться в исполнение и нарушают основные положения нашей Церкви». Иначе говоря, лично Патриарх Тихон прямо связывает Послание с политикой нового правительства. Патриарх предлагает обсудить эту ситуацию и соборно выработать позицию Церкви: «как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять». Послание направлено конкретно против декретов и других мероприятий большевиков. Указав все это, Патриарх покинул соборную палату. Сразу после его ухода послание было оглашено архиепископом Тамбовским Кириллом (будущим священномучеником) в присутствии только членов собора. Серьезность положения не допускало присутствия посторонних лиц. Таким образом, основой предложенного Патриархом обсуждения возникших отношений Церкви и государства, явилось его Послание, ставшее, благодаря этому, неотъемлемой частью соборной деятельности. Как и было сказано Патриархом: «Наступающая сессия собора… кроме текущих задач имеет и специальную задачу: обсуждение того, как отнестись к текущим событиям, касающимся Церкви Божией».

Поэтому кратко остановимся на обзоре текста Послания. Оно может быть представлено, как ряд развернутых положений, которые участники совещания должны обсудить и высказаться.

Послание начинается с широко известных, часто цитируемых слов: «Тяжелое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле, гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово». Значение этой фразы в том, что она является возвещением всему православному народу от имени Главы Церкви о впервые начавшемся на Руси преследовании веры. Сразу определяется цель гонителей: «погубить дело Христово». Те, кто этим занимается, есть, по смыслу, слуги антихриста. Гонение далее вполне точно называется «жесточайшим», хотя все только еще начиналось. В Послании указывается, что гонение воздвигли «явные и тайные враги Церкви». Кто были явные враги, понятно из публичных слов Патриарха о действиях правительства, приведенных выше, но упомянуты еще и тайные враги. Кто они - не раскрывается, но почему-то Патриарх решил указать, что таковые существуют… Патриарх указывает, в чем уже выразилось это гонение и обращается к гонителям с необходимым, по завету Апостола, «грозным словом обличения и прещения». Их он грозно именует «извергами рода человеческого». Они - «безбожные властелины тьмы века сего». Это - самые крайние выражения, какие можно употребить в церковном документе, причем речь идет именно о действующей власти. То, что творят эти изверги, дела которых только-только начинались - не просто жестокое дело, но «дело сатанинское». Здесь все сказано в самом прямом и бескомпромиссном смысле: они - прямые слуги сатаны. Они наказываются, говорит Патриарх, огнем геенским в вечной жизни, а также,- указывает он,- они подлежат «страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной». Слова эти - не риторика, поскольку они являются частью официального документа, предложенного собору и затем собором одобренного. Это продуманные, точные и окончательные определения. Авторитетом духовного Главы православного народа России проклятие уже произнесено, и притом «страшное», от имени будущих поколений. Таким образом, Патриарх Тихон своим Посланием обращается и к потомству с несомненной уверенностью, что оно присоединится к объявленным им прещениям. Он предупреждает потомков, что с этими гонителями не может состояться никакого примирения, поскольку они не будут каяться.

В период гонений, который оказался более длительным, чем, очевидно, ожидали современники, какие-либо свободные высказывания в пределах исторической России были невозможны. Однако Патриарх Тихон в нем обязал потомков занять определенную позицию по отношению к этим разрушительным силам.

Анафематствование соединено с запрещением приступать к Тайнам Христовым, на что также указано в послании, то есть относится только к лицам христианского происхождения, поскольку лишенные благодати крещения без того подпадают проклятию по своим кровавым делам. Определение новых «властелинов тьмы», как слуг сатаны, также по сути есть проклятие.

Слово «анафема» означает отнятие благодати, что по смыслу и есть проклятие. В данном случае указано на свидетельство о наказании в вечной жизни, но проклятие как таковое, в этом и заключается, в соответствии со словами Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25,41). Оно упомянуто, хотя предоставлено в более прямом смысле лишь потомкам, как грядущее подтверждение вечности этого крайнего отлучения. Но об отлучении будет вновь сказано несколько позднее, в Послании о голодающих и об изъятии церковных ценностей в 1922 г.

Здесь в анафематствовании, очевидно, имеются в виду не только властелины, но и многочисленные погромщики русского происхождения, которые анархически по всей стране уже захватывали и грабили Церковь, и вообще все, но не только они.

«Безбожные властелины тьмы века сего», согласно Послания, есть вполне конкретные носители реальной на тот момент власти, которую они захватили. Слово «властелины» подразумевает прямо власть тех, кто издавал антицерковные и в целом антинародные декреты, на что указал патриарх во вступительном слове. В Послании прямо указано: «Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святою Церковью Православной». Это - власть, воцарившаяся в России с октября 1917 года. Она состояла в тот момент из лиц разных национальностей, не все принадлежали к православной Церкви по происхождению, однако, тем не менее в основном это были крещеные люди и потому они попадали в целом под анафему. В списке лиц, вошедших в состав первого советского правительства - так называемого Совета народных комиссаров, в основном, числятся лица русского происхождения, и почти все они принадлежат к партии большевиков, отчасти левых эсеров. Другая, влиятельнейшая группа лиц - еврейского происхождения, в новых властных структурах были также грузины, армяне, латыши и прочие; но среди них было много лиц, крещеных в детстве. Общая ситуация гонения на Церковь целенаправленно развивалась именно партией большевиков.

Таким образом, послание объявляет всем о наступившем периоде гонений, обличает советскую власть в многочисленных преступлениях, предупреждает ее носителей о вечных муках, анафематствует и предупреждает о грядущем проклятии от потомков, отлучает от святого причастия и церковного общения лиц крещеных, призывает православный народ и иерархию к защите святынь.

Сразу за оглашением Послания последовало его обсуждение участниками совещания. Это обсуждение - интереснейший материал, свидетельствующий о восприятии современниками происходившего. На заседании выступило восемь человек с достаточно пространными речами, в основном, серьезного аналитического характера. Все выступавшие безусловно поддержали Послание. Обсуждение продолжалось и на последующих заседаниях. Было высказано немало мыслей в обоснование и развитие положений Послания.

Так, по словам протоиерея И.В. Цветкова, «самое сильное место в послании Патриарха - анафематствование врагов родины и Церкви и запрещение входить с ними в общение… но все-таки оно требует объяснений… я высказался бы, что анафематствованию подлежат власти, ныне существующие…» (п.44). Проф. И.М. Громогласов (будущий священномученик) говорил о необходимости соборной поддержки деяния Патриарха. Епископ Селенгинский Ефрем (священномученик) среди прочего, указал на вину духовенства, он также прямо указал на «букет большевизма», «против которого в существе и направлено послание Святейшего патриарха». (п.52). С этим очевидным фактом никто не спорил.

В результате обсуждения Собор принял свое постановление, одобряющее Послание Патриарха. Это постановление или, по тексту, Определение, было составлено специально созданной при Соборном Совете комиссией. На заседании 22 января текст Определения был доложен Собору протоиереем А.П.Рождественским и принят по предложению председательствующего митрополита Арсения Новгородского. Оно было незамедлительно опубликовано 7(20) февраля 1918 г. в «Церковных ведомостях» №5, на с.24: и, таким образом, сразу стало всеобщим достоянием. Это документ, озаглавленный: «Постановление Священного Собора от 22 января 1918 г.». Текст опубликован был и в деяниях собора (деяние 67, пункт 35-37).

Также Послание было разослано по приходам и зачитывалось священниками. Оно вызвало много откликов, некоторые из них были включены в соборные деяния.

Как мною уже было отмечено, Собор именует Послание Патриарха «духовным мечом» «против тех, кто совершает непрерывные надругательства над святынями веры и совести народной». Необходимо отметить и следующую фразу Определения: «Священный Собор свидетельствует, что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской, внемлет его призыву и готов жертвенно исповедывать веру Христову против ее хулителей». Итак, собор полностью принимает послание - в полнейшем единении с Патриархом - то есть в части анафематствования, обличения, грозных предупреждений и остального. Свою выраженную здесь готовность на исповедание веры участники Собора реально подтвердили: почти все из них были позднее замучены и ныне причислены к Лику святых.

Это важно, потому что признание Поместным Собором анафемы Патриарха означает, что анафему, наложенную на «безбожных властелинов тьмы века сего» - партию большевиков, их последователей и им подобных, отменить никто не может. Она наложена навеки и ей подлежат все последователи, преемники большевистской идеологии, а также все гонители, грабители и погромщики Церкви, даже без всякой идеологии, как церковные воры. «Церковная татьба» всегда считалась одним из тяжелейших грехов, и виновный всегда подвергался церковному отлучению, но никогда этот грех не достигал такого всеобщего масштаба.

Многие члены собора считали, что этих документов недостаточно. И они были правы, поскольку агрессия нарастала. Уже 25 января собор принял новое Постановление в ответ на советский декрет об отделении Церкви от государства, Этот ответ в деянии Собора назван «историческим». Документ составлен в духе патриаршего Послания об аафематствовании «властелинов тьмы», являясь его реальным продолжением. Постановление анализирует декрет, вскрывает его антирелигиозный смысл, именует его «сатанинским». Собор заявляет, что декрет «имеет вид закона, но на самом деле представляет собой… злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения». Констатируя это, собор напоминает, что «Бог поругаем не бывает», призывает православный народ к сплочению и выражает уверенность в том, что «совершится праведный суд Божий над дерзновенными хулителями и гонителями Церкви» (деяние 69, пп.21-23).

В следующем документе - Постановлении собора по поводу декрета «о свободе совести» - собор выступает в том же духе и прямо напоминает о Послании Патриарха от 19 января, где он призывает народ к подвигу. При этом собор предполагает продолжение гонений и указывает, что если не будет народного сопротивления, «то ведь Русь святая православная обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную…». Последующая история полностью подтвердила правоту этих документов, а большинство участников собора стали мучениками за веру. Упоминание «земли антихристовой» также представляет немалый интерес. Собор, во-первых, в принципе допускает такую вероятность в будущем; во-вторых, он, со всей очевидностью разумеет под нею территорию глобального, всестороннего гонения на христианство; и в-третьих, Собор призывает народ не допустить на Руси господства антихриста. Собор, конечно же, не собирался утверждать, что пришел антихрист в прямом смысле. Но вся деятельность «властелинов тьмы» вполне согласовывается с православным учением об антихристе: у него будут свои «предтечи», к которым сбор и относит большевиков. Действительно, новые властелины уже мечтали о всемирной власти: уже готовились революции в других странах, проектировалась «всемирная (!) республика советов» и т.д. Но для этого зверь еще не обладал достаточной силой…

Такими образом, Послание Патриарха Тихона об анафематствовании явилось важнейшим первичным документом, определившим дух и характер необходимой в сложившихся условиях цепочки соборных выступлений против сил, впервые в истории развязавших беспощадную антицерковную войну подобного масштаба. Это Послание является центральным в группе документов, в которых последовательно и всесторонне анализируются антихристианские действия новой власти, дают ей вполне точную и окончательную оценку. Именно в этих документах собор выполнил одно из своих главных предназначений: предупредить русский народ и все человечество о небывалой доселе угрозе прямой антихристовой власти, о наступившей новой эре так же небывалого противостояния Церкви и сил зла. Послание об анафеме и примыкающие к нему документы исполнены пророческого гнева и пафоса, и в этом их значение.

В 1923 году Патриарх Тихон заявил, что «отныне он не враг советской власти». Конечно, он как и вся Церковь не были врагами какой-либо власти, лишь сама земная власть может быть врагом Церкви.

Завещанное потомству от Патриарха Тихона и Собора 1917-1918 гг проклятие врагов Церкви получило, действительно, свое реальное воплощение в новой анафеме, провозглашенной Собором зарубежной Церкви в 1970 году. В этом определении персонально назван Владимир Ленин, а также прочие гонители. Новым также является указание на убийство Помазанника Божия - Государя Николая 2-го.

Приводим выписку из текста:

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей

Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:

1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:

Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовы Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.

Хор поет трижды: анафема.

Русская Церковь Московского Патриархата никак не выступала по поводу этого анафематствования, находясь тогда в плену безбожной власти. Но обе части Церкви воссоединились в 2008 году, взаимно признав законность

всей церковной деятельности обеих сторон.

разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем ») и утверждённоеПоместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князьДмитрий Донской , анафематствованный законнымКиевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемыпрославлен в лике святыхПоместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольскимАфинагором и папой римскимПавлом VI в1964 году вИерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

К чему всЁ это? а вот к чему:


и вот к чему:

Анафематствование Ленина и Сталина.

Мало кому известно, что в 1970 году Русская Православная Церковь Заграницей анафематствовала Ленина и иже с ним.

Вероятно, еще менее известно, что в 2010 году церковное сообщество митроп. Антония (Орлова) анафематствовало также Ленина и Сталина.

Текст анафемы 1970 г., приводимый ниже, поясняет причину, вызвавшую это церковное мероприятие, а именно протест против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина.

Вторая анафема 2010 года фактически копирует первую, причем, против всякой логики, сохранив в постановлении провозглашение вечной памяти Царю-Мученику и иже с ним, тем временем уже прославленным!

В обоих случаях ссылка делается на анафему Патриарха Тихона, которая, без указаний лиц, касалась всех «безумцев», творящих «поистине дело сатанинское»: «Властью, данную нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Произнесение анафемы с церковного амвона на Ленина и Сталина ставит, однако, вопрос о несовместимости с благочестием озвучения в святом месте зловонных слов.

Анафема 1970 г.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей
19 декабря 1969 г./1 января 1970 г.

Имели суждение: О заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рожденія Ленина. Председателем Архиерейского Синода было уже направлено соответствующее письмо Президенту США с просьбой заявить решительный протест против этого празднования. Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин, мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения.
Постановили: Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасеніи нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:
1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасеніи державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:
Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовыя Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.
Хор поет: трижды анафема.
3. Возгласит Вечную Память:
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, убиенному Благочестивейшему Царю-Мученику Николаю Александровичу и всем с ним убиенным, Святейшему Патриарху Тихону, убиенным митрополитам, архиепископам, епископам, священнослужителям, монахам и монахиням, воинам и всем православным людям от безбожной власти убиенным и умученным и сотвори им вечную память,
Хор трижды: Вечная память.
и 4. Возгласить Многолетие:
Православному Епископству гонимыя Церкве Россійскія и господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Филарету, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоіерарху Русскія Зарубежныя Церкве, и господину нашему (имярек Епархиального Архиерея), страждущей стране нашей Россійстей, всем подвизающимся за Православную Веру и Отечество и всем русским людям в порабощенном безбожниками Отечестве и в разсеяніи сущим, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе и спасеніе, на враги же победу и одоленіе и многая лета.
Хор трижды: Многая лета.
О чем с приложением текста вышеозначенного молебна, а также и текста послания Святейшего Патриарха Тихона, послать циркулярный указ всем Преосвященным и настоятелям церквей, непосредственно Председателю Архиерейского Синода подчиненных.

Председатель Архиерейского Синода
Митрополит Филарет
Секретарь: Епископ Лавр

Указъ № 107. 9/22 января 1970 г.

Анафема 2010 г.
Российская Православная Церковь
УКАЗ - Февраль 6/19/2010

1. Вь Нед ѣ лю 1- ю В е ликаго Поста 8 / 21 февраля 2010 года в о всѣх ъ храма хъ Россійской Православной Церкви во отечеств ѣ и за рубежомъ огласить Пос ланіе Святаго П а тріарх а Тихона отъ 1918 года объ отлученіе большевиковъ.

2. Посл ѣ отпуста молебна возгласить анафему Владиміру Ленину, I осифу Сталину и всѣмъ гонителямъ Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святѣйшимъ Патріархомъ Всероссі и ским ъ Тихономъ въ 1918 году, по следующей формѣ:

ВЛАДИМИРУ ЛЕНИНУ, I ОСИФУ СТАЛИНУ И ПРОЧИМЪ ГОНИТЕЛЯМЪ ХРИСТОВЫ ЦЕРКВЕ, НЕЧЕСТ ИВ ЫМЪ ОТСТУПНИКАМЪ, ПОДНЯВШИМЪ РУКИ ПА П ОМАЗАНИКА БОЖ I Я, УБИВАЮЩИМЪ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ПОПИРАЮЩИМЪ СВЯТЫНИ, РАЗРУШАЮЩИМЪ ХРАМЫ БОЖІИ, ИСТЯЗУЮЩ ИМЪ БРАТ I Ю НАШУ И ОС К ВЕР НИВШИМЪ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, АНАФЕМА.

Хоръ поетъ: трижды Анафема.

3. Возгласить В ѣ чную Память :

Во бляженпомъ ус п ені и Вѣчн ый покой подаждь Господи, усопшимъ рабо мъ Твоимъ, Убіенному Благочестивѣй ш ему Царю Мученику Николаю Александровичу и всѣмъ съ нимъ убіенн ымъ , Святейшему Па тріар х у Тихону, Убіеннымъ М и трополитамъ, Архіепи с копамъ, Епископамъ, Священнослужителямъ, Монахамъ и Монахинямъ, Войнамъ и всѣмъ православнымъ людямъ отъ безбожной власти убі еннымъ и ум у ченн ымъ за Вѣру, Царя я Отечество и сотвори имъ В ѣ чную Память .

Хоръ поет ъ : трижды В ѣ чная Память .

4 . Многол ѣ тіе :

Православному Епископству гонимой Церкви Россій скія и Господину Нашему Высокопре ос вяще н нѣй ш ему Антонію, Первоіерарху Россійской Православной Церкви, и Господину нашему /имя рекь Епархіял ь наго Архіерея/, страждущей странѣ нашей Росс ій стѣй, вс ѣ мъ подвизающимся за православную вѣру и отечество и вс ѣ мъ русскимъ людямъ въ порабощенномъ безбожниками отечеств ѣ и въ разсѣяніи сущи мъ , подаждь Господи, благоденственное и мирное жи ті е , здравіе и спасені е , на враги же побѣду и одолѣ ні е и многая лѣта .

Хоръ поетъ трижды: Многая Л ѣ та.
Председатель Архіерейскаго Синода
+ Митрополитъ Антоній

Печатается с сайта Заметки на полях http://his95.narod.ru

Смиренный Тихон, Божею милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе пастырям, архипастырям и всем верным чадам Православной церкви Российской.

Да избавит нас Господь от настоящего века лукавого (Гал.,1, 4).

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христа о любви к ближним: ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному, все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и с беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны, и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.). Все сие преисполняет сердце наше глубокой болезненной скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения по завету Св. Апостола: "Согрешивших перед всеми обличай, да и прочие страх имут" (1-е Тим., 5, 20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенны в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властям, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Гонения воздвигнуты на святую церковь Христову: благодатные таинства, освещающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующими обители святые (как Алексавдро-Невская и Пачаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства церкви Православной и подготовлявшие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности. Имущества монастырей и церквей Православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа.

И,наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей.

Враги церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопоставьте им силою веры вашего всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной. А если нужно и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Св.Апостола: "Кто не разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или глад, или нагота, или беда, или меч? (Рим. 8, 35)".

А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попранных ныне прав церкви Православной, немедленно устройте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброй волей становиться в ряды духовных борцов.которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование самого Божественного крестоносца: "Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ея".

Патриарх Московский и всея России Тихон
Церковные ведомости. 1918. N 2. С. 11-12.

Выверено по изданию: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993.

ключевые слова: тихон, русский вопрос, анафема, церковь, антиэлита, детандемизация

Не мешало бы ещё анафематствовать тандем и курилла в купе с выше перечисленными господами самим РН в качестве искупления и причащения, - жертва так сказать...

http://pisma08.livejournal.com/191289.html - про кобу
о роли Собора 1917 года в восстановлении церковного уклада, позволяющего эффективно функционировать ряду церковных институтов и уровней церковной жизни с коллегой более внимательно прочитали материалы этого собора и увидели послание Св. Патриарха Тихона от 19 января 1918 года и официально одобренное 22 декабря 1918 года Собором - с чётким определением "анафема" и указанием на кого она распространяется. Так и не смогли найти информации каково же состояние на данный момент - анафема снята? Не видел постановлений более поздних Соборов о её снятии (плюс к этому я так понял есть ряд обязательных условий для её снятия).
Соответственно преследует ощущение шизофреничности ситуации, с одной стороны канонизированы новомученики с другой стороны не было какого-то публичного общенародного покаяния за дела предков (с учётом "Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной").
Так и будем жить с этой анафемой и одновременно гордиться "великим прошлым"?

"Анафематствованием большевиков" этот документ назвали публицисты и комментаторы. В тексте Послания большевики не названы по имени. В самом документе речь идет о гонителях Церкви. Но и члены Собора, и власти прекрасно понимали, что речь идет именно о большевиках. Но с формальной точки зрения анафематствованы не большевики, а гонители. С гонителей ни один собор снимать анафему не будет.
НО. К раскольническим соборам это не относится. Анафематствование снял обновленческий собор 1923 г. (официально он назывался Поместный собо Русской православной Церкви 1923 г.). На заседании 3 мая 1923 г. была принята такая резолюция: "Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы - методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех ее признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы"
Следующий пункт этого решения лишал патриарха Тихона сана и монашества...
Так что раскольники эту анафему сняли. Но к Православной Церкви это решение отношения не имеет
Материалы этого раскольнически-еретического собора были изданы в 1923 г.

Как-то так и предполагал что по формулировке анафемы её отменить практически невозможно. Совершенно логично что она относится не только к большевикам, но и к самому советскому народу (просто на слуху она именно такова и ряд тенденциозных публицистов её пытаются исказить до некого политического инструмента - на чём основано много спекуляций и обвинений РПЦ в политической ангажированности)

http://kuraev.ru/smf/index.php?action=printpage;topic=432065.0

В 2015 году Русская Церковь отпраздновала сразу два юбилея : 1 февраля – 150-летие со дня его рождения, а 7 апреля – 90-летие со дня его кончины. Патриарх Тихон провел церковный корабль сквозь кровавую бурю антицерковных гонений, инспирированных безбожными вождями коммунистического режима, захватившего власть в многострадальной России.

Патриарх Тихон – один из самых почитаемых святых нового времени – он имеет три дня памяти в году: 26 сентября / 9 октября – прославление, 25 марта / 7 апреля – преставление, 5/18 ноября – избрание Патриархом Всероссийским . Но, несмотря на многолетнее изучение жизни и служения Патриарха Тихона, до сих пор существует множество белых пятен в его биографии.

Накануне празднования Актового дня ПСТГУ 18 ноября о проблемах изучения жизни и служения Патриарха Тихона, о его почитании, образе святости и месте в истории России мы попросили рассказать руководителя крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников в Русской Церкви НИО НИПЦ ПСТГУ, ректора Православного Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева .

Патриарх Тихон как величайший вселенский святой

– Отец Владимир, какова роль личности святого Патриарха Тихона в истории Русской Церкви и истории России?

– В этом году исполнилось 90 лет со дня кончины святого Патриарха Тихона, которая случилась в день Благовещения Божией Матери – 7 апреля 1925 года. Он скончался в больнице Бакуниных, недалеко от Зачатьевского монастыря на Остоженке. Когда он умер, у всех возникло подозрение, что его отравили. Хотя потом много раз писали, что «не было отравления», он умер «просто от сердечного припадка», но, тем не менее, версия отравления не снимается, она очень вероятна. Эту версию еще никто не проверял. Не знаю, можно ли это проверить, но попыток сделать расследование не было. Если это отравление, то Патриарх Тихон должен быть назван священномучеником. Если это смерть от сердечного приступа, то все равно это смерть исповедника.

Святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь и прошел семь лет Патриаршего служения как настоящий крестный путь, путь на Голгофу. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался 60 лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь.

Сегодня, оглядываясь на историю ХХ века, мы можем сказать, что Патриарх Тихон является одним из самых великих русских святых и, безусловно, стоит в ряду величайших вселенских святых. Его избирал самый удивительный Собор в истории Русской Церкви.

– Напомните, пожалуйста, как это избрание происходило.

– Собор 1917 года готовился 11 лет. Делегаты избирались демократическим способом, без политического давления. Он был очень представительным – более 500 делегатов.

Патриарха избирали также удивительным образом. Сначала избрали 28 кандидатов. Потом из них выбрали трех, набравших больше всего голосов. Потом из Успенского собора Московского Кремля принесли Владимирскую икону Божией Матери. Кремль тогда уже заняли коммунисты, поэтому там служить было нельзя, и икону принесли из Кремля в храм Христа Спасителя. В храме служил Литургию священномученик Владимир (Богоявленский) – первый священномученик среди епископов-новомучеников. После Литургии и специального молебна перед Владимирской иконой старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий с именем Патриарха Тихона. Здесь соединились активное участие народа и воля Божия.

Возглавлял Церковь в годы самых страшных в мировой истории гонений на христиан. Мы можем с полным основанием сказать, что Патриарх Тихон стал во главе воинства новых мучеников.

Сам он претерпевал гонения с первых дней своего патриаршества.

– Не могли бы вы привести какие-нибудь малоизвестные эпизоды гонений?

– Однажды Патриарху сообщили, что из Петрограда едет целый вагон матросов, чтобы его арестовать, и просили уехать из Троицкого подворья, где он жил до 1922 года. Это было вечером, когда Патриарх Тихон ложился спать. Он выслушал и ответил: «Никуда я не поеду». Матросы утром приехали, вышли на перрон, посовещались, сели в вагон и поехали обратно. Сам Бог хранил Своего святителя.

Все знают исповеднические послания Патриарха Тихона большевикам, знают его послание с анафемой творящим беззакония большевикам. Своими посланиями он старался защитить Церковь от гонителей, от разбоя. В 1922 году он был арестован. Его допрашивали в суде. Сохранилась брошюра этого допроса с его собственными пометками. Потом был год строгого заключения в Донском монастыре. Оттуда его возили на допросы на Лубянку. Некоторое время он провел в лубянской тюрьме. Об этом мало известно.

Политбюро вынесло Патриарху Тихону смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение

Политбюро вынесло ему смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение. Приговор не был приведен в исполнение, потому что нарком иностранных дел Г. Чичерин убедил Политбюро в том, что убийство Патриарха Тихона не будет выгодно советской власти. Весь христианский мир – в Европе и Америке – встал на защиту Русского Патриарха. «Заграница» грозила, как теперь говорят, экономическими санкциями. Было решено не расстреливать Патриарха, а вместо этого потребовать от него покаянное письмо. Получив желаемое, его отпустили.

– Не был ли такой поступок проявлением, скажем так, слабости?

– Патриарх Тихон, конечно, никакими способами не мог узнать, что происходило в верхних эшелонах большевистской власти, ведь он был в заключении. Как поступают христиане в таких случаях? Они спрашивают волю Божию. Охранники, которые сторожили его, записывали в своих дневниках: «Всем хорош старик, только молится всю ночь напролет». Он молился, и Господь научал его, как поступать. Патриарх Тихон согласился подписать компрометирующее его «покаянное письмо».

Когда его выпустили, то мгновенно рухнула провокационная деятельность «Живой церкви». Огромное количество народа поняло, что происходит, перестало ходить в живоцерковные храмы и вернулось к Патриарху Тихону. Духовенство, перешедшее на сторону живоцерковников, стало приходить к Патриарху Тихону с покаянием. Авторитету Патриарха в народе его «покаянное письмо» не повредило. Народ знал, что Патриарх Тихон – святой человек.

Большевики арестовывали ближайших подвижников святого Патриарха, заключали их в тюрьмы, отправляли в ссылки, некоторых расстреляли. На его глазах закрывали храмы, монастыри, духовные школы, отнимали святыни, вскрывали мощи. Многие архипастыри не находили в себе мужества и пытались «договориться» с советской властью, идя таким образом против главы Церкви. Патриарху Тихону порой приходилось одному противостоять советскому гонению и искать для Церкви правильный путь.

Еще при жизни советские газеты без конца клеветали на Патриарха Тихона, унижали его и издевались над ним. Когда он умер, то от его имени издали фальсифицированное «завещание». Но никто не поверил в эту фальшивку. Те, кто знал Патриарха Тихона, верили, что это святой человек. Народ верил ему безгранично, верил в него как в своего святого. Патриарх Тихон обладал нравственным авторитетом, который оказался необыкновенно мощной силой, сплачивающей Церковь, духовенство, весь русский народ.

Когда Патриарх Тихон скончался, начались еще более тяжелые времена для Церкви. Отсутствие духовного вождя произвело тяжелые последствия. После его смерти советская власть начала подбирать угодных себе людей, которые бы заняли патриарший пост. Пока Патриарх был жив, можно было его арестовать, но скомпрометировать его было невозможно: народ верил в него.

Можно с полным основанием говорить о мировом значении подвига Патриарха Тихона. ХХ век – тяжелейшая эпоха в истории человечества, когда материализм, атеизм, коммунизм стали распространяться по всему земному шару, как эпидемия чумы, когда везде стали происходить революции и антихристианские гонения. Наука утверждала, что Христос – это легенда, миф, что Его вообще не было. И в это время является гигант христианской веры! Настоящий христианин, который являет образ христианской святости на высочайшем Патриаршем престоле! На свещнице, которую видит весь мир, воссиял огонь исповеднической веры, прославляющей Отца нашего Небесного.

Патриарх Тихон – это образ православного святого, который один противостоит урагану кровавого зла: революции, гражданской войне, массовому насилию, расстрелам, убийствам. Его самого грозили убить и несколько раз подсылали убийц. Он не бежал от смерти.

Единственное, что ему было дорого, – это служение Церкви. Он понимал, что Господь поставил его как маяк, который должен светить во тьме и указывать путь Христов.

Его послания являются святоотеческими поучениями всем христианам на все оставшиеся века.

– В чем еще значение деятельности Патриарха Тихона?

– Патриарх Тихон, как все святые люди, был внутренне очень свободным. Он благословил и тем самым узаконил, как Патриарх и как святой, частое Причащение святых Христовых Таин. Он звал к этому народ. Это благословение имеет для нас особое значение.

Он благословил на подвиг исповедничества и мученичества. Он своим примером показал, как Церковь может победить самую страшную, невероятную силу зла.

Он показал, что Церковь может управляться святыми епископами, даже будучи лишена административных форм. И ее жизнь, будучи бедственной с внешней стороны, является необыкновенным примером веры. Церковь призвала этих святых. Коммунистические гонения в этом смысле – самая светлая страница в истории христианской Церкви. Когда еще были явлены такие сонмы святых? И возглавлялись они Патриархом. Воины Христовы шли под его омофором. Это уникальное явление в истории.

Если посмотреть на нашу историю в масштабе истории Вселенской Церкви, то перед нами предстанет ужасающая картина духовной войны, когда гонения совершаются не в какой-то отдельной области, куда приехал император и устроил местный погром. Нет, гонениям была подвергнута необъятная страна – самая большая страна в мире. В России вся Церковь была объявлена вне закона. И не на время, а с целью полного уничтожения Церкви. Весь епископат был подвергнут репрессиям. Почти все священники были убиты или посажены. Перед войной в России на свободе осталось всего несколько епископов и порядка 100 священников.

Но Церковь доказала, что не является земной организацией, которую можно закрыть или истребить, она – живое Тело Христово. Оказалось, что она не связана ни с какими земными формами. Можно разрушить все земные формы ее жизни, но она от этого не делается слабее. На смертельное гонение она отвечает исповедническим подвигом, святостью и побеждает.

Если представить полотно, получилась бы битва добра и зла, праведников и грешников, на этой картине во главе воинства в числе вождей, вслед за Христом и ангельскими силами, идет Патриарх Тихон и ведет за собой армию. Дух победного противостояния на крестном пути нам являет Евангелие. Это христиане, которые взяли крест и пошли за Христом. Их оказались сотни тысяч. Патриарх Тихон является символом эпохи, являющим образ церковного подвига.

Наш Патриарх

– А какие черты личности Патриарха Тихона особенно важны для нас?

– Те, кто знал Патриарха Тихона, свидетельствовали, что он был человек невероятного смирения, кротости и любви. Он был совершенно простым. Ему не был присущ пафос. Он был прост в жизни, в обхождении с окружающими. Я так говорю, потому что мой дедушка знал его. Он был московским благочинным и входил в Епархиальный совет при Патриархе Тихоне.

Был в Сергиевом Посаде (тогда его называли Загорском) замечательный старец отец Тихон Пелих, настоятель Ильинского храма за Троице-Сергиевой Лаврой. Он родился в крестьянской семье, был отдан в армию. Вот его собственный рассказ. В солдатской шинели он добрался до Москвы и пришел в храм на службу к Патриарху Тихону. Он был молоденьким парнишкой, голодным и холодным. Он рассказывал: «Я сам не знаю, как я оказался в алтаре. Какая-то сила меня привела, подтолкнула к Патриарху Тихону. Я не знал, что сказать. Подошел под благословение. Патриарх ласково спросил: “Как тебя зовут?” Отвечаю: “Тихон”. Он говорит: “И меня – Тихон”. Дальше ничего не помню, только иподиаконы за полы шинели вытащили меня из алтаря». Все, кто соприкасались с Патриархом Тихоном, освящались благодатью и любовью.

Непередаваемо, как люди любили Патриарха Тихона. Когда он приезжал служить в какой-нибудь подмосковный городок, там останавливались фабрики и заводы, все рабочие выходили встречать Патриарха Тихона и не работали, пока он не уедет. Его святость, любовь, преданность воле Божией сплотила христиан, помогла выстоять против страшной агрессии темного мира.

Часто нас спрашивают: почему мы выбрали Патриарха Тихона покровителем нашего университета? Ученый совет сделал такой выбор, потому что Патриарх Тихон явил нам подвиг, которым должна идти Русская Церковь в последние времена, потому что он своим подвигом обновил православную жизнь в России.

В тот момент совершались революции, были обновленцы, проводившие реформы для обновления Церкви, чтобы создать «Живую церковь». Но «обновил» церковную жизнь Патриарх Тихон, снова явив святость Церкви, архипастырский подвиг. Это – главный путь обновления. Он не мог осуществить намеченные Собором реформы, но возродил дух первых христиан, готовых отдавать свою жизнь Богу, отстаивать христианскую веру до смерти. Это дух нужен и нам. Наше время очень непростое, агрессия тьмы не ослабевает. Противостоять этой агрессии мы можем, вдохновляясь подвигом святых. Мы выбрали Патриарха Тихона своим покровителем, чтобы его молитвами верно служить Церкви и воспитывать новых служителей Церкви.

Чтобы было верное понимание истории

– Члены Церкви понимают, что центр истории России – это история Церкви. Но в светской истории России Патриарх Тихон почти не известен. Это сильно искажает представления о своей истории у русского народа. Я учился в школе после падения Союза, но даже тогда в учебниках не было ни слова про Патриарха Тихона. Как нам преодолеть эту завесу и обратить внимание соотечественников на жизнь и служение Патриарха Тихона и историю Церкви?

Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны у раки с его мощами

– Это нелегко сделать, потому что историю Церкви многие стараются всячески замалчивать. Но, думаю, заставить забыть о Патриархе Тихоне не удастся. Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны , как служат в Троице-Сергиевой Лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского. Народ пойдет в Донской монастырь.

Святой антикоммунист?

– Не так давно мы стали свидетелями гримасы истории: глава Компартии Г. Зюганов направил открытое письмо патриарху Кириллу о том, что, по его мнению, нужно «покончить с антисоветизмом». Патриарх Тихон в свое время издал анафему советской власти. Что означает эта анафема?

В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет

– В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет. Там говорится, что анафематствуются беззаконники, совершающие злодеяния, выступающие против Церкви, погромщики храмов, убийцы и так далее. Не думаю, что ее можно конкретизировать против членов сегодняшней Компартии. Сегодняшняя Компартия, кажется, не имеет в своем уставе такого воинствующего атеизма, как раньше. Я бы не стал понимать эту анафему так расширительно.

– Что для вас лично значит Патриарх Тихон?

– Я знал о Патриархе Тихоне с раннего детства, потому что он очень почитался в нашей семье. Мой дед с ним лично общался. У нас сохранилось как святыня пасхальное яичко, подаренное Патриархом Тихоном моему дедушке. Сохранился целый ряд документов, подписанных Патриархом Тихоном.

Я знал одну старушку, которая в юности страдала страшной эпилепсией: 18 припадков в сутки. Тогда она была девушкой, неверующей в Бога. В ночь своей кончины Патриарх Тихон ей явился и благословил ее. Она исцелилась и стала глубоко верующим человеком. Таких свидетельств о святости Патриарха Тихона очень много. Для меня он был святым еще до его канонизации. Я ходил к его гробнице в Донской монастырь. Особенно много узнал о нем от Михаила Ефимовича Губонина, который сам прислуживал в алтаре на службах Патриарха Тихона, глубоко чтил его и собрал множество документов о его жизни.

Святейший Патриарх Тихон предал анафеме большевиков за то, что «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

13(26) окт. 1918.Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров “Все, взявшие меч, мечом погибнут”. (Мф. 26, 52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя “народными” комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7.9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир “без аннексий и контрибуций”. От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что “больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои” (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве “заложников”, этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюционности”. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей? Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализаций, — вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем “буржуев” грабили людей состоятельных; потом, под именем “кулаков”, стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу...

Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семья, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен;печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи. “И что еще скажу. Не достанет мне времени” (Евр. XI, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка — “Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их” (Ис. 59, 7). Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься “столп злобы” вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости Наших обличении.

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS