Разделы сайта
Выбор редакции:
- Крейсер "красный крым" черноморского флота
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
Реклама
Виды конфликтов и их характеристика. Признаки и причины конфликта Каковы основные признаки нового отношения к конфликтам |
У роскоши человеческого общения есть обратная сторона – конфликты. Они рождаются везде: в семье, на работе, на дороге, на улице. Конфликты можно игнорировать, избегать, отрицать, бояться, но они неизбежны. Остается одно – научиться их понимать. Знание природы конфликтов подскажет, как их уладить, как с ними справиться и сделать это с достоинством. Что такое конфликт?Конфликт - это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей. Ассоциации, которые несет слово «конфликт», окрашены в оттенки негатива: это агрессия, выяснение отношений, бессилие, стресс, ярость. Но, как у каждой медали, у конфликтной ситуации есть две стороны: темная и светлая. Светлая сторона – это умение извлекать пользу и опыт из некомфортной ситуации. В конфликтной ситуации происходит обмен энергией, поэтому для нее нужны как минимум двое. Пока или столкновение происходит на «нейтральной полосе», конфликт не возникает. Как только начинают звучать фразы «ТЫ меня не так понял», «ТЫ неправ», «ТЫ поступил неправильно», граница конфликта смещается на сторону менее опытного оппонента. Нападающий проявляет агрессию, второй – оправдывается или старается уйти от неприятной ситуации. Жизнь без конфликтов – это иллюзия . Даже те люди, которые называют себя бесконфликтными, постоянно попадают в неприятные ситуации, но предпочитают смолчать, уйти, прекратить ссору нервным смехом, направить агрессию на самого себя. Терапевты, разбирающие на практике конфликт в психологии, утверждают: поведение в сложных ситуациях заложено в нас с детства. Чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потерь для собственного достоинства, можно разработать собственную тактику поведения. Но сперва — разобраться в их классификации. Примеры конфликтов.Тема конфликтов и их разрешения, будоражит не только практикующих психологов. На разном уровне этим озабочены дипломаты, ученые, государственные деятели, бизнесмены. Наука проясняет вопросы: что такое конфликт, как он возникает и каким образом может быть разрешен на разных уровнях. Рассматриваются их положительные и отрицательные стороны воздействия, роль и группы личностей, его связь с общими и личными ценностями, социальный результат, тип разрешения, значимость. Конфликты в психологии - это бескрайнее поле для исследования. Некоторые психологи практикуют консультации по одному из конфликтов. С одной стороны такие ситуации уникальны, с другой – типичны. Пройдемся по самым популярным примерам:
Конфликты в «чистом» виде случаются крайне редко. Как правило, внутренние конфликты провоцируют семейные, рабочие переносятся на детско-родительские. Внутренний конфликтСемейные конфликты между детьми и родителями могут быть продолжением конфликта между супругами, когда родители пытаются привлечь на свою сторону ребенка, манипулируют отношениями. Детско-родительский конфликт может иметь совершенно отдельную историю и длиться даже тогда, когда дети вырастают и живут отдельно. В психологии такой конфликт называется «не перерезанной пуповиной». В литературе детско-родительский конфликт, пример сложных отношений и семейную трагедию включают в сюжет все писатели. И не удивительно, ведь тема эту настолько тяжелая, что заставляет плакать взрослых людей. Рабочие конфликтыВ-четвертых – что бы человек не пережил в детстве, освоить нелегкую науку можно в любом возрасте. Даже если ощущается паническая боязнь конфликтных ситуаций. В-пятых – метод выхода из конфликта тоже творческий акт. Искусство разруливать конфликты и извлекать из этого пользу – признак зрелости и . Конфликт – это часть общения и нашей повседневной жизни. С одной стороны эти ситуации уникальны, с другой – вполне разрешимы. Эмоции могут бурлить очень сильно, особенно если человека не учили справляться с такими ситуациями с детства. Но не стоит относить себя к жертвам или к агрессорам. Все же лучше использовать конфликт для одного – урока, который нам преподносит жизнь. Ведь именно для этого конфликты и существуют. Часто в нашей жизни возникают конфликтные ситуации - между друзьями, знакомыми, родственниками, коллегами и любимыми. Почва может быть самой разнообразной - от несовпадения интересов до межрасовой неприязни. Понятие конфликта будет подробно рассмотрено в нашем обзоре. Также мы поговорим об основных причин его проявления, необходимости его присутствия в повседневной жизни, правилах поведения во время конфликтной ситуации, способах решения. Конфликтная ситуация - это столкновение на почве недопонимания, непринятия чужих идей, ценностей и мыслей, возникающее между людьми, обществом, отдельными государствами. Ранее считалось, что этого следует избегать, стараться находить компромисс во всем, однако современная психология опровергает данное утверждение. На сегодня разного рода столкновения не рассматриваются как сугубо негативные, так как, согласно многочисленным исследованиям, конфликт помогает развиваться индивидуумам и группам, благодаря ему человек обретает опыт в общении. Суть ситуаций такого рода заключается в отстаивании точки зрения и собственной конкурентоспособности. Сталкиваясь с непониманием, несправедливостью, человек ввязывается в конфликт. СтруктураСтруктура всех конфликтных ситуаций включает в себя:
Виды и типы конфликтных ситуаций в деловой средеНаиболее распространенными являются столкновения интересов в организованных группах, а именно в коллективах рабочих, среди учителей в школах, в организациях, собранных из индивидуумов различной этнической принадлежности. В данном случае рассматривают такие типы конфликтов:
Самые распространенные типы конфликтовЧаще остальных в быту и повседневной деятельности человека встречаются межличностные, внутриличностные столкновения, а также столкновения между группой и индивидуумом. Пример конфликта между двумя людьми можно встретить в любом классе школы, коллективе, семье:
Действующие лицаУчастники конфликта - это стороны, принимающие непосредственное участие в образовании и завершении столкновения интересов. Различают 2 вида действующих лиц: косвенные и прямые участники конфликта. К косвенным относятся:
К прямым относятся:
Причины возникновенияИсточники конфликтов - это неблагоприятные условия, стечение обстоятельств, личностные качества индивидуумов, провоцирующие развитие столкновения. Из всех источников чаще встречаются: нестабильное материальное положение, нехватка ресурсов, черты характера и излишняя эмоциональность человека, а также особенности его психического развития, ценности, мораль, и этика личности. Семья как одна из малых групп, где периодически происходят конфликтные ситуацииСемейные конфликты являются одними из наиболее встречаемых. Согласно статистике, практически каждому члену семьи приходится сталкиваться с непониманием со стороны одного из близких родственников. Причинами развития конфликтов в данной группе индивидуумов становятся:
Основные "симптомы" развития конфликтной ситуации в семьеПервые признаки конфликта зачастую остаются скрытыми до пикового момента. Как же понять, что необходимо предпринимать какие-либо усилия для предотвращения конфликтной ситуации? Ни одна конфронтация не возникает беспочвенно. Понятие конфликта подразумевает наличие определенных предпосылок: частых споров, непонимания, молчания и неумения правильно строить диалог. Пример: супруг вернулся с работы расстроенным, нуждающимся в поддержке. А жена, в свою очередь, подумала, что он устал и не "достает" его разговорами, хотя ему сейчас просто необходим диалог с ней. Постепенно недомолвки наслаиваются друг на друга, и между партнерами возникает незримая пропасть, а позже проявляются признаки конфликта:
В итоге из-за своевременно не решенных вопросов в семье образуется конфликтная ситуация, для благополучного разрешения которой обе стороны должны приложить максимум усилий. Поведение человека во время конфликтаСледует знать, каким должно быть поведение в конфликте. Это позволит не допускать ошибок во время вынужденных столкновений интересов, а также воздействовать на соперника (инициатора или другую сторону конфликта). В психологии различаются следующие варианты поведения индивидуума в конфликтной ситуации:
Влияние конфликта на человекаТо, как именно воздействует на индивидуума конкретная конфликтная ситуация, зависит от нескольких факторов:
Каждый из вышеперечисленных факторов прочно связан с последующим, и только их совокупность может показать, как на индивидуума влияет проблема конфликта. К примеру, человек поставил для себя задачу (цель), осуществить которую для него особо важно, при этом его оппоненту данная цель абсолютна безразлична. В итоге, при избранном оппонентом доминирующем варианте поведения, человек не сможет добиться желаемого, остро переживая свою неудачу. Что нельзя делать во время урегулированияСтоит помнить, что излишняя эмоциональность может только усугубить сложившуюся ситуацию, а спокойствие и холодность в голосе позволят быстрее устранить конфликт. Для разрешения любого столкновения необходимы сдержанность и уважение к сопернику, с какой стороны бы он себя ни проявлял. Важно знать, что негатив в ответ на негатив может эскалировать психологический конфликт и сделать его практически нерешаемым без дополнительной помощи. Конфликтная ситуация требует особого подхода, ее разрешение следует доводить до конца, в противном случае она может возникнуть вновь. Основные правила позитивного разрешения
Как преодолеть конфликтную ситуацию в семьеГруппой, наиболее подверженной негативному влиянию конфликтов, является семья. Всего есть три пути для предупреждения и устранения столкновений интересов в семейных отношениях. К ним относятся: деструктивный (разрушающий брак), постоянный (состояние семьи в настоящее время), конструктивный (способствующий быстрому восстановлению). Структура семейных отношений во время конфликта подразумевает 2 вида поведения:
В любой сложившейся семейной конфронтации каждый из партнеров должен стремиться к ее решению, в котором выигрывают обе конфликтующие стороны (выирыш-выигрыш). Итог, где один из оппонентов остается в проигрыше, может спровоцировать новый конфликт, усугубленный ущемленным самолюбием и предыдущим фиаско партнера. Разрешением для конфликта является прямой разговор-объяснение, где каждый может высказаться в спокойной форме о той или иной проблеме. Помимо этого, еще одним способом решения может стать уступчивость обоих партнеров. Моменты, помогающие бороться с конфликтом:
Предупредить семейные конфликты помогает совместное времяпрепровождение супругов, общение на отвлеченные темы. Чем больше и чаще партнеры могут разговаривать, тем прочнее защита у их семьи от конфликтов. Не стоит давить на человека, пытаться его перевоспитать - это будет большой ошибкой, так как каждая личность индивидуальна и имеет право отстаивать свою индивидуальность в любой ситуации. Различают две большие группы конфликтов: конструктивные и деструктивные. Разнятся они, в основном, тем, что первые направлены на содержание конфликтной ситуации и поиск вариантов решений, тогда как вторые связаны с "выяснением отношений". Конструктивные конфликты не возбраняются. Они способствуют прояснению позиций и выработке нового единства учебной группы. Деструктивные разрушают учебный коллектив и его связь с педагогом. Симптомы конфликтов 1. Ограничение и удержание информации . Учащийся явно показывает – вербально и невербально, что он знает ответ на вопрос, но не скажет его. 2. Ложь . Намеренное искажение информации для сохранения своих позиций. 3. Группировка . Обычно применяется как средство группового давления. 4. Нокдаун . Вербальная (иногда физическая) агрессия. В этом случае участники конфликта награждают друг друга необщепринятыми прозвищами. 5. Избегание . Сюда относятся частые пропуски занятий, демонстрация незаинтересованности происходящим в учебной группе, игнорирование учителя (преподавателя) и т.п. 6. Экспертирование . В этом случае, прервав учителя, учащийся высказывает свое мнение, при этом ссылается на свой опыт или заимствованный у родителей либо из книг. Педагоги тоже нередко прибегают к этому приему. 7. Подавление эмоций и рационализирование . Вместо того, чтобы разрядиться эмоционально, участник конфликта зажимает чувства внутри себя и, оставаясь внешне спокойным, пытается рассуждать логически. 8. Перемена темы . 9. Самые ранние симптомы напряженности - вздохи , явно не к месту, когда человек вздыхает, как будто у него на плечах - все тяготы мира. Подобные вздохи – признак раздражения, что-то не устраивает ребенка (или взрослого) в вас, в ситуации, и если оставить их без внимания, взрывчатый материал для конфликта будет накапливаться. 10. Нерешительное молчание . Вы можете заметить, что учащийся вроде бы делает попытки заговорить с вами, речевые усилия видны на лице - но почему-то слова остаются невысказанными (а ведь они могли быть очень важными, могли помочь разобраться в ситуации). Если не облегчить ученику выведение эмоций "наружу", опять-таки может пополниться склад взрывчатых конфликтных веществ. 11. Напряженные движения лицевых мускулов . Человек может "играть" желваками и когда просто смотрит на вас, и когда говорит (взгляд при этом "хищный"). Это признак очень большого напряжения и раздражения. 12. Отворачивание . Раньше учащийся смотрел на вас, когда говорил, либо его лицо было, по крайней мере, развернуто в вашу сторону. Теперь же он старательно отводит глаза и отворачивается, что бы он вам ни говорил, вплоть до сообщения сегодняшнего числа. Создается впечатление, что ему сам вид ваш противен. Однако тон его высказываний - фальшиво-оптимистичен. 13. Использование укороченных фраз . Он и раньше был не очень речист, но сейчас может побить все рекорды составителей телеграмм. Ни одного лишнего слова, а иногда некоторые пропускает. В речи превалируют существительные и глаголы "Приду. Сдал. Сделаю. Это не так. Я напишу. Нет. Не буду. Устал". 14. Дудлинг – рисование различных узоров и фигурок, когда говорит с вами. Это пример ухода – с одной стороны, вроде бы и слушает и кивает головой, а с другой, – показывает, что все ваши слова – явная чепуха, ради них не стоит отказываться от замалевывания бумаги. 14.3. Стили поведения в конфликте Можно выделить пять основных типов поведения в зависимости от того, насколько участники конфликта заинтересованы в получении преимуществ для себя в этом взаимодействии или не заинтересованы (вертикальная ось), а также насколько они заинтересованы в том, чтобы и другие получили в результате разрешения конфликта определенные преимущества (горизонтальная ось) или не заинтересованы в этом. Остановимся на этих типах поведения более подробно. Суровый боец или конкурент (стиль конкуренции). Такой человек очень заинтересован в получении выгод для себя и совершенно не склонен, чтобы их получили другие. Он беспощадно отстаивает свои интересы, невзирая на окружающих. Свое поражение воспринимает как слабость, снижение статуса, разрушение собственной самооценки. Его цель - победа, полное подчинение "противника". Именно победа дает ему радость, оживляет его, придает жизни остроту. При этом такому человеку совершенно не важно, из-за чего разгорелся конфликт - из-за опоздания, повышенного тона голоса, косого взгляда, толчка соседа, заниженной отметки - он всегда готов настоять на своем и по-другому быть просто не может. Чувства остальных его попросту не трогают. Избегатель (стиль уклонения) мало заинтересован как в собственной выгоде, так и в выгоде другого. Конфликт воспринимается как "наказание божье", непродуктивная ситуация. Избегатель всячески старается его избежать. При возникновении напряженности либо просто замолкает, либо старается уйти. Перекладывает "решение проблемы на других. Лакировщик (стиль приспособления). Низкая заинтересованность в получении выгоды для себя и высокая - для другого. Это неуверенный и всегда готовый уступить человек, невзирая на свои собственные интересы и мнение (но они, тем не менее, у него имеются). Ставит согласие и внешнее спокойствие во главу угла. Недовольство и конфронтация воспринимаются им как крайне неприличное поведение. Всегда соглашается с любым решением других, всегда находит впоследствии мелкие отговорки, возражения, замечания, благодаря чему ответственность ложится на всех, кроме него. Примиритель или компромиссник (стиль компромисса). У него средняя заинтересованность в получении собственной выгоды и средняя заинтересованность в получении выгоды другим участником конфликта. Считает, что все в конфликте что-то неизбежно теряют, поэтому соглашение может быть достигнуто только тогда, когда все немножко друг другу уступят. Правда, при этом все остаются не очень удовлетворенными, но он считает, что этим можно пренебречь. Наконец, соратник или решатель проблем (стиль сотрудничества). Высоко заинтересован как в получении собственной выгоды, так и в получении выгоды другими участниками конфликта. Человек, придерживающийся этого стиля, стремится создать ситуацию, когда цели и потребности всех вовлеченных сторон могут быть осуществлены. Ищет решения, приемлемые для всех, таким образом, чтобы и ответственность за них разделили также все. Для него важен конструктивный выход из конфликта, а не победа или поражение. Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в трудовых коллективах являются: Факты унижения достоинства личности в официальной или неофициальной обстановке; Резкое изменение в отношении к работе (функциональным обязанностям); Факты уклонения от выполнения указаний, распоряжений непосредственных (вышестоящих) начальников; Обоюдное или одностороннее словесное или физическое оскорбление; Замкнутость, уединение, подавленность отдельных членов трудового коллектива; Формальная постановка работы по управлению персоналом; Негативные суждения об окружающей обстановке, о жизни и деятельности сослуживцев и должностных лиц. Исследование конфликтных явлений, встречающихся в трудовых коллективах, показывает, что главным условием их возникновения является нарушение нравственных норм взаимоотношений между членами трудовых коллективов разных категорий и организации самого процесса производства. Результаты проводимых психологами и социологами исследований свидетельствуют о том, что чем больше в коллективе людей, удовлетворенных трудом, тем благоприятнее нравственно-психологический климат в нем, тем более развиты товарищество и взаимопомощь, и, наоборот, чем больше неудовлетворенных трудом, тем хуже атмосфера в коллективе, тем чаще вспыхивают различные конфликты. Руководители постоянно сталкиваются с довольно сложными управленческими ситуациями, среди которых конфликтные ситуации занимают особое место. В некоторых организациях руководители затрачивают 50 % своего рабочего времени на изучение и улаживание различных конфликтных взаимоотношений. Между тем признаки напряженности в трудовом коллективе могут быть выявлены методом обычного наблюдения. Возможны следующие формы проявления «назревающего» конфликта в организации: стихийные минисобрания (беседы нескольких человек); увеличение числа неявок на работу; снижение производительности труда; увеличение числа локальных конфликтов; повышенный эмоционально-психологический фон; массовые увольнения по собственному желанию; распространение слухов; коллективное невыполнение указаний руководства; стихийные митинги и забастовки; рост эмоциональной напряженности. Конфликты в организациях очень часто имеют межличностную окраску. В силу особенности организационного климата в конфликты втягиваются и рядовые сотрудники, и руководители. Так, в рабочей группе, представляющей основную организационную структуру трудового коллектива, можно наблюдать в основном три предпосылки конфликтных ситуаций: а) все подчиненные находятся в конфликтной оппозиции друг к другу; б) все подчиненные настроены против руководителя; в) группа разделяется на диады и триады. Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: 1) устойчивые к конфликтам, 2) удерживающиеся от конфликтов и 3) конфликтные. Численность третьей группы составляет около 6-7% от всей совокупности работников1. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления. Примерно такие же пропорции отмечаются в организациях зарубежных стран. Условиями, определенным образом влияющими на возникновение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах, могут быть: Искусственно сохраняющиеся в группах отрицательные бытовые, национальные и иные обычаи и традиции, которые могут привноситься отдельными членами коллектива и навязчиво культивироваться; Недостатки в организации труда и быта членов трудового коллектива и членов их семей; Преобладание в коллективе аморальных, безнравственных отношений между отдельными членами как по «вертикали», так и по «горизонтали», которые могут складываться в силу неблагоприятного подбора людей и других субъективных причин; Недоверие начальника к подчиненным, выражающееся в излишней опеке и подмене подчиненных при выполнении ими своих обязанностей; Предвзятое отношение начальника к подчиненному и наоборот; Снисходительное отношение отдельных начальников к подчиненным. Оно чаще всего выражается в терпимости и всепрощении недостатков у так называемых «незаменимых» активистов; Наличие в трудовом коллективе неофициальных микрогрупп с отрицательной направленностью. В основе образования таких групп лежит, как правило, стремление отдельных членов коллектива к уклонению от общественной работы, недовольство высокой требовательностью руководителя, личные симпатии, антипатии, привязанности и т.п. Выявление источников социальной напряженности и разрешение конфликта на ранней стадии его развития значительно снижает связанные с ним затраты и уменьшает возможность негативных последствий. Важную роль может сыграть психологическая служба, способная провести мониторинг, комплексный анализ и диагностику состояния организации, выработать соответствующие рекомендации, а при необходимости - взять на себя посреднические функции. Основываясь на исследованиях трудовых коллективов в ряде регионов, можно рекомендовать для практического применения следующий вариант оценки состояния отношений в коллективе: если неудовлетворенность не превышает 20%, ситуацию можно считать нормальной; если неудовлетворенность находится в пределах от 20 до 40%, ситуация становится неустойчивой; от 40 до 70 % - показатель предкризисного состояния отношений; от 70 до 100% - ярко выраженный кризис. Конфликтом является столкновение совершенно противоположных интересов, мнений, целей или взглядов оппонентов во взаимодействии друг с другом. В основе любой конфликтной ситуации лежит противоречие сторон по какой-либо причине, или разногласия внутри рабочего коллектива о стратегических целях и средствах их достижения, или обычное несовпадение интересов и мнений. Конфликт начинается именно тогда, когда одна из сторон начинает действовать и притеснять интересы другой стороны. Если же со стороны оппонента происходит ответный шаг, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Выделяют следующие элементы конфликта:
Конфликт может сопровождаться наличием одной или нескольких конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация – это столкновение разных интересов и мнений, которые находятся под влиянием многих внешних и внутренних факторов, а также различных условий и обстоятельств. Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:
Первыми попытками научного объяснения конфликта были использованы еще в трудах античных философов и мыслителей (Конфуций, Платон, Аристотель и т.д.). В первых теоретических рассуждениях была выделена наука конфликтология, определение основных причин возникновения конфликтов, способов и путей их разрешения. Конфликтология основывалась на нескольких основных направлениях:
Современная наука выделяет для себя главную и единственную особенность в развитии конфликтологии – практические направления в работе с конфликтами, вместо теоретических исследований. Виды и типы конфликтовДля того чтобы суметь правильно растолковать конфликт, его сущность и возможные последствия необходимо знать его основные виды и типы. Вид конфликта определяется выбором варианта конфликтного взаимодействия и выделяется по определенным признакам (способ решения, сфера проявления, направленность воздействия, степень выраженности и т. д.). По способу разрешения конфликты бывают:
По сфере проявления конфликты бывают:
По направленности воздействия конфликты делятся на:
В зависимости от количества участников конфликта их разделяют на следующие типы:
В результате нарушения потребностей могут возникнуть такие типы конфликтов:
Схема конфликтаСтруктура конфликта может быть представлена в виде следующей схемы: Какие есть способы управления конфликтами?
Стратегии поведения в конфликтной ситуацииСтратегия поведения в конфликте необходима для того, чтобы определиться с нормами поведения в сложившейся ситуации. Ведущие специалисты разработали целую концепцию поведения человека в конфликтной ситуации, выбор необходимой стратегии поведения, а также методы его решения и управления. Рассмотрим основные виды стратегий:
|
Читайте: |
---|
Новое
- «31 спорный вопрос» русской истории: житие императора Николая II
- Лечебные свойства корня лопуха и его широкое применение в домашних условиях
- Природные ресурсы западной сибири
- Совместимость петуха и змеи в любовных отношениях и браке Он петух она змея совместимость
- Чемерица черная: прекрасная и опасная Противопоказания и побочные действия
- Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
- Порционная сельдь под шубой на праздничный стол
- К чему снится шить во сне
- Примета — разбить зеркало случайно: что делать, если оно треснуло
- Самостоятельные заговоры на удачу и деньги