Главная - Очистка воды
Система гос и мун управления. Соц-пр и организ принципы управления. Плюсы работы во властных структурах. Работа в частной корпорации

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти - главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях - федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями - федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда - старшую и младшую.

Отличительный признак госслужбы - возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях - помощников).

Факты о муниципальной службе

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти - администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина - в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Сравнение

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая - на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе - и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов - данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Таблица

Муниципальная служба Государственная служба
Что общего между ними?
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим
Схожие принципы классификации должностей
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим
В чем разница между ними?
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Является видом деятельности граждан в государственных органах власти - на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена - норма для муниципальной службы Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего

Во второй день работы Х Гайдаровского форума, 16 января, состоялась экспертная дискуссия, посвященная совершенствованию управленческих программ для государственных и муниципальных служащих. В России все больший интерес вызывают программы Master of Public...

10 декабря 2018 года в 18:00 отделение Управления проектами и программами ИГСУ проводит мастер-класс «Проектное управление как инструмент современного государственного и муниципального управления» для студентов магистратуры всех форм обучения.Мастер-класс проводит мэр...

24 и 25 ноября 2018 года в Гостином дворе проходила 48-я Московская международная выставка «Образование и карьера». Традиционно в ней принимала участие Испания, представляя лучшие достижения в области образования и знакомя российскую общественность с ведущими...


1 октября после торжественной церемонии осеннего открытия вечерних программ магистратуры ИГСУ для студентов Факультета государственного и муниципального управления и Факультета управления персоналом и государственной службы прошла игра «Флотилия «Себастес». Игра...

Цель освоения дисциплины: Сформировать этап формирования компетенции: ПК-12. План курса: Формирование правового поля для функционирования электронного правительства в России. Проблемы сферы перевода в электронный вид исполнения отдельных управленческих функций....

По традиции ведущим направлением подготовки магистратуры в Институте государственной службы и управления (ИГСУ) является Государственное и муниципальное управление (ГМУ). Сегодня мы попросили рассказать нам о некоторых программах, реализуемых в рамках направления ГМУ,...

Цель освоения дисциплины: Сформировать этап компетенции: ПК-1. План курса: Основные темы дисциплины: Государственная служба в досоветской России: становление и принципы организации. Опыт формирования корпуса государственных гражданских служащих. Организация...

Цель освоения дисциплины: Сформировать этап компетенции: ДПК-1. План курса: Основные темы дисциплины: Кадровые технологии в системе управления персоналом государственной и муниципальной службы. Отбор кадров для замещения вакантных должностей...

17 июля в 17.00 Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС приглашает на день открытых дверей программ бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». Направление обучения «Государственное и...

Государственное управление (англ. public administration ) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное , как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба - только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Эта специальность является одной из самых молодых в Российской Федерации. На текущий момент основные ВУЗы страны определяют это направление как одно из наиболее перспективных и востребованных в недалеком будущем. С 2015 года действует новый федеральный образовательный стандарт, который ориентирует программу обучения по данной специальности потребности рынка труда.

Деятельность будущих выпускников будет связана с работой в качестве представителей гражданской госслужбы как в муниципальных, так и в коммерческих структурах. Но об этом чуть позже. На сегодняшний день также велик спрос на грамотных специалистов в области управления на научно-исследовательском поприще. Специальность «Государственное и муниципальное управление» однозначно может стать в будущем хорошим толчком для достойной карьеры.

Совет. Хотя никто еще не отменял протекцию на госслужбе, не стоит «опускать руки» раньше времени: за последние несколько лет появилась стойкая тенденция к повышению количества успешных управленцев именно за счет знаний, полученных в ходе обучения в ВУЗе.

Вступительные экзамены и программа обучения в ВУЗах

Стандартный курс обучения в ВУЗе для получения диплома специалиста составляет четыре года. Чтобы поступить на данную специальность необходимо сдать несколько вступительных экзаменов по следующим дисциплинам:

Студенты получают знания в области права, предпринимательства, финансов, делопроизводства, менеджмента и многих других сферах. Кроме того, будущие специалисты в области управления научатся:

  • организовывать работу должностных лиц, находящихся на государственной службе (подготовка документов, прием электронных сообщений и звонков, формирование календаря встреч и т.д.);
  • разрабатывать проекты нормативно-правовой базы для организации;
  • устранять либо предотвращать конфликты на службе;
  • быть полноценным участником бюджетного планирования;
  • грамотно вести делопроизводство и документооборот;
  • создавать и продвигать качественный положительный имидж предприятия, государственной структуры;
  • полноценно работать с информационными базами данных для принятия грамотных решений в качестве управленца;
  • налаживать и укреплять связи с общественностью и СМИ в государственных органах;
  • создавать эффективные программы развития на местном и региональном уровне в социальной и экономической сферах;
  • выполнять функцию консультанта для различных структур (как муниципальных, так и коммерческих);
  • направлять работу предприятия во внешней среде в нужное русло;
  • делать грамотный анализ экономических рисков предприятия;
  • выявлять и правильно диагностировать нарушения в работе организации;
  • свободно общаться на иностранном языке, выбранном во время обучения.

Направления будущей работы

Закончив обучение лишь единицы понимают, с чего стоит начинать и «куда податься». Многие ошибочно полагают, что работа бухгалтером или экономистом - это предел мечтаний выпускников. Но на деле это совершенно не так. Получив о полном высшем, вы можете рассчитывать на 3 направления развития своей карьеры:

  • В государственной структуре. Если вы остановитесь на этом варианте, то должны полностью осознать, что фактически вы являетесь связующим звеном между народом и властью. Имея лишь диплом на руках, можно рассчитывать лишь на должность специалиста 2-й категории. Но это нормально, в принципе, для выпускника с любой другой специальностью.

Совет. На первых порах вы, скорее всего, будете получать предложения о работе лишь в качестве делопроизводителя. Но не стоит «рубить сгоряча», как это делает большинство, мотивируя свой отказ маленьким окладом, огромной ответственностью и отсутствием перспектив. Никто не заставляет вас застревать на одном месте. Просто это может хорошим опытом для начала для вашей карьеры.

  • В коммерческой структуре. Невероятно, но факт: имея специальность по государственному управлению, можно работать в негосударственной структуре. В каждой солидной компании есть свой отдел, который занимается связями с государственными структурами. Оклад в таких организациях очень привлекателен для молодых специалистов. Но стоит учитывать, что максимумом в такой структуре может быть лишь должность начальника отдела.
  • В независимой исследовательской структуре. Работа в такой организации не сулит вам ни огромного оклада, ни власти. Но если вам интересен прогноз и все, что с ним связано, то при упорном труде и качественном выполнении своих функций можно через пару создать себе имя в определенной среде и стать маститым специалистом. Вот тогда речь уже пойдет о совершенно других деньгах.

Мы ознакомили вас с основной информацией о довольно «молодой» специальности «Государственное и муниципальное управление». Теперь вы знаете, что вам потребуется для того, чтобы поступить в ВУЗ и чему вас будут обучать, а также, что можно извлечь в будущем из профессии государственного управленца.

Специальность Государственное и муниципальное управление: видео

Услуга-имеет экономический характер, определяется как виды деятельности или работ в процессе реализации которых не создается новый продукт, а изменяется качество уже имеющегося.(благо не в виде вещей, а в форме деятельности) Правовые основы: Услуга-это благо предоставляемое в виде деятельности.КРФ- 8ст и 74ст Налоговый Кодекс РФ- Услуга- деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Бюджетный Кодекс РФ – Гос (мун) услуга-это услуга, оказываемая в соответствии с гос (мун) заданием органами гос. власти или органами мсу, бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами. Указ Президента 314 – гос услуга – предоставления фед. ОИВ непосредственно или через подведомства или лруги органы безвозмездно или по реализации ценам услаг гражданам и организациям здравоохранения, соц. Защиты населения, образования. ФЗ №79- должностной регламент гос. гражданской службы включает перечень гос. услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с админ.регламентом государственного органа. ФЗ №210- гос услуга – деятельность по ревлизации функций субъектов, гос внебюджентного фонда, ИОГВ суб. Органа МСУ, кототрые осущетвляют по запросам заявителей в пределах установленных правовыми актами. 2 концепции анализа гос мус услуг:

1) Теория общественных благ Рассматривает гос мун услуги как форму общественных благ, предоставляется для граждан и организаций. Общественные блага – публичные услуги, высокая соц значимость, заинтересованность общества в их оказании некомерч. И неисключаемость.

2) Нормативый подход – т.е. гос. мун услуги – это взаимодействие между заявителем и исполнителем Гос.услуга- деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении и прекращении их прав, а так же получение материальных и финансовых средств их реализации, а так же установление юридических фактов или предоставление информации по вопросам входящим в компетенцию ИОГВ и включенных в реестр гос. услуг. Классификация услуг: Внебюджетные и добровольные услуги (паспорт, замена водит. Удостоверения) По функци-му значения:

  • материальные -социально-культурные
  • По структуре: -элементарные -композитные
  • Доступность – возможность безпрепятственного получения гражданами услуг.
  1. Физическая доступность (для инвалидов пандусы)
  2. Временное (удобство режима работы)
  3. Территориальное (транспортная, пешеходная доступность)
  4. Информационная (достаточность и удобство нформации об услуге)
  5. Фмнансовое (объем фин. Расходов, связанных с получение услуги)

Классификация: - полностью автоматизированно -автоматезированно частично (часть вручную,часть в электронном) - неавтоматезированно (в ручную)

Процесс перевода гос. услуг в электронный вид включает ряд этапов:

  1. Размещение информации об услуге в сводном реестре гос и мун услуг Свободный реестр состоит из 4х разделов: - фед. Реестр гос услуг - реестр гос. субъектов - реестр мун. Услуг - раздел справочной информации
  2. Размещение на едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для обеспечения услуг и их заполнения в электронной форме
  3. Обеспечение возможности заявителям предоставлять документы в электронном виде через портал.
  4. Обеспечение возможностями заявителей осуществлять мониторинг хода производимых услуг
  5. Обеспечение возможности получения результата услуги через портал.

Проблемы при переводе:

1. Подпись (63 ФЗ об эл. Подписей)

2. Необходимость предоставления значительного колличества документов на получение услуг (УЭК универсальная электронная форма)

Реестры оказания услуг:

1) Сводный реестр: Федеральный Региональный Муниципальный Справочная информация

2) Админ. регламенты гос и мун услуг ФЗ 210 Создание электронной карты (нпа- стратегия развития информационного общества к 2015г и ФЗ 210)

Предоставление услуг в электронном виде с использованием информационных телекоммуникационных технологий, в том числе и с использованием портала, МФЦ и УЭК, введение электронной подписи (фз63) УЭК (ФЗ210) – материальный носитель, содержащий информацию о пользователе для получения услуг. Административные регламенты по оказанию услуг До проведения реформы не существовало единых стандартов для сферы гос. услуг. Не были установлены сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень документов, ограничения оснований для отказа. Логика реформирования системы предоставления гос. услуг требовала стандартизации. Стандартизация ликвидировала противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранила дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизирует соответствующие административные процессы. В этом смысле стандартизация – необходимый шаг для перевода гос. услуг в электронный вид. Как базовый элемент стандартизации административные регламенты гос. услуги должны были: - обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя гос. услуг; - предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий; - обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг; - закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности гос. услуги; - учитывать мнение и интересы получателей гос. услуги. Минэкономразвития России провело полную инвентаризацию подлежащих регламентации гос. услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными органами ИВ. Результаты этой работы – подробные сведения о предоставлении каждой гос. услуги – легли в основу информационной системы реестра гос. услуг, сведения из которой доступны гражданам с помощью интернет-портала гос. услуг gosuslugi.ru. В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц:

  • сроки оказания услуги,
  • перечень документов,
  • основания для отказа,
  • административные процедуры,
  • ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц,
  • контактная информация,
  • стандарт комфортности и другое.

Административные регламенты государственных (муниципальных) функций и услуг позволили систематизировать полномочия органов гос. власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве РФ, упорядочить админ. процедуры. Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления гос. и мун. услуг. Прежде всего, Минэкономразвития России проверяет соблюдение закрепленных в административных регламентах стандартов предоставления гос. услуг.

 


Читайте:



Завершился вывод войск ссср из афганистана

Завершился вывод войск ссср из афганистана

В 1987 году в Афганистане начала осуществляться политика национального примирения, принятая и одобренная на Пленуме ЦК НДПА в декабре 1986 года....

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Новое направление: инноватика Сложно ли учиться на инноватике

Предоставляют массу возможностей для выбора профессионального направления. Многие из предметов и направлений обозначены достаточно непонятными...

К чему снится племянница

К чему снится племянница

Учеными было установлено, что чаще всего, людям снится о любимых родственниках сон. Племянник, привидевшийся во время ночного отдыха, может...

Репейник: толкование сновидения

Репейник: толкование сновидения

Сонник репейник толкует как символ стремления к особой защищенности от возможных неприятностей. Сон, в котором вы видели одиноко стоящий куст,...

feed-image RSS